Как правильно и быстро научить ребенка 5-6 лет читать по слогам: уроки в домашних условиях
Содержание статьи
- Беглое чтение
- Что делать с отгадыванием текстов. Почему ребенок гадает, а не читает
- Простые правила по обучению чтению и буквам русского алфавита
- Золотые правила обучения чтению
- Метод обучения чтению по Глену Доману
- Плюсы данной методики
- Как правильно научить ребенка читать по слогам в 5-6 лет в домашних условиях
- Выбор букваря и методики
- В каком порядке нужно учить буквы
- Правила произношения
- Сколько времени нужно, чтобы научить детей чтению по слогам?
- 12 правил обучения чтению
- Правило 1. Не заставляйте
- Правило 2. Никаких букв
- Правило 3. Учите слоги, а не буквы
- Правило 4. Повторяйте
- Правило 5. От простого к сложному
- Правило 6. Учите простые слова
- Правило 7. Учитесь везде
- Правило 8. Играйте!
- Правило 9. Заинтересуйте.
- Правило 10. Чтение вслух
- Правило 11. Чтение с закладкой
- Правило 12. Частые занятия
- Когда учить ребенка читать?
- Тексты для детей 6-7 лет
- Методика Зайцева – правильное чтение в раннем возрасте
- Занятия по схеме Домана
- Учим различать звуки в словах
- Играем в «Паровозики»
- Развиваем оперативную память
- Как определить готов ли ребенок к обучению чтению
- Критерии готовности к обучению чтению
- Можно ли научить читать по слогам в 3-4 года и надо ли это делать
- Плюсы и минусы раннего обучения
- Лучшие методики для домашнего обучения
Беглое чтение
Большое количество адаптированных и говорящих текстов для детей.
Что делать с отгадыванием текстов. Почему ребенок гадает, а
не читает
Часто причиной ошибок, связанных с недостаточным
уровнем избирательности внимания, оказывается ориентация ребенка на общий
смысл фразы, текста, слова и т. п
Обращая внимание на общее, дети пренебрегают
частностями. Классической иллюстрацией такого явления можно считать детскую
же загадку-шутку: «А и Б сидели на трубе
А упало, Б пропало — кто остался
на трубе?». Первоначальный ответ: «Не осталось никого». Но на самом деле
осталось И! Мы предлагаем несколько упражнений, направленных на формирование
внимания. Их задача — научить ребенка воспринимать общее содержание с учетом
более мелких составляющих его элементов.
Пусть ребенок найдет ошибки в игровом
задании. Если он затрудняется,
помогите ему: прочитайте слово из левого столбца сами, обсудите его смысл,
предложите разделить на слоги и прочесть каждый слог отдельно. Затем, раздельно
читая слоги соответствующего слова из правого столбца, ребенок, без сомнения,
найдет ошибку. На следующем этапе предложите ребенку делать оценку,
читая слоги один за другим про себя, а вслух лишь указывая, где и какая
именно ошибка обнаружена.
Когда он успешно начнет справляться и с этой
задачей, предложите ему читать слово про себя целиком. Со временем процесс
автоматизируется, и ребенок без труда будет находить ошибки уже в словосочетаниях
и фразах. Такая работа по проверке написанного очень полезна детям, которые
«не видят» своих ошибок. В дальнейшем она скажется и на качестве письменной
грамотности.
Простые правила по обучению чтению
и буквам русского алфавита
Процесс обучения должен быть регулярным
Важно заниматься каждый
день, но не перегружать ребенка знаниями о звуках, буквах и слогах. Достаточно 10—15 минут в день, чтобы узнать что-то новое, закрепить
пройденное и при этом сохранить интерес к обучению.
Не спешите приступать к чтению, если речь малыша невыразительна,
если он недостаточно хорошо знает алфавит Важно сформировать навык правильного,
чистого произношения звуков родной речи и только после этого начинать
читать
Если малышу с трудом дается какой-то сложный звук в слове, он
может избегать «скучной» науки. Важно также развивать фонематический
слух ребенка и научить его различать звуки.
Сделайте совместное чтение еще одним видом игры и общения. Читайте
малышу тексты с крупным шрифтом, интересными сюжетами и картинками.
Любовь к буквам рождается буквально в процессе общения с книгой. Если
ваш ребенок аудиал, ему важно слышать текст. Если он визуал, ему необходимо
показывать буквы, а если он кинестетик, то буквы можно и погладить.
Ищите те пути познания и обучения, которые наиболее подходят для типа
темперамента и особенностей психики вашего крохи.
