Что делать, если маленький ребенок 2 – 3 годика до ужаса боится мух
Содержание статьи
- Что делать, чтобы малыш перестал бояться сверстников
- Как играть на площадке где много детей, чтобы побороть страх
- Пример взрослых для трёхлетних малышей
- Положительное влияние сказок
- Правильная модель поведения
- Когда страх становится осознанным?
- Признаки страха
- Основные формы детских страхов
- От 0 до 1,5
- От 1 до 4
- От 3 до 6
- От 5 до 8
- Иные причины негативного поведения
- Ребенок боится мух: как ему помочь? Почему ребенок боится насекомых?
- Скрытые мотивы
- Психическое заболевание
- Органические поражения головного мозга
- Почему ребёнок в возрасте года и старше может испугаться других детей
- Как научить ребёнка не бояться собак
- Как помочь ребёнку преодолеть страх громких звуков
- Как помочь ребёнку справиться со страхом собак
- Как помочь любимому ребенку?
- Здесь и сейчас
- Действуем на перспективу
- Почему дети боятся друг друга
- Проведите диагностику
- КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ
- Ребенок панически боится насекомых до истерики, что делать?— Психологический Центр Инсайт
- Почему возникает энтомофобия?
- Ребенок боится насекомых: способы устранения страха
Что делать, чтобы малыш перестал бояться сверстников
Страх перед сверстниками очень сильно влияет на ребёнка. Побороть его можно разными способами. Но прежде всего необходимо определить ситуацию, выявить негативный опыт в детском садике, школе или любом другом коллективе, который повлиял на формирование поведения малыша.
Как играть на площадке где много детей, чтобы побороть страх
В более младшем возрасте (приблизительно с двух лет) родителям нужно помогать своему ребёнку бороться со страхом начиная с малого:
придя на площадку, попросите кроху поздороваться с детьми, обратите его внимание на тех, кого он видел ранее;
в процессе игры распределяйте роли: один копает, а другой отвозит машинку с песком;
не позволяйте другим обижать своего карапуза, от игр у него должны остаться только положительные эмоции, и ему нужно быть уверенным, что в случае чего мама с папой всегда его защитят;
для того чтобы малыш получал удовольствие от игры на площадке, в игровых центрах и детском саде, научите его делится, ждать своей очереди и обмениваться игрушками, покажите ему это своим примером.
Сейчас существует очень много детских центров для развития детей, где они учатся играть и делать что-то вместе. Попробуйте записать ребёнка в группу, где не больше десяти человек его возраста, опытные педагоги также подскажут и помогут вам решить эту проблему.
Коллективные занятия помогут перебороть страх, запишитесь в группы раннего развития
Пример взрослых для трёхлетних малышей
Есть определённые обстоятельства, способствующие появлению страхов. К ним относятся особенности семейного воспитания, когда родители слишком опекают или, наоборот, практически не обращают внимания на ребёнка по причине постоянной занятости или нежелании его приласкать.
Если кроха постоянно находится в окружении мамы или бабушки, он чувствует, что ему больше никто не нужен. Чрезмерная забота может навредить, ведь птенца необходимо понемногу отпускать из гнезда и из-под тёплого крыла, где он не останется на всю жизнь. Дайте вашему чаду больше свободы — пусть самостоятельно выберет, какие игрушки брать в песочницу и на какую площадку пойти. Вселяйте в малыша чувство уверенности в себе, чтобы он вырос полноценной личностью.
Одарите ребёнка теплом, заботой и любовью, ведь для малыша главное чувствовать вашу поддержку
На страхи ребёнка зачастую влияют слова и поступки взрослых. Например, когда мама или бабушка говорит о том, что опасается собак, болезней, катастроф, то будет не удивительно, если малыш через какое-то время тоже начнёт разговаривать на эти темы и точно так же бояться. Следите за своими словами и поступками, ведь они сильно отражаются на восприятии мира вашим чадом.
Если проблема уже появилася, поговорите с ребёнком. Поддержите малыша, рассказывайте ему о том, чего вы сами когда-то боялись. В более затруднённых случая обратитесь за помощью к психологу, он поможет избавиться от страха перед детьми.
