Заикание у детей: причины и лечение

Лечение заикания у детей

Важно понимать, что тем раньше признаки заикания будут выявлены у ребенка и родители обратятся за помощью к квалифицированному специалисту, тем больше шанс на устранение дефекта и последующего нормального развития и становления малыша в социальной среде. Фактически, лечение можно разделить на 3 категории: медицинское, коррекционное и смешанное

Походом к «бабушке», который ни в коем случае не может расцениваться, как реальный вид помощи ребенку, лучше пренебречь

Фактически, лечение можно разделить на 3 категории: медицинское, коррекционное и смешанное. Походом к «бабушке», который ни в коем случае не может расцениваться, как реальный вид помощи ребенку, лучше пренебречь.

Следует понимать, что лечение заикания – общее дело специалистов и родителей, причем родители играют не меньшую роль. Если причина заикания не связана с поражением ЦНС или головного мозга, то лечение проводится логопедом. Логопед оценивает общую картину, определяет вид заикания, назначает необходимые процедуры и занимается вместе с ребенком. Специалист проводит занятия с детьми, а также дает рекомендации по проведению упражнений в домашних условиях.

Одним из распространенных методов лечения заикания являются дыхательные упражнения, позволяющие создать необходимые условия для нормального дыхательного ритма, а также приводят в тонус органы речевого аппарата. В целом, такие упражнения благоприятно влияют на дыхательную систему и оказывают дополнительное релаксационное действие.

Полезно включить в жизненный ритм ребенка умеренные физические нагрузки (например, ходьба, езда на велосипеде, плавание, танцы и т.д.). Если один или оба родителя присоединятся к ребенку при этом, это даже будет лучше, так как ребенок будет получать удовольствие от времяпрепровождения с родителем/родителями.

Техники точечного массажа оказывают благотворное, стимулирующее влияние на ЦНС. Однако предварительно необходимо убедиться в квалификации специалиста. Помимо этого, на сегодняшний день используются различные компьютерные программы, позволяющие сформировать плавность речи за счет синхронизации речевого и слухового центров ГМ.

Лечение с помощью медикаментозных средств является, пожалуй, дополнительной мерой, назначаемой неврологом или психотерапевтом (психиатром, в зависимости от причины появления заикания). Каких либо таблеток для лечения логоневроза у ребенка не существует в природе. Медикаменты оказывают стабилизационное влияние на нервные центры. Назначаются противосудорожные препараты, а также успокоительные. В качестве успокоительных могут использоваться отвары и настои трав.

Не маловажным элементом успешного лечения является соблюдение оптимального ритма дня:

Рекомендуется создать условия для здорового и крепкого сна, продолжительностью не менее 9 часов. Для этого следует ограничить чадо от просмотров телепередач и компьютерных игр в вечернее время, принять теплый, расслабляющий душ или ванну;
Рацион питания малыша должен быть сбалансирован, богат витаминами и минералами. Следует включить в рацион свежие овощи, фрукты, молоко и молочную кухню в целом

Рекомендуется отказаться или свести к минимуму употребление сладостей, мясных продуктов, острых и жареных блюд;
Эмоциональный покой также имеет определенное значение, поэтому важно внимательно оценивать просматриваемые ребенком телепередачи и исключить те, которые могут вызывать у малыша сильные эмоции, даже положительные. Азартные игры, элемент соревновательности также следует исключить
Лучше привлечь внимание ребенка к интеллектуальным играм (особенно в вечернее время)

Например, лепка из глины или пластилина, рисование, раскрашивание и т.д.;

Лечение гипнозом: за и против

Гипноз считается эффективным способом лечения детского заикания, который имеет психологическую основу. В большинстве случаев практика гипнотических сеансов подразумевает «проживание» ребенком заново той ситуации (чаще – стрессовой), которая послужила толчком к развитию речевого дефекта.

Другим вариантом гипнотического воздействия является внушение маленькому пациенту мыслей, что прочувствованная им проблема не так уж печальна и страшна, как ему могло бы казаться. После сеансов ребенок становится более уверенным в себе. Пережитые проблемы уже не кажутся такими масштабными и глубокими, как ранее. Постепенно, сеанс за сеансом, заикание проходит.

