Что делать, если ребенок все время плачет в детском саду или яслях: советы психолога
Содержание статьи
- Степени адаптации ребенка к посещению детского сада
- Сложная степень адаптации
- Как помочь ребенку?
- Средняя степень
- Как помочь ребенку?
- Высокая степень
- Что требуется от родителей?
- Первые слезы — что делать
- Первоклассник не любит школу
- Как тренировать расставание
- Ребенок плачет в садике целый день – что нельзя делать родителям
- Причины, по которым ребёнок отказывается спать в садике
- Что делать, если ребенок в садике плачет весь день не переставая
- Зачем нам детский сад: 7 причин
- Советы родителям для лучшей адаптации детей в саду
Степени адаптации ребенка к посещению детского сада
Механизм адаптации у каждого ребенка работает по-разному. Многое зависит от устойчивости нервной системы малыша. Резкая перемена для одного крохи выглядит не так страшно, и он быстро осваивается в новой обстановке. Более ранимым ребенком такое обновление принимается тяжело, и он долго и болезненно переживает его, капризничает, гневается на родителей. Наблюдение специалистов позволили выявить у маленьких детей три степени адаптации: сложную, среднюю и высокую. Расскажем подробнее о каждой из них.
Сложная степень адаптации
Незнакомая обстановка доводит малыша до выраженного нервного срыва, выливающегося в бесконечные истерики. Расставание с мамой может привести к болезни. Находясь в группе, ребенок сторониться сверстников, его не привлекают общие игры и садовские игрушки, он замыкается
Внимание рассеивается, кроха отгораживается от происходящего вокруг него. Услышав слова воспитателя, он может испугаться, впасть в истерику, начать звать маму
Некоторые малыши вообще не реагирует на обращения к ним, могут разнервничаться и замкнуться.
Как помочь ребенку?
Что должна сделать мама, если ребенок плачет в яслях? Необходимо проявить чуткость и терпение. Договоритесь с воспитателем на то, чтобы две-три недели находиться рядом с ребенком. Станьте своеобразным проводником между ним и другими детьми, введите его в новые условия своей теплой рукой и горячим сердцем. Предпринятые действия не привели к решению проблемы, обратитесь за консультацией к специалисту.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: а что делать, если ребенок плачет во сне?
Средняя степень
Внешне ребенок спокойно провожает маму, если и расстраивается, то ненадолго, не чурается игр с детьми. Трудности адаптации выражаются скрытно, трансформируясь из психологического беспокойства в частые болезни. Ребенок постоянно простужается, подхватывает ангину, страдает от аллергии. Наличие проблемы показывают и беспричинные приступы агрессии, гнева, плаксивости. Такому малышу требуется полтора-два месяца на полное привыкание.
Как помочь ребенку?
Ежедневно разговаривайте с ребенком, спрашивайте о том, как прошел его день в саду, чем он занимался, с кем подружился
Важно, чтобы и воспитатель не оставлял малыша без внимания, старался деликатно объяснить ему правила пребывания в саду, задействовал его в общих занятиях. Работайте в тесном тандеме с воспитателем
Попросите его, чтобы он вовремя сигнализировал о негативных реакциях крохи.
Высокая степень
Позитивная реакция ребенка на посещение ДС радует родителей и облегчает работу воспитателя. Малыш охотно собирается в садик, быстро знакомится с другими детьми, адекватно относится к требованиям и замечаниям воспитателей. Адаптация не занимает у него много времени, как правило, ему хватает 1-2 недель, чтобы благополучно влиться в детский коллектив. Отсутствие болезней так же свидетельствует о хорошей адаптации крохи.
Высокая адаптация выражается и в психологическом поведении. Ребенок без проблем засыпает, просыпается вовремя, ему некогда скучать, он постоянно занят. Играет с другими детками, сам придумывает игры, активно ведет себя на прогулке, не жалеет игрушек для других детей. Когда мама приходит за ним, он с удовольствием рассказывает о том, как прошел его день.
Что требуется от родителей?
Основная задача родителей состоит в том, чтобы грамотно подготовить малыша к поступлению в сад. Расскажите ему, почему он должен ходить в ДС, что его там ждет. Объясните правила пребывания, как долго он там будет, с кем может познакомиться. Самое главное – дайте ему понять, что он идет туда на определенное время, и вечером вы его обязательно заберете.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как необходимо подготовить ребенка к детскому саду в 3 года?
