Как сказать ребенку «нет» – 5 основных правил
Содержание статьи
- Давайте разберем, зачем же вообще нужны правила
- Давайте ребёнку встречаться с последствиями его действий
- Пояснение для понимания
- Зачем нужны запреты
- Как предотвратить плохое поведение?
- Основные правила формирования нравственного поведения у детей
- В воспитании детей важна последовательность
- Никаких приказов
- Не ругайтесь при ребенке
- Правильно формулируйте просьбы
- Объясняйте причину похвалы и наказания
- Добивайтесь понимания с первого объяснения
- Установите ориентир действий
- Объясняйте правила по мере их сложности усвоения
- Правила в чрезвычайных ситуациях
- Слово «НЕТ» нужно произносить РЕДКО
- Общие правила
- Как правильно сказать «нет» ребенку
- Позиция всех членов вашей семьи относительно каждого «нет» для ребёнка должна быть одинаковой
- Когда придет время сказать об усыновлении?
- Приучение малыша к самостоятельности
- Распространенные ошибки
Давайте разберем, зачем же вообще нужны правила
Для некоторых людей правила, это всего лишь формальности, но смысл стоит искать намного глубже. Правило – это требование, которое выдвигается для определенных групп людей или для всего общества, за соблюдение которого следует какое-либо поощрение, и за несоблюдение наоборот наказание.
Объяснив ребенку еще в детстве значение этого слова, вы даете ему понять, что от его поведения многое зависит. И если подготовить психологическую почку правильно, то ребенок вырастет готовым соблюдать все правила, а значит и жить в обществе ему будет намного комфортнее. Он будет дисциплинированным, и влиться в любой коллектив, для него тоже не проблема.
Когда ты владеешь информацией, ты владеешь и ситуацией. Так вот правила этикета – это основа, которая закладывается родителями, еще в детстве ребенка.
Давайте ребёнку встречаться с последствиями его действий
Прекрасный метод объяснения ребёнку, почему ему «нельзя» делать то, что вы запрещаете – метод естественных последствий. Суть его заключается в том, что у каждого действия есть определённое последствие. Почему, собственно, взрослый человек стремится поддерживать порядок в своём доме. Потому что убираться придется тоже ему (в большинстве случаев). И тратить на это время и силы.
Так же и с ребёнком. Если после того, как он разлил воду, вы предложите ему тряпку, покажите, как вытирать воду и проследите за тем, чтобы он её действительно вытирал, то при следующей попытке намеренно разлить воду, ваш малыш может уже и задуматься, а хочется ли ему вместо игр заниматься уборкой. Часто после такого опыта ребёнку уже достаточно простого предупреждения: «Ты можешь вылить воду на пол, но тебе же придется её вытирать».
Этот метод является прекрасной альтернативой наказанию ребёнка. Сама по себе необходимость встречаться с последствиями своих действий – уже само по себе наказание, а вернее опыт, почему так лучше не делать.
Главное, не превращайте логическое последствие в наказание, т.е. не кричите, заставляя ребёнка убирать за собой, говорите доброжелательным тоном, СО-чувствуйте малышу, устраняющего последствия своих проделок, помогите ему. Но не делайте это за него.
Пояснение для понимания
Правил должно быть немного, но они должны быть четко сформулированы и понятны малышу. Нельзя в один день вываливать на ребенка кучу запретов и ограничений. Постепенно вводите новые понятия. Первые правила можно облачать в формы стихов и песенок, например, «Когда я ем, я глух и нем». Такие прибаутки в отличие от строгих запретов не вызывают у ребенка чувство протеста и желания сделать наоборот. Но, повторяясь из раза в раз, они откладываются в сознании ребенка как неопровержимые истины. Нельзя, устанавливая правила, постоянно унижать малыша. Фразы «Немедленно!», «Ты слышал, что я сказала?», «Быстро иди сюда!» вызывают у ребенка протест и желание пойти на конфликт. Правила должны произносится твердо, но не в грубой форме. Даже если кроха поступает плохо, родители должны его уважать. Только на взаимном уважении можно прийти к компромиссу.
