Странные привычки у маленьких детей: когда стоит беспокоиться, а когда – нет?
Содержание статьи
- Как развивается трехлетний ребенок, почему возникает кризис
- Профилактика истерик
- Ребенок еще не ходит
- Пагубные привычки
- Алкоголь
- Наркотики
- Игромания
- Регресс или потеря уже приобретенных навыков
- Что считать регрессом
- Советы психологов
- Самоуспокоение
- Ребёнок бьётся головой о стены
- Что делать родителям?
- Сосание пальца или одежды
- Что делать родителям?
- Как бороться с вредными привычками?
- Чего может испугаться ребёнок?
- Причины испуга новорождённых и грудных детей
- Причины испуга детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Что делать, если ребенок кусается: советы психолога
- Ребенку слишком сложно захватывать предметы и манипулировать ими
- Когда есть повод для беспокойства
- Как обычно ходят малыши?
- Помогите ребенку расширить круг общения
Как развивается трехлетний ребенок, почему возникает кризис
В 3 года головной мозг малыша уже хорошо развит, поэтому он может одновременно делать несколько действий, контролировать тело. Эта возможность считается наибольшим достижением ребенка в таком возрасте. Навыки, которыми он сейчас овладеет, останутся навсегда. Происходит развитие крупной, мелкой моторики. Кроху нужно задействовать в домашних делах, отдать в кружок, детский сад.
Происходит активное развитие организма, психики. У карапуза формируется речь, игровые навыки, общение с окружающими, собственное «Я». Кризис возникает из-за скачка в развитии, становления собственной личности.
Малыша больше не устраивает прежнее поведение родителей, он хочет, чтобы с его личностью считались
Близким важно мудрыми и терпеливыми, поскольку от этого зависит характер их ребенка
Развитие собственного «Я» может длиться от нескольких месяцев до 2 лет. Главный признак скорого кризиса — узнавание своего отражения: если раньше малыш называл себя «Это Кирилл», то теперь скажет — «Это Я».
Перечень главных признаков кризиса представлен:
- негативом;
- упрямством, строптивостью;
- своеволием;
- деспотичным поведением;
- обесцениваем взрослых;
- истерическими припадками.
Профилактика истерик
Истерики перед сном и во время сна заслуживают отдельного внимания. Если перед сном они еще могут быть манипулятивными (чтобы не идти спать, например), то во время сна истерика свидетельствует о нарушениях в работе организма. Это могут быть нарушения в работе нервной системы, а также физиологические отклонения, о которых он сказать не может, но они беспокоят его болевыми ощущениями.
Чтобы не допустить ночные истерики у детей 2-х лет, важно не показывать перед сном мультиков с плохими, агрессивными героями, не переедать, не кушать много сладкого, не перевозбуждать малыша, активно с ним играя. Когда среди ночи просыпается малыш с истерикой, лучшее средство успокоения буде прижимание его к себе и глоточек водички
Когда среди ночи просыпается малыш с истерикой, лучшее средство успокоения буде прижимание его к себе и глоточек водички.
Предотвратить проявление истерического поведения можно:
- соблюдая режим сна и отдыха;
- обеспечивая качественный сон;
- не допуская чрезмерных и ярких эмоций в течение дня;
- общаясь с ребенком, в этом общении он учится выражать свои желания словами, понимать свои потребности и родителя;
- пресекая начало истерики, договариваться с малышом, чтобы он понял, что его мнение учитывают, а его самого любят и понимают;
- беречь психику ребенка от раздражающих факторов.
Большинство малышей около двух лет проходят через возраст «нет». Даже те дети, которых считали настоящими маленькими ангелочками, начинают больше напоминать упрямых осликов. Как же реагировать на подобные изменения в поведении ребенка? В каком случае нужно проявить твердость, а в каком лучше уступить?
Вы просите его надеть свитер, сесть за стол, прекратить исследование электрической розетки или вернуть погремушку восьмимесячному братику — с недетским упорством ваше чадо отклоняет любые просьбы и требования.
