Статьи

Во сколько лет лучше отдавать ребенка в школу, можно ли в 6: советы и рекомендации психолога

Содержание статьи

Когда стоит отдать ребенка на учебу в 6 лет, чтобы не перегрузить

О поступлении в первый класс шестилеток психологи высказываются отрицательно. Специалисты считают, что в этом возрасте мотивация слаба, малыш сам не знает, чего хочет, и не будет следовать требованиям педагогов. Плюс физиологические особенности шестилеток таковы, что усидеть на месте больше 20 минут они не могут.

Недаром в детском саду развивающие занятия длятся только четверть часа. Концентрация внимания, необходимая школьникам, осознанно занимающимся, у детей шести лет еще не выработалась. А если нет концентрации, не будет и глубокой вовлеченности в изучаемый предмет. Шестилетками управляет любопытство, но этого мало.

Медицинские работники тоже категорически против раннего поступления детей в школу. Организм только-только развивается, осанка не сформировалась, нужна постоянная двигательная активность, чего ученик лишен во время 40-минутного урока. Сидеть в одной позе, носить на спине тяжелый ранец – все это отрицательно сказывается на здоровье. Неокрепший организм, не справившись с нагрузкой, начнет болеть, что негативно скажется и на учебном процессе, и на психологическом самочувствии ученика. Так стоит ли торопиться? Каждому возрасту – свое предназначение.

Когда лучше отдать ребенка в школу: мнение психологов

Психологи, в свою очередь, указывают на следующие моменты готовности личности:

  • умение общаться, слушать и слышать;
  • навыки самостоятельности: одеваться, есть, следить за своими вещами должен сам;
  • владение собой, не впадая в панику, находясь вне дома;
  • ориентирование в пространстве.

Последний момент особенно важен, ведь маленькому исследователю нужно научиться не теряться в большом учебном здании, находить кабинет, где проводятся занятия, и туалетную комнату, правильно вести себя в гардеробе, столовой, коридоре. Этот «квест» не должен быть для первоклассника устрашающим. Конечно, переход из дошкольного периода в школьный – стресс, поэтому малыша нужно подготовить к испытаниям заранее, научить ориентироваться, не тушеваться в сложной, на его взгляд, ситуации.

Психологи, кроме того, заявляют, что дошкольнику следует еще год побыть дома, если он испытывает психологические проблемы, связанные с семейным окружением. Дети – тонко чувствующие и ранимые натуры, любой разлад между родными людьми они воспринимают как самую большую трагедию.

Если родители ругаются каждый день, психика малыша не выдерживает, он находится в таком напряжении, что дополнительная нагрузка плачевно скажется на его здоровье. Папам и мамам стоит задуматься над своим поведением и не устраивать сцены на глазах сына или дочери, если они заботятся о его душевном и физическом благополучии.

С какого возраста можно отдать ребенка в школу: советы родителям шестилетки

Если вы хотите отдать малыша в школу с 6 лет, нужно быть готовыми к определенным рискам, связанным с принятием такого решения. Скорее всего, вы долго и всесторонне готовили кроху к первому классу, позаботились заранее о том, чтобы он знал все о школе, мог блеснуть перед учителем и одноклассниками своими неординарными способностями. Но есть вещи, которые могли ускользнуть от вашего внимания. Например:

  • Шестилетки лучше воспринимают обучение в игровой форме (наверняка именно так и проходила вся дошкольная подготовка). В школе же их ждут по большей части скучные однообразные занятия. Это может стать причиной потери интереса к обучению.
  • Предел концентрации для шестилетнего ребенка — 15 минут, а школьные уроки имеют продолжительность 45 минут. Маленькому ученику будет трудно оставаться собранным на протяжении всего занятия. Он будет отвлекаться, что повлияет на качество усвоения материала.
  • Если в классе учатся в основном дети 7 лет, шестилетка всегда будет немного отставать от своих одноклассников в физическом развитии. Многие школьники болезненно переживают свое отличие от остальных, из-за чего появляется неуверенность, трудности общения, развитие комплексов.