Первые слезы — что делать
Правильнее сказать — чего не нужно делать. Наша неправильная реакция на эмоции ребенка только усугубляет его неприязнь к садику. Причиной становится грубое слово педагога, обида на другого ребенка, неудачи в творческих занятиях. В этот момент нужно поддержать, успокоить, попытаться понять, что стало причиной.
В 3–4 года малышу сложно сформулировать свои чувства, понять, что ему не хочется в садик из-за того, что его ударил или обозвал мальчик.
Одни дети легко идут на контакт и рассказывают о неприятных событиях, другим это дается сложнее.
«Я не пойду больше в садик! Сегодня во время тихого часа Артем ударил меня. Просто так, подошел и ударил!» — на глазах старшей слезы. Для нее шок то, что кто-то сделал ей больно специально.
Уже пару дней замечала, что полненький мальчик, выглядящий старше сверстников, старается подольше посидеть в прихожей, когда дочь переодевается. Он задает вопросы, пытается завести разговор, но она не обращает внимания — Артем грубоват, плохо одет и считается хулиганом. Я с трудом убедила дочь, что Артем больше так не сделает и нужно попробовать сходить завтра в сад.
На следующий день я была твердо уверена, что должна что-то сделать. Поговорить с Артемом или его мамой. Мальчик встретил нас возле входа в садик — не мог дотянуться до домофона. Его мама отводила младшего ребенка в садик, а он в свои 4 с половиной года шел по территории сада к нужному подъезду и ждал, пока его запустят взрослые.
Он поздоровался, а поднявшись в коридор группы, попросил помочь с пуговицами на растянутой кофте. Моя злость и обида ушли — он просто одинок: «Артем, нужно поговорить». Довольно крупный мальчик сжался от моих слов, он ждал ответного удара, обидных слов.
Недоумение сменилось радостью: «Хорошо!» Моя старшая не смогла простить его до конца, но конфликтов между ними больше не возникало.
Первые слезы в приемной детского сада нельзя игнорировать.
Так же, как и замкнутость, задумчивость после садика. Не нужно отмахиваться от детских переживаний. Обязательно разговаривайте с малышом о прошедшем дне — пусть он громко расскажет о своих достижениях и шепотом о своих обидах и страхах, а вы о том, что делали без него.
Первоклассник не любит школу
Когда ребенок переходит из детского сада в первый класс школы, он проходит период адаптации к новым условиям жизни. Привыкает к новым требованиям и задачам, которые ставит перед детьми школа:
— во время урока сидеть за партой и не отвлекаться,
— сосредотачивать внимание на словах учителя и том, что он напишет на доске,
— следовать режиму: просыпаться, уходить в школу, отправляться на уроки и перемены в одно и то же время,
— выстраивать отношения с новыми взрослыми и детьми.
Сколько займет адаптация? Это индивидуально для каждого ребенка. У кого-то она пройдет за две недели, а для кого-то это будут месяцы или даже весь первый год обучения. Не каждый ребенок легко и быстро справляется с подобными трудностями, поэтому в это время нежелание ребенка посещать школу естественно. Задача родителей — обеспечить для ребенка «мягкий» адаптационный период, помочь справиться с новыми жизненными условиями.
«Мы записываем ребенка на пять кружков и потом понимаем, что света белого не видим»
Как помочь? Для младших школьников важен режим дня. Ребенок должен высыпаться, не чувствовать усталость, не переутомляться.
Лучше не совмещать начало обучения в школе и предложение ребенку дополнительных домашних обязанностей. Дополнительные кружки и занятия должны быть дозированы. Особенно это касается детей, которые занимаются профессиональным спортом.
На первых этапах обучения важно оказывать ребенку помощь в выполнении домашних заданий: составлять расписание учебы и отдыха в течение дня, придерживаться временных рамок выполнения домашних заданий, садиться с ребенком вместе за выполнение домашних заданий, помогать в процессе, постепенно передавать сыну или дочери навык организации учебной деятельности («в начале делаем вместе», постепенно ребенок научится «сам»).
Важна эмоциональная поддержка взрослого на этом этапе, чтобы у ребенка был надежный тыл и чтобы он всегда мог обратиться к родителям за помощью.
Как тренировать расставание
Воспитательные теории, предполагающие дисциплину и соблюдение требований, тут не подойдут: раз у ребенка есть потребность быть рядом с вами, насильственное изменение положения вещей приведет к обратному эффекту: он вообще не захочет от вас отходить, но к этому добавится еще и невроз.
