Особенности проявления детских страхов: причины, виды и способы психологической коррекции у детей дошкольного возраста
Содержание статьи
- Откуда появляются страхи у детей
- Как диагностировать и определить их причины
- Тест «Страхи в домиках»
- Таблица: количество страхов в зависимости от возраста ребёнка
- Что делать родителям?
- Классификация
- Возрастные отличия
- 1–3 года
- 4–7 лет
- 7–10 лет
- Коррекция детских страхов
- Диагностика
- Последствия
- Существует ли профилактика?
- Методы коррекции и способы преодоления детских страхов
- Арт-терапия
- Изотерапия
- Библиотерапия и имаготерапия (театрализация, перевоплощение)
- Игротерапия
- Песочная терапия
- Сказкотерапия
- Аффирмации
- Взрослые, помогите!
- Детские страхи – откуда они берутся
- Виды детских страхов
- Виды страхов
Откуда появляются страхи у детей
У детей страхи обычно появляются как следствие психологического влияния родителей или других взрослых, самовнушения, бурной фантазии. У них мало жизненного опыта, знаний об окружающем мире, зато присутствует богатое воображение. Ребёнка может очень напугать произошедшая с ним ситуация (нападение собаки, увиденная драка или авария), просмотр неправильных фильмов или передач. Нехватка общения со взрослыми, детское одиночество, агрессивное или авторитарное поведение близких, недостаточность физических нагрузок, гиперопека — всё это может способствовать появлению страхов у ребёнка.
Причиной страхов у ребёнка может стать его богатое воображение
Бывает так называемый синдром детских патологических страхов — это несоответствие боязни чего-либо действию, этот страх вызвавшему. То есть беспричинные, необоснованные тревоги, которые могут проявляться интенсивно и длительно. Синдром этот связан с психопатологическим состоянием ребёнка, может быть следствием заболеваний нервной системы с раннего возраста. Условно их выделено пять видов:
- навязчивые — достаточно простые и понятные (боязнь высоты, болезней, загрязнения);
- сверхценные — преувеличенные, дети уверены в опасениях, не делают попыток их преодолеть (темнота, одиночество, животные, разные «пугалки», придуманные взрослыми);
- бредовые — сопровождаются подозрительностью, настороженностью, ожидание в чьих-либо действиях угрозы (чужие люди, тени за окном, громкие звуки);
- ночные — беспокойный сон, кошмары, пробуждение с криками и плачем, утром ребёнок ничего или почти ничего не помнит;
- недифференцированные — бессодержательные, с переживанием неопределённой опасности, сопровождаются тахикардией, потливостью, болями в сердце, спазмами в животе.
У детей разного возраста и пола страхи и опасения отличаются. Взрослым нужно их правильно распознать и скорректировать.
Как диагностировать и определить их причины
Реакция родителей на тревоги детей бывает разной. Одни ругают малыша, считая их манипуляцией, другие успокаивают, третьи думают, что само пройдёт. Игнорировать детские страхи нельзя, они могут нанести психологическую травму, спровоцировать невроз и остаться на долгую жизнь. Ведь все взрослые родом из детства. Правильно поступить — это пойти к психологу, который поможет решить проблему в самом начале, не запустить.
Чтобы диагностировать, какой природы страх у ребёнка, нужно установить причины его возникновения. Есть достаточно методик, тестов и анкет, разработанных детскими психологами для того, чтобы понять, откуда взялся страх и как его победить
Важно установить с ребёнком эмоциональный и доверительный контакт. Затем в процессе беседы или игры получить ответы на интересующие вопросы
Беседа с ребёнком должна быть спокойной и доверительной
Тест «Страхи в домиках»
Это тест, для детей старше трёх лет, предполагающий установление всех видов страхов, которые есть у ребёнка, для последующей их корректировки.
Нужно нарисовать два простых домика: красный и чёрный. Объяснить малышу, что в чёрный дом будем селить страшные страхи, а в красный — нестрашные. Далее, называя опасения, записывать, какие ребёнок поместил в чёрный домик.