«На очередном «нет» я сломалась, мое терпение лопнуло — рассказывает Лариса, мама двухлетнего Филиппа. Я мечтала лишь о том моменте, когда он, наконец, ляжет спать, и я получу небольшую передышку».
С чем же связана потребность малыша проявлять упрямство? Около двух лет ребенок начинает осознавать свою целостность, как психологическую, так и физическую, он учиться контролировать свои естественные отправления и получает удовольствие от владения своим телом. В этот период он ощущает, что больше не составляет единое целое со своей мамой, что он совершенно отдельная личность. С помощью «нет» малыш раз за разом утверждает свое, совсем свежее чувство «отдельности». Чтобы психологически отделиться от родителей ребенок должен им противодействовать, оказывая сопротивление родительскому контролю, указаниям и просьбам. Только противопоставив себя родителям, он может ступить на путь индивидуализации. Конечно, порой с малышом бывает трудно поладить, но нужно помнить, что этот кризисный период предваряет новую веху в развитии
Поэтому важно понять, как помочь ребенку (а иногда и себе) пройти через кризис, не препятствуя развитию личности
Ребенок еще не ходит
Если ровесники вашего карапуза уже уверенно топают, а он все еще ползает, это вовсе не означает, что малыш запаздывает в развитии. Не ходит до 1,5 лет – необычно, но нормально
Правда, важно, совместно с педиатром, установить причину. Самые частые из них:
- Пошел бы, да испугался, больно ударившись. Плюс по характеру боязливый и нерешительный.
- Подолгу находится в прыгунках или в ходунках. Эти тренажеры не развивают необходимые для ходьбы группы мышц, не позволяют быстро научиться управлять своим телом и сохранять устойчивое равновесие в вертикальном положении.
- Мышечная гипотония (смотри выше).
- Гипертонус мышц (еще выше).
- Малыш изучает мир из слинга, рюкзака или автокресла. Зачем ему стараться дотянуться или дойти до заинтересовавшего предмета? – Донесут, только «рули» указательным жестом в нужном направлении.
- Длительное пребывание в распорках или гипсе из-за перелома ноги или врожденного подвывиха в тазобедренном суставе.
- Умственная отсталость.
Пагубные привычки
Давно доказано, что зависимости и их вредные последствия плохо сказываются на здоровье и психике окружающих. Самый простой пример – это пассивное курение, во время которого никотин, содержащийся в табачном дыме, наносит организму постороннего человека вреда больше, чем самому курильщику. Представители молодежи, в том числе школьники, курят, пьют спиртные напитки, балуются легкими наркотиками, чтобы через десять лет начать страдать от алкоголизма, токсикомании, лечиться от бесплодия, проблем с сердцем, легкими и т.д. Здоровье подростков портится мгновенно.
Специалисты выделяют три зависимости, которые приобрели обширную популярность у мужчин и женщин за последние несколько десятков лет. Они приводят к хроническим заболеваниям, разрушают мозг, сердце, кровеносные сосуды. Беременные женщины, выпивая или куря, не представляют, как спирт или никотин влияет на внутриутробное развитие детей, какую наследственность они передают потомству. Главное – они рушат семьи. К вредным привычкам относят алкоголизм, наркотики, игроманию. Это три всадника апокалипсиса современного мира, которые наносят вред здоровью.
Алкоголь
Употребление алкоголя в большом количестве это не просто зависимость. Это огромный вред для здоровья. Механизм отравления основан на влиянии такого ядовитого вещества как этанол или этиловый спирт. Он начинает свое коварное действие уже спустя минуту после попадания в желудок. Однако пищеварительный тракт – это далеко не единственная система, которая страдает от выпитого спиртного.
Мозг – один из важнейших органов человека. Чрезмерные прикладывания к рюмке вызывают стойкие психические нарушения, наблюдается потеря памяти. По причине токсического воздействия алкоголя на организм можно заполучить алкогольную энцефалопатию, которая представляет собой комплексный психоз, синдром «белой горячке», состоящий из соматических и неврологических расстройств. Алкоголь оказывает негативное влияние на печень, которая берет на себя основной удар. Цирроз печени – это медленная, но неизбежная смерть.