Программа обучения большинства школ России рассчитана преимущественно на работу с детьми с 7 лет. Только единичные классы ориентированы на шестилеток. Поэтому, прежде чем вы окончательно решите отдать ребенка 6 лет в школу, еще раз взвесьте все преимущества и возможные последствия этого решения для вашего малыша.

Влияет ли пол на готовность к школе

Да, влияет. Родители ошибочно полагают, что мальчиков стоит отдавать в школу раньше, чем девочек. На деле юные представительницы прекрасной половины человечества созревают гораздо раньше: в более раннем возрасте они обладают лучшим интеллектуальным и эмоциональным развитием, коммуникативными навыками и способностью адаптироваться к новому ритму жизни.

При этом девочки более покладисты, учителя редко испытывают с ними серьезные проблемы. Мальчики же созревают позднее – часто они имеют игровую мотивацию к поступлению в начальную школу. Они могут воспринимать ее как новую игровую площадку. В сравнении с девочками они менее ответственные и покладистые, нередко ввязываются в ссоры и драки, имеют проблемы с коммуникацией и установлением адекватных отношений в коллективе.

С какого возраста ребенок может посещать школу в зависимости от пола? Согласно данному критерию девочек можно отправлять в 1-й класс при достижении ими 6 лет и 6 месяцев, а вот мальчикам лучше начинать заниматься после 7 лет. Исключения из правил есть и их достаточно много. Половой фактор рекомендуется учитывать, но не ставить во главу угла. Основными должны оставаться критерии уровня эмоционального, интеллектуального и физического развития.

Читать так же:  12 способов, как быстро уложить ребёнка спать без слёз и нервов: авторские методики и советы доктора Комаровского

Пора или нет

Ребенок может пораньше идти в первый класс, если:

  • знает буквы, может учить стихи наизусть;
  • четко выговаривает звуки;
  • имеет хороший словарный запас (в соответствии с его возрастом);
  • речь выразительная, связная;
  • придерживается социальных норм, следует правилам, понимает указания, причинно-следственные связи;
  • имеет нормальную работоспособность, усидчивый;
  • присутствуют навыки самоконтроля;
  • ребенок не состоит на учете у психиатра или невролога;
  • отсутствуют проблемы с бессонницей, нет гипервозбудимости и головокружений;
  • малыш общителен, активен, с легкостью знакомиться с новыми детьми, у него есть друзья;
  • ребенок не страдает от хронических недугов, в общем здоров, простуда встречаются не чаще, чем четыре раза в год;
  • физическое развитие соответствует возрасту.

Лучше отдать позже, если:

  • у ребенка возникают трудности в общении, как со сверстниками, так и с другими людьми;
  • он не распознает звуки;
  • словарный запас совсем маленький;
  • ребенок слишком стеснительный, застенчивый;
  • имеет истощенную нервную систему;
  • присутствуют неврологические недуги;
  • у малыша синдром дефицита внимания, повышенная тревожность, замкнутость, неразвитая мелкая моторика;
  • ребенок неразговорчивый, неусидчивый, конфликтный;
  • имеет плохие навыки социализации;
  • присутствуют хронические заболевания, например, диабет или аденоиды, малыш болеет от десяти до двенадцати раз за год.

Если вы отметили больше проявлений, указывающих на необходимость повременить с поступлением в школу, это не значит, что нужно просто ждать, когда ребенок повзрослеет. Во многом Вам придется приложить усилия для того, чтобы позаботиться об интеллектуальном развитии своего карапуза, психологической и речевой готовности, укреплении состояния здоровья.

Бывает такое, что родители все же не могут определиться с тем, во сколько отдавать своего малыша в первый класс. Тогда можно обратиться за консультацией к воспитателям в детском саду, у них имеется «зоркий взгляд», помогающий выявить детей, которые переросли садик.

Как понять, в каком возрасте отдать ребенка в школу?

Критерии готовности малыша к школьному обучению:

1. Достаточный уровень интеллектуального развития.

То, что ребенок научился читать, знает наизусть целые поэмы, всю таблицу умножения, говорит о том, что у него великолепная память, но никак не отражает уровень развития ума. Будущему школьнику нужно также понимать, как устроен окружающий мир, знать свое место в нем. Интеллектуальная готовность — это умение:

рассказать о себе и своей семье; грамотно выразить собственные мысли; достаточно долго удерживать внимание на предмете изучения; рассуждать; самостоятельно искать ответы на вопросы; делать выводы; фантазировать; делать анализ информации, сравнивать, находить сходства и отличия предметов; выполнять задания учителя. 2

Психоэмоциональное развитие

2. Психоэмоциональное развитие.

