Коммуникативные способности ребенка: развиваем с раннего возраста
Содержание статьи
- Основные ориентиры социально-коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста
- Самопознание как фактор эффективного общения
- Игры для дошколят 5-6 лет
- Раскрепощающие
- Игры на вербальное взаимодействие
- Игры на невербальное взаимодействие
- Игры на взаимодействие
- Игры на различение эмоций
- Сюжетно-ролевые игры
- Формирование коммуникативных навыков
- Откуда берутся проблемы в общении?
- Игры для развития коммуникативных навыков
- Знание правил и норм при общении
- Развитие коммуникативных навыков детей в семье
- Как пробудить в ребенке желание общаться?
- Игры для развития коммуникативности малышей
- Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста
Основные ориентиры социально-коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста
Определение 1
Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения социальных правил и норм поведения, приобщение к нравственным нормам и моральным ориентирам деятельности, формирование навыков социального взаимодействия и построения системы коммуникации.
Социально-коммуникативное развитие ориентировано на:
Усвоение моральных и нравственных норм социального поведения. В этом направлении предполагается формирование патриотических чувств: любви к Родине, уважения к своей стране, ее народу, обычаям, традициям, культурным ценностям. Далее, необходимо воспитать у ребенка уважительное отношение к различию культур народов, уважительное отношение к старшим, к правам и свободам другого человека, развивать основы гуманистического поведения, сформировать и закрепить гражданскую позицию ребенка, помочь усвоить понятия «хорошо» — «плохо», «добро» — «зло», развить нравственные ориентиры деятельности ребенка, сформировать первичные ценностные представления.
Формирование навыков социального взаимодействия. В этом направлении предполагается создать условия для построения социальных контактов ребенка со сверстниками, построенных на основе эмоциональной связи, обучить ребенка общаться со сверстниками, родителями, педагогами, пожилыми людьми, сформировать осознанное представление о необходимости создания доброжелательного микроклимата в различных направлениях деятельности и коллективных взаимоотношениях. Кроме того, детей знакомят с основами поведения в коллективе, защите своих интересов и уважения к чужим интересам и взглядом, устранение негативного поведения, формирование навыков разрешения конфликтных ситуаций.
Формирование навыков эмоциональной отзывчивости, проявления сострадания, сопереживания. здесь предполагается развитие у дошкольников чувства милосердия и сострадания к людям, которые находятся в беде, болеют, имеют финансовые затруднения и т.д.
Развитие уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и ее ценностям, а также к коллективу. Здесь предполагается формирование коллективных основ поведения, обычаев и традиций, построение совместной деятельности и разрешение проблем. В коллективе детей необходимо стремится создать дружественную атмосферу, установить доверительные отношения с детьми, оказывать им помощь и поддержку, создать условия, в которых они чувствуют себя защищенными. Это помогает развитию стремления коллективной деятельности.
Формирование навыков самостоятельности. В этом направлении производится развитие самостоятельности в организации досуговой деятельности, игровой и иных видов деятельности ребенка. Дети учатся проявлять самостоятельность в принятии важных для них решений и несение ответственности за него.
Формирование положительного отношения к различным видам и направлениям трудовой и творческой деятельности ребенка
Здесь предполагается ознакомить ребенка с основами безопасного общественного поведения, навыков соблюдения осторожности, выполнения гигиенических норм, соблюдения правил дорожного движения и иными нормами безопасного поведения в обществе.
Рисунок 1. Социально-коммуникативное развитие дошкольника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Самопознание как фактор эффективного общения
По-настоящему успешным в коммуникации может быть только человек, который хорошо знает себя
Поэтому очень важно научить дошкольника ориентироваться в собственной личности и своих эмоциях:
- обсуждайте с ребенком его чувства. Задавайте малышу вопросы о том, что и почему его огорчило, а что — обрадовало;
- попросите ребенка нарисовать собственный автопортрет. Пусть он расскажет, почему выбрал те или иные цвета, окружил себя определенными предметами и т.д;
- если ребенок ведет себя неподобающим образом, не старайтесь исправить его поведение криком. Спросите, почему поведение малыша недопустимо и почему оно вызвало у родителей негативную реакцию;
- никогда не обзывайте ребенка и не вешайте на него «ярлыки». Это способствует формированию негативной Я-концепции. Помните: критиковать можно поведение, а не личность. Научитесь говорить: «Я недоволен твоим поведением, потому что…», а не «Ты плохой»;
- воздержитесь от излишней критики ребенка.
