Статьи

Что можно, а что нельзя запрещать ребенку

Чего боятся родители

Родителей на чрезмерную опеку толкает повышенная тревожность: ребенку хочется дать самое лучшее, оградить от всех бед, передать жизненный опыт. Чтобы только малыш не страдал, чтобы только не столкнулся с жестоким внешним миром. Чтобы подольше оставался маленьким…

Жизнь грудничка полностью зависит от взрослых. Период до года — это время симбиоза ребенка с мамой, ведь он еще не умеет говорить, не понимает свои желания и потребности. Все, что он чувствует, — что ему очень плохо. Он еще не знает, что значит больно, холодно, страшно… Все это угадывает мама.

Мокрые штанишки — заменить, хочет есть или пить — накормить и напоить, устанет — уложить спать. Мать интуитивно чувствует потребности ребенка, это ее миссия на первом году материнства, и может их все удовлетворить.

Время идет, малыш растет, становится на ножки, а вот уже начинает бегать, говорить. Теперь он сам может сказать, что ему нужно, в пределах возраста позаботиться о себе. Однако это серьезное испытание для мамы. Ребенок уже не нуждается в ней так, как прежде. Возникшее чувство ненужности очень болезненно для любой матери. Малыша нужно немножко отпустить, немножко довериться ему, дать немножко больше свободы. Но как сложно это сделать! И мама бессознательно стремится сохранить ребенка в том самом беспомощном возрасте, когда он всецело зависел от нее. Она не видит его растущие способности. Для нее он все еще грудной ребенок.

Некоторым мамам не повезло в детстве ощутить любовь и заботу, в которой они нуждались, будучи маленькими. Они пытаются дать ребенку то, чего не было у них. Они нуждались, они знают, как это плохо, когда мама не чувствует, не понимает, не защищает. Вот и начинают чувствовать, понимать и защищать уже своего ребенка, заботясь о нем, словно о себе самой в детстве. Только перед нами совсем другой человек, с другими потребностями. Что у мамы было в дефиците, у ребенка получается в избытке.

На чрезмерную опеку толкают стереотипы, которые касаются «хорошей матери». У «хорошей мамы» ребенок никогда не падает, не успевает проголодаться, не мерзнет. Она всегда рядом, она читает его мысли, она дает ему все и даже больше. Желание быть хорошей, идеальной матерью часто также приводит к тому, что мама бежит на три шага впереди ребенка. Это как в известном анекдоте, когда мама зовет ребенка домой с детской площадки:

— Мама, я что, замерз?

— Нет, ты проголодался.

Помогать родителям или бабушке

Иногда ребенок искренне пытается помощь маме, бабушке,например, поднести тарелку с едой на стол, налить напитки в стаканы, поучаствовать в процессе смены постельного белья и т.д, но родители ограждают его от этого, чтобы он случайно ничего не разбил, не рассыпал, не испортил, не поранил себя. Но через некоторое время эти опасения меняются на жалобы о том, что ребенок ничего не хочет делать, даже если его просишь.

А это происходит потому, что своими запретами вы просто отбили охоту у малыша помогать вам и проявлять интерес к этому, все равно же не разрешат

Малышу очень важно чувствовать, что он нужен, что его ценят и любят, а ваша похвала и одобрение будут подпитывать в нем эту мысль. Поэтому разрешайте крохе помогать, а после этого благодарите его, даже если он сделал это не так, как нужно

Если ребенок увидит, что его начинания оценены, он будет стараться и научиться всему!

Что под запретом?

Прежде чем использовать запреты подумайте, что именно будет «нельзя» делать ребенку. Например, играться с плитой, высовываться из окна машины, кидаться едой. Конечно, есть основные действия, которые ребенку будет запрещено делать, но у каждой семьи свои принципы воспитания, а значит стоит подумать, что будет считаться «преступлением» в вашем доме. В первую очередь, это должно касаться безопасности и здоровья самого ребенка, а затем уже то, что, по-вашему, не является нормой.

Зачем все же запрещать?

В любом случае, запреты должны быть ограничены, без них будет сложно обойтись. И дело даже не в том, что можно воспитать в ребенке эгоизм, детям с самого детства необходима четкая структура поведения. Так как имея какие-либо правила, мир становится более понятным и безопасным.

