Статьи

Воображаемый друг у ребенка — это нормально?

Зачем они нужны.

Одним словом, если ваш ребенок вдруг завел себе такого друга, нет причин для особой тревоги. Но вот задуматься об определенных чертах его характера и особенностях воспитания стоит.Вполне возможно, что малыш застенчив и не очень легко сходится с другими ребятами. Или – легко, но вокруг него мало детей, и ребенку не с кем играть: например, он не ходит в детский сад, а большую часть времени проводит с мамой или няней. В этом случае возникновение «виртуальной» дружбы – следствие нехватки общения, ощущение одиночества.Часто подобные ситуации случаются и с теми, у кого появились младший брат или сестра

Такие дети могут чувствовать себя обделенными вниманием, ревновать к младшим – и тут на подмогу им приходит таинственный гном или добрый бегемотик – идеальный друг, который всегда готов поговорить, выслушать, поиграть, утешить. Возможно, ребенок в новых условиях чувствует себя дискомфортно, а воображаемый друг помогает ему справиться со стрессом

Как себя вести с воображаемым другом ребенка?

Выдуманные друзья есть у примерно 60% детей. При этом дети ощущают примерно то же, что взрослые после просмотра захватывающего фильма или прочтения интересной книги. Эмоции вполне реальны, хотя события выдуманы.  

Расспросите про воображаемых друзей малыша, выслушайте его истории, понаблюдайте за его играми. И вы узнаете о своем чаде много того, о чем даже не подозревали.  На выдуманных персонажей  ребенок часто проецирует собственные мечты, желания, потребности.  

Попросите его «познакомить» с  другом, подыграйте немного. Однако дайте понять, что все же отвечать за поступки будет не «друг», а ребенок: «Хорошо, это «Маша» разбросала игрушки, но убирать их все равно придется тебе, как хозяину комнаты».   

На что обратить внимание

Как правило, воображаемых друзей ребенка не стоит опасаться: их появление — нормальный этап взросления детей от 3 до 7 лет. Для того, чтобы лучше понять, зачем малышу, вымышленный друг, представьте, что он все-таки реален, и попросите ребенка познакомить вас. Постарайтесь не выражать недоумение и перенеситесь в воображаемый мир своего малыша. Не страшно, что на завтрак придется понарошку накрывать блюда для еще одного «гостя», зато со временем ребенок будет рассказывать вам о своих реальных друзьях, не опасаясь осуждения. Понаблюдав за игрой ребенка, вы заметите, какую функцию невидимый приятель выполняет. Что это может быть?

  • Чувство контроля: независимо от того, насколько вы позволяете ребенку проявлять самостоятельность, он все равно понимает, что в большинстве случаев родители все контролируют, а не он. Придумывая воображаемых друзей, дети словно обретают чувство контроля, поскольку в мире фантазий именно они говорят своему «другу», что делать и чего не делать.
  • Удовлетворение фантазий: в придуманном мире дети дружат с любимыми героями — Анной и Эльзой, Золушкой и Рапунцель, Трансформером и Человеком-Пауком, — которых они хотели бы встретить в реальной жизни.
  • Повышение уверенности в себе: воображаемый друг не критикует и не осуждает действия ребенка, поэтому с ним можно быть самим собой.
  • Компания для игр: малыш восполняет таким образом недостаток общения со сверстниками.
  • Возможность выразить свое мнение: некоторые дети боятся высказать свое мнение, и тогда они призывают на помощь воображаемых друзей, чтобы сказать что-то вроде: «Мама, моей Алисе не нравится это платье».
  • Использование в качестве козла отпущения: это самый удобный способ уйти от ответственности за проступок и обвинить во всем выдуманного персонажа. Ребенок таким образом создает себе чувство безопасности, пока не научится признавать свои ошибки.

Как видите, нет ничего страшного в том, что малыш выдумывает себе друзей. Однако стоит насторожиться, если ребенок уходит в воображаемый мир настолько, что избегает реального общения.

Поводы насторожиться

Жить в волшебном мире, где рукавичка может стать щенком (как в мультике «Варежка»),  щелкунчик –  принцем, колода карт – жителями страны чудес, плюшевый мишка – Винни-Пухом, живущим в большом дереве — это совершенно нормально для здорового развития трех-пятилетнего малыша.