Конечно, не стоит ударяться в другую крайность и хвалить все, что делает малыш: важно найти золотую середину. Дети, которых критикую слишком часто, могут вырасти болезненно стеснительными: они заранее бояться сделать что-то, что вызовет негативную реакцию
Лучше взять на вооружение стратегию «Ты делаешь хорошо, но я могу помочь тебе сделать еще лучше».
Ведь в процессе коммуникативного развития очень важно предугадывать реакцию собеседника и учиться правильно выстраивать собственную речь. Основная задача родителей дошкольников — научить детей взаимодействовать с окружающими, как с другими детьми, так и со взрослыми, и быть частью общества
Сделать это очень важно: чем лучше ребенок владеет приемами коммуникации, тем проще будет происходить его адаптация к школьному коллективу!
Основная задача родителей дошкольников — научить детей взаимодействовать с окружающими, как с другими детьми, так и со взрослыми, и быть частью общества
Сделать это очень важно: чем лучше ребенок владеет приемами коммуникации, тем проще будет происходить его адаптация к школьному коллективу!. https://www.youtube.com/embed/SAwXRys52Tg
Игры для дошколят 5-6 лет
Большую часть времени дошколята проводят в игре.
Коммуникативные игры учат взаимодействию, правилам общения, способам действовать в мире.
Их можно разделить на следующие типы:
Раскрепощающие
Они позволяют справиться с зажатостью.
- «Море волнуется». Ведущий произносит стишок: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри». Пока звучат слова, дети двигаются в свободном порядке по площадке. На последнем слове участники игры замирают в причудливых позах. Ведущий старается рассмешить игроков и вынудить их пошевелиться.
- «Дракон»: игроки встают в линию и берут друг друга за плечи — становятся драконом. «Голова» должна догнать «хвост» и коснуться его. Когда «голова»поймала «хвост», она встает на его место. Играют пока все участники не побывает в роли «хвоста» и «головы».
Игры на вербальное взаимодействие
«Испорченный телефон», «Цепочка слов». Ведущий придумывает цепочки из слов (одно, два, три слова, постепенно увеличивая их количество), а тот, на кого он укажет, должен повторить все слова в правильном порядке.
Игры на невербальное взаимодействие
«Крокодил». Ведущий загадывает слово одному из участников, а тот должен показать его остальным при помощи мимики и жестов, не используя звуков и слов.
Игры на взаимодействие
«Сиамские близнецы». Дети разбиваются на пары, им связывают вместе по одной руке. Свободными руками они должны нарисовать определенный предмет.
Игры на различение эмоций
Участники показывают эмоции мимикой или рисунками. «Доброе животное»: Ведущий тихо и загадочно говорит: «Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно огромное, доброе животное. Послушайте, как оно дышит! Теперь давайте подышим вместе! Вдох — шаг вперед, Выдох — шаг назад. А теперь на вдох сделаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только животное дышит, так же ровно и четко стучит его огромное доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад. Давайте возьмем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Сюжетно-ролевые игры
Игроки учатся следовать правилам, договариваться.
Можно сделать вывод, что важно развивать навыки общения у дошкольников. Это задача как семьи, так и детского сада
Развитие коммуникативных способностей происходит в игре и взаимодействии со сверстниками.
Формирование коммуникативных навыков
Основы коммуникативных умений закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок активно общается с родителями, сверстниками и другими людьми. В процессе общения со взрослыми ребенок воспринимает и усваивает модель взаимодействия, также в коммуникации он обучается нормам и правилам поведения. Ребенок активно познаёт социальный мир, и ему требуется взрослый, который объяснит закономерности этого мира, расширит представления ребенка об окружающем его пространстве. Таким образом, ребенок усваивает те образы, которые присущи взрослому, с которым взаимодействует ребенок. Он перенимает мимику, жесты, вокализации, способ говорения и мышления взрослого. Кроме того, он копирует поведение взрослого в тех или иных ситуациях.
Также коммуникативные навыки дошкольника формируются в игровой, сюжетно-ролевой деятельности, которая является ведущей для этого возраста. Во время игры происходит социальное, личностное и психическое развитие ребенка. В процессе игры он воспроизводит ситуации, в которых участвовали взрослые, пробует на себе их роли. Таким образом ребенок участвует в воображаемой социальной жизни и развивает свои коммуникативные навыки.
При общении ребенок пробует различное вербальное и невербальное поведение, усваивает модели эффективного взаимодействия в различных ситуациях, учится начинать, поддерживать и завершать диалог, развивает умение выслушать другого человека, сформулировать и задать вопрос, поддержать групповую беседу и др.
