Развитие

10 наиболее эффективных методик воспитания детей

Содержание статьи

Новые методы воспитания детей

Современные дети совершенно не похожи на нас и тем более наших родителей, поэтому старые методы воспитания им совершенно не подходят. С младенчества они учатся быстрее усваивать информацию и имеют более свободное мышление. Это замечают не только родители, но также психологи и различные исследователи, благодаря чему на свет появляются новые методики.

Современные методы воспитания направлены на «прислушивание» к детской душе и создания благоприятной атмосферы для раннего развития. Выбирая новую методику, прислушивайтесь к своему внутреннему голосу и наблюдайте за ребёнком. Также смотрите, как долго её используют, лучше чтобы она была не моложе 5-10 лет, за этот период уже видны реальные, а не ожидаемые результаты. Сейчас очень можно брать методики из других стран, но если вы собираетесь жить в России лучше и методику выбирать местную либо адаптируйте её, так как с восточной или другой более экзотичной философией – ребёнок не сможет адаптироваться в коллективе и будет изгоем.

Рассмотрим несколько методик, которые созданы относительно недавно, но уже могут рассказать о положительном эффекте.

Методика воспитания Китаева и Трунова

Авторы методики считают, что в погоне за раннем развитии нельзя упускать физическое, по их мнению, до годовалого возраста ребёнок больше развивается при помощи упражнений и тактильных ощущений. Трогая и пробуя на вкус различные предметы, он анализирует их, получает первую информацию о материале, из которого он сделан.

Занимаясь гимнастикой или даже просто играя с младенцем, мы учим его различным движениям, а он в свою очередь начинает быстрее понимать, как функционирует его тело. Также авторы пропагандируют больше бывать с ребёнком на природе, а дома окружить его натуральными материалами в одежде и игрушках. Подключать детей к своим обычным домашним делам, но не заставляя их что-то сделать, а позволяя изучать всё что им интересно (если это не угрожает здоровью) – не боясь что он испачкается. Также эта методика предполагает нахождение в помещении с ребёнком предметы искусств и проигрывание классических мелодий или напевание народных песен.

В целом методика напоминает воспитание детей в современных эко-поселениях, но не так фанатична.

Методика воспитания “Добрыми сказками”

Именно таким образом в своё время вырабатывался советский патриотизм – через сказки. Воздействие литературы многие сильно недооценивают, но именно через неё закладываются основы характера человека, которые в будущем изменить практически невозможно. Всё чаще из-за нехватки времени, мамы вместо сказок включают детям мультфильмы. Хорошо если они их сами перед этим отобрали, но чаще всего это какой-либо канал по которому круглые сутки идут мультфильмы с сомнительным содержанием. Однако, частные сады Москвы для деток стали больше времени уделять развитию ребёнка и пытаются расширить его внутренний мир.

Мария Скребцова и Александра Лопатина составили свои книги таким образом, что дети в сказочной форме получают нужную информацию, учатся выходить с достоинством из трудной ситуации, привыкают анализировать происшествие и делать вывод и многое другое. Их литература имеет не только развивающее направление, но и формирует характер и мировоззрение ребёнка.

Такие сказки будут хорошим помощником работающим мамам, которые могут себе позволить заняться воспитанием ребёнка буквально час перед сном

Всего час чтения по вечерам сможет не только дать ребёнку недостающее мамино внимание, но и принести пользу

Методика воспитания от Шалвы Амонашвили

В его основе лежит любовь и понимание ребёнка, именно через них Амонашвили смог найти подход даже к самым трудным детям. В своё время он попросил для эксперимента класс в школе, ему же отдали целую школу из трудных детей, на которых государство уже махнуло рукой. После работы с ними Шалвы Амонашвили школа стала достаточно преуспевающей, а дети полюбили учёбу и показали высокие результаты.

Свои методы он предлагает вести не только в школах, но по такому же принципу воспитывать и детей дома. Амонашвили считает, что такого результата можно добиться, только если взрослый отбросит шаблоны и вспомнит себя в этом возрасте, только тогда он сможет понять состояние ребёнка и найти решение для любой проблемы, не ломая психику ребёнка. Именно став другом можно стать проводником, за которым пойдут дети.

У методики есть своя особенность, она очень набожна, что иногда отпугивает родителей.