Однако есть некоторые симптомы, которые должны насторожить родителей:

проблема не ушла после 7-8 лет (особенно если это воображаемый друг у подростка);

ребенок не играет в другие игры, не интересуется тем, что происходит округ, путает игру и реальность;

игры становятся злыми, малыш — агрессивным;

фантомный друг  «ссорится» с ребенком, он расстраивается;

нарушается сон и аппетит у ребенка;

малыш замкнулся в себе, не идет на контакт

В таком случае лучше все же обратиться к детскому психологу.


Команда Фаза Роста, Фаза Роста

Почему появляются воображаемые друзья

 В большинстве случаев ребенок обзаводится воображаемым компаньоном в конкретных ситуациях: когда скучает, ему одиноко, либо пришлось на продолжительное время расстаться со своими реальными друзьями; так малыш компенсирует недостаток общения. Известны случаи, когда воображаемый друг появлялся у ребенка (даже в подростковом возрасте) как реакция на травмирующее событие: смерть близкого человека, вынужденный переезд, развод родителей, рождение брата или сестры. Некоторые мамочки отмечали, что воображаемый друг сопровождал малыша повсюду. Посредством вымышленной дружбы происходит удовлетворение множества детских потребностей, так чадо может поделиться сокровенным: обидами или радостями, доверить секрет, признаться в чем-либо; он учится экспериментировать с различными моделями поведения, а это в свою очередь способствует уменьшению тревожности, чувства вины.

Внимание! Если ребенок не рассказывает вам о своем герое, это свидетельствует о том, что он вам не доверяет, а может даже боится.  Обращение к воображаемому другу может служить некой «репетицией» того, что он хочет сказать своим родителям, близким; в этом случае он проговаривает слова, понимая, что «друг» не будет его перебивать, останавливать, спорить (до тех пор, пока сам этого не пожелает)

Обвиняя «друга» в своих неудачах, неприятностях, он тем самым дает выход своим эмоциям, не зная другой возможности их выразить

 Обращение к воображаемому другу может служить некой «репетицией» того, что он хочет сказать своим родителям, близким; в этом случае он проговаривает слова, понимая, что «друг» не будет его перебивать, останавливать, спорить (до тех пор, пока сам этого не пожелает). Обвиняя «друга» в своих неудачах, неприятностях, он тем самым дает выход своим эмоциям, не зная другой возможности их выразить.

Некоторые дети видят в воображаемом приятеле свое второе «Я», к примеру, у застенчивого малыша «друг» будет веселым, шумным, смелым, уверенным в себе, в то время как решительный, энергичный ребенок напротив, выдумает пугливого «друга», которого станет защищать.

Если у ребенка слишком строгие и требовательные родители, он придумывает «друга», который с ним отлично ладит и всегда им доволен.

 Эмоции и впечатления, получаемые детьми в общении со своими «особенными друзьями» схожи с теми, которые мы испытываем в процессе прочтения хорошей книги, просмотра захватывающего блокбастера.

По ходу развития событий мы сопереживаем герою, волнуемся, сможет ли он выпутаться из сложной ситуации; однако в этот момент мы осознаем, что все события, разворачивающиеся в фильме — вымышленные, а реальность заключается в том, что надо досматривать его и отправляться спать, потому, как завтра вновь рано утром отогревать машину и ехать на работу (у каждого свое начало дня!)

Читать так же:  Как правильно приготовить и применить сухую микстуру от кашля? Советы врача родителям

 В семьях с одним ребенком подобное явление (или синдром Карлсона) встречается чаще, по сравнению с теми семьями, где воспитываются двое и более детей. Однако в обществе до сих пор принято считать, что появление невидимых друзей – серьезный повод для беспокойства, и чуть ли не симптом расстройства психики, даже шизофрении.

Между тем, заметив нечто необычное в поведении чада, не спешите впадать в панику, бить тревогу, отправляться на поиски психолога, ведь, как правило, малыш осознает, что сам выдумал друга.

Важно понимать, что через определенное время потребность в подобных отношениях исчезнет, он ее перерастет, когда начнет посещать школу, но при условии, что вы не будете торопить этот процесс, вмешиваться в него, диктовать свои правила. Пусть события развиваются своим чередом

Пусть события развиваются своим чередом.

