Развитие и рацион питания ребенка в 1 год и 2 месяца: составляем распорядок дня, меню и список развивающих занятий
Содержание статьи
- Развитие во время игр
- Из чего состоит меню годовалого ребенка
- Полезная информация для родителей
- Подготовка к садику
- Полезные советы
- Еще несколько советов
- ИДЕИ МЕНЮ ДЛЯ РЕБЕНКА от 1 ГОДА
- Становление речи годовалого ребенка
- Пример меню на неделю
- Распорядок
- Таблица с возможным режимом
- Чего избегать в рационе кормления
- Питание ребенка
- Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год
- Что должен уметь годовалый малыш?
- Физические показатели
- Психоэмоциональные навыки
- Психомоторные навыки
- Игры и развивающие занятия в режиме дня годовалого ребенка
Развитие во время игр
Ребенок бодрствует значительную часть времени. Он становится любопытным и стремится ознакомиться со всей домашней утварью, электрическими приборами и содержимым нижних полок шкафов.
Игра в 1 год – важный способ развития
Позволяйте изучить кастрюли с крышками, пластмассовую посуду, неострые столовые приборы, пока сами готовите обед. Пусть вынет содержимое шкафа с одеждой, однако помогите вернуть всё на место. Не пресекайте любознательность малыша даже в таких бытовых моментах.
Развитие маленького первооткрывателя происходит в процессе игры. Наиболее подходящими игрушками для малыша в 1 год будут:
- пирамидки;
- кубики;
- сортеры (игрушки с отверстиями, куда необходимо вставлять фигурки соответствующей формы);
- заводные игрушки;
- каталки;
- музыкальные инструменты.
Не стоит забывать о том, что в процессе игры ребенок повторяет действия взрослого, поэтому можно вместе «покормить» любимую игрушку, уложить её спать и взять с собой на прогулку, одев по погоде.
Если есть возможность, купите малышу спортивный уголок
Из чего состоит меню годовалого ребенка
Следует оговориться, что есть определенные нормы, но в жизни все обстоит совсем иначе, так как все дети разные и питание самих родителей разное. К
Итак, считается, что кормление ребенка в 1 год осуществляется 4-5 раз в день. Промежуток между кормлениями должен составлять не более 4 часов. Общий объем съедаемой пищи – 1000-1200 мл, не считая жидкости. Подобный режим питания должен сохраняться для детей до достижения ими 1,5 лет. В реальной жизни мало кто будет считать эти миллилитры, точно вымерять время.
Рацион ребенка в 1 год может состоять из следующих приемов пищи:
- Завтрак (8:00);
- Второй завтрак (10:00);
- Обед (13:00);
- Полдник (16:00);
- Ужин (19:00).
Примерное меню годовалого малыша может быть представлено следующим набором блюд:
- Завтрак – лучше всего подойдет каша. Кашу можно сделать с кусочком сливочного масла или фруктами. В год малышу можно давать рисовую, гречневую, овсяную, кукурузную, пшенную, манную или мультизлаковую кашу (если крупы, содержащиеся в ней, заранее давались по отдельности). Есть рекомендации, что после каши можно давать чай или компот, но лично я отношусь к этой рекомендации с большим сомнением, компот — еще ладно, вода — ладно, но зачем чай? Приучать малого к этому напитку, который и взрослым не приносит особой пользы, кроме как создания привычки пить чай после еды, которая приводит к ухудшению процессов переваривания, переедания булочной и кондитерской продукции, создает проблемы с водой в организме и так далее.
- Второй завтрак – детский кефирчик и печенье, фрукты. Стоит следить, чтобы детский кефирчик не содержал всю таблицу Менделеева. Внимательно изучайте состав, тоже самое относится к печеньям. Самое лучшее фрукты, домашняя выпечка без дрожжей.
- Обед – овощной салат, суп, мясное блюдо с гарниром. Суп варится на овощном бульоне. Это может быть свекольник, щи или суп-лапша. В качестве мясного блюда ребенку в 12 месяцев можно предложить биточки, паровые котлетки или тефтели. 1-2 раза в неделю мясное блюдо можно заменять рыбным. Про чай, компот или воду стоит подумать. Про мяса и рыбу в таком возрасте — крайне индивидуально. У нас дети не приучены с детства запивать еду и отлично себя чувствуют, иногда просят воды после приема пищи, но редко. На обед с удовольствием кушают супы, салат не хотят, от второго могут и отказаться. Супа чаще всего достаточно.
