Что должен знать и уметь ребенок в 4-5 лет: физическое и общее развитие, развивающие занятия дома
Содержание статьи
- Ребенок в год не ходит
- Во сколько дети ходят?
- Что делать, если ребенок не ходит?
- Психологическое развитие
- Развиваем речь
- Игры на развитие логического мышления
- Нервно-психическое развитие пятилетнего человечка
- Мышление
- Развитие речи
- Восприятие окружающего мира
- Умственное и речевое развитие ребенка
- Математика
- Окружающий мир
- Изобразительное искусство
- Конструирование
- Познания в музыке
- Речь
- Умственное развитие в 4 года
- Математика
- Речь
- Окружающий мир
- Изобразительное искусство
- Конструирование
- Познания в музыке
- Развивающие занятия для детей 4 лет в игровой форме
- Конструкторы
- Настольные игры
- Любимые игрушки
- Подручные материалы
- Бумага
- Природные материалы
- Нитки и клубки
- Поводы для беспокойства в 4 года
- Эмоциональное и социальное развитие ребенка
Ребенок в год не ходит
Первые шаги крохи — это большая радость для родителей. Как правило, детки начинают делать самостоятельные попытки пойти в годовалом возрасте. Но случается, что ребенок 1 год не ходит, и это очень волнует многих мам.
Во сколько дети ходят?
Давайте для начала определимся с тем, действительно ли это отклонения от нормы и когда ребенок начинает ходить. Довольно часто мамы сами надумывают проблему лишь потому, что некоторые детки из общей песочницы начинают делать самостоятельные шаги немного раньше. Очень впечатлительные родители сразу поднимают панику: почему их ребенок не ходит, а соседский уже практически бегает.
Конечно, в среднем детки пытаются передвигаться в 12 месяцев. Однако нормой является промежуток от 9 до 15 месяцев. Если вы попадаете в эти пределы, волноваться причин нет. Более активные и любознательные малыши быстрее стремятся отпустить мамину руку и начать исследовать окружающий мир. Для других малышей передвижение на четвереньках более приемлемо.
Более сложная ситуация, когда ребенок отказывается ходить через некоторое время после того, как уже научился это делать. Как правило, такое поведение связано со стрессовой ситуацией. Это могут быть испуг, болезнь или неблагоприятные условия дома
В этом случае ребенок боится ходить и помочь преодолеть этот страх нужно заботой, внимание со стороны родителей
Педиатры выделят несколько причин, почему ребенок не хочет ходить.
- Когда ребенок в год не ходит, это может быть предрасположенностью. Поинтересуйтесь у своих родителей: вполне возможно, что поздняя ходьба передалась малышу по наследству.
- Причиной того, что ребенок в год не ходит, может стать плохое не сбалансированное питание.
- Иногда ребенок не ходит в 1 год просто потому, что нет стимулирующих факторов. Заинтересуйте его любимым предметом и предложите самостоятельно добраться до него.
- Негативный опыт вроде сильного падения или ушиба может на некоторое время отбить стремление ходить.
- Объяснением, почему ребенок не ходит, в некоторых случаях становится слишком долгое использование манежа или ходунков.
Что делать, если ребенок не ходит?
Если кроха уже преодолел рубеж в полтора года и не начал самостоятельно передвигаться, обратитесь к педиатру. Как правило, причины в слабом мышечном тонусе или проблеме с головным мозгом. Если же крохе только годик и он общителен, любознателен, спокоен — повода для паники нет. В свое время ваш малыш обязательно сделает свой первый шаг.
novorozhdennyj-rebenok.ru
Возрастные нормы. Что должен уметь ребенок в тот или иной период для того, чтобы сесть самостоятельно?