Устанавливая правила, обязательно поясняйте их. Часто, отвечая на вопрос маленького ребенка, мы отделываемся фразами «Так не положено», «Надо делать так» и т.п. Ребенок должен знать, почему нельзя и что будет, если он вдруг нарушит родительский запрет. Если кроха, не обращая внимания на ваши запреты, лезет к горящей конфорке или пытается потрогать включенный утюг, не надо бить его по рукам. Лучше позвольте ему один раз дотронуться до «опасного» предмета, естественно, под вашим присмотром. Личный опыт (особенно неприятный) часто оказывается куда более действенным, чем бесконечные родительские окрики и оплеухи. К тому же велика вероятность, что ребенок решит нарушить ваш запрет, когда никто не видит, и тогда это может окончиться весьма печально. Не понимая, что будет, если он нарушит правила, ребенок не сможет их осознанно соблюдать. Старайтесь употреблять слово «нельзя» как можно реже, только в тех случаях, когда запрет касается безопасности малыша. Чем реже звучит слово «нельзя», тем оно действеннее.
И самое главное — устанавливая ребенку правила, будьте однозначны. От установленных запретов нельзя отступать. Часто можно наблюдать ситуацию, когда мама или папа, пребывая в хорошем расположении духа, разрешают ребенку все на свете, а на следующий день за те же самые поступки бьют по рукам или ставят в угол. Как, скажите, ребенку тогда разобраться, что можно делать, а что нельзя? Это касается и других членов семьи: если мама разрешает одно, папа — другое, а бабушка — третье, то ребенку будет трудно разобраться, кого же, собственно говоря, слушать и чьи правила соблюдать.
Зачем нужны запреты
Ребенку на самом деле непросто мириться с ограничениями. А еще ему трудно контролировать свои эмоции. Но в жизни детям предстоит сталкиваться с ситуациями, когда не все будет так, как им хочется. Для любого ребенка будет лучше, если он научится переживать этот опыт в контакте с близким взрослым. Тогда он встретит сопереживание, поддержку и помощь в распознавании собственных эмоций. Так что не стоит бояться говорить ребенку «нет». Запомните: запреты ему жизненно необходимы. Родительское «нет» помогает устанавливать границы, которые нужны для нормального развития психики малыша. Оно выступает как опора, как стена, которая дает детям чувство безопасности. Ведь без границ ребенку становится тревожно, мир в его представлении перестает быть безопасным. Безусловно, на введение запретов малыш может реагировать негативно. Так он проверяет ваши границы и пытается их расшатать. Однако, если вы будете спокойны, последовательны, выступите с супругом единым фронтом, ребенок примет новые правила.
Как предотвратить плохое поведение?
Анализируя поведение ребенка, попытайтесь понять, какие ситуации вызывают «срыв», и пробуйте их предупреждать.
Ребенок начинает плохо себя вести от скуки — вовремя предложите смену занятия.
Ребенок капризничает, когда вы разговариваете по телефону, — поставьте рядом коробку с игрушками.
Требуется ваше внимание во время игры — разговаривайте с ребенком, задавайте заинтересованные вопросы. Возникают трудности во время совместного похода по магазинам — рассказывайте, что вы покупаете, для чего, что еще нужно купить
Составьте для ребенка «рисуночный» список покупок, предложите малышу вместе с вами отыскать в магазине нужные вам продукты
Возникают трудности во время совместного похода по магазинам — рассказывайте, что вы покупаете, для чего, что еще нужно купить. Составьте для ребенка «рисуночный» список покупок, предложите малышу вместе с вами отыскать в магазине нужные вам продукты.
Выделите типичные ситуации, в которых ребенок плохо себя ведет, и выбирайте соответствующую стратегию.