Малышу необходима уверенность в том, что его окружает. Правила дают задают ребенку норму его поведения, в особенности, чтобы он не навредил самому себе. Например, «сладкое только после еды», «чистить зубы нужно регулярно»

Эти конкретные правила должны соблюдать все члены семьи, их не должно быть много, но им есть место в жизни всей семьи, это дисциплинирует и помогает осознать важность того, как это действие повлияет на будущее. Например, чистка зубов и поход раз в полгода к стоматологу – здоровая улыбка

Режим сна – заряд бодрости каждый день. Ешь каждый день фрукты – меньше будешь болеть.

Как справиться с острой реакцией ребенка на запреты

Когда вы используете запрет, вы должны быть готовы к тому, что реакция у детей может быть разной. Он может заплакать, обидеться, разозлиться. Главное в такие моменты не оставлять ребенка наедине с задетыми чувствами. Малышей можно отвлечь игрой или другим занятием, это довольно просто.

Читать так же:  Как предотвратить опасную аллергию у ребёнка рассказывает практикующий педиатр

Детям от года стоит уже обосновывать свои ограничения. Учитесь договариваться, находить компромисс. Это целиком задача родителей, пока ребенок не сможет сам отвечать за свои действия и понимать, что может быть другой вариант, который устроит всех. Причем очень важна четкость поставленного запрета. Ищите альтернативу, которая заинтересует ребенка.

Несмотря на то, что запреты хочется обойти стороной, их придется использовать. Но они должны быть обоснованными. Когда вы определитесь со второй половиной, что ребенку можно, а что нельзя – справиться будет легче

Но важно все же понимать, что ребенку стоит запрещать в первую очередь

Что запрещать ребенку

Чаще всего дети склоны к протесту, когда на из просьбы и желания, а главное их «хочу» говорят «нет» или «нельзя».

В такие моменты у любых запретов для детей должно быть объяснение, о котором мы благополучно забываем. И ребенок не услышав причину запрета, протестует еще больше. И соответственно природное любопытство и принципа «запретный плод всегда сладок», все равно будут жаждать проверить почему «нельзя», и что будет, если попробовать. Именно это дает повод говорить о причине запрета для своих детей и последствиях его нарушения

Когда начинать ставить запреты?

Запрещающие слова ребенок начинает понимать в возрасте 6-8 месяцев. И в этом же возрасте начинает просыпаться любопытство малыша с большей силой. Т.е. есть необходимость запрещать что-то. И не ради самого запрета, а ради безопасности малыша, так как контролировать каждое действие крохи как раньше уже не получится.

Но прежде чем прийти к запретам в воспитании, стоит учесть ряд правил, которые вам помогут и когда ребенку буде 2 года, 5 лет, 10.

Правило № 1: Дисциплина означает обучение, а не наказание

Когда познавательная деятельность ограничивается словом «нельзя», в детском подсознании возникает дилемма: «Повиноваться непонятному запрету или следовать биологическому стремлению к самостоятельности и инициативе?»

Стадия исследования в развитии годовалых детей не означает полной вседозволенности. Табу необходимы в целях безопасности. Запретительные меры нужно объяснить добрым и твердым голосом, а не истошным криком. Произнося «нельзя», не следует злиться. Запрещайте как можно более позитивным, спокойным тоном. Нотки раздражения в голосе авторитетного родителя создает эмоциональный дискомфорт, мешающий маленьким детям уразуметь суть запрета.

У годовалого ребенка начинает активно формироваться личность. Он имеет право делать ошибки и учиться на собственном опыте. Если родители запрещают строгим и наказующим тоном, создается нездоровая ситуация. В старшем возрасте исправить ее последствия будет непросто. Грамотный психолог объяснит, что самые стойкие комплексы закладываются в раннем детстве.

Чтобы помочь малышу развить самостоятельность вместо сомнений и стыда, попробуйте некоторые из следующих методов. Они правильно объяснят ребенку слово «нельзя». 

Правило №5: Когда нельзя говорить «нельзя»

Родительские запреты не должны противоречить важнейшим потребностям малыша, необходимым для физического и психоэмоционального развития.  Слова «нельзя бегать (прыгать, кричать, лезть)» лучше убрать из лексикона. Хорошо демонстрирует такой подход следующий пример. Одна мама пытается объяснить ребенку, почему нельзя рисовать на стенах. Вторая – в месте, где любит рисовать маленький художник, вешает кусок старых обоев, чтобы развивать его творческие способности. Какая позиция вам ближе?

