10 самых популярных родительских страхов перед детским садом

Как бороться с детскими страхами

Главное — отнестись к страху ребенка серьезно. Не стоит смеяться над ним, укорять («как тебе не стыдно, ты уже большой»), это может только усилить страх и подорвет доверие к вам. Не говорите: «Ты только не бойся». Это звучит, скорее, как приглашение к страхам, чем как их отрицание, и не дает способа справиться со своим состоянием. Помните, что для вас домовой в шкафу – это детская фантазия, для ребенка же он вполне реален и потому опасен. Убеждать, что его нет, бесполезно, лучше помочь бороться со страхом.

Если ребенок уже достаточно взрослый, обсудите с ним саму реакцию страха. Расскажите, что страх есть у всех, и храбрость состоит не в том, чтобы его не испытывать, а в том, чтобы уметь его преодолевать. Особенно это актуально для мальчиков, так как они часто начинают испытывать стыд за свой страх, что может привести к отрицанию страха и различным невротическим проявлениям.

Постарайтесь исключить ситуации, провоцирующие страх: душное помещение, страшные фильмы перед сном, тесная одежда.

Проанализируйте свое поведение. Практика показывает, что очень часто страхи появляются у излишне опекаемых детей. Когда ребенка чересчур опекают, он начинает чувствовать себя маленьким и слабым. Мир представляется ему грозным и враждебным. Иначе с чего бы взрослым оберегать каждый его шаг? Мира такой ребенок практически не знает, так как родители всеми силами ограждают его от этого знания: это лучше не видеть, это опасно, ужасно, ты можешь напугаться, это лучше не слышать, не услышишь ничего хорошего, говорить нужно как можно меньше, а то скажешь что-то не то, тебя обидят. Чтобы с тобой ничего ни случилось, мы будем постоянно рядом, все сделаем за тебя, посмотрим, чтоб ты не ходил, куда не надо, не делал того, что не надо и т.д. Незнание мира пугает ребенка, место знаний занимают фантазии, неизвестное страшнее вдвойне. Как правило, такие опекающие родители сами тревожны, так страхи «передаются по наследству».

Причины возникновения детских страхов

Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте. Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу

Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть

Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи. Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.

Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:

  1. Гиперопека
    Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой.
  2. Недостаток внимания родителей
    Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты.
  3. Недостаток физической активности
    Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.
  4. Агрессия матери по отношению к ребенку
    Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.
  5. Нестабильная атмосфера в семье
    Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
  6. Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
    Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.

Эффективные методы и приемы предупреждения и преодоления детских страхов:

1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка (достижения комфортности в общении, в ожидании новой игры, максимальное развертывание критериев оценки и похвалы)

При этом большое внимание уделяется в детском коллективе атмосфере принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят несмотря на успехи

2. Метод последовательной десенсибилизации, суть которого заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с моментами, которые вызывают у него тревогу и страх.

3. Метод «реагирования» страха, тревоги, напряжения, которая осуществляется с помощью игры-драматизации, где дети с помощью кукол изображают ситуацию, связанную со страхом.

4. Манипулирование предметом страха (приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах») в ходе этой работы ситуации и предметы страха изображаются карикатурно.

5. Эмоциональное переключение, «эмоциональные качели» (ребенку предлагают изобразить смелого и труса, доброго и злого и тому подобное.

6. Сказкотерапия (в игре ребенок становится смелым героем сказки или мультфильма, предоставляет любимому герою роль защитника).

Чего боятся наши дети

Это зависит от возраста ребенка.

В год малыши боятся окружающей среды, посторонних людей, отдаление от матери.

От 1 до 3 лет – темноты, ребенку страшно оставаться одному, бывают также другие страхи.

От 3 до 5 лет у детей встречается страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми).

От 5 до 7 лет преобладают страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т. п., боязнь родительского наказания, животных, боязнь страшных снов, потери родителей, боязнь заразиться какой-либо болезнью.

Советы родителям по снижению уровня страхов или тревоги у детей:

Помните, что детские страхи – это серьезная проблема и не надо воспринимать их только как «возрастные» трудности.

Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.

Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.

Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей.

Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать – позову волка» и тому подобное.

Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.

Рисуйте с ребенком страх и все то, чего он боится. Тему смерти лучше исключить.

Можно предложить уничтожить рисунок: порвать или сжечь.

Не ждите быстрого результата, страх не исчезнет сразу.

Посмейтесь вместе с ребенком. Этот способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю (обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется с вас. Ведь одновременно они смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победили его

Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня»

Играйте по ролям. Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя таким образом в сознании ребенка опыт преодоления своего страха.

