7 правил, которые должен усвоить ваш ребенок, чтобы защитить себя от незнакомцев
Содержание статьи
- Монстр, который визжит
- Где брать темы для интересного разговора?
- Как научить ребенка защищать свои границы
- Опасная паутина – Интернет
- Свод правил
- І. Как вести себя ребёнку с незнакомыми людьми на улице
- 1. Если тебя о чём-то спрашивают…
- 2. Если тебя хотят угостить…
- 3. Если тебе предлагают куда-то пойти…
- 4. Если тебе предлагают…
- сесть в машину
- сниматься в кино
- 5. Если за тобой следят…
- Нет и точка!
- Все «потеряшки» неси в школу
- Правила общения с незнакомцем
- 4 шага по прерыванию беседы с незнакомцем
- Проигрываем ситуацию
- Велите кричать как можно громче
- Почему нам иногда бывает “нечего сказать”
- 7 правил, которые должен усвоить ваш ребенок, чтобы защитить себя от незнакомцев
- 7 правил, которые должен усвоить ваш ребенок, чтобы защитить себя от незнакомцев
Монстр, который визжит
Все соседи уже четко знают, когда вы собираетесь на прогулку? Собаки прячутся от пронзительного визга ребенка, а малыш еще и норовит распластаться на асфальте посреди улицы? Да, такое поведение нужно пресекать, но как? Как успокоить малыша, если на разумную просьбу он отвечает бурным негодованием, а дележка формочек в песочнице превращается в сражение почище Куликова побоища? Пора выучить новые правила воздействия:
Разговаривать только спокойно. Ребенок истерит? Присядьте рядом и ровным тоном, но громко, попросите объяснить, что беспокоит. Пообещайте решить проблему (не купить очередную игрушку, а разобраться и решить).
Система правил
Это важно. Пусть в доме будет несколько определенных законов: игрушка на улицу только одна, приятная покупка в магазине – тоже одна, пока малышу нет 8 лет, переходить улицу он может, только держась за руку
Ну и так далее.
Секреты. Пусть у малыша будет «секретный знак». Например, слово, сказав которое ребенок может дать понять, что ему что-то совсем не нравится. Без лишних нервов и визга – просто сказать.
Где брать темы для интересного разговора?
Самый интересный разговор происходит тогда, когда вы вообще не знаете, о чём будете говорить с человеком. Потому что такая беседа, как американские горки: то поднимается резко , то слетает вниз, а затем резко поворачивает направо на огромной скорости. Это не то же самое, что вести скучную беседу по плану.
Но как общаться с людьми, чтобы было интересно? Где брать темы для разговора? И как развить беседу в интересное и захватывающее русло? Как наладить контакт?
- Посмотрите вокруг и найдите что-нибудь интересное. Допустим, вы на какой-либо встрече с множеством людей. На таких встречах огромное количество потенциальных собеседников, итак: подойдите к незнакомому человеку или к своему другу и расспросите его, с какой целью он пришёл сюда. Заодно поделитесь и своими мыслями что бы поддержать разговор.
- Вспомните увлекательные истории из жизни. Если вы хотите быть очень интересным собеседником – заучите некоторые из них наизусть. Отработав при этом паузы в нужных местах, смену интонации и прочее. Когда вы начнете разговор вы будете меньше волноваться.
- Задайте себе вопрос: что бы я мог спросить у собеседника. И старайтесь повторять его до тех пор, пока не найдёте что-нибудь интересное. Наш мозг устроен так, что изначально он даёт самые простые и очевидные решения, но со временем начинает копать всё глубже и глубже. Используя этот вопрос, вы сможете вести содержательный диалог.
- В крайнем случае используйте стандартные вопросы: кино, музыка, спорт и т.д. Эти темы можно тоже развернуть в интересное русло.
Как развить разговор и сделать его интересным? Слушайте собеседника и спрашивайте о деталях повествования, можно задавать уточняющие вопросы. Все дело в деталях – это обычное самое интересное. К тому же вы покажете человеку, что вы внимательно его слушаете, а не просто стоите перед ним и киваете. Умение слушать и слышать вашего собеседника даст вам кучу тем для общения с новым собеседником.