Основные правила формирования нравственного поведения у детей
Чтобы процесс протекал быстрее, стоит родителям усвоить несколько простых правил:
В воспитании детей важна последовательность
Это действительно так, если однобоко учить ребенка соблюдать правила поведения только вне дома, например, в гостях или на улице, а дома он принадлежит самому себе, не стоит ждать от него хороших манер всегда. Последовательность в этом деле поможет, как ничто другое.
Из-за отсутствия четких границ в правилах, теряется весь смысл родительский указаний. Конечно, не стоит во всем ограничивать ребенка, но определить рамки разумного стоит. Используя на практике установленные стандарты, ребенок будет понимать границу того, что можно делать, а что нельзя. И никогда не берите свои слова обратно, так тоже получается путаница, лучше сказать, что это была ошибка.
Никаких приказов
Ребенок, никогда не должен становиться вашей прислугой. Он должен понимать, что правила соблюдает не только он, но и родители, что вы находитесь в равных условиях. Преподнося правила в забавной форме, ребенок не будет чувствовать себя ущемленным, и желание делать все наоборот вам назло тоже будет отсутствовать.
Не ругайтесь при ребенке
Общение между родителями всегда должно быть мирным. Даже если и возникают ссоры, решайте проблему без участия ребенка. Правила поведения распространяются на обоих родителей, и ребенок не поймет, почему вы их игнорируйте. А еще нельзя устанавливать правила по отдельности, они должны быть составлены обоими родителями, чтобы ребенок не запутался, чьи слова в приоритете, кого слушать, а кого нет.
Правильно формулируйте просьбы
Под этим советом имеется в виду, что стоит избегать риторических вопросов по возможности. И излагать просьбы в наиболее понятной и четко установленной форме.
Объясняйте причину похвалы и наказания
Так ребенок будет понимать, за какой поступок его наказали или похвалили. Понимание причины формирует следственную связь между действиями и дает осознание того, что не нужно делать в дальнейшем. Он поймет, что осознанность действий и ответственность за них, лежит только на нем.
Добивайтесь понимания с первого объяснения
Чтобы ребенок начал откликаться и отвечать на просьбы и замечания с первого раза, нужно доходчиво объяснять, и отдельно разобрать с ребенком все категории правил и их особенности. Правила поведения на улице, в магазине, как общаться с родителями, и даже рассказать о рамках в общении. Главное чтобы ребенок улавливал смысл слов.
Установите ориентир действий
Здесь не важно как вы поощряете или наказываете ребенка, что вы говорите ему в таких случаях, для ребенка всегда важнее будет ваше поведение, а значит это и есть его ориентир. Он всегда будет брать с вас пример, независимо от того сколько ему лет
Нужно понимать не только то, что ссоры не для глаз ребенка, но и соблюдение вежливости, проявление уважения друг к другу, очень важно. Если вы не относитесь так друг к другу, стоит ли требовать этого от ребенка?
Объясняйте правила по мере их сложности усвоения
Всегда начинайте от самого просто и идите к сложному, постепенно давайте ему новую информацию. Например, если вы начали с правил поведения за столом, то конечно информация о том, для чего нужна эта вилка, а для чего поменьше, будет лишней
Так вы расставляйте приоритеты важности неправильно, ведь важнее правила этикета, а не необходимость разных вилок и ножей. Сначала базовая информация, а уж потом все остальное
Правила в чрезвычайных ситуациях
Не стоит забывать про правила поведения в опасных и непредвиденных ситуациях. Очень ответственно отнеситесь к этому и расскажите, что в таких ситуациях надо быстро принимать решение. Обыграйте какое-нибудь происшествие, и подробно расскажите план действий, чтобы в дальнейшем у ребенка это не вызвало шок и он смог вовремя правильно отреагировать.
Вот и все основные советы, которыми мы хотели с вами поделиться. Прежде чем требовать от детей полного соблюдения правил, не забывайте, что это не только рационализирует жизнь, но также во многом ограничивает ее. Поэтому возможность выбора никогда не стоит убирать из жизни ребенка.
