Как исправить плохое поведение у ребенка за 7 дней: поэтапная инструкция
Содержание статьи
- Каковы причины проблемного поведения?
- Как уменьшить проявления проблемного поведения ребенка?
- Право на агрессию
- Что означает плохое поведение?
- Что скрывается за плохим поведением?
- Скажите «нет» частице «не»
- Лао-Цзы: «Путь в тысячу миль начинается с одного шага»
- Какое поведение неправильно?
- Причины:
- Извиняясь, не переносите чувство вины на ребёнка
- Осторожно: самоагрессия!
- Как правильно поощрять желаемое поведение?
- Почему дети плохо себя ведут?
- Как реагировать на плохое поведение?
- Разновидности плохого поведения детей
- Как за 7 дней исправить плохое поведение ребенка? День первый
- День 1. Не реагировать
- Что значит «плохое поведение»?
- Используйте ресурсы ребенка
Каковы причины проблемного поведения?
Наиболее частые:
Предъявление излишне высоких требований к ребенку. Поэтому он из всех сил старается избежать того, что ему неприятно или сложно осуществить. Например, выполнение уроков по нелюбимому предмету.
Таким непривычным способом и плохим поведением малыш пытается привлечь к себе внимание взрослых, потому что нуждается в них (встречается наиболее часто). Проблемное поведение — главный способ добиться желаемого: получить конфетку, новую игрушку и так далее
Проблемное поведение — главный способ добиться желаемого: получить конфетку, новую игрушку и так далее.
Например, малыш хочет, чтобы вы в магазине купили для него конструктор. Вы говорите «нет», а ребенок начинает ныть, но вы не меняете своего решения. Тогда малыш начинает истошно кричать и бросаться на пол, поэтому вам становиться стыдно — и вы сдаётесь. Так ребенок запоминает, что добиться выполнения своих желаний можно при помощи плохого поведения, поэтому в дальнейшем всё чаще и чаще прибегает к такому способу.
Как уменьшить проявления проблемного поведения ребенка?
Существует два общих принципа:
* Необходимо показать ребенку пример желательного поведения.
* Активно поощрять его желательное поведение (похвала, вознаграждение).
Право на агрессию
Иногда малыши с большим восторгом бросают игрушки на пол, ломают постройки из кубиков, стучат ложкой по кастрюле, играют с барабаном или молотком. С одной стороны, шумные игры позволяют ребенку выплеснуть накопившееся эмоциональное напряжение: резкие движения и громкие звуки способствуют разрядке. С другой — подобные игры дают ребенку чувство власти над окружающими. Ломая, бросая, хлопая, малыш ощущает себя королем. Позвольте «королю» насладиться своей силой в допустимой игровой форме.
Во многих семьях существует запрет на агрессивное поведение: ребенок не может кусаться, толкаться или драться. Постепенно приходит понимание, что обижать близких нельзя. Но несмотря на это, агрессию ребенок все же испытывает. На помощь может прийти замечательная игрушка — неваляшка, она терпит пинки и толчки, «говоря» ребенку: «Ты можешь быть ласковым и добрым, но иногда немного агрессивным».
Что означает плохое поведение?
Для ребенка плохое поведение является формой коммуникации со взрослым, может быть способом привлечь внимание и сообщить о своих желаниях. Поэтому если ребенок демонстрирует плохое поведение, прежде всего, попытайтесь понять, что он хочет вам «сообщить» таким своеобразным способом
В различных ситуациях плохое поведение может означать: «Не знаю, что мне делать», «Мне требуется внимание», «Я устал», «Хочу делать что-то другое», «Я не понимаю, что происходит вокруг» и т.д. Рассказывает мама двухлетнего мальчика: «Сын спокойно играл, но через некоторое время начал капризничать, разбрасывать игрушки и приставать к сестренке
Я стала отчитывать его и попыталась отвлечь новой игрушкой»
Рассказывает мама двухлетнего мальчика: «Сын спокойно играл, но через некоторое время начал капризничать, разбрасывать игрушки и приставать к сестренке. Я стала отчитывать его и попыталась отвлечь новой игрушкой».
Что произошло? Ребенок долго играл и потерял интерес к игре, мама была занята своими делами
Малыш «использовал» сестренку, чтобы привлечь внимание матери и получить смену деятельности
Что скрывается за плохим поведением?