Несколько игр и упражнений на преодоление страха и повышение уверенности в себе:

«Качели»

Участвуют как ребенок, так и взрослый. Ребенок садится в позу «зародыша», поднимает колени и наклоняет к ним голову. Ступни прижать к полу, руками обхватить колени, глаза закрыть. Взрослый становится позади ребенка, кладет руки на плечи сидящему и медленно покачивает его. Выполняется 2-3 минуты.

«Художники – натуралисты»

Большой лист белой бумаги, старые обои, положить на газету. Перед участниками тарелочки с красками. Позвольте себе и ребенку рисовать пальчиками, кулачками, ладошками, локтями, ногами, носками. Сюжет рисунка может быть разный: «Падают листочки», «Следы невиданных зверей», «Сказочная страна» и т.д.

«Дизайнеры»

Тюбики губной помады (старые). Каждому участнику разрешается подойти к любому участнику и «раскрасить» его лицо, руки, ноги.

«Жмурки»

Водящему завязываются глаза – остальные произносят звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я». Поймав участника ведущий отгадывает кто это, не снимая повязку.

Страх наказания

Довольно часто родители наказывают своих детей за малейшие проступки. И это не обязательно физическое наказание ремнем или даже шлепком по попе, это может быть получасовой простой в углу, запрещение смотреть мультики, играть с друзьями на улице, кушать сладости и другие. Со временем детские страхи становятся все больше, переключаются на все</a>, что окружает ребенка. Он начинает бояться разлить воду или сок, испачкаться, громко играть, показать дневник с плохой оценкой и т.д. Взрослые должны понимать, что их чадо учится быть самостоятельным, сам хочет держать ложку и вилку, наливать себе сок или молоко, развивается и познает мир через ощущения, путем проб и ошибок.

Трансляция переживания: «Смотри, как я волнуюсь!» (страх от родителей к детям)

А вот обратная ситуация. Не ребенок заражает родителя, а взрослый — ребенка.

Родители делятся переживаниями с ребенком, чтобы освободиться от напряжения и тревоги, но не всегда это осознают:

  • «Не лезь к тому мальчику — ударит»
  • «Куда ты пошел — упадешь»
  • «Ну вот ты опять упал. Я же говорила тебе быть аккуратнее, а ты меня не слушаешь. Я же переживаю»
  • «Дети бывают жестокие, никто тебе не поможет, будь осторожен. Держись от этой компании подальше»

Без этих фраз не обойтись. Это эффективный способ, чтобы ребенок учился оценивать, что опасно, а что нет. Но здесь нужна мера. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок знал, что потеряться может быть опасно и лучше не теряться. Но вряд ли мы желаем, чтобы ребенок впадал в панику каждый раз, когда остается один.

Чтобы так не происходило, следуйте нескольким правилам:

  • говорите о своих переживаниях от первого лица: «Я очень за тебя переживала»
  • говорите не более 15–30 секунд; в крайнем случае — 5–15 минут, если ситуация была в самом деле опасная и требует выхода эмоций, но больше со стороны ребенка
  • предлагайте позитивный выход из ситуации или давайте позитивный настрой: «Зато мы друг друга нашли», «Теперь ты знаешь как справляться с такой ситуацией», «Ты герой»

Выполнить эти рекомендации не всегда просто. Но если вы заметили, что уже ребенок старается вас утешить, значит вы перестарались с переживаниями, пора остановиться и вспомнить о позитивных моментах.

Причины детских страхов в разном возрасте

Первые осознанные страхи наблюдаются уже после двух – трех лет, и они связаны с развитием различных качеств и способностей.

Так, в период с 2-х до 4-х лет идет развитие волевых качеств. Многое в этот период зависит от стратегии родителя. Ребенку в этом возрасте необходимо дать уверенность в том, что он способен сам совершать выбор, его мнение учитывается, к его желаниям прислушиваются. Если родитель избирает авторитарный стиль поведения, не дает малышу проявлять себя, подавляет его волю, у ребенка появляется неуверенность в себе, своих силах (страх ошибки). Таким детям в дальнейшем сложно самостоятельно принимать решения, они довольно легко поддаются чужому влиянию.

После трех лет у детей появляются страхи животных. Они довольно символичны и могут отражать различные реальные детские страхи. Например, страх волка может говорить о боязнь боли (острые зубы), лиса обычно символизирует хитрость и поэтому за страхом перед этим зверем может скрываться страх быть обманутым, и т.д. С 4-х лет появляются страхи перед сказочными существами, например, страх перед Бабой Ягой – угроза жизни, непереносимость эмоционального искажения образа близкого лица (как правило, мамы в гневе), потребность в безопасности. Страхи перед сказочными героями могут отражать страх наказания родителями.