Положительное влияние сказок
Помочь в борьбе со страхами помогут сказки. Читая их, анализируйте с малышом описанные ситуации и поступки героев. Подробно разбирайте, чего боятся персонажи историй и как они преодолевают трудности. Это поможет малышу поверить в свои силы.
Чтение и анализ сказок помогут ребёнку справиться со страхами
Правильная модель поведения
Заложите в ребёнке правильную модель поведения. Для этого необходимо развить общительность. Ходите на развивающие занятия, площадки, в гости, а также приглашайте друзей с детьми в свой дом
Важно научить кроху быть радушным и уважать порядок в чужой семье. Знакомьте его со сверстниками и показывайте, что это отличные ребята и не стоит их бояться
Убедите малыша, что с ним играть интересно и увлекательно, учите его стойкости в тех или иных ситуациях.
Помогите вашему ребёнку сделать первый шаг навстречу крепкой дружбе
Когда страх становится осознанным?
- Чаще других страх перед темнотой испытывают дети, которые спят одни. Поэтому косвенно страх темноты — это страх перед одиночеством. Испытывать его могут даже новорожденные.
- Если родители увлекаются «страшилками». «Не будешь есть кашу — позову Бабая» или «Если ты не перестанешь баловаться, за тобой придет злой колдун!». В темноте, когда ребенок расслабляется перед сном и мысленно, как и взрослые, прокручивает в голове дневные переживания, именно этот «Бабай» или «злой колдун» могут материализоваться в воображении малыша в темной комнате.
- Если в присутствии ребенка старшие смотрят фильмы ужасов, рассказывают жуткие истории. Помните, мозг ребенка, даже маленького и несмышленого, фиксирует яркие образы и потом воспроизводит их в самый неподходящий момент.
- Если ребенок часто просматривает со взрослыми выпуски новостей. Любой случайно увиденный образ в сюжете о катастрофе, убийстве или нападении может стать причиной страха темноты.
- Если ребенку слишком многое запрещается.
- Если в семье разгораются нешуточные конфликты, в которые оказываются втянуты дети.
Кроме того, страх темноты часто свойственен детям «возрастных» родителей. Чем больше лет маме на момент рождения ребенка, тем сильнее она и домочадцы о «поздней» крохе беспокоятся. Бегут по первому зову, охают-ахают и всплескивают руками. В результате у них растет неврастеничный, легковозбудимый, инфантильный малыш, очень подверженный страхам, и не только темноты.
Темноты часто боятся дети из неполных семей. Причем первые «звоночки» боязни приходятся, как правило, на период или ухода одного из родителей.
Признаки страха
Страх – это острая эмоция, он обязательно сопровождается одним или несколькими физиологическими признаками:
- общее беспокойство, дрожь, тремор рук;
- внезапный плач и крик, которому не предшествовали демонстративные действия;
- потеря ориентации в пространстве, растерянность;
- расширенный зрачок, несвойственная ребенку мимика;
- жалобы на головокружение, головную боль во время или после приступа страха.
Почему ребенок боится других детей, нужно выяснить у малыша в доверительной беседе
Но если тревожные реакции стали частыми, следует обратить внимание на психологическое здоровье чада, посетить детского психотерапевта и невролога
Осторожность и боязнь – это норма, страх – устойчивая реакция. И ему нельзя давать переродиться в фобию!
Основные формы детских страхов
Если мы имеем дело именно с психологической особенностью возраста, то ее легко определить по закономерным формам поведения, вызванного страхом.
От 0 до 1,5
Испуг впервые возникает в первом полугодии жизни, а к концу первого года окончательно приобретает свои черты: вздрагивание, плач, крик, отмахивающие движения ручками и ножками, учащенное дыхание.
Такую реакцию могут вызывать звуки, смена освещения, чужие люди или ситуации, связанные с болью (появление врача). Боязнь других детей в конце первого года жизни или чуть позднее проявляется в «прилипании к маме».
От 1 до 4
Контакт с родными продолжает формироваться и теперь, становясь более осмысленным. Ведущий страх – одиночество и его физический аналог – темнота. Формирующиеся чувства любви, нежности, жалости, сострадания, сочувствия с одной стороны и кризис самостоятельности с другой ставят малыша в неловкое психологическое положение.
В этот период на отношения со сверстниками большое влияние оказывает мнение старших, «хороший мальчик» обязательно станет другом, а «плохого» (по мнению мамы или бабушки) нужно обходить стороной и даже побаиваться.