Психологи настоятельно советуют не запрещать чаду общаться с вымышленным приятелем, в противном случае подобные встречи будут происходить тайно, ребенок станет тщательно скрывать это.

Если у ребёнка появился воображаемый друг

Вымышленные друзья появляются у детей примерно в трёхлетнем возрасте. В этот период ребёнок уже не просто лепит куличики или катает машинки, его воображение стремительно развивается. На смену простым забавам приходят игры по ролям, а вместе с ними и его первый партнёр в новых играх – выдуманный друг.

Это вовсе не означает, что у малыша есть психические отклонения. Напротив, появление друга – невидимки свидетельствует о том, что ребёнок движется вперёд в своём развитии.

Воображаемые друзья довольно распространённое явление и объекты многочисленных научных исследований. Учёные утверждают, что общение с вымышленным другом позволяет ребёнку развить логическое мышление и умение принимать решения.

По подсчётам американских исследователей более 60% детишек до семи лет общаются с вымышленными друзьями. Иногда они могут быть настоящими невидимками и лишь случайно появляются на детских картинках. Такого друга ребёнок может долго хранить в секрете и рассказать о нём лишь если его спросить напрямую.

Есть друзья – тихони. Все знают о них, но их присутствие совсем незаметно, и лишь сам ребёнок может поведать, где он находится и чем занят. А порой разыгравшееся воображение ребёнка может превратить воображаемого друга в настоящего члена семьи – шалуна и спорщика (в исполнении, конечно же, самого ребёнка). Жить вымышленные друзья могут не только в воображении ребёнка. Порой они принимают вид игрушки или любимой вещи.

Бытует распространённое мнение, что появление у ребёнка вымышленного друга является свидетельством одиночества и нехватки общения. Психологи утверждают, что дело вовсе не в широте круга общения ребёнка, а в том насколько бурной фантазией наделён малыш.

У ребёнка с хорошо развитым воображением независимо от условий может появиться выдуманный друг. При этом общение с воображаемым приятелем может доставлять ребёнку даже больше удовольствия, чем игры с настоящими детьми. Однако и тут психологи спешат успокоить родителей: это вовсе не означает, что ребёнок забросит реальность в пыльный угол и погрязнет в воображаемом мире. Несмотря на то что дети испытывают искренние эмоции в отношении своих вымышленных друзей, реальность и фантазии для них разграничены.

Как же быть взрослым, если у ребёнка появился выдуманный друг? Ни в коем случае нельзя говорить, что дружить с воображаемым другом ненормально. Ведь ребёнок может искренне поверить в несуществующее отклонение. Игнорирование проявлений фантазии ребёнка лишь увеличит пропасть между ним и родителями

Малыш может замкнуться, или же, напротив, начать намеренно привлекать к себе внимание шалостями

Лучше всего позволить ребёнку самому регулировать степень общения его нового «друга» с остальными членами семьи. Ведь это плод его воображения

Можно осторожно попросить ребёнка представить своего друга, поинтересоваться, не хочет ли «друг» вместе пообедать. Почему бы не подыграть малышу?

Часто дети сваливают на воображаемых друзей вину за собственные проступки. Друзья становятся для них щитом, защищающим от вспышек родительского гнева. Не нужно взрываться и обвинять ребёнка во лжи. Чтобы решить проблему достаточно объяснить, что ответственность за проступки друга ляжет на его плечи.

Воображаемый друг может стать отличным помощником для родителей. Прислушиваясь к беседам ребёнка со своим вымышленным приятелем, мамы и папы почерпнут для себя немало ценной информации о том, что тревожит малыша.

Воображаемые друзья могут возникать не только ради развлечения, но и в результате пережитого ребёнком потрясения. Они становятся на защиту детской психики, помогая справиться со стрессом:

  • Разводом родителей,
  • Смертью близких,
  • Пережитым насилием.

В таком случае друзья из мира фантазий могут появиться у детей и в более старшем возрасте.