Наркотики
Страшнее алкоголизма может быть только употребление наркотиков, которые нередко состоят из химических вредных компонентов. Влияние вредных привычек на организм человека огромен. Наркотики поражают нервную систему, происходит полное изменение здорового организма в худшую сторону. Человек, принимающий наркотики, со временем становится зависимым от того состояние, в котором он пребывает, забывая об опасности вредных веществ. При постоянном приеме доз развивается хроническое отравление организма, возникают такие болезни:
- поражение внутренних органов;
- нарушение работы нервной системы;
- атрофирование головного мозга;
- нарушение выработки гормонов;
- печеночная и сердечная недостаточность.
Наркоманы, в отличие от здоровых людей, чаще впадают в депрессию, заканчивая жизнь самоубийством. Нередки случаи передозировок со смертельным исходом. Это риск заражения СПИДом и другими инфекциями, которые передаются через кровь. Такие люди не могут самостоятельно избавиться от наркозависимости, им требуется квалифицированная помощь медиков и психологов. Выздоровления протекает очень тяжело, часто с рецидивами.
Игромания
Вредные привычки и их влияние на здоровье не ограничиваются одними наркотиками и алкоголем. Игромания – еще один бич современного общества. Человек, попадая в такую зависимость, становится потерянными для общества. Игромания влечет за собой такие проблемы:
- Психические заболевания. Интернет-игрок может часами сидеть перед монитором. Возможно, он не потратит и рубля, но он забудет про реальную жизнь и окружающих людей. Происходит деградация личности, отсутствие какой-либо жизнедеятельности, помимо виртуального мира игр.
- Влияние на здоровье. Интернет-игроки забывают про сон, пищу. Зафиксированы случаи, когда такие люди ходят в туалет под себя. В результате интернет-игрок становится похожим на наркомана.
- Потеря памяти, снижение интеллекта.
Регресс или потеря уже приобретенных навыков
Мышечная сила и моторная ловкость малыша с каждым днем должны только улучшаться. Если замеченную регрессию навыков нельзя связать с недавней болезнью (хотя бы с банальной «простудой»), это очень серьезный повод для тревоги и незамедлительного обращения за помощью профессионалов.
Что считать регрессом
Внезапный категорический отказ самостоятельно есть и одеваться, требование вернуть давно забытую пустышку, возвращение каляк-маляк в альбом с рисунками – признак неудовлетворенности, беспокойства, гнева, поселившихся в душе ребенка. Часто таким поведением карапуз демонстрирует потребность во внимании и ласке взрослых или сопротивляется слишком настойчивым попыткам сделать его предводителем вундеркиндов. Не волнуйтесь: это не регресс. Но если дитя, уже пытающееся бегать, вдруг не может встать на ножки или сделать без падения нескольких шагов, это не нормально. Такой распад моторных навыков может быть признаком серьезного неврологического или психического расстройства: эпилепсии, энцефалита, опухоли головного мозга, огромного множества метаболических поломок, проявляющихся прогрессирующими болезнями накопления. Первым неотложным шагом будет комплексное специальное медицинское обследование.
Советы психологов
Не навязывайте ребенку общение с посторонними людьми, а приспосабливайтесь к его реакции. Если он отказывается играть с ребятами, не настаивайте. Пусть пока постоит в стороне, почувствует атмосферу веселья.
Найдите область, которая ему интересна, и через обсуждение этих тем помогите наладить общение. Если ребенка интересуют космические приключения, запишите его на детские занятия в планетарий
Увидев, что его сверстников интересует то же самое, он воспримет их как своих друзей.
Приглашайте почаще гостей в дом, покажите малышу на собственном примере, как важно людям общаться, какие положительные эмоции они при этом испытывают: радость, смех, удивление.
Если вы пригласили детей, не предоставляйте их самим себе. Организуйте совместные занятия для детской и взрослой компании
Вам помогут настольные игры, отгадывание загадок, прятки и собственная фантазия.