Как научить ребенка защищать свои границы
Ребенок познает границы и учится быть автономным от пяти до семи лет. Границы тела, границы себя, свои возможности и страхи. «Что чужое, а что мое». Только осознавая все это, он начинает понимать, что такое опасность: «Идти с незнакомым человеком нельзя, потому что это опасно для МЕНЯ. Для МОЕГО здоровья. Мама не сможет мне сейчас помочь, ее нет рядом, я должен позаботиться о себе сам».
Есть список элементарных навыков самообслуживания и самоконтроля, которым должен овладеть ребенок до первого класса школы:
- приготовить простое блюдо;
- оказывать себе элементарную медицинскую помощь (помазать порез зеленкой, заклеить пластырем);
- самостоятельно помыться;
- следить за своим расписанием и планировать день;
- самостоятельно встать и собраться в школу.
Разговоры про безопасность должны идти от того, что ребенок должен максимально многому научиться именно в этот период (пять — семь лет). Например, умение правильно переходить дорогу, это тоже про безопасность, которая связана с навыком — развитием глазомера. Развитие глазомера происходит, например, в процессе игры в мяч или бадминтон, где нужно уметь оценивать расстояние от себя до движущегося предмета.
Над чем и как стоит «поработать» с ребенком дошкольного возраста особенно внимательно:
1 Над границами тела. Чтобы ребенок быстрее познавал себя, стоит не просто заставлять его выполнять простые задачи, но и обсуждать действия на каждом этапе. Например, он начинает самостоятельно мыться. Первое время вы все же ему немного помогаете и при этом комментируете: «Вот это спина, вот это руки, вот, смотри, на волосах остался шампунь». Так он учится инспектировать собственное тело.
Опытные психологи о воспитании детей
Получайте новые статьи раз в неделю:
- на эл. почту
2 Над самостоятельными перемещениями. Впервые доверить ребенку сходить в ближайший магазин можно начиная лет с шести. Ходить в школу одному и возвращаться домой, если школа находится рядом, ребенок может с первого класса (шесть-семь лет). Если дорога до места требует перехода через участок оживленного движения автомобилей — лет с восьми.
3 Над ответственностью и управлением временем. Знание ребенком распорядка собственной жизни — расписания — способствует принятию ответственности за все, что с ним происходит. Знает ли ваш малыш во сколько и когда у него тот или иной кружок? Может ли вовремя начать собираться? Отдает ли себе отчет, что это его занятия, а не мамины и бабушкины дела? Повесьте расписание жизни ребенка над его кроватью, научите его следить за временем и планировать день.
4 Над взаимодействием с окружающими. Позвольте ребенку самому решать, какой формат общения с окружающими для него комфортный. Например, если он не любит, когда его часто обнимают и «сюсюкают» с ним, прислушайтесь к этому и не заставляйте его терпеть то, что ему неприятно. Если он медленно адаптируется в новом коллективе, дайте ему столько времени, сколько нужно, а не подгоняйте замечаниями «Ну что ты такой стеснительный, вон все дети уже играют! Иди и играй (дружи) с этим мальчиком (девочкой) прямо сейчас». Вы же сами не бежите навстречу всем незнакомцам с распростертыми объятиями тут же общаться и дружить.
Опасная паутина – Интернет
Ни для кого не секрет, что в наши дни педофилы, и лица с другими маниакальными наклонностями, нередко охотятся на детей в Интернете. Здесь и обезличенность общения на форумах и в соцсетях, и плюс к тому – игра на доверчивости детей (некоторые по наивности могут не только присылать фотографии и рассказывать о любимом времени и местах прогулок, но и сообщить телефон, адрес, фамилию – ведь ребёнок не понимает, что под видом сверстника с ним мог познакомиться кто угодно). А потом, когда чужой человек подойдёт на улице и назовёт по имени, представится другом родителей и позовёт к маме, назвав правильно и её имя, и ваш адрес – как тут не поверить?
Научите ребёнка не сообщать данных о себе в Интернете, не чекиниться на каждом шагу, не назначать реальных знакомств без присутствия родителей, а если Интернет-приятель предлагает обменяться номерами телефонов – отвечать: «Сейчас спрошу разрешения у мамы». Ведь злоумышленник боится внимания родителей. Защищённый ребёнок совсем не подходит на роль жертвы.