Ты боишься:
- когда остаёшься один;
- нападения;
- заболеть, заразиться;
- умереть;
- того, что умрут твои родители;
- каких-то детей;
- каких-то людей;
- мамы или папы;
- того, что они тебя накажут;
- Бабы-яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Чёрной руки, Пиковой Дамы — вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
- перед тем как заснуть;
- страшных снов (каких именно);
- темноты;
- волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
- машин, поездов, самолётов (страхи транспорта);
- бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
- когда очень высоко (страх высоты);
- когда очень глубоко (страх глубины);
- в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
- воды, огня;
- пожара;
- войны;
- больших улиц, площадей;
- врачей (кроме зубных);
- крови (когда идёт кровь);
- уколов;
- боли (когда больно);
- неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадёт, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
- сделать что-либо не так, неправильно (плохо — у дошкольников);
- опоздать в сад (школу).
Перечисленные 30 страхов делятся на группы:
- связанные с медициной (боль, уколы, врачи);
- с причинением физического вреда (транспорт, война, стихии, резкие звуки);
- смерти;
- животных;
- сказочных персонажей:
- темноты и страшных снов;
- социальные (людей, одиночества, наказания);
- пространственные (высоты, замкнутого пространства, глубины).
Это неторопливая беседа с ребёнком, когда он отвечает: да — нет, боюсь — не боюсь. Взрослый человек, проводящий тест должен сидеть рядом с малышом, не повторять часто вопросы, чтобы невольно не внушить ребёнку страх. Спрашивать не читая по бумажке, лучше выучить список или заглядывать в него иногда. Время от времени хвалить и подбадривать тестируемого. По окончании предложить ребёнку нарисовать на чёрном доме замок, тем самым закрыв его, а ключ выбросить. Это успокоит выявленные беспокойства.
Затем подсчитывают, сколько их оказалось в чёрном домике и соотносят с возрастом малыша. Из 30 перечисленных страхов, у детей бывает от 6 до 15. Причём проживание в больших городах увеличивает количество тревог. Ответы объединяют в группы по видам страхов. Если получилось три «да» из пяти, значит, этот испуг имеется.
Таблица: количество страхов в зависимости от возраста ребёнка
Возраст | Среднее число страхов | |
Мальчики | Девочки | |
3 года | 9 | 7 |
4 года | 7 | 9 |
5 лет | 8 | 11 |
6 лет | 9 | 11 |
7 лет дошкольники | 9 | 12 |
7 лет школьники | 6 | 9 |
8 лет | 6 | 9 |
9 лет | 7 | 10 |
10 лет | 7 | 10 |
11 лет | 8 | 11 |
12 лет | 7 | 8 |
13 лет | 8 | 9 |
14 лет | 6 | 9 |
15 лет | 6 | 7 |
Что делать родителям?
Если страх чего-либо сохраняется у ребенка любого возраста больше месяца и становится навязчивым, необходима консультация детского психолога. Специалист подскажет, как победить детский страх ночных кошмаров, темноты и т. д.
Во время визита к врачу родители должны подробно рассказать о следующих факторах:
- течение беременности и родов;
- динамика физического и психомоторного развития малыша;
- этапы социализации (как прошла адаптация к детскому саду или началу школьного обучения);
- успеваемость в школе, развитие познавательных навыков в детском саду;
- когда появились страхи, в чем они проявляются;
- с чем родители связывают возникновение проблемы;
- обстановка в семье, отношение к ребенку всех членов семьи.
Иногда можно справиться с проблемой, отрегулировав режим дня и исключив переживание ребенком сильных эмоций. На ночь не следует читать таким малышам страшные сказки, старшим детям нельзя позволять смотреть фильмы ужасов или боевики перед сном. Нужно ограничить время просмотра телевизионных передач и компьютерных игр, особенно с элементами агрессии. Подробнее о влиянии телевизора на развитие и здоровье ребенка→
Классификация
Детские тревоги обычно не связаны с какой-либо реальной угрозой, это часто отображение полученной информации, которую вольно или невольно дают малышу взрослые.
Основные страхи делятся на три группы:
- ситуационные — полученные на собственном опыте (злая собака, врач, сделавший больно);
- внушённые — часто результат опеки взрослых (будешь реветь — отдам чужому дяде, не лезь — упадёшь, разговоры при ребёнке о том, как всё плохо);
- фантазийные — как следствие прочитанных сказок, услышанных историй или просмотренных мультиков (боязнь темноты, теней, чудовищ под кроватью).
Каждому детскому возрасту присущи свои переживания.
Возрастные отличия
Совсем крошечные младенцы очень связаны с мамой, они боятся остаться без неё, опасаются чужих людей, громких звуков, новой обстановки — это естественно. Дальше ребята растут, развиваются, социализируются, их страхи тоже меняются.