Так же как младенческое нежелание лежать в кроватке в одиночестве отлично «лечится» ношением на ручках при любой возможности (то есть старательным удовлетворением важной потребности, а не ее отрицанием), то и к желанию подросшего малыша быть рядом стоит отнестись с пониманием. Постепенное, учитывающее темп ребенка отделение быстрее приведет к его готовности отпустить маму, чем любые силовые методы
Если сначала вы будете уходить на 10-15 минут, потом на полчаса, потом на час-полтора, малыш быстро поймет, что все в порядке: мама всегда возвращается. Тогда можно будет начинать исчезать и на более долгое время
Постепенное, учитывающее темп ребенка отделение быстрее приведет к его готовности отпустить маму, чем любые силовые методы. Если сначала вы будете уходить на 10-15 минут, потом на полчаса, потом на час-полтора, малыш быстро поймет, что все в порядке: мама всегда возвращается. Тогда можно будет начинать исчезать и на более долгое время.
Убедитесь, что в течение дня у вас и ребенка есть возможность просто пообниматься, посидеть вместе или поваляться на ковре, полежать и пошептаться перед сном или утром, после звонка будильника и до подъема
Не пытайтесь сделать это время максимально «полезным» и не переживайте, что оно проходит впустую — это не так, в эти минуты малыш «впитывает» ваше внимание, наполняется им
Ребенок плачет в садике целый день – что нельзя делать родителям
Есть вещи, которые родители не должны делать, когда их ребенок плачет в детском саду. Просто потому что сильное влияние, которое оказывают родители словами, интонацией и поступками приводят кроху в психологический конфликт.
Нельзя ругать ребенка за то, что она плачет. Родителям может стать неудобно и неловко перед воспитателями или другими мамочками и это вызывает желание просто накричать и поругать ребенка.
Не заставляйте пообещать ребенка, что завтра он или она будет себя хорошо вести и не будет плакать. Это бессмысленно и нечестно. Порой взрослые не сдерживают своих обещаний, а что уж говорить о детях.
Не высмеивайте детские страхи и слезы перед посторонними. Ребенок плачет в садике, потому что боится остаться без мамы и папы, и смеяться над этим или обсуждать со смехом эти моменты при других нельзя.
Самым ужасным и глупым, что могут сделать родители — это запугивать ребенка. Недопустимо угрожать крохе, что если тот не перестанет плакать каждый день в детском саду, то родители оставят его там навсегда. Или как вариант что накажут его или не купят что-то. Этим поведением вы сделаете садик, а затем и школу пыткой для ребенка. Таким поведением можно поселить в душе ребенка разные страхи.
Надеюсь, что информация в статье была вам полезна. Напоследок хочу сказать, что через 2 недели наша малышка перестала плакать в садике без мамы. Мы строго придерживались рекомендациям психолога и старались с улыбкой и добротой разговаривать про детский садик. Даже на мой вопрос: «Как дела в садике?» она отвечает, что игралась с детками. Раньше дочка отвечала, что плакала.
1. Придумайте новый ритуал прощания. Например, вы договоритесь с ребенком заранее: «Чтобы ты не плакал, тебе поможет волшебная витаминка!» Ребенок заинтригован. А вы объясняете: «Как только мы придем с тобой в садик и переоденемся, я дам тебе волшебную витаминку, обниму тебя, поцелую на прощание и ты положишь ее в ротик и пойдешь в группу. Договорились?» В качестве витаминки можно дать какой-нибудь красивый и вкусный (но небольшой) леденец. который ребенок еще не пробовал, можно дать одну аскорбиновую дольку (продается в аптеке), содержащую витамин «С» или что-то другое на ваш выбор и вашу фантазию
Увлеченный тем, что у него вкуснятина во рту, он переключится на новый способ расставания с вами. Важно! Эту вкуснятину нельзя давать в другие дни вне садика, только утром при расставании с вами в саду.Иначе эффект ожидания и предвкушения пропадет и не получится никакой приятной для малыша ассоциации, связанной с приходом в группу и прощанием с мамой. 2. Договоритесь с воспитательницей, что она будет брать вашего ребенка за ручку и отводить в группу
Многие детки в этом случае охотно идут с ней и не плачут во время прощания с мамой. Даже машут ручкой: «Иди, мама, на работу!» Попробуйте.