Расскажите ребенку, что существуют гласные и согласные звуки. Когда
объясняете, как образуются слоги, говорите, что буквы ходят друг к другу
в гости пить чай: «Б» спешит к «У» и получается «БУ» и т. п.
Для лучшего запоминания слоги можно пропевать. Найдите в Интернете
или составьте сами слоговую таблицу
Каждый день изучайте несколько
слогов.
Во время прогулок, совместных игр обращайте внимание ребенка на
рекламные вывески, плакаты, названия книг, надписи на этикетках. Пусть
он учится вычленять знакомые слоги.
Золотые правила обучения чтению
Предлагаем родителям следующие простые правила, которые помогут научить малыша чтению в 3 года:
- никакого принуждения. Не стоит заставлять малыша читать, чтобы не заложить у него негативное отношение к книгам. Желательно его заинтересовать, раскладывая по дому различные яркие книги, читая крохе интересные истории. Все малыши стремятся походить на своих родителей во всем, им будет интересно, как читает его мама;
- изучайте слоги и слова, а не буквы. В 3 года кроха легче усваивает слоги и простые слова, чем просто буквы;
- не забывайте про повторение. Всегда закрепляйте пройденный материал, чтобы информация лучше закрепилась в памяти у малютки. Помните, что проверять и тестировать его знания в 3 года не нужно, дети этого не любят. Любое повторение должно проходить в игровой форме;
- Действуем от простого к сложному. Желательно научить кроху правильному произношению звуков в 3 года, потом учите читать простые слова, состоящие из 2 слогов;
- обучайте по простым правилам. Изучайте элементарные слова с повторяющимися буквами, затем учите простейшие словосочетания и предложения;
- учитесь везде. Даже на прогулке можно предложить малышу прочитать крупные вывески магазинов;
Чтение вывесок на прогулке – способ обучения
- всегда играйте. Можно придумать игры, где нужно читать слова, например, составляя из кубиков слова. Таким образом развивается детская память и внимательность;
- постоянно заинтересовывайте. Необходимо объяснить малышу, что без чтение жить в обществе невозможно, демонстрируйте личные записи, яркие открытки от родственников и т. д.;
- чтение вслух – это прекрасный способ научить крошку читать. Можно провести небольшое занятие по чтению вслух на время. Высчитываем, сколько слов прочитал малыш за минуту. Можно сделать домашний дневник читателя, где родители будут записывать все успехи своего ребенка, а за каждое достижение можно наградить его маленьким презентом;
- увлекательное чтение с закладкой. Развить у малыша навык быстрого чтения можно при помощи простого упражнения – чтения с красочной закладкой. Только закрывать ею нужно не нижнюю строчку, а прочитанное слово, так ребенок точно не запутается и сконцентрируется на новом слове;
- систематичность занятий. Помните, что любой результат – это ежедневная кропотливая работа. Уделяйте 5 минут драгоценного времени для занятий с малышом, даже если он точно всему научился, ведь плохо отработанный навык легко забывается.
Обучение ребенка чтению в раннем возрасте – это, конечно, прекрасно, но для чего же это? В школе разве не обучают этому? Такие вопросы волнуют многих родителей на сегодня.
Маленькие дети очень восприимчивы к обучению
Метод обучения чтению по Глену Доману
Популярным среди современных родителей является метод обучения по Глену Доману. По нему нужно начинать заниматься с наследником или наследницей прямо с грудного возраста. Основан метод на показывании карточек с разными изображениями. Это могут быть буквы, цифры, животные, растения и многое другое. Смотря, чему вы хотите учить кроху.
Что касается именно чтения, то у Домана есть свои догадки и утверждения: ребенку вначале нужно заучить первые несколько десятков слов. Мама просто показывает картинку на карточке несколько секунд. Таких карточек может быть много, а может быть и мало. вообще методика советует быстро сменять картинки.
https://youtube.com/watch?v=2hbPKPZskG4
Данная методика благоприятно воздействует и на широту кругозора. Благодаря Доману, дети буквально с пеленок начинают осваивать и «изучать» окружающие предметы и даже то, чего он вообще пока не видел.
Какой бы вы не выбрали метод или способ, или даже отдельное пособие, сейчас их много, помните одно – не торопите своего малыша, дате ему насладиться беззаботным детством, начинайте занятия и серьезное обучение тогда, когда он к этому полностью готов! Чувствуйте друг друга…
Плюсы данной методики
В качестве положительных моментов стоит выделить следующее:
- методику желательно использовать прямо с рождения малыша;
- все занятия родители способны организовать без привлечения дополнительных специалистов;
- весь дидактический материал легко можно сделать самостоятельно;
- ребенок получает необходимое всестороннее развитие, ведь карточки подчинены различным тематикам.