У детей (как, впрочем, и у взрослых) существуют две основных потребности:
- принадлежать к своей группе (классу, семье, спортивной команде и т.д.);
- вносить свой вклад в группу, к которой он принадлежит (чувствовать себя полезным, существовать благодаря содействию, принимать участие).
Соответственно, ребенок, который ведет себя неподобающим образом, — это ребенок, потерявший надежду. Если ему не удается принадлежать и вносить свой вклад при адекватном поведении, он будет всеми способами стараться присоединиться к группе, даже если это оборачивается против него.
Мы, родители, можем, опираясь на собственные ощущения, научиться распознавать потребности и представления ребенка, которые скрываются за его неправильным поведением.
И тогда мы перестаем надрываться, стараясь прекратить такое поведение, поскольку обращаемся к потребности, которая за этим поведением скрывается. Когда потребность удовлетворена, у неправильного поведения нет причин продолжать существовать, и оно прекращается естественным образом.
Совершив эту небольшую внутреннюю революцию, мы можем перестать наказывать ребенка — наказание заставляет его на короткое время отказаться от своего поведения, но совершенно ничему не учит в долговременной перспективе — и сосредоточиться на развитии его навыков (мой ребенок ведет себя неподобающим образом: какая потребность кроется за этим поведением?).
Скажите «нет» частице «не»
Дети не понимают слов: не беги, не шуми, не трогай. Поэтому лучше будет, если вы замените все слова с частицей «не» на слова-действия. То есть необходимо говорить, что должен делать ребенок. Например, не беги — стой, не прыгай — сядь, не кричи — помолчи, не трогай — положи на стол игрушку или в кроватку куклу (тут тоже важна конкретика) и так далее.
Такое поведение особенно важно в опасных ситуациях. Например, ребенок взял в рот мелкую деталь игрушки (шарик и другие) или острый предмет (кнопка, скрепка)
Вместо слова «не глотай» необходимо сказать «выплюнь». Такая инструкция действует куда эффективнее.
Лао-Цзы: «Путь в тысячу миль начинается с одного шага»
Мы часто ищем в себе недочеты и занимаемся самокритикой и самоедством. Однако нужно научиться видеть не только на свои минусы, но и отмечать свои плюсы и шаги навстречу ребёнку.
Не ждите быстрых результатов – дайте себе время. Отнеситесь к себе с терпением и разрешите ошибаться. Помните, что в какой-то момент обязательно случатся откаты. Не забывайте, что должно пройти время для того, чтобы укоренились новые привычки и вы смогли бы естественно вести себя в другой реальности.
Наша цель заключается не в том, чтобы все делать правильно и никогда не ошибаться, а в том, чтобы быть осознанными. Продвигайтесь к этой цели маленькими шажками. Ведь находясь постоянно в прошлом, вы лишаете себя источника энергии и вдохновения в настоящем.
Возьмите в привычку вспоминать перед сном положительные моменты, произошедшие за день: как вы с ребенком гуляли, в какие игры играли, чему научили, что ласкового сказали
Фокусируйте внимание на том, что было сделано правильно
Возьмите в привычку вспоминать перед сном положительные моменты, произошедшие за день: как вы с ребенком гуляли, в какие игры играли, чему научили, что ласкового сказали
Если почувствуете, что ужелили недостаточно внимания ребенку, то вместо того, чтобы «смаковать» чувство вины, запланируйте новый день с «чистого листа» и поставьте себе конкретные цели.
Например, скажите себе: «Сегодня в течение дня я буду стараться не кричать на ребенка» или «Сегодня я проведу с ребенком как минимум 20 минут, не отвлекаясь на другие дела и делая то, что ему нравится и интересно».
Ну и напоследок: не забывайте, что взрослые – это большие дети и сказанное выше может быть применимо и к ним.
В помощь родителям, которые хотят наладить отношения с ребёнком и узнать больше про позитивное воспитание, я регулярно провожу авторский бесплатный онлайн-класс «Воспитание без криков и наказаний» – кликните, чтобы записаться
Екатерина Кес, детский и семейный психолог. Мой Инстаграм
Какое поведение неправильно?