Из минусов применения гипноза можно назвать два фактора:

  • сеансы проводят только у детей старшего возраста;
  • лечение не дает мгновенного эффекта, что требует дополнительного терпения со стороны родителей и близких малыша.

Классификация

Заикание делится на несколько групп: по типу проявления и патогенезу возникновения.

Формы недуга по первому типу классификации:

  • тоническая – происходит растягивание звуков или остановка речи;
  • клоническая – повторяются звуки, слоги или слова;
  • смешанная – проявляются оба предыдущих типа судорог.

Разновидности заикания согласно причине развития:

  • неврозоподобное – возникает из-за дефекта строения и функционирования внутренних органов вследствие задержки развития мозга, перенесенных инфекций нервной системы или травм;
  • логоневроз – в основе лежит психологическая травма, что особенно характерно для детей с невротическими особенностями личности;
  • смешанное – объединяет патогенез двух описанных выше форм заболевания.

Виды

В таблице расписаны основные различия каждой формы заикания согласно патогенезу недуга.

ПризнакиЛогоневрозНеврозоподобноеСмешанное
Активность речинизкаявысокаявначале высокая, но после развития невроза происходит снижение
Локализация судорогдыхательные и голосовые мышцыартикуляционныевсе группы
Выразительность речиразнаямонотоннаянет явной выраженности
Развитие психомоторикиотсутствуют особенностиоднообразные движения, наблюдается неуклюжесть, вялость мимики, невыразительный почеркразные
Динамика недугапики обострения волнами на фоне стрессов на постоянной основепериодами наблюдаются ухудшенияможет быть любой
Страх говоритьсильно выраженоне проявляетсяможет быть
Возраст развития болезнив разном возрасте на фоне стресса, чаще всего от 3 до 7 летв момент формирования речив момент формирования речи, а к подростковому возрасту накладываются еще стрессовые ситуации
Уровень интеллектавысокийсниженснижен

Место возникновение судорог

В процессе речи у человека задействованы несколько групп мышц.

К ним относятся:

  • артикуляционные;
  • дыхательные;
  • голосовые.

Судороги могут поражать как какой-то один отдел, так и несколько. В зависимости от чего выделяют формы заикания у детей.

Формы заболевания:

  • артикуляционная – спазмирование языка, губ, неба, перекашиваются лицевые мышцы;
  • дыхательная – малыш ощущает нехватку воздуха, комок в горле, за счет чего происходят шумные вдохи и выдохи и запинка речи;
  • голосовая – пропадает голос при произношении гласного звука;
  • смешанная – различные комбинации вышеописанных типов недуга.

Степень тяжести

Для установления степени тяжести заикания у ребенка нужно учитывать длительность и интенсивность судорог мышц речевого аппарата, принимая во внимание сопутствующие заиканию патологии. Выделяют три степени тяжести заболевания:

Выделяют три степени тяжести заболевания:

  • легкая – ребенок заикается редко, что практически незаметно для окружающих людей, не является проблемой в общении;
  • средняя – вызывает затруднение в коммуникациях со сверстниками, так как малыш стесняется своего дефекта, а при попытке его исправить начинает запинаться еще больше;
  • тяжелая – сильная степень затруднения общения с людьми.

Особенности протекания болезни

Судороги при заикании происходят при нервном напряжении ребенка. Если он напуган, расстроен, растерян или неуверен в себе, малыш сжимается и напрягает всю мышечную систему организма. Это касается и речевого аппарата. В результате попытка говорить сопровождается спазмом, который влечет за собой еще большее напряжение ребенка.

Недуг может иметь разный характер развития:

  • постоянный – в большей степени относится к неврозоподобному типу заикания, при этом уровень проявления дефекта в ходе заболевания не меняется;
  • волнообразный – четко прослеживаются периоды улучшений и обострений, последние провоцируются стрессовыми ситуациями;
  • рецидивирующий – схож с прошлым видом течения недуга, но моменты ухудшений более выраженные, а в остальное время симптомы практически не проявляются.