(клик для увеличения)
Свод правил
Плохих людей всё же гораздо меньше, чем хороших
Чтобы не попасться на их пути, ребёнку важно запомнить самое главное:
- не гулять в безлюдных местах – всегда держать людей поле зрения;
- не садиться в чужую машину ни под каким предлогом;
- не заходить в подъезд и в лифт с чужим человеком;
- свести к минимум Интернет-активность, касающуюся разглашения личных данных и публикации своих фото, не знакомиться одному с виртуальными друзьями;
- и, конечно же, никуда, никогда, ни за что не уходить с незнакомым человеком, а если это коснулось другого ребёнка – не бежать за ним, а позвать на помощь взрослых;
- если всё же рядом злодей – забыть все правила вежливости и как можно громче кричать: «Я тебя не знаю!», обращаться за помощью к любому случайному человеку и не терять головы от страха. Спастись от преступника можно и нужно!
Если всё же злодей появился – научите ребенка не терять головы, не подчиняться, не бояться, а громко просить помощи.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:
7 правил, которые должен усвоить ваш ребенок, чтобы защитить себя от незнакомцев
На какие вопросы ребенок не должен отвечать посторонним?
10 предосторожностей, которым родители должны обучить своего ребенка
І. Как вести себя ребёнку с незнакомыми людьми на улице
С незнакомыми людьми надо соблюдать обычную вежливость и не забывать, что это чужие люди и что ты их не знаешь.
1. Если тебя о чём-то спрашивают…
Если незнакомый человек спрашивает тебя о чём-то, то сначала надо подумать, отвечать или нет. Ты ведь не знаешь, что это за человек и чего он от тебя хочет. Может, он говорит неправду и хочет обидеть тебя.
Если, конечно, у тебя спрашивают, где находится какой-нибудь магазин или почта, то человеку надо помочь: объяснить, где находится нужное ему место. Ещё лучше посоветовать ему обратиться за помощью к взрослым. А если какой-то незнакомый и подозрительный тебе мужчина начинает спрашивать у тебя, где ты живёшь, то ни в коем случае не следует поддерживать беседу. Нельзя общаться и с теми незнакомцами, которые с первого же взгляда вызвали у тебя доверие. У них могут быть дурные намерения в отношении тебя, о которых ты и не догадываешься.
2. Если тебя хотят угостить…
Нельзя также что-нибудь брать у посторонних — например, если тебя хотят ни с того, ни с сего угостить конфетой. Даже если тебе показалось, что это от чистого сердца — всё равно откажись. Или, например, тебе предлагают деньги или какие-нибудь подарки. Помни: внешность человека очень обманчива, даже приятный на вид человек может оказаться опасным преступником.
3. Если тебе предлагают куда-то пойти…
Также ни под каким предлогом нельзя никуда с незнакомцами ходить. Нехорошие взрослые могут заманивать доверчивых мальчишек и девчонок к себе домой. Например, обещая показать своего котёнка, новенький велосипед, да мало ли что ещё… Нам не хочется тебя пугать, но очень редко кто потом видел этих детишек.
Мальчишек постарше могут попытаться заманить просьбой помочь донести сумку, обещая заплатить за это. Категорически отвечай «Нет!».
4. Если тебе предлагают…
сесть в машину
Ни в коем случае не садись к незнакомцу в машину, даже если он (или она) говорит, что отвезёт тебя к маме и папе. Не верь ни в коем случае! Мама и папа никогда не отправят за тобой незнакомого человека, не предупредив тебя об этом.
Как же этого избежать? Во-первых, не надо быть таким доверчивым. Улица есть улица, и всякое может случиться. Во-вторых, злые люди с преступными намерениями внешне выглядят вполне обычно. Иногда преступников выдают глаза, они у них недобрые, бегающие, улыбочка гадкая и фальшивая. Но даже не каждый взрослый может прочитать плохие намерения другого человека по лицу, что уж говорить о ребёнке.