Книги для детей от 12 до 14

Русская литература

  1. Аксенов В. «Сундучок, в котором что-то стучит», «Мой дедушка — памятник»
  2. Алексин А. «Поздний ребенок», «Домашний совет», «Очень страшная история»
  3. Алтаев Ал. Исторические повести
  4. Астафьев В. «Конь с розовой гривой»
  5. Бахревский В. «Клад атамана», «Кипрей-Полыхань»
  6. Беляев А. «Остров погибших кораблей», «Ариэль», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», «Продавец воздуха»
  7. Беляев В. «Старая крепость»
  8. Бромлей H. «Приключения мальчика с собакой»
  9. Брунштейн А. «Дорога уходит вдаль»
  10. Вигдорова Фрида «Черниговка» другие две части трилогии
  11. Владко В. «Аргонавты Вселенной», «Потомки скифов»
  12. Воскресенская Зоя «Девочка в бурном море»
  13. Говоров С. «Алкамен — театральный мальчик», «Последние Каролинги»
  14. Грин А. «Алые паруса», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Блистающий мир», «Дорога в никуда», «Джесси и Моргиана», рассказы
  15. Дымов Ф. «Где ты нужен»
  16. Ефремов И. «Лезвие бритвы», «На краю ойкумены», «Туманность Андромеды»
  17. Казанцев А. «Пылающий остров», «Сильнее времени»
  18. Камалов Ф. «Здравствуй, Артем!»
  19. Киселёв В. «Девочка и Птицелёт»
  20. Ковтун А. «Баранова балка»
  21. Козлов В. «Президент Каменного острова»
  22. Левинзон Г. «Прощание с Дебервилем»
  23. Лукьяненко С. «Мальчик и тьма», «Сегодня, мама!», «Рыцари Сорока островов»
  24. Матвеев Г. «Зеленые цепочки», «Тарантул»
  25. Москвин И. «Форвард — в защиту!»
  26. Перумов Н. «Кольцо Тьмы» (Эльфийский клинок, Черное копье, Адамант Хенны).
  27. Погодин Радий «Шаг с крыши», «Что у Сеньки было», «Включите Северное сияние», «Трень-брень»
  28. Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке»
  29. Поликарпова Т. «Листья будущего лета»
  30. Попов В. «Темная комната», «Слишком сильный»
  31. Романовский С. «Синяя молния», «Вятское кружево»
  32. Рыбаков А. «Приключения Кроша», «Каникулы Кроша»
  33. Рязанцева Е. «Драться, так драться!»
  34. Садовников Г. «Продавец приключений»
  35. Сиснев В. «Записки Виквикского клуба»
  36. Соловьев Л. «Повесть о Ходже Нассредине»
  37. Стругацкие А. и Б. «Повесть о дружбе и недружбе», «Далекая Радуга», «Страна багровых туч»
  38. Сухинов С. «Война сказок»
  39. Сысоев В. «Золотая Ригма», «Последний барс»
  40. Тоболкин Зот «Грустный шут»
  41. Толстой А. «Петр Первый», «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»
  42. Трункатов Тур «Приключения Гука»
  43. Успенский Г. «По заповедным дебрям», «Аскания-Нова», «Васька-путешественник»
  44. Устинов Л. «Цыганская сказка», «Старомодные чудеса»
  45. Филатов Л. «Про Федота-стрельца удалого молодца»
  46. Фингарет С. «Великий Бенин», «Знак «Фэн» на бамбуке»
  47. Фраерман Р. «Дикая собака Динго»
  48. Шефнер В. «Счастливый неудачник», «Девушка у обрыва», «Лиловый шар», «Лачуга должника», «Чаепитие на желтой веранде»
  49. Штильмарк Р. «Наследник из Калькутты»
  50. Шурлыгин В. «Космонавт Сергеев»
  51. Щеголев А. «Клетка для буйных»
  52. Яхнина Е. «Жак Отважный из Сент-Антуанского предместья»
  53. Ячейкин Ю. «Космические странствия капитана Небрехи»