Это показатель морального настроя дошкольника на учебу в школе. Как определить, что пора отдавать ребенка в школу?

  • Он любознательный, любит узнавать что-то новое, проявляет интерес к школьным дисциплинам.
  • Ему нравится процесс обучения. Он знает правила поведения в школе и готов их соблюдать.
  • Он спокойно может высидеть целый урок, не отвлекаясь, не отвлекая педагога и других детей. Не устает от длительных учебных нагрузок.
  • Ему комфортно жить по распорядку школьника — рано вставать, проводить полдня в школе, делать уроки.
  • Он не боится трудностей, достаточно самостоятелен и уверен в себе, понимает, что такое ответственность, дисциплина.

3. Здоровье.

Даже одаренного, развитого ребенка не рекомендуется отдавать рано в школу, если у него слабый иммунитет. Состояние физического здоровья непосредственно сказывается на результатах обучения. Активному, здоровому ученику, который посещает спортивные (танцевальные, любые активные) занятия, много времени проводит на свежем воздухе, и умственные нагрузки по силам

Ученики со слабым иммунитетом и физической подготовкой часто болеют, пропускают занятия, быстро устают, отчего страдает внимание, способность к усвоению материала

4. Уровень социализации.

В школе внимание учителя не будет безраздельно принадлежать вашему малышу, как это происходит дома. Ребенок должен быть готов к обучению в коллективе, где каждый ученик — индивидуальность

Неважно, 6 или 7 лет вашему ребенку

Важно, умеет ли он непринужденно общаться со сверстниками, заниматься командной работой, чувствует ли себя комфортно среди незнакомых людей, может ли быстро освоиться в новой социальной среде

Неважно, 6 или 7 лет вашему ребенку. Важно, умеет ли он непринужденно общаться со сверстниками, заниматься командной работой, чувствует ли себя комфортно среди незнакомых людей, может ли быстро освоиться в новой социальной среде. Если у маленького ученика недостаточно опыта коммуникаций, адаптация к школьной жизни может стать для него большим испытанием

Если у маленького ученика недостаточно опыта коммуникаций, адаптация к школьной жизни может стать для него большим испытанием.

Во сколько лет отдавать ребенка в школу — определяем по поведению

Каждый ребенок индивидуален и в этом отношении учитель играет важную роль, его задача — понять, найти подход к первокласснику. Конечно, и школьник должен понимать учителя, прежде всего, как человека, который заслуживает уважения

Важно, чтобы ребенок соответствовал следующим пунктам:

  • дошкольник легко привыкает к новой среде и людям без родителей
  • хорошо себя чувствуется среди сверстников
  • не проявляет агрессию, разрешает споры без драк, умеет работать в команде
  • не страдает от вредных привычек — сосания пальцев, кусания предметов
  • признает авторитет взрослого
  • остается на 15 — 20 минут в одиночестве не впадая при этом, в панику
  • проявляет благоприятное поведение — хвалит других, оказывает помощь, следует нормам.

Во сколько лет лучше отдавать ребенка в школу, можно ли в 6: советы и рекомендации психолога

Родители детей, рожденных в зимне-весенний период, часто задаются вопросом: «Когда лучше отдать ребенка в школу?».

Если ребенок появился на свет в марте, в начале очередного учебного года его возраст на 6 месяцев «перешагнет» рекомендованную для поступления отметку в 7 лет.

Может, стоило отправить такого ребенка в школу в предыдущем сентябре? Справится ли с положенными учащимся нагрузками малыш, которому всего 6,5?

От того, во сколько лет отдать ребенка в школу, будет зависеть его дальнейшая успеваемость, поэтому этот вопрос необходимо тщательно обдумать

Во сколько лет лучше отдавать ребенка в школу?