2. Договоритесь с воспитательницей, что она будет брать вашего ребенка за ручку и отводить в группу. Многие детки в этом случае охотно идут с ней и не плачут во время прощания с мамой. Даже машут ручкой: «Иди, мама, на работу!» Попробуйте.<o:p></o:p>
3. Берите с собой любимую игрушку ребенка, когда идете в садик. Многие воспитатели разрешают деткам их приносить из дому. Эту игрушку можно таскать утром и забирать вечером. Можно придумать даже игру — будто ребенок в роли мамы или папы сам отводит игрушку в садик. Другой вариант — оставлять игрушку в шкафчике или на постельке ребенка в саду вечером, чтобы утром у малыша был стимул пойти поскорее туда и радостно встретить свою игрушку.<o:p></o:p>
4. Если ребенок закатывает истерику с вами, попробуйте попросить папу или бабушку отводить его в садик. Обычно с иными близкими истерики возникают редко.<o:p></o:p>
5. Если истерика началась, не теряйте спокойствия и терпения. Ваше состояние передается ребенку. Ведите себя с ним уверенно и ровно, обязательно заверяйте, что вы придете, как только он погуляет, поест, поспит и поиграет немного. И во время расставания прощайтесь, не исчезайте внезапно, чтобы он не боялся, что как только отвернется и все… мамы нет.<o:p></o:p>
6. Забирая его из садика, будьте веселы и жизнерадостны, даже если день у вас выдался не ахти. Хорошо будет, если вы погуляете немного, дадите ему размяться, а не будете спешить домой. Естественно, вечерние дела нужно правильно распланировать.<o:p></o:p>
7. Никогда не высказывайте в присутствии ребенка отрицательные суждения в адрес воспитателей, нянечек, да и самого садика. Любые настораживающие вас моменты обязательно выясняйте в беседе с воспитателями, наблюдайте за поведением своего ребенка, его словами в процессе игры. Ведь играя, дети вслух могут вербализировать все, что происходит в садике, в котором они находятся большую часть времени.<o:p></o:p>
Причины, по которым ребёнок отказывается спать в садике
Нежелание спать днём в детском саду может быть обусловлено самыми разными причинами. Многие из них непосредственно связаны с процессом адаптации, когда ребёнок только привыкает к детскому саду:
- Малыш оказывается в незнакомой обстановке, с неродными людьми. Поэтому он напряжён, не может расслабиться днём в кроватке.
- В садике нет привычных ритуалов, связанных с процессом засыпания (например, дома перед сном мама гладит по спинке, читает сказку, кроха обнимает в кровати большую мягкую игрушку и пр.).
- Дети — это маленькие психологи. Возможно, малыш понял, что когда он отказывается спать, воспитатель звонит маме и просит забрать его (конечно, если есть такая возможность). И такая ситуация его очень даже устраивает.
Нежелание спать часто проявляется у малышей в период адаптации к садику
Есть и прочие причины нежелания ребёнка спать в тихий час (они мешают малышу как в период адаптации, так и в последующее время):
- Позднее пробуждение ребёнка по утрам. Родители, жалея малыша, будят его в самый последний момент, чтобы он подольше поспал.
- В выходные дни дошкольник не соблюдает режим: дома ему разрешают не спать днём.
- Возможно, малышу что-то не нравится в самой обстановке (например, неудобная кровать, её расположение, короткое одеяло и пр.).
- Ребёнок просто не устаёт днём в садике и поэтому не хочет отдыхать.
Когда я работала воспитателем в детском саду, то, действительно, наблюдала, что дети, которых приводили очень рано, буквально сразу «отключались» в кроватке. А многие из тех, кто приходил позже, испытывали трудности с засыпанием.
Что делать, если ребенок в садике плачет весь день не переставая
Сразу хочу оговориться, что каждый ребенок очень особенный. Причины, которые вызывают стресс и беспокойство у ребенка абсолютно разные.
Что влияет на эмоциональное состояние ребенка:
Обстановка дома – раздраженные родители, крики и ругань очень плохо действуют на психику ребенка. Взрослым кажется, если ребенок не понимает контекста разговора и не разбирается в причинах, то на него это не действует. Это не совсем так. на эмоциональном уровне маленький ребенок понимает, что есть напряжение в семейной обстановке.
Нарушение общего режима дня – для формирования правильных психологических установок ребенку очень важно, чтобы режим дня был соблюден. Одинаковое время пробуждения и отхода ко сну
Прием пищи в приблизительно одинаковое время. Регулярные прогулки. И так далее.