Конечно, можно добиться, чтобы ребенок не разрисовывал стены, не пачкал мебель красками и клеем. В результате имеется порядок в доме и скучающий ребенок, который не знает чем заняться. У таких обремененных запретами деток нередки невротические реакции: так организм компенсирует нереализованные потребности в саморазвитии.

Психологи выделяют две крайности. Одни родители копируют шаблоны собственного воспитания: не разрешают делать детям то, что им самим запрещали в детстве. Другие идут от противного. Выросшие в строгости родители пытаются освободить дитя от любых ограничений, давая ему настоящую вольницу. И тот, и другой путь неверен. Постарайтесь следовать мудрой золотой середине, оставив запреты для жизненно необходимого круга вещей.

Взрослые должны осознавать, как обилие запретов отражается на детской психике. Особенно если сами делают то, что запрещают. Годовалый малыш не может объяснить себе истинную причину ограничений. Его мысли могут приобрести два нежелательных направления:

  1. Родители плохие. Мне не разрешают, а сами делают.
  2. Раз им можно, а мне нет, значит, я плохой.

В первом случае у ребенка возникает обида или агрессивное поведение, которое он направляет вовне: на сверстников, животных, игрушки. Это провоцирует его на непроизвольные капризы, истерики. Во втором варианте ребенок винит себя. У него формируется низкая самооценка, он привыкает находиться в роли неудачника.

Чтобы избежать этих неприятных последствий, важно не просто грамотно объяснить малышу, что такое «нельзя», но и правильно формулировать запреты. Оставьте «нельзя» для критических, опасных случаев, для всего остального вам в помощь «великий и могучий русский язык»

Похожие посты

Оставить комментарий

Родительские “нельзя”: забота о ребенке или о себе?

“Нельзя” многие дети слышат раньше, чем научились стоять, где-то с 5-6 месяцев. Чем старше ребенок, тем количество “нельзя” пропорционально увеличивается. Это связано с активным познанием мира.

Нет ничего плохого в запретах, если они направлены на предотвращение потенциальной угрозы. Научившийся ползать, ребенок легко может дотянуться рукой до горячей духовки. Запрет в этом случае оправдан заботой о безопасности малыша.

Читать так же:  Оценка реакции Манту у детей от 1 года: нормальные размеры и фото сомнительных результатов прививки

А если годовалый ребенок вытаскивает все из шкафа? Первые разы большинство родителей промолчат, умилятся и отшутятся. Но когда это происходит постоянно. Несколько раз в день. Вы собрали, а ребенок тут же полез вытряхивать все обратно. Не все выдерживают. Автоматически родители начинают запрещать совершать подобное. Но почему нельзя? Если в шкафу нет опасных предметов, что плохого? “Нельзя” в этом случае лишь только потому, что родителям не хочется собирать.

Запрет должен быть объективный. Прежде чем сказать в очередной раз заветное слово, спросите себя: нельзя почему? Это опасно? Это может навредить ребенку? Это может существенно навредить окружающим? Если ответы — нет, то последний вопрос: нельзя потому, что мне не хочется за ним убирать/мыть/стирать? Если причина только в этом, то “нельзя” будет субъективным. Оно выражает заботу о себе, а не о ребенке. Вы приучаете ребенка поступать так, как удобно исключительно вам.

Чрезмерное количество запретов негативно влияют на детей. В раннем возрасте многие родительские “нельзя” убивают интерес к познанию мира. Этим тормозят в развитии. Вызывают чувство вины. Делают детей зажатыми. В более старшем возрасте могут вызвать настоящие бунты.

Как устанавливать правила и запреты

Запреты вида «нельзя, потому что ты еще маленький» не работают, а только обижают малыша, подрывают его уверенность в себе и своих способностях. Ему непонятно, почему ему нельзя, а маме и папе можно. Ребенок будет стремиться нарушить запрет, сделать назло родителям, доказать, что он тоже может.

Чтобы ребенку стало понятно, почему нельзя трогать те или иные предметы, совершать определенные действия, нужно объяснять. Электричество, огонь — это очень нужные вещи

Но с ними нужно обращаться осторожно. Если не соблюдать правила, то может ударить электричество, обжечь огонь

Если мама и папа не будут соблюдать правила обращения с огнем, он обожжет и их тоже. Есть правила и запреты для всех, а не только для детей.