Тактика поведения родителей

Если у ребенка появилось заикание, родителям рекомендуется не заострять на этом свое внимание, а создать комфортную психологическую обстановку в семье. При выявлении заикания у ребенка не нужно заострять внимание малыша на этом нарушении речи, чтобы не закрепить условно-рефлекторно его возникновение.  Малышу надо дать понять: интересно то, что именно он хочет сказать, а не то, как он говорит

Родительская тревога по поводу дефекта речи еще больше угнетает ребенка

При выявлении заикания у ребенка не нужно заострять внимание малыша на этом нарушении речи, чтобы не закрепить условно-рефлекторно его возникновение.  Малышу надо дать понять: интересно то, что именно он хочет сказать, а не то, как он говорит. Родительская тревога по поводу дефекта речи еще больше угнетает ребенка

Важной задачей для родителей является и защита малыша от насмешек, чтобы не дать выработаться комплексу неполноценности и снижению самооценки. Дети часто бывают жестокими, и в коллективе может найтись любитель травли заикающегося ребенка

Если воспитатель не может исправить ситуацию, и насмешки, вынужденная изоляция ребенка в коллективе продолжаются, то малышу на период лечения следует прекратить посещение детского сада. В противном случае выработанная застенчивость и закрытость ребенка еще больше усилит заикание.

Детям школьного возраста нужно помочь сохранить свою самооценку, показать их сильные стороны, способности, чтобы завоевать авторитет среди сверстников и избежать отчуждения,  облегчить социальную адаптацию.

Чтобы помочь ребенку справиться с возникшим недугом, родители и другие члены семьи должны соблюдать простые правила:

  • следить за своей речью: говорить медленно и плавно, делать короткую паузу после каждой фразы; ребенок будет стараться подражать и говорить так же;
  • не перебивать малыша, всегда давать ему возможность самому закончить речь;
  • можно разучивать с ребенком песни;
  • в разговоре с ребенком употреблять короткие фразы и предложения;
  • избегать суеты и хаоса в семейном образе жизни; не допускать ссор и напряжения в семье;
  • строго следить за соблюдением ребенком режима дня, исключить возможность переутомления и перевозбуждения малыша;
  • не следует заставлять ребенка многократно повторять трудные слова;
  • малышу следует реже делать замечания и чаще хвалить;
  • не допускать постоянной «фоновой» работы телевизора в квартире; исключить просмотр телепередач ребенком перед сном;
  • не создавать ребенку никаких привилегий в поведении и дисциплине в семье в связи с его заиканием.

В некоторых случаях заикание проходит самостоятельно, без лечения. Заикание, которое может пройти самостоятельно, имеет такие признаки:

  • у ребенка не возникает никаких психологических трудностей во время общения, он не стесняется своего дефекта;
  • заикание периодически исчезает на длительный период времени;
  • ребенок не замыкается и не избегает разговорного общения;
  • короткие слова и фразы выговариваются легко.

Если же ребенок напрягается во время разговора, гримасничает, делает паузы в речи с прерыванием дыхания, растягивает гласные звуки, избегает употребления каких-то слов и звуков, на вопросы (даже очевидные) отвечает «Не знаю!» – нужно обратиться на консультацию к логопеду. Причем следует  найти специалиста, уже имеющего опыт работы с такими детками.

Рекомендации Е. Комаровского

  По мнению Е. Комаровского оценить проблему, выяснить причину и назначить лечение должен опытный специалист-логопед

Важно установить вид заикания, однако надо понимать, что патология практически во всех случаях отмечается на фоне перегруженности эмоциональной сферы. Не исключено, что в жизни ребенка наличествует психотравмирующий элемент

Имеется ряд действий, которые увеличат шанс на успешное лечение:

  • Из окружения малыша убираются разрушительные для психики элементы – компьютерные игрушки и анимация, содержащая жестокие моменты.
  • По возможности ограничить общение малыша с малознакомыми, незнакомыми взрослыми – в такие моменты заикание проявляется наиболее часто. Предоставленный самому себе ребенок вполне способен говорить нормально.
  • Родителям необходимо тщательней следить за собственным поведением и речью – спокойная атмосфера, правильно подобранные тон и слова, выражение любви станут хорошим подспорьем в лечении проблемы.