Дайте ему почувствовать принадлежность к коллективу. Читайте сказки, посещайте спектакли, где рассказывается о дружбе, коллективном занятии или творчестве, например: «Репка», «Карлсон», «Винни Пух» и др.
- Для замкнутых детей дошкольного возраста полезны игры, где есть тактильный контакт, например, паровозик, салочки, хоровод.
- Обеспечьте ощущение безопасности. Когда ребенок находится в незнакомом месте, держите его за руку. Дайте понять, что не оставите его одного.
- Учите малыша выражать свои эмоции словами. Научите ребенка, как правильно знакомиться. Для начала можно экспериментировать с игрушками. Он должен уметь представиться, поздороваться, рассказать о себе, попрощаться. Как бы формально это не звучало, без этого дружеского общения не получится.
- Искусственно создавайте ситуации, когда ребенок должен первым заговорить со взрослым. Например, он просит вас купить игрушку в магазине. Попросите его подойти к продавцу и попросить показать, как она работает. Если ребенок еще не созрел для такого подвига, повторите просьбу через неделю, месяц. Постепенно желание пересилит застенчивость.
- Если ребенок внешне отличается от сверстников, подумайте, как скорректировать его особенности. Заикание, неуклюжесть — все это мешает ему почувствовать себя на равных.
- Замкнутым детям бывает намного проще найти общий язык со старшими или младшими детьми. Если у него появится друг старше или младше по возрасту, это будет хорошей тренировкой для общения со сверстниками.
- Дозируйте общение. Неконтактные дети быстро истощаются от активного времяпровождения, дайте ему время освоиться в компании.
- Если вы идете в театр, театр, океанариум, музей, приглашайте детей ваших знакомых. После просмотра представления у них появится много интересных тем для обсуждения.
И последнее. Когда вы почувствуете, что ребенок научился преодолевать замкнутость, сведите свою помощь к минимуму. Настало время для самостоятельных поступков.
Похожие посты
Оставить комментарий
Самоуспокоение
К трём годам ребятишки нередко совершают повторяющиеся действия лишь с той целью, чтобы успокоиться в ситуации стресса, отдохнуть или немного «встряхнуться». Некоторые движения и привычки могут выглядеть, прямо скажем, пугающе. Рассмотрим эти странности более подробно.
Ребёнок бьётся головой о стены
Подобные действия встречаются довольно часто, причём в подавляющем большинстве случаев они не приводят к каким-либо серьёзным последствиям, поскольку малыш обычно прекрасно осознаёт своё поведение и не причиняет себе вреда.
Помимо самоуспокоения и желания расслабиться перед засыпанием, битьё головкой о твёрдые поверхности может быть вызвано следующими факторами:
желание привлечь внимание (кроха, пару раз заметив, что мама остро реагирует на удар головой об стенку, начинает практиковать подобные действия для привлечения внимания либо манипуляции);
истерический приступ (истерика нередко сопровождается агрессивным поведением, при этом негативные эмоции могут быть направлены не на окружающих людей, а на себя);
разочарование в чём-то (к примеру, ребёнок, у которого не получилось что-то выполнить, может кричать, стучать головкой об пол либо бить кулаками по затылку);
самопознание и восприятие болезненных ощущений (малыш в раннем детстве интересуется своими ощущениями, в том числе и болью, результате чего он может экспериментировать, стуча головой о пол);
недомогание (крохи часто бьются лбом по причине гриппа или простуды, прорезывания зубов, отита, высокого внутричерепного давления).
Что делать родителям?
Чаще всего все действия заканчиваются максимум синяками, поскольку ребёнок не причиняет себе серьёзного вреда, однако что-то делать всё-таки нужно. Прежде всего, нужно твёрдые поверхности обернуть мягкими тканями, чтобы смягчить удары.
Помимо того, нужно всячески успокаивать малыша, например, купать его с соответствующими ароматическими маслами (при условии отсутствия аллергии), исключить ругань и крики, включать метроном, его ритмичное звучание сможет успокоить ребёнка.