Наказания — бессмысленны. Если ребенка наказывать, когда он пытается дотронуться до горячей плиты или прикоснуться к розетке, то опасность будет ассоциироваться у ребенка с родителем. Франсуаза Дальто приводит в пример своего сына, который после удара током из розетки сказал: «Там папа». А потом еще долго показывал на розетку и говорил: «Папа там». То есть ребенку кажется, что это его не ток ударил, а папа. Ведь это он приказывал не трогать розетку, вот и наказал за нарушенный запрет.

Покажите, как нужно и можно. Ножницы можно трогать, аккуратно. Это значит сесть за столик рядом с мамой и без лишних резких движений отрезать кусочек бумаги. Когда отрезал, нужно положить ножницы на место. Теперь снова можно бегать. Мама и папа тоже режут аккуратно, ведь они острые

Мама и папа тоже могут порезаться, им тоже будет больно, если они не будут обращаться с ними осторожно. Мама уже много раз резала ножницами, она знает, как с ними обращаться, поэтому она посидит рядом и подскажет, как правильно

Ребенок получил опыт обращения с острым предметом, он понял, как его использовать, он понял, что взрослые обращаются с ним так же, что правила есть для всех. Мама и папа рядом чтобы помочь ему, а не наказать и запретить.

Дайте ребенку прожить ситуацию самостоятельно в облегченном виде. Многие дети очень не любят теплую одежду. Родители кутают их, боясь, что ребенок простудится и заболеет. Каждая просьба надеть шапку или теплое пальто сопровождается истериками. Однако если бы ребенок мог выйти в прихожую или на балкон без одежды хотя бы на несколько минут, он бы понял на своем опыте, что без теплой одежды может быть холодно. Он бы замер, забежал в дом, отогрелся. Тогда мамины слова «Ты замерз, потому что на балконе холодно. Поэтому я просила тебя надеть куртку» приобретают конкретный смысл.

Конечно, если возникает опасность для жизни ребенка, тут не до разговоров. Нужно срочно оттащить ребенка от розетки, отнять нож, снять с подоконника. Но потом вместо наказаний гораздо эффективнее поговорить с ребенком и объяснить ему, с какой опасностью он столкнулся и что вы тоже так не делаете. Объясните так, как понимаете сами, как чувствуете. Только настоящие, понятные самим взрослым правила принимает ребенок. Это касается любых запретов.

Запрещаем правильно

В первую очередь следите за своей интонацией. Оставьте в стороне все крики и ругань, говорите спокойным тоном. Так малыш научится воспринимать сказанное, а не бояться вашего разгневанного вида. Но в то же время нужно показать крохе свое недовольство и обиду, чтобы он со временем начинал понимать, в каких случаях вы расстроены его поведением. И про угрозы тоже желательно забыть, если не хотите вместо уважения воспитать в ребенке страх. Читаем статью по теме: что мне делать, если я постоянно кричу на своего ребенка?;

Уважайте кроху как личность. При любых конфликтах не употребляйте оскорбительные слова. Этим вы только понизите самооценку ребенка и вряд ли будете выглядеть в его глазах авторитетной личностью;

Сохраняйте благоразумие. Вспомните свои желания в детском возрасте

Чего вам хотелось больше всего? Может, есть возможность разрешить это своему ребенку, но с соблюдением мер предосторожности?;

По мере взросления все запреты должны корректироваться в соответствии с возрастом вашего чада. Ребенок растет, с каждым годом его способности развиваются и совершенствуются

Разрешите ему включать свет, помогать вам на кухне или орудовать ножницами над ненужной газетой, соблюдая при этом необходимые меры предосторожности;

И самое главное – личный пример. Не требуйте от ребенка того, чего не можете делать сами. Отсутствие сквернословия, пунктуальность, уважение к старшим и многое другое можно воспитать только на примере личного положительного качества.

Читать так же:  Почему у новорожденного белый налет на язычке – что делать и как убрать?

Постарайтесь, чтобы список запретов всегда был минимальным. Произносите слова «нельзя» и «нет» в крайне опасных ситуациях, а в другое время заменяйте их альтернативными «можно». Со временем вы увидите, что упрямство вашего ребенка уступит место послушанию.

11 вещей, которые нужно запрещать ребенку в любом случае

При постоянном употреблении родителями частицы «не» или слова «нельзя» происходит привыкание ребенка к запретам. Автоматическое. То есть, со временем реакция на запреты станет совершенно другой — ребенок просто перестанет на них реагировать.

Правда, есть и другие крайности. Например, когда мама настолько запугивает малыша своими «нельзя», что страх ребенка сделать что-то не так, превращается в фобию. Поэтому разумно разделять запреты на категорические (абсолютные), временные и зависящие от обстоятельств.