Нормальное двигательное развитие ребенка характеризует наличие следующих показателей:
В шесть месяцев ребенок должен уметь самостоятельно перекатываться со спины на живот и даже пытается сесть самостоятельно, если в качестве опоры ему дать пальцы. В семь месяцев ребенок должен уметь сидеть самостоятельно, при этом держа спину достаточно ровно. А также поворачивать корпус находясь в этом положении. Он также должен уметь садиться из положения сидя на четвереньках. В восемь месяцев ребенок не только умеет сидеть, но при этом свободно манипулирует руками, стараясь дотянуться до предметов, интересных или необходимых ему. Начиная с 9-10 месяцев, ребенок уже должен уметь садиться исходя из практически любого положения. Также именно в этот период формируются первые предпосылки к самостоятельной ходьбе: он встает на колени, если рядом имеется опора, может удерживать корпус, начинает ползать. Время, которое он может проводить сидя с прямой спиной, значительно возрастает. Наблюдаются первые попытки стоять прямо с опорой (начиная с 10 месяца).
Развитие малыша 6-9 месяцев
Однако стоит еще раз заострить внимание на том, что если к указанному возрастному периоду 9-10месяцев у ребенка все еще не наблюдаются перечисленные здесь навыки, это далеко не всегда говорит о присутствии той или иной патологии. Каждого ребенка отличают собственные возрастные особенности развития. И не исключено, что позднее развитие одного навыка сможет быть скомпенсировано более быстрым становлением другого
Торопить ребенка в таком случае не следует
И не исключено, что позднее развитие одного навыка сможет быть скомпенсировано более быстрым становлением другого. Торопить ребенка в таком случае не следует.
Отставание в развитии в 9 месяцев — косоглазие, не сидит
Тем не менее, существует немало тревожных признаков, которые зачастую являются веским основанием для похода к специалисту.
Психологическое развитие
Психологическое развитие ребенка 10-12 лет характеризуется повышенным желанием выделиться из группы сверстников. Признание своей личности, ощущение собственного превосходства над другими ставит мальчиков и девочек в сложную ситуацию. С одной стороны они хотят общаться с другими детьми, взрослыми, с другой у них появляется желание побыть в одиночестве, наедине со своими мыслями.
Эти изменения происходят из-за формирования критического мышления. Ребенок больше не доверяет авторитету взрослых, подвергает все их слова и действия критике. В этот момент взрослым нужно внимательно следить за своими словами, интонацией. Неосторожная фраза, попытка давления воспринимается сыном или дочкой, как попытка унизить или раскритиковать. Большинство детей реагирует на это упрямством, спором или откровенным неповиновением, у некоторых детей могут развиться комплексы. В этот период рекомендуется стараться оставаться своему чаду другом, который всегда поддержит, поможет разобраться и не будет смеяться над возникающими сложностями.
В 10-12 лет ребенок очень тянется к общению со сверстниками своего пола. Интерес к противоположному полу чаще проявляется в виде агрессивных выпадов, насмешек. Мальчики и девочки 10-12 лет еще не знают, как проявить свой интерес к понравившемуся человеку
Родители могут воспользоваться этой ситуацией и подсказать, что посещение различных кружков и секций, совершенствование своих талантов может помочь выделиться из круга знакомых, привлечь внимание
Для этого периода характерно появление первых постоянных интересов. Многие дети обзаводятся хобби, которые будут сопровождать их всю жизнь. Хорошо, если вы не заставляете ребенка ходить в кружки и секции исходя из своих интересов, а он делает это по собственному желанию.
Будьте поддержкой для своего ребенка
Развиваем речь
Если у ребенка существуют проблемы с произношением, речевые занятия должны включать артикуляционные упражнения для каждого сложного звука. Возможно, понадобится помощь профессионального логопеда.
В общем случае хорошими «развивашками в речевом плане для дошкольника в это время будут:
- стишки, песенки, выученные наизусть;
- обсуждение сюжетных картинок или прочитанных произведений;
- разгадывание загадок;
- прослушивание аудиосказок;
- обсуждение всего, что произошло с ребенком за день;
- знакомство со звуками и буквами;
- определение первой буквы в слове, разделение слова на слоги.