Слово «НЕТ» нужно произносить РЕДКО
Если ребёнок постоянно слышит «нет» и «нельзя», он очень быстро перестает реагировать на эти слова
Если употреблять слово «нет» редко на фоне многих «да», оно будет восприниматься как «стоп-сигнал», как что-то очень важное и не обсуждаемое
Слово «нельзя» — еще более категорично в восприятии ребёнка. Оно более резкое и довольно неприятное на слух. Это слово лучше приберечь для самых серьёзных случаев. Ещё лучше, если ребёнку говорят «нельзя» при одних и тех же ситуациях. Например: «нельзя выходить одному на дорогу» и «нельзя тянуть цветочные горшки с подоконника». А в остальных ситуациях используются другие запрещающие или предупреждающие слова. Чем младше ребёнок, тем меньше «нельзя» он способен усвоить. 1-1,5 годовалому малышу оптимально вводить 2-3 нельзя.
Слова «нет» и «нельзя» можно заменить множеством других слов так же предупреждающих ребёнка об опасности. Например, вместо «нет» и «нельзя» — опасно, горячо, горько, высоко. Согласитесь, звучит по-разному: «Нельзя трогать кастрюлю, обожжешься!» и «Кастрюля горячая, можно обжечься». Во втором случае вы оставляете ребёнку выбор, трогать кастрюлю или нет, честно предупреждая его о возможных последствиях. В случае, если ребёнок после вашего предупреждения все же решит потрогать кастрюлю, он получит определённый опыт (пусть и негативный). И в дальнейшем при желании прикоснуться к кастрюле, он будет вспоминать его, а не то, что ему это запрещено.
В первом варианте жёсткий запрет может привести к нежеланию связываться с кастрюлями (т.е. отбить исследовательский интерес), а во-вторых вызовет, скорее всего, массу протестов.
Упростите себе жизнь! Создайте для вашего ребёнка такое пространство, в котором слово «нет» вам придется произносить как можно реже. Уберите вещи, которые ребёнок может сломать, разбить, и те, которые могут быть для него опасны. Может быть, дом ваш немного потеряет в эстетической красоте от временного отсутствия вазочек, блюдечек и других украшений, но зато ваша жизнь будет намного спокойнее.
Общие правила
Не впадайте в крайности. Когда запретов слишком много, свободы остается слишком мало
В ближайшей перспективе возможен протест или апатия, а в будущем это может вылиться в неспособность делать самостоятельный выбор и даже отсутствие собственных желаний (ибо зачем хотеть, если все равно запретят).
Важно, чтобы родители выступали единым фронтом. Для того, чтобы ребенок не сталкивал взрослых, слушаясь того, кого выгоднее, взрослым важно договориться между собой, что точно разрешается, а что точно нельзя
Если возникла непредвиденная ситуация и ваш супруг разрешил то, с чем вы не согласны, поддержите его авторитет при ребенке, оставив «разборки» на момент, когда вы останетесь наедине.
В воспитании важно быть последовательным. В отношении одних и тех же вещей необходимо постоянство. Если утром ребенок слышит «нет», а вечером «да», ребенок перестанет вас слушать и уважать.
Отказывать важно, проявляя заботу. То есть запрещать следует, сочувствуя. Из позиции заботы ребенку легче принять запрет и согласиться с ним. При этом ваши отношения с ребенком не портятся. Говорите ребенку, что вы понимаете его чувства, но при этом проявляйте твердость: «Знаю, что ты очень хочешь, но нельзя».
Запрещая что-то ребенку, важно оставаться на позиции взрослого — быть уверенным и спокойным по отношению к ребенку. Если вы начинаете раздражаться, то эту позицию теряете.