Откуда берутся проблемы в общении?
Истоки многих проблем в общении, как было установлено специалистами, заключаются
в неблагополучных отношениях внутри семьи, когда взрослым не хватает последовательности в воспитании ребенка
в личностных особенностях самого ребенка, сформированных неверным подходом в воспитании
в темпераменте (например, дети-холерики нередко с трудом сдерживают эмоции, бывают конфликтными, а флегматики, напротив, могут вызвать раздражение медлительностью, с трудом сходятся со сверстниками)
в наличии психических, физиологических и соматических заболеваний
На все эти причины можно и нужно влиять, только делать это аккуратно, стараясь не травмировать личность ребенка. Например, при воспитании в семье при «перекосах» со стороны родителей можно наблюдать безмерное восхищение своим «сокровищем», которое от такого отношения быстро превращается в домашнего тирана, маленького монстра, держащего в подчинении всех в доме.
Некоторые, напротив, стараются создать для ребенка «спартанские», как им кажется, условия, чтобы вырастить его «настоящим мужиком». В результате они ломают детскую психику наказаниями за малейший проступок и «воспитывают» или затравленное и униженное существо, или труса, боящегося сильных и безжалостно подавляющего слабых.
Труднее всего приходится родителям тех детей, кто имеет заболевания, препятствующие активному общению со сверстниками: синдром Дауна, ДЦП, проблемы со зрением, слухом и т.д. Но сегодня известно множество примеров, когда благодаря любви и оптимизму родных, такие дети находят путь к множеству людских сердец и общаются не менее успешно, чем их здоровые ровесники.
Игры для развития коммуникативных навыков
В детских дошкольных учреждениях и развивающих центрах накоплен богатый опыт по проведению командных игр и соревнований, развивающих коммуникативные навыки детей. Вот несколько примеров, которые можно использовать на детских праздниках и вечеринках.
Волшебный лес
Цель игры: научить детей выбирать такие способы общения, которые помогают договариваться.
Дети делятся на две команды. Одна становится «волшебным лесом», другая – «путниками». Задача путников – пройти через лес, где деревья-дети стоят плотно, плечом к плечу. Чтобы пройти через лес, нужно «договориться» с волшебными деревьями: если путник был спокоен и вежлив, то они его пропускают, а если нетерпелив и груб, то задерживают.
Знатоки вежливых слов
Цель: напомнить детям вежливые слова, укрепить дружбу и доброжелательные отношения между ними.
Все ребята встают в круг, в центре которого стоит ведущий – взрослый с мячом. Он предлагает каждому ребенку, поймав мяч, бросить его обратно, сказав вежливое слово: «спасибо», «пожалуйста», «будьте здоровы», «благодарю», «очень приятно» и т.д. Если ранее дети не играли в такую игру, то перед ее началом предложите им вспомнить вежливые слова, которые они знают.
За стеклом
Цель: закрепление навыков невербального общения.
Дети должны сесть друг напротив друга. Ведущий сообщает им, что их разделяет толстое стекло, не пропускающее звук. Первой группе нужно сообщить второй жестами, что они
- хотят пить
- очень рады их видеть
- замерзают
- забыли дома головные уборы и т.д.
Эти и другие игры помогут ребятам понять тонкости общения.
Знание правил и норм при общении
Пока ребенок не посещает дошкольное учреждение, затруднения в манере общения могут не казаться существенными. Но когда ребенок начинает ходить в детский сад, обнаруживаются трудности. Конфликты со сверстниками могут решаться с применением силы, нехороших слов.
С самого детства приучайте ребенка к общепринятым правилам общения:
- Использовать слова вежливости, когда это необходимо. Слова вежливости: спасибо, пожалуйста, извини. Употреблять их нужно не только при общении со взрослыми, но и при общении со сверстниками
- Здороваться со знакомыми при встрече и прощаться. Контакт глаз, улыбка, вежливое приветствие — обязательная часть этикета. Без слов приветствия и прощания невозможно построить вежливые взаимоотношения. Научите ребенка этим основам
- Не трогать чужие вещи. Если ребенок хочет взять чужую игрушку, он должен спросить разрешения у хозяина. Также приучите ребенка спокойно воспринимать отказ
- Не жадничать. Приучайте ребенка делиться игрушками, сладостями, если он играет (кушает) в коллективе. При этом нужно сделать так, чтобы ребенок делился не в ущерб себе
- Не говорить о людях плохо в их присутствии. Дети должны понимать, что некрасиво высмеивать физические недостатки других людей, а также унижать своих сверстников
С ранних лет приучайте ребенка к вежливости
Развитие коммуникативных навыков детей в семье
При этом процесс является неосознанным не только для малыша, но и для взрослых членов семьи. Семья попросту реализует свое ежедневное общение с ребенком, таким образом показывая ему пример. Общаясь с членами своей семьи, ребенок становится похожим на них в манере общения, жестах, мимике, поведении.
Существует две модели поведения в семье:
В первом случае вырастает благополучно социализированный ребенок. Он редко становится виновником конфликта. А если вдруг и попадает в конфликтные ситуации, то с легкостью находит решение. Кроме доброжелательного общения с окружающими, ребенок способен справляться со своими внутренними переживаниями.
Во втором случае вырастает личность, не способная к налаживанию контакта с другими людьми. Ребенок начинает проявлять агрессию, настороженно относиться к другим детям, учится врать и хитрить. Это доставляет ему массу психологических переживаний, с которыми он не умеет справляться.
Доверительные отношения в семье — залог успеха ребенка в будущем
Как пробудить в ребенке желание общаться?
Все дети разные. Понаблюдайте за ними на детской площадке и вы сами сможете увидеть, насколько могут быть разными дети одного возраста. Есть дети конфликтные, есть застенчивые, замкнутые, беспокойные. Характер ребенка определяется его темпераментом.
Как побуждать желание к общению у детей с разными характерами:
Застенчивый ребенок
- Расширяйте круг его знакомств
- Приглашайте знакомых детей в гости
- Не пытайтесь сделать сами все вместо ребенка
- Привлекайте его к заданиям, где он должен будет сам спросить что-то, дать, взять
- Постарайтесь привить малышу уверенность в себе и в собственных силах
Конфликтный ребенок
- Сдерживайте ребенка в стремлении «устроить бурю»
- Не нужно обвинять другого ребенка, а своего оправдывать
- После случившегося инцидента поговорите со своим ребенком, укажите на неправильные поступки
- Не всегда нужно вмешиваться в конфликты. Бывают такие ситуации, когда дети сами должны научиться уступить друг другу
Беспокойный ребенок
- Не потакайте всем капризам малыша, однако не лишайте его полностью свободы действий
- Показывайте хороший пример собственным сдержанным поведением
- Не дайте ребенку почувствовать себя забытым, в то же самое время научите его понимать, что не всегда он должен находиться в центре внимания
Замкнутый ребенок
- Покажите пример активного общения на своем опыте. Пусть ребенок видит, что общаться с другими — это здорово, весело
- Приглашайте к себе гостей, заводите новые знакомства с детьми
- Расскажите малышу, что общение приносит много интересного и полезного
Чтобы ребенка принимали в круг друзей, он должен уметь общаться
Игры для развития коммуникативности малышей
Игры — это основной вид деятельности дошколят. Играя, дошкольники получают навыки общения, останавливаются на какой-либо линии поведения, изучают и познают общепринятые нормы морали, поведения. Игры можно условно разделить на 6 типов игровых упражнений, в зависимости от того, на какую грань личности они воздействуют:
- Игры, помогающие справиться с зажатостью, пассивностью. Суть игры — изобразить как двигаются животные или герои мультфильмов.
- Игры, формирующие вербальное общение. Яркий пример игра «испорченный телефон». Как вариант — дети придумывают собственные истории, рассказывают их сверстникам.
- Игры, развивающие невербальное общение. Пантомимы, жесты — помогают рассказать сказку или стихотворение.
- Изучение эмоций, умение показать свое эмоциональное состояние с помощью мимики или картинки. Обучение распознавания эмоций сверстников.
- Сюжетно — ролевые игры. Дошкольники учатся следовать правилам, управлять собственным поведением. В этих играх раскрепощается фантазия непосед, самые зажатые детки проявляют чудеса активности.
Развитие, совершенствование чувства сопричастности к семье. Проявляется через рассказы о членах семьи, можно с фотографиями, связанными с какими-либо событиями. Непоседам можно предложить нарисовать свой дом, своих маму с папой, рассказать про свою семью.
Приучение к активному взаимодействию. Можно поставить небольшую сказку для родителей, допустим, «Теремок», где каждый малыш получит свою роль. Как вариант, нарисовать большую совместную картину. Каждому крохе выделить место на листе ватмана, дать сделать выбор, кто что будет рисовать. В процессе рисования эпического полотна, всем дошколятам придется общаться, обмениваться красками, спрашивать совет.
Особое место занимают детишки с ограниченными возможностями или с задержкой психического развития. Современная психология и педагогика рекомендует для устранения недостатков развития несмышленышей объединять их в группы со здоровыми детьми.
Развитие коммуникативных навыков у детей с ЗПР состоит в более легких упражнениях, дополнительном внимании воспитателя к проблемным деткам. Задержка развития может быть вызвана неправильным семейным воспитанием. Больше внимания, чуткости, любви к такому малышу и кроха начнет догонять ушедших вперед сверстников.
Развивать коммуникативность следует играя, вместе со взрослыми, которые могут вовремя исправить ошибку несмышленыша, подсказать забытую строчку детского стихотворения, помочь нарисовать и раскрасить домик.
Гораздо большую проблему для формирования коммуникативности создают детки с ограниченными возможностями
Маленькие человечки остро чувствуют свои ограниченные возможности, болезненно реагируют на не всегда деликатное внимание других дошколят. Чрезмерная опека таких крошек вызывает чувство озлобления, зависти у других малышей, а также углубляет чувство неполноценности у маленьких человечков с ОВЗ
Требуется особая тактичность родителей малышей, которых водят в этот детсад, и всего обслуживающего персонала. Родители, воспитатели обязаны объяснить крохам, что малыши с ОВЗ так же чувствуют боль и радость, умеют и любят играть с другими крохами. Проблемы здоровья очень часто не зависят от желания малышей.
Небольшие ограничения крохи говорят только о том, что с таким малышом нельзя играть в какие-то активные двигательные игры. Зато в играх, где требуется продемонстрировать умственные способности, такие малыши всегда будут показывать удивительные знания.
Природа всегда соблюдает гармонию. Если у чада ограниченные физические возможности, значит у такого крохи будет лучше развита память, внимательность. Такой малыш как правило обладает более развитой фантазией.
Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ стоит также развивать совместно со здоровыми детками. Такие занятия полезны всем малышам. Одних на практике учат состраданию, милосердию, другим дошкольникам дает почувствовать свою полноценность, помогает избавиться от комплексов, связанных с болезнью. И у всех развивается способность к общению, а также формируются моральные принципы.
Для совместной деятельности таких разных по возможностям крошек, лучше выбирать игры, где дошколятам с ОВЗ не придется проявлять чрезмерной физической активности. С другой стороны здоровые непоседы должны оценить умственные способности нового товарища по играм. Для таких совместных игр, подходят эстафеты или игры с мечом. Где малыш, с ограниченными возможностями может выступать как судья.
Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста
1 апреля, 2017 admin
Цель развития коммуникативных навыков у малышей – формировать умение общаться со взрослыми и сверстниками.
Необходимо различать коммуникативное развитие и речевое развитие. В первом случае педагог способствует овладению активной речи, которая включена в общение, формирует умение обращаться с вопросами и просьбами. Во втором случае, при речевом развитии, задача педагога – формировать ЗКР, грамматический строй речи, диалогическую и монологическую речь.
В переводе с латинского (лат. Communico) «коммуникация» — делаю общим, связываю, общаюсь. Коммуникативная сфера изучается в разные возрастные периоды, начиная с младенчества, когда эмоциональное общение является ведущим видом деятельности, и до глубокой старости, когда общение снова становится ведущим.
Общение рассматривается как условие полноценного личностного развития ребенка и обеспечивает эмоциональную устойчивость, интеллект, речевое развитие, навыки жизненной активности.
В раннем возрасте детей отличает несформированность мотивационно-целевой установки на общение, низкий уровень владения речевыми средствами общения, ситуативный характер контактов с окружающими.
Поэтому работа педагога в этом направлении направлена на преодоление коммуникативного недоразвития и является ключевой в оптимизации процесса социализации детей.
Формы взаимодействия разнообразны и разнообразна степень участия в них детей: от наблюдения за действиями педагога до совместно-разделенных и самостоятельных действий.
Для формирования коммуникативных навыков используют различные речевые упражнения и игры:
— логоритмические;
— коммуникативные;
— жестово-двигательные.
Задачи:
— развитие двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой;
— отработка коммуникативных навыков;
— снижение психоэмоционального напряжения.
Как видите, задачи и способы действий во многом аналогичны тем, которые используются при решении логопедических проблем. Только акцент будет не на речевую коррекцию, а на создание условий и предоставление возможности для самостоятельных речевых контактов малышей с окружающими людьми.
Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта,
доцент, кандидат педагогических наук.
Опубликовано в рубрике Ранний возраст по ФГОС ДО