Педагоги выделяют следующие недостатки этой современной методики:
- ребенок в процессе обучения находится в пассивной позиции;
- малыш не учится самостоятельному чтению, а просто анализирует и запоминает поданный материал;
- детки, возраст которых старше 3-х лет, плохо воспринимают эту методику.
Как правильно научить ребенка читать по слогам в 5-6 лет в домашних условиях
Несмотря на прогресс и желание родителей научить малыша всему практически с пеленок, педагоги твердят о том, что читать необходимо учить по достижению 5 лет, такой возраст лучше всего подходит для этого занятия. Но не надо паниковать, если вашему ребенку уже 6 лет, а он еще не читает энциклопедию: это нормально, и у вас еще есть время научить его всему необходимому.
Выбор букваря и методики
При выборе книги родителям следует обратить внимание не только на наличие ярких картинок, но также и на содержание. Типичная азбука, где к каждой букве подходит картинка-слово признана неэффективной многими педагогами, поскольку она путает ребенка и его восприятие букв
Лучше всего выбирать специальные книги, содержащие методическое развитие навыков чтения, произношения, с умеренным количеством картинок, которые позволят детям не заскучать в процессе, но и не будут их слишком отвлекать.
Лучшими вариантами можно назвать буквари Н.С.Жуковой, Н.В.Нищева, Е.Бахтиной.
Самыми популярными на сегодня являются три методики:
-
Глена Домана, основана на запоминании слов, которые написаны на специально изготовленных для этой цели карточках. Доман утверждает, что ребенок способен навсегда запомнить слова и в дальнейшем сможет самостоятельно интуитивно выводить правила чтения.
-
Николая Зайцева, использует обучение слогам и их составление в слова. Данная методика применяется в основном с использованием кубиков, которые были разработаны автором и дают возможность учить малыша во время игры с ними.
-
Николая Буракова, она подобна методике Зайцева и основана на обучении слогам и их составлении, но имеет свои технологии, которые состоят из маленьких шагов, делающих процесс обучения легким и доступным.
Родители должны сами определить, какой вариант подходит для их малыша и, выбрав методику, строго следовать ей, не отвлекаясь на прочие варианты.
В каком порядке нужно учить буквы
На начальном этапе обучения важно не делать глобальной ошибки и не начинать объяснять малышу разницу между буквами и звуками, ведь таким образом он запутается и не будет знать, что и когда правильно использовать. Важно!Самых маленьких детей не надо учить привычным названиям букв «эм», «пе», им необходима их звуковая идентификация, соответственно, начинается обучение исключительно со звуков.
Важно!Самых маленьких детей не надо учить привычным названиям букв «эм», «пе», им необходима их звуковая идентификация, соответственно, начинается обучение исключительно со звуков.
Педагоги рекомендуют придерживаться следующей последовательности при изучении:
- твердые гласные, с выучиванием их звучания и возможности протягивать звуки: А, О, У, Э, Ы;
- согласные, твердые звонкие, их легче выговаривать: М, Л;
- глухие и шипящие: Ж, Ш, К, Д, Т;
- остальные буквы в произвольном порядке.
Очень важно соблюдать правило «одна буква – одно занятие» плюс повторение ранее пройденного материала, таким образом малыш не будет перегружен информацией и сможет эффективно ее усвоить
Правила произношения
Важно учить детей качественно и помогать им произносить звуки, слоги и слова правильно сразу. Не стоит допускать типичную ошибку, позволяя выговаривать так, как у них получается и надеяться, что в будущем они сами исправят свое произношение – чуда не произойдет
Прислушивайтесь к ребенку и помогайте ему, очень важно четко и верно произносить первые слоги слов, не глотая их. Также следует сразу приучать делать паузы между словами во время чтения, что в дальнейшем поможет им работать с предложениями
Сколько времени нужно, чтобы научить детей чтению по слогам?
Для того, чтобы успешно пройти путь от букв к слогам, потребуется совсем немного времени, но главное – это правильно организовать занятия и придерживаться четкой схемы образовательного процесса:
- изучение гласных;
- добавление одной согласной и формирование слогов с ней;
- использование слогов для построения коротких и понятных слов, лучше в игровой форме и на ассоциации с применением картинок, таблиц;
- повторение и закрепление пройденного материала.
Обратите внимание!Важна систематичность в подходе и работе с ребенком, достаточно проводить 3-4 занятия в неделю длительностью по 10-15 минут и за 1,5-2 месяца он освоит чтение по слогам без проблем.