Если же никаких травмирующих психику ребёнка событий не происходило, но всё же в 7-8 лет у него по-прежнему есть выдуманный друг, родителям стоит всерьёз задуматься о занятии, позволяющем ребёнку выплеснуть бурную фантазию. Для этого отлично подойдёт школа рисования и театральный кружок.

Придуманные друзья крайне редко являются признаком серьёзных психических отклонений. Чаще всего это проявление бурной детской фантазии и прекрасная возможность для родителей, узнать своего малыша с новой неожиданной стороны.

https://youtube.com/watch?v=hMfRk-TK7gs

https://youtube.com/watch?v=2ASG36v-uXQ

Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания

Родителям важно не только наказывать своего ребёнка за плохое поведение и поступки, но и похвала. Правильно похвалить ребёнка, чтобы он и впоследствии совершал хорошие поступки, нужно научиться

Если вы постоянно будете говорить чаду о том, какой он хороший при каждом удобном случае, это перестанет нравиться ребёнку. Он будет воспринимать такие хвалебные речи от взрослых, как должное. Поэтому хвалить своего ребёночка необходимо только за прекрасно выполненную работу, за посильную помощь взрослым, полезные действия, которые он выполнил, потратив на это своё личное время. Конечно же, стоит делать ему комплименты, рассказать, что он хорошо поступил, что родители его очень ценят, но не перебарщивайте с этим.


О поощрении и наказании – когда и как применять

Отвечать на положительные поступки от ребёнка можно, преподнося ему за это желанные подарки. В этом случае также не стоит забывать о чувстве меры. В качестве подарка можно использовать не только сладости и дорогие гаджеты. Радость и яркие эмоции принесут маленькому человечку походы в цирк, театр или кинотеатр. Мама может вместе с дочерью испечь вкусности для устройства мини-праздника. Это будет намного интереснее, чем просто купить сладость в магазине, к тому же совместные действия взрослого человека и малышки сплотят семью и помогут лучше понимать детей, повлиять на их характер.


Надо баловать детей

Фантазия не имеет границ. Как поступить родителю?

Современная медицина не считает появление воображаемых друзей у ребёнка признаком патологии. Большое число детей, и даже взрослых, заводят воображаемых друзей. Такое поведение многих родителей настораживает. Возникает вопрос – это такая игра или серьёзная психологическая проблема? Есть ли повод беспокоиться? Прежде всего, не стоит идти на поводу у малыша. Однако не рекомендуется и игнорировать сложившуюся ситуацию. Для начала необходимо просто доверительно поговорить. Задайте несколько вопросов о «тайном знакомом». Лучше не переводить всё в шутку, вы можете обидеть малыша.

Читать так же:  Ребенок не хочет идти в детский сад: что делать родителям

Если воображаемый друг занял большую часть жизни человека – и неважно, ребёнка или взрослого – это должно насторожить

На что ещё стоит обратить внимание:

  • у ребёнка часто меняется настроение, он беспокойный и тревожный;
  • ребёнок замкнулся в себе;
  • воображаемый приятель начал вести себя агрессивно;
  • малыш начал путаться – где реальность, а где вымысел.

Очень часто воображаемый друг появляется по причине отлично развитой способности к фантазированию. Такая способность у детей требует тренировки, вот и появляется придуманный герой. Это явление вполне естественно и нацелено на интеллектуальное развитие. Оно является доказательством успешного формирования творческого мышления детей.

Не всегда воображаемый друг – это хорошо. Ребёнок должен уметь разделять реальную жизнь и вымысел. Если он считает своего вымышленного товарища физически неотличимым от реальных друзей, доказывает истинное существование своего идеалистического персонажа, то, возможно, это является следствием страха, стресса, комплексов, и эту проблему нужно выявить и решить.

Почему дети придумывают воображаемых друзей

Первая реакция многих родителей — это паника. Они сразу же начинают искать признаки психических отклонений, задержек в развитии, серьезных заболеваний нервной системы. Некоторые мнительные мамы винят во всем себя, предполагая, что недостаточно уделяют внимания малышу, слишком часто оставляют его в одиночестве. Другие набрасываются с обвинениями на воспитателей в детском саду, подозревая, что те действуют непрофессионально и чем-то притесняют ребенка, обижают его, лишают более тесного общения со сверстниками.