Если ребёнок развивается в нормальном темпе, без каких-либо отклонений, не следует слишком тревожиться. Однако, если данная странность остаётся и после трёх лет, имеются и другие неблагополучные особенности либо кроха наносит себе тяжкий вред, нужно обязательно обратиться за медицинской и/или психологической помощью.
Сосание пальца или одежды
Когда дети вырастают на естественном вскармливании и сосали мамину грудь столько, сколько было нужно, такая малоприятная особенность, как толкание пальчиков в рот, развивается довольно редко. Ну, или такие случаи отличаются эпизодическим характером. Совсем другое дело обстоит с искусственниками.
Однако любой ребёнок может начать сосать палец, если желает таким способом успокоиться. Так он хочет вспомнить о тех приятных минутах, когда мама держала его на ручках и кормила грудным молочком либо смесью из бутылочки.
Обычно специалисты не советуют бить тревогу, если подобная вредная привычка имеется у ребёнка младше 3 лет. Да и, скорее всего, эта странность исчезнет уже совсем скоро, поскольку подросшие дети могут расслабляться и успокаиваться другими способами.
Что делать родителям?
Рекомендаций по исправлению привычки множество, однако некоторые из них довольно радикальные и даже могут навредить малышу. Чаще всего психологи советуют занимать детей, к примеру, лепкой, собиранием мозаики или конструктора. Это позволит одновременно и нагрузить детские ручки, и успокоить нервную систему.
Подобные отвлекающие манёвры придётся выполнять постоянно, поскольку нежелательные привычки формируются быстро, а исчезают достаточно долго
При этом крайне важно не ругать ребёнка, поскольку негативные эмоции лишь усилят тревожность и заставят ещё больше нервничать
https://youtube.com/watch?v=6GCJuQ-5eYA
Как бороться с вредными привычками?
Негативное влияние вредной привычки на детей велико. Нужно набраться терпения, внимания, заботы, чтобы избавить ребенка от них. Есть несколько способов профилактики вредных привычек у детей.
Игнорирование. Если вы много времени уделяете слабостям ребенка, ругаете его за них, наказывайте, то последствия могут возникнуть не те, которых вы ждали
Возможно, что ваши поступки сформируют негативный эффект, и ребенок, наоборот, чтобы привлечь ваше внимание, будет делать вам назло. Поэтому лучше не обращать внимания на нежелательные действия, и тогда появится шанс, что малыш сам избавится от привычки.
Комплимент и вознаграждение
Один из прекрасных методов – это хвалить сына или дочь за появление хороших привычек. Пусть ребенок видит, что вы оцениваете его по достоинству и вознаграждаете отличное поведение. Это поможет развитию моральных качеств и отказу от вредных привычек.
Обучение. Ребенок сам захочет и сможет отказаться от плохих привычек, если мама и папа смогут ему четко и понятно объяснить, почему и как они приносят вред физическому и душевному здоровью. Нужно подобрать правильные слова, которые бы подействовали на малыша. Тогда ребенок поймёт ваши аргументы и сознательно захочет отказаться от вредной привычки.
Постепенность. У человека может быть несколько плохих привычек, и не стоит пытаться за один раз решить все трудности. Необходимо работать по порядку. Влияние вредных привычек на людей не подлежит сомнению, поэтому возьмите сначала привычку, которая наносит наибольший вред. Не надо спешить. Не нужно терять самообладание в процессе воспитания ребенка. И уж тем более нельзя ставить своего малыша в неловкое положение, обсуждая его проблемы при других людях. Все деликатные разговоры нужно вести наедине.
Нахождение причины. Любой наш поступок имеет в своем корне некую причину. Такой может стать стресс. Нервное напряжение у ребенка появляется из-за ссор в семье, трудностей в учебе, конфликтов с друзьями, проблем с педагогами и даже из-за личной душевной травмы. Поэтому мама и папа должны внимательно следить за жизнью детей, узнавать, что нового происходит в их жизни, спрашивать, могут ли они чем-то помочь. Необходимо открыто разговаривать с ребенком, наблюдать за ним, чтобы понять причину его нервного напряжения. Выслушайте сына или дочь, наберитесь терпения. Скажите, что вы очень любите своего малыша и всегда готовы поддержать его.
Самоконтроль. Любой малыш с раннего детства копирует поведение родителей. Поэтому очень необходимо следить за своими жестами, мимикой, словами и действиями. Нельзя требовать от ребенка идеального поведения, если поступки самих взрослых оставляют желать лучшего. Поэтому понаблюдайте сначала за собой. Возможно, малыш взял плохую привычку от вас, поэтому вам вдвоем придётся исправлять ее.
Установка правил
Во время воспитания очень важно установить определенные границы. Объясняя ребенку последствия его неправильных поступков, вы помогаете ему контролировать свои плохие привычки
Все правила должны быть заранее регламентированы, оговорены и одобрены сыном или дочерью.
Формирование моральных качеств. У малыша нужно поддерживать стабильность настроения. Сделать это не так уж сложно: важно увеличивать уровень доверия между вами, во всём его поддерживать. Иногда давайте ребенку возможность самому принимать решения в своей жизни. Это поможет сформировать самостоятельность, ответственность и уверенность в себе. А эти позитивные качества, в свою очередь, помогут вашему сыну или дочери избавиться от вредных привычек.
Чего может испугаться ребёнок?
Маленькие дети слишком эмоциональны и порой чрезмерно сильно реагируют на любые изменения, происходящие в окружающей среде. Это обусловлено преобладанием возбуждающих процессов в коре головного мозга над тормозными. Поэтому даже незначительный внешний раздражитель может спровоцировать не только испуг у ребёнка, но и способен довести его до истерики, причины которой надолго зафиксируются в памяти.
Родители должны чётко знать ситуации, сопряжённые с появлением страха у малыша. Ведь кроху необходимо от них ограждать. В противном случае существует риск развития не только психологических проблем, но и вполне явных патологий нервной системы.
Причины испуга новорождённых и грудных детей
Многие молодые родители считают, что новорождённые не испытывают никаких эмоций и развиваются только на уровне инстинктов: «покушал-поспал-сходил в туалет». Учёными уже давно доказано, что это совершенно неправильная точка зрения. Ребёнок начинает познавать окружающий мир, ещё находясь в утробе матери. Малыш как бы считывает психологическое состояние женщины. Не зря же все пытаются ограждать беременных от неприятных новостей и ситуаций.
Поэтому такое явление, как испуг у ребёнка грудного возраста нельзя причислить к разряду слишком редких. Наоборот, смена комфортной среды на незнакомую, шумную и яркую вызывает страх, побороть который позволит внимательное отношение со стороны мамы и папы.
Спровоцировать негативную реакцию у малыша могут:
- резкий громкий звук, мигающий свет (гром, молнии, возгласы в квартире или на улице, сигнализация, взрывы и т.п.);
- падение;
- пребывание долгое время в комнате без родителей;
- жестокое обращение со стороны взрослых;
- купание.
В принципе, любое новое действие или явление в этот период способно вызвать испуг у новорождённого
С крохотными детьми следует вести себя очень осторожно, чтобы не навредить неустоявшейся психике.
Причины испуга детей дошкольного и младшего школьного возраста
По мере взросления в окружении ребёнка возникает ещё больше факторов, способных вызвать страх и испуг. Начиная с года, малыш всеми силами пытается изучить всё, что находится вблизи него. Происходит становление основных высших психических функций и нарушение этого процесса может сказаться в дальнейшем большими проблемами в интеллектуальной сфере. Родители в этот момент должны оберегать детей от различных отрицательных эмоций и помогать им развиваться в правильном русле.
Вызвать испуг у ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста могут:
- внезапный шум, особенно возникший во время сна;
- агрессивное поведение крупных домашних животных или же просто их неудачная попытка поиграть;
- неизвестные природные явления (молния, сильный ветер, град);
- семейные конфликты, сопровождающиеся руганью и криками;
- рукоприкладство со стороны матери или отца;
- страшные фильмы, мультики, компьютерные игры, игрушки-монстры;
- драки сверстников.