12 правил обучения чтению
Вашему вниманию предложены несколько советов, которые помогут найти общий язык с малышом и познакомить его с чудесным миром литературы.
Правило 1. Не заставляйте
Не нужно насильно прививать ребенку любовь к чтению. Эта попытка заранее обречена на провал. Если хотите вырастить читающего человека, заинтересуйте его литературой. Раскладывайте по дому книги, читайте малышу вслух интересные истории. Также чадо должно регулярно видеть вас читающей какую-нибудь книгу. Детки хотят быть похожими на своих родителей, поэтому и ваше чадо тоже, скорее всего, поинтересуется, как вы читаете.
Правило 2. Никаких букв
Ребенку сложно объяснить, что «р» и «эр» — одно и то же, и что в слове рыба нужно произносить именно «р», а не «эр». Именно поэтому нельзя учить чадо сначала буквам, а потом звукам. Наоборот, сначала звуки (м, н, р, с), потом буквы (эм, эн, эр, эс).
Правило 3. Учите слоги, а не буквы
Слоги или даже целые слова гораздо лучше усвоятся ребенком, чем какие-то непонятные отдельные буквы. Показывайте чаду букву в целом слове. Можно также распечатать карточки со слогами и попытаться обучить малыша составлять слова и читать по слогам.
Правило 4. Повторяйте
Чем чаще вы будете закреплять с малышом пройденный материал, тем лучше информация отложится в детской головке. Но при этом помните, что детки не любят, когда их проверяют и тестируют. Любое повторение (как и обучение) преподносите в игровой форме.
Правило 5. От простого к сложному
Лучше сначала научить малыша произносить звуки. Потом можно как научить ребенка читать по слогам, так и комбинировать эти слоги в слова. Информацию представляйте постепенно и дозированно, чтобы у детки в голове не было каши из знаний.
Правило 6. Учите простые слова
- Начните с элементарных слов с повторяющимися буквами: ма-ма, па-па, ба-ба.
- Далее обучайте словам по форме «слог + буква»: ма-к, до-м, ко-т, ба-с.
- Учите предложения. Можно начать с банального: мама мыла Милу.
- Буквы ъ, ь, й оставьте напоследок.
Правило 7. Учитесь везде
Идете гулять? Отлично! Предложите чаду почитать вывески магазинов или слова на рекламном щите. При этом не ругайтесь, если кроха не сможет прочесть то или иное слово. Относитесь к ребенку терпимо и доброжелательно.
Правило 8. Играйте!
Придумывайте игры, в которых необходимо знание букв, слогов и звуков. Например, можно попросить малыша найти в тексте все слова на букву А (Б, В, Г…) и прочитать их. Или купите специальные магнитные кубики и из них составляйте слова.
Еще хорошее упражнение, которое поможет как правильно научить ребенка читать, так и развить его внимательность. Дайте малышу несколько кубиков (среди них должна быть одна гласная и несколько согласных). Попросите чадо выбрать гласную.
Правило 9. Заинтересуйте.
Покажите чаду, что чтение необходимо для нормальной жизни в обществе. Пишите ребенку записки, показывайте записи в блокнотах, письма от родственников, поздравительные открытки. Современного ребенка легко заинтересовать игрой и интерактивной формой обучения.
В этом случае обязательно заинтересует малыша 4-6 лет интерактивная игра, которая быстро обучает буквам, слогам, словам и чтению, но не с помощью бесконечных упражнений, а в ходе увлекательного путешествия по волшебной стране чтения, цель которого — спасти сад волшебных деревьев, победить злого волшебника и подняться на вершину чтения.
Правило 10. Чтение вслух
Как научить ребенка быстро читать? Есть старый метод – это чтение вслух на время. Например, засеките минуту и попросите малыша читать все это время. Посчитайте, сколько слов будет прочитано за минуту. Можно завести «Дневник Читателя» и заносить туда все успехи чада. Конечно, не обойдется без мотивации – за каждые 50 (100,200) прочитанных слов делайте ребенку маленький презент.
Правило 11. Чтение с закладкой
Развить у малыша навык быстрого чтения можно в домашних условиях с помощью простого упражнения – чтение с закладкой. Только закрывать закладной нужно не нижнюю строчку, а уже прочитанные слова. Это поможет избежать путаницы, ребенок не будет отвлекаться и сосредоточится на чтении нового слова.
Правило 12. Частые занятия
Регулярно хотя бы по пять минут уделяйте чтению с малышом
Важно не забрасывать обучение, даже если вам кажется, что ребенок уже выучился читать
Когда учить ребенка читать?