1–3 года
В этом возрасте дети начинают ходить, говорить, понимать, что кроме семьи есть ещё много других людей. Остаётся сильная связь с мамой. Малыши боятся разлуки с близкими, им передаётся мамино настроение, вероятно появление ночных страхов.
4–7 лет
Эмоциональная составляющая жизни ребёнка увеличивается, развивается воображение, может часто меняться настроение. Дети обычно посещают детский сад, у них появляются друзья и подружки. Они начинают делить людей на хороших и плохих и бояться последних. Ребёнок в 4–7 лет опасается одиночества, болезней, смерти, наказания, замкнутого пространства, темноты. Персонажи сказок или детских фильмов ассоциируются у него с реальными людьми, малыш может начать их бояться.
Напряжённая обстановка в семье может стать причиной детских страхов, а спокойная атмосфера, наоборот, помогает преодолевать тревоги
7–10 лет
Ребёнок вовсю живёт в социуме. Он много общается с товарищами, учителями. Появляются школьные страхи: боязнь ошибки, плохой оценки, опоздания, быть не таким как все. Продолжает оставаться боязнь болезни или смерти близких. Он опасается катаклизмов (пожаров, наводнений, ураганов), физического насилия.
Большую роль у старших детей играет собственная самооценка. Родители должны помогать ей оставаться высокой, поддерживать своё дитя. Каждый ребёнок для родных ему людей самый хороший, красивый и умный.
Коррекция детских страхов
Работа с детскими страхами характеризуется специфичностью, так как дети редко могут самостоятельно сформулировать свою просьбу о помощи, когда чего-то бояться, они не в состоянии четко объяснить, что их пугает. Поэтому для успешного психокоррекционного воздействия детских страхов следует вначале понять, что конкретно пугает ребенка – придуманная баба Яга или боязнь темноты, страх одиночества. С этой целью можно предложить малышу нарисовать то, что его пугает. Рисунок может показать многое из того, что тревожит или пугает малыша. Однако не всегда такой способ будет актуальным, так как дети просто могут отказаться рисовать. Отказ их может быть связан с тем, что он не хочет именно в данный момент рисовать или просто не готов открыться. Также дети могут бояться, что над ними будут смеяться. К отказу нужно быть готовым. В таких случаях можно родителям попробовать нарисовать свои детские страхи и рассказать о них детям. Это будет хорошим примером для малышей. Однако если все же ребенок не захочет, не следует настаивать. Ведь целью данного метода является вытащить страхи на поверхность, а не заставить ребенка закрыться и остаться наедине с собственными опасениями и страхами. Главной задачей в коррекции любых страхов является извлечение их на свет.
Если все же малыш нарисовал свой страх, то нужно научить его как с ним разделаться. И в этом случае наилучшим будет осмеяние страха. Ведь любые страхи боятся осмеяния. Можно пририсовать ему смешные ушки, усы, косички, нос крючком, цветочки и другое. Самое главное, чтобы сам ребенок это сделал. Пусть он сам предложит, что следует сделать. Также можно постараться как-то обыграть страх. Например, ребенок нарисовал очень страшную бабу Ягу, можно предложить ему рядом нарисовать, как она упала в лужу. То есть нужно сделать так, чтобы пугающий образ оказался в нелепой или смешной ситуации.
Работа с детскими страхами может включать в себя игротерапию, сказкотерапию, групповую и шепчущую терапию.
Главное помнить, что нельзя насмехаться над детьми, не следует отмахиваться от их страхов, не стоит называть детей трусишками. Малышу нужно помочь понять, что страх – это естественная реакция организма, что взрослые тоже порой чего-то страшатся, просто они научились брать контроль над страхами.
Также не рекомендуется устраивать тренировки смелости для детей, особенно совсем маленьких. Так, например, если дети боятся темноты, то на ночь нужно оставить включенным ночник или приоткрытую дверь в соседнее освещенное помещение. Ведь природа страха иррациональна, часто человек понимает, что боятся нечего, но когда попадает в пугающую его ситуацию, у него начинается паника.
Всевозможные виды детских страхов довольно успешно поддаются коррекции при условии понимания родителями проблемы, их грамотной поддержке малышей и присутствия рядом с ребенком, когда он чего-то боится.
