Здоровье

Повышаем у ребенка самооценку

Обязательные правила для родителей

Позвольте ребенку высказывать собственное мнение. Не навязывайте свои желания, ведь у маленького человека есть своя точка зрения, к которой вы обязаны прислушиваться.

Нельзя сравнивать собственного ребенка с другими детьми. Дайте понять, что ваше чадо не лучше, и не хуже Оли, Киры или Ярослава. Он – особенный, неповторимый, уникальный, поэтому любые сравнения неуместны.

Чем больше вы будете отдавать сыну или дочери любви, тем легче им будет справляться с любыми жизненными трудностями. Некоторые родители боятся, что из-за переизбытка ласки и заботы они могут вырастить эгоиста. Это не так, перелюбить ребенка невозможно!

Давайте детям больше поручений и обязательно хвалите, если они их выполнили

Ребенку важно чувствовать свою значимость и нужность. Только не переусердствуйте в благодарностях – дети очень тонко чувствуют лесть и заискиванье со стороны взрослых.
Часто ребенок может потерять уверенность в своих силах из-за каких-то внешних раздражителей

Например, его начали травить в школе одноклассники. Родители безоговорочно должны встать на сторону своего сына/дочери, выслушать их мнение, а затем разобраться в причинах. Если понадобится, переведите ребенка в другую школу, чтобы создать благоприятные условия для учебы и становления личности.

Нельзя говорить в третьем лице о малыше, если он присутствует рядом. Хвалите или обсуждайте его поведение, только обращаясь к нему лично.

Проговаривайте с маленьким человеком, какие он испытывает эмоции в данный момент, научите справляться с ними.

Если сын/дочь не хочет надевать одежду, которую вы ему приготовили, не настаивайте. Предложите ребенку самому сделать выбор. Будьте готовы к тому, что он пойдет в детский сад в домашней кофте или резиновых сапогах. Зато он сам принял собственное решение, и это большой плюс для поднятия его самооценки.

Поддерживайте ребенка во всем, а особенно в моменты неудач и разочарования. Вы всегда должны быть рядом, чтобы похвалить или успокоить.

Критикуют не саму личность маленького человека, а его поступки. Разберите вместе, что ребенок делает не так или почему ведет себя плохо. Не повышайте голос, а спокойно объясните, как следует вести себя в этой ситуации.

Ставьте перед сыном/дочерью только выполнимые задачи. Некоторые родители пытаются самоутвердиться за счет своих детей. Например, папа мечтал научиться играть на фортепиано, но так и не сделал этого. И вот он ведет сына в музыкальную школу, нанимает ему педагогов, хотя мальчик не хочет учиться музыке, а страстно желает стать футболистом. Не навязывайте ребенку свои желания, учитывайте его интересы и увлечения. Ведь это его жизнь, и он должен прожить ее сам.

Завышенная самооценка у ребенка

Самооценка детей начинает вырабатываться с раннего детства. На ее формирование воздействуют, прежде всего, родители, воспитатели и окружающие дети. В дошкольном возрасте уже можно понять, какая самооценка у малыша, исходя из его действий и поступков.

Самооценка считается компонентом самосознания и включает в себя, одновременно с представлением о себе, оценку индивидом собственных физических качеств, способностей, морально-нравственных качеств и действий.

Завышенная самооценка является неадекватно завышенным оцениванием себя малышом

Такие дети стремятся всегда и во всем быть первыми, требуют, чтобы все внимание взрослых принадлежало им, они считают себя намного лучше других, зачастую это мнение может быть ничем не подкреплено

Завышенную самооценку может вызвать низкое оценивание его поступков ровесниками, а заниженную самооценку – слабая психологическая устойчивость.

На завышение самооценки могут влиять не только близкие люди и окружающий социум, но и характер ребенка, свойства его личности.

Дети, имеющие завышенную самооценку, характеризуются сравнительной ограниченностью в овладении видами деятельности и высокую направленность на коммуникационное взаимодействие, причем, часто, оно бывает малосодержательным.

Если ребенок чрезмерно агрессивен, то это свидетельствует о крайней самооценке. Это означает, что она может быть либо совсем низкой, либо чересчур завышенной.