Когда начинать? Один ребенок уже в три года знает весь алфавит, а другой только к пяти годам начинает проявлять интерес к книгам. Дело не в возрасте, а в готовности ребенка к освоению грамоты. Основные показатели такой готовности:
ребенок говорит отдельными предложениями;
внятно произносит большинство звуков;
может последовательно рассказать, как он провел день в детском саду или в гостях у бабушки;
ориентируется в пространстве, знает понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
удерживает внимание, может заниматься одним делом (рисовать, лепить, собирать конструктор и др.) 10–15 минут.
Обучение ребенка чтению следует начинать не с букв, а со звуков. Именно звуки он слышит с рождения, а буквы — это средство записи звуков. Научившись различать звуки в произносимых словах, сливать звуки в слоги, делить слова на слоги, ребенок легко овладеет чтением.
Тексты для детей 6-7 лет
Если готовите тексты для чтения для детей 6-7 лет, то распечатывать можно целые абзацы. Для работы выбирайте отрывки из сказок, небольшие рассказы. С большими произведениями можно работать 2-3 урока. Не забывайте о небольших рассказах из азбуки или букваря.
- Прорабатывайте предложения по цепочке, старайтесь задействовать каждого ученика.
- После первого прочтения небольшого отрывка обсудите содержание. При обнаружении непониманий информации, прочитайте отрывок еще раз.
- Если читаем по слогам в индивидуальном порядке, разные тексты для чтения детям 7 лет нужно распечатывать на отдельных листах.
Тексты с хвостами:
Скачивайте очередной тренажер по чтению. Первая буква — М. Все задания такие же, как и для предыдущих букв. Сначала отработать чтение слога-слияния. Зтем перейти к чтению слов по слогам. И в конце несколько предложений для чтения.
Скачивайте очередной тренажер по чтению.
Первая буква — М.
Все задания такие же, как и для предыдущих букв.
Сначала отработать чтение слогов-слияний (ма-мо-му-мы-ми-ме-мэ-мя-мё-мю).
Зтем перейти к чтению слов по слогам. И в конце, как всегда, несколько предложений для чтения.
Учимся читать по слогам – этот этап в обучении детей чтению является одним из самых важных и непростых. Часто родители просто не знают, как научить ребёнка произносить две буквы слитно и надолго «застревают» на этом. Устав от бесконечного повторения «МЭ и А будет МА», ребёнок быстро теряет интерес, и обучение чтению превращается в мучение для всей семьи. В результате дети, уже с двух-трёх лет знающие буквы, даже к пяти годам не могут читать простые слова, не говоря уже о чтении предложений и книг.
Что же делать дальше, когда ребёнок запомнил буквы? Сразу оговоримся, что обучение дошкольника чтению слогов можно начинать и ДО того, как он освоил весь алфавит (более того, некоторые педагоги настаивают на том, что переходить к слогам нужно как можно быстрее, не дожидаясь изучения всех букв). Но те буквы, которые мы будем соединять в слоги, ребёнок должен называть без запинок.
Для того чтобы начать обучение чтению по слогам, ребёнку достаточно знать 3-4 гласных и несколько согласных. Возьмите в первую очередь те согласные, которые можно тянуть (С, З, Л, М, Н, В, Ф), это поможет научить ребёнка слитному произношению слога. А это принципиально важный момент.
Итак, рассмотрим несколько, на наш взгляд, самых эффективных методик, которые современные педагоги предлагают для обучения ребёнка складыванию букв в слоги.
Методика Зайцева – правильное чтение в раннем возрасте
Помимо описанного выше метода, можно воспользоваться методикой Зайцева, успешно функционирующей в течение 20 лет. Здесь используются статичные кубики. В этом дидактическом наборе присутствуют 20 групп. Кубики могут быть выполнены из дерева, железа, окрашены в золотой цвет. В легкой игровой форме дети обучаются различать гласные и согласные звуки. В наборе для раннего обучения находятся не только статичные кубики Зайцева, но и особые яркие таблицы, которые нужно размещать немного выше самого роста малыша.
В этой методике широко применяются «попевки», то есть родители не проговаривают слова, а поют.
Кубики Зайцева – эффективный способ обучения малышей
Более активному запоминанию способствуют специальные таблицы. Скорость усвоения материала зависит от текущего возраста ребенка, его способностей и мотивации. Нужно проводить занятия по этой методике систематично, дважды в неделю. продолжительность одного занятия – 15-30 минут.