Речевые навыки можно развивать с помощью несложных игровых упражнений. Можно спрашивать у ребенка:
- «Что бывает … ?» (длинным, красным, горячим, острым и т. д.);
- «Что будет, если… ?» (мяч упадет в воду, на небе появится черная туча, я съем снег);
- «Что можно делать … ?» (с яблоком, книгой, мячиком, печеньем, ножницами…);
- «Что где?» (какие предметы есть в спальне, прихожей, на кухне; в какой комнате находится телевизор, кровать, сковородка, вешалка…);
- «Кто это?» (например: ушастый, серый, трусишка – кто это?).
Игры на развитие логического мышления
В этом возрасте ребенок уже должен уметь обобщать и дифференцировать предметы по определенному признаку, работать по образцу, строить простые рассуждения для решения каких-либо задач.
Для того чтобы стимулировать дошкольника к логическим размышлениям, можно предлагать ему разнообразные игры. Это могут быть как магазинные развивашки (сортеры, пазлы, конструкторы, детское лото), так и вполне бытовые.
Например, ребенку придется задействовать свои логические навыки в следующих заданиях.
- Ему предлагают обобщить предметы по какому-то признаку (назвать все круглое в комнате, все желтое, все мягкое).
- Определить, чем похожи, а чем отличаются две картинки или игрушки.
- Выбрать из множества предметов одинаковые (мячи, зайчиков, кубики и т. д.).
- Собирать постройку из конструктора по образцу.
- Найти лишний предмет из нескольких и объяснить, почему он лишний.
- Найти парные предметы (как настоящие, так и на карточках или картинках). Ребенку придется определить признак, по которому нужно искать пару (к тарелке – ложку, к шапке – шарф, к курице – яйцо).
- Найти выход из нарисованного лабиринта (они часто встречаются в детских развивающих пособиях или журналах). Вариации таких «путаниц» могут быть разными: помочь кошке поймать мышку, встретиться собаке со щенком, найти ключ для Буратино и т. д.
Нервно-психическое развитие пятилетнего человечка
Мышление
Это благодатный возраст для родителей желающих чему-то научить своего малыша, ведь именно сейчас развитие малыша позволяет ему легче вбирать новые знания. И тут главное – не переусердствовать и опираться на желание и интерес маленького человека.
К этому возрасту он должен уметь определять последовательность событий и отгадывать загадки, понимать смысл пословиц. Малыши уже способны находить сходства и отличия предметов, исключать лишнее.
В этом возрасте начинает развиваться логическое мышление, правда, логика малыша еще сильно отличается от логики взрослого человека, не стоит доказывать свою правоту, просто выясните всю его логическую цепочку.
Сейчас стоит начать учить его читать.
Что знает пятилетний малыш:
- Цифры 1 – 10 и их изображения.
- Геометрические фигуры, умеет рисовать и делить их на равные части.
- Почти все буквы, называет слова на эти буквы, умеет написать хотя бы часть из знакомых букв самостоятельно, есть такие дети, которые умеют читать по слогам, но их мало.
- Знает и умеет показывать цвета и их оттенки.
- Дни недели, месяцы, умеет называть пальчики (необязательно по порядку).
- Свои фамилию и адрес, хорошо бы ещё и номер телефона кого-то из родителей.
Что он должен уметь ребенок в 5 лет:
- Решать самые простые задачи на вычитание и сложение в пределах двух единиц.
- Некоторые умеют читать по слогам, но это никак не норма.
- Умеет решать логические задачки.
- Самостоятельно собирает пазлы из 10-15 кусочков.
- Умеет систематизировать предметы по общему признаку.
- Находит 6 отличий.
- Пересказывает сюжет картин.
- Запоминает иностранные слова, не путает их со словами родного языка.
- Умеет различать овощи, фрукты и ягоды.