Приблизительно с 8-летнего возраста малыши начинают оценивать свою успешность в различных сферах самостоятельно. Наиболее значимыми факторами для них являются школьная успешность, внешний вид, физические способности, социальное принятие и поведение. Наряду с этим школьная успешность и поведение является наиболее важным для родителей, а другие три фактора – для сверстников.

Поддержка родителей и принятие малыша, его стремлений и увлечений в наибольшей степени воздействуют на формирование адекватного уровня общей самооценки, а школьная успешность и ряд других факторов, значимы только лишь для самооценивания способностей.

Повышаем самооценку школьнику (6–10 лет)

У школьника впервые возникают два важных мотива: «быть как все» и «отличаться чем–то от всех, быть лучше». Первый нужен, когда действуют общие правила. Второй возникает в условиях соревнования и обращается к самолюбию. Если ребенок достигает успеха в соревновании, то его самооценка повышается.

  • Помогите развить его личный особый навык: художественный или технический.
  • Примите участие в эстафете, олимпиаде, пообещайте награду за успех в контрольной по математике. Не забудьте похвалить за минимальное продвижение и мотивировать на следующий шаг.
  • Вселить уверенность в десятилетку очень просто: объясните, что гордитесь им, его умениями, его лучшими качествами. Что любите его не за что–то, а потому, что он есть, вы цените его как личность и готовы помогать.

Дети очень отзывчивы на искренность взрослых, на поучительный доброжелательный тон.

Они с удовольствием идут на контакт, даже после серьезных конфликтов. Впрочем, конфликтов лучше избегать.

Сравнивать ребенка только с ним самим (с его предыдущими результатами)

У детей самопредставление и самооценка еще не сформированы, поэтому самое важное правило: не сравнивайте намеренно своих детей с другими, только с самим собой! Раньше писал диктант на два, а сейчас на три — молодец, умница, успех! Потому что вырос над собой, а не дорос до Пети, Кати или Тани. У детей необходимо сформировать установку: тянуться надо не до других, а до лучшей версии себя

Читать так же:  Почему грудничок и ребенок старше года мало и редко писает: причины проблемного мочеиспускания и методы лечения

Возможно, «лучшая версия» ребенка может написать диктант на четыре с минусом, и никогда — на пять. Тогда приводить в пример отличников станет губительно.

Рыба не станет птицей, как её не мотивируй это сделать. Из посеянной морковки не вырастет репка. Но можно так сильно ухаживать и следить за морковкой, что из нее вырастет морковь — чемпион сельскохозяйственной выставки, лучшая морковь! Так вот, каждый ребенок — неповторимый плод любви (овощ ли, фрукт ли), и задача родителей сделать его лучшим в своём уникальном роде, а не сделать его другим, таким как кто-то.

Отсутствие сравнения в раннем и школьном детстве способствует возникновению у ребенка адекватной самооценки. Заниженная, как и завышенная самооценка, адекватными не являются. Да, мы все разные, и кто-то лучше другого в чем-то, но это не значит, что этот кто-то лучше тебя как личность.

Если мы говорим о повышении самооценки у детей, значит подразумеваем, что она занижена (то есть неадекватна), и ее необходимо вернуть на прежний, адекватный уровень. В большинстве случаев заниженная самооценка у ребенка — следствие частого сравнения, приведения в пример других детей. Ребенок в этом слышит не «тянись к Пете, я знаю ты можешь» (что, я надеюсь, подразумевают родители), а «Петя вон хороший, а ты — ну так себе», «как Петиным родителям повезло, что он у них родился, а я… ну что ж… это мой крест и нести его мне». Подобные умозаключения еще никогда и никого не подстегивали становиться лучше. И вообще, идея «стать лучше, чтоб любили и не бросили», деструктивна и дисфункциональна сама по себе.

Как влиять на правильную самооценку ребёнка

Формирование нормальной самооценки у детей сопровождается развитием самостоятельности и обоснованной уверенности в себе. Чаще всего психологи обсуждают коррекцию детской самооценки в контексте её повышения. Для этого они советуют следовать следующим рекомендациям:

Базовым правилом является проявление безусловной любви. Ребёнок должен видеть: его любят за то, что он есть. У него не должно быть цели заслуживать родительскую любовь. Отсутствие привязанности, согласно теории английского психиатра и психоаналитика Джоуна Боулби, снижает самооценку и повышает ощущение тревожности у детей.