Педагоги понимают, что эта методика далека от совершенства. Как и любое новшество, методика Зайцева, обладает своими выгодными достоинствами и недостатками. В качестве положительных сторон такого обучения они выделяют следующие качества:
- малыш в игровой форме осваивает распространенные буквенные сочетания, у него нет необходимости думать, как прочитать тот или иной склад;
- кубики Зайцева содержат правильные буквенные сочетания, что позволяет малышу в будущем освоить грамотное правописание;
- в системе обучения Зайцева отсутствуют какие-либо возрастные цензы;
- яркие кубики оказывают на развитие органов чувств и нужной мелкой моторики ребенка.
Методика Зайцева подходит для детей от 2-х лет
В качестве негативных моментов стоит выделить следующие качества:
- малыш, научившийся читать на основе данной методики, может часто проглатывать окончания, состав слова понять ему очень сложно, поскольку он все время изучал только склады;
- в первом классе у таких детей могут возникнуть трудности с фонематическим разбором слова, ведь в методике Зайцева звуки отмечены различными цветами;
- непоследовательность методики;
- дорогостоящие пособия и долгая подготовка к началу занятий.
Занятия по схеме Домана
Глен Доман занимался обучением детей с различными заболеваниями мозга, показывая им карточки, где красным большим шрифтом были написаны слова. Занятие по такой схеме длилось не более 15 секунд, и таких занятий было по 10-15 в день. В результате дети обучались чтению.
Сейчас эта методика широко распространена как для больных, так и для здоровых детей, но все же, именно вокруг нее больше всего споров.
Дидактическим материалом являются карточки, которые мама показывает ребенку. Если к ним добавить развивающие игры, творчество и больше фантазии, ребенку наверняка понравится такой метод.
Учим различать звуки в словах
Обучение чтению дошкольников начинается с того, что мы учим ребенка различать гласные и согласные звуки, согласные твердые и мягкие. Гласные не встречают на своем пути преград, они образуются только голосом, их можно пропеть, протянуть. Понаблюдайте, как ведут себя зубы и губы при произнесении звука. Если ставят преграду, это согласный.
Чтобы услышать ударный звук в слове, его нужно произнести с удивлением или вопросительно либо “позвать” этим словом: барабан! зонтик? кошка!
Особенность восприятия ребенка 4–5 лет в том, что ему все нужно потрогать, разобрать и сложить заново, чтобы понять. Этого же принципа следует придерживаться и при изучении звуков.
Разбирайте с ребенком слова на звуки буквально. Пусть гласными звуками будут красные, а согласными — синие кубики (без надписей). Стройте из них домики для слов. Произнесите слово “сок” сами, затем пусть произнесет его ребенок. Послушайте звуки, понаблюдайте, как ведут себя губы, зубы, в какой момент они смыкаются.
Произнесите первый звук — гласный он или согласный? Выложите первый кубик. Произнесите второй звук — гласный он или согласный? Выложите второй кубик и “прочтите” схему. Все ли звуки “выстроились”? Произнесите третий звук и достройте схему. “Прочтите” схему, проверьте, все ли звуки на месте? При составлении схемы слов, состоящих из двух слогов, обозначьте ударение. Дальше добавляем обозначение твердых и мягких звуков.
При изучении звуков учитывайте особенность русского языка: написание не всегда совпадает с произношением. Поэтому предлагайте сначала такие слова, в которых каждый звук стоит в сильной позиции, т.е. хорошо слышится при произнесении. Для гласных это позиция под ударением, гласный “у” всегда хорошо слышен. Подойдут односложные слова (в один слог) с непарным согласным на конце или двусложные (в два слога) с гласным “у” без ударения или с “ы” в конце слова. Например, односложные: сон, мел, лес, ель, мяч, стол; двусложные: лисы, музей, парус и др.
Освоив раскладывание таких слов на слоги, можно переходить к двусложным и трехсложным словам, написание которых совпадает с произношением, например: пила, нос, кот, жираф, кошка, бабушка, салют и др. В слове “нос” на конце слышим звук “с” и пишем букву “с”, в отличие от слова “дуб”, при произнесении которого слышим звук “п”, но пишем букву “б”.
Только позже можно предлагать слова, написание и произношение которых не совпадает: мороз, семья, дуб, вода, леса.
Играем в «Паровозики»
(игра из пособия Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать»).
Вместо скучной зубрёжки, предложите ребёнку «прокатиться на поезде». На рельсах, по которым поедут наши вагончики, написаны все согласные, а на самих вагончиках – гласные. Помещаем вагончик на рельсы так, чтобы в окошечко показалась согласная, и называем, какая станция у нас получилась (например, БА). Далее перемещаем вагончик вниз по рельсам – до следующей согласной и читаем появившийся слог.
