60 занятий с ребенком по методике Монтессори
Содержание статьи
- Творческий уголок
- Личный опыт
- Упражнения практической жизни
- Книги по методике Монтессори
- Как устроена система?
- Соблюдаем вместе с малышом простые правила
- Ограничения метода Монтессори
- Сенсорное развитие
- Игрушки Монтессори
- Дидактические и развивающие игры по системе Монтессори
- Какие бывают и на что направлены
- Плюсы и минусы системы
- Плюсы
- Минусы
- Методика Монтессори: суть и принципы
- Как проходят занятия по методике Марии Монтсессори?
- Зоны Монтессори
Творческий уголок
Очень часто краски, пластилин, клей хранятся в ящиках и других не доступных для детей местах. Ребенок рисует только тогда, когда ему предложит мама, а не тогда, когда ему этого захочется
Однако очень важно предоставить ребенку возможность спонтанного творчества
Постарайтесь организовать для малыша творческий уголок так, чтобы соблюдались все те же правила о доступности, ограниченности и регулярной обновляемости материалов.
Это может быть творческий столик в удобном для ребенка месте или полочка на вашем стеллаже, отведенная под творческие материалы. Не выкладывайте там сразу много разных материалов, пускай лучше они будут регулярно обновляться.
Естественно, если ребенок еще слишком мал, практически все пробует на вкус и еще не знает правил работы с некоторыми материалами, не стоит выкладывать в открытый доступ клей, острые ножницы или жидкие краски. Но стопочку бумаги и несколько восковых мелков уже можно положить.
Личный опыт
В моем арсенале великое множество различных педагогических материалов, созданных по методике Марии Монтессори
Это была вторая методика, которой я уделила пристальное внимание в воспитании дочери. Тем более, что игры с вкладышами были довольно занимательны
Когда мне удавалось подключить мышление дочери к игре, то сама игра сопровождалась глубоким мыслительным процессом, в котором мой ребенок находил глубокое удовлетворение.
Я уделяла большое значение развивающим книгам, где знакомили ребенка с миром флоры и фауны или рассказывали о динозаврах и планетах.
Недавно мы с дочкой увидели на картинке одну птицу и не могли вспомнить ее названия. И тут она мне говорит: «Мама, я знаю, что нам поможет» и побежала в другую комнату, взяла в библиотеке книгу с животными и птицами, принесла ее. Так мы нашли и искомую птичку, и ее название. Я была приятно удивлена. В этот момент, наряду с любознательностью, у нее сработала рассудительное мышление и таким образом нашелся ответ на вопрос.
Когда я объясняю дочери математический счет, я стараюсь не использовать методы бездумного запоминания, а поясняю все на конкретных примерах: «Смотри, я вам дала с Марко по яблоку, сколько их всего? – два. Ты сейчас одно съешь, сколько останется? – одно. А когда Марко доест яблоко, сколько их останется? – ни одного». Детей это здорово забавляет. К тому же так легче объяснить значение «ноль» — это когда чего-то не существует. Его просто нет – «Вы съели яблоки, и их больше не существует»))
В садике, куда ходит Джулия, им недавно рассказали об импрессионизме и о технике его исполнения, показали работы Монэ. А в конце они сами выбрали понравившуюся картину эпохи импрессионизма и нарисовали в этой технике свои работы. После Монэ их познакомили с Кандинским, выбрали его «Композицию VIII» и научили ребят писать картины геометрическими фигурами. После Кандинского у них по плану Поллак.
Таким образом, ребята понимают, что можно рисовать не только каляки или человечков, можно рисовать мазками, можно рисовать отрывистыми движениями, а можно создать рисунок под линейку из геометрических фигур. Их воображение полностью открыто и задействовано. А картины великих художников приобщают детей к красоте и развивают вкус.
Все эти вещи легко можно реализовать вместе с ребенком в домашних условиях. Для этого вам понадобится Интернет (чтобы показать ребенку работы художников), краски, кисточки и бумага.
Единственное условие любых занятий с ребенком – это чтобы ему это нравилось. Прочь фанатизм и удовлетворение собственных амбиций! На первом месте ребенок и его потребности. Как только малыш заскучал или не проявляет интерес к какой-то игре, сразу же переключайтесь на что-то другое или просто дайте ему время на свободной выбор и самовыражение. А затем попробуйте вновь вернуться к занятиям.