Память и внимание
Именно в пять лет лучше всего начать готовить ребёнка к школе, главное – опираться на его интересы, иначе вы навсегда отобьете у него желание учиться. В это время его запоминание становится сознательным, а значит он сам выбирает, какие знания ему нужны, а какие неинтересны. Ребенок запоминает одновременно 8 предметов (называет что пропало или появилось), легко запоминает короткие стихи, считалки, может пересказать сказку, запоминает порядок событий, умеет находить до 10 отличий.
Концентрация внимания на одном занятии уже 10-15 минут.
Развитие речи
Словарный запас у ребенка в 5 лет уже достаточно большой для того, чтобы он мог, не путаясь в словах, объясниться практически на любую интересующую его тему. Он строит большие фразы по 6-8 слов, принадлежащих к разным частям речи. Малыш уже четко произносит все звуки (кроме “р”). читает стихи с выражением, редко путает слова, обозначающие время (вчера, сегодня и т.д.).
Речь становится наглядно-образной – он уже непросто повторяет за кем-то, а воспроизводит на словах собственные мысли.
Восприятие окружающего мира
Зрение обостряется, а значит ребенок может разглядеть мелкие детали и предметы. Появляется способность к планированию.
Ребенок, должный в силу возраста активно познавать мир, знает названия некоторых растений, и многих животных и птиц, а также природных явлений.
Больше читайте, и лучше познавательную литературу.
Умственное и речевое развитие ребенка
Чтобы определить интеллектуальный уровень ребенка в года 4, надо выяснить, какими знаниями он обладает. С этого возраста дети проявляют любопытство и начинают задавать множество вопросов. Родителям нельзя терять терпение, нужно удовлетворять интерес дошкольника. Можно попросить их самих подумать над вопросом и проследить за цепочкой рассуждения.
На умственное развитие сильно влияют развивающие игры, которые проводятся в детском саду и дома. Благодаря им дети обретают некоторые знания во многих областях.
Математика
Давать математические знания необходимо в игровой форме, например, можно считать деревья, дома, машины во время прогулки. Дети в 4 года должны уметь:
- видеть и объяснять разницу между понятиями “много лиц, предметов” и “1 лицо, предмет”;
- уметь различать цифры до 5, а считать до 10;
- определять разницу между основными геометрическими фигурами и давать им правильные названия;
- сравнивать количество предметов и объяснять, где их больше или меньше и почему;
- знать, где находится правая рука и левая;
- видеть разницу между верхом и низом;
- сравнивать 2 предмета по их величине, уметь словами объяснять между ними разницу.
Окружающий мир
На протяжении жизни ребенок беспрестанно обогащает свои знания об окружающем мире. В 4 года дети должны уметь:
- правильно называть диких и домашних животных, показывать их на картинке;
- различать представителей животного мира по звукам, которые они издают, и по способу их передвижения;
- определять времена года и давать им характеристику;
- называть явления природы, объяснять их особенности;
- давать информацию о растительном мире, в т. ч. об овощах, фруктах и вкусах, которые им свойственны.
Изобразительное искусство
Большое внимание в развитии следует уделять творчеству, например, лепке, рисованию. В ходе подобной работы дети учатся:
- определять 7 основных цветов, называть их и показывать;
- пользуясь линейкой, чертить прямые линии;
- рисовать простые предметы, которые находятся поблизости, правильно закрашивать их;
- делать аппликации, используя клей.
Конструирование
Четырехлетнему ребенку следует знать, что такое конструктор и что с его помощью можно сделать. При регулярно работе с такого рода тренажерами развиваются следующие навыки:
- умение называть все детали, объяснять разницу между ними;
- располагать различные части в горизонтальном или вертикальном положении;
- зная о разнице между составляющими, могут заменять их друг другом;
- создают сооружения, разные по форме и высоте, способны дать им характеристику.
Чтобы развитие шло более интенсивно, следует усложнять задания, чтобы ребенок учился строить не только сооружения, но и машины, корабли, самолеты и т. д.
