Воображаемые друзья у вашего ребенка: кто они и есть ли повод для беспокойства?
Содержание статьи
- Вымышленный друг: что делать?
- Почему возникают вымышленные друзья?
- Каковы самые ранние сроки развития вымышленной дружбы?
- Не вредно ли воображать ребенку?
- Иногда это переносится во взрослую жизнь
- Отличает ли ребенок вымысел от реальности?
- Почему появляются воображаемые друзья
- Причины возникновения невидимых друзей
- Откуда появляются воображаемые друзья у детей в возрасте от 3 до 4 лет
- Воображаемый друг у детей 5-6 лет
- Воображаемые друзья у детей 8 лет
- Кто такой воображаемый друг?
- Причины появления воображаемых друзей
- Дефицит общения и эмоций, одиночество
- Потребность в защите
- Страх наказания
- Желание манипулировать родителями
Вымышленный друг: что делать?
Для начала, как мы уже выяснили, не нужно пугаться этого друга. Попробуйте поиграть в него с ребенком. А лучше используйте его в своих целях.
Например, можно с помощью такого придуманного друга выяснить, что думает ребенок на самом деле о садике, о воспитателях, о событиях, да и о самих родителях.
Поверьте — то, что ребенок не может сказать вам лично, он обязательно расскажет при помощи своего друга.
Можно использовать такого приятеля и для привлечения ребенка к , помощи маме по уходу за домом и так далее.
Постарайтесь уделять малышу больше внимания. Показывайте, как сильно вы любите своего ребенка. Ведь, как говорит герой Ромена Роллана: «Дух создаёт, чего ему недостаёт». Пусть у вашего малыша не будет недостатка в любви.
Очень действенный способ избавления от «друга», если он мешает малышу развиваться и захватил все внимание и пространство малыша, это отправить невидимого приятеля отдыхать, в путешествие. А в это время придумать для своего ребенка интересное занятие, а может игру
Если ваш ребенок уже постарше, то можно переключить его фантазию про вымышленного друга на придумывание сказок. Рассказать про писателей, которые пишут придуманные истории и сказки. Пусть ваш ребенок попробует свои силы в качестве писателя.
Итак, как мы выяснили, вымышленный друг не всегда свидетельствует о том, что с малышом что-то не так.
И порой такой друг может даже помочь родителям в воспитании ребенка.
Самое главное здесь не перегнуть палку и не заигрываться, уметь вовремя остановиться. А еще важнее уметь показывать ребенку свою любовь. Цените своих малышей и не бойтесь показать их значимость для себя. Возможно, тогда вашему ребенку не понадобится вымышленный друг.
Бывает так, что у ребенка появляется невидимый друг и никакой настоящий товарищ по песочнице, сверстник на игровой площадке его долгое время не может заменить. Причем этот друг- невидимка появляется внезапно и неоткуда. Что делать родителям в этом случае?
Дело в том, что реальность ребенка не ограничена, как у взрослого. Во сне, попадая в другой мир, он считает его реальным продолжением привычного. Добавьте к этому еще сказки, прочитанные перед сном и собственные фантазии ребенка. Так вот все это обычное и выдуманное отлично уживаются в воображение ребенка вместе, о других интересных особенностях формирования личности вашего чада можно вот здесь почитать .
Психологи считают, что невидимых друзей родителям не стоит опасаться, если это не является попыткой убежать от реальности. Это значит, что ребенок также занимается с игрушками и продолжает общаться с родными, как и прежде. Насторожиться стоит в том случае, если ребенок отказывается общаться или играть с родственниками, а спешит уединиться со своим тайным, невидимым для всех другом в своей комнате.
Почему возникают вымышленные друзья?