Однако все это, как правило, очень далеко от истинного положения дел. В подавляющем большинстве случаев развитие ребенка происходит абсолютно нормально. Исследования ученой из Великобритании Карен Мейджорс, которые охватили 1,8 тыс. маленьких респондентов, говорят о том, что 46% из них активно дружили с воображаемыми приятелями.

Исследования, проведенные в США, дают еще более впечатляющие цифры. Среди детей в возрасте до семи лет в этой стране 65% хотя бы раз общались с не видимым для остальных людей другом. Так что это очень распространенное явление, которое не является аномалией.

Не находит научного подтверждения и другой миф. Он гласит, что воображаемый друг нужен, прежде всего, единственному ребенку в семье. Однако современные психологи говорят о том, что статистика опровергает подобные утверждения. Вымышленных приятелей с одинаковым энтузиазмом заводят как единственные дети в семье, так и растущие в окружении братьев и сестер.

Так в чем же причины появления воображаемых друзей? Их может быть несколько.

  • Если это произошло в возрасте 2,5-3 года, то это чаще всего свидетельство нормального психического развития ребенка. Именно в этот период начинает формироваться абстрактное мышление, развивается воображение, появляется потребность в ролевых играх. И малышу проще придумать себе партнера для них, чем искать его в реальной жизни.
  • В этом возрасте дети активно осваивают окружающий мир, вырабатывают собственные привычки и линию поведения. Придуманный друг помогает заранее проиграть какие-то сценарии действий, обсудить планы, оценить предполагаемые шаги. Психологи указывают на то, что в таких играх и обсуждениях с «невидимками» идет активное развитие зоны головного мозга, отвечающей за решение головоломок и планирование.
  • Иногда это становится способом манипулирования родителями. Воображаемый приятель оказывается виновником всех проказ. Это он разбил чашку, опрокинул вазу, намусорил, посадил пятно на ковер и т.д. Взрослым тут необходимо выработать правильную линию поведения. Нельзя кричать на ребенка и обвинять его во лжи. Спокойно объясните ему: раз все это натворил его друг, а малыш не смог его остановить, то ответственность за проказы нести именно ему.

Исследования и примеры

Специалисты, исследующие психику и здоровье человека, считают, что дети, у которых есть воображаемые друзья, лишь вырабатывают некий механизм защиты от негативных эмоций и переживаний.

Например, если ребенка надолго разлучают с родителями, он с помощью воображаемого друга может легче пережить этот период, чувствуя дополнительную защищенность. Наличие воображаемого друга позволяет ребенку осуществлять какие-то действия, которые он не может выполнить в одиночку, без помощи родителей или близких людей, занимающихся его воспитанием.

В отношении защитного механизма все понятно. Но как объяснить то, что у детей, которые не боялись оставаться одни и не переживали негативных эмоций, все равно появлялись воображаемые друзья?

Вполне благополучные и послушные дети, не имеющие проблем, постоянно общались со своими воображаемыми друзьями. К таким выводам пришли исследователи после опроса большого количества детей и наблюдения за их поведением.

Существует также мнение, что воображаемый друг является копией той личности, которая их придумала. Но не всегда дело обстоит именно так. В некоторых ситуациях у совсем еще маленького ребенка может появиться воображаемый друг, значительно старше его по возрасту, а иногда и вовсе противоположного пола.

Есть реально описанный случай, о котором рассказывает писательница Никки Шихан. В детстве, когда девочке было примерно семь лет, она общалась с воображаемым другом, которому было далеко за тридцать. У него были усы, борода и совершенно конкретное имя. Она рассказывала ему обо всем, что происходило с ней в школе, о своих друзьях, отношениях с родителями. Она получала от него советы, помогающие ей принимать серьезные и сложные решения. В какой-то момент воображаемый друг перестал появляться, но вернулся, когда Шихан исполнилось сорок лет. Интересно то, что он появился вновь в том же образе, каким предстал в детские годы писательницы. Позже она написала об этом книгу под названием «Кто подставил Кларисс Клифф?».

В знаменитом фильме «Вредный Фред» у вполне уже взрослой девушки появляется воображаемый друг по имени Фред. Это происходит сразу после того, как ее бросает возлюбленный. Именно Фред помогает ей в итоге обрести уверенность в себе и стать совершенно другим человеком.