Если в вашем районе находятся развивающие центры по Методике Монтессори вы можете посещать их вместе с малышом. Подобные центры, как правило, предлагают очень удобный график для обучения – вы можете выбрать приходить в центр на час, на два или три часа; можете оставлять ребенка на весь день; можете быть с ним вместе или оставлять его наедине с другими ребятишками.
А можете организовать обучение по Монтессори в домашних условиях, предварительно изучив ее труды.
Книги Марии Монтессори:
- Дом ребенка
- Мой метод
- Монтессори-материал
- Помоги мне сделать это самому
- Самовоспитание и самообучение в начальной школе
Упражнения практической жизни
В этом возрасте дети уже не проявляют такого интереса к упражнениям практической жизни. Обычно все действия уже усвоены, ребёнок повторяет их и усложняет для достижения конкретных целей: приготовить себе завтрак или пришить оторвавшуюся пуговицу.
Дома вы можете продолжать предлагать любые занятия в практической жизни, а также вводить простые ежедневные обязанности.
Например, следующие:
- упражнения в уходе за собой: мытье рук, стирка, чистка обуви;
- упражнения в заботе об окружающей среде: протирание пыли, подметание и уборка пылесосом, мытьё (стола, посуды, пола);
- уход за домашними животными и растениями.
Книги по методике Монтессори
Занимаясь развитием по системе Монтессори, родители расширяют информационное пространство ребенка, дают базовые знания об окружающем мире. В основе педагогического метода Монтессори лежит уважение к ребенку как к личности. Пособий по методике слишком много. Приведу несколько самых популярных и удачных, включающих практические занятия по Монтессори.
- Елена Хилтунен. «Воспитываем детей по методу Марии Монтессори» Активно рекомендуемое родительским монтессори-сообществом пособие. На бук24, на буквоед, на литрес.
- Дмитриева «Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет» Удачное практическое пособие без лишней «воды». На майшоп
- Бонтан Дж., Фурнье Х. «Четыре времени года. 50 занятий по системе Монтессори» Адаптированные занятия с пошаговыми инструкциями, иллюстрациями и советами. На Беру
- Мария Монтессори. Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет. На майшоп, на литрес. Первоисточник!
- Монтессори. «150 занятий с малышом дома» Систематизированные по возрасту и тематике упражнения. На майшоп
- Серия «Система раннего развития Монтессори» от Хоббитека: развивающие книги для детей. Цвета, формы, счет. Удачные пособия Кьяры Пиродди. На майшоп
Как устроена система?
Основных принципов в методике три, но они работают только в единстве.
- В центре системы – малыш, принимающий самостоятельные решения о своих действиях.
- Вокруг него – специально оборудованная и оформленная развивающая среда.
- Рядом с ним – воспитатель, который наблюдает или помогает, если ребенок попросит, но не вмешивается.
При этом сами классы формируются принципиально из детей разных возрастов, чтобы старшие имели возможность помогать младшим, заботиться о них, а младшие – учиться у старших, стремиться достичь их уровня, брать пример.
Конечно, главная роль в педагогике Монтессори отводится развивающей среде, задействующей все органы чувств ребенка. Без ее правильной организации система работать не будет.
В помещении все оборудование и мебель (в том числе унитазы и раковины) должны соответствовать возрасту и росту детей, чтобы они могли всем этим пользоваться, а при необходимости переставлять самостоятельно. Здесь должно быть много света, свободного места, а также свежего воздуха
Цветовое оформление – спокойное, чтобы не отвлекать внимание ребенка. Все учебные пособия должны находиться на уровне глаз ребенка, чтобы он мог самостоятельно ими пользоваться
При этом все материалы и пособия представлены в единственном экземпляре, чтобы дети учились договариваться между собой, кто чем займется, меняться. Пособия в этой методике применяются в основном деревянные, поскольку сама Мария всегда была сторонницей натуральности материалов.
Развивающая среда разделена на несколько функциональных зон с разным назначением.