От 3-х до 5-ти лет идет развитие эмоционального Я ребенка. Начинает развиваться чувство самостоятельности и фантазия – отсюда воображаемые страхи. Основные страхи – одиночество, темнота, замкнутое пространство. Как правило, ребенка пугает не само явление, а то, что скрывается за этим. Например, сама темнота не опасна, пугают прячущиеся в ней монстры, вампиры и прочая нечисть, которую рисует детское воображение.

В 5–7 лет появляются страхи потусторонних сил. Растет страх перед отцом, если он неоправданно строг или жесток, или игнорирует потребности ребенка. В результате растет тревожность, и нет уверенности в себе. Это возраст, максимально насыщенный страхами. Ведущий страх – страх смерти, особенно у чувствительных и впечатлительных детей. Типичные страхи этого периода: снов, животных, огня, войны, болезни или смерти родителей, нападения, темноты, сказочных героев.

В 7–11 лет общее количество страхов падает. В 7 лет преобладает страх потерять родителей. Если мать часто оставляет ребенка одного, у него может развиться «невроз ожидания» или боязнь одиночества во взрослой жизни. В 8 лет – боязнь чужих. У подростков страх смерти трансформируется в страх войны. Ведущим страхом является страх быть не тем, не соответствовать социальным требованиям. В школьном возрасте появляются свои страхи, это может быть страх посещения школы, страх диктантов, боязнь учителей, оценок, замечаний. Не случайно психологами разработаны специальные тесты, позволяющие выявить уровень школьной тревожности.

От 11 до 16 лет основным страхом является страх не быть собой. В его основе лежит противоречие этого возраста. С одной стороны, подросток стремится сохранить свою индивидуальность, и потому боится раствориться в толпе сверстников, с другой – боится не быть в группе, отделиться от всех. В этом возрасте страхи делятся на две группы: природные (страх смерти, изменений, происходящих с телом, боли) и социальные (страх одиночества, людей, наказания, несправедливости, осуждения).

Сын 6 лет не слушается и дерётся в детском саду| Консультация детского психолога

Ребенку 6 год не слушается воспитателя в садике. Творит что хочет,сам по себе,дерется с детьми. Помогите воспитатель жалуется каждый день. И родителей не слышит.

Спрашивает: Шодиева Татьяна Александровна

Ответ

Здравствуйте, Елена Викторовна!

К сожалению, такого рода проблемы решаются довольно сложно, поскольку самоконтроль и сила воли у детей дошкольного возраста еще не так развиты, чтобы им можно было сделать внушение «вести себя хорошо» дома, и они бы в детском саду придерживались этой установки.

Так что то, как ребенок ведет себя в саду, конечно обусловлено его воспитанием родителями, и особенностями его характера, но в достаточной степени зависит и от непосредственной обстановки в детском саду, отношений ребенка с воспитателями и сверстниками, от тех стереотипов, которыми принято реагировать на разные ситуации в группе.

Поэтому вы конечно можете дома разговаривать с сыном о том, что взрослых нужно слушаться, что бить других нельзя, и проблемы нужно решать словами, но в первую очередь озаботиться тем, что они не могут справиться с мальчиком, должны сами воспитатели.

Обычно дело осложняется тем, что детей в группе много и уделять внимание кому-то одному более пристально, чем всем другим, воспитателям крайне сложно. Однако если они хотя бы некоторое время будут успевать перехватывать руку вашего сына до того, как он ударит, только замахнувшись, и будут сообщать ему «Драться мы не будем, если ты что-то хочешь, скажи словами», то со временем мальчик перестанет драться, поскольку увидит, что такое поведение недопустимо

Недопустимо — то есть не допускают, а не (как, видимо, происходит сейчас) допускают, но потом по факту осуждают, недовольны, ругают

Однако если они хотя бы некоторое время будут успевать перехватывать руку вашего сына до того, как он ударит, только замахнувшись, и будут сообщать ему «Драться мы не будем, если ты что-то хочешь, скажи словами», то со временем мальчик перестанет драться, поскольку увидит, что такое поведение недопустимо. Недопустимо — то есть не допускают, а не (как, видимо, происходит сейчас) допускают, но потом по факту осуждают, недовольны, ругают.

Особенно если речь идет о чем-то действительно важном и принципиальном для взрослых. Если, например, вы хотите, чтобы ребенок положил что-то и не трогал, не обязательно сто раз просить его положить и раздражаться от того, что он не слушается, можно просто взять вещь самой и сообщить, что трогать ее вы не разрешаете

Если, например, вы хотите, чтобы ребенок положил что-то и не трогал, не обязательно сто раз просить его положить и раздражаться от того, что он не слушается, можно просто взять вещь самой и сообщить, что трогать ее вы не разрешаете.