Диагностика
Для выявления детских страхов используются различные методики, выбираемые психологом в зависимости от возраста и уровня развития ребенка. До 7-летнего возраста эффективна методика «Нарисуй страх». Малыша просят нарисовать то, чего он боится, затем детский психолог анализирует рисунок
Обращается внимание на преобладающий цвет, нажим, размер деталей рисунка
Ребенка, не достигшего 7-летнего возраста, можно протестировать, рассказывая сказки, в которых малыш является главным героем. В конце сказки психолог спрашивает, что пугало кроху в ходе рассказа или рассматривания иллюстраций. Также используется метод «Страхи в домиках».
Если ребенок старше 7 лет, проводится диагностика детских страхов с помощью другой методики. Это обследование предполагает своеобразный опрос, в ходе которого вопросы задаются спокойно, доброжелательно, иногда в игровой форме. В результате, детскому психологу удается выявить причину фобии и наметить план коррекции. При диагностировании детских страхов применяются также различные опросники для среднего и старшего школьного возраста.
Последствия
Детские патологические страхи, с которыми своевременно не боролись родители, могут закрепиться и сохраняться даже в зрелом возрасте. Так, многие взрослые боятся высоты, некоторых животных, пугаются резких звуков и темноты.
Неискорененные первые детские страхи, по мере взросления человека, приводят к развитию неуверенности в себе, формируют пониженную самооценку, вызывают постоянную тревогу и могут привести к депрессии. У женщин часто сохраняются страх смерти родителей, опоздания, войны, совершения ошибки во время работы или принятия решения. Это приводит к нарушению психологического равновесия, развитию неврозов и пониженному эмоциональному фону.
Существует ли профилактика?
Многие детские страхи можно предотвратить. Существуют несложные правила профилактики их развития:
обеспечить любовь и достаточное внимание малышу;
исключить скандалы в семье;
контролировать просмотр детьми телевизионных передач;
исключить компьютерные игры с элементами агрессии и насилия;
не пугать ребенка, пытаясь добиться его послушания;
не допускать излишнюю опеку и чрезмерную строгость при воспитании чада;
хвалить даже за маленькие достижения и успехи;
если не любит темноту, оставлять включенным ночник;
родители не должны рассказывать малышу о своих страхах;
строить общение с ребенком в доверительной форме, чтобы он делился своими проблемами.
Навязчивые страхи возникают у каждого третьего ребенка. Фобии детского возраста обычно исчезают бесследно при правильном отношении к ним, выполнении рекомендаций психолога.
Но мамам и папам нужно быть готовыми к длительной и нелегкой работе, ведь основная нагрузка по преодолению проблемы страхов малыша ляжет на их плечи. Совместные усилия специалиста и родителей обязательно дадут положительный эффект, обеспечат малышу спокойствие и уверенность в себе.
Методы коррекции и способы преодоления детских страхов
Дети чувствительны, впечатлительны, восприимчивы, ранимы. Многие их опасения возникают в определённом возрасте, имеют временный характер и проходят. Коррекция — это оказание психологической помощи ребёнку. Малыши редко могут чётко сформулировать, что их пугает, поэтому для того, чтобы выяснить причину и принести пользу, существует множество разработанных психологами методов и стратегий преодоления страхов.
Арт-терапия
Арт-терапия — это эффективное лечение при помощи совместного с детьми творчества, где очень важен процесс. Она имеет разные варианты:
Изотерапия
Включает в себя любое рисование (красками, карандашами, мелом, пальцами), изображения на песке, лепку из пластилина или глины. Дети любят это делать, у них такой способ самовыражения и осмысления.
Рисование своих страхов поможет от них избавится
Предложить ребёнку нарисовать или слепить из пластилина свой страх. Далее с этим злодеем можно делать всё что угодно: порвать или сломать и выбросить. Или превратить его в смешного, жалкого и нестрашного. При этом можно включить классическую музыку, это снимет психоэмоциональное напряжение и позволит достать из подсознания пугающие образы. Такие занятия-игры интересны, долго не надоедают и не утомляют, не требуют больших затрат.
Библиотерапия и имаготерапия (театрализация, перевоплощение)
Перевоплощения при помощи костюмов помогут ребёнку проассоциировать себя со смелым героем, который ничего не боится. Можно инсценировать рассказы, стихи, сказки. Вместе с ребёнком прочитать или придумать историю о страшном существе и предложить малышу закончить её смешно и весело.
Игротерапия
Игры с детьми являются профилактикой детских страхов, помогают выявить и скорректировать боязнь, помочь её преодолеть. Дома можно поиграть в обыкновенные «прятки». Сначала оговорить места, куда нельзя прятаться. Затем ребёнок закрывает глаза, а мама или папа где-нибудь затаиваются, и наоборот. Делать это можно сначала днём, а потом почти во тьме, включив маленький ночник. Это игра для преодоления страха темноты, замкнутого пространства, одиночества.