- Практическая зона. Здесь находятся материалы и приспособления, помогающие ребенку освоить навыки самообслуживания (одеваться, мыть руки), ухода за растениями и животными, пособия, необходимые для домоводства (стирки, готовки, глажки и т. д.), а также материалы для развития мелкой и крупной моторики. Здесь дети учатся правилам поведения, вежливого общения. В этой же зоне проводятся беседы, а также разные ролевые игры.
- Сенсорная зона. Здесь ребенок изучает вкусы, запахи, формы, цвета, температуру, фактуру. Шершавые таблички, шумовые цилиндры, тактильные мешочки, вкусовые баночки, разные коробочки с запахами, другие подобные развивашки – все это расположено в сенсорной зоне.
- Математическая зона. Оборудована пособиями для изучения счета и простейших вычислений: таблицы действий, геометрические фигуры, числовой и счетный материал.
- Языковая зона. Оснащена материалами по обучению навыкам чтения и письма (азбукой, книгами, подвижным алфавитом, карточками с разными изображениями и т. д.), что является хорошей подготовкой к школе. В этой зоне педагоги проводят различные игры по развитию речи.
- Зона космоса. Здесь находятся предметы, способствующие познанию окружающего мира, культуры, истории, помогающие понять связь поколений. Тут собраны пособия, помогающие изучать географию (природные зоны, ландшафты, континенты, солнечную систему), биологию (классификацию животных и растений, их среду обитания), историю (календари, линии времени), а также материалы для проведения опытов, экспериментов.
- Гимнастическая зона. Это пространство обеспечивает физическую активность. Оно оснащено ковриками, размечено линиями для выполнения различных упражнений, тренирующих равновесие, координацию. Здесь проходят такие занятия с детьми, как аэробика, бег, ходьба, упражнения с мячами, палками, подвижные игры.
Соблюдаем вместе с малышом простые правила
Неотъемлемым элементом педагогики Монтессори является соблюдение нескольких простых и четких правил. Вот основные из них:
-
Ребенок самостоятельно готовится к занятию: предоставьте малышу возможность самому достать с полки материал, самому застелить столик клеенкой перед рисованием, принести краски, набрать водичку в стаканчик. Естественно вы можете помочь ребенку, особенно если он этого просит (придержать руки ребенка, помочь набрать воду, собрать мусор щеткой и т.п.), но только помочь, а не сделать все за ребенка.
-
После того, как позанимались с материалом, убираем его на место и только после этого начинаем игру с другими пособиями. Правило это соблюдать не всегда легко, но нужно стараться делать это в большинстве случаев.
- Если вы находитесь в клубе или в вашей семье несколько детей, полезно также соблюдать такое правило: С материалом занимается тот, кто первым его взял, остальным придется подождать, пока игра не освободится. Если счастливый обладатель игры не против, то можно и всем вместе поиграть, но настаивать на этом не нужно.
Будьте готовы к тому, что ребенок не будет всегда беспрекословно исполнять установленные порядки, особенно первое время
Однако постоянно напоминать малышу о соблюдении правил необходимо «У нас такие правила: если мы хотим играть с чем-то еще, нужно сначала убрать эту игру». Важно: если ребенок не хочет убирать за собой или выполнять какие-либо другие правила, не заставляйте его насильно. Просто старайтесь, чтобы игрушки после игры всегда были убраны: если малыш не хочет убирать их сам, предложите свою помощь, если он и с вашей помощью отказывается, уберите игрушки за него но скажите «Хорошо, сейчас мама тебе поможет, а в следующий раз ты сам уберешь»
Таким образом, ребенок всегда будет видеть, что вы сами соблюдаете правило и уборка игрушек вскоре встанет для него естественным завершением игры.