Основная форма страха этого возрастного периода – избегание, иногда подкрепляемое выдуманными историями о том, как двухлетний «плохой» ровесник обидел или напугал.
От 3 до 6
В период, когда тенденции «Я сам!» наиболее активны в поведении чада, заставлять его с кем-то дружить совершенно бесполезно. Дружба – это чувство, которое должно сформироваться глубоко внутри. Страха по отношению к сверстникам в этот период обычно не бывает – трехлетки активны и общительны. Страхи могут сохраниться из предыдущего этапа, либо, если ребенок развивается чуть быстрее сверстников, на общении могут сказаться новые страхи: очень индивидуальные, абстрактные и фантазийные.
От 5 до 8
Это самый боязливый возраст. Буквально все вокруг заставляет малышей испытывать тревогу: болезнь мамы, перестановка в комнате, страшные сны и сказочные персонажи. Особенности взаимоотношений с детьми-сверстниками проявляются либо в агрессивных действиях (обычно защитного характера), либо в форме привлечения внимания («Он меня обидел, накажи его!»).
К 7–8 годам страх перед одноклассниками уже не считается нормой. В этом случае следует разобраться, не было ли негативного опыта, педагогических проблем или нарушений процесса социализации.
Иные причины негативного поведения
В поисках причин коммуникативных затруднений нужно рассматривать не только истинный страх, но и другие возможные состояния, способные нарушать равновесие в настроении ребенка:
Необщительность (интроверсия) как черта характера, замкнутость, предпочтение самостоятельных игр. Эту черту характера нужно четко разграничивать с нарушениями аутичного спектра!
Подражание интровертным родителям.
Гиперопека, следствием которой стала гиперзависимость ребенка от родителей.
Страх есть, но это страх не перед другим ребенком, а перед самим фактом игры с ним. Бывает и такое!
Ошибки социализации, болезнь, строгие карантины – все это возможные причины несформированности коммуникативных качеств ребенка по возрасту.
Негативный опыт
Память места и ситуации довольно часто оказывает влияние на детское поведение.
Важно как можно скорее рушить дурные стереотипы, утилизировать конфликты между малышами и формировать у них добрую память друг о друге.
Ребенок боится мух: как ему помочь? Почему ребенок боится насекомых?
Почему ребенок боится мух? Есть несколько факторов, которые влияют на появление этой боязни. Основными можно назвать следующие:
хорошо развитые воображение и фантазия;
У ребенка 3-6 лет активно развиваются все психические процессы: память, мышление, внимание. Однако пика своего развития достигает воображение
Именно поэтому малыши любят фантазировать, грезить, сочинять истории. Плоды этого творчества не всегда носят позитивный характер.
Малыши могут нафантазировать вещи, которые потому не дают им наслаждаться этим прекрасным миром. Например, дети могут «включить» фантазию и придумать, что муха может превратиться в гигантское создание и съесть его. Малыш не может справиться с этими мыслями, и у него возникает страх;
- ребенок увидел муху в книге или в мультфильме. Причем насекомое было представлено не в самом лучшем образе. Например, с огромными глазами или колючими лапками;
- родительский страх. Дети склонны копировать поведение и реакцию родителей. Если вы сами боитесь мух, то подсознательно малыш воспринимает их как что-то угрожающее его жизни.
Скрытые мотивы
Если малыши в 3–4 года давят насекомых без злого умысла, то более старшие дети могут так действовать вполне осознанно. Такое поведение может быть результатом следующих причин:
-
ребёнок затаил в себе злость и обиду и испытывает потребность на ком-то отыграться. Самым подходящим объектом для этой цели являются беззащитные насекомые. В такой ситуации следует найти источник таких эмоций ребёнка. Наилучшее средство для достижения цели — спокойный и откровенный разговор с ребёнком. Поговорите с ним, узнайте, что его беспокоит и постарайтесь устранить причину детской агрессии. Стоит отметить, что очень часто ребёнок бывает агрессивным, если родители по отношению к нему демонстрируют свою силу и власть;
- ребёнок действует «за компанию». Наиболее часто так поступают застенчивые и робкие дети, которым тяжело даётся общение и им хочется быть как все. Если лидеры детской компании безжалостно давят букашек, то и робкие малыши будут стемиться действовать так же. Опять же в этой ситуации следует тактично разговаривать с ребёнком и объяснять ему недопустимость такого поведения.