Песочная терапия
Играя в песочнице, дошкольник может при помощи формочек и фигурок воссоздать волнующую ситуацию и изменить её так, как бы ему хотелось. Кроме этого, песок «заземляет» отрицательные эмоции.
Песочная терапия поможет прогнать страхи
Сказкотерапия
Сказкотерапия — отличное средство, чтобы помочь ребёнку победить свои страхи, стать увереннее и самостоятельнее. Это именно то, что более всего понятно малышу. Мама его не учит, не читает нотаций, не ругает, а просто рассказывает. Сказок существует миллион, на все случаи жизни. Нужно только выбрать правильную.
Например, детская книжка «Тося-Бося и темнота», автор Лина Жутауте. История храброй девочки, которая боялась темноты. Однажды ей это надоело, Тося-Бося отправилась искать темноту, чтобы от неё избавиться, нашла и победила. Родители могут сами или вместе с малышом сочинить психотерапевтическую сказку, которая отобразит его страх, успокоит, поддержит эмоционально, покажет, как его прогнать. Для этого придумать главного героя (любимую игрушку, зверька или птичку, воздушный шарик) и его друзей. Затем персонажи встречаются со страхом, который испытывает ребёнок, изобретают разные способы, как его одолеть. В конце у них всё получается. Ура!
Аффирмации
Аффирмация — это короткая фраза, словесная формула, регулярное повторение которой закрепляет в сознании требуемый образ или установку. Дети любят своих родителей и подражают им. Поведение и высказывания родных могут расширить кругозор маленького человека, избавить его от страхов или, наоборот, внушить беспокойство. Аффирмации для детей должны быть просты и понятны. Чтобы получить пользу, нужно на своём примере показать ребёнку, как их произносить: радостно, с энтузиазмом, улыбкой и в настоящем времени. Это своего рода игра в волшебные заклинания. Например:
- У меня всё получается.
- Я хорошо (учусь, рисую, понимаю).
- Я могу сделать это.
- Я хороший друг (подруга).
- Я ощущаю спокойствие.
Родители сами могут придумать стимулирующие ребёнка аффирмации. Произносить их лучше перед сном, чтобы закончить день положительными эмоциями.
Медитация — это психологическое упражнение, умственное действие, приводящее психику человека в состояние сосредоточенности, сопровождающееся отрешённостью, отсутствием эмоций и телесной расслабленностью. С их помощью можно научить ребят старше 5 лет снимать напряжение, развивать саморегуляцию, избавляться от страхов. Медитации с детьми должен проводить взрослый, хорошо понимающий и умеющий это делать.
Взрослые, помогите!
Как возникновение детских страхов, так и их преодоление, чаще всего зависят от взрослых. Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку преодолеть страхи или предотвратить их появление?
- Относитесь к малышу с пониманием и сопереживанием. Нельзя стыдить ребенка, называть трусом или наказывать.
- Беседуйте с малышом о том, что его пугает, доброжелательно, не заостряя внимания на фобии. Приведите ему свой пример: чего вы в детстве боялись и как победили эту боязнь.
- Показывайте, что рядом с вами ему нечего бояться.
- Не заставляйте нарочно сталкиваться с предметом страха (идти в темную комнату, например).
- Не обсуждайте в его присутствии страшные истории (о болезни, смерти, катастрофах).
- Контролируйте, что и сколько по времени смотрит малыш по телевизору, во что играет в компьютере.
- Не транслируйте ему собственные страхи.
- Показывайте ребенку реальные опасности жизни, но доступно, на конкретных и понятных примерах. Объясняйте, когда это опасно, а когда – полезно (например, огонь может обжечь или стать причиной пожара, но он дает тепло и возможность готовить пищу).
То есть ребенок должен иметь достаточно объективной информации о потенциальных угрозах и относиться к ним адекватно.
Профилактика страхов у детей заключается, прежде всего, в воспитании в них уверенности в себе, самостоятельности, оптимистичного отношения к жизни.
Бывают случаи, когда родители не справляются с фобиями ребенка своими силами, он продолжает бояться. Тогда на помощь придет специалист: психотерапевт, психолог, а порой и психиатр. Обратиться к ним нужно обязательно, если у ребенка появилась тревожная симптоматика:
- бессонница, ночные кошмары;
- энурез;
- нервозные привычки (обгрызать ногти, теребить пуговку, накручивать волосы на палец);
- неконтролируемая агрессия;
- частые истерики;
- потеря аппетита;
- тики, навязчивые движения;
- заикание.