Вообще постарайтесь, чтобы уборка игрушек не превратилась в наказание, пускай она станет финальной частью игры. Сопровождайте уборку положительными эмоциями, помогая малышу и весело комментируя, что и куда нужно поставить, где какой мусор выбросить. Предлагайте поискать, где домик у игрушки или говорите что-то вроде «Так, а сейчас отправим мишку спать на его место»
Мы с дочкой начали ходить в Монтессори-клуб в 1 год 2 месяца, спустя месяц начали внедрять систему Монтессори и дома. Все правила дочь уловила еще на первых занятиях в клубе, сначала все с охотой выполняла, потом, конечно, был и период отрицания. Сейчас дочке 2,5 года, убирает за собой она спокойно и без лишних сопротивлений, часто по моему напоминанию, но последнее время все чаще по собственной инициативе. По нашему опыту могу сказать, что соблюдать правила дома сложнее, чем в клубе. В первую очередь потому, что дома невозможно постоянно отслеживать, убрал ли ребенок все на место. Да и присутствие и пример других детей в клубе тоже дает о себе знать.
По мнению Марии Монтессори, возраст от 2 до 4 лет — «золотой» период для приучения ребенка к порядку и аккуратности. В этот период малыш испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка. Для ребенка очень важны чувство постоянства, строго определенный жизненный уклад, наличие у каждого предмета своего места. К сожалению, без вашей помощи ребенок не будет соблюдать порядок.
Про основную суть методики в двух словах вроде рассказала, подробнее о том, как реализовать методику в домашних условиях читайте здесь:
Другие интересные статьи на сайте:
Искренне ваша, Яна Разначенко
Ограничения метода Монтессори
В классическом Монтессори-методе мало внимания уделяется общению детей
Они проводят время параллельно друг другу, практически не взаимодействуя, но при этом берут друг друга во внимание. Конечно, дети иногда общаются, помогают друг другу, и даже играют вместе, но все это отходит на второй план
Каждый ребенок занят своим делом/развитием/игрой, но нет командной работы, сотрудничества, активного развития эмоционального интеллекта, разрешения споров и конфликтов в игре, и конечно же ролевой игры. Ребенок учится контролировать себя в коллективе, но не работать с самим коллективом.
Не уделяется достаточного внимания творчеству, так как нет творческой зоны. Есть изучение нот (в классической Монтессори) и звуков колокольчика, но это опять же задачи на различение, но не творчество. Творчество никак не возбраняется, оно также никак и не поощряется и не предусматривает дидактического материала. Существующий материал больше предусматривает заложенные в себя функции и этапы (алгоритм действия), которым ребенок должен следовать. Таким образом этот материал создает ограничения в возможностях своего применения.
Также нет спортивного уголка с различными турниками, горками и т.п., в то время как детям для развития важно двигаться в этот период. Однако изначальный метод Монтессори предусматривает ежедневную зарядку
Можно сказать, что для классической Монтессори приоритетно развитие интеллекта. На него направлены многочисленные дидактические материалы: соотнесение объектов, их классификация, пространственные манипуляции, подсчет и т.д. В современных детских садах-Монтессори стараются это сгладить, добавляя зоны творчества и активности. В целом Монтессори методику нельзя назвать охватывающей все зоны развития ребенка. Она отлично подходит для одних детей, но может совсем не подходить для других.
Ребенок свободно исследует окружающий мир, но в рамках предметной Монтессори-среды, в которой относительно много дидактического материала, но он им часто все и ограниченивается. Ребенок может изучить все это и за несколько месяцев, и за год, но что ему делать дальше, когда пропадет интерес к однообразной запрограммируемой деятельности? На это методика Монтессори не дает ответа.
Перед школой обязательно необходим подготовительный этап, чтобы ребенок мог постепенно адаптироваться от свободной Монтессори-среды к привычной школьной системе с партами, к стандартному учителю, к жесткому расписанию и другим особенностям школы.
В принципах развития Progressio мы во многом опираемся на философию Монтессори, стараясь сгладить все шероховатости ее методики.
Насколько же методика Монтессори отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»?
Сенсорное развитие
Хотя сензитивный период сенсорного развития продолжается практически до 6 лет, пик его приходится на 3 года, а к 4–5 годам он начинает угасать. Однако в этом возрасте ребёнок продолжает заниматься сенсорными упражнениями, уточняя восприятие и готовясь к занятиям в математике.
Что вам потребуется?
Вы можете предлагать те же материалы, но показывать ребёнку более сложные упражнения с ними.
Материалы на определения размера. Традиционно в Монтессори-педагогике розовая башня, коричневая лестница и красные штанги. Различные упражнения в их совмещении.