Если в этих случаях воображаемые друзья помогали, то встречаются и другие варианты, когда такой «друг» мог мешать совершать определенные действия, не пропадал, даже когда его об этом очень просили, слишком громко разговаривал, не давая сосредоточиться или общаться с кем-то, а иногда даже мог толкнуть человека на преступление.

У ребёнка воображаемый друг: когда бить тревогу

 Наблюдая за тем, как ребенок играет в воображаемого друга, вы можете выявить его эмоциональную проблему, переживания, страхи. Так, например, если его несуществующий друг расстроен и даже плачет из-за того, что кто-то его обидел, велика вероятность, что не этот «друг», но сам малыш оказался в непростой ситуации, спасовал перед обидчиком. В этом случае вы можете посоветовать воображаемому другу: поведать эту проблему родителям. После того, как малыш с вами поделится переживаниями, не выдавайте себя, но заверьте его: «Я знаю, ты поступил бы также, оказавшись на месте своего «друга». Тем самым у вас появится возможность давать рекомендации своему ребенку опосредованно, через выдуманного приятеля, при этом, если ребенок не будет готов, ему не придется раскрывать свои чувства.

Читать так же:  Какие овощи дозревают дома и что любому огороднику стоит знать об этом?

Обращаться к специалисту, за квалифицированной помощью, следует лишь в определенных ситуациях:

 1) в отношениях вашего малыша и его воображаемого друга появился деструктивный момент (он стал с ним ссориться, выражать агрессию, жестокость);

 2) у ребенка сформировалась зависимость от «друга», он стал плохо кушать и тревожно спать;

 3) эти отношения стали препятствовать настоящей дружбе ребенка со сверстниками;

 4) он начал путать реальность и игру.

 Иногда синдром Карлсона плавно перекочевывает во взрослую жизнь, и уже психически здоровый человек заводит дружбу с новым, более зрелым персонажем, либо «прихватывает» с собой старого воображаемого приятеля.

Полезные ссылки:

Верить или нет?

Специалисты из области детской психологии настаивают на том, что выдумку маленького ребенка не стоит называть ложью. Ложь, это когда ваш ребенок уже может различить реальность и фантазии. Но эта способность приходит к ним после шести лет.

Чувствовать эту разницу они начинают с трех до шести лет, в этом возрасте начинает формироваться супер эго.

Малыш учится смотреть на себя со стороны, проводить параллель между своими поступками и действиями людей, которые его окружают, они начинают чувствовать вину и стыд. Пока он живет в своем мире игры, закон реальности ему не понятен.

Пятилетка Виталик убежден, что живет он на острове вместе с Тарзаном, Железным человеком и черепашками-ниндзя, а трехлетняя Женя, любит залезать на стол и кричать маме с папой, что это она такая большая выросла и стоит она не на столе, а на своих двух.

И в это время они не врут, они реально верят и пересказывают вам это как свою правду.

Причины появления воображаемых друзей

Самая главная причина вхождения в жизнь ребёнка вымышленного персонажа – это богатая фантазия и воображение. Специалисты выяснили интересную подробность: чем более творчески одарён малыш, тем с большей вероятностью у него появится невидимый друг. Кстати, именно поэтому феномен и возникает в том возрасте, когда у детей активно развивается воображение, творческое мышление и социальный интеллект.

Другое дело, что у не всех малышей с богатой фантазией бывают придуманные друзья. Спровоцировать их появление могут следующие факторы.

Дефицит общения и эмоций, одиночество

Как мы уже говорили выше, часто обзаводятся вымышленными приятелями именно единственные дети в семье. Также в «группу риска» входят те малыши, которые испытывают дефицит общения, ощущают одиночество, мало взаимодействуют по каким-либо причинам с ровесниками.

Выдуманный товарищ по играм позволяет ребёнку переживать невероятные истории, испытывать эмоции, просто становится компаньоном по играм, проделкам и забавам. Интересно, что воображаемый друг пропадает в тот момент, когда у малыша появляется реальный приятель или когда он переезжает на новое место, где его ждут новые знакомства.