Познания в музыке
Чем больше музыкальных занятий будет проводиться с ребенком в 4 года, тем сильнее удастся развить его природные способности. В детстве процесс запоминания мелодий идет быстро, детям удается легко их воспроизводить, не представляет затруднений и запоминание теоретического материала.
Четырехлетние дети могут называть распространенные музыкальные инструменты, например, пианино, барабан, балалайку, гитару и др. Любят слушать знакомые им мелодии, подпевать песням. Могут объяснить разницу между понятиями “громко” и “тихо”.
Речь
Словарный запас ребенка указанного возраста должен включать не менее 4 тыс. слов. Ребенок должен знать несколько детских стихотворений наизусть, уметь рассказывать их и воспроизводить любую сказку на родном языке.
Кроме того, должны быть выработаны следующие умения и навыки:
- иметь четкую, связную речь, в которой все звуки, кроме сонорных или шипящих, произносятся отчетливо;
- не ошибаться в согласовании слов в роде, числе и падеже;
- применять в своей речи большую часть предлогов;
- разбивать слова на слоги, безошибочно выговаривать многосложные, подбирать примеры слов с заданными простыми слогами;
- отвечать на несложные вопросы;
- иметь представление об основных видах профессий, определять их особенности и значение;
- улавливать разницу в интонации говорящего.
Важно, чтобы в 4 года ребенок знал, кто он такой, кем являются его родители и близкие родственники. Он должен называть свой возраст и адрес
Умственное развитие в 4 года
Дети уже могут обрабатывать большой объем информации, запоминать и передавать ее. Навыки речевого общения совершенствуются. Ребенок осознает себя как личность, может выражать свое мнение. Родителям следует проявить терпение и деликатность, чтобы направить умения ребенка в нужном направлении.
Улучшение памяти
Математика
К 4 годам ребенок различает геометрические фигуры без подсказок взрослых, отличает их по размеру, понимает, что значит «больше» и «меньше», знает цифры от 0 до 10, свободно считает до 5 предметов. Навык сложения и вычитания формируется к 5 годам.
Речь
Нормы развития речи:
- Словарный запас увеличивается.
- Дети могут самостоятельно строить высказывания из 4-6 составляющих.
- Предложения преобладают простые.
- Нередко дети начинают придумывать новые термины.
- Ребенок должен уметь произносить звуки без дефектов. Если наблюдаются отклонения в произношении, нужно обратиться к логопеду.
- Детям этого возраста несложно описать картинку, используя однородные члены предложения, союзы для связи простых предложений.
- Понимать речь детей такого возраста должны окружающие, а не только родители.
- Могут назвать свое имя, фамилию и адрес проживания.
Дети самостоятельно могут составлять сложные предложения.
Окружающий мир
Дети различают фрукты, ягоды и овощи, знают основные продукты питания, предметы и вещи, которые их окружают. Видят и понимают, где находятся цветы, кустарники, а где деревья. Дошкольники узнают насекомых, могут назвать домашних животных и времена года, понимают, чем отличается кошка от собаки, лето от зимы и т.п.
Изобразительное искусство
В 4 года дети должны не только описывать происходящее на картине, но самостоятельно и правильно держать в руках карандаш, обводить им несложные рисунки, раскрашивать, не выходя за границы. Ребенок уже может сам нарисовать неровные круги, линии, простые рисунки. Дети различают цвета и оттенки.
Конструирование
С 3 лет ребенок должен уметь пользоваться ножницами и вырезать простые фигуры. Дети возраста 4 лет в состоянии сами сделать аппликацию с помощью ножниц, бумаги и клея. Ребенок умеет сам намазывать бумагу клеем, приклеивать ее в нужное место.
Познания в музыке
Музыкальное воспитание зависит от занятий с родителями, но в 4 года каждый ребенок должен узнавать музыкальные инструменты, когда видит их на картинке или слышит звуки, которые они издают. Ребенок узнает любимую мелодию и подпевает ей.