Психическое заболевание
К сожалению бывает так, что повышенная жестокость детей — результат психического заболевания. Отклонения в развитии психики и нервной системы ребёнка могут возникнуть по причине генетической предрасположенности, родовых и других травм. В такой ситуации ребёнок будет жесток не только к насекомым, но и другим живым существам: кошкам, собакам, растениям. Агрессия будет также распространяться и на окружающих его людей. Психические заболевания у детей требуют длительного и основательного лечения.
Если ваш ребёнок давит насекомых, то не ругайте его, а попробуйте спокойно разобраться в ситуации и объяснить, что так делать нельзя. Дайте малышу максимум полезной информации вместо нотаций. Если же ваши действия оказались безуспешными, то обратитесь за помощью к специалисту.
Органические поражения головного мозга
Ребенок 6 лет боится громких звуков? Это может быть из-за пережитого негативного опыта или проблем со здоровьем: осложнений, заболеваний или травм лор-органов, органического поражения головного мозга. Неврологи утверждают, что последний диагноз можно поставить практически 90 % пациентов разного возраста. Но если изменения затрагивают более 20-25 % мозга, то проявляются признаки болезни.
У детей поражение мозга обычно связано с перинатальными причинами: это заболевания матери во время беременности, инфекции, генетическая предрасположенность, ишемия или гипоксия при родах, действие радиации или других вредных веществ (табака, химикатов, алкоголя, наркотиков). При осложнениях такие нарушения могут перерасти в эпилепсию, ДЦП, олигофрению, гидроцефалию. Характерным признаком этих болезней у детей является боязнь громких звуков.
Среди симптомов органического поражения мозга можно назвать снижение интеллекта, низкий иммунитет, проблемы с памятью, задержку интеллектуального развития и речи, постоянную слабость, головокружение, головные боли, повышенную раздражительность. Могут быть трудности с выполнением централизованных движений глазными мышцами, припадки с судорогами, нарушения слуха, зрения и обоняния, частичное или полное непонимание речи. К счастью, большинство нарушений, обнаруженных в раннем возрасте, можно откорректировать.
Если ребенок боится громких звуков, коррекционная программа должна подбираться исключительно специалистом. Эффективнее всего лечатся нарушения, выявленные до поступления ребенком в первый класс. Терапия в этом случае должна быть комплексной. Ребенку рекомендуется посещать логопеда и дефектолога, заниматься по нейроакустическим программам, в среде Монтессори. Полезны ритмотерапия, цветотерапия, арт-терапия, сенсорная интеграция.
Почему ребёнок в возрасте года и старше может испугаться других детей
Причин, по которым ребёнок может бояться сверстников немало:
- обидели на площадке;
- ударили;
- страх перед неконтролируемыми действиями к себе от других;
- неумение взаимодействовать с детьми и находить выход из конфликтных ситуаций;
- чрезмерная опека взрослых.
Необходимо определить, действительно ли ребёнок боится сверстников или избегает контактов по причине застенчивости
Но говоря о страхе перед другими детьми, нужно обращать внимание на темперамент и характер ребёнка. Возможно, ваш малыш очень застенчив, поэтому и избегает контактов со сверстниками
В этом случае он скорее предпочтёт общение с кем-то одним хорошо ему знакомым, а не с большой шумной компанией. Но если кроха начинает плакать, переходит на крик или говорит, что боится, стоит задуматься. Понаблюдайте за его поведением, чтобы выявить причину проблемы.
Как научить ребёнка не бояться собак
Если ребёнок боится собак, советы психолога, приведённые ниже, помогут справиться с этой ситуацией и, возможно, даже «подружиться» с животными.