Есть похожее пособие в карточках «Игра «Паровозик». Читаем слоги.» от Е. Сатаевой
Эта игра хороша тем, что ребёнку не нужно специально объяснять, как складывать слоги. Достаточно сказать: «Сейчас мы покатаем букву А, она будет нашим пассажиром, называй все станции, на которых мы будем делать остановку». Для начала «прокатитесь» сами – пусть ребёнок перемещает вагончик по рельсам, а вы громко и чётко называйте «станции»: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и т.д. Затем предложите ребёнку делать это с вами по очереди. В процессе игры, слушая вас, дети легко схватывают, как произнести два звука слитно. На третий раз ребёнок уже без особого труда «прокатится» сам.
Если ребёнок знает не все буквы – останавливайтесь только на тех «станциях», которые ему хорошо знакомы. Далее меняем вагончик. Теперь катаем буквы О, У, Ы. Если ребёнок легко справляется с заданием, усложняем задачу. Например, катаемся на скорость – засекая время, какой из вагончиков доберётся до конца пути первым. Или другой вариант: останавливаясь на станции, ребёнок должен назвать не только слог, но и слова, начинающиеся с этого слога (БО – бочка, бок, Боря; ВО – волк, воздух, восемь; ГО – город, гольфы, гости; ДО – дождь, дочка, доски и т.д.).
Для этого берём вагончики там, где гласные буквы написаны перед окошечком, и действуем аналогично. Теперь у нас буква на вагончике не пассажир, а машинист, она главная, она впереди. Прочитайте сначала получившиеся «станции» с закрытыми слогами сами: АБ, АВ, АГ, АД, АЖ, АЗ и т,д., затем предложите «прокатиться» ребёнку.
Помните, что и в этом, и в других упражнениях мы сначала тренируемся складывать слоги с гласными первого ряда (А, О, Э, У, Ы), а затем вводим гласные второго ряда (Я, Ё, Е, Ю, И) — так называемые, «йотированные» гласные, которые делают предшествующий им звук мягким.
Когда у ребёнка будет хорошо получаться чтение отдельных дорожек со слогами – чередуйте вагончики с пассажирами и машинистами, при этом не подсказывая – какой именно вагончик мы будем катать. Это поможет ребёнку научиться чётко видеть, где именно в слоге стоит гласный (с него начинается слог или им заканчивается). На первых порах обучения чтению по слогам у ребёнка с этим могут возникнуть сложности.
Развиваем оперативную память
Оперативная память отвечает за запоминание каких-то сведений, необходимых на время. Если ваш ребенок читает второе слово в предложении, а первое уже не помнит, значит, этот вид памяти необходимо у него развивать.
Для совершенствования оперативной памяти малышей используйте игры. К примеру, расставьте перед ребенком несколько игрушек. Пока он закроет глаза, поменяйте их местами или добавьте еще одну игрушку. Ребенок должен ответить, что изменилось, либо вспомнить и назвать все игрушки по порядку.
Младшим школьникам помогут зрительные диктанты И.Т. Федоренко. Они представляют собой тексты из 18 наборов по шесть предложений в каждом. Количество букв в предложениях возрастает от 8 до 46. Спустя 2 месяца применения данных диктантов, оперативная память ребенка развивается настолько, что он может легко запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая ранее прочитанное. Школьник быстро улавливает смысл текста, читает с интересом.
Работать с диктантами И.Т. Федоренко просто: показываем ребенку первое предложение на 5-7 секунд, школьник читает и записывает его по памяти. Далее тоже самое делаем со вторым и последующими предложениями. За 5-10 минут ребенок записывает 6 предложений.
Тексты зрительных диктантов И.Т. Федоренко можно найти во всемирной сети, и если учитель не использует их в практике, смело применяйте их сами.
Как определить готов ли ребенок к обучению чтению
Как узнать готов ли ребенок к обучению чтению? Это может сделать любой наблюдательный родитель, а также нужно учитывать психологические, физиологические и индивидуальные особенности каждого малыша.
Приведу примет из личной жизни. Обучение чтению моих двух дочерей проходило по совершенно разному сценарию и срокам. Старший ребенок начал интересоваться буквами уже в 1,5 года. Показываешь букву и она мигом ее запоминала и воспроизводила в других ситуациях ( показывала эту букву в книге, на упаковках продуктов на одежде и т.д). К двум годам знала все буквы, при этом не составляя сложных предложений. В три года ребенок уже читал слоги, а к четырем слова и короткие предложения. В пять лет это было уже сознательное беглое чтение. Усилий в обучении совершенно не было, это был интерес и желание самого ребенка. Это говорит об эмоциональной и психологической готовности к обучению.