Материалы для определения цвета. Теперь ребёнок может заниматься с третьим ящиком, упражняясь в различении оттенков одного цвета. Упражнения в смешивании цветов на бумаге.
Материалы для развития тактильных ощущений: различные на ощупь ткани, парные мешочки с крупами, волшебный мешочек.
Развитие слуха. В Монтессори-педагогике используются шумовые цилиндры и звоночки. Продолжайте предлагать ребёнку различные музыкальные игрушки. Теперь он может пробовать играть и на настоящих музыкальных инструментах
Предлагайте малышу слушать мелодичную музыку.
Покажите ребёнку, как можно концентрировать внимание на каком-либо одном свойстве предмета, изолируя другие чувства. Постепенно учите ребёнка работать с закрытыми глазами
Видя, как вы сами закрываете глаза, нюхая мандарин, пробуя первый кусочек еды или трогая ткань, он постепенно научится делать так и сам.
Игрушки Монтессори
Любые материалы и игрушки для занятий по методике Монтессори можно приобрести в магазине или сделать самостоятельно. Покажем материалы, которые можно приобрести — это быстрой и энергосберегающий способ для родителей.
После года ребенок совершенствует моторные навыки: начинает ходить и пытается активно манипулировать предметами. Формируется понимание причинно-следственных связей, что способствует речевому развитию и развитию интеллекта. Практически все занятия по Монтессори требуют мелких движений, аккуратности и точности.
Двухлетка проявляет большой интерес к мелким предметам, сенсорной работе. Дети учатся различать цвета, формы, размеры, вкус.
Застежки. Мишутка, Леопард и Енот имеют оптимальный для игры размер, на их одежде присутствуют разного вида застежки, которые ребенок научится расстегивать и застегивать.
Развивающая игра «Застёжки Зипту«
Игрушка с болтами и гайками для ребенка от 2-3 лет — один из лучших способов развития мелкой моторики, напрямую влияющей на речь. Дополнительно игрушка помогает дошкольнику учить цвета и определять соответствия между ними.
Игровой набор «Брусочек, болты и гайки«
Набор отверток, винтов и болтов — способ помочь ребенку укрепить мышцы рук, одновременно развивая координацию рук и глаз. Это отличный игрушка — логическое продолжение набора с крупными малышовыми. болтами и гайками.
Работа с пипеткой — отличное занятие, помогающее развить мелкую моторику у маленьких детей. Недорогой подручный материал можно приобрести на али.
Набор упражнений Монтессори для переноса предметов (щипцы, зажимы, пинцеты) — такую игрушку можно использовать для обучения стольким различным навыкам! Передача камней из одного контейнера в другой с помощью щипцов помогает улучшить мелкую моторику ребенка и навыки координации рук и глаз. Также вы можете использовать другие реквизиты, чтобы организовать занятия по Монтессори для ребенка и научить сортировать по цвету, текстуре, размеру и т. д. На али
Традиционный бизиборд состоит из большой доски с замками. Игрушка дает детям возможность размещать предметы внутри коробок, а затем узнавать, как разблокировать замки для того, чтобы узнать, что внутри.
Бизиборд Melissa & Doug «Первые навыки» — доска с задвижками
Игрушки для переливания — базовый набор для обучения ребенка наливанию включает в кувшина, поднос и губку.
Игрушки для мытья посуды — игрушечные раковины, кухни, посуды, специальные игрушки с исчезающими под водой пятнышками.
Шнуровки! Купить или сделать своими руками — ваш выбор.
Дидактические и развивающие игры по системе Монтессори
Игры Монтессори для детей построены на принципе полной самостоятельности. Дети выбирают для себя материалы, темпы и ритмы игры. Если одно занятие ребенку наскучило, он может сменить обстановку и материал в любое время. Самой главной особенностью считается предоставление права выбора на то направление, в котором малыш хотел бы развиваться.
Принцип системы Монтессори
Задача родителей и педагогов — создать большую предметную среду. Все элементы, которые ребенок может использовать для игры, должны находиться в доступе. Воспитатели должны относиться уважительно к выбору. Цели воспитания — создать максимально комфортную среду, в которой будет проходить полноценное развитие. Ребенок должен выступать как в роли наблюдателя, так и помощника, если это необходимо. Нельзя стремиться делать малыша похожим на себя. Монтессори считает, что вмешиваться в процесс становления личности недопустимо.