Как помочь ребёнку преодолеть страх громких звуков
- Постепенно приучайте малыша к звукам вокруг, в том числе неожиданным и громким. Это и различные игры с использованием бытовых принадлежностей (например, стучать по кастрюле, сковороде), слушание работы инструментов и электроприборов, звуков телевизора и радио и др.;
- Периодически на непродолжительное время можно увеличивать громкость музыки и телепередач. Позволяйте ребёнку самому управлять громкостью теле- и радиоаппаратуры;
- Пойте громко песни, читайте стихи малышу, чаще танцуйте под музыку. Способствуйте тому, чтобы громкие звуки вызывали у ребёнка приятные ассоциации («весело», «задорно», «интересно» и т. д.) Поэтому во время занятий с ним никогда не кричите, не критикуйте, не ругайте его;
- Учите малыша издавать громкие звуки, чтобы победить страх. Сделайте это в виде игры или соревнования – кто громче крикнет, победить в котором должен ваш ребёнок;
- Прислушивайтесь к звукам различных животных, птиц, транспортных средств, имитируйте их вместе с малышом. Говорите о том, что одни животные издают тихие звуки (мышка, кошка, курица), а другие – громкие (петух, корова, слон). Если ребёнок с лёгкостью изображает любые из них (в том числе и громкие), попросите полаять, как собака;
- Покажите малышу, а затем попросите его повторить разные варианты того, как может «говорить» собака: когда радуется при встрече хозяина, когда хочет подружиться, когда охраняет дом и т. д.;
- Читайте сказки, в которых отражены разные звуки, произносимые собаками, давайте слушать аудиосказки.
Как помочь ребёнку справиться со страхом собак
Прогуливаясь с ребёнком мимо собак, обязательно будьте рядом, держите его за руку (или на руках)
Пусть он почувствует себя под вашей защитой (также читайте статью по теме: Как правильно гулять с ребенком?>>>);
Не заставляйте ребёнка знакомиться с собачкой, не тащите его к ней насильно, чтобы погладить
Важно почувствовать готовность малыша к этому;
Обращайте внимание на реакцию ребёнка на других животных (на улице, в зоопарке, при просмотре телевизора). Познакомьте его с кошкой, которая меньше по размеру, чем собака, но во многом похожа на неё (шерстью, лапами, зубами)
С помощью этого сходства сформируйте в сознании своего чада позитивные образы обоих животных;
Полезно просматривать мультфильмы, где показана дружба кошки и собаки, где они являются положительными героями;
Чтобы победить страх собак, ненавязчиво познакомьте ребёнка с каким-нибудь дружелюбным щенком, который есть у ваших друзей или родственников;
Сходите с малышом на выставку кошек и собак, наблюдайте за ними в зоомагазине, на улице, в парке
Комментируйте забавные моменты, связанные с поведением, животных, фотографируйте их, просматривайте дома снимки и отмечайте все «прелести». Например: «Какие у собачки милые ушки», «Какой красивый хвост», «Смотри, она как будто улыбается нам!» и т. д.;
Просматривайте вместе с ребёнком книги, красочные журналы с изображением собак, рассказывайте про породы и их особенности. Обращайте его внимание на животных в рекламах, телепередачах, фильмах;
Говоря с ребёнком о собаках, не употребляйте слова «кусается» или «не кусается», не делите животных на «злых» и «не злых». Акцентируйте внимание на положительных характеристиках;
Стимулируйте ребёнка к тому, чтобы он делился своими эмоциями по отношению к животным (во время просмотра книг и телепередач, на выставках, у друзей, в парке или когда погладит её);
Если есть возможность, заведите котёнка или щенка, заручившись согласием вашего малыша. Забота о питомце привьёт ему уверенность и позволит справиться со страхом;
Рассказываете сыну или дочке о своих положительных примерах дружбы с животными (например, если у вас в детстве была собака или кто-то из животных вас когда-либо выручал);
Даже если ваш ребёнок панически боится собак, не теряйте надежды и не снижайте усилия по оказанию помощи в преодолении его страха. В этой ситуации снижение страха будет проходить медленнее и труднее. Поэтому с вашей стороны потребуется максимум терпения и эмоциональной поддержки. Необходимо создать комфортную обстановку для малыша, чтобы он не замыкался в себе, а делился своими переживаниями;
Хвалите даже за малейшие успехи в преодолении страха, но делайте это только искренне.
Как помочь любимому ребенку?
Теперь, когда вы знаете, откуда «растут ноги» у проблемы, попытаемся ее решить. Это вполне посильная задача, если действовать постепенно, уверенно, и главное – правильно.