сниматься в кино
Если вдруг на улице тебе предложили сниматься в кино, участвовать в интересном конкурсе или телепередаче — также не соглашайся. Спроси, когда и куда можно будет подойти вместе с родителями.
5. Если за тобой следят…
Если с тебя кто-то глаз не сводит, постарайся избавиться от этого человека или встань рядом с какой-нибудь женщиной, чтобы все подумали, что это твоя мама. В таком случае обидчики не посмеют тебя тронуть.
Если человек не отстаёт от тебя, подойди к любому дому и сделай вид, что это твой дом, помаши рукой и позови родственников, которых как будто видишь в окне. Постарайся не покидать людное место до тех пор, пока видишь за собой слежку.
Если при тебе мобильный телефон, воспользуйся им, сообщи родным о своём местоположении и попроси тебя забрать.
Итак, запомни: с незнакомыми людьми общаться ты не должен, а если кто-то начинает тебе усиленно навязываться с разговорами, — то ничего не остаётся, как позвать на помощь
Даже твой крик способен отпугнуть обидчика. Постарайся привлечь внимание окружающих — неожиданно громко закричать, в крайнем случае можно даже, например, разбить стекло в ближайшем окне и т. д
Нет и точка!
Объясните ребёнку – иногда он не обязан быть вежливым. На предложение куда-то пойти с чужим человеком следует отвечать твёрдое «Нет!» и уходить от него в людное место. Ну и пусть это выглядит невежливо. Хороший взрослый прекрасно поймёт такие слова, как: «Мне запрещено ездить в лифте с чужими. Папа сейчас придёт, и я поеду с ним», «Если меня действительно позвала мама, назови пароль!» и просто короткое «Нет».
Конечно, для кого-то это непросто. Послушные детки зачастую и представить себе не могут что можно не сделать того, что велит взрослый
Именно поэтому так важно научить их правилам безопасности
Все «потеряшки» неси в школу
Детям с 9–10 лет свойственен героизм. Они хотят быть нужными. Поэтому, найдя потерянный кошелек, начинают звонить по визитке, чтобы вернуть вещь владельцу, увидев собаку с адресным ошейником — ведут ее по указанному адресу, а если потерявшийся малыш просит их провести его домой, они с энтузиазмом отправляются в чужой двор или даже район. Задача родителей рассказать, что этого делать нельзя. Желание помочь похвально, но решив действовать самостоятельно, ребенок подвергает свою жизнь опасности, ведь вместо благодарности за возвращение «потеряшки», там ребенка может ждать «засада».
Чтобы обезопасить себя, но при этом не остаться безучастным к чужой беде, ребенок должен позвонить родителям и рассказать о том, что приключилось. После этого, если родители разрешат, вся помощь должна проходить через школу. Учителя в ответственности за ребенка за час до уроков и в течение часа после. Поэтому если перед или после школы ребенок нашел какую-то вещь или встретил потерявшуюся собачку или маленького ребенка — нужно отправиться в школу, где классный руководитель решит, что делать. В другое время — следует сразу же обратиться в полицию.
- Наш эксперт:
- Марта Юдина, детский и семейный психолог
Правила общения с незнакомцем
Давайте узнаем, что предлагают специалисты, чтобы научить детей общаться (или не общаться) с потенциально опасными чужими людьми.
Вводим понятие «незнакомец»
Обычно, ребенок готов к этому уже в возрасте четырех лет. Объясните, что незнакомцы – это те люди (все равно, пожилые, молодые мужчины или женщины), которые незнакомы самому малышу и его родителям. Это можно показать на обычном примере – например, мужчина в супермаркете или женщина в парке. Чтобы не напугать ребенка, подчеркните, что это не делает их ни плохими, ни хорошими. Также объясняем, кто такие «знакомые» люди – те, про которых родители могут сказать: «Милый, этим людям мы абсолютно доверяем. Не бойся обращаться к ним с просьбой о помощи!» Также сам ребенок также должен отметить: «Да, мама, я доверяю этой тете и не боюсь ее».