Находить время для позитивного совместного времяпрепровождения. Классик детской психологии Майя Лисина утверждает, что самооценка неразрывно связана с атмосферой постоянного доброжелательного общения с близкими.
Адекватность поощрений и наказаний:ругать нужно именно за плохое поведение и за проступки с посылом «твоё поведение неправильное, этот поступок плохой», без перехода на личности. Оцениваем не ребёнка, а его действия, с подробным объяснением;

похвалу высказываем по существу и без лишних дифирамбов.

Следует избегать пренебрежительного отношения к миру малыша. Это касается:его увлечений. Например, если чадо рассматривает червячков в луже, не нужно пресекать его интерес словами «фу, что за гадость» или «хватит копаться в грязи». Этим можно погасить зарождающийся интерес, который, например, мог бы способствовать развитию таланта учёного;
мечтаний и фантазий. Воображение развивает мозг. А умение мечтать предшествует целеполаганию в более осознанном возрасте. Помогите малышу развить полёт его мыслей, проявите интерес, помечтайте вместе с ним;
проблем и негативных переживаний. Как часто вы говорите «да это вообще ерунда», «из-за этого не надо плакать», «нашёл из-за чего расстраиваться, подумаешь»? Взрослые говорят так из благих побуждений успокоить

Но это лишь подавляет эмоции и формирует у ребятёнка понимание того, что его личные проблемы для вас не представляют важности. Надо ли говорить, что такое понимание он переносит и всю свою особу? А эмоции нужно реализовать

И плохие и хорошие. Лучше уточнить причины «трагедии», высказать своё согласие с тем, что это действительно неприятность, предложить найти решение или отвлечь на что-то радостное.

Предоставлять детям право выбора и возможность принимать решение с раннего возраста. Масару Ибука, талантливый бизнесмен и основатель компании Sony уверен, что именно до трёх лет формируется тяга к самостоятельному познанию мира и освоению новых навыков, а это прямо влияет на склонность к успешности и гениальности в будущем. Ваша задача — рассказать про различные виды увлечений, профессий и дать по возможности шанс ребёнку попробовать интересующее его занятие.
Важно создавать для крохи «зону успеха», то есть погружать в среду, где он сможет добиться хороших результатов. Хорошо, если оценка его успехов высказывается посторонними людьми (воспитателями, соседями, другими родителями или детьми).
Закалять характер, учить контролировать свои эмоции. Для этого идеально подходят занятия спортом, особенно с индивидуальными выступлениями. Ощущения ответственности за личный результат обязывают к непростым испытаниям, многократному повторению упражнений, дисциплине. Важно выбрать занятия, которые привлекают именно ребёнка, а не вас. Известный психолог Юлия Гиппенрейтер советует избегать кружков, которые ребёнок посещает «из-под палки», поскольку это, наоборот, способствует снижению ощущения собственной ценности.

Не создавать «тепличные» условия, позволять ребёнку преодолевать трудности и пожинать плоды своих «успехов». Избегайте излишней опеки, если это не касается безопасности. Пусть они совершают ошибки и учатся на них. Любые запреты и ограничения вредны тем, что, во-первых, имеют обратный эффект, то есть побуждают к нарушению родительских табу, а во-вторых, лишают дитя навыков самостоятельности.

Развитие самооценки проходит 4 этапа

Психологи выделяют 4 основных этапа развития детской самооценки. Каждый этап имеет большое значение и ошибки допускать нельзя ни в одном из них. Характер человека формируется с первых минут появления на свет.

1 этап – от рождения до 18 месяцев

Трепетный этап, выстроенный на внутренних ощущениях и тактильном контакте. У новорожденного формируется доверие к окружающему миру через заботу и опеку родителей. Появляется первая в жизни привязанность и малыш уже отдает предпочтения в общении. Все это строится на бессознательных инстинктах, но все же вы замечали, что к одним малыш охотно идет на ручки, а при виде кого-то может расплакаться.