Что делать, если ребенок боится насекомых, чтобы не навредить ему? Разбираясь в причинах детской фобии, вы уже убедились, что во многом могли быть виноваты сами. Поэтому сейчас не допустить ошибок – самое главное. Итак, начинаем действовать.
Здесь и сейчас
У малыша случился приступ страха при виде насекомого. Чем помочь? Вы уже поняли, что ругать или стыдить — абсолютное зло.
Но как его успокоить?
Подключайте свой авторитет. Вы для ребенка – источник спокойствия и безопасности, так заложено природой
Поэтому дайте ему ощутить эту защищенность;
Скажите крохе: «Не бойся, я не дам тебя в обиду, Солнышко (Зайка, Любимка – не важно, главное – ласковое обращение, привычное вашему мальку)! Мама намного больше и сильнее этого паучка, ты же видишь?»;
Только не говорите, что вы растопчете, порвете или еще как-то физически уничтожите бедную букашку – так вы только зациклите малыша на насилии, которое снова будет провоцировать страх;
Если чувствуете, что с авторитетом пока слабовато и ребенок не готов вас слушаться, посмотрите интернет-семинар Мама-главная!>>>;
Теперь подменяйте значение слова «бояться». Вселите в малыша уверенность в собственных силах
Скажите: «Вместе мы с тобой с любым тараканом справимся, правда же?». Так кроха будет ассоциировать и себя с тем, кто сильнее, чем предмет фобии. К тому же, почувствует ваше единение против его беды;
После таких слов предложите своему непоседе убедиться, что этот жук (паук, сверчок) уже убежал от вас двоих, а других вокруг вы не заметили. И предложите ему тоже осмотреться, чтобы в этом убедиться;
Но не заверяйте его клятвенно, что точно никого здесь нет! Если он обнаружит хоть одно насекомое – истерика начнется снова. Но теперь в большей степени оттого, что маме нельзя доверять. А значит, он снова один на один со своей проблемой! Если вдруг найдете букашку – снова успокойте кроху: вас двое, а жук один, вы сильнее, и он побоится вас обидеть.
Действуем на перспективу
Борьба с любой фобией – процесс длительный. Но успех вполне достижим. Если ребенок боится насекомых, способов устранения страха несколько. Используйте все.
- Детей страшит все непонятное и неизвестное. Поэтому воспользуйтесь познавательными книжками, в которых рассказывается о жизни и поведении насекомых;
- Дайте ребенку побольше примеров положительных, не пугающих качеств букашки. Покажите их «деток». Только не убеждайте кроху, что абсолютно все жучки – милахи, которых нужно любить. Малыш должен понять, что есть и такие, которые могут больно ужалить или ядовиты. Иначе он будет трогать их всех подряд;
- Расскажите ему, что букашки «ведут себя плохо» потому, что тоже нас боятся, и так стараются защититься (например, пчелы жалят именно когда думают, что на них напали). Ведь эти существа – намного меньше и слабее нас. Поэтому их лучше не обижать;
- Очень хороший прием — сказкотерапия. Есть много примеров в литературе, когда жучки-мотыльки – положительные сказочные герои. Они кому-то помогают, делают добро. Так у ребенка развеется негативный образ насекомого, он увидит, что бояться нечего. Если не найдется подходящей сказки, всегда можно сочинить свою, или переделать готовую под нужного персонажа;
- Поможет разрушить страшный образ и просмотр мультфильмов с участием насекомых. В мультиках персонажи обычно довольно умильные, они не вызывают неприязни. Ребенок постепенно переформирует в сознании образ насекомого со страшного на позитивный;
- Визуализируйте источник страха. Предложите крохе нарисовать или слепить того, кого он так боится. Старайтесь, чтобы персонаж получился как можно более «нестрашным», обаятельным. Пусть малыш потрогает рисунок, поиграет с пластилиновым паучком. Можете сами озвучить насекомое нежным голоском. Разрушайте стереотип: это – страшный зверь;
- Контролируйте свое поведение в присутствии ребенка. Не проявляйте никакой агрессии к насекомым сами. Просто всякий раз давайте ему информацию: этот жучок живет там-то, кушает то-то, делает это. Он нужен для того, чтобы…
Кроме того, много полезной информации вы можете найти в статье: Ребенок боится мух>>>
Почему дети боятся друг друга
В каждом растущем человечке сокрыты не только его собственные выводы о внешнем мире, но и мнение старших членов семьи, влияние культуры, информация из медиаисточников. А еще унаследованный от родителей темперамент, несформированный характер и пока не слишком широкий жизненный опыт.