Некоторые родители, стремясь реализовать свои амбиции, отправляют чадо учиться как можно раньше. Другие хотят продлить беззаботное детство отпрыска и откладывают поступление ребенка в школу. На самом деле, универсальных рекомендаций на этот счет нет. Решение должно приниматься родителями в индивидуальном порядке после тщательного анализа всех особенностей ребенка.

Читать так же:  8 главных советов, как отлучить от груди двойняшек

На какие факторы следует обратить внимание прежде всего? Разумеется, принятое родителями решение об образовании ребенка, не может идти вразрез с действующим законодательством страны. В каком же возрасте можно отправлять малыша учиться в соответствии с нормами, принятыми в РФ?

По законодательству

Если у ребенка имеются хронические заболевания, вопрос о поступлении в школу должен решатся совместно с лечащим врачом

Для каждого случая рекомендации специалиста будут индивидуальны, но обычно родителям рекомендуют повременить с зачислением малыша в школу, если у последнего есть проблемы:

  • с костно-мышечной системой;
  • с пищеварением;
  • со зрением.

При переходе дошкольника на непривычный для него режим дня с добавлением нагрузок именно перечисленные группы органов страдают сильнее всего. Чтобы не усугублять имеющиеся у ребенка проблемы со здоровьем, врачи могут порекомендовать родителям в первую очередь заняться лечением малыша, а его обучение отложить до более позднего возраста.

Есть у медиков ряд советов и для тех, чьи дети не страдают от хронических заболеваний и имеют крепкий иммунитет. Прежде чем отдавать по всем признакам здорового ребенка в школу, его, в любом случае, следует показать некоторым специалистам:

  • педиатру;
  • иммунологу;
  • отоларингологу;
  • офтальмологу;
  • стоматологу;
  • неврологу;
  • психиатру.

Перед поступлением в школу каждый ребенок в обязательном порядке должен пройти медосмотр

Если хотя бы один из перечисленных врачей решит, что у малыша имеются какие-то проблемы, родителям стоит всерьез задуматься о том, чтобы отложить поступление крохи в учебное заведение до тех пор, пока ему не исполнится 7,5-8 лет. Оставшееся время можно будет использовать для оздоровительных процедур. Замечательно, если в последний год перед школой у родителей получится свозить отпрыска в хороший лечебный санаторий.

Готовность ребенка к школе

Упомянутые выше законодательные нормы опираются, прежде всего, на статистические данные о принципах физиологического развития человека, согласно которым возраст от 6 до 8 лет оптимален для начала обучения. Память малыша к этому моменту уже достаточно развита для усвоения большого количества нового материала, а его тело способно легко привыкнуть к постепенно увеличивающимся нагрузкам.

Для того чтобы понять, готов ли ребенок к школе, всем будущим первоклашкам рекомендуется пройти тестирование

Проблемы с нервной системой оказывают влияние и на поведение. Из-за ее незрелости некоторые дети заторможены; другие – проявляют гиперактивность. То и другое может негативно сказаться на учебе.

Специалист проанализирует, изменится ли поведение ребенка с течением времени, и расскажет, имеет ли смысл откладывать поступление крохи в первый класс.

ИНТЕРЕСНО: куда лучше поступить после 9 класса: советы

Навыки общения и степень самостоятельности

Если до школы ребенок посещал детский сад, проблем с социализацией и развитием самостоятельности у него, как правило, не возникает

В противном случае родителям придется уделить внимание таким аспектам, как:

  • обучение крохи простейшим навыкам самообслуживания;
  • развитие у малыша внимательности к чувствам окружающих;
  • формирование толерантного отношения к недостаткам других детей.

Когда надо задуматься об оформлении ребенка в школу?

К сожалению, в современных реалиях недостаточно просто решить, когда отдавать ребенка в школу. О зачислении малыша в учебное заведение придется позаботиться заранее. Практика показывает, что минимальное время, требующееся для оформления всех необходимых документов, составляет 6-9 месяцев.

Когда стоит подождать со школой лишний год?

Дети разные. Вроде бы, все понимают, что один растет быстрее, другой медленнее (и может, второй перегонит первого в росте уже года через три), но то, что ребенок может быть психологически не готов к школе в 6 лет, часто воспринимают чуть ли не как умственную неполноценность – а ведь это совершенно не так!!!