Отмечаем «хороших» незнакомцев
Помните, что некоторые незнакомцы – сотрудники полиции, пожарные, продавцы, учителя (воспитатели) или охранники в магазинах – это те самые чужие люди, к которым дети могут подойти в случае возникновения чрезвычайной ситуации
Обратите внимание ребенка, как выглядит форма сотрудников правоохранительных органов, по каким признакам он может узнать человека, который работает в магазине, и т. д
Важно, чтобы ребенок уяснил: тот незнакомый человек, к которому он сам обращается за помощью, все-таки безопаснее того, кто предлагает ее первым. Устанавливаем границы и дистанции
Устанавливаем границы и дистанции
Дети должны знать, что могут беседовать на улице с чужими людьми, но только на определенном расстоянии. Предлагаем следующее: отмерьте расстояние в 2 метра на полу дома и удостоверьтесь, что ребенок запомнил его. Это та минимальная дистанция, на которой дети могут без страха общаться с неизвестными людьми.
Научите говорить «нет»
Преступники нередко являются неплохими психологами и легко выделяют среди детей того, кто не умеет противостоять просьбам или приказам взрослых и легко попадают под чужое воздействие. Объясните вашему чаду, что следует доверять своим инстинктам. Если его просят пройти куда-то или помочь что-то отыскать, нужно громко произнести «нет!» и уйти.
4 шага по прерыванию беседы с незнакомцем
Итак, вы объяснили ребенку основные правила и понятия. А для того чтобы незнакомцы не смогли обмануть ваше чадо или «заговорить» его, отрепетируйте порядок беседы и действий.
Шаг 1. Оценивание ситуации. Ребенок должен удостовериться, что перед ним находится именно незнакомый человек
И совершенно неважно, кто именно – мужчины приятной внешности, бабушка, молодая девушка или подросток. Они все – незнакомые люди, поэтому и вести себя с ними следует одинаково
Шаг 2. Соблюдение дистанции. Допустим, незнакомый человек обратился к вашему отпрыску с какой-то просьбой или вопросом. В этом случае он должен удостовериться, что находится на достаточном расстоянии (2 метра от незнакомца) и имеет возможность следить за его дальнейшими действиями.
Шаг 3. Прерывание разговора. Возможно, вы видели один из выпусков популярной передачи, в которой провели простой и одновременно страшный эксперимент: оказывается, чужой человек может за несколько секунд увести с площадки или даже от подъезда любого ребенка. Поэтому малыш должен сразу пресекать разговор: «Нет, обратитесь к взрослому. Он вам покажет дорогу» или «Нет, я не смогу помочь вам найти собаку».
Шаг 4. Безопасное место. Если с ребенком пытается заговорить незнакомый мужчина, значит, нужно уйти домой, зайти в школу (оттуда позвонить маме или папе), подойти к гуляющим во дворе соседям, в общем, быть на виду у других людей.
Читаем также: Незнакомый человек пристает к ребенку – что делать детям?
Проигрываем ситуацию
Проигрывайте различные варианты ситуаций («что бы ты сделал, если…»), чтобы научить любимое чадо правильному поведению в присутствии незнакомцев. Например:
Обязательно отработайте на практике эти четыре шага: оценивание ситуации, соблюдение дистанции, окончание беседы и уход. Объясните, что нельзя покидать двор или школу с незнакомыми людьми: кататься на машине, помогать милому щенку, ходить в кафе или магазин игрушек. Не запугивайте ребенка, но расскажите, что порой и взрослому сложно отличить злого человека от доброго, поэтому лучше всего не поддерживать разговор с незнакомцами. На всякий случай!
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:
7 правил, которые должен усвоить ваш ребенок, чтобы защитить себя от незнакомцев
10 вопросов, на которые ребенок не должен отвечать посторонним (и даже знакомым людям)
10 предосторожностей, которым родители должны обучить своего ребенка
В твердой, но понятной форме ребенку нужно внушить, что разговаривать с незнакомыми людьми нельзя!
Велите кричать как можно громче
В конце концов, объясните детям, что в случае опасности они должны привлекать к себе внимание как можно сильнее, а кричать как можно громче. Если незнакомец пытается схватить ребенка, пускай кричит и сопротивляется изо всех сил
Если незнакомец пытается схватить ребенка, пускай кричит и сопротивляется изо всех сил.