Зарубежная литература

  1. Азимов А. «Лакки Стар — космический рейнджер»
  2. Бальзак О. «Шагреневая кожа»
  3. Бинз Арчи «Бастер, ко мне!»
  4. Бишоф Дэвид «Недетские игры»
  5. Буссенар Луи «Десять миллионов Красного Опоссума», «Десять тысяч лет среди льдов»
  6. Гарнер Алан «Элидор», «Совы на тарелках»
  7. де Костер Шарль «Легенда о Тиле Уленшпигеле»
  8. Дефо Даниель «Робинзон Крузо»
  9. Джеллико Пол «Дженни», «Томасина»
  10. Диккенс Ч. «Большие надежды», «Оливер Твист»
  11. Дилов Любен «Звездные приключения Нуми и Ники»
  12. Дойл А.К. «Капитан Шарки», «Бригадир Жерар»
  13. Дрюон М. «Проклятые короли»
  14. Дюма А. «Граф Монте-Кристо»,»Асканио», «Черный тюльпан», «Две Дианы»
  15. Каттнер Г. «Прохфессор накрылся»
  16. Кервуд Джеймс «Бродяги Севера», «В дебрях Севера»
  17. Кларк А. «Остров дельфинов»
  18. Ле Гуин Урсула «Волшебник Земноморья»
  19. Ли Харпер «Убить пересмешника»
  20. Мэй Карл «Виннету»
  21. Ненацкий Збигнев «Приключения пана Самоходика»
  22. Нортон Андрэ «Серая магия», «Магия шерсти»
  23. Ольссен Ларс Хенрик «Эрик — сын человека»
  24. Пройслер Отфрид «Крабат: Легенды старой мельницы»
  25. Пшимановский Я. «Четыре танкиста и собака»
  26. Роллингс Марджори К. «Сверстники»
  27. Сабатини Р. «Приключения капитана Блада», «Черный Лебедь», «Рыцарь таверны»
  28. Сайто Рюсукэ «Огненный конь»
  29. Сат Ок (Белое Перо) «Земля соленых скал», «Слушайте песню перьев»
  30. Селинджер Дж. «Над пропастью во ржи»
  31. Сенкевич Г. «Крестоносцы», «В пустыне и пуще»
  32. Скотт В. «Айвенго», «Квентин Дорвард», «Роб Рой»
  33. Триз Джеффри «Фиалковый венец», «Холмы Варны»
  34. Уэллс Г. «Дверь в стене», романы на выбор
  35. Хайнлайн Р. «Красная планета», «Имею скафандр…», «Марсианка Подкейн», «Угроза с Земли»
  36. Хаусер Турин Турстад «Сигурд — победитель дракона»
  37. Шекли Р. «Грегори и Арнольд»
  38. Янг Роберт «У начала времени»
Читать так же:  Раннее развитие детей по методике Глена Домана (видео и карточки)

Метод доктора Сузуки

Скрипач и педагог Шиничи Сузуки считал, что все дети от природы талантливы, поэтому нельзя оставлять это без внимания. Если дети будут окружены приятной музыкой и классическими произведениями, то это поможет стать им прекрасными, добрыми и открытыми людьми.

Как воспитывать детей по данной методике

Ш. Сузуки считал, что если разговаривать ребенок начинает от того, что полностью погружается в родную речь, то по такому же принципу можно окружить его музыкой и раскрыть творческий потенциал.

Основные положения методики:

  • музыку малыш должен слушать с самого рождения, а с двух лет можно учить его игре на музыкальных инструментах;
  • отдавать его в музыкальную школу можно тогда, когда он начинает проявлять реальную тягу к искусству;
  • работа должна происходить в группах по 3-4 человека, чтобы у каждого была мотивация тянуться за остальными;
  • репертуар тщательно подбирается под каждый музыкальный инструмент, чтобы навыки развивались постепенно.

Преимущества и недостатки

Преимущества:

  • методика основана на внутренней мотивации, поэтому вероятность, что обучение музыке надоест, минимальна;
  • может быть опробована на любом ребенке, ведь талант есть у каждого;
  • можно использовать как дополнение к другим подходам к воспитанию;
  • у малыша развивается чувство прекрасного.

Недостатки:

  • многие направления развития затрагиваются лишь поверхностно;
  • занятия не гарантируют, что воспитанник станет виртуозным музыкантом и добьется больших успехов.

Лучшие книги по теоретической психологии и педагогике

Детская психология и педагогика — это значительная отрасль современного гуманитарного знания, огромное количество важных идей и практических руководств, изложенных в ряде классических монографий. Язык научных монографий не всегда понятен непрофессионалам в этих отраслях, поэтому нужно искать более доступные пути для домашнего изучения.

Януш Корчак «Как любить детей»

Существуют книги по детской психологии, которые окажутся не только полезными, но и приятными в чтении. Януш Корчак — это человек, который не только занимался теоретической разработкой проблем детской психологии и педагогики, но и посвятил свою жизнь воспитанию детей-сирот.

Антон Макаренко «Педагогическая поэма»

Об известной советской педагогической работе, написанной Макаренко, знают все педагоги, детские психологи и воспитатели.

Как и книги Корчака, «Педагогическая поэма» — это описание психологических взлетов и падений, которые происходили в действительности. Труд Макаренко доказывает, что предательство, разочарованность, глупость, пагубные наклонности детей и подростков можно и нужно преодолевать. Читать далее: Лучшие онлайн-курсы по уходу за ребенком

Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

О детях раннего возраста и об их проблемах, связанных с воспитанием, пишет Гиппенрейтер несколько кнниг, но именно в этой книге максимально количество ответов на детские проблемы, кризисы и капризы. В ней родители найдут яркое подтверждение того, что их дети не смогут прожить полноценную и счастливую жизнь, если взрослые в нужное время не позаботятся о гармоничном детском становлении. Слабый, пассивный и несчастный человек, неудачник и лентяй — результат дурного воспитания. Книга «Общаться с ребенком. Как?» должна стать настольной для заботливых родителей.

Алис Миллер «Драма одаренного ребенка»

Проблемная сторона детской психологии хорошо изложена в тексте книги. Алис Миллер — психотерапевт из Швейцарии, а ее «Драма» выдержала 5 переизданий и множество переводов на основные мировые языки. Автор показывает, что детская психология — область тонкая и хрупкая. Грубое вмешательство в нее грозит не только гармоничному развитию ребенка, но и его дальнейшей психической жизни в целом.

Адель Фабер и Элейн Мазлиш «Идеальные родители за 60 минут»

Авторы подарили миру такую книгу о детской психологии, которая призвана учить родителей и детей сводить регулярные конфликтные ситуации к нулю. Быть идеальными родителями — это работа об общении, о налаживании разорванных связей между членами семьи, о взаимопонимании и поиске тепла и заботы в кругу самых близких и родных людей.

“5 методов воспитания детей” Михаил Литвак

Известный психотерапевт делится своими взглядами на воспитание подрастающего поколения. Многим они покажутся революционными и слишком смелыми, местами категоричными

Но как иначе привлечь внимание к проблеме развития “нового” человека, приспособленного к условиям современного общества?

Автор утверждает, что воспитание детей стоит начинать с воспитания их родителей. Причем, еще задолго до планируемого пополнения в семействе. В книге рассмотрены принципы построения сильной и крепкой семьи, способной вырастить полноценных членов общества. Даны рекомендации, как вести себя во время внутриутробного развития ребенка и после рождения.

Ну и, конечно, в ней много полезной информации по воспитанию детей до 5 лет. Теория дополнена практическими примерами и диалогами. Если вы хотите взглянуть на проблему под другим углом и обогатить свое видение, не обходите эту книгу стороной.

Купить электронный вариант на ЛитРес Купить бумажный вариант на Лабиринте

Не будить и не кормить.

Самый большой объем правил и разночтений между поколениями, похоже, относятся к первому году ребенка.

Начнем с кормления. Бабушки считают, что беременной и кормящей маме нужно «есть за двоих», побольше калорийного, молочного, жирного. Современные же родительницы (и, кстати, врачи) придерживаются противоположного мнения — разработаны специальные диеты для беременных, для кормящих, для младенцев.

Разногласия есть и по времени кормления. Наши бабушки и мамы кормили строго по часам. До сих пор многие с ужасом вспоминают, как кричал по ночам голодный младенец, а мама сидела и смотрела на часы и нервно ждала, когда наступит «время Х». Сейчас же малышей прикладывают к груди в любое время дня и ночи. Хотя, надо отметить, что от графика питания негрудного ребенка никто не отказывается — и от завтрака до ужина есть четкое расписание по часам.

Еще одна причина споров — возраст. До скольки месяцев или лет кормить грудным молоком. Раньше считалось, что и трех месяцев достаточно, теперь же зачастую кормят до трех лет.

Баночное питание и смеси — тема отдельных споров. Причем, не только между поколениями, но и между сторонниками «естественного» и, скажем так, «современного».

«Естественники» покупают (а то и выращивают) только натуральные овощи и фрукты, готовят сами пюре, не дают детям сладкого, соленого, печеного, зачастую — мясного и даже молочного.

Те же, кто предпочитает таки использовать блага цивилизации, используют и баночное питание, и кашу в коробках, и молочные смеси.

Вообще, основная тенденция в том, что ребенок должен быть как можно ближе к маме. Отсюда и слинги или рюкзачки, в которых удобно носить и возить с собой малышонка. Это же повлияло на детский и семейный туризм — теперь летают даже с грудничками, не боясь менять климат и временной пояс. Мамы стали самостоятельнее, смелее, активнее. Стало очевидным, что грудное молоко — лучшая еда для ребенка, а мама — лучший доктор, и няня, и воспитатель для малыша.

Читать так же:  Развитие речи и дикции с помощью скороговорок и чистоговорок: упражнения на трудные буквы для детей разного возраста

С другой стороны, больше самостоятельности, возможности выбора и своего мнения появляется и у детей. Дети могут выбирать, что они будут есть, во что одеваться, чему учиться. Теперь никто их не кормит насильно («ну еще ложечку за маму и за папу»!), никто не будит их по времени, как это делают бабушки («что он ночью будет делать?!»). КОММЕНТАРИЙ Лучко Ольга, семейный системный и перинатальный психолог, психолог-педагог, инструктор групп предродовой подготовки, эксперт проекта «Мамина школа».Главным «трендом» последнего десятилетия в области взращивания детей является естественность. А именно призыв вернуться к природе и не пытаться улучшить то, что прекрасно себя зарекомендовало на протяжении предыдущих тысячелетий.

Сегодня актуальны рекомендации кормить грудью не по режиму, а по требованию, начинать прикармливать малыша тем, что едят родители (предполагается, что это здоровое натуральное питание, а не чипсы и пиво), заканчивать грудное вскармливание тогда, когда ребенок готов к этому, и вообще быть ближе к малышу и чутко реагировать на его потребности.

Здравый смысл этих советов подтверждают и современные исследования ВОЗ.

Какой период жизни детей относится к дошкольному детству, и чем он важен

Период, который в обществе называют дошкольное детство, начинается примерно в два-три года. Именно в это время происходит осознание себя частью социума. Продолжается этот период до шести-семи лет – возраст, когда можно начинать систематическое обучение.

До 5 лет дети считаются младшими дошкольниками, от 5 до 7 лет старший дошкольный возраст.

Как видим, возрастные границы размыты, поскольку значение имеет не календарная дата, а социальные факторы и особенности ребенка.

В возрасте от 2 до 7 лет (указываем максимальные возрастные границы этого периода) закладываются:

  • основы индивидуальных психологических особенностей ребенка;
  • формируется фундамент социально-нравственного развития личности.


Основные периоды дошкольного возраста

Для дошкольного возраста характерными чертами является следующее:

  • главные жизненные потребности и нужды дети могут удовлетворить только при помощи взрослых;
  • значение и роль семьи очень высоки, поскольку материальное благополучие ребенка, его духовность и познавательные интересы в первую очередь формирует семья;
  • дети не могут защитить себя сами от агрессивного воздействия внешних неблагоприятных факторов.

Педагоги, работающие с детишками дошкольного возраста, должны учитывать особенности их психики и физиологии, для того, чтобы процесс обучения и воспитания был максимально эффективным. Их задача помочь ребенку стать участником социального процесса, сформировать такие общечеловеческие качества, которые сделают его достойным гражданином.


К дошкольникам нужен особый педагогический подход

Несколько советов родителям по методике слогового чтения

Лучше всего начинать знакомство с буквами с открытых гласных. Это А, Э, У, Ы. Затем можно включить в изучение несколько звонких согласных. Первыми запоминаются М и Л. Буква «М» запоминается быстро, так как на эту букву начинается самое часто произносимое слово – «мама». Малыш начинает читать как раз эти слоги «ма-ма», а потом и писать начинает тоже, ну и конечно, буквы и слоги своего имени.

После согласных и гласных можно начинать изучать и шипящие: Ч, Ш, П, Х и так далее.

Еще один совет, больше психологический – не торопите. Всему свое время

Ребенок научится читать всенепременно, а вот когда в 4, в 3 или даже в 6 лет – не важно. Ведь, если признаться самим себе, многие просто хотят похвалиться достижениями деток, и от того все старательнее с ними занимаются, стараясь, дать им, как можно больше информации

Каждое новое ваше занятие по изучению букв лучше всего начинать с повторения прошлых уроков. Пусть малыш назовет те буквы, которые знает, вместе назовите слова на эти буквы. Старайтесь каждый новый день называть разные слова, так вы в итоге получите развитый словарный запас и прекрасное воображение, да и память.

Выучили все буквы? Не путаетесь? Не запинаетесь? Отлично! Вы молодцы – теперь самое время приступать к самому слоговому чтению. Называйте одну букву, объясняйте, что они могут соединяться, и читайте уже весь слог вместе.

Чуть позже будет целая статьям по играм в слоговом чтении.

Учимся, играя

Игровое обучение чтению, пожалуй, самое приятная и самая доступная для детей методика. Само название говорит за себя – ребенок активно осваивает знания, при этом занимаясь тем, что он любит делать.

Возьмем, к примеру, такую простую игру. Вот перед малышом буква – ее можно нарисовать, сделать из бумаги, сшить из ткани, даже слепить из пластилина (еще один плюс – развитие мелкой моторики), и вот вторая – и они догоняют друг друга.

Можно играть в «поиски букв-потеряшек», которые заблудились и не могут найти дорогу домой. Как им помочь? Правильно назвать. Буква «А» будет прочитана и «пойдет домой», и так дальше. Вовлекайте в эту простую игру ребенка – ищите нужные буквы в телевизионных передачах, книгах с картинками, на улице в вывесках магазинов и так далее… Вариантов очень много.

Можно сделать дома «Буквенный лабиринт». Возьмите картон и сделайте карточки одинакового цвета и размера, на них напишите буквы. Гласные пусть будут красного цвета, а согласные – синего. Так малышу будет легче их запомнить. И во теперь проделайте отверстие в каждой карточке и протяните сквозь это отверстие ниточку на разном расстоянии. Ниточку с нанизанными на нее буквами разложите по квартире. А ребенок пусть найдет начало этой ниточки, и двигается по ней вперед, называя каждую встречающуюся букву. И интересно, и просто!

С одной стороны, вроде от этой методики только одни плюсы – ведь и ребенку хорошо, не скучно, и маме с папой просто – игры несложные, а умения, получаемые с их помощью – очень ценны. Но есть все же и минусы. А именно игрой может стать любое занятие… То есть, ребенок привыкнет только играть, а когда начнутся реальные серьезные занятия, он будет их воспринимать неправильно

Поэтому стоит сразу расставить приоритеты, ведь ваша цель не только поиграть, но и обучить чтению, умениям сосредотачивать внимание, быть усидчивым

После того, как вы освоите в игре буквы, таким же способом можно приняться за слоги, а затем и чтению простых слов. Еще важный момент! Какой бы интересной у вас не была игра, всегда правильно произносите читаемые буквы, слоги и слова. Не нужно коверкать правильное ударение, следите за собой и за ребенком.  Игровая методика обучения чтению по слогам предполагает забавную подачу информации, занимательные уроки, но никак не сюсюканье и придумывание глупых уменьшительно ласкательных слов.

Средства и методы физического воспитания дошкольника

Для общего развития ребенка дошкольного возраста немаловажное значение имеет физическое воспитание. Дети в этот период наиболее подвижны

Правильно направленная активность ведет к формированию выносливости и приобщению к здоровому образу жизни.

Физическая форма воспитания детей до семи лет заключается в использовании некоторых методов:

  • оздоровление – зарядка, закаливание, процедуры для профилактики сколиоза и плоскостопия;
  • приобретение двигательных умений – плавание, бег, прыжки, лазанье;
  • формирование выносливости, быстроты и ловкости.


Состав физического воспитания – описание

Способы привлечь ребенка к физической активности довольно простые:

  • совместные занятия спортом и выполнение всех оздоровительных процедур всей семьей;
  • приобретение спортивного снаряжения – турник, скакалка, шведская стенка, мячи;
  • определения ребенка в специальные спортивные секции.

Физическое воспитание помогает развить у дошкольника:

  • положительные качества характера – организованность, сдержанность, стойкость;
  • базовые основы нравственности – ответственность, взаимоуважение, справедливость, взаимоотношения в коллективе;
  • волевые качества – преодоление трудностей, решительность, смелость, выдержка.
Читать так же:  Нормы развития ребенка в 4 месяца: параметры грудничка, особенности питания и ухода за мальчиком и девочкой

Занятие физкультурой – это важная форма обучения и воспитания, которая готовит ребенка к дальнейшей жизни.


Занятия физкультурой – важный элемент развития

Воспитание и обучение ребенка дошкольного возраста включает в себя совокупность всех необходимых методов и средств, направленных для формирования положительных индивидуальных качеств дошкольника, которые позволят ему легко адаптироваться в коллективе. Но все воспитательные работы не принесут желаемого результата без любви, заботы и терпения.

Мне нравитсяНе нравится

Методика Марии Монтессори

Мария Монтессори – итальянский врач, психолог и педагог, которая разработала свою методику воспитания детей, наблюдая в больнице за малышами с проблемами в развитии и социальной адаптации. Пронаблюдав хорошие результаты у своих воспитанников, она адаптировала свою методику и под обычных детей.

Пристальное внимание к интересам и особенностям каждого ребенка помогает развивать личность в специально организованной среде. Суть методики можно выразить фразой: «Помоги мне это сделать самому»

Как воспитывать детей

Вся система воспитания держится на 3 частях: ребенок, среда, воспитатель. Причем последний играет роль лишь наблюдателя и помощника в специально созданной среде.

Под средой понимаются специальные Монтессори-классы или зоны.

  1. Практическая жизнь (бытовые предметы, необходимые для освоения элементарных навыков самообслуживания, помогают развивать крупную и мелкую моторику).
  2. Сенсорное развитие (совокупность предметов, помогающих усвоить такие понятия, как цвет, форма, запах, вкус).
  3. Математическая зона (предметы для обучения счету и различным вычислениям).
  4. Языковая зона (способствует изучению чтения и письма).
  5. Космос или естественно-научная зона (предметы, помогающие усвоить элементарные знания об окружающем мире, истории и культуре).
  6. Гимнастика (зона, которая содействует физическому развитию ребенка).

Методика охватывает возраст детей от 0 до 18 лет. В зависимости от основных целей воспитания можно выделить 3 группы:

  • 0-6 лет: ребенок осваивает основные навыки;
  • 6-12 лет: исследует явления и взаимосвязи окружающего мира;
  • 12-18 лет: составляет логические цепочки, сопоставляет факты, связывает все полученные знания в общую картину мира.

Темп, в котором дети развиваются и переходят из класса в класс, индивидуален – можно задержаться в одном на 2 года, а можно освоить материал за несколько месяцев.

Сейчас методика М. Монтессори очень популярна и распространена во многих городах мира.

Преимущества и недостатки

Как у любого метода воспитания, у этой методики есть свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

  • открытие новых знаний происходит через практический опыт детей, что способствует лучшему усвоению материала;
  • индивидуальный подход и учет особенностей ребенка помогает раскрыть весь потенциал его личности;
  • комфортная психологическая обстановка, воспитатель в роли наблюдателя и помощника помогает вырастить самостоятельную личность, готовую взаимодействовать с социумом.

Недостатки:

  • дороговизна – необходимое оборудование и дидактические материалы имеют высокую стоимость;
  • отсутствие сюжетно-ролевых и подвижных игр, которые развивают творческую сторону личности;
  • строгая дисциплина – один из ключевых моментов пребывания детей в развивающей среде, который противоречит принципу невмешательства в их деятельность.

Советы по воспитанию малышей до года

Часто случается, что до той поры, пока ребенок не научится хорошо ходить и немного говорить, взрослые озабочены только уходом за малышом, не уделяя никакого внимания его воспитанию.

Таким образом мы оказываем себе медвежью услугу, сталкиваясь в дальнейшем с бойкотированием запретов, неспособностью малыша находится в одиночестве, тотальным непослушанием, закатыванием истерик в магазине и других общественных местах и т. д. Не стоит в таком случае винить ребенка — он исполняет ту модель поведения, которую «унаследовал», копируя поведение своих родителей и манеру их общения. При воспитании ребенка необходимо помнить, что кричать или выказывать малышу злость и недовольство крайне нежелательно — малыш вскоре будет поступать также. Дети всегда копируют поведение родителей. Это заложено в человеке многие тысячелетия назад, и копирование происходит на подсознательном уровне.