Лечение заикания у подростков

Даже если вам удалось вылечить логоневроз (заикание) у ребенка, от рецидивов застраховаться тяжело. Первый обычно наблюдается в возрасте 6–7 лет, когда ребенок идет в школу. Незнакомая обстановка, новый коллектив, некомфортные ощущения и неуверенность в себе являются пусковыми моментами в проявлении повторной симптоматики заикания. Коррекция заикания у младших (6–8 лет) школьников проводится у психолога, логопеда. Обязательно нужно поставить в известность учителя и проконсультировать его, как вести себя с учеником.

Следующий рецидив может произойти в возрасте 10–17 лет. В этот момент начинается активная перестройка организма, появляются социальные проблемы, формируется определенное восприятие мира и своего места в нем.

Как борются с заиканием у подростков:

  • проводится работа с психологическим состоянием;
  • избавиться от заикания подростку поможет медикаментозное лечение не в качестве вспомогательного метода;
  • работают с иммунной системой (соблюдают режим сна, составляют полноценный рацион, применяют умеренные физнагрузки).

В 16 лет подросток уже самостоятельно может корректировать себя и свое поведение, главное — активно работать с ним в этом направлении. Если ребенок заикается в подростковом возрасте, изучите с ним практикум, который поможет справиться с волнением в стрессовой ситуации:

  • речь должна быть плавной;
  • концентрация на дыхании необходима;
  • слово, вызывающее сложности, заменяется на синоним, можно сделать паузу и произнести его после вздоха;
    представление зоны комфорта в неспокойной ситуации необходимо для расслабления.

Лечить заикание у подростков принято разными способами. Найдите для ребенка занятие, которое ему нравится. Перед важными выступлениями он должен репетировать свою речь дома с родными, когда психологический фон для него комфортен. Чем больше он будет практиковаться, тем увереннее себя почувствует. Главное, чтобы подросток не чувствовал себя ущербным и не замыкался в себе. Для этого обязательно пообщайтесь с психологом и подберите правильную тактику действий.

Последствия

Ни одно заболевание не исчезает бесследно. Нарушенное речевое развитие сопровождается неприятными психологическими последствиями, которые способствуют подавлению личности и мешают ведению нормального образа жизни. Если не начать лечение заболевания на начальной стадии, впоследствии полностью избавиться от него будет достаточно сложно.

Ребенок, который страдает заиканием, может быть замкнутым, необщительным, у него появляется страх перед новыми знакомствами, он плохо адаптируется в коллективе. В школе ребенку даются больше те предметы, которые не требуют устной подготовки.

В некоторой степени серьезность последствий заикания у чада касается и его родителей. Они должны поддерживать малыша, внушать ему, что проблему можно решить. Несмотря на это, риск возникновения негативных последствий все же повышен. Среди них:

  • развитие неврологических расстройств;
  • затяжная депрессия;
  • потеря желания к новым знакомствам и общению с окружающими людьми;
  • комплекс неполноценности.

Чтобы избежать таких последствий, стоит заранее позаботиться о профилактике заикания.

Описание

Заикание (логоневроз) — это сложное речевое нарушение, при котором речь теряет плавность, появляются неоправданные заминки, сбивчивость, происходит непроизвольный повтор слов или звуков, человек ощущает затруднения в использовании устной речи.

Вербальное общение занимает одну из главных ролей в коммуникациях между людьми. Часто нарушить взаимопонимание и полноценный обмен информацией способно заикание, которым страдают около 3-5% людей. Сравнительно немного, но для заик и их окружения это становится серьезной проблемой и препятствием в общении. Вопреки расхожему убеждению заикание не недостаток, а болезнь, которая в большинстве случаев успешно лечится.

Заикание бывает двух видов — неврозоподобное и невротическое. 

  1. Невротическая форма заболевания носит функциональный характер, то есть нет нарушения мозговых структур. Поэтому данная форма поддается лечению лучше. Может возникать вследствие стрессовых ситуаций или из-за раненного введения второго языка общения (в 1,5-2 года).
  2. Неврозоподобная форма заболевания поддается лечению намного труднее, так как имеются органические поражения головного мозга. Возникает в том случае, если имелась родовая травма, была угроза выкидыша или беременность матери протекала с тяжелым токсикозом.

Характеристики недуга:

  • Частый повтор либо пролонгация (удлинение) отдельных звуков, слогов, слов. 
  • Нарушение ритма, частые паузы, которые ухудшают восприятие речи. 