Дело в том, что прохожие обычно погружены в собственные мысли, не видя ничего вокруг. В случае беды люди могут даже ничего не заметить. И дело не в том, что вокруг живут равнодушные мерзавцы — люди просто очень медлительны и невнимательны.
Научите ребенка, что если нужно попросить помощи, а поблизости никого нет, не стоит кричать “Помогите!” — к сожалению, на этот крик, скорее всего, никто не отзовется. Лучше всего кричать “Пожар!” — удивительно, но пожар привлечет больше внимания и на помощь придет больше народу.
Почему нам иногда бывает “нечего сказать”
Иногда возникает вопрос: “Как начать общаться с новыми людьми, если я не знаю, что им сказать после «Здравствуйте!»”. Все мы сталкивались с такой проблемой. Нам хочется произвести позитивное впечатление на человека, но все слова и мысли как будто испаряются. Из-за этого мы испытываем дискомфорт и чувствуем себя какими-то “неправильными”.
На самом деле нам всегда есть, что сказать. Это страхи блокируют ваш навык общения. Из-за боязни мы ограничиваем темы, на которые можно вести разговор, чтобы:
- Не показаться глупыми
- Не оскорбить собеседника
- Не произвести негативного впечатления о себе и т.д.
В итоге выходит так, что мы либо вообще не можем ничего сказать, либо произносим посредственные вопросы вроде “Как дела?” или “Как прошёл день?”, которые на самом деле не значат ничего. Они задаются просто для того, чтобы заполнить пустоту.
Но откажитесь от этих запретов и позвольте разговору идти в неизведанном направлении. Знаете какая беседа идёт по ровной линии? Скучная. Поэтому просто говорите обо всем, что может прийти в голову
Задавайте вопросы и потом важно не самому говорить, а намноговажнееуметьслушать своего собеседника. Снимите все блоки! Даже если вы случайно заденете собеседника – всегда есть возможность искренне извиниться
7 правил, которые должен усвоить ваш ребенок, чтобы защитить себя от незнакомцев
7 правил, которые должен усвоить ваш ребенок, чтобы защитить себя от незнакомцев
Сотни незнакомцев вы и ваш ребенок встречаете ежедневно на улице, в торговых центрах, поликлиниках, кафе и т.д. На вид обыкновенные и даже очень приятные люди могут на поверку оказаться преступниками. В наше время частыми стали случаи, когда детей похищают прямо из под носа родителей, как только малыши теряются из виду. Причем происшествия, когда детей забирают силой, встречаются реже, чем когда они сами идут за чужаком. Дети очень доверчивы по своей сути, они легко ведутся на уговоры, заманчивые предложения, а стоит незнакомцу сообщить, что он друг родителей, так и вовсе согласны последовать за преступником.
Насколько бы вы не были бдительными родителями, постоянно следить за чадом невозможно.
Поэтому так важно рассказать ребенку, как относиться к незнакомым, что делать, если тебя уводят, уговаривают и просят о чем-либо. 1
Кто такой незнакомый человек
1. Кто такой незнакомый человек
Подобные темы для разговора уже можно поднимать, когда вашему крохе исполнилось три года, даже в таком нежном возрасте дети способны воспринимать данную информацию.
Подробно расскажите ребенку, кто же такой незнакомец. Зачастую, в представлении детей человек, желающий тебе зла, некрасив, обладает суровой подозрительной внешностью. Этот стереотип малыши берут из сказок и мультфильмов, и действительно, какой сказочный злодей представляется обычным человеком.
Вы должны объяснить ребенку, что незнакомец, это любой человек, которого малыш не знает. Если чужой дядя или тетя говорят, что ребенок просто забыл его, то это все равно незнакомый человек.
Научите ваше чадо, ни при каких условиях не садиться в машины, не идти за чужаками и не помогать им, а еще лучше вообще не разговаривать без вашего присутствия, а сразу скрыться из виду.
Нормальным взрослым людям ничего не нужно от маленьких детей, и они сами не станут приставать с расспросами без присутствия родителей малыша.
Не стоит слишком запугивать ребенка, чтобы он не шарахался в сторону от каждого человека на улице.