Специалисты в этой области доказывают, что поведение признается неправильным, и его нужно корректировать, если есть хотя бы один из признаков:
1. Истерики у ребенка. Это такое поведение ребенка, когда он бросается на пол, причиняет себе боль, бросаясь на стены.
2. Ребенок не слушается старшего поколения, отказывается подчиняться. Например, не убирает за собой в комнате, не смотря на просьбу прибраться.
3. Пренебрежение и игнорирование того, о чем просят взрослые. Ребенок делает вид, что не слышит просьб и поступает так, как хочется ему.
4. Агрессия. Ребенок начинает драться, бить других, ругаться.
Такое поведение нежелательно, так как мешает социальной адаптации, а нежелание слушаться, может привести к ситуациям, когда ребенок окажется в опасности. И поэтому такое поведение необходимо корректировать.
Причины:
1.Психологический тип ребенка. Более эмоциональные, гиперактивные и импульсивные дети чаще отличаются непослушанием, всплесками эмоций, молниеносной сменой настроения, излишней обидчивостью, болтливостью. Поведение гиперактивного ребенка характеризуется неусидчивостью, тревожностью, недостатком внимания, совершением опасных действий, отсутствием контроля двигательной активности.
Дети-интроверты, напротив, страдают угнетением внешней активности, тревогой, страхами, склонностью таить в себе многочисленные переживания.
Совет: давать детям эмоциональную разрядку, на переменах позволять принимать участие в активных играх. Вне школы обязательно посещение спортивных секций, бассейна, танцевальных студий. Дома как можно больше разговаривать и заниматься совместно уроками с ребенком, постепенно формировать усидчивость с помощью настольных игр.
2.Освоение территории. Своим поведением (негативным как нам кажется) ребенок для себя познает:- что можно, а что нельзя, т.е. границы дозволенного;- проверяет реакцию взрослых, учителей, одноклассников на его выходки, шалости и «подвиги».
Совет: пытаться с первого раза пресечь попытки «озорства», сразу ограничить круг разрешенных действий.
3.Отсутствие должного воспитания, культуры общения: ребенок- перебивает учителя, не выполняет его просьбы,- «подворовывает» у одноклассников,- не признается в содеянном, сваливая вину на других,- ужасно ведет себя в столовой,- на рабочем месте (парте) беспорядок, вещи разбросаны по всему классу.
Совет: ежедневное кропотливое воспитание в ребенке правил хорошего тона, навыков самообслуживания, правил поведения детей в школе.
4.Лидерские качества ребенка. В этом случае, плохое поведение – это своеобразный бунт ребенка на различные запреты, указания, приказы, попытки нравоучений со стороны взрослых. Подобным образом ребенок пытается самоутвердиться, показать собственное «я», что он «личность», отличная от других.
Совет: прислушиваться к ребенку, развивать его задатки, проявления характера в лучшую сторону, поощрять инициативу, быть другом и советчиком.
5.Попытка привлечь внимание. Порой для ребенка плохое поведение в школе — единственный способ привлечь внимание родителей, занятых другими детьми в семье, собственной карьерой, внутренними проблемами между собой и т.д
Совет: как можно больше уделять времени ребенку, предлагать совместные игры и отдых с другими братьями и сестрами, чаще выбираться вместе на природу, пикник; обсуждать дела в школе, отношения со сверстниками, приглашать друзей в гости.
6.Низкая самооценка ребенка. Неуверенность в себе, в собственных достижениях порождают отсутствие мотива к учебе («Зачем стараться и пытаться что-то делать, все равно ничего не получится»).
Совет: чаще одобрять положительные поступки, добрые слова и отношения к кому-либо, хвалить за попытки исправиться, за успех в любой сфере деятельности ребенка.
7.Подражание. Это присуще больше всего ребятам в подростковом возрасте 11-16 лет, когда в классе существует неформальный (или формальный) лидер с заработанным авторитетом, который может диктовать свои правила. Ребенок неосознанно пытается ему подражать, чтобы его признали за «своего», за «крутого», самостоятельного. Прежде всего, это касается курения (в т.ч. электронных сигарет), употребления энергетических напитков, наркотиков, алкоголя, посещения различных тусовок, компаний.