Это происходит в связи с нарушением работы речевого аппарата, судорогами мышц губ, языка, нижней челюсти либо мягкого неба.

При этом выделяют 3 формы заикания: 

  • Клоническую (повтор отдельных слогов или звуков). Вызывает серия кратковременных сокращений мышц.
  • Тоническую (задержка речи, растягивание гласных звуков). Происходит в связи с длительным сильным мышечным сокращениям. 
  • Смешанную. Развивается, когда сочетаются оба вида нарушения речи.

Иногда заикание осложняется гримасами, нервным тиком, судорогами конечностей. Причины заикания носят различный характер: от наследственных проявлений и родовых травм до психологических барьеров.

Заикание у детей 

Заикание обычно проявляется у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Девочки страдают недугом в 4 раза реже. В этом возрасте формируются три центра контроля речи — слуховой центр Вернике (отвечает за восприятие собственной речи и речи окружающих), голосовой центр Брока (участвует в образовании устной речи) и ассоциативный. Процесс их слаженной деятельности, называемый речевым кругом, нарушается, если скорость работы речевых центров не совпадает друг с другом. В этом случае возникает заикание. Небольшие его проявления в детском возрасте являются вариантом нормы, но точный вердикт сможет вынести врач-логопед. Он же порекомендует специальные упражнения, способствующие улучшению речи. 

Причиной заикания у детей могут служить: 

  • стрессовые ситуации, перевозбуждение, болезнь, травма; 
  • вызвавшее сильный эмоциональный отклик радостное событие; 
  • стремление походить на заикающегося родственника;
  • часто заикание становится последствием переучивания левшей в правшей;
  • заболевания нервной системы.

Заикание у взрослых

Заикание у взрослых часто переносится из детского возраста при недостаточном лечении и профилактике, но и в этом случае от него возможно избавиться. Рецидив заикания у мужчин и женщин может произойти при сильном стрессе, контузии, болезни. 

Наиболее частые причины развития заикания во взрослом возрасте:

  • стрессовые ситуации (потеря близкого человека, военные действия, катастрофы, землетрясения и т.д.);
  • заболевания центральной нервной системы (черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции).

Важно! Обратите внимание, если у человека, ранее не страдавшего заиканием, во время общения без видимой причины изменилась речь, появились повторы слогов, слов или паузы. Это может служить признаком инфаркта или инсульта!

Симптомы

Фото: detki-pogodki.ru

Существуют две клинические формы заикания: невротическая и неврозоподобная. У каждой из этих форм есть свой механизм образования недуга и свои симптомы проявления.

Так, например, существуют дети, склонные к развитию невротической формы заикания.

В этом случае родители замечают, что их дети становятся робкими, тревожными, обидчивыми, раздражительными, плаксивыми. У таких малышей резко меняется настроение, чаще в сторону понижения (без видимых на то причин). Нарушается сон, дети плохо засыпают, боятся спать с выключенным светом.

Психическое, физическое и умственное развитие детей не нарушается, соответствует возрасту. Однако становление речи происходит несколько ранее, чем у остальных детей. К 10 месяцам жизни появляются первые слова, к 16-18 месяцам произносятся первые фразы. Через 2-3 месяца после становления фразовой речи появляются первые сложные предложения и речевые конструкции.

В случае развития заикания, которое, как правило, возникает в возрасте от 2 до 6 лет, ребенок может разговаривать без запинок (светлый промежуток), затем появляются периоды заикания. Это возникает вследствие какой-либо психической травмы, которая может спровоцировать мутизм (ребенок перестает отвечать на вопросы, разговаривать), после которого появляются заминки в речи.

Еще одна причина, которая способствует развитию невротической формы заикания, это раннее введение второго языка общения. Некоторые дети в силу индивидуальных особенностей не всегда успевают к должному возрасту овладеть родным языком, тогда раннее введение второго языка будет являться стрессом для ребенка.

Данная форма заикания хорошо поддается лечению, если родители своевременно обращают внимание на симптомы и обращаются за помощью к врачу. Но возможен переход заболевания в хроническую форму

В этом случае дети, понимая свой недуг, начинают замыкаться в себе, неохотно вступают в разговоры, поскольку не желают произвести неблагоприятное впечатление на окружающих. Развивается логофобия- навязчивый страх перед речью, связанный с заиканием.