Состояние здоровья – легкое недомогание из-за прорезывания зубов, зуда, боли в животике и так далее. Ребенок не может четко сказать, что с ним не так, но это раздражающе сказывается на эмоциональном уровне.
Новая обстановка – незнакомые люди, много детей. Если раньше ребенок видел маму папу и ближайший круг знакомых и родственников, то в садике все незнакомые. Даже взрослому человеку не комфортно в новой обстановке, что можно требовать от детей.
Отсутствие нужных навыков – если родители не научили маленького ребенка самым простым элементам самообслуживания, то в саду ему будет сложно.
Для того чтобы ребенок адаптировался быстрее и не испытывал стресс нужно перед началом посещения садика или яслей дома провести подготовку. Готовиться нужно начинать за несколько месяцев, чтобы грубо не менять привычный режим.
Перед тем как начать водить ребенка 2-3 лет в садик родители должны выработать у ребенка 6 полезных умений для детсадовца:
- Самостоятельно одеваться и раздеваться. В идеале дети должны снимать трусики, носочки, колготки. Надевать майку, кофту и курточку. С застёжками могут возникнуть проблемы, однако приучать к ним все же следует. Для этого можно купить игрушки-шнуровки. Развесить по комнате картинки с последовательностью одевания и раздевания.
- Пользоваться столовыми приборами ложкой и вилкой. Откажитесь от поильников, бутылок-непролеваек, которые не способствуют взрослению.
- Проситься в туалет, самостоятельно ходить на горшок. Следует избавиться от подгузников уже в полуторогодовалом возрасте. Умение проситься в туалет существенно облегчит процесс адаптации ребенка. Ребенок будет более уверенно себя чувствовать среди сверстников.
- Общаться со взрослыми. Довольно часто можно услышать своеобразную речь ребенка, которая понятна только маме. Нечленораздельные звуки, означающие, что ребенок хочет в туалет или кушать. Некоторые малыши вообще общаются жестами, справедливо полагая, что родители их поймут. Перед садиком следует следить за снижением лепетных слов и жестов.
- Играть с детьми. Чтобы улучшить коммуникативные навыки ребенка, необходимо почаще выводить его в детский коллектив. Психологи рекомендуют водить ребенка на детские площадки или ходить в гости в семьи где есть маленькие дети.
- Воспринимать разную пищу. Для многих детей характерна избирательность в пище. В идеале родителям следует приблизить домашнее меню к детсадовскому. Тогда завтраки и обеды не будут напоминать войну между детьми и воспитателями.
Оставлять ребеночка одного нужно постепенно. На час во время прогулки. На пару часов поиграть с детками в группе. Потом на прогулку на улице, в группе и на обед. Затем и на дневной сон. Увеличивать промежутки времени на которое ребенок остается в саду нужно индивидуально. Одному малышу достаточно недели от первого дня до спокойного засыпания, другой должен походить на пару часов месяц.
Зачем нам детский сад: 7 причин
Когда есть выбор, оставить ребенка с бабушками или отдать в сад, родители начинают задумываться, что будет лучше для малыша. С одной стороны, в саду дети больше болеют, подвергаются влиянию со стороны невоспитанных сверстников. С другой стороны, именно в саду ребенок учится правильно вести себя в социуме, потому сад детям все-таки нужен.
Семь причин посещать детское дошкольное учреждение:
- Социальная адаптация. Именно в саду малыш впервые сталкивается с социальными нормами поведения и учится себя правильно вести в социуме. Здесь у него больше чем дома возможностей наблюдать, анализировать и делать выводы.
- Умение себя вести в коллективе. Всегда можно по поведению отличить ребенка, который до школы посещал сад. В саду дети приобретают нужные поведенческие навыки и в школе им проще влиться в коллектив.
- Приобретение знаний и опыта. Сидя дома у ребенка меньше способов получения информации, в саду же дети обмениваются знаниями, а также в процессе игры закрепляют полученную от воспитателя информацию.
- Развитие личностных качеств. Сидя дома малыш перенимает некоторые черты характера родителей и бабушек, а в общении со сверстниками у него четче проявляются индивидуальные черты характера.
- Самостоятельность. Детям, посещавшим дошкольное учреждение, легче пережить адаптационный период в школе.
- Приобретение иммунитета. Часто болевшие в саду дети, в школе уже практически не пропускают занятий, в отличие от тех, кто сидел дома.