По какой причине именно ваш ребенок боится детей на площадках с песочницами и каруселями?
Проведите диагностику
Почему процесс вхождения в общество (социализация) и освоения его правил и норм общения (социальная адаптация) вызывают у некоторых деток затруднения? Социальные страхи в норме появляются в таком порядке:
- На первом году жизни страшно отдаляться от мамы и оказываться в новой среде, посторонние люди вызывают явное опасение.
- От года до трех почти все дети боятся одиночества, а с ним и темноты. Но мама и папа могут спасти от подкроватных монстров!
- От трех до пяти лет вполне нормально бояться сказочных персонажей и их образов в реальности. Мальчики боятся сильнее, но перерастают страх быстрее.
-
В дошкольном возрасте – страх потерять родителей или получить от них наказание.
В этот же период возникает новая коммуникативная проблема – страх перед животными, даже уже хорошо знакомыми, у девочек это часто более выраженно.
Выходит, что динамика детских опасений совпадает с основными кризисными периодами дошкольного детства: 1, 3, 7 лет. Поскольку границы кризисов каждого крохи очень индивидуальны, бояться он может и в 2, и в 4, и в 6 лет
Важно обратить внимание на то, в каких формах выражаются опасения и соответствуют ли эти формы нормам. Задайте сами себе несколько вопросов и попытайтесь разобраться:
- В любой ли обстановке проявляется реакция страха или только на детской площадке?
- Связано ли усиление или ослабление реакции с присутствием кого-то из взрослых?
- Не был ли тот, кого боятся, причиной конфликта или травмы?
- Как проходила социализация, посещал ли малыш ясли, детский сад, подгруппу в школе?
- Когда впервые возникла боязнь, как реагировали старшие?
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ
Для начала, родителям стоит соблюдать такие правила:
-
Воздержаться от запугивания: не использовать угрозы, будто бы малыша заберут цыгане, милиционер, бабайка и другие монстры.
-
Помогать ребенку компенсировать страх: придумать способы его нейтрализации (от тролля можно спрятаться под одеяло и посчитать до 5) или ритуалы, которые помогут избавиться от страха (перед сном заглянуть под кровать, проверить, что там никого нет). Не пытайтесь устранить источник страха — это далеко не всегда возможно, а трудитесь вместе с чадом над преодолением тревоги.
-
Обучать ребенка терпимости к страху: не стыдить за пугливость и робость, делиться своим примером по преодолению фобий, показывать, что бояться — это нормально. Покажите своим детям, как вы справляетесь со стрессом. Гладя на вас, ребенок быстро научится преодолевать свою тревожность и перестанет всего бояться.
-
Уменьшить количество запретов и строгих правил, которые малыш боится нарушить. Атмосфера критики и угрозы наказания негативно воздействует на психику впечатлительных детей.
Чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, следуйте таким рекомендациям:
-
Поощряйте ребенка за успехи. Например, если малышу удалось заснуть без света — обязательно похвалите его и придумайте приз. Как же хорошо он потрудился! Выражайте уверенность, что с ним все будет хорошо, он справится со своими проблемами.
-
Прорабатывайте пугающие ситуации, кошмары в игре, кукольных сценах, рисунках. Например, предложите малышу нарисовать свои страхи. Помогите ему изобразить их как можно красочней, а потом вместе найдите способ, как нейтрализовать пугающий объект — порвать, сделать смешным, уменьшить в размерах.
-
Обсуждайте с ребенком, что будет, если сбудется его самый страшный кошмар, как с ним справиться. Такой план может пригодиться.
-
Помогайте сами себе справиться с тревогой! Чаще всего, именно беспокойство родителей провоцирует проблемы ребенка.
-
Обучайте малыша приемам самоконтроля и саморегуляции – концентрации внимания, мышечной релаксации (расслаблению), приемам уменьшения тревоги. Некоторые из таких приемов я описываю в статье “Ребенок стесняется”.