Что делать, если ребенок кусается: советы психолога
Из всего вышесказанного понятно, что начинать бороться с привычкой кусаться нужно как можно раньше. При этом в воспитательном процессе должна быть строгость, но не раздражительность или озлобленность.
Прежде всего нужно прекратить умиляться и улыбаться, увидев, что малыш пускает в ход зубки. Следует приложить ладонь к его рту, как бы закрывая его, и объяснить, что кусаться нельзя.
Не стоит воспитывать в ребенке безвольность. Однако необходимо его научить отвечать на обиду другими способами, в первую очередь речевым. В этом малышу должны помогать и родители, и воспитатели.
Хорошим методом развития речи являются ролевые игры. Научившись отвечать словами, ребенок вскоре откажется от привычки кусаться и драться. В ролевых играх воспитатель (или родители, другие взрослые) разыгрывает с ребенком сценки, в которых он должен ответить отказом. Например – «тебя обидели», «у тебя отобрали игрушку», «ты испугался».
Если ребенок кусается в садике по причине того, что он перенервничал, его следует отвести в спальню, дать успокоиться и поговорить с ним. Но нельзя силой «запирать» ребенка в комнате и изолировать от окружающих – он должен чувствовать, что ему хотят помочь.
Если малыш кусается оттого, что ему страшно или он не уверен в себе, его нужно подбодрить, похвалить (но в разумных пределах, конечно), показать, что ничего страшного не произойдёт и для этого совсем не нужно кусаться. Бояться и нервничать он начинает, например, при переходе в другой садик, при появлении новой воспитательницы. Ко всему этому родители должны быть подготовлены заранее и по каждому случаю беседовать со своими детьми.
Родители должны понимать, что укусы ребенка в детском саду могут обернуться серьезными проблемами. Были случаи, когда одному ребенку пришлось накладывать швы после того, как его покусал товарищ по группе.
Может оказаться, что ребенка побуждает нервничать и кусаться неспокойная обстановка в самом детском саду.
В первую очередь это справедливо для муниципальных учреждений; хотя есть немало частных садиков, работа в которых организована далеко не лучшим образом. Государственных и муниципальных садов постоянно недостаточно, группы переполнены, а новые воспитатели приходят нечасто – не устраивают условия работы и зарплата.
Всё это приводит к тому, что вместо надлежащего воспитания и надзора дети получают либо агрессивные, чуть ли не «лагерные» порядки, либо, наоборот, халатность и безразличие – они предоставлены сами себе.
Стоит присмотреться к учреждению, которое посещает ребенок, и при необходимости перевести его в другой садик. Однако нежелательно ругаться и воевать с персоналом и руководством злополучного детского сада, поскольку работники и так напряжены.
Ребенку слишком сложно захватывать предметы и манипулировать ими
Речь идет о мелкой моторике, об усвоении и закреплении по мере взросления точных движений пальцами рук. Любое действие кистью требует координированного участия многих групп мышц, вестибулярного аппарата, способности видеть предмет и соотносить расстояние до него. И обязательно — контроля со стороны головного мозга. Поэтому постоянно «промазывающий» ложкой с кашей годовалый малыш вызывает умиление у родителей, а двухлетний – обоснованную тревогу.
Когда есть повод для беспокойства
Правило одно: родителям не удается на протяжении нескольких (минимум трех) месяцев привить определенное движение ребенку. При этом малышу не по прихоти взрослых, а по возрасту пора понять усвоить этот навык и понять его суть.
Например, полуторагодовалый кроха не умеет чистить зубки, но будет тянуть головку щетки в рот (а не в глаз) и требовать, чтобы на нее нанесли зубную пасту. Наигравшись, потом он может почистить и пол, но сначала малыш должен выполнить действие по прямому назначению предмета (то есть помнит, понимает). Или годовалый карапуз четко (не промажет) возьмет пальцами с тарелки печенье и, крепко зажав его в кулачке, будет с наслаждением грызть. Лакомство будет брошено не из-за слабости мышц, а потому, что насытился или отвлекся.