Сила маминых объятий невероятна и способна на многое. Адекватная самооценка формируется в том случае, если родители позитивно оценивают малыша. Естественно, новорожденный не поймет, если вы ему это скажете напрямую, он различает только эмоциональную оценку: добрый взгляд, объятия, мягкие прикосновения, добрый и спокойный тембр голоса.

Читать так же:  Симптомы холецистита у детей, лечение хронической и острой формы заболевания

2 этап – от 1,5 до 3-4 лет

В этом возрасте малыш становится невероятно любознательным и активным. Ему интересно абсолютно все, и от того, как на его интерес реагируют родители, зависит формирование самооценки. Не стоит все критиковать, дайте шанс почувствовать себя самостоятельным. Конечно, вы можете контролировать ситуацию, но делайте это деликатно. Сейчас все в руках родителей: автономным или зависимым человеком вырастет ваш ребенок – зависит только от вас. Малыш уже в состоянии понимать, что ответственность за совершенные поступки лежит на нем, а не только на родителях. Только ни в коем случае не давайте оценку личности в случае неудачной попытки. Возможно, стоит попытаться снова или просто этот поступок плохой и его не следует повторять.

3 этап – от 4 до 6 лет

В младшем дошкольном возрасте дети начинают пристальнее присматриваться к себе и к своему месту в обществе. Например, думают о том, сколько друзей в детском саду и почему кто-либо не хочет дружить. Малыш ищет причины происходящего в себе. Допустим, старший брат сегодня не в духе и поругал младшего. Малыш не понимает, что он сделал не так, но все же ищет причины в себе

В такие моменты важно, чтобы объяснение этому поступку дали взрослые, что у брата всего лишь плохое настроение, но он с любовью относится к младшему и любит его. Подумайте о том, не слишком ли много ограничений вы установили, и есть ли у детей возможность проявлять инициативу

Если у малыша постоянно формируется чувство вины за действия других людей – это ненормально, обратите на процесс самореализации ребенка пристальное внимание.

4 этап – школьные годы от 6 до 14 лет

Завершающий 4 этап – самый долгий, интересный и опасный в процессе формирования детской самооценки. В этом возрасте закладывается любовь к труду и идет нацеленность на результат. Неприятие малыша в обществе сверстников формирует в нем замкнутость и отторжение. Может случиться так, что ребенок потеряет интерес к делу, которым интересовался совсем недавно. Эта апатия – следствия неприятия подростка в коллективе. Он теряет веру в то, что способен наравне с другими выполнять задачи и добиваться успеха. Иногда случается так, что самые талантливые и одаренные дети могут замкнуться в себе и разувериться в собственных силах из-за трудных отношений в коллективе.

Развитие самооценки дошкольника

Начинается развитие самооценки в дошкольном возрасте. Именно тогда ребенок начинает оценивать себя и сверстников. И, как правило, до 6 лет уровень его самооценки зашкаливает. Ему кажется, что он все делает лучше, он умнее, красивее, быстрее, выше и сильнее. С одной стороны это очень хорошо и помогает ребенку осваивать новые виды деятельности, не опасаясь осуждения

Но на этом этапе родителям важно сохранять адекватность, и не преувеличивать способности своего ребенка. И уж тем более не поддерживать его размышления на тему того, что Вася действительно плохой мальчик, а ты у нас самый лучший.
Первые 2 принципа развития самооценки будут сейчас очень актуальны

Не сравниваем ребенка с собой, другими детьми и рассказываем о чувствах. Подсказываем, что твои слова могут обидеть Васю и это нехорошо. Поощряйте инициативу ребенка во всех начинаниях, но не забудьте сказать, что и другие дети могут достигать хороших результатов. Помните, что развитие самооценки дошкольника находится полностью в ваших руках. Уважайте вашего ребенка, бережно относитесь к его личности и у вас обязательно получится сформировать его адекватную самооценку.

Как повысить уверенность в себе

Скажу тебе сразу и прямо: сомневаться в чем-то или быть застенчивым — это не значит быть плохим или непривлекательным. Просто это твоя особенность, одна из черт твоего характера.