Помогайте ребенку справляться с эмоциями, называя те чувства, которые он испытывает, когда вы ему говорите «нет». И обязательно предлагайте свою поддержку. «Да, тебе так хочется еще поиграть, но пора обедать/идти домой/спать и т.д.», «Тебя это расстраивает/ты сердишься. Иди ко мне, я тебя пожалею/успокою»
До 5 лет отлично работает метод переключения внимания. «Ты сам соберешь игрушки? Или мы сделаем это вместе? Какая твоя самая любимая? С чего начнем? Чем ты хочешь заняться дома? Какой мультик хочешь посмотреть?» и т.д.
Как правильно сказать «нет» ребенку
Определившись с установлением списка правил, родителям нужно научиться эффективно говорить «нет».
Не существует универсального рецепта. Каждая семья уникальна. Никто лучше родителей не знает, что подойдет именно их сыну или дочке. При этом есть общие правила, рекомендуемые детскими психологами и опробованные многими родителями.
- Не стоит устанавливать слишком много запретов и постоянно говорить малышу «нет» и «нельзя». Это приводит к обратному результату. Ребенок привыкает к частым замечаниям и перестает реагировать на них. Следует выделить 5-7 основных правил, которые нельзя нарушать.
- Необходимо сделать пространство вокруг малыша максимально безопасным. Убрать все опасные предметы, Так будет проще контролировать ребенка, не прибегая к частым запретам.
- Говорить «нет» нужно четко и спокойно. Постоянные крики могут привести к неврозам и испортить отношения с ребенком. По возможности нужно заменять это слово другими выражениями, объясняя суть ограничения.
- Отказы, запреты и ограничения должны быть аргументированными. Нужно объяснять понятным для ребенка языком, почему нельзя и что может случиться, если не послушаться.
- По возможности должна быть предложена альтернатива. Тогда ребенку не будет так обидно, и он сможет легко переключиться на другую деятельность.
- Все члены семьи должны четко следовать установленным правилам. Малыш должен знать, что «нет» точно означает запрет или отказ. Нельзя допускать ситуаций, когда отец запрещает, а мать разрешает. Родители должны действовать последовательно и согласованно. В противном случае. со временем ребенок научится использовать разрозненные действия родителей против них же, станет манипулировать.
И, наконец, родителям стоит самим пересмотреть свои взгляды на те вещи, которые они запрещают. Количество запретов резко сокращается, когда родители осознают, что 80% действий ребенка совершенно нормальны и не требуют ограничений. Сказать «нет» всегда проще, чем потом убирать рассыпанные макароны или пролитую воду. Только это все последствия одного из важнейших процессов в развитии ребенка — познания мира.
Позиция всех членов вашей семьи относительно каждого «нет» для ребёнка должна быть одинаковой
Договоритесь об устанавливаемых для ребёнка правилах со всеми, с кем вы живете. Соберите семейный совет и обсудите, что вы будете запрещать малышу и каким образом. Постарайтесь прийти к общему решению. Чтобы запреты работали, и у ребёнка сложилось четкое представление, о том, чего делать нельзя и почему, вам придётся действовать согласованно. К тому же у ребёнка не будет возможности научиться манипулировать вами.
Придерживайтесь установленных правил и сами. Если вы разрешаете ребёнку есть только за столом, а сами устраиваетесь с бутербродом на диване, ребёнок скорее последует вашему примеру, чем вашему запрету.
Применяя эти правила на практике, вы почувствуете свою «золотую середину», поймёте, как они могут работать именно с вашим ребёнком, выработаете ваш собственный способ ограничивать ребёнка, сохраняя при этом близость и радость общения друг с другом.
ФОТО Джош Уиллинк
Когда придет время сказать об усыновлении?
Большинство приемных родителей умышленно оттягивают момент открытия правды, потому что считают, что дети не способны понять в раннем возрасте, что такое детский дом, разницу между биологическими и приемными родителями. Чаще всего дело не в этом, и родители пытаются обмануть самих себя, прикрываясь неготовностью малыша к тяжелому открытию. Просто родителям страшно, что узнав о том, что они «ненастоящие» родители, ребенок перестанет их считать родными людьми, и гармония в семье нарушится. Если ребенок начал задаваться вопросом своего появления на свет, то он готов к любой информации, которую дадут ему его родители, главное, чтобы это было максимально близко к правде. У него не должно быть ощущения обмана.