С младшим ребенком все было иначе. Интереса к буквам и чтению не было до лет 4, а может и позже. Далее в игровых приемах по обучению чтению было обнаружено, что нарушен фонематический слух. Ребенок путал слова, схожие по звучанию (мишка — миска, том — дом и т.д.). Кроме это было нарушено произношение нескольких звуков. На этом примере показано, что ребенок в 4 года еще не был физиологически и психологически готов к обучению.
Критерии готовности к обучению чтению
Очень важным показателем готовности к обучению чтению является развитая связная речь ребенка. Он говорит полными предложениями, может составить рассказ, пересказать прочитанное вами, тогда начинайте смело заниматься.
Вторым важным показателем является правильная речь и развитие фонематического слуха (различение близких по звучанию слов дом — ком). А правильно ли развивается речь вашего малыша Вы сможете узнать по выделенной ссылке
Если ребенок говорит мало или неправильно произносит звуки обратитесь за помощью к учителю-дефектологу (логопеду), если вы его уже посещаете, то следуйте и выполняйте все его инструкции.
Малыш вполне способен сконцентрировать свое внимание на 10-15 минут, в противном случае даже начинать учить чтению не стоит.
Ваш ребенок постоянно просит почитать или часами рассматривает книги, любит слушать сказки и задает вопросы по их содержанию.
Различает где право — лево, вверху — внизу. Если этого ребенок не умеет, научите его
Это поможет ему ориентироваться на странице или тексте: с какой стороны начинать читать, где верх и низ.
Можно ли научить читать по слогам в 3-4 года и надо ли это делать
Возраст ребенка и его желание учиться являются главными факторами принятия решения о начале дошкольного образования. В зависимости от характера и индивидуальных особенностей малыша, вполне допустимо начинать такой процесс в возрасте 3-4 лет.
Плюсы и минусы раннего обучения
Несомненно, каждая семья самостоятельно принимает решение о том, как и когда начинать образование своего чада, но все же есть общие понятия пользы и вреда раннего обучения.
Из положительных факторов можно отметить такие:
- обучение чтению в игровой форме помогает формировать разносторонне развитую личность малыша с одновременным приобретением полезного навыка;
- в процессе общения с мамой, папой во время занятий укрепляется психологическая связь и выстраивается авторитет взрослого как знающего и умеющего научить;
- во время занятий у малыша расширяется кругозор и он узнает новые слова, понятия;
- обучение способствует развитию памяти, внимания, мышления, что поможет в школьные годы;
- при условии, что малыш учится с интересом и радостью, такие занятия вырабатывают любовь к учебному процессу и улучшают его настроение, что в целом хорошо.
При неправильном и неумело организованном образовательном процессе ребенка дома возникает ряд негативных сторон такого раннего обучения:
- нерациональное использование времени и методов вызывает негативное восприятие обучения у малышей, которое остается с ними и в школьные годы;
- отсутствие результатов и огорчение из-за неправильно подобранной методики;
- «прыжки» от одного материала к другому, которые не дают детям увидеть систему и понять основы чтения;
- длительные и монотонные занятия, которые становятся неэффективными и вызывают протест.
В целом положительное или отрицательное воздействие раннего обучения напрямую зависит от компетентности и терпения взрослых, которые решили заняться образованием своего чада самостоятельно.
Лучшие методики для домашнего обучения
Для того, чтобы научить малыша читать в возрасте 3 года, можно применять разные способы и методы, самыми лучшими признаны:
кубики Зайцева, которые дают хорошие результаты и позволяют проводить занятия в форме игры, что важно в таком возрасте;
буквенные домики С. Полякова, систематическое использование и поэтапность метода дает высокие результаты;
система Монтессори позволяет обучаться с интересными заданиями и не дает заскучать;
методика Ольги Соболевой построена на ассоциативном запоминании, рассчитана на детей с разным типом восприятия информации, что является несомненным плюсом.. Для ребенка, которому уже исполнилось 4 года, все эти методики также применимы, кроме этого хорошо подойдет метод Домана с применением различных карточек, которые можно купить или изготовить самостоятельно
Для ребенка, которому уже исполнилось 4 года, все эти методики также применимы, кроме этого хорошо подойдет метод Домана с применением различных карточек, которые можно купить или изготовить самостоятельно.