Многие люди признаются, что бывают стеснительными и неуверенными. Например, им страшно выступать перед большой аудиторией (совсем как тебе — на детском празднике или у доски перед классом). Им трудно начать разговор или попросить окружающих о чем-то. В присутствии других людей они смущаются и чувствуют себя неуютно. И хочется, как ежику, свернуться в комочек, оставив снаружи одни иголки. А то вдруг обидят? Вдруг скажут что-то недоброе? Или посмеются?

Когда мы стесняемся, нам кажется, что другие люди могут подумать о нас что-то нехорошее — например, что мы ленивые, глупые или неспособные. Мы можем им не понравиться.

Но открою тебе большую тайну: иногда люди о нас вообще ничего не думают. Вообще ничего! Самое главное — не то, что думают о нас другие. Самое главное — что думаем о себе мы сами!

Если ты считаешь себя умным, добрым, способным ребенком, значит, так оно и есть. Если ты считаешь, что нельзя обижать других, говорить им, какие они «неправильные», и высмеивать их недостатки — это очень верно.

Многие люди — даже взрослые — часто спрашивают, как стать сильными и успешными. Есть ли здесь какой-то секрет? Конечно, есть. Весь секрет в том, чтобы верить в себя!

Верить в свои способности, никогда ни с кем себя не сравнивать и думать о себе хорошо. Здесь тебе очень помогут твои родители, твои близкие — если они будут искренне верить в тебя и поддерживать, видеть все замечательное, что в тебе есть, отмечать все успехи, пусть даже самые маленькие, ты вырастешь уверенным в себе и свободным человеком.

Твои человеческие качества, реальные достижения, умения — посмотри, как их много. На них и нужно опираться. В них твоя сила. Почаще занимайся тем, что тебе нравится и что хорошо получается. Именно любимое дело помогает нам ощутить, что мы талантливы и успешны.

Конечно, здорово, если близкие будут радоваться за тебя и хвалить, но главное даже не это. Главное — научиться хвалить себя самому! Удивительно и непривычно? Да! Но очень и очень нужно! Получилось у тебя что-то — картинку нарисовать, пример правильно решить или страхи свои побороть — тут же себя похвали. Скажи себе: я молодец! Из таких очень важных ежедневных побед и рождается уверенность в себе.

Если у тебя что-то не получается или ты делаешь ошибку, не ругай себя. В ошибках нет ничего страшного, все их совершают! Ни в коем случае не называй себя балдой или тупицей. Это же неправда. Никого нельзя обзывать обидными словами — и себя тоже!

Девиз уверенного в себе человека при неудачах звучит так:

Ошибся? Исправлю! Не получилось? Это не делает меня плохим или неспособным, буду стараться дальше!

И еще один важный девиз. Повторяй его всегда, даже когда кажется, что ничего никогда не получится:

Читать так же:  Лечение аллергии у детей народными средствами: отваром лаврового листа, крапивой и другими травами

Я смогу! Я справлюсь!

Многие ребята говорили мне, что эти слова — действительно волшебные. Они дают много-много сил и помогают завершить даже самые сложные дела. А если что-то упорно не получается, ты всегда можешь попросить своих близких о поддержке, помнишь?

Похвала и поощрение: за что?

Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его

Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: «Ты это сможешь!». «Ты это почти умеешь!», «Ты обязательно справишься!», «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!» и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: «Ничего из тебя никогда не выйдет!», «Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)» — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

Приемы для повышения самооценки ребенка:

  1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
  2. Попросите о помощи как у равного или старшего.
  3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным… от ребенка!

Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты. И особенно с подростком, в отношениях «мать-сын» — если хотите воспитать настоящего мужчину.

Простые способы повысить самооценку ребенка

Ребёнок формирует мнение о себе и свою самооценку, полагаясь на то, что говорят о нём мама и папа.