Если вы с самого начала не делаете из этого секрета и рассказываете о его появлении в вашей семье как о чем-то естественном и положительном, то и реакция малыша будет соответствующей. Так что лучший возраст для раскрытия тайны — это возраст первых вопросов из серии «Откуда я появился?».
Если вы скажете ребенку о том, что он усыновлен, еще до того, как он научится говорить, это слово так прочно войдет в лексикон, что не будет вызывать никаких негативных эмоций. Посудите сами, разве можно устоять перед признанием: «Как же мы рады, что усыновили тебя! Ведь мы так давно тебя ждали, нам тебя не хватало…»
Но ситуации бывают разные, и разные бывают дети. Кто-то начинает задавать вопросы о своем рождении раньше, кто-то позже, а кому-то уже начали говорить неправду какое-то время назад и только потом поняли, что сколько веревочке не виться, а конец все равно будет.
Приучение малыша к самостоятельности
Приучение к самостоятельности – важный этап воспитания ребенка до трех лет. Ближе к трехлетнему возрасту, ребенок начинает идентифицировать себя, как личность
В этот момент очень важно дать ему понять, что самостоятельность – это хорошее качество
Не стремитесь сами все сделать за ребенка. Одеваясь на прогулку, дождитесь, пока малыш сам натянет обувь, даже если он делает это очень долго.
Приучение к самостоятельности – важный элемент воспитания
В воспитании самостоятельности очень важно не переступить тонкую грань между терпеливостью и потаканию детским капризам. Будьте для ребенка не строгим наставником, а помощником
В качестве примера можно привести ситуацию, когда ребенок пытается есть суп вилкой. Родители стремятся объяснить ребенку, что есть нужно ложкой и отбирают вилку. Однако это не совсем правильно. Чтобы ребенок стал самостоятельным, объясните ему один раз, что суп едят ложкой, но оставьте и вилку. Через несколько попыток ребенок сам поймет, что вилкой съесть жидкий суп невозможно.
Воспитание детей – трудная, но интересная обязанность каждого родителя. Следуя проверенным советам можно существенно облегчить процесс воспитания малыша и добиться больших успехов. Воспитать своих детей правильно должен каждый родитель.
https://youtube.com/watch?v=HqZBI9JYzp4
Мне нравитсяНе нравится
Распространенные ошибки
Если родитель боится брать на себя ответственность, он общается с ребенком из позиции «друга». Тогда ему трудно отказывать и запрещать. Если взрослый занимает детскую позицию, он фактически ждет, что малыш станет для него утешителем.Такие мамы и папы нередко говорят: «Пожалей мамочку, у меня столько дел, а тут ты со своими капризами!», «Папа так устал на работе, пощади меня сегодня!»
Некоторые родители, что еще хуже, действуют с позиции власти или насилия. Любая ситуация, где приходится сказать ребенку «нет», может вызвать у них раздражение или злость. При этом они апеллируют не к поведению ребенка или конкретной ситуации, а фактически выставляет его виноватым, «плохим». Часто они говорят например так: «Ты плохой, поэтому нельзя!», «Ты только и делаешь, что чего-то хочешь! Замолчи! Тебе бы только есть конфеты/играть/не слушаться/смотреть мультики и т.д.», «Как тебе не стыдно! Я столько делаю, а ты!»
Для ребенка такой запрет видится как нападение и проявление агрессии. К тому же он укрепляется в мысли, что он плохой. В ответ ему ничего не остается делать, как протестовать, огрызаться или плакать. При этом он может чувствовать обиду, стыд, вину, беспомощность или злость. Стоит ли говорить, что отношения между малышом и родителями при всех этих сценариях портятся. Чтобы наладить контакт, попробуйте действовать иначе.