У взрослых также имеется логофобия. Такие люди чувствуют себя социально неполноценными, выбирают профессии с минимальным общением, склоны к одиночеству, так как имеющийся недуг вызывает страх перед общением с другими людьми.

Для детей, склонных к неврозоподобной форме заикания, характерно отставание от сверстников в физическом развитии. У таких детей появляется нарушение координации движений, возникает задержка развития речи (позже начинают говорить, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь, построение сложных предложений дается с трудом).

Такие дети легко раздражимы, плаксивы, плохо переносят духоту и жару, у них нарушается сон.

Заикание неврозоподобной формы проявляется в возрасте 3-4 лет. Изначально дети разговаривают с запинками, которые постепенно нарастают (становятся чаще и длиннее), а «светлый промежуток» (когда ребенок разговаривает без запинок) укорачивается. Затем в речи ребенка появляются лишние слова и фразы, которые не несут смысловую нагрузку. Изменяется темп речи: он становится либо ускоренным, либо замедленным . Помимо этого, могут возникнуть судороги мимической мускулатуры лица или рук.

Так как неврозоподобная форма заикания связана с органическим поражением головного мозга, к имеющимся симптомам присоединяются такие симптомы, как снижение памяти и работоспособности, повышенная утомляемость, гиперактивность, головные боли.

У взрослых хроническая форма неврозоподобного заикания сопровождается судорогами во всех отделах речевого аппарата. Речь такого человека часто сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища из стороны в сторону. Общение с другими людьми утомительно воздействует на человека, из-за этого он не в состоянии долго поддерживать беседу, часто отвечает односложно.

Кроме этого, часто наблюдается снижение памяти, внимания, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

Роль родителей в лечении заикания

Также важно вернуться к роли родителей в борьбе с рассматриваемой проблемой заикания. Прежде всего, важным в лечении является наиболее благоприятное время для этого – лучше всего начать до поступления ребенка в школу

Понять суть такой рекомендации нетрудно: это и нахождение ребенка в коллективе, где имеющаяся проблема речи может стать причиной насмешек, и в целом трудности при обучении (в частности – при публичных выступлениях, в рамках котороых нужно отвечать на вопросы учителей).

Выделим также дополнительные рекомендации.

Соблюдение распорядка дня. Режим дня играет важную роль в общем состоянии ребенка, и, прежде всего, касается это сна. В возрасте 3-7 лет длительность ночного сна должна составлять 10-11 часов, дневного – 2 часа. В возрасте от 7 лет длительность ночного сна должна составлять около 9 часов, дневного – 1,5 часа. Перед сном телевизор смотреть не рекомендуется.

Благоприятная психологическая атмосфера. Здесь речь идет о необходимости исключения шумного поведения и ссор при находящемся рядом ребенке. Это же касается постоянных одергиваний, чрезмерной строгости, частых замечаний и крика в его адрес – все это следует также исключить

Не менее важным моментом является отношение к проблеме ребенка – важно не показывать ему собственных переживаний на ее счет, ситуации это точно не улучшит, да и саму проблему не решит. Постарайтесь, чтобы у ребенка было больше положительных эмоций, хвалите его чаще.

Помощь в общении

Понятно, что ребенку необходима помощь по этому пункту, и для этого необходимо, чтобы он слышал правильную речь. Разговаривать с ребенком следует спокойно, медленно и ласково – так у него появится пример для подражания, ему проще будет усваивать речь. Исключается повторение труднопроизносимых слов по нескольку раз.

Общее укрепление здоровья. Нервное напряжение необходимо ослаблять, переутомление и шумные компании должны быть исключены. Полезно закаливание, активные игры, гимнастика.