Развитая мелкая моторика – залог хорошей обучаемости и успешного будущего. Грубая задержка часто сочетается с интеллектуальной недостаточностью. Не надо надеяться, что проблема с захватыванием, удержанием и манипуляцией предметами «рассосется» сама собой. Это может быть первым тревожным сигналом о неврологической или интеллектуальной проблеме у ребенка. К тому же давно доказано, что речевой и моторный центры в головном мозге находятся очень близко и сильно влияют друг на друга. То есть можно с большой вероятностью предсказать, что малышу со слабыми и неумелыми пальчиками потребуется логопед.
Порой, чтобы помочь малышу, достаточно грамотных, регулярных и настойчивых занятий, поощряющих прогресс тонких моторных навыков. И проблему со зрением надо откорректировать – чем раньше, чем лучше.
Как обычно ходят малыши?
Это нам, взрослым, может показаться, что в ходьбе нет ничего сложного: вот так просто взял и пошел. Но для малыша, только начавшего подниматься на свои две, это испытание еще то! В данное время в организме крохи в усиленном режиме отрабатывается несколько навыков одновременно. Он учится держать равновесие, соблюдать координацию движений, слаженно управлять разными группами мышц. В работу включается вестибулярный аппарат, а костям и связкам впервые приходится выдерживать вес всего тела. Вот почему первые шаги малютки всегда неуверенные и шаткие. Как правило, его дебютное «дефиле» длится не больше нескольких секунд. И это норма. А вот если малыша до года насильно пытаются научить ходить, это уже может стать причиной отклонений. Если кроху поставить на ножки раньше времени, его скелетные кости не выдерживают нагрузку тела и деформируются.
Первые неуверенные шаги малютки – это еще не ходьба. Опять-таки зависимо от индивидуальных особенностей организма, малышу может понадобиться от нескольких недель до нескольких месяцев для того, чтобы «отшлифовать» свое новое умение. В течение этого времени ребенку вряд ли получится избежать падений, но это также является частью отработки навыков. Задача родителей – помогать малышу снова подниматься на ножки, а также создать максимально безопасную обстановку для детского обучения.
Психолог рассказывает о детском травматизме — почему ребенок часто падает и ранится.
Родители объясняют частые травмы ребенка его легкомысленностью, неосторожностью, или даже «порчей», «сглазом». Я не беру медицинские проблемы, в которых высокий травматизм связан с болезнью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, хрупкостью костей, а рассматриваю случаи, когда ребенок со средним или крепким здоровьем регулярно получает повреждения:
- порезы
- вывихи
- переломы и трещины
- ушибы, синяки
- сотрясения мозга
- сильные ранения
Однажды в парке я наблюдала за подростком на велосипеде. Он катался сам и заботливо учил приятеля помладше. Во время очередного трюка он сильно разогнался, перелетел через ступеньки, но неудачно приземлился — всем весом на одну ногу.
Я подошла и спросила, как он себя чувствует, на что подросток беззаботно сообщил, что при приземлении у него хрустнула нога. Посмотрела — голеностоп стремительно распухал. Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.
Тут вдалеке послышался окрик его мамы. Он позвонил ей и рассказал о травме по телефону, чтобы не идти навстречу и подождать на лавочке. Через несколько мгновений я увидела женщину, она издалека махнула сыну, чтоб он следовал за ней, и быстро скрылась.
Мальчишка поднялся, взял велосипед и попрыгал следом, пытаясь догнать маму.
Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.
Конечно, нет большой беды в самом ранении. Опасения вызывает как раз безразличная реакция мальчика и мамы. В будущем это может открыть ворота для экстремального или излишне геройского поведения.
Так почему ребенок часто падает? Давайте более подробно рассмотрим причины, которые стоят за этим.
Помогите ребенку расширить круг общения
У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.
«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».
«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».