Сайт sympaty.net советует: решая, с каких лет отдавать ребенка в школу, постарайся снять материнские «розовые очки» и объективно оценить следующие моменты:

Каким выглядит ребенок на фоне сверстников. Бывает так, что 6-летний ребенок рядом с ровесниками выглядит еще инфантильным малышом, возящим машинку на веревочке и боящимся бабайки в темноте. Это само по себе не страшно – просто таковы его индивидуальные темпы развития, эта разница может совершенно исчезнуть уже к 7-8 годам, а в 10-11 никто о тех временах и не вспомнит!

Как он воспринимает детский коллектив, длительное отсутствие родителей, требования дисциплины и т.д. Если он рыдает в садике без мамы – какая школа? Кстати, именно для этой проверки многие родители отдают ребенка в садик именно в предшкольный год, в 5 лет, чтобы посмотреть – а как оно будет?

Каково состояние его здоровья. Если есть какие-то проблемы, от стрессов и усталости они могут усугубиться. И вообще – как быстро малыш устает, часто ли простужается, как переносит нагрузки (в т.ч. эмоциональные)? А ведь и о детях можно сказать, что «все болезни от нервов» — стресс 1-го школьного года наносит мощный удар по иммунитету, и иногда стоит подождать, чтобы ребенок «перерос» какие-либо проблемы со здоровьем!

Может ли он учиться. То есть, конечно, обучаться и получать новые знания могут все дети с самого маленького возраста

Но готов ли ребенок к планомерному учебному процессу по 4-5 уроков в день, сможет ли он запоминать все, что преподают в классе, и выполнять учебные требования? Самая распространенная проблема первоклашек-шестилеток именно в этом: ребенок устает, его внимание быстро рассеивается, ему тяжело усидеть на месте, ни на что не отвлекаясь, ему действительно нужно и поиграть, и побегать, а может, и поспать днем – и переменок для этого всего явно мало! Иногда лучше качественно подготовить малыша к школе дома, в том режиме, который ему подходит, и отдать ребенка в школу с 7 лет (детсад или домашнее воспитание — эту тему «Красивая и Успешная» тоже обсуждала).

Читать так же:  Что подарить ребенку на новый год: список из 100 идей подарков для наступающего 2020 года

Кто чаще всего идёт в школу в 6 лет

Как показывает современная жизнь, малышей, которые родились летом, родители без особых колебаний отправляют за парту в 7 лет. «Осенние» же ребята чаще всего идут в школу в шестилетнем возрасте: взрослые мотивируют это тем, что их чаду совсем скоро исполнится семь, а идти в первый класс почти в восемь — это уже как-то поздно.

Больше всего сомнения одолевают родителей «зимних» малышей. С одной стороны, им кажется, что в школу ещё рановато, а с другой, не хочется терять лишний год в детском саду.

«Весенние» малыши (как и летние) чаще всего идут в школу в полных 7 лет. В шесть лет их отдают учиться только очень немногие родители. В основном, это обусловлено стремлением попасть к конкретному учителю (например, своей родственнице). Отдельная же категория взрослых — те, кто стремится уже в этом возрасте избавить мальчика от службы в армии.

Мой сын ходил в детский сад с одним мальчиком (он так же, как и мой, родился весной). И уже в средней группе его мама «огорошила» меня вопросом: «А вы разве не пойдёте в школу в 6 лет?». Она приняла решение отдать сына в первый класс раньше времени исключительно потому, что очень боится армии, куда, она уверена, её 18-летнее чадо заберут сразу же после окончания 11-го класса — буквально со школьного крыльца. Эта женщина искренне недоумевала, почему я не поступаю так же

Родителям детей, родившихся зимой, труднее всего сделать выбор

Вообще, сегодня укоренилась тенденция отдавать детей в школу раньше, нежели это было пару-тройку десятилетий назад.