Совет: — быть ближе к ребенку, — объяснять, что сила и мощь человека в знаниях, образовании, — рассказать о последствиях употребления вредных веществ, тем более в детском возрасте.
Извиняясь, не переносите чувство вины на ребёнка
Мы должны быть в ответе за свои негативные чувства. Зачастую у ребёнка нет задачи специально нас разозлить, поэтому не делайте его ответственным за собственные чувства.
На любое поведение могут возникать разные реакции: сочувствие, сопереживание, раздражение, злость и т.п. Но можно ведь и посмеяться над ситуацией, присоединиться к ребёнку и помочь ему преодолеть возникшие обстоятельства. Не говорите: «Ты разозлил меня», а скажите из позиции Я: «Я разозлилась на тебя».
Когда извиняетесь перед ребенком, скажите: «Прости, что я разозлилась. Знаю, что тебе это было неприятно».
Задача состоит не в том, чтобы объяснить ребёнку в чем он был неправ, а извиниться перед ним за ту форму, за те слова и за тот тон, с которым мы говорили. Не забывайте – дети любят подражать. Ребенок учится у вас и, в случае, если почувствует себя неправым, он также сможет подойти с извинениями.
Осторожно: самоагрессия!
У некоторых детей вырабатывается вредная привычка наносить себе телесные повреждения: биться головой об пол или кровать, кусать себя, бить кулаком по лбу, выдергивать волосы и т.д
Важно понять, что произошло в семье, какие изменения вызвали такую реакцию. Подобное поведение может быть также связано со страхом, тревогой или досадой от того, что ребенка не понимают
Он снова и снова пытается что-то сообщить, но, не получая внимания и понимания, впадает в ярость, вымещая обиду на себе.
Ребенку, которому свойственна самоагрессия, можно предложить выплеснуть негативные эмоции, играя с мокрым песком и водой. Позвольте наливать в тазик с песком воду, разводить «грязь», трогать ее руками. Можно добавлять в мокрый песок небольшие игрушки. Позже, когда ребенок успокоится, попробуйте прояснить его чувства и узнать, что вызвало негодование.
Если приступы самоагрессии не проходят, проконсультируйтесь с психологом.
Как правильно поощрять желаемое поведение?
Существует два основных способа:
Обязательно хвалите малыша, даже если у него не всё хорошо получилось.
Особенно в те моменты, когда у ребенка хорошее и желательное поведение, не откладывая. Например, ждал долго в очереди в поликлинике, удержался от драки с сестрой или братом (хотя ему очень хотелось показать свое превосходство), поделился игрушкой и так далее.
Причем обязательно проговаривайте именно за какой поступок вы его хвалите. Например, скажите, что вы видели, как он очень рассердился на брата, но сдержался. Сообщите ему, что гордитесь его поступком, он молодец и умница.
Для выражения своей похвалы используйте мимику (улыбайтесь), слова, доброжелательную интонацию и жесты (обнимайте, гладьте по голове).
Помните, что ребенок не получает удовольствия от выполненного действия. Ему гораздо важнее знать, что он порадовал маму. Поэтому в следующий раз он постарается опять заслужить от вас похвалу.
Хорошо действует система накопления баллов.
Например, за хороший поступок или поведение ребенок получает некое вознаграждение (звездочку, кружок, магнит). Обязательно вывешивайте их на специальную доску, чтобы не только ребенок, но и все члены семьи видели его достижения.
При этом обязательно предварительно договоритесь с малышом, что при накоплении определенного количества жетонов (балов) он получит вознаграждение: новую игрушку, шоколадку, пирожное, посещение аттракциона, поход в игровой центр или кино и так далее.
Следуя этому пункту, также не забывайте хвалить ребенка за каждое достижение. Ведь он так старался!
Почему дети плохо себя ведут?
Стоит отметить, что ни один ребенок не рождается агрессивным, злым, мстительным или жадным. Он приобретает устойчивые качества личности в процессе жизни, взросления, общения с окружающими людьми — ровесниками, педагогами, близкими. Существует несколько причин для развития плохого поведения.