Также формируется звуковое восприятие, позволяющее определить, тихая или громкая музыка играет. Начинают закладываться музыкальные способности ребенка.
Дети в 4 года должны узнавать музыкальные инструменты.
Развивающие занятия для детей 4 лет в игровой форме
Игра – это основная форма деятельности для ребёнка. Надо просто включать в неё немножко обучения. Все игры легко превращаются в развивающие. И практически всё, что лежит в корзине с игрушками, может превратиться в обучающий материал.
Конструкторы
Конструктор – одна из самых полезных игрушек для развития. Берите не обычные наборы, а те, в которые входят вспомогательные предметы и персонажи. К примеру, существуют комплекты с животными или с напечатанными буквами на блоках. Вы можете просить малыша придумывать новые фигуры, которые можно составить из блоков, или пофантазировать, как бы его строение выглядело в жизни. А если в наборе есть дополнительные персонажи, то можно разыгрывать сценки и создавать целый вымышленный город. Предложите ребёнку свою схему постройки, нарисованную на листике, и пускай он воплотит её в жизнь. Или смастерите из блоков лабиринт и попросите малыша пройти по нему к вам.
Настольные игры
Настольные игры бывают очень разными. Дошкольникам можно играть с пазлами для изучения алфавита, домино, разными «проходилками» или картами. Это будет интересно не только ребёнку, но и вам. К тому же в этом случае вам не надо придумывать какие-то задания. Производители уже всё сделали за вас, и вам надо лишь найти время, чтобы в них поиграть. Но это можно считать и их минусом одновременно, поскольку уже ничего нового, кроме того, что написано в инструкции, вам придумать не удастся.
Любимые игрушки
Используйте любые игрушки малыша для развития его умений и навыков. Например, если ваш ребёнок обожает машинки, то наклейте на них буквы алфавита или цифры, а с другой стороны поместите паркинг со словами, которые начинаются на эти буквы или с такими же цифрами. И пускай малыш правильно припаркует свои автомобили.
А если ваш ребёнок не может жить без кукол, то раздавайте им конфеты и подсчитывайте их или же решайте задачки на то, сколько у кого сладостей при разных условиях. Ещё один чудесный вариант игры – магазин. Тут и считать, и вычитать, и умножать надо, и разговаривать с «покупателем». Эта игра развивает множество разных навыков.
Подручные материалы
Поделки из подручных материалов замечательно помогут в развитии творческих способностей ребёнка. Можно использовать самые разнообразные материалы: крупы, бытовые предметы, бумагу или специальные творческие наборы.
Бумага
В 4 года уже можно смело с ребёнком пробовать создавать оригами. Схем очень много. Берите бумагу и самые простые варианты оригами, малышу должно понравиться мастерить разных животных. Также можно создавать разные аппликации из бумаги, картона и клея. Позвольте ему детскими ножницами вырезать нарисованные вами элементы, а потом приклеивать их. Бумажными изделиями можно украшать обучающие тетради, тогда они будут нравиться ребёнку больше. Или вообще используйте специальные наклейки за старания.
Природные материалы
Различные поделки можно мастерить с ребёнком из того, что окружает нас постоянно. Это могут быть шишки, камешки, веточки и так далее. Из них можно создавать животных, птиц или даже маленьких людей. А с помощью ниток, пуговиц и красок их можно превращать в сказочных героев.
Нитки и клубки
Различные верёвки могут превращаться в кукол и зверей. А из ниток можно создавать красивые узоры, вплетая их и привязывая к сетчатой ткани.
Просто дайте ребёнку необходимые материалы, покажите несколько первых движений, а затем просто наблюдайте за увлечённой работой малыша. Иногда ему может понадобиться ваша помощь, не отказывайте. Предлагайте свои варианты узоров или игрушек, которые можно создать. Делайте всё вместе. И постоянно общайтесь. Добавляйте в любое занятие элемент подсчёта, называния букв или цифр.