Помню, в моём классе была одна «декабрьская» девочка Аня. Её отдали в первый класс в шесть лет, в то время как большинство детей в коллективе родились весной и летом (соответственно, им было уже по семь). Так вот, её часто дразнили по этому поводу, называли «малышкой». В то же самое время другая одноклассница Ира (она родилась в ноябре) была самой старшей в классе, поскольку пошла в школу в неполные восемь. Она очень гордилась этим и часто подчёркивала свой старший возраст. Сейчас же, наблюдая за взаимоотношениями в ученическом коллективе сына, я вижу, что такого уже нет: рядом совершенно спокойно «уживаются» ребята с разницей в возрасте в год.

Когда отдавать ребенка в школу — определяем по здоровью

Физическая зрелость дошкольника оценивается педиатром, а психологическая,  психологом. Однако, это общая оценка не может предсказать дальнейшего развития событий

Например, если на плановом приеме у невролога открываются расстройства, возможны проблемы с усидчивостью, вниманием, самоконтролем, что впрочем, можно заметить до посещения врача. В этом случае, необходимо строго соблюдать все рекомендации поступившие из медицинского учреждения, особенно, если ребенку уже исполнилось семь и отсрочить поступление в школу уже никак не получится

Единственным выходом из ситуации, будет получение и представление директору школы медицинской справки о невозможности посещать занятия. Тогда возможно оформление домашнего обучения при котором, ребенок будет получать знания дома, а сдавать контрольные в стенах школы. Таким образом, решение зависит не только от количества лет и умений, но и состояния здоровья.

Игра или учеба?

Начинать учиться рано — не вредно. Вопрос лишь в том, как именно учиться. Центры раннего развития выстраивают программу с учетом всех возрастных особенностей дошколят. А вот программа общеобразовательной школы совсем другая. Человек так устроен, что на разных стадиях развития он познает мир по-разному. Вспомните своего малыша в год–полтора. Кроха, почувствовав почву под ногами, ринулся исследовать квартиру и пробовать на зуб все, что плохо (да и хорошо тоже) лежит. Шестилетка, конечно, провода не грызет. Он играет. Вдохновенно и самозабвенно. Это его основной вид деятельности, так же как для семилетнего — учеба. К слову, многие родители жалуются, что к 13–14 годам у детей резко снижается успеваемость и желание учиться. Ничего удивительного с точки зрения психологии здесь нет. Ведущий вид деятельности подростка — общение. Но тут приходится брать себя в руки и отрываться от компании друзей ради английского, алгебры и физики. В 13 лет проявить волю уже можно. А вот шестилетнему ребенку не под силу отодвинуть игрушки подальше и твердо сказать: „Мама, мне пора заниматься! Дай-ка, пожалуйста, прописи!” Хотя, конечно, именно об этом мечтают практически все родители.

Для чего проводили реформу образования в пользу обучения с 6 лет?

Не все сейчас об этом знают, а те, кто знали, наверняка уже забыли – суть реформы по переводу на обучение с 6 лет изначально была не в том, чтобы «раньше сесть и раньше выйти»! Дело в том, что этот «лишний» год получался не за счет смещения сроков обучения, а именно добавлялся к 10 годам, то есть младшая школа растягивалась с 3-х на 4 года.

Зачем? А вот именно затем, чтобы снизить и перераспределить учебные нагрузки на младшеклассников!

Предполагалось, что то, что дети проходили за 3 года, растянется на 4 – уменьшится количество учебных часов в неделю, удлинятся каникулы, а первый год обучения будет, практически, не школьным годом, а этакой «углубленной подготовкой» к школе. То есть, обещали, что кардинально изменится учебная программа: сидения за партами будет меньше, познавательных моментов в развлекательно-игровой форме – больше. Никто и не думал приравнивать шестилеток к семилетним детям!

Но… как это частенько и бывает, реформа прошла немного иначе.

Дошкольный год у ребятишек отобрали, а программа какой была, такой и осталась, и вскоре все искренне начали считать, что «дети сейчас так быстро растут», и отдавать их в школу с ранних лет – нормально и естественно!

А поскольку добавочный год нужно было чем-то заполнять, то ввели разные дополнительные предметы типа этики (не говорю, что это плохо, но учебную нагрузку-то добавляет!), да и основные дисциплины расширили и углубили, введя новые рабочие тетради, выпустив новые учебники и т.д.

Кто-то из детей и впрямь сможет соответствовать всем требованиям такой программы в 6 лет, но иногда это порождает сложности!

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button