Вот некоторые советы, призванные помочь родителям в воспитании крохи:

  1. Уверенность матери в своих действия, а также в том, что с ее ребенком все хорошо (он не болен и нормален) всегда действует успокаивающе на малыша.
  2. Научитесь проявлять любовь, ласкайте больше своего малыша, ведь вы таким образом обучаете ребенка относится к вам соответствующе. Что же касается сыновей, то проявлением ласки мать еще и вырабатывает у сына нежное и внимательное отношение к женщинам в целом.
  3. Папа и мама должны сделать все возможное, чтобы малыш не знал и не видел ссор взрослых, грубостей, неуважительного отношения друг к другу.
  4. Если вы живете с родителями или же получаете от них помощь и заботу о вас и малыше, старайтесь все же не взваливать много на бабушек и дедушек. Так вы сможете избежать конфликтов между вами и старшим поколением. В любом случае, вы единственные, кто несет ответственность за то, что происходит с вашим ребенком.
  5. Не бойтесь приучить ребенка к рукам, ведь, чем больше внимания и времени вы уделите новорожденному сразу после рождения, тем более самодостаточным и самостоятельным он будет расти.
  6. В воспитании ребенка до года ключевым фактором является участие и мамы и папы. Старайтесь узнавать больше о жизни малыша, как развивать его, как качественнее и лучше проводить с ним время, что должен уметь малыш в том или ином возрасте, как правильно общаться с ребенком и т. д.

Роды в воду, стоя, сидя и кесарево.

Наши мамы выбора не имели — всех везли в стандартный советский родильный дом, клали на кровать и заставляли рожать так или иначе. Не считалось ужасным надавить посильнее на живот роженицы, относиться к ней с не самым большим пиететом, разрезать — зашить и отправить в казенную палату, а малыша — в детскую под присмотр педиатра и нянечек. Считалось, что стерильность — наше все, грудь кормящим мамам мазали зеленкой, а младенцев держали в общественных пеленках и кормили из бутылки с рождения.

Теперь есть масса систем родовспоможения: от совместных родов с мужем в роддоме, до морских волн и домашней ванны. Сторонники домашних родов и так называемых «естественных» (например, вертикальных — когда маму не кладут, а как бы садят и эта поза считается более нормальной для роженицы) рассказывают ужасы про родильные дома и извергов-врачей, которые по ходу дела вкалывают и маме, и малышу кучу ненужной химии. В свою очередь, те, кто «за» больничные палаты, стращают высоким уровнем смертности младенцев, рожденных не у врачей.

Есть еще и третья категория мамашек — сторонницы кесарева сечения. Их основные аргументы  — «не хочу терпеть боль» и «зачем мучить малыша». Бедняжки не понимают, что кесарево — это полноценная полостная операция, с большим количеством медикаментов и не самыми лучшими ощущениями после. Причем, одинаково тяжело после операции и маме, и малышу. Но, увы, в последнее время все больше желающих отдаться в руки хирургов.

В любом случае, самое важное — что каждый может выбрать по вкусу, вере и убеждениям свой способ появления на свет детей. КОММЕНТАРИЙ Елена Дубовикова, акушерка, инструктор групп предродовой подготовки, член Ассоциации консультантов естественного вскармливания (АКЕВ)

КОММЕНТАРИЙ Елена Дубовикова, акушерка, инструктор групп предродовой подготовки, член Ассоциации консультантов естественного вскармливания (АКЕВ).

Сегодня не подвергается сомнению тот факт, что для мамы и для малыша наилучшим вариантом являются естественные роды. При этом замечательно, если женщине обеспечивается возможность свободного поведения в родах. То есть будущая мама сама может выбрать в какой позиции ей легче переживать схватки, и где (в воде или на суше), а так же как удобнее тужиться. Часто в этом случае может и не понадобиться дополнительной стимуляции или других медикаментозных вмешательств. Однако, если в родах возникает такая необходимость, не стоит противиться действиям врача или акушерки.

И еще. К естественным родам стоит быть подготовленной, научиться методам самообезболивания, родовому дыханию, массажу и даже «пению» вместо крика лучше заранее.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button