Поводы для беспокойства в 4 года
Развитие ребенка в 4 года во многом зависит от индивидуальных особенностей, социальных условий и т.д. Сильно переживать, что он в своем возрасте не умеет и не знает чего-то, что умеют и знают ровесники, нельзя. Однако если у четырехлетки наблюдаются слишком заметные признаки отставания в плане развития от других малышей, стоит повести его к врачу и принять соответствующие меры.
Причинами для беспокойства являются такие явления:
- постоянная боязнь или стеснение, или же частые проявления агрессии;
- боязнь оставаться с няней, бабушкой или воспитателями в саду, страх остаться без родителей;
- отсутствия желания играть с другими детьми;
- ограниченные интересы;
- нежелание идти на контакт с людьми;
- не может запомнить свое имя и фамилию, назвать их при необходимости;
- не способен выражать широкий спектр эмоцию;
- не умеет строить башню из кубиков;
- не может провести линию карандашом;
- отсутствие навыков самостоятельного приема пищи или приема ванны;
- ребенок не может одеваться и раздеваться сам, чистить зубы, мыть и вытирать руки.
Также нужно обратить внимание на то, что малыш отказывается делать то, что он без проблем умел делать до этого. Обязательно сообщите врачу о подобных явлениях, часто это свидетельствует о замедлении развития или его нарушении
Однако все лечится.
Во многом успешному развитию ребенка способствуют родители
Очень важно, чтобы они не препятствовали его желанию знать больше и учили его правильно общаться с другими – не мешать при разговоре взрослым, благодарить их за подарки и действия. Кроме того, поощряйте артистические навыки малыша и помогайте их развивать, не настаивайте заниматься его тем, чем ему не нравится
Как мы видим, в 4 года дети уже многое умеют и знают. Родители должны при этом не мешать им познавать мир и всячески способствовать тому, чтобы малыши стремились узнать о нем больше.
Эмоциональное и социальное развитие ребенка
Психоэмоциональное развитие детей в четыре года не менее интенсивное, чем интеллектуальное. Ребенок научился справляться со своими чувствами, освоил основные правила поведения. Он еще бывает капризный, но не агрессивный. Хотя в этом возрасте появляются новые проблемы, малыш вдруг становится замкнутым, грустит, не проявляет интереса к своим сверстникам. У него очередной переходный период, новый этап осознания себя как личности. Он уже научился давать оценки своим действиям и прекрасно понимает, когда поступает хорошо, а когда плохо. Если малыша за неправильные поступки часто наказывать, а успехи и хорошее поведение игнорировать, у него развиваются комплексы. Ребенку кажется, что его никто не любит, что он плохой. Когда дошкольник гиперактивный, такие проблемы выливаются в неконтролируемое поведение. У спокойных детей они чаще проявляются депрессией.
Постарайтесь понять, почему он грустит. Возможно, у малыша проблемы в общении с другими детьми. Может проблема в вас, вы его слишком часто ругаете, загружаете обучением. Обратиться к специалисту стоит тогда, когда плохое настроение – не случайный эпизод, а постоянное состояние, на протяжении 2-3 недель или месяца. Насторожится родители должны, если дошкольник вдруг стал очень агрессивным, начал заикаться, перестал идти на контакт с вами или со сверстниками.
Социальные контакты для четырехлетнего ребёнка становятся необходимостью. Он уже освоил первые уроки общения с детьми. Теперь активно осваивает свою роль в играх, занимает определенное место в детском коллективе. У ребенка появляются друзья и неприятели, он начинает ссориться и мириться с ними. Четырехлетние дети менее эгоистичны, чем раньше., они умеют делиться игрушками, угощениями. Хотя бывает, что ребенок жадничает, прячет от других свои вещи. Постарайтесь мягко объяснить, что так делать не нужно. Ведь с жадинами никто не хочет дружить. А если сегодня он поделится с другими, завтра поделятся с ним.