Психокоррекционной работе с тревожными детками посвящена моя книга — “История мальчика Левы, который боялся оставаться без мамы”. Это история для детей, в основу которой лег мой личный опыт, а также история моей семьи. Дело в том, что мой старший сын очень тревожный и впечатлительный малыш. Именно ему я посвятила эту книгу.
Главный герой истории очень переживает, когда мама уходит или еще только собирается его покинуть. Но мама обучает его специальным техникам, “ключам от тревоги”, которые малышу предстоит найти. На пути его ждут увлекательные приключения и интересные задачки. В конце концов малыш справляется со всеми трудностями.
Такой сказочный сюжет не просто увлечет вашего ребенка, но и поможет самому освоить психотерапевтические техники по избавлению от тревожных симптомов: правильное дыхание, снятие мышечного напряжения, визуализация успокаивающих образов.
Успейте приобрести книгу, ведь тираж ограничен!
Видео
Ребенок панически боится насекомых до истерики, что делать?— Психологический Центр Инсайт
Боязнь различных насекомых – энтомофобия – это несвойственное детям явление. Чаще всего они, наоборот, с интересом относятся к живым существам, не испытывают к ним страха или брезгливости. Поэтому, если ребенок в 3 года боится насекомых, речь идет о фобии, спровоцированной какой-то причиной.
Почему возникает энтомофобия?
Естественной реакцией любого человека на появление жука или таракана является крик: «Убей его!». Увидев этих «чудовищ», хочется сразу схватить тапочек и раздавить их. Проявление подобной агрессии или страха со стороны взрослых становится причиной того, почему ребенок боится насекомых.
Родители могут пошутить и сказать, что безобидные внешне мелкие беспозвоночные больно кусаются. У малыша в подсознании это отложится, как предупреждение об опасности, он постарается избегать встреч с летающими мошками и ползающими жуками. Для крохи не будет иметь значения, кто перед ним – паук или бабочка.
Причиной возникновения данной фобии может стать запугивание: к примеру, что непослушных маленьких деток забирает к себе злая гусеница. Несколько подобных фраз приводят к тому, что ребенок панически боится насекомых. Побороть этот страх – становится основной задачей многих родителей.
Если у сына или дочери появилась энтомофобия, постарайтесь убедить их, что нет причин для страха перед беспозвоночными. Не нужно малыша и убеждать, что поблизости нет мелких животных. Букашка, появившаяся в поле зрения карапуза, приведет к истерике и слезам, а его доверие к родителям уменьшится
Лучше привлекать внимание к тому, что малыш находится под защитой любимых людей, которые позаботятся о нем и спасут от опасных беспозвоночных.
Ребенок боится насекомых: способы устранения страха
В попытках избавить малыша от энтомофобии не стоит вдаваться в крайности. Нельзя сажать возле него паука или муравья, ожидая спокойной реакции. Не рекомендуется также давить жуков и пчел при детях: так вы научите их жестокости. Постарайтесь найти творческий и приятный подход к лечению подобного страха. Если ребенок боится насекомых до истерики, помогут следующие рекомендации.
-
Объясните крохе, что не каждая букашка опасна. В природе есть множество прекрасных маленьких животных, которые не причиняют вреда людям – божьи коровки, бабочки, стрекозы. И даже если ребенка укусил комар или ужалила пчела, успокойте его и убедите, что в этом нет ничего страшного.
-
Покажите малышу, какие букашки безвредные, а с какими следует избегать встречи. С этой целью можно приобрести красочную энциклопедию.
-
Если ребенок панически боится насекомых, купите ему игрушку в виде мухи или жучка.
-
Прочитайте малышу историю, стих или сказку о добрых букашках. Включите забавный мультик о путешествиях веселых червячков, муравьев или комаров.
-
Материализуйте фобию. Победить подобный страх можно при помощи рисунка. Предложите карапузу нарисовать или вылепить из пластилина насекомых, вызывающих у него страх. Этот прием позволит вам превратить в глазах сына или дочери ужасных пауков в милых букашек.
Если все попытки вылечить сына или дочь от энтомофобии не увенчались успехом, тогда следует обратиться к профессионалам. Опытные сотрудники психологического центра «Инсайт» помогут решить данную проблему. Они подберут для ребенка индивидуальный метод лечения и избавят его от панической боязни насекомых в кратчайшие сроки. Чтобы записаться на прием, позвоните менеджерам компании или заполните заявку на сайте.