Обратите внимание! Цели взрослого во время занятия по методике Монтессори — помочь ребенку в стремлении развивать свою самостоятельность, давать подсказки только в тот момент, когда он об этом просит. Категорически запрещено заставлять малыша что-то делать
Какие бывают и на что направлены
В процессе разработки совей методики Мария Монтессори длительное время наблюдала за поведением детей в игре. Благодаря этому занятия подразделяются на различные направления:
- Математические, направленные на развитие умственных способностей.
- Языковые для развития навыков общения и познания.
- Сенсорные, предназначенные для развития чувств яркого восприятия окружающей среды.
- Упражнения, направленные на развитие практических и бытовых навыков.
- Космос для того, чтобы ребенок мог найти свое собственное место в этом мире.
https://youtube.com/watch?v=nx4dU40ciLo
Целью дидактических игр Монтессори является оказание помощи детям и их духовном и умственном развитии. Ребенку нужно подобрать такой дидактический материал, на котором он будет полностью концентрироваться. Все пособия должны быть максимально простыми, так как вмешательство взрослых не рекомендуется. То есть для ребенка должны быть созданы такие условия, при которых он не только сам сможет найти ошибку, но и исправит ее.
Принципы работы с дидактическим материалом:
Все элементы для игр должны располагаться на уровне глаз. Это побудит ребенка к деятельности.
Использование материала возможно только после того, как родитель объяснит его предназначение.
Работа должна проводиться ступенями, от простой техники к более сложной.
Ребенок может работать с материалом не только по тому принципу, который установил взрослый
Он может самостоятельно применять знания.
Важно приучить ребенка, что после завершения каждого занятия он сам возвращает материал на места. Только после этого он может приступить к другой игре.
Элементы раскладываются в определенном порядке перед малышом на коврике или столе.
Обратите внимание! Если проводятся групповые занятия, то один ребенок должен работать с одним материалом, не должно быть передачи элементов из рук в руки другому участнику
Дидактические элементы
Плюсы и минусы системы
Не смотря на то, что педагогика Монтессори признана одной из лучших в мире, есть много критикующих ее. Поэтому следует внимательно изучить ее положительные и отрицательные стороны.
Плюсы
Дети по системе Монтессори развиваются без вмешательства взрослых и давления из вне.
Индивидуальный темп развития.
Ребята познают мир, совершая открытия
Это способствует лучшему усвоению материала.
Педагогика Монтессори склоняется к предоставлению детям свободы.
Ученики учатся уважать личное свободное пространство других.
Нет критики, негатива, насилия по отношению к детям.
Интеллект ребенка развивается через органы чувств
Большое внимание уделяется развитию моторики, что немаловажно для его развития в целом.
Разновозрастные группы формируются исходя из интересов детей.
Обучение и помощь оказывают не взрослые люди, а ребята постарше, доступным для ребенка языком. Приучение заботиться о ближних.
Ученики получают важное умение с самого раннего возраста – принимать решения самостоятельно.
Быстро прививаются навыки самообслуживания.
Развивается умение взаимодействовать в социуме, воспитывается самодисциплина: нельзя мешать другим, шуметь, прибирать рабочее место, иметь терпение и многое другое.
Педагогика Монтессори подразумевает сотрудничество со взрослым.
Минусы
- Мало времени уделяется развитию воображения, креативности, недостаточно развиваются навыки коммуникации.
- В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности, однако Монтессори считала, что от игр и игрушек ребенок не получает никакой пользы для практической жизни.
- Дети мало знакомятся со сказками, которые рассказывают о противостоянии добра и зла, учат выходам из жизненных ситуаций.
- Поступая в традиционную школу ученику сложно перестроиться на другое отношение к педагогу. В системе Монтессори педагог лишь наблюдатель, а в школе педагог является авторитетом.
- Бывают случаи, когда дети с трудом адаптируются в традиционной школе и ее дисциплине.