Недостаток родительского внимания. Дети «питаются» любовью и заботой взрослых. Им, как воздух, необходимо близкое общение с матерью и отцом. Бывает так, что ребенок не получает столько внимания, сколько ему требуется
Обычно это происходит, если родители проводят большую часть времени на работе, часто находятся в отъезде или командировках, возвращаясь домой, занимаются бытовыми делами, а когда освобождаются, то сил и времени на то, чтобы уделить внимание детям у них не остается.
Плохое поведение возникает как реакция на недостаток общения с родителями
Ребенок дерется с братом или сестрой, портит, разбивает вещи в своей комнате, капризничает на пустом месте, ведет себя агрессивно по отношению к родителям, пытаясь обратить на себя внимание. Взрослые ругают его за проделки и ошибки, начинают воспитывать, критиковать наставлять, и он, «напитавшись» контактом со знаком «минус», на время успокаивается.
Конфликты и ссоры между родителями. Когда ребенок становится свидетелем разногласий между матерью и отцом, он может бояться, страдать, переживать
Желая бессознательно остановить семейные ссоры, дети, своим плохим поведением, вызывают огонь на себя — проделками и шалостями они заставляют родителей перестать конфликтовать и обратить на них, пусть отрицательное, но внимание.
Слишком строгое воспитание в семье. Когда взрослые держат детей в «ежовых рукавицах», не позволяя им жить своей, детской жизнью — смеяться, отдыхать, играть в шумные подвижные игры, получать желаемое, удовлетворять любопытство — ребенок испытывает напряжение
Пытаясь избавиться от него, он начинает вести себя плохо. Отклоняющееся поведение, в таком случае, говорит о сопротивлении родительским способам воспитания и общения. Шалостями и нарушением правил ребенок избавляется от напряжения, когда оно становится слишком сильным.
Прежде чем говорить о том, как бороться с детским нежелательным поведением, стоит сначала разобраться в причинах его появления. Часто бывает так, что, когда взрослые начинают понимать, почему ребенок постоянно нарушает правила, ведет себя плохо — его поведение само меняется в лучшую сторону.
Как реагировать на плохое поведение?
Мама и папа должны знать, что делать с плохим поведением ребенка.
- Научитесь контролировать свое дыхание. Попробуйте глубоко вдохнуть и посчитать до десяти. Это работает! Выполнив упражнение несколько раз подряд, вы расслабитесь и посмотрите на ситуацию с другой стороны.
- Будьте строгими, но не жестокими. Не реагируйте на ссору ссорой. Если ребенок начинает кричать, скажите, что готовы с ним вести диалог только в спокойной атмосфере.
- Оценивайте не ребенка, а его поступки. Если ваш сын что-то натворил, это еще не значит, что он сделал это назло. Не нужно из-за разбитой вазы считать его плохим. Поругайте за неаккуратность, но ни в коем случае не оскорбляйте. Понять, как лучше действовать в конкретных ситуациях, вам помогут материалы из нашего блога.
- Помогайте малышу выражать свои эмоции. Старайтесь его истерику переводить в разговор по душам. Цель такого разговора – выяснить, почему он так себя ведет. Возможно, плохое поведение – попытка достучаться до вас.
- Находите повод для похвалы. Хвалите ребенка не только за хорошую оценку, убранную комнату, но и за то, что он смог спокойно, без истерики, попросить вас о чем-либо.
- Ставьте себя на место ребенка. Вспомните, что в поведении родителей вас больше всего обижало в детстве, и не поступайте так.
- Соблюдайте режим сна, отдыха, питания. Причем это касается в равной степени как вас, так и вашего чада. Нарушение режима приводит к нервному напряжению.
- Старайтесь поддерживать хорошие отношения в семье. Не ссорьтесь с другими членами семьи при детях. Дружелюбная атмосфера – залог спокойствия.
Разновидности плохого поведения детей
Чтобы понять, что делать, если ребенок не слушается, нужно узнать, какие типы плохого поведения бывают.
Протест. На любую просьбу родителей малыш закатывает истерики, отвечает скандалом или плачем. Он не хочет завтракать, надевать шапку, делать уроки. В этом случае нужно дать ребёнку немного самостоятельности и позволить ему самому принимать решение. Например, если сын или дочь не хочет на завтрак омлет, спросите, а что тогда он хочет. Если же ребенок 8 лет вообще отказывается есть, то позвольте ему это. Когда он проголодается, то сам прибежит к вам.