- Обучение дисциплине. Это пригодится на протяжении всей жизни — как в школе и институте, так и на роботе.
Кроме того, отдавая ребенка в сад, у родителей появляется возможность отдохнуть от круговерти бытовых хлопот и заняться самореализацией.
Советы родителям для лучшей адаптации детей в саду
Если ребенок плачет в саду, это – показатель того, что ему нужна помощь. Ведь маленький человечек еще так беззащитен, а его нервная система такая хрупкая. Обязательно спросите у воспитательницы, сколько плачет ваш ребенок и когда. Может быть, он больше всего расстраивается по утрам, когда вы уходите? Может быть, вечером, когда думает, что его не заберут? А может быть, ребенок плачет после сна, потому что новая обстановка для него некомфортна? В зависимости от причины плача вы сможете устранить ее и успокоить тем самым расстроенного малыша.
Обратите внимание на то, плачет ли ребенок после того, как в садик его отводит мама или, может быть, плач усиливается, когда в садик его отводит папа? Если ребенок меньше плачет, когда в садик его отводит другой член семьи (не мама), пусть этот член семьи (папа, дедушка, старшая сестра) его пока и отводит. Так нужно делать, пока малыш не адаптируется.
Узнайте у воспитателя, какие игры или игрушки больше всего радуют вашего ребенка
Может, он успокаивается, ложась спать с любимой лошадкой? Или после разговора с девочкой Ирочкой? Или ему нравится, когда воспитательница читает ему сказку про Золотого петушка? Эти методы нужно применять, когда ребенок плачет в саду.
Не молчите, разговаривайте с ребенком даже в том случае, если он еще мал и говорить с вами не может. Когда мама и папа разговаривают с ребенком, что-то объясняют, делятся впечатлениями, малыш успокаивается и плачет намного реже. Очень хорошо, когда по дороге в детский сад мама рассказывает ребенку о том интересном, что ждет малыша в группе. А по дороге домой тоже что-то рассказывает ребенку, спрашивает, как он провел день.
Можно давать ребенку в сад его любимую куклу или мишку – игрушку, с которой он чувствует себя более защищенно. Такая игрушка наверняка найдется у каждого ребенка. Это особенно хороший способ, если у ребенка тяжелая или средняя степень адаптации к незнакомой среде. Можно также дать ребенку с собой его любимую вещь – платьице, полотенце, платочек, любимые тапочки. С этими предметами ребенок будет чувствовать себя немного уютнее – с ним вроде бы частичка привычной домашней обстановки.
Есть еще один прекрасный способ смягчить адаптацию ребенка в садике. Можно дать ребенку ключ и сказать, что это ключ от квартиры. Можно сообщить ребенку, что теперь ключ от квартиры (дома) будет только у него и без этого ключа мама или папа домой попасть не смогут, пока не заберут из садика своего малыша. Это очень хороший ход, который поможет ребенку чувствовать себя важным и нужным. Это также поможет обрести ребенку дополнительную уверенность в себе и в том, что родители обязательно заберут его из садика как можно скорее. Этот ключ должен находиться у ребенка в таком месте, чтобы малыш мог достать его и ассоциировать с приходом родителей. Это придаст ему уверенность в себе в те моменты, когда малыш плачет в садике.
Когда родители забирают ребенка из садика, они не должны спешить, нервничать и кричать. Даже если родители нервничают молча, ребенок моментально считывает эти эмоции и повторяет их. Ведь связь малыша с родителями в этом возрасте очень крепка. Чтобы ваш ребенок не расстраивался и не плакал, постарайтесь сами быть в хорошем настроении и добром здравии.
Не стоит реагировать на первые же слезы и капризы ребенка. Он быстро поймет, что таким образом может манипулировать мамой и папой. Будьте тверды в своих намерениях и не отступайте от них. Если уж решили сдать ребенка в садик, переживите вместе с ним первый месяц адаптации (а может, и дольше) и чутко реагируйте на его потребности и проблемы. Ваша твердость и доброжелательность поможет ребенку обрести спокойствие в непривычной среде.
Придумайте милую традицию, когда прощаетесь с ребенком, оставляя его в саду. Научите его посылать воздушный поцелуй или поцелуйте ребенка в щечку, погладьте его по спинке, подайте другой условный знак, который говорит о любви к ребенку. Этот обмен знаками «я тебя люблю» успокаивает малыша, дает ему ощущение защищенности не смотря на то, что любимая мама (папа) сейчас уйдет.