Детские страхи – откуда они берутся
В среде врачей, психологов и психотерапевтов существует мнение, что свой первый страх ребенок испытывает еще в процессе своего рождения: проходя родовыми стезями младенец претерпевает запредельную боязнь и панический ужас. Возможно, это и не так; но, с первых часов жизни, младенец уже пугается разных звуков, затем незнакомых интерьеров, а чуть позднее и малознакомых людей.
Малыш, только появившись на свет, уже очень остро чувствует свою обособленность от незнакомого окружающего мира.
Взрослея, маленький человечек расширяет круг своих познаний; проявившийся интерес к изучению внешнего мира развивает фантазию малыша и чем больше раздвигаются горизонты постигаемого им мира, тем сильнее он настороженно предчувствует его злонамеренную коварность. «Страх — это болезненное ощущение своей исключительности», — заметит однажды К. Чуковский.
Виды детских страхов
Особенность детских страхов в том, что они, как правило, не связаны с реальной угрозой, а являются отражением той информации, которую дети получают от взрослых и пропускают через призму своей фантазии. Страхи — неизбежная часть развития, их испытывают более половины детей. Выделим три основные группы страха у детей дошкольного возраста.
- Ситуационные (на основе собственного опыта). Такие страхи вполне логичны — они возникают в результате пережитых стрессовых ситуаций: укус собаки (или просто собака напугала), болезненная процедура в больнице. Не удивительно, что после этого малыш будет бояться попасть в такую ситуацию снова.
- Личностно-обусловленные (фантазийные). Фантазия детей безгранична, а если она подкреплена прочитанными сказками и посмотренными мультиками, ожидание появления монстров и бабаек под кроватью — вполне нормальное явление.
- Внушенные. К сожалению, это наиболее распространенные страхи у детей. Нередко мы слышим, как родители говорят: «Спи, а то чужой дядя, волк, бабайка унесет», «Не ходи — упадешь, попадешь под машину, тебя ограбят…». И получается так, что подтекстом в таких предостережениях всегда звучит: «Ты попадешь в опасность, а я не приду к тебе на помощь, потому что виноват будешь только ты». Кроме того, повышенная тревожность может передаться ребенку, если в семье постоянно идут разговоры о том, как опасно ходить по улицам, как вредно смотреть современное кино (читать книги), что кругом война и смерть, что все продукты низкого качества и несут в себе опасность. Иными словами, мы сами учим своих детей бояться.
Каждому возрасту свойственны свои страхи. Так, например, дети от рождения до 6 месяцев боятся резких звуков, разлуки с матерью; от 7 до 12 месяцев могут прибавиться страхи перед переодеванием, боязнь чужих людей, резкой смены обстановки, высоты; от 2 лет — боязнь одиночества, медработников, страх перед засыпанием, связанный с кошмарами; 3–5 лет — страх темноты, воды, замкнутых пространств, наказаний; 6 лет — страх своей смерти и смерти родителей, пожара, войны. Конечно, здесь имеются ввиду средние сроки.
Виды страхов
В психологии страхи в общем понимании делятся на возрастные и невротические. Возрастные возникают у большинства детей в определенном возрасте, как реакция на психическое и личностное развитие. Основная их характеристика – быстротечность. Они обычно не имеют патологической выраженности и проходят по мере развития ребенка.
Невротические появляются чаще всего на фоне психотравмирующей ситуации и могут закрепляться в сознании ребенка на длительное время, неблагоприятно сказываясь на формировании характера и личности растущего человека. Такие страхи возникают чаще у детей эмоционально чувствительных, не уверенных в себе, тревожных, имеющих богатое воображение.
В более глубоком понимании страхи делятся на следующие виды:
- По характеру возникновения: ситуативные и личностные. Ситуативный связан с возникновением опасной ситуации (например, падение и получение травмы), личностный определяется особенностями психики ребенка (стеснительностью, неуверенностью) и часто возникает в непривычной обстановке, новом коллективе.
- По степени реальности: реальные и воображаемые. Реальные страхи чаще всего ситуативные, воображаемые связаны с особенностями психики ребенка.
- По глубине протекания: острые и хронические. Острые страхи возникают в определенной ситуации, хронические – у детей с предрасположенностью к тревожности.