- Полдник – творожок, фруктовое или овощное пюре.
- Ужин –овощно-мясное пюре, паровой омлет, пшенная каша с тыквой.
Полезная информация для родителей
Меню ребенка в 1 год не должно включать таких продуктов, как:
- Цитрусовые;
- Грибы;
- Орехи;
- Колбасы, сосиски;
- Икра;
- Шоколад;
- Полуфабрикаты;
- Консервы.
Также следует соблюдать важные правила, касающиеся приемов пищи:
- не устраивайте детям перекусы;
- кормите в одно и то же время, соблюдая режим;
- следите за свежестью и качеством продуктов, которые используете в питании ребенка в 1 год;
- кормите малыша только свежесваренной едой, не оставляйте суп или второе на завтра;
- контролируйте чистоту собственных рук и рук малыша. Приучите его мыть руки перед едой.
Подготовка к садику
А теперь самое время поговорить о том, как привить ребенку любовь к садиковской пище, ведь именно в дошкольном учреждении ему предстоит получить большую часть всех суточных калорий и было бы отлично, если бы ребенок не отказывался от еды в группе.
По пути обратно стоит заглянуть на кухню, вызвать на беседу повара и попросить дать рецепты основных блюд. Узнав, что это требуется для будущего воспитанника или воспитанницы, сотрудники ДОУ обычно входят в положение мамы и рассказывают, как и что нужно готовить.
Что делать с добытой информацией дальше, догадаться несложно. Даже если ваш малыш привык дома есть пиццу и полуфабрикаты из супермаркета, вполне можно изменить его пищевые привычки. Сначала готовьте одно-два блюда из меню садика. Если чадо будет протестовать и плеваться, не отчаивайтесь – это временно. Наступит день, когда малыш с удовольствием съест предложенную кашу по садиковскому рецепту или макаронную запеканку.
Постепенно вводите дополнительные блюда, не более 1-2 в неделю. И положительных результатов удастся добиться уже через несколько месяцев. Когда малыш придет в садик, для него само это событие станет шоковым и стрессовым. Зачем же усугублять его состояние незнакомой и непривычной пищей? После предварительной подготовки сынок или дочка будет кушать то, что дают в детском саду практически с первого дня и у мамы не будет лишнего повода для беспокойства.
Не забывайте, что блюда по садиковскому меню лучше всего предлагать ребенку в соответствии с режимом питания, принятом в детском саду:
- завтрак – с 8 до 9 утра;
- второй завтрак – в 10.30;
- обед – с 12 до 13 часов;
- полдник – 15.30-16.00.
Полезные советы
Основные принципы питания, рецепты и ежедневный недельный рацион уже были рассмотрены. И в завершение несколько советов мамам, чтобы с питанием годовалого ребенка не возникло никаких проблем.
- Очень часто малыши теряют аппетит и отказываются от еды именно из-за нарушения рациона. Нельзя кормить ребенка постоянно в разное время, так как это может вызвать потерю аппетита. Чтобы организм полноценно усваивал пищу и был готов к её употреблению, кушать нужно постоянно в одно и то же время.
- Проблемы с питанием возникают также на психологическом уровне. Например, если малыша «заставляют» кушать, то конечно эта трапеза вызовет в нём отрицание. Он должен осознать, что питание – это радостный период. Для этого пища должна быть полезной, чтобы ребенок после приема чувствовал себя хорошо. Важна подача и отношение матери к кормлению. Если она с радостью будет предлагать малышу еду, он с таким же удовольствием будет её кушать.
- На психологическом уровне ребенок будет больше хотеть есть, если это будут делать другие люди. Старайтесь кушать вместе с малышом, а лучше всей семьей, чтобы ребенок сразу понимал, что обед или ужин – это семейная трапеза. Можно разложить игрушек и тоже их накормить. Если совмещать еду с игрой, то у ребенка будет больше интереса к питанию.
- Если малыш не любит какой-то продукт, но он очень полезный, не обязательно исключать его из рациона, просто добавьте его незаметно в какое-либо блюдо.
Еще несколько советов
Часто случается, что ребенок отказывается от еды. Если причины не вышеперечисленные, то есть не психологические, значит попробуйте сократить объемы или убрать один из приемов пищи
Возможно, ребенок просто не успевает проголодаться. Если обед или ужин включает прием нескольких блюд, то подавать их желательно по очереди, потому что ребенок долгое время потратит на то, чтобы перебрать продукты и решить, что ему нравится больше
Последний, но не по важности совет – избегайте перекусов. Они не только портят аппетит, но и не приносят никакой пользы
Особенно если это печенье и тем более конфеты. Как бы малыши не любили сладости, приучать к ним с раннего детства ни в коем случае нельзя. Иначе потом долго придется восстанавливать рацион питания.
Не забывайте о питьевом режиме
Очень важно постоянно давать ребенку воду, даже если он этого не просит. Особенно перед едой и после трапезы. Даже во время приема пищи следует предлагать выпить
А после каждого употребления еды желательно давать малышу компот, утром можно некрепкий чай
Даже во время приема пищи следует предлагать выпить. А после каждого употребления еды желательно давать малышу компот, утром можно некрепкий чай.
Если совмещать еду с игрой, то у ребенка будет больше интереса к питанию
Организовывать режим питания для годовалого малыша нужно обязательно, так как в это время организм очень чувствительный и неправильный прием пищи сразу же отразиться на здоровье ребенка. После года можно включать в рацион новые продукты, однако делать это нужно постепенно. Питание должно быть насыщенным, богатым витаминами и микроэлементами и разнообразным.
ИДЕИ МЕНЮ ДЛЯ РЕБЕНКА от 1 ГОДА
ИДЕИ МЕНЮ ДЛЯ РЕБЕНКА от 1 ГОДА на неделю + рецепты РАФАЭЛЛО И ПЕЧЕНЬЯ
8 Общий Балл
Составить меню для годовалого ребенка
8Expert Score
Достоверность информации
8
Актуальность информации
9.5
Раскрытие темы
8.5
Доступность применения
8.5
10Оценка пользователей
Достоверность информации
10
Актуальность информации
10
Раскрытие темы
10
Доступность применения
10
Плюсы
- Прикорм освобождает маму от кормления грудью
- Ребенок получает все необходимые витамины
Минусы
- Некоторые продукты могут вызывать аллергические реакции
- Дети не всегда хотят кушать овощные блюда
|
Становление речи годовалого ребенка
Речь крохи в этом возрасте зависит от ранее проведенной подготовительной работы родителей и прочих членов семьи. Лепет и гуление подготавливает артикуляционный аппарат к более сложным действиям, а знакомство крохи с предметами ближнего окружения пополнило его пассивный словарь.
Ребенок в 1 год знает значение многих слов, в его активном словаре присутствует 15-20 из них. Постепенно он прибегает к речи, как к средству общения. Некоторые дети правильно произносят слова: баба, мама, ляля. Некоторые лепечут: па, бах, ма или частично произносят слова («нельзя» звучит, как «зя» и т.д.). Другие подражают животным, окружающим звукам: «ав-ав», «му-му», «би-би» и т.д.
Уже можно определить, имеются ли у крохи речевые трудности. Специалист сразу определит их. Характерная особенность годовалого малыша: подражание взрослым. Он пытается повторить знакомые слова и те, которые ранее не слышал.
Наиболее активное подражание происходит к полутора годам. Не сюсюкайте с малюткой: давайте пример правильного произношения слов.
Годовалый ребенок понимает много слов: определения разных действий, окружающих предметов и объектов, увиденных на картинках. Поддерживайте этот интерес, демонстрируя понятные ему картинки. Комментируйте иллюстрации крохе, высказывайтесь простыми словами. Обозначайте предмет одним постоянным словом, дабы смысл не был потерян для ребенка в потоке множества слов взрослого. Пример: трава пусть остается травой, а не растениями, зеленью и так далее.
Уже к полутора годам активный словарный запас крохи может достичь 30 слов. Стремясь подражать, малютка активно увеличивает свой словарный запас глаголами и наречиями. К двум годам могут появиться и прилагательные или местоимения.
Пример меню на неделю
Ребенок двухлетнего возраста может питаться в течение недели по примерно такому меню:
День недели |
Завтрак |
Обед |
Полдник |
Ужин |
Понедельник |
(200 г) Чай с молоком (100 мл) Хлеб с маслом (30 г/10 г) |
Салат из капусты с яблоком (40 г) (150 мл) Рыбная паровая котлета (60 г) Отварной рис (100 г) Яблочный сок (100 мл) Хлеб (50 г) |
Кефир (150 мл) Печенье (15 г) Свежее яблоко (50 г) |
Картофельные биточки с яйцом (200 г) Настой шиповника (150 мл) Хлеб (20 г) |
Вторник |
Сырники со сметаной (200 г) Молоко (150 мл) Хлеб с маслом (30 г/10 г) |
Салат из моркови (40 г) Суп с рыбными фрикадельками (150 мл) Картофельное пюре (100 г) Компот из сухофруктов (100 мл) Хлеб (50 г) |
Йогурт (150 мл) Молочный коржик (50 г) |
Гречневая каша (150 г) Печеночный паштет (50 г) Кисель (150 мл) Хлеб (20 г) |
Среда |
Омлет (80 г) Какао с молоком (150 мл) Хлеб с сыром (30 г/10 г) |
Салат из свежих овощей (40 г) Борщ (150 мл) Пюре из овощей (100 г) Фрикадельки из говядины (60 г) Настой шиповника (100 мл) Хлеб (50 г) |
Кефир (150 мл) Запеченные яблоки (60 г) Печенье (15 г) |
Рисовая запеканка (200 г) Чай с молоком (150 мл) Хлеб (20 г) |
Четверг |
с яблоками (200 г) Молоко (100 мл) Хлеб с маслом (30 г/10 г) |
Салат из моркови и яблока (40 г) Суп-пюре из тыквы (150 мл) Куриная фрикаделька (60 г) Пюре из цветной капусты (100 г) Томатный сок (100 мл) Хлеб (50 г) |
Ягодный смузи из кефира (150 мл) Печенье (15 г) |
Тушеные овощи (200 г) Чай с медом (150 мл) Хлеб (20 г) |
Пятница |
Творожная запеканка (200 г) Какао с молоком (100 мл) Хлеб с маслом (30 г/10 г) |
Зеленый горошек с маслом (40 г) Рассольник домашний (150 мл) Гречневая каша (100 г) Бефстроганов (50 г) Компот из яблок и груш (100 мл) Хлеб (50 г) |
Кисель (150 мл) Сухарик домашний (15 г) |
Картофельные котлеты с индейкой (200 г) Кефир (150 мл) Хлеб (20 г) |
Суббота |
Рисовая молочная каша с курагой (200 г) Чай с молоком (150 мл) Хлеб с сыром (30 г/10 г) |
Селедочный паштет (40 г) Свекольник (150 мл) Каша кукурузная (100 г) Тушеный кролик (50 г) Морковно-яблочный сок (100 мл) Хлеб (50 г) |
Молоко (150 мл) Печенье (15 г) |
Картофельно-овощная запеканка (200 г) Кефир (150 мл) Хлеб (20 г) |
Воскресенье |
Молочная вермишель (200 г) Какао с молоком (100 мл) Хлеб с маслом (30 г/10 г) |
Салат из свеклы (40 г) Суп с говяжьими фрикадельками (150 мл) Пюре из картофеля и зеленого горошка (100 г) Компот из ягод (100 мл) Хлеб (50 г) |
Кефир (150 мл) Печенье (15 г) |
Омлет (50 г) Пшенная каша молочная (150 г) Чай с молоком (150 мл) Хлеб (20 г) |
Распорядок
Каждый день вашей крохи должен быть тщательным образом спланирован. Это не только сегодня облегчит вашу жизнь, но и поможет ребенку в будущем. Например, установление правильных часов для приема пищи, сна, отдыха и прогулок, может благоприятно влиять на то, что, когда малыш придёт в детский сад, ему будет проще адаптироваться к режиму в нём. Некоторые мамочки, заранее думают об этом, узнают каков распорядок дня в дошкольных учреждениях. Ориентируясь на эти показания, составляют распорядок дня своему ребенку.
Таблица с возможным режимом
Время |
Режим дня |
С 8 часов утра до 9 часов утра | Малыш пробуждается. Мама его умывает, предлагает почистить зубы. Хорошо в это время провести утреннюю гимнастику. |
С 9 часов утра до 9:30 утра | Ребёнок завтракает. |
С 9:30 утра до 10:30 утра | Малыш может вздремнуть. |
С 10:30 утра до 11 часов дня | У ребенка может состояться перекус. Хотя некоторые дети уже отказались от этого приёма пищи. |
С 11 часов дня до 12 часов дня | Посвятите время умственному развитию малыша. |
С 12 часов дня до 1:30 дня | Можно отправиться на улицу. |
С 1:30 дня до 2 часов дня | У малыша сытный обед. |
С 2 часов дня до 4 часов вечера | Ребёнок может лечь поспать. |
С 4 часов вечера до 4:30 вечера | Предложите ребёнку перекус. |
С 4:30 вечера до 6 часов вечера | Отправьтесь с ребёнком на прогулку. |
С 6 часов вечера до 7 часов вечера | Посвятите время физическим и интеллектуальным упражнениям крохи. |
С 7 часов вечера до 8 часов вечера | Проведите водные процедуры, сделайте массаж карапузу. Возможна небольшая гимнастика. |
С 8 часов вечера до 8:30 вечера | Готовьте ребенка ко сну. |
С 8:30 вечера до 8 часов утра | Малыш спит. |
Чего избегать в рационе кормления
Несмотря на то, что меню ребенка в 1 год очень схоже с взрослым рационом, следует знать, что некоторые продукты все же еще не стоит использовать в качестве ингредиентов. Органы, фильтрующие кровь и расщепляющие белки, еще не совершенны, не закончили формироваться, что ведет к возможным аллергическим реакциям в виде сыпи, зуда или опухания мягких тканей.
Продукты, не пригодные для меню ребенка:
Раковые шейки, креветки, мидии, щупальца осьминога. Эти продукты любят взрослые за корейский способ приготовления, острые приправы, пикантный вкус. Эти продукты не годятся для ребенка не из-за огромного количества солей, самое главное – недопустимое количество трудно расщепляемого белка с большой долей вероятности спровоцирует аллергию;
Орехи, особенно арахис. Причина та же – высокая концентрация белка
Арахис лучше не давать до трех лет, после трех с осторожностью: сначала половину зерна в сутки, если реакции не последует, на следующий день можно дать уже 2 зерна. Осторожность в употреблении арахиса связана с особым видом аллергии, существующей именно на этот вид ореха
Негативная реакция опасна удушьем, потому как при непереносимости арахисового белка резко увеличиваются в размерах мягкие ткани, перекрывая просвет дыхательных путей. Вовремя не принятые меры могут привести к опасным последствиям. Если у ребенка выявится аллергия на арахис, на протяжении всей жизни он будет обязан изучать составы сложных блюд на наличие даже следов арахиса;
Отек на арахис
- Соления, консервированные продукты. Заготовленные с любовью бабушкины соленья также не стоит давать годовалому малышу. Присутствие уксуса, перца, хрена, чеснока и большого количества соли негативно скажется на пищеварительной системе ребенка;
- Мед. Несмотря на натуральность, его также до трех лет давать не стоит. Он богат микро,- и макроэлементами, что часто, с одной стороны, говорит о его неоспоримой полезности, в то же время богатый состав может содержать компоненты, способные спровоцировать сыпь и зуд, не стоит забывать о том, что в меде содержится большое количество сахаров;
- Шоколад, конфеты, торты и прочие сладости. Эти продукты легко спровоцируют ярко-красные высыпания на щеках, ягодицах, в области складок рук и ног.
Питание ребенка
Годовалого ребенка уже можно посадить за общий стол на его специальный стул, как взрослого. Малыша уже можно учить кушать самостоятельно, но тут все индивидуально. Некоторые дети в семь месяцев хватают ложку и пытаются накормить себя, вас и собаку, некоторые до трех лет хотят, чтобы их кормили.
Когда вы начнете учить малыша кушать самостоятельно, то нужно учитывать несколько правил:
- Прививайте ребенку положительные ассоциации с приемом пищи. Не заставляйте ребенка есть – пищевое насилие очень пагубно влияет на здоровье ребенка в целом, и психики в частности. Идеальной положительной ассоциацией для ребенка будет совместный обед со всей семьей – дружественная обстановка и личный пример домочадцев помогут ребенку научится держать ложку в руке.
- Не торопите ребенка во время еды. Для ребенка каждое его занятие – это способ чему-то научиться, узнать новое или пообщаться. Поэтому прием пищи – это не просто утоление голода, это способ узнать что-то новое, поиграть, или пообщаться с семьей. Поэтому наберитесь терпения, даже если малыш уже 15 минут с интересом размазывает кашу по тарелке – значит ему это интересно и нужно.
- И самое главное – тренируйтесь. В любом деле главное практика. Не опускайте руки, если у ребенка не получается или получается плохо. Успех – всего лишь вопрос времени.
Что касается рациона годовалого малыша, то лучше всего прислушиваться к советам вашего педиатра. Можно лишь отметить, что рацион должен быть разнообразным. В меню у ребенка всегда должно быть достаточное количество белка, что является основным строительным материалом в организме человека. Поэтому, должны присутствовать такие продукты как молоко и молочные продукты, мясо, рыба, птица, яйца. Не менее важны овощи и фрукты – главные поставщики витаминов и минералов.
Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год
К концу двенадцатого месяца ребенок понимает более двадцати слов и знает названия всех предметов, которые он использует в обиходе или видит перед собой ежедневно. Пока произношение у малыша неправильное, он может менять местами слоги в словах и выговаривать не все буквы. В большинстве случаев в одно слово ребенок вкладывает сразу несколько значений.
В годовалом возрасте малыш с радостью общается со сверстниками и тянется к ним, но, к сожалению, бесконфликтное общение он еще не освоил.
Теперь малыш четко осознает, как нужно себя вести с каждым из членов семьи. Он чувствует мягкое отношение мамы к себе и в ее присутствии может баловаться и активно ею манипулировать. Карапуз знает, что с отцом или бабушкой, такое поведение недопустимо.
В двенадцать месяцев с ребенком становится сложно играть. Он начинает устанавливать свои правила, большинство из которых неприемлемы для взрослых. Он начинает упрямиться и делать те вещи, которые запрещены. К примеру, бросаться песком в песочнице или дергать животных за уши и хвост.
С годовалого возраста у ребенка начинает проявляться долговременная память. Малыш может с легкостью запомнить, чем он занимался вчера или даже позавчера. Во взрослом возрасте некоторые люди могут помнить, что с ними происходило в год или даже раньше, именно благодаря долговременной памяти.
Во время прослушивания музыкальных композиций, ребенок старается подпевать, а иногда и пританцовывать. В этом возрасте уже может выполнять простые просьбы взрослых.
С годовалого возраста, родители начинают замечать, как в развитии ребенка наступает очень сложный переходный момент, когда карапуз становится абсолютно не похожим на себя. Это изменение носит название кризиса первого года. Оно проявляется в непослушании и упрямстве, резком повышении самостоятельности и отказе от помощи взрослых, обидчивости, плаксивости и противоречивости в поведении. Также могут присутствовать и другие проявления.
Что должен уметь годовалый малыш?
Многие родители беспокоятся о том, чтобы их малыш развивался правильно. Полезно знать, что должен уметь ребенок в годик. Но нужно учитывать, что все дети разные. Поэтому к концу 11 месяцев они могут прийти с отличительными показателями.
На то, что может делать годовалый ребенок, влияют такие факторы:
- психоэмоциональное состояние;
- наличие врожденных или приобретенных патологий психики, опорно-двигательной, сердечной системы;
- индивидуальные особенности организма;
- отношения родителей, атмосфера в семье;
- генетическая предрасположенность к раннему или позднему развитию;
- особенности питания;
- наличие условий для развития;
- как часто и правильно ли занимаются родители с малышом.
Все умения можно поделить на три категории:
- физические показатели;
- психоэмоциональные;
- психомоторные навыки.