Заглянув в глубь детского мира и в корень проблемы, ученные-психологи восстановили, что, чаще всего вымышленные друзья появляются в семьях где:
есть один-единственный ребенок: то-есть, единственному ребенку хочется иметь близкого друга, которым мог бы стать брат или сестра;
разница в возрасте между детьми в семье очень большая: если между братом и сестрой в семье разница около 10 лет — то им тяжело найти общий язык и понимание;
недавно, в семье появился еще один малыш: наличие еще одного «центра-вселенной» у родителей, ребенок достаточно сильно переживает
Не забывайте общаться и уделять внимание старшим детям.. Если ребенок несколько раз за день вспоминает своего придуманного друга, говорит с ним или о нем — в этом нет ничего страшного
Тревожится стоит тогда, когда малыш просто неразлучен с плодом своей фантазии и очень угнетен, когда его друг уходит или они ссорятся
Если ребенок несколько раз за день вспоминает своего придуманного друга, говорит с ним или о нем — в этом нет ничего страшного. Тревожится стоит тогда, когда малыш просто неразлучен с плодом своей фантазии и очень угнетен, когда его друг уходит или они ссорятся.
Стоит обратить внимание на характер общения малыша и его друга. Например: Малыш может дружить с интересным персонажем мультфильма или сказки, или обычным ребенком, который появляется и уходит тогда, когда удобно выдумщику, с этим другом он играет, разговаривает, мечтает… Такой друг появляется скорее всего от наличия прекрасной фантазии и, вполне возможно, от недостатка общения с ровесниками и родителями, или просто от «детской рутины» — дом — детсад — прогулка — дом
В таком случае развлеките своего малыша, съездите в зоопарк, на качели, в цирк и т. п
Например: Малыш может дружить с интересным персонажем мультфильма или сказки, или обычным ребенком, который появляется и уходит тогда, когда удобно выдумщику, с этим другом он играет, разговаривает, мечтает… Такой друг появляется скорее всего от наличия прекрасной фантазии и, вполне возможно, от недостатка общения с ровесниками и родителями, или просто от «детской рутины» — дом — детсад — прогулка — дом. В таком случае развлеките своего малыша, съездите в зоопарк, на качели, в цирк и т. п.
В общем, если общение вашего ребенка с придуманным другом похоже на вполне нормальные дружеские отношения, не стоит слишком тревожится.
Бывают случаи, когда характер общения малыша с призраком напоминает характер взаимоотношений между членами семьи или отношениями ребенка и взрослых. В таком случае следует приглядеться и прислушаться к монологам выдумщика, возможно вы увидите со стороны какую либо проблему, которая волнует и не дает покоя вашему чаду. Если самостоятельно разобраться в детских фантазиях вы не можете, но чувствуете, что в играх вашего малыша есть скрытый подтекст — обратитесь к психологу.
Если ваш дошкольник все время в своих монологах наказывает кого-то или ссорится, он скорее всего копирует отношение взрослых к самому-себе. В таких случаях ребенок выступает в роли умудренного и требовательного взрослого человека, а выдуманный друг выполняет роль самого малыша. Таким образом ребенок наверняка снимает стресс и переживание, возможно пытается понять ситуацию.
Друг — безупречный защитник и исполнитель всех желаний появляется у детей, которым не совсем комфортно в их реальном мирке. С такими друзьями они часто наказывают своих обидчиков и отправляются в удивительные страны, с этими друзьями у детей прекрасные отношения. Вам стоит хорошенько задуматься если у вашего ребенка появился такой друг.Фантастический добрый друг может появиться у тех детей, которым родители не предоставляют свободы действий и выбора, слишком опекают.
Друг «Супер-мен», сказочна фея, маг или фантастическое существо — с которым малыш говорит на сокровенные темы и весело проводит время, возникает у самых смелых фантазеров.
Каковы самые ранние сроки развития вымышленной дружбы?
Фактически способность создавать воображаемого друга может проявиться в самом раннем младенчестве в то время, когда дети начинают учиться различать черты окружающих. Если мать обычно поднимает брови и раздувает щеки, чтобы позабавить кроху, это тут же находит живой отклик в ответной гримассе. Об этом рассказывает психолог из Йельского университета Дороти Сингер, которая начала изучать феномен вымышленных друзей еще в конце ХХ века: «Копирование мимики взрослых действительно является предвестником некой притворной игры, которая показывает, что ребенок любознателен. Он готов подражать звукам и действиям окружающих». Впоследствии этот навык трансформируется в более обтекаемый персонаж, который селится в воображении малыша.
Не вредно ли воображать ребенку?
Это — вполне правомерный вопрос для родителей, столкнувшихся с неуемной потребностью ребенка что-то выдумывать и сочинять. Действительно, иногда трудно провести границу между фантазированием и детской ложью. Кажется, что лучше бы ребенок учился чему-то дельному, чем воображал. Автор системы обучения М. Монтессори утверждала, что поощрять воображение в игре недопустимо — это отвлекает от основной задачи и даже может привести к «дефектам в формировании характера».
Современные исследователи придерживаются другой позиции.
Они утверждают, что отсутствие воображения на этапах развития ребенка — это, скорее, патология, которая может указывать на синдром раннего детского аутизма.
И наоборот, развитое воображение означает хорошие познавательные способности, интенсивное развитие эмоциональной сферы. Фактически воображение позволяет успешно решать самые разные задачки «в уме» (будь то пример по математике или проблема во взаимоотношениях).
Показано, что с задачами, которые ребенок не может решить в обычной жизни, он запросто справляется в игровой, воображаемой ситуации.
Рассмотрим феномен детского эгоцентризма, ставший известным благодаря исследованиям Ж. Пиаже. Эгоцентризм характерен для всех детей дошкольного возраста и означает, что им трудно увидеть ситуацию глазами другого человека. Этот феномен можно продемонстрировать простым экспериментом: перед ребенком ставят большую пирамидку («горку»). На той стороне, около которой сидит ребенок, на горке «растет цветочек». С противоположной стороны сажают мишку, и на его стороне горки «растет грибочек».
Ребенок может осмотреть пирамидку со всех сторон, но если вы спросите его, что видит мишка, он ответит: «Цветочек». Если же вы, не меняя положения ребенка, спросите его: «Представь, что ты — мишка. Что ты сейчас видишь?», ребенок сможет в уме «повернуть» пирамидку и дать правильный ответ! То есть с помощью воображения он может решить задачку, которая раньше считалась нерешаемой для детей его возраста.
Иногда это переносится во взрослую жизнь
Хотя это крайне редко, но даже психически здоровые взрослые люди могут иметь воображаемых друзей. Этот процесс продолжается с детства. По мере взросления человека либо его старые друзья идут с ним бок о бок, либо воображение создает новых, более зрелых персонажей. Наверняка, вам будет интересно узнать, что Королева детективов Агата Кристи всю свою сознательную жизнь имела воображаемых друзей. Об этом писательница упомянула в своей автобиографии, которую написала в 70-летнем возрасте. Там она призналась читателям, что вымышленные друзья нравились ей гораздо больше, чем герои собственных произведений. По словам доктора Тейлор, нет нужды беспокоиться о мнимых компаньонах, в каком бы возрасте они бы не приходили к человеку. Не стоит пытаться выяснить причину, согласно которой они появились. На самом деле вымышленный мир не имеет никаких рамок и ограничений.
Отличает ли ребенок вымысел от реальности?
Одно из распространенных опасений заключается в том, что ребенку с богатым воображением будет трудно различать миры — воображаемый и реальный. И действительно, трудно отрицать влияние образов, возникающих в нашей голове, на наше поведение.
Если детям 4-6 лет показать пустую коробку и попросить представить, что там находится страшный монстр, мы увидим, что они подходят к коробке с опаской. Если же попросить их представить, что в коробке сидит милый симпатичный щенок, они с удовольствием потянутся к ней.
И это при том, что им только предложили «представить», но не утверждали, что в коробке кто-то есть.
Более того, психологи описывают множество случаев, когда дети «помнят» о ситуациях, которых никогда не было. Так, Ж. Пиаже упоминал, как няня героически спасла его от незнакомца, а благодарные родители подарили ей за это часы.
Эту историю ребенок неоднократно слышал из уст взрослых, и в его голове сложился отчетливый образ, ставший «воспоминанием». Много лет спустя няня призналась, что придумала эту историю, чтобы «набить себе цену».
Так, может быть, воображение мешает адекватному восприятию реальности — затуманивает его, смешивает вымысел и реальность?
И снова неожиданный ответ ученых: оказывается, именно развивающееся воображение помогает ребенку различать реальный мир и мир образов, существующих в нашем сознании. Ведь чтобы воображать, нужно одновременно удерживать в сознании реальный и вымышленный миры. Приведем несколько классических примеров.