Важно, чтобы он слышал в свой адрес не только замечания и критику, но и другие, позитивные слова

Примеры позитивных посланий ребенку:

1. Говорите ему прилагательные, описывающие сильные стороны его характера:

«Мне нравится, что ты такой (далее выбираете, что подходит по ситуации): любознательный, добрый, умный, ласковый, упорный, старательный, заботливый, смелый и т.д.»;

2. Периодически говорите ребёнку просто так, без всяких причин слова, выражающие безусловное принятие:

«Я люблю тебя», «Я счастлива, что ты у меня есть», «Ты замечательный, «Мы тебя так долго ждали», «Я тебя понимаю», «Я так рада тебя видеть» и т.д.;

3. Говорите ему слова благодарности:

«Я благодарю тебя за…», «Спасибо тебе за…»;

4. Хвалите, называя конкретные действия ребёнка:

«Приятно, что ты убрал за собой», «Молодец, что сам без напоминаний собрал портфель», «Вижу, что ты самостоятельно оделась, молодец».

Казалось бы – такие простые простые вещи, правда?

Но многие взрослые забывают об этом ((

Как скорректировать?

Если вы заметили, что ваш ребенок обладает неадекватной самооценкой, то вы должны ему помочь. Так, для того чтобы повысить уверенность, поднять, укрепить или исправить самооценку малыша, необходимо следовать определенным рекомендациям психологов. Только так вы сможете воспитать взрослого человека с положительным чувством собственного достоинства.

  • Не используйте «ярлыки». В ходе ссоры или конфликта родители склонны присваивать своему малышу разные ярлыки (например, «лентяй» или «неумеха»). Это делать строго запрещено. Если ребенок на регулярной основе слышит подобные выражения в свой адрес, то он автоматически воспринимает их как правдивые, а нежелательное поведение продолжает закрепляться.
  • Не ругайте за неудачи в учебе. Двойка за неправильно выполненное упражнение по русскому языку или пример по математике – это не повод разрушить самооценку вашего ребенка. Многим детям с трудом дается процесс обучения, а ваши скандалы и крики могут только еще больше усилить негатив. В таких ситуациях вы должны поддерживать и мотивировать свое чадо.
  • Давайте возможность высказать свое мнение. Ребенок имеет право на свое мнение как в повседневной жизни, так и в ходе ссор. Не старайтесь оказывать на малыша давление. Кроме того, всегда выслушивайте оправдания и точку зрения своего малыша.
  • Постоянно разговаривайте с ребенком. На регулярной основе узнавайте о том, что думает и чувствует ребенок, что происходит в его жизни. Ни в коем случае не избегайте сложных и деликатных тем. Честно и искренне отвечайте на вопросы своего чада.
  • Хвалите малыша. Очень часто родители, которые боятся развить в ребенке завышенную оценку, избегают слов похвалы и поддержки. Такой подход может привести к развитию противоположного явления – чересчур низкой самооценки.
  • Используйте слова-установки. Ежедневно в вашем доме должны произноситься фразы, которые дают понять малышу, что дома он любим и желанен, он всегда в безопасности, его выслушают и поддержат. К таким фразам можно отнести: «мы понимаем тебя», «мы всегда защитим тебя», «мы доверяем тебе» и т. д.
  • Давайте ребенку задания. Для того чтобы малыш испытывал чувство выполненного долга, чувство завершенности, доверяйте ему выполнение небольших задач по дому. Например, сделайте его ответственным за уборку в своей комнате или за кормление кота. Контролируйте выполнение задач максимально незаметно, тогда ребенок будет чувствовать себя самостоятельной и самодостаточной личностью.
  • Учите, что неудача – это часть жизни. Не следует игнорировать проигрыши и промахи малыша. Объясните ему, что каждая неудача – это новый опыт, а также возможность вынести ценный урок.
  • Создайте гармоничную обстановку дома. Не секрет, что дети, выросшие в семье, где постоянно скандалят, ругаются и не уважают интересы друг друга, склонны обладать неадекватной самооценкой. Поэтому в своем доме вы должны создать максимально благоприятную и гармоничную обстановку, где ребенок будет чувствовать себя хорошо.
  • Развивайте таланты малыша. Если вы заметили, что ваш ребенок все свободное время рисует – отдайте его в художественную школу. Если малыш выказывает желание петь или танцевать – отведите его в соответствующий кружок. Старайтесь всесторонне развивать личность вашего чада, делайте акцент на его сильных сторонах и умениях.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button