Физические показатели
В год кроха имеет немало двигательных навыков. Несмотря на индивидуальные особенности каждого ребенка, ВОЗ отмечает, что к 12 месяцам малыш должен прийти с определенными физическими показателями.
В год ребенок должен уметь:
- стоять, держась за руку взрослого;
- сидеть;
- ползать;
- ходить вдоль опоры;
- забираться на диваны, стулья, прочие предметы мебели;
- шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
- нажимать на игрушки, которые издают звук;
- спускаться с кровати, дивана;
- катать коляску;
- приседать;
- вставать на ноги из любого положения.
Иногда дети пропускают стадию ползанья. К таким малышам относятся те, которые рано встали на ножки и выбрали для себя взрослый способ передвижения (ходьбу). Они очень подвижны, активны, быстро развиваются в физическом плане. К году они могут уже ходить без помощи родителей.
Психоэмоциональные навыки
Нервная система годовалых детей становится более крепкой. К 12 месяцам у малышей наблюдаются различные психоэмоциональные навыки.
Для ребенка в 1 год свойственны такие способности:
- проявление чувств к родителям, игрушкам;
- боязнь незнакомых людей;
- реагирование на появление новой игрушки;
- выражение радости при виде тети, бабушки, дедушки, других знакомых людей;
- указывание на предметы, которые перечисляет взрослый;
- возмущение на запреты, строгий тон родителей;
- узнавание членов семьи на фотографии;
- подражание действиям взрослых людей;
- обнимание, целование родителей;
- проявление интереса к книжкам (перелистывание страниц, разглядывание рисунков);
- рассматривание своего отражения в зеркале;
- подражание звукам, издаваемым транспортом, животными;
- реагирование на свое имя;
- копирование интонации взрослых.
К 12 месяцам дети обычно произносят около 10 слов, пытаются общаться с другими малышами. В этом возрасте уже хорошо проявляются личностные качества: уравновешенность, спокойствие, усидчивость, активность.
Дети в год умеют выполнять несложные просьбы: например, «покажи кошку», «дай игрушку», «где глазки». Они танцуют и подпевают, когда слышат музыку, которая им нравится.
Малыши в 12 месяцев умеют хлопать в ладоши, хорошо понимают слова «нельзя», «нет»
Они способны на несколько минут сконцентрировать внимание на мультфильме, книжке
Приведенные навыки и умения специалисты относят к обязательным. Заботливые родители могут ускорить психоэмоциональное развитие своего малыша.
Психомоторные навыки
Годовалые дети продолжают активно познавать мир. Им интересно, что находится в шкафу, как устроена игрушка. Они приобретают ряд психомоторных навыков.
Дети в 12 месяцев должны уметь:
- собирать и разбирать пирамидку из 2-3 колец;
- снимать с кастрюль и коробок крышки;
- составлять башню из двух кубиков;
- проталкивать небольшие предметы в отверстия;
- класть в коробку какой-то предмет;
- пить из чашки;
- есть с ложки;
- закрывать коробку крышкой;
- держать взрослого за руку;
- причесывать куклу;
- перекладывать игрушку из одной руки в другую;
- возить машинку;
- стучать палкой по предметам;
- бросать и ловить мяч;
- открывать и закрывать двери шкафов, выдвигать и задвигать ящики;
- брать большим и указательным пальцами маленькие предметы.
Многие годовалые малыши играют со своей одеждой, ботинками. Маленькие предметы позволяют развивать мелкую моторику, а большие – крупную.
Игры и развивающие занятия в режиме дня годовалого ребенка
В психическом развитии тоже свои нюансы. Считается, что к первому году жизни, ребенок должен понимать более двадцати слов и знать названия некоторых предметов, которые окружают его. Также он уже должен выполнять простые просьбы взрослых.
В это время родители могут столкнуться с первым возрастным кризисом ребенка – это кризис одного года.
Его проявление происходит по ряду причин:
- во-первых, в этом возрасте у малыша формируется воля, он начинает ощущать себя отдельно от родителей и понимает, что им позволено больше;
- во-вторых, чем большим количеством навыков он овладевает, тем увереннее становится: отсюда может возникнуть конфликт «я сам».
Подобные явления так же следует учитывать, составляя распорядок дня годовалого ребёнка
Важно предоставлять ребенку больше времени для проявления самостоятельности