Потребность в защите

Вымышленный друг помогает ребёнку обрести чувство безопасности и комфорта, а также даёт ему возможность демонстрировать уверенность в себе и храбрость. К примеру, малыш говорит своему невидимому приятелю: «Не бойся чудовища под кроватью» или «Пойдём на кухню в темноте». Тем самым он борется со своими собственными страхами, снижает чувство тревожности и беспокойства.

Страх наказания

Вымышленный друг у ребенка – это своеобразный козёл отпущения, фигура, которую можно обвинять в своих неблаговидных поступках. Например, упала кружка и разбилась на мелкие кусочки? «Это сделал Буба». Такое возможно, если в семье процветает гиперопека либо малыш боится, что его строго накажут.

Кроме того, невидимый приятель – это возможность опосредованно выражать чрезмерные эмоции, что не поощряется в семье. Если малыш не может открыто демонстрировать гнев, злость, обиду, то за него это делает друг: «Это я не громко кричу, это Буба» или «Буба не любит, когда ты готовить овсяную кашу».

Желание манипулировать родителями

С помощью выдуманных друзей можно управлять взрослыми. Например, ребёнок требует покупать мороженое, но не ему, а «Коле». Или он со слезами на глазах просит устроить званый обед, чтобы порадовать своего приятеля. Если родители будут потакать всем этим капризам, малыш просто в будущем возьмёт под свой контроль всю семью.

Причины появления воображаемых друзей у детей

Самое главное – не запрещайте ребенку проводить время с вымышленным товарищем, иначе он будет встречаться с ним тайно. Правильное решение – постараться выяснить причину такого явления и устранить ее. Чаще всего к появлению воображаемых друзей приводит:

  1. Фантазия. Некоторые дети общаются с игрушками, а другие, более творческие, обзаводятся воображаемыми друзьями. Не одергивайте малыша и уж тем более не ругайте за «вранье», иначе он замкнется в себе, разучится мечтать, а главное – может потерять доверие к взрослым. Лучше направьте его способности в другое русло: сочините вместе сказку, попросите придумать продолжение рассказа, нарисовать несуществующее животное и т. д.
  2. Одиночество. Если вы услышали, как ребенок разговаривает с воображаемым другом, это может свидетельствовать о нехватке общения и чувстве одиночества. Несмотря на загруженный график, постарайтесь больше внимания уделять малышу, и проблема со временем разрешится.
  3. Подражание. Прислушайтесь к тому, что говорит карапуз. Наверняка он поучает или отчитывает несуществующего товарища. Кого-то напоминает, не так ли? Скорее всего, ребенок будет использовать ваши фразы или реплики воспитателя в детском саду. Это нормально: все дети подражают старшим, хотят казаться большими и иметь влияние на кого-то. Если чадо не проявляет агрессии, поводов для беспокойства нет. Просто предложите поиграть в дочки-матери, где роль последней будет исполнять ребенок.
  4. Страх. Нередко дети ищут у своих воображаемых друзей поддержки: вдвоем не так страшно, как одному. Особенно часто так бывает, если рассказать о своих тревогах родителям не получается (вспомните, как вы отмахивались от ребенка, считая его страхи глупыми). Относитесь ко всему, что беспокоит малыша, серьезно – для него это не ерунда, а настоящие кошмары. Раз за разом терпеливо объясняйте ребенку, почему бояться не нужно, расскажите, как вы справлялись со своими страхами в детстве, проверяйте все темные уголки в его спальне, купите ночник и т. д.
  5. Боязнь наказания. Если чадо ломает игрушки или устраивает беспорядок, утверждая, что во всем виноват воображаемый друг, стоит задуматься: быть может, вы слишком часто ругаете его по поводу и без. Спокойно скажите ребенку, что поведение его друга вас огорчает, но устранять последствия случившегося все равно придется хозяину.

К сожалению, не всегда родителям удается заметить, что у чада появился невидимый товарищ. Если ребенок намеренно скрывает от вас своих воображаемых друзей, это свидетельствует о недоверии и страхе. Однако может быть и так, что вы просто не обратили внимания на то, как малыш обзавелся новой компанией. И в самом деле, кто бы мог подумать, что милейший Сережка, фигурирующий во всех историях карапуза, в действительности всего лишь плюшевый заяц с оторванным ухом?

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button