Беспокойство окружающих
Ребёнок 6 лет может кричать в общественных местах, плакать, всячески привлекать к себе внимание. Чтобы этого избежать, нужно с раннего детства объяснить малышу нормы морали и правила поведения в обществе
Дети должны понять, что нужно соблюдать этикет, уважать друг друга.
Игнорирование взрослых. Иногда возникает ситуация, когда мама или папа просят ребенка помыть посуду, убраться в комнате или сходить в магазин. А в ответ – лишь молчание. Такое поведение наблюдается от 11 лет и старше. В это время начинается подростковый бунт и плохое поведение ребенка в школе. Чтобы застраховаться от «детской революции», нужно принять во внимание, что такое подросток 14 лет. Это человек, у которого бурлят гормоны, физическое развитие предвосхищает психологическое. Ребёнку 13-15 лет трудно с этим справится, и он срывается на родителях. Поэтому нужно спокойно поговорить с ним, обсудить, что его не устраивает. Скорее всего, он захочет сам контролировать свою жизнь. Дайте ему свободу действий, но не пускайте его судьбу на самотёк. Позвольте ему самому решать свои проблемы. Если у него не получится, он обязательно обратится за помощью к вам. Главное – это доверие, уважение и понимание в семье. И тогда конфликты между вами и вашими детьми постепенно сойдут на нет.
Как за 7 дней исправить плохое поведение ребенка? День первый
Однажды Жаклин поймала себя на мысли, что собственные дочь и сын вдруг начали сильно ее раздражать. Именно это подтолкнуло женщину к решению заняться перевоспитанием своих чад. Но выработать в них хорошее поведение она решила за одну неделю. Своим опытом и выводами Жаклин поделилась в своим блоге. Надеемся, что ее советы помогут и вам справиться с плохим поведением у ваших детей.
«Почему Джулиан так раздражает?» Обычно, когда моя 9-летняя дочь Шарлотта задает мне такой вопрос о своем 4-летнем брате, я говорю: «Не говори о своем брате, что он раздражает». Но однажды, в пасмурный и дождливый день после трехчасового нытья сына я поймала себя на мысли, что мои дети меня раздражают.
Ничто так не выводит меня из себя, как вечное нытье моего сына. Конечно, если не считать еще выходок Шарлотты, когда она щипает или кусает своего брата.
Иногда я успокаиваю себя и ищу оправдания поведению своих детей, считая, что мой уровень стресса намного выше, чем у других мам, потому как я одиночка… Хотя, чем дальше, тем больше встречаю других мам из полноценных семей, жалующихся на ужасное поведение своих чад. Но мы, взрослые, наверно так же виноваты в этом, как и сами дети.
Бернар Перси, консультант по воспитанию детей в Лос-Анджелесе, однажды сказал: «Если сосредоточить свое внимание на плохом поведении ребенка, то он, естественно, сопротивляется, а это становится толчком к тому, что чадо начинает вести себя еще хуже». Читай также «Как переезды влияют на поведение детей?»
Читай также «Как переезды влияют на поведение детей?»
Перси прав. Я заметила, что чем больше я раздражаюсь, тем хуже становится поведение моих детей. Также я поняла, что больше не могу выносить это. Мне нужна помощь. Конечно же, я осознавала, что изменить своих детей в одно мгновение мне не удастся, но попытаться все же решила. Поэтому я проконсультировалась у экспертов и решила испробовать их методы в течение недели.
День 1. Не реагировать
На этом этапе мне нужно было понять, что я делаю не так. «Ошибка многих родителей заключается в том, что они реагируют на плохое поведение своих детей
А для детей даже отрицательное внимание — лучше, чем вообще не получить ничего». Так сказал мне Эд Кристоферсен, доктор философии, детский психолог из Больницы Чилдренс Мерси в Канзас-Сити штата Миссури
Да, я очень сильно боялась последствий, игнорируя своих детей.
Будет ли Джулиан устраивать мне спектакли? Будет ли Шарлота так психовать, что придется с ней ехать в клинику? Доктор Кристоверсен предложил сообщить своим детям о нововведениях в спокойной обстановке. И я решилась.