Если ребенок скачет на палке, изображая всадника, он делает вид, что палка — это лошадь. Но действует он именно с палкой – прислоняет ее к чему-нибудь («как будто я поставил лошадь в стойло»), а не ожидает, что она будет стоять сама, то есть он одновременно удерживает в голове оба плана: и реальную палку, и воображаемую лошадь.
Если девочка кормит куклу котлетами-камешками, она не ожидает, что кукла начнет их есть. Более того, если бы кукла вдруг откусила кусочек и принялась его жевать, девочка очень испугалась бы. Значит, она четко понимает, что воображаемое действие совершается «как будто», и никакого смешения реальности и вымышленного мира не происходит.
Почему появляются воображаемые друзья
В большинстве случаев ребенок обзаводится воображаемым компаньоном в конкретных ситуациях: когда скучает, ему одиноко, либо пришлось на продолжительное время расстаться со своими реальными друзьями; так малыш компенсирует недостаток общения. Известны случаи, когда воображаемый друг появлялся у ребенка (даже в подростковом возрасте) как реакция на травмирующее событие: смерть близкого человека, вынужденный переезд, развод родителей, рождение брата или сестры. Некоторые мамочки отмечали, что воображаемый друг сопровождал малыша повсюду. Посредством вымышленной дружбы происходит удовлетворение множества детских потребностей, так чадо может поделиться сокровенным: обидами или радостями, доверить секрет, признаться в чем-либо; он учится экспериментировать с различными моделями поведения, а это в свою очередь способствует уменьшению тревожности, чувства вины.
Внимание! Если ребенок не рассказывает вам о своем герое, это свидетельствует о том, что он вам не доверяет, а может даже боится. Обращение к воображаемому другу может служить некой «репетицией» того, что он хочет сказать своим родителям, близким; в этом случае он проговаривает слова, понимая, что «друг» не будет его перебивать, останавливать, спорить (до тех пор, пока сам этого не пожелает)
Обвиняя «друга» в своих неудачах, неприятностях, он тем самым дает выход своим эмоциям, не зная другой возможности их выразить
Обращение к воображаемому другу может служить некой «репетицией» того, что он хочет сказать своим родителям, близким; в этом случае он проговаривает слова, понимая, что «друг» не будет его перебивать, останавливать, спорить (до тех пор, пока сам этого не пожелает). Обвиняя «друга» в своих неудачах, неприятностях, он тем самым дает выход своим эмоциям, не зная другой возможности их выразить.
Некоторые дети видят в воображаемом приятеле свое второе «Я», к примеру, у застенчивого малыша «друг» будет веселым, шумным, смелым, уверенным в себе, в то время как решительный, энергичный ребенок напротив, выдумает пугливого «друга», которого станет защищать.
Если у ребенка слишком строгие и требовательные родители, он придумывает «друга», который с ним отлично ладит и всегда им доволен.
Эмоции и впечатления, получаемые детьми в общении со своими «особенными друзьями» схожи с теми, которые мы испытываем в процессе прочтения хорошей книги, просмотра захватывающего блокбастера.
По ходу развития событий мы сопереживаем герою, волнуемся, сможет ли он выпутаться из сложной ситуации; однако в этот момент мы осознаем, что все события, разворачивающиеся в фильме — вымышленные, а реальность заключается в том, что надо досматривать его и отправляться спать, потому, как завтра вновь рано утром отогревать машину и ехать на работу (у каждого свое начало дня!)
В семьях с одним ребенком подобное явление (или синдром Карлсона) встречается чаще, по сравнению с теми семьями, где воспитываются двое и более детей. Однако в обществе до сих пор принято считать, что появление невидимых друзей – серьезный повод для беспокойства, и чуть ли не симптом расстройства психики, даже шизофрении.
Между тем, заметив нечто необычное в поведении чада, не спешите впадать в панику, бить тревогу, отправляться на поиски психолога, ведь, как правило, малыш осознает, что сам выдумал друга.
Важно понимать, что через определенное время потребность в подобных отношениях исчезнет, он ее перерастет, когда начнет посещать школу, но при условии, что вы не будете торопить этот процесс, вмешиваться в него, диктовать свои правила. Пусть события развиваются своим чередом
Пусть события развиваются своим чередом.
Психологи настоятельно советуют не запрещать чаду общаться с вымышленным приятелем, в противном случае подобные встречи будут происходить тайно, ребенок станет тщательно скрывать это.
Причины возникновения невидимых друзей
К появлению невидимых друзей чаще всего приводят следующие причины:
- Появление невидимых друзей связано с фантазиями ребенка. В своих играх они придумывают себе героев, разговаривают с игрушками. Нельзя ругать ребенка за его фантазии, он может замкнуться в себе. Лучше продолжите сочинять с ним вместе, попросите рассказать про своего друга, нарисовать его. Сочините сказку про него;
- Тревожным фактором может быть то, что ребенок придумывает себе друзей из-за чувства одиночества. Постарайтесь уделять малышу больше внимания, забудьте на время про домашние хлопоты;
- Подражание взрослым. Понаблюдайте, в какой манере общается ребенок со своим другом. Может быть его возникновение связано с желанием малыша подражать родителям. Он может поучать, хвалить или ругать друга. Если агрессии со стороны ребенка нет, то беспокойства быть не должно;
- Возникновение воображаемых друзей может быть связано с детскими страхами. Ребенок придумывает себе приятеля, потому что вдвоем не так страшно, как одному. Причиной может стать редкое общение родителей с детьми, когда они не могут поделиться, высказать свои страхи. Проявите терпение, не отмахивайтесь от ребенка. Поговорите с ним, узнайте, что именно его беспокоит. Может быть нужно включать на ночь ночник в детской комнате, перед сном просмотреть вместе все темные углы в комнате;
- Страх перед наказанием. Часто ребенок придумывает невидимого приятеля с целью скрыть свои шалости. Если малыш сломав игрушку, пытается обвинить своего друга в поломке, задумайтесь, может быть вы слишком строги с ним и очень сильно его наказываете.
Откуда появляются воображаемые друзья у детей в возрасте от 3 до 4 лет
Многие психологи утверждают, что в появлении невидимого друга у малыша нет ничего опасного. Для детей в возрасте от 3 до 4 лет – это может считаться нормой. Ведь в этом возрасте у детей бурно развивается фантазия. Они много играют, а именно в игре и развиваются воображаемые образы. У ребенка возникает потребность в ролевых играх. Нет ничего плохого в том, что у него развивается живое мышление.
Внимательные родители смогут извлечь из этого явления много полезного. Понаблюдайте за общением ребенка со своим невидимым другом. В разговоре можно не только увидеть имеющиеся у малыша проблемы, но и проблемы в семье. Выдуманный товарищ в этом возрасте чаще всего не человек, а любимая игрушка, зверюшка.
Самое главное для родителей – это не запрещать малышу общаться со своим другом. Он не прекратит общение, а только станет делать это в тайне, а вы рискуете потерять контакт с ребенком и заслужить его недоверие.
Воображаемый друг у детей 5-6 лет
Детский возраст с 5 до 6 лет многие психологи приравнивают по психическому состоянию с возрастом 3 лет. Появление мнимого друга не должно пугать родителей в этом возрасте. Дети продолжают играть в ролевые игры, у них идет активное развитие творческого мышления.
Проведенные исследования показали, что дети чувствуют себя со своими придуманными приятелями комфортнее, чем со сверстниками. Им они могут высказать все свои переживания, приятель понимает его внутренний мир, как никто другой.
Если ребенок не скрывает от вас своего воображаемого друга – это хороший знак. Значит, малыш вам доверяет, цените это и постарайтесь извлечь из этого пользу. По мнению психологов, несуществующие приятели пропадают из воображения детей к семи годам. Но случаи, когда мнимые друзья остаются с подростками, уже могут настораживать.
Воображаемые друзья у детей 8 лет
По мнению специалистов, существование мнимых приятелей в возрасте старше 8 лет– это защитная реакция на стрессовые ситуации и поддержка психики. Такие друзья помогают детям справиться с тяжелыми психологическими травмами. Это может быть смерть близкого человека, переезд на новое место жительства, смена школы, гибель домашнего животного.