Если вторые и третьи мамы определяют, исходя из ситуации, то абсолютные запреты можно выделить в определенный список.

Суеверные запреты

Почему нельзя давать ребёнку тот или иной продукт понятно любой грамотной маме. Однако кроме объяснимых запретов на продукты, существуют запреты, которые прочно укрепились в сознании людей, но объяснить их очень сложно. Эти запреты из области суеверий, многим они знакомы с самого детства, и, став родителями, люди продолжают им следовать.

Нельзя до года стричь волосики. Во многих культурах ребёнку до года даже не дают имени. Это связано с тем, что в древние времена младенческая смертность была очень высокой и до года многие просто не доживали. Возможно, поэтому возникло убеждение, что и стричь такого малыша не стоит – он ещё не полноправный член семьи;

Нельзя целовать пяточки малыша – поздно начнёт ходить. Из этой же серии суеверие, что нельзя целовать ребёнка в губы – он поздно заговорит. Скорее всего, эти запреты возникли из соображений гигиены. Спокойно целуйте, связи между поцелуями и ходьбой нет никакой;

Нельзя, чтобы малыш смотрелся в зеркало. Согласно суеверию, в зеркале ребёнок может увидеть потусторонний мир, свои прошлые жизни и может испугаться. Есть и такие объяснения: ребенок проглядит свое счастье, может стать пугливым, может долго не начинать говорить, зубки будут плохо прорезаться, может стать причиной частых болезней, может стать заикой, способствует косоглазию, душа ребенка уйдет в зазеркалье, накопленный в зеркале негатив может перейти в душу ребенка, и т.д

На самом деле малыши очень любят рассматривать себя, а запрет, скорее всего, был связан с тем, что в давние времена зеркала были предметом роскоши, а ребёнок мог его разбить по неосторожности. Психологи считают, что смотреться ребенку в зеркало даже полезно, потому что это способствует развитию детской психики и личности

Уже с 4-х месячного возраста малыш начинает понимать, что в зеркале могут отображаться другие предметы и люди, с года ребенок начинает понимать что в зеркале отображается он сам. Если ребенок испытает негативные эмоции при виде себя в зеркале, то это повод для обращения к специалистам для возможного исключения психических отклонений;

Нельзя смотреть на спящего малыша – вырастет боязливым. Это лишь отчасти суеверие, а отчасти – вполне реальная закономерность. Внезапно проснувшись, малыш может испугаться, увидев взрослого;

Нельзя сажать ребёнка на стол – будет много плакать в жизни. В этом суеверии тоже можно увидеть некую закономерность: сидеть на столе опасно для малыша. Упав, он действительно будет много плакать, просто этот смысл, возможно, стёрся со временем;

Нельзя дуть малышу в лицо – запутается судьба. Наши предки лишний раз старались не трогать детское лицо. Они считали, что это не приведет к добру.

Слепо следовать всем этим запретам не нужно, но проявлять осторожность действительно стоит. Правда, делать это лучше из соображений здравого смысла, а не из суеверных страхов

Поскольку первые 12 месяцев считаются крайне ответственным периодом в жизни ребёнка, уход и правильное питание детей до года – одни из важнейших родительских задач в этом временном промежутке.

Любопытно, что и в той, и другой ситуации есть множество строгих рекомендаций и запретов.

Одни из них вполне научно обоснованы, прочие же можно с лёгкостью отнести к категории суеверий и необычных мифов. Вот почему родителям необходимо представлять, какие продукты можно или нельзя давать ребёнку до года, запрещено ли дуть малышу в лицо и откуда взялись подобные запреты.

Самостоятельно одеваться, есть и пить

Маленький ребенок не в состоянии обслуживать себя самостоятельно. Но как только он будет готов, он подаст сигнал. Потянется к ложке, кружке, попытается одеть колготки вместо кофты. Родители обычно препятствуют ранней самостоятельности в таких делах. Научиться есть ложкой не так уж и просто. После его подвигов вам придется полдня отмывать кухню. Но не спешите отбирать ложку или кружку, ваш ребенок должен научиться есть самостоятельно. Это неизбежно. Пусть он научится дома, зато в детском саду у него не возникнет проблем. То же самое касается одежды. Пусть ребенок попробует, ненавязчиво помогите ему. Расскажите, что он одевает и зачем, подбадривайте. Будете препятствовать, у ребенка пропадет желание делать что-то самому.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button