«Ребята! – обратилась я к детям за завтраком. – С этого дня, когда вы начнете ныть и ссориться, я буду притворяться, что я ничего не вижу, и ничего не слышу. Все понятно?»
Читай также «Если ребенок делает все назло: как реагировать и предотвратить такое поведение»
«Да, все!» — ответила Шарлотта, пожав плечами.
«Угу» — ответил Джулиан и попросил еще сока. Его реакция последовала позже, когда мы отправились покупать одежду для Шарлотты. «Почему я должен находится в этом дурацком магазине?» — спросил он. – «Я хочу домой!» Обычно в такой ситуации я выуживаю из своей сумки конфету и даю ее Джулиану, чтобы он вел себя тихо. Но в этот раз я продолжила заниматься выбором блузки для дочери.
«Мама! Ты слышишь меня? Я ненавижу это место! Я сказал, что это дурацкий магазин!»
Игнорируя своего сына и косые взгляды консультантов магазина, я широко улыбнулась: «Смотри, Шарлотта, у них есть блузка твоего размера в голубом цвете!»
Джулиан же начал визжать еще громче. Я собрала всю свою силу воли, чтобы никак на это не реагировать. Но затем внезапно он… затих. Оказывается, он обнаружил висящую на тележке цепочку с ключом, который был похож на человечка, и играл с ним до тех пор, пока мы не расплатились за покупки и не покинули магазин.
Видимо, ныть уже не так интересно, когда мама это игнорирует. Тем не менее, еще раз в этот магазин я зайду не скоро.
Продолжение читайте в статье «Как за 7 дней исправить плохое поведение ребенка? День второй»
Что значит «плохое поведение»?
Плохое поведение ребенка имеет следующие признаки:
- Истерика. Сын или дочь постоянно плачет и топает ногами, требуя новую игрушку или сладости на ужин.
- Требовательность в пище. Малыш хочет, чтобы мама специально для него приготовила что-то особенное, он отказывается есть то, что уже готово.
- Регулярное раздражение. Ребенку не нравится всё, что у него есть. Будь то игрушки, одежда, книги.
- Гиперболизированная жадность. Дети не хотят делиться чем-либо с близкими. Ребенок отказывается дать маме конфету из своего сладкого набора или не дает товарищу поиграть со своей машинкой.
- Безразличие к замечаниям. Если родители просят его убраться в комнате или помочь по дому, то ребенок как будто не слышит их просьбы. В дело вступает формула «Тебе надо – ты и делай».
Используйте ресурсы ребенка
Как и при всяком человеческом развитии, наш ребенок будет то вырываться вперед, то тормозить, какие-то навыки будут развиваться сами собой, а для того, чтобы появились другие, труда потребуется больше.
Некоторые дети испытывают такие трудности, что становятся объектом диагностики, и их необходимо сопровождать, поддерживать в их развитии, поскольку нередко случается, что расстройство или отставание в какой-либо области заметно сказывается и на других сторонах жизни.
Но в океане всего, что не получается, всегда есть выступающий над его поверхностью клочок земли, островок того, что получается хорошо
И наша цель — решительно опереться на то, что прочно, на то, что существует, на то, что работает, чтобы не утонуть (первое жизненно важное действие!) и чтобы выше были шансы развить и укрепить это прочное (второе жизненно важное действие!)
Будем помнить о том, что, когда мы в первую очередь сосредоточены на плохом, а не хорошем у ребенка, когда его недостатки видим лучше, чем его достоинства, подобное отношение продиктовано стрессом. Когда мы захвачены продиктованными страхом предположениями («Если он сейчас ест так мало, что будет, когда он станет подростком?», «Если она сейчас может уснуть только в моей постели, как быть, когда ей исполнится 18?», «Если он и со школьной-то математикой не справляется, нечего и мечтать о высшем образовании» и т.д.), мы тем самым нисколько не помогаем ребенку.
Очень важно осознать это, чтобы изменить свою позицию, чуть отступить в сторону, успокоиться и охватить взглядом ситуацию в целом, чтобы каждая проблема заняла подобающее ей место и чтобы мы снова могли активно сопровождать ребенка. По этому пути мы можем идти рядом с ним, прихватив с собой удивительное орудие — ободрение
По этому пути мы можем идти рядом с ним, прихватив с собой удивительное орудие — ободрение.