Какова бы не была причина, при появлении друга, родителям рекомендуется обратиться с ребенком к психологу. Он поможет выявить причину и подскажет способы, как помочь и поддержать его.
Если появился у ребенка воображаемый друг, что делать и как вести себя родителям рассмотрели. Запомните: появление воображаемых друзей в любом возрасте не должно вызывать панику у родителей. Самое главное, быть рядом с ребенком, правильно понять причину возникновения явления, и вовремя ему помочь.
Кто такой воображаемый друг?
реальной жизни
Проблему воображаемого друга знали еще в древности. Колдуны снадобьями и заговорами могли вызвать разных духов и джинов. Люди верили, что с помощью таких мнимых приятелей они смогут решить свои насущные проблемы.
У разных народов почитались домашние боги — своеобразные семейные друзья. Например, у славян в языческие времена покровителем фамильных владений считался Чур. У него просили заступничества, чтобы охранял от сглаза дом и близких. До наших дней дошло выражение: «Чур меня!», то есть «Береги меня, боже, от злых сил!».
Стремление иметь воображаемого друга в тибетском буддизме трансформировалось в такое понятие, как тульпа, когда усилием воли можно было вызвать сильную галлюцинацию. В ощущениях вызвавшего ее человека она становилась вполне осязаемым образом (не всегда это мог быть человек), ему можно было довериться и вести с ним откровенные разговоры. В Древнем Риме такого мыслимого приятеля называли Alter ego — «другой я».
Агата Кристи написала десятки детективных рассказов, а на старости лет призналась, что всю жизнь общалась с воображаемыми друзьями. От этого с ума она не сошла, а вот ее творчеству это здорово помогло.
Причины появления воображаемых друзей
Самая главная причина вхождения в жизнь ребёнка вымышленного персонажа – это богатая фантазия и воображение. Специалисты выяснили интересную подробность: чем более творчески одарён малыш, тем с большей вероятностью у него появится невидимый друг. Кстати, именно поэтому феномен и возникает в том возрасте, когда у детей активно развивается воображение, творческое мышление и социальный интеллект.
Другое дело, что у не всех малышей с богатой фантазией бывают придуманные друзья. Спровоцировать их появление могут следующие факторы.
Дефицит общения и эмоций, одиночество
Как мы уже говорили выше, часто обзаводятся вымышленными приятелями именно единственные дети в семье. Также в «группу риска» входят те малыши, которые испытывают дефицит общения, ощущают одиночество, мало взаимодействуют по каким-либо причинам с ровесниками.
Выдуманный товарищ по играм позволяет ребёнку переживать невероятные истории, испытывать эмоции, просто становится компаньоном по играм, проделкам и забавам. Интересно, что воображаемый друг пропадает в тот момент, когда у малыша появляется реальный приятель или когда он переезжает на новое место, где его ждут новые знакомства.
Потребность в защите
Вымышленный друг помогает ребёнку обрести чувство безопасности и комфорта, а также даёт ему возможность демонстрировать уверенность в себе и храбрость. К примеру, малыш говорит своему невидимому приятелю: «Не бойся чудовища под кроватью» или «Пойдём на кухню в темноте». Тем самым он борется со своими собственными страхами, снижает чувство тревожности и беспокойства.
Страх наказания
Вымышленный друг у ребенка – это своеобразный козёл отпущения, фигура, которую можно обвинять в своих неблаговидных поступках. Например, упала кружка и разбилась на мелкие кусочки? «Это сделал Буба». Такое возможно, если в семье процветает гиперопека либо малыш боится, что его строго накажут.
Кроме того, невидимый приятель – это возможность опосредованно выражать чрезмерные эмоции, что не поощряется в семье. Если малыш не может открыто демонстрировать гнев, злость, обиду, то за него это делает друг: «Это я не громко кричу, это Буба» или «Буба не любит, когда ты готовить овсяную кашу».
Желание манипулировать родителями
С помощью выдуманных друзей можно управлять взрослыми. Например, ребёнок требует покупать мороженое, но не ему, а «Коле». Или он со слезами на глазах просит устроить званый обед, чтобы порадовать своего приятеля. Если родители будут потакать всем этим капризам, малыш просто в будущем возьмёт под свой контроль всю семью.