- Дети не прилагают много усилий во время работы с предметами, в дальнейшем это может проявиться в том, что ребенок с трудом будет себя заставлять выполнять активные действия.
- Малое количество двигательной активности. В основном занятия проходят в спокойной обстановке, исключая ее.
Методика Монтессори: суть и принципы
Методика раннего развития Мотессори – авторская методика, отличающаяся от традиционной.
Система Марии Монтессори была создана для детей от трёх лет, хотя многие родители практикуют этот метод в более раннем возрасте.
Данная программа включает в себя множество специальных развивающих материалов, по которым малыш учится размышлять, писать и читать. Внешне материалы больше похоже развивающие игрушки, однако учёный настаивала на том, чтобы эти материалы не называли игрушками, ведь дети не должны в них играть, а заниматься с их помощью.
Как проходят занятия по методике Марии Монтсессори?
Система Монтессори для детей предполагает занятия в студиях. Студия – это помещение, состоящее из одной или двух комнат. В студии шесть зон: зона для игр с водой, зона для игр с крупами, творческая зона, спортивная, математическая и зона для развития сенсорики и моторики.
Занятия для детей начинаются с приветствия: дети садятся в круг, затем делают гимнастику для пальчиков, танцуют и играют на музыкальных инструментах. Приветствие занимает порядка 10-15 минут. После него дети расходятся по зонам – по желанию, что кому больше нравится. Педагог при этом не организует никаких занятий: он может только подойти к ребёнку, чтобы что-то подсказать или помочь справиться с какой-либо задачей. После окончания занятий педагог звонит в колокольчик, чтобы дети снова собрались в круг, станцевали, рассказали друг другу и по традиции задули свечку.
На первый взгляд может показаться, что здесь нет организованной работы педагога. Но в этом же и вся суть метода: педагог не должен вмешиваться в дела ребенка – это поможет ему быстрее стать самостоятельным. Главный принцип методики – «Помоги мне это сделать самому». При этом взрослый не должен сделать за ребёнку его работу – он может лишь показать выходы и пути решения той или иной задачи.
Система раннего развития не предполагает чётко разработанной программы обучения. Согласно ей, ребёнок должен заниматься в свободном темпе и только тем, что интересно ему.
Студии Монессори охватывают два возрастных периода:
- студии для детей от нуля до трёх лет;
- студии для детей от трёх до шести лет.
Во всех этих студиях комнаты разделены на развивающие зоны. Какие именно, и чем они полезны, читаем далее
Зоны Монтессори
Всего Мария создала шесть зон, но сегодня во многих детских центрах используют только пять. Это:
- Практическая зона
- Сенсорная
- Математическая
- Языковая
- Космическая зона
В практической зоне дети учатся простейшим бытовым навыкам: например, подметать пол, мыть посуду, застегивать и расстёгивать одежду, одевать и раздевать кукол. Эта зона помогает малышам познакомиться с миром вещей, окружающих их, и научиться решать простые бытовые задачи.
Сенсорная зона ориентирована на игры с предметами, которые отличаются по форме, цвету, размеру и так далее. Сюда входят поролоновые мячики разного диаметра, крышки для баночек и бутылок разного размера и многое другое. Так, через тактильные ощущения, дети развивают мелкую моторику рук и пальцев, а также их ловкость
Память и внимание здесь тоже задействованы
Математическая зона позволяет ребёнку познакомиться с миром цифр и чисел. Здесь дети учатся считать, осваивают математические символы, геометрические фигуры. Для детей в зоне разложены счётные палочки, счёты, фигурки из геометрии и прочее. Более старшие дети знакомятся с дробями. Всё это приводит к развитию абстрактного мышления, а оно очень пригодится им в жизни.
В языковой зоне детки знакомятся с языком. Здесь есть всё для этого: кубики с буквами, азбука, касса с буквами и слогами, алфавит в цветных картинках и прочее.
Космическая зона позволяет детям узнать всё об окружающем их мире: фигурки животных, коллекции минералов, карты – всё это станет для детей настоящим открытием.
По желанию педагогов можно добавить к этим ещё несколько зон. Главное, чтобы в каждой зоне дети учились проявлять свою самостоятельность в обучении и познавали мир.