Подытоживая, можно добавить, что научно доказанным фактом является то, что основной причиной заикания является речевая дискоординация

Учитывая то, что речь является сама по себе навыком, важно обеспечить формирование у ребенка соответствующих навыков речи на конкретных примерах, потому этому следует уделять особое внимание. И, конечно, не менее важным моментом является создание благоприятной психологической атмосферы при соответствующем отношении к ребенку. Саму проблему нужно решать, и начинать это делать нужно как можно раньше

Саму проблему нужно решать, и начинать это делать нужно как можно раньше.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания

Да
Нет

Лечение заикания у детей

Коррекция детского заикания направлена на устранение причины дефекта речи и непосредственно самого нарушения. Проводится психолого-педагогическая терапия и лечебно-оздоровительные мероприятия. В первую группу входит работа с психологом или психотерапевтом, гипнологом, логопедом. Лечебно-оздоровительные мероприятия предполагают общеукрепляющие процедуры (физиотерапию, лечебную физкультуру), применение лекарств, массажа.

Логопедические упражнения

Речевые тренировки с логопедом проводятся в два этапа:

  • Подготовительный. Создают щадящий режим, доброжелательную атмосферу, демонстрируют правильную речь.
  • Тренировочный. Обучают разным видам речи: шепотной, ритмической, сопряженно-отраженной и т.д. Широко применяют пение, ручной труд (рисование, лепку). В завершении этапа создают условия для интенсивной тренировки: занятия переносят в группу, общественные места. Закрепляют правильную речь в различных ситуациях.

Дыхательная гимнастика

Выполнение гимнастики для дыхания помогает отрегулировать ритм и плавность речи, укрепляет мышцы гортани, помогает лучше владеть языком. Упражнения для заикающихся детей сопровождаются произнесением звуков, слов. В комплекс дыхательной гимнастики входят такие варианты тренировки:

Ладошки. Нужно встать прямо, сомкнуть губы, руки поднять наверх. Медленно, с шумом вдохнуть и выдохнуть

Важно, чтобы плечи при дыхании не поднимались. Повторить 8-10 раз.

Погончики

Исходное положение: стоя, руки, сжатые в кулаки, на талии. Нужно 8 раз вдохнуть и выдохнуть, постепенно толкая кулаки вниз. Цикл повторить 3 раза.

Насос. Исходное положение: стоя, наклонившись с опущенными вниз руками. Нужно сделать 8 коротких вдохов, выпрямиться, шумно, медленно выдохнуть.

Гипнотерапия

Применение гипноза подходит только подросткам старше 12 лет без психических отклонений. Метод эффективен при условии, что ребенок поддается гипнотическому влиянию. Цель применения способа – возможность выявить и устранить психологическую причину заикания. Специалисты применяют два основных метода гипноза:

  • Эриксоновский – проводится в виде разговора при слабом погружении в гипноз. Помогает пациенту определить страхи и осознать их незначительность.
  • Суггеститивный – специалист погружает ребенка в глубокий транс, выявляет и разрешает внутренние конфликты, фобии.

Гипнологи советуют уделять время для самогипноза и аутогенного внушения. Пациент при этом должен проговаривать формулы самовнушения, создать образ себя без дефекта речи. Такие тренировки помогут расслабить мышцы речевого аппарата, диафрагму. Под гипнозом ребенок учится не реагировать на травмирующие факторы. Во время сеансов гипноза снижаются невротические симптомы, запускаются механизмы защиты личности и психики. У ранимых, впечатлительных детей желание преодолеть недуг сильнее, чем у тех, кто не переживает из-за дефекта. Срабатывает мотивация освоить нормальную речь, что обуславливает быстрые результаты при гипнотерапии логоневроза.

Медикаментозная терапия

К применению лекарственных средств прибегают при тяжелой степени логоневроза. Для лечения заикания у детей используют такие препараты:

  • Тенотен. Легкое успокоительное средство на основе растительных компонентов. Отпускается без рецепта, разрешен к применению для детей старше 3 лет.
  • Пантогам. Ноотропное средство, улучшает кровоснабжение головного мозга. Разрешен для применения у детей с 5 лет.
  • Пустырник форте. Биологически активная добавка с выраженным седативным действием. Применяется для детей старше 7 лет.
  • Глицин. Аминокислота, оказывает успокоительное действие, стимулирует питание клеток головного мозга. Не имеет противопоказаний.
  • Феназепам. Сильный транквилизатор, применяется для лечения у пациентов с психическими расстройствами. Противопоказан для детей младше 14 лет.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий