Почему нельзя бить детей? Доводы специалистов и мнения родителей
Содержание статьи
- Альтернативные меры не работают: что делать?
- Возможные последствия
- Наказание не обучают ребёнка
- Общие правила наказания
- Почему нельзя бить ребенка? В этом нет никакой пользы
- Почему нельзя бить детей
- У детей, которых бьют, хуже развивается речь
- Мнение российских психологов о телесных наказаниях
- Что является физическим наказанием?
- Альтернатива телесному наказанию, или как наказывать ребенка
- «КАК»: методы «правильных» наказаний
- Объяснение
- Изоляция
- Лишение приятных бонусов
- «Исправительные работы»
- Эмоциональная реакция
- Физическое воздействие
- Естественные последствия
- Наказ — оценка
- О наказании в разном возрасте
- Дети до 3-х лет
- От 3 до 5 лет
- От 5 до 8 лет
- От 8 до 13 лет
- От 13 до 18 лет
Альтернативные меры не работают: что делать?
Многие родители, читая подобные советы, начинают думать, что авторы живут в какой-то параллельной или идеальной реальности, в которой ребёнок всегда послушен, а мама всегда спокойна и уравновешенна.
Разумеется, бывают ситуации, когда просьбы, уговоры, разъяснения не способны помочь с успокоением и приведением в нормальное эмоциональное состояние заупрямившегося или вошедшего в раж ребёнка.
В такой ситуации, как уверены некоторые специалисты, лёгкий шлепок может переключить внимание и стать своеобразным ингибитором психоэмоционального всплеска. Естественно, силу шлепка необходимо контролировать (как и своё психическое состояние)
Кроме того, телесное наказание (речь в данном случае не идёт о порке) не исключено, если:
- детское поведение несёт прямую угрозу жизни и здоровью маленького хулигана (сование пальчиков в розетки, игры с огнём, движение в сторону автомобильной дороги, приближение к краю обрыва и пр.);
- ребёнок перешёл абсолютно все пределы дозволенного, явно пытаясь вывести вас из себя, причём он не реагирует на остальные дисциплинарные меры и может даже вести себя неадекватно (смотрим предыдущий пункт).
После лёгкого шлепка необходимо в обязательном порядке объяснить, за что последовало наказание, как необходимо правильно себя вести. Не забудьте также сказать, что не нравится вам именно поступок, а не сам ребёнок. Его вы по-прежнему любите.
Возможные последствия
Можно ребенка бить ремнем или нет? Если данный вопрос возникает в ваших головах, то самое время узнать, почему такие действия недопустимы и противоправны.
- Если наказывать малыша физически, то с него вырастет безынициативный и покорный человек. Такие детки значительно чаще поддаются влиянию плохих ребят, начинают принимать наркотики, вступают в бандитские группировки.
- Если ваш ребенок обладает сильным темпераментом, по своей натуре он холерик, то подобное наказание от рук родителей будет трансформироваться в негатив, который перенаправится на других детей, особенно тех, кто меньше и слабее, также на собственных папу с мамой.
- Зачастую физическое наказание приводит к мысли, что «я провинился», но при этом малыш совершенно не понимает, что поступил неправильно. Порождается мнение, что нужно быть осторожнее, чтоб никто ничего не узнал.
- Подобный способ воспитания влияет на отсутствие «собственного я». Ребенок не будет задумываться над тем, что необходимо лично ему, а будет прислушиваться к мнению других людей.
- Родители должны понимать, что первые наказания ремнем будут восприниматься очень болезненно, в дальнейшем малыш сможет адаптироваться к этим ощущениям, но психологическая травма останется на всю жизнь.
- Ребенок может прийти к мнению, что все в этой жизни нужно получать с помощью силы.
- Когда родители решают, что можно бить детей по попе, они даже не понимают, какое оскорбление и унижение наносят своему малышу такими действиями, как это сказывается на его психическом здоровье.
- Малыш, которого в детстве наказывали физически, вырастет с пониманием того, что существуют агрессоры и жертвы. В будущем он будет строить свою семью, основываясь на таких положениях. Если этот человек вырастет, ассоциируя себя с ролью жертвы, так чаще происходит у девочек, то будет искать себе мужчину, властного и любящего применить силу. А мальчики — холерики, вырастая, применяют физическое насилие по отношению к своей жене и детям.
- Не стоит бить ребенка по губам за плохие слова. На фоне физических наказаний малыш может получить серьезный невроз, будет испытывать большие трудности в общении с другими детьми.
- Понимание того, что ты можешь быть наказан ремнем, заставляет находиться в страхе. А это вызывает постоянный стресс, который наносит вред не только психическому состоянию карапуза, но и работоспособности всех внутренних органов.
- Если сила применяется к ребенку в год, ты такой малыш будет расти, испытывая страх перед всеми, кто выше, крупнее и старше его. Карапуз будет расти замкнутым, застенчивым и неуверенным в себе.
- Не исключено, что малыш, которого часто воспитывали ремнем, станет применять силу против пожилых родителей, отплачивая им той же монетой.
- Карапуз будет расти с заниженной самооценкой, что вызовет серьезные проблемы при создании семьи и карьерном росте.
- Можно ли бить ребенка по рукам, наказывая его за нежелание делать уроки, плохой почерк или за то, что он пытается схватить горячий пирожок? Конечно, нет. Даже такое, на первый взгляд несильное нанесение побоев, может привести к тому, что малыш сильно отдалиться от своих родителей, будет скрывать все внутренние переживания, никогда не поделиться своими проблемами.
- Нельзя не сказать о самом страшном последствии, это о том, что почти 90% убийц в детстве получали наказание с применением силы, а некоторые из них, вырастая, убивали своих родителей.
Как видите, применение физических наказаний приводит к большим проблемам подрастающего поколения, серьезно травмирует психику детей. Они вырастают либо угнетенными, либо психически неуравновешенными, либо тиранами и деспотами.
Наказание не обучают ребёнка
Наказание направлено на поведение, совершённое В ПРОШЛОМ (у ребёнка нет возможности что-то исправить СЕЙЧАС, действие УЖЕ совершено и он должен понести за это наказание). Снова мы видим, что здесь отсутствует обучение ребёнка, у него нет возможности сейчас исправиться, он должен просто принимать наказание.
Во время наказания взрослый как правило ругает ребёнка, кричит на него, злится, стыдит, может использовать физическую силу – соответственно, у ребёнка возникает целый ряд негативных чувств: страх, стыд, обида, гнев, отчаяние и т.д.
На фоне всех этих негативных эмоций ребёнок не может научиться чему-то новому, проанализировать своё поведение и сделать для себя какие-либо выводы на будущее.
Думаю, что и вы тоже не сможете здраво и ясно мыслить, проанализировать ситуацию и сделать важные выводы, если вас унижают, ругают, оскорбляют, пугают, делают вам больно, заставляют сделать что-то против вашей воли, кричат, стыдят или бьют.
В такой ситуации включается мощнейшая психологическая защита, вас переполняют обида, возмущение, боль и страх, и все эти эмоции полностью вытесняют у вас способность рационально мыслить. Тут не до обучения! Согласны?
Общие правила наказания
Есть определенные правила наказания, соблюдение которых поможет достичь желаемого эффекта и не испортить отношения с ребенком. Они не зависят от возраста малыша.
Первое правило заключается в том, что срывать злобу на ребенке нельзя. Независимо от величины проступка, наказание должно быть спокойным и взвешенным действием. Только так оно будет иметь достаточную силу. При срыве злобы любое наказание становится несправедливым, ребенок это обязательно почувствует. Такие наказания он не считает серьезными, просто испугается вашего крика, может заплакать, но будет уверенным в том, что вы не правы, а значит, и свое поведение не изменит.
Наказание в обязательном порядке должно соответствовать поступку. Оно не должно быть слишком мягким или чересчур серьезным. Для этого нужно тщательно проанализировать ситуацию, к тому же рекомендуется учитывать многие факторы, например, повторное наказание за аналогичный проступок должно быть суровее предыдущего. Если же ребенок понял свою вину, искренне раскаивается, то наказание может быть условным.
В том случае, если воспитанием ребенка занимаются сразу несколько членов семьи, все они должны придерживаться единственного мнения по поводу наказания. Например, если наказывает папа, а мама постоянно жалеет, то ребенок будет понимать, что всегда сможет уйти от наказания. Поэтому перед этим родителям лучше посоветоваться и прийти к единому мнению.
Наказание — это способ продемонстрировать ребенку последствия его плохих поступков. Оно не должно быть направлено на устрашение малыша, он должен осознать, что так поступать нельзя. Иногда не нужно постоянно думать, как наказать ребенка за непослушание (10 лет – при достижении этого возраста человек может четко осознавать причинно-следственные связи, а значит, и наказание будет эффективным), а лучше выяснить причины такого поведения.
Почему нельзя бить ребенка? В этом нет никакой пользы
Физические наказания как метод воспитания — определенное, однозначное «нет». И никаких: «Ой, нас лупили, и ничего — выросли нормальными людьми…»
Ну, во-первых, «нормальный» и «счастливый» — это разные понятия. У вас точно нет психологических проблем? С легкостью вспоминаете моменты, когда вас дубасили самые близкие люди — люди, которые, наоборот, должны были всегда вас защищать?
А во-вторых: хорошо, вам повезло — вы выросли нормальным. Но вам нравится сегодняшнее общество? Нравятся морально неустойчивые, неадекватные люди, которые впоследствии легко превращаются в маньяков, живодеров, убийц? Может, все-таки прошлые поколения допускали ошибки в воспитании?
Поставьте себя на место ребенка. Что он чувствует, когда вы бьете его? Страх, унижение, свою беспомощность, слабость…
Как должны дети реагировать на побои? Естественное желание любого живого существа — защититься. Только вдумайтесь! Ваш малыш, которого вы так любите, боится (!) своей мамы, хочет защититься от нее, спрятаться!
К слову, что вы скажете ребенку, если он вдруг подойдет и стукнет вас на ваш отказ включить ему мультики или дать лишнюю конфету? «Ай-ай-ай, нельзя драться!» А вам, взрослым тете и дяде, драться можно?
А ведь вы поступаете именно так. Попросили съесть суп — не послушался — шлеп! Сказали убрать игрушки — не послушался — шлеп! Разлил молоко — шлеп! Это точно такие страшные преступления, за которые надо оставлять неизгладимые следы в душе ребенка? Тогда уж бейте себя, если проспали, разбили тарелку или резко ответили коллеге.
Поймите — рвутся прочные нити, рушится связь между вами и ребенком, исчерпывается его лимит доверия к вам. Вы, призванный защищать, предаете и причиняете боль. Вы, сильный и большой, бьете маленького и слабого. Что должен сделать ребенок, чтобы заслужить столь суровое наказание?
Почему мы бьем детей? Таким образом мы хотим заставить их делать то, что нужно нам, показать их неправоту, наказать, проучить… Но неужели нельзя найти нормальные методы?
Ваш удар «эффективен» только в одной конкретной ситуации. Ребенок перестал портить вещи, потому что боится наказания. Поверьте, как только вас не окажется рядом или он будет уверен, что сумеет избежать расплаты, возьмется за старое.
Его остановит не совесть, не голос разума, а только страх, который не вечен. Если ребенок учится на пятерки, боясь вашего наказания за плохие оценки, он перестанет учиться и постигать новое, как только избавится от вашего контроля. Сила в данном случае — самый слабый метод.
К тому же ребенок, находящийся в страхе, просто не может нормально усваивать информацию. Он немеет, замирает и вообще плохо понимает, что вы ему говорите. Если добавить сюда еще и физическую боль — это будет слишком для малыша.
Вы бьете ребенка по причине собственной несостоятельности, бессилия и беспомощности. Тем самым показываете, что бить — это нормально. Что насилие — это норма, даже между самыми близкими людьми. И почему, если можно вам, нельзя, например, ему?
Поймите, в битье детей нет никакой пользы, особенно — в долгосрочной перспективе, особенно — если думать о последствиях. Да, ребенок замолчит сию минуту, перестанет гонять мяч по квартире, начнет решать примеры… Вы добьетесь своего. Но какой в этом толк, если он сделает это не по своей воле, а просто из-за животного страха боли? Как вообще можно дрессировать ребенка, как животное?
Учитесь сдерживать себя. Думайте о последствиях. Почему вы не бьете начальника, который вас бесит? Родственников, с которыми не ладите? Соседей, которые слушают громкую музыку ночами? С ними вы находите силы сдерживаться, потому что понимаете, какие могут быть последствия. Потому что знаете: такое ваше поведение пользы не принесет, а только усугубит ситуацию.
А теперь живо представьте худшие последствия избиения ребенка. Он будет бояться вас, не доверять вам; пронесет обиду на вас через всю жизнь и будет страдать от этого; станет невротиком; вырастет закомплексованным, неуверенным в себе, несчастливым человеком… список можно продолжать еще долго. И задумайтесь: стоит ли всего этого ваша минутная слабость и раздражение?
Как держать себя в руках. Можете считать до десяти, умываться холодной водой, начинать медитировать, съедать плитку шоколада — выбирайте любой эффективный для вас метод, главное — остановиться до того, как замахнетесь рукой на самое дорогое, что у вас есть.
Почему нельзя бить детей
Исследования показали, что даже небольшой опыт насилия снижает эмоциональный интеллект, серьёзное насилие снижает интеллект в целом. Познавательная активность, способность учиться, может быть реализована только в безопасной среде как у взрослых, так и у детей. Нет безопасности — нет развития. А о какой безопасности может идти речь, когда тот, кто должен её обеспечивать (родитель) сам же её и нарушает. Физические наказания напрямую влияют на физиологию мозга. Мозг битого и небитого ребёнка работает по-разному.
Вот что происходит: Вы бьёте ребёнка, его мозг заливает гормон стресса — кортизол, если это повторяется часто, повышенный уровень гормонов стресса становится для него базовым. Формируется хронический стресс, теперь ребёнок всегда живёт в напряжении, не только в момент, когда вы его лупите. А дальше всё по цепочке: ниже интеллект, ниже иммунитет, проблемы с ЖКТ, невроз, проблемы с другими людьми в будущем, и как вишенка на торте — идентификация с агрессором (меня били и человеком вырос, а не били бы, непонятно, что получилось) и битьё собственных детей.
Данные исследования показали, что битьё провоцирует тревогу, инфантильность и проблемы дефицита внимания Эти выявили связь между физическими наказаниями и проблемами с алкоголем, наркотиками и законом во взрослом возрасте. Данные исследования показывают, что телесные наказания не действеннее других ненасильственных методов
У детей, которых бьют, хуже развивается речь
Речевые способности ребенка в возрасте 9 лет, которого били и которого не били:
- Бьет мать
- В возрасте 3 лет
- Меньше 2 раз в неделю: 0.30
- Больше 2 раз в неделю: −0.37
- В возрасте 5 лет
- Меньше 2 раз в неделю: 0.22
- Больше 2 раз в неделю: −0.92
- Отец бьет
- В возрасте 3
- Меньше 2 раз в неделю: 26
- Больше 2 раз в неделю: −0.56
- В возрасте 5 лет
- Меньше 2 раз в неделю: −0.79
- Больше 2 раз в неделю: −4.21
- В возрасте 3
- В возрасте 3 лет
Для сравнения: матери, которые бросили среднюю школу, имеют процентное соотношение -2.6, в сравнение с теми матерями, которые окончили университет — 0.
Мозг детей, которых бьют, вырабатывает меньше серого вещества.
Дети, которых били, как минимум, 12 раз в год в течение трех лет, во взрослом возрасте имеют меньше серого вещества, чем дети, которых били минимально или не били вообще.
Под словом «бить» подразумевается бить каким-то предметом, по случаю, в дисциплинарных целях, и с учетом, что это не выходило за рамки, не привело к телесным повреждениям, не было сделано со злостью.
Сокращение серого вещества у взрослых молодых людей, которых били в детстве:
- Правая медиальная лобная извилина: 19.1%
- Способность отличать себя от других объектов.
- Способность распознавать собственные качества и предпочтения.
- Способность понимать точку зрения другого человека (и основная способность решать конфликты)
- Способность оценивать и предсказывать поведение других.
- Левая медиальная лобная извилина: 14.5%
- Правая фронтальная часть поясной извилины: 16.9%
Эти участки связаны с:
- зависимостями
- суицидальным поведением
- депрессией
- ПТСР
- Диссоциативными расстройствами
Эти участки являются частью срединной ростральной префронтальной карты, играющей ключевую роль в социальном познании, а также же в функциональной структуре.
Даже в уровне образования дети, которых били, показали на 10 пунктов меньше в тестах IQ. На 75% это объясняется тем, что их били. Иными словами, перестаньте бить детей, и они получат на 7.5 баллов выше в тестах IQ.
Применение телесных наказаний влияет на задержки в развитии или задержки в развитии (и, следовательно, плохое поведение) вызывает телесные наказания? Лиц, которых опрашивали в рамках этого исследований, били в возрасте до 4 лет – пока эти области головного мозга еще формируются.
Почему серое вещество важно? Серое вещество способствует обработке информации. Особенно в этих областях оно помогает принимать решения и размышлять
Чем больше серого вещества есть в этих участках мозга, тем лучше человек может оценивать последствия и преимущества.
Что влияет:
- злоупотребление алкоголем или наркотиками
- ушиб головы
- злоупотребление алкоголем или наркотиками во время беременности
- опыт физического, сексуального или эмоционального насилия
- перинатальные или неонатальные осложнения
- неврологические расстройства
- условия развития и роста
Мнение российских психологов о телесных наказаниях
Выдающийся российский учёный-обществовед Игорь Кон в своей последней книге “Бить или не бить?” анализирует эффект от телесных наказаний, ссылаясь на результаты сотен (Gershoff, 2002; Paolucci, Violato, 2004; Larzelere, Kuhn, 2005) исследований, проведённых за более чем 50 лет в США и других странах, которые доказали, что «существуют многочисленные статистические корреляции, а иногда и причинная связь между телесными наказаниями ребёнка и его агрессивностью, склонностью к насилию и антисоциальному поведению.» Более того, «чем больше дети получают телесных наказаний в начале учёбы, тем сильнее они отстают в своём когнитивном развитии четыре года спустя.»
Существует устойчивая мировая тенденция к снижению телесных наказаний детей и параллельного роста IQ, что позволяет предположить частичное влияние первого на второе. Также имеются данные о том, что отрицательное воздействие на развитие ребёнка имеет любое наказание, которое воспринимается им как отвержение его родителями. Кандидат психологических наук А.А.Моисеева, в своём исследовании, посвящённом формированию альтруистической направленности личности, пришла к выводу, что «наказания, особенно это относится к унижениям и угрозам, блокируют развитие помогающего поведения. Родители склонных к альтруизму детей предпочитают отказаться от крайних форм наказания, а из поощрений выбирают методы похвалы и поддержки. Родители низкоальтруистичных личностей напротив отдают предпочтение материальным поощрениям и чрезмерно сильным наказаниям.»
Важно
Это может показаться удивительным, но не наказание приводит к снижению уровня жестокости и агрессии, а распространение бескорыстного помогающего поведения, которое, по мнению автора, станет одним из самых эффективных способов избавления человека от нежелательных форм антисоциального поведения, поможет наладить более эффективное взаимодействие, взаимопонимание и сотрудничество, будет способствовать выживанию общества в целом.
Вот ещё цитата на эту же тему А.К. Осницкий в книге «Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся» пишет: «Дети достаточно дифференцированно оценивают поведение учителей и ориентированы на позитивные характеристики учителей, нуждаясь в них: в классах, где хотя бы один учитель (преподаватель математики в IX классе с минимальными показателями агрессии, выдержанный и деликатный литератор и т. п.) не обнаруживает агрессивного поведения, показатели агрессивности у школьников значительно ниже. Достаточно перевеса в одну позитивную «человеческую единицу», чтобы психологический климат в классе стал мягче, а дети менее агрессивными.»
В целом, как российские учёные, так и их зарубежные коллеги считают, что сочувственное, понимающее, дружеское отношение к детям хоть и не всегда приводит к немедленному послушанию, но зато имеет положительный долговременный эффект, в то время, когда наказание и назидательность может и приведёт к подчинению взрослому, но скрытые и отсроченные по времени результаты будут негативными
Что является физическим наказанием?
Физическое наказание – это желание продемонстрировать свое значение, силу и превосходство. Его цель – сделать кому-то больно, унизить, оскорбить и подчинить своей воле. Ко всему этому относятся не только подзатыльники и шлепанье ремнем. Такого вида наказаниями считаются и стояние в углу, грубое дерганье за одежду или части тела, кормление ребенка против его желания или отказ в кормлении, молчаливый бойкот и применение вместо ремня любого предмета, который попадется под руку (например, тапок, полотенце, скакалка и т.д.).
Чаще всего такого вида наказаниям подвергаются дети младшего возраста. Они еще настолько беззащитны, что не могут противостоять такой агрессии и подчиняются взрослым, накапливая в душе негативные эмоции. Повторяющиеся физические наказания вызывают у ребенка «привыкание» и терпение к этой безысходности. Он продолжает не слушаться маму и папу, что приводит все к более жестокому отношению к себе. Так в семье формируется своеобразный круговорот насилия.
Альтернатива телесному наказанию, или как наказывать ребенка
Проявление слабости, отсутствие определенных педагогических знаний и навыков у родителей приводит к физическому наказанию детей. Как наказать ребенка, чтобы не причинить ему вред? Нельзя бить по попе детей, применяйте альтернативу. Что нужно для этого:
Необходимо переключить внимание ребенка на что-то другое.
Следует увлечь карапуза таким занятием, чтобы он перестал баловаться.
Придумайте новые развлечения с целью поощрения малыша, а не наоборот. Например, можно сложить все разбросанные игрушки в ящик
Прочтите ему его любимую книжку или сказку на ночь.
Поцелуйте и обнимите своего ребенка, чтобы он почувствовал ваше тепло и любовь. Проводите с ним больше свободного времени.
Заменяйте телесное наказание более лояльными методами (не идите гулять, выключите телевизор, заберите планшет).
К шалостям ваших детей относитесь по-философски, проецируя на себя весь спектр действий. Старайтесь больше общаться с вашими детьми, создайте доверительные отношения друг другом, и тогда проблем станет значительно меньше. Научитесь справляться с проблемами без наказаний
Важно понять родителям, что детей нельзя бить по попе ни при каких обстоятельствах!
«КАК»: методы «правильных» наказаний
Вопрос «как правильно наказывать» равносилен вопросу «как правильно лечить». На него нельзя ответить однозначно без постановки «диагноза» и особенностей самого малыша. Как и лекарство, любое наказание может помочь — или оказаться вредным либо неэффективным.
Поэтому методы наказания следует выбирать, исходя из причин плохого поведения для каждого конкретного ребенка. Мы приведем обзор основных «лояльных» методов, отметив их возможные слабые места, а уж какой из них применить к вашему чаду, решать только вам: в помощь метод проб и ошибок, а также ваше родительское чутье. В сложных случаях можно обратиться за консультацией к детскому психологу.
Объяснение
Разъясните малышу, почему он поступил неверно, предложите правильную модель, убедитесь, что он вас понял. Возможный минус: «лекции», особенно построенные на малопонятных и незначимых для него аргументах, могут нагонять на ребенка скуку и пропускаться мимо ушей.
Изоляция
Своеобразный «тайм-аут», дающий возможность переключиться и осмыслить ситуацию.
Столь популярный «угол» — из этой же серии, но эффективнее неунижающее отворачивание, а возможность «сменить локацию», поэтому многие отдают предпочтение «воспитательному стульчику», «диванчику» или просто уединению в комнате (только не в темной!).
Время, выделяемое на изоляцию, не должно быть продолжительным — примерно 1 минута на 1 год жизни ребенка. И, конечно, никаких «отвлекалок» (книг, игрушек) во время тайм-аута. Возможный минус: для некоторых детей «игнор» очень болезнен, плохо влияет на психику и может только усугубить негативную реакцию.
Лишение приятных бонусов
Обратите внимание, именно бонусов, а не жизненно необходимых или личностно важных вещей. Допустимо не дать ребенку сладости, отменить просмотр мультика или не пустить в гости, но нельзя класть спать без ужина, отобрать одежду, запретить общаться с друзьями, лишить подарка на День рождения
«Исправительные работы»
Легкий физический труд благотворно действует на всех людей. Рассыпал мозаику — убери. Испачкал стол — вытри. Нагрубил маме — прополол грядку сорняков. Хорошо бы этот кодекс действовал для всех членов семьи. Возможный минус: привитие отвращения к труду из-под палки.
Эмоциональная реакция
Родители — живые люди, и не всегда подавление естественных эмоций во благо. Если ребенок поймет, что своим поведением он вас рассердил или огорчил, возможно, он не захочет такого повторять.
Повышение голоса в экстренных ситуациях может быть эффективным, например, быстро остановить опасное действие ребенка. В эмоциональных реакциях очень важна мера!
Возможный минус: если злоупотреблять этим методом и пытаться манипулировать ребенком, играя на его чувствах, он перестанет на это реагировать.
Физическое воздействие
Речь идет не только о телесных наказаниях (это тема отдельного разговора, спорить об этом можно долго). Иногда поведение ребенка нужно остановить физическим действием — отдернуть, схватить в охапку, удержать за руку, унести и т. п.
В некоторых случаях при затяжной истерике, если не помогли другие способы, врачи даже рекомендуют поместить орущее чадо под душ (да-да, прямо в одежде).
В самом крайнем случае, если перейдены все границы или велика угроза жизни или здоровью, не корите себя за воспитательный шлепок, если такая реакция не стала у вас нормой. Естественно, унижающие и жестокие наказания абсолютно неприемлемы.
Естественные последствия
Там, где речь не идет о жизни или здоровье малыша, последствия будут самыми лучшими учителями. Лезет к горячему чайнику — пусть прикоснется одним пальчиком под вашим наблюдением. Требует горчицу — что ж, пусть попробует. Убегал от мамы во время прогулки — гуляние завершается досрочно. Разбил чужой телефон — не поехал в отпуск или отложили желанную покупку.
Возможный минус: если последствия не наступают, может сформироваться стереотип «Уж меня-то пронесет» (перебежал дорогу на красный цвет, ничего не случилось — решил, что можно).
Из данного видеоролика можно узнать, почему нельзя бить детей в качестве наказания, как любой способ наказания влияет на психику.
Наказ — оценка
Есть разные способы наказания.
Есть наказание без слов, когда родители всем своим видом показывают свое отношение к поступку или поведению ребенка. Подобная эмоциональная выразительность не только лицом, но и всеми жестами, часто становится хорошей шпаргалкой для ребенка. Мама спокойно кивает головой, улыбается, показывает жестом руки, что все хорошо, и малыш понимает оценку своего действия. Но вот ее лицо стало жестким, глаза колючими — что-то не так в его поведении. Конечно, использование такого вида наказания целесообразно для детей трех-четырех лет и старше.
И смысловая тональность родительского слова — это тоже наказ и наказание. «Хорошо, хорошо», — говорит мама, но таким голосом, что всем понятно, что все «очень плохо». Дети очень рано, уже в младенчестве понимают выразительность интонаций, чувств, настроений, поэтому чем раньше они научатся видеть родительское состояние, отношение, тем меньше конфликтов будет в доме.
В воспитании нет мелочей, следует почаще задавать ребенку вопросы типа: «Как ты думаешь, я не устала?», «Посмотри на мои глаза, они веселые или не очень?» И обязательно надо учить ребенка искать причину этого состояния. Да — это терпение, но за ним результат будущего внимания, чуткости к родителям и окружающим людям.
О наказании в разном возрасте
Поведение ребенка напрямую зависит не только от его воспитания, но и от психофизиологических особенностей, обусловленных текущим возрастом. Давайте перечислим возрастные группы и попробуем определить особенности наказания детей разного возраста.
Дети до 3-х лет
В таком возрасте о каких-либо наказаниях не должно идти речи. Ребенок не осознает себя как личность, он не может контролировать свои желания. Поведение малышей больше напоминает поведение зверюшек (извините за сравнение за животными, если вдруг это кого-то обидит), которые подчиняются своим инстинктам.
От 3 до 5 лет
В этом возрасте ребенок уже осознает свое «Я», однако его понятия о морали, о хорошем и плохом еще довольно размыты. Дети в этом возрасте часто повторяют все за окружающими. К примеру, если ребенок матерно выразился, причем, возможно, оскорбив вас, то это не является причиной, чтобы его наказать. Вероятней всего, он услышал матерное выражение где-то на улице, по телевизору или от своих ровесников, при этом вряд ли он осознавал значение конкретного мата.
От 5 до 8 лет
Дети, которые пошли в школу, или только собираются, должны учиться выполнять установленные заранее требования. Им следует объяснить, что обещания следует выполнять. Лучшее наказание для детей этого возраста – лишение их чего-либо. Не выполнил домашнее задание? На улицу гулять не идешь. Отказываешься кушать, что приготовили? Тогда посиди заодно без телефона и планшета.
От 8 до 13 лет
Когда возраст ребенка близится к раннему подростковому (8-10 лет), он потихоньку начинает пробовать быть взрослым
Поэтому здесь важно договариваться с ним заранее обо всех последствиях его поведения. И, конечно, выполнять свои обещания
В таком возрасте ребенок как раз очень активно будет искать «дырки» в границах. Тут важна роль отца – ведь именно он по большей степени показывает границы
Обрати внимание на солидарность с мужем: договорись с ним о единой системе наказаний – чтобы не получилось, что мама за, а папа – против
От 13 до 18 лет
С подростком часто бывает трудно договориться. Он нарушает запреты и не хочет брать на себя ответственность. Только ты своим примером можем показать ему, что есть хорошо. Ведь именно сейчас он озабочен этим вопросом и всячески пытается проверить – правду ли ему говорят, что это – можно, а это – нельзя. Объясни подростку, почему нельзя играть за компьютером целый день и почему непозволительно ругаться матом
Сейчас как никогда важно иметь возможность откровенно беседовать с отпрыском