Если ребенок не одевается, например, вы можете одеть его сами, если не идет, его всегда можно взять на руки, разумеется, не стоит постоянно пользоваться преимуществами размера и силы, но иногда бывает полезным и детям увидеть, что что-то от их решений не зависит, и вам будет полезно не испытывать лишний раз собственное терпение.

Если под словами «и родителей не слышит» вы имели в виду, что мальчик не слушается и дома вас, то действовать нужно таким же образом, как я описала выше.

Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог

Страх одиночества

Данная фобия встречается очень часто. Дети стараются никуда не отпускать свою маму, хотят, чтобы она все время была рядом. А потеря ее из виду даже на пару минут равносильна расставанию навсегда. Именно поэтому родители должны приучать своих малышей играть самостоятельно, а самим идти заниматься домом: готовить, убирать, гладить в соседней комнате, приучать ребенка не бояться, ведь маму всегда можно позвать и она придет из соседней комнаты. Постоянно пребывание рядом с детьми в дальнейшем оказывает негативное влияние не только на них, но и на родителей, которые очень сильно переживают за своих чад, пока те полдня проводят в детском саду или просто гуляют с бабушкой на улице.

Чего боятся родители перед школой?

Педагоги-психологи выделили ряд основных страхов родителей перед началом школьного обучения. Вот некоторые из них:

  1. Страх родителей за уровень образования своих детей. Часто родители слишком сильно переживают из за того, что не могут дать лучшего образования собственным детям. Ведь от этого, по их мнению, зависит дальнейшее социальное положение детей и их достаток. При этом, под «лучшим образованием» каждый родитель имеет ввиду собственные убеждения, как то: солидность учебного заведения, большую нагрузку, достижения учебного заведения и т.п.
  2. Страх невнимания учителя или отношения к ребенку. Ребенок только вышел из детского сада, а порой, из дома. Кто будет следить за ним и ухаживать? Учитель в школе — не воспитатель в детском саду, не няня и не бабушка! Как будет учитель относиться к нему? Будет ли помогать?
  3. Страх за то, как будут складываться отношения со сверстниками! Будут ли ребенка обижать? А если в классе будет неадекватный ребенок? Будут ли у него друзья? Как ребенок сможет преодолевать конфликты? Почему он не хочет ходить в школу?  и т.п.
  4. А если ребенку будут занижать оценки? Зачастую родители воспринимают оценки своих детей в качестве оценки собственной состоятельности. 

Все эти страхи основаны на заблуждениях родителей. Например, когда мы помогаем делать уроки детям, неосознанно играем в игру: ученик — учитель, в то время, как дома главная задача родителей — не быть наставником и давать оценку, а помочь ребенку безбоязненно, в условиях безопасности, понять материал, научиться учиться. А не доказывать кому то свое превосходство и уж тем более, не доказывать своим родителям собственную состоятельность. 

Порой страхи родителей настолько сильны, что выливаются в агрессивном отношении к собственным детям

Низкое интеллектуальное развитие

Дома ребенок постоянно развивается: строит из кинетического песка, занимается по специальным карточкам и изучает с мамой буквы и английские слова. А что в саду? Гора игрушек и час малевания в альбоме. Конечно, воспитатели не будут заниматься с вашим ребенком по индивидуальной программе. Но рисование, лепка из пластилина, пение и игры с другими детьми – это тоже развитие. Ведь не просто так многие детки, которые дома не говорили, начинают разговаривать именно в садике. Для каждой возрастной группы в детских садах существуют специальные программы развития, которые составляются опытными методистами. Воспитатели строго им следуют: проводят развивающие занятия и готовят с детьми праздники. А изучать иностранные языки и учиться считать в уме ваш ребенок может и дома, детский сад не станет помехой для его развития.

Читаем также: Адаптация ребенка к детскому саду: что необходимо знать родителям

Рекомендации педагогов

Вот некоторые замечания, которые мне очень понравились от педагога Мингелевич Т. В.

  1. Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.
  2. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали.
  3. Не торопите. Умение рассчитать время — ваша задача, и если это плохо удается, это не вина ребенка.
  4. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много работать.
  5. Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п.
  6. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов — у него впереди трудный день.
  7. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?».
  8. Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
  9. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда нелишне выслушать «обе стороны» и не торопиться с выводами.
    После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
  10. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными.
  11. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) — необходимы.
  12. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
  13. Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
  14. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что — то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдёте много полезного.
  15. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов), конец 2 четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина 3 четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
  16. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы. Помните, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим: «Ты уже большой» 7 — 8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.
  17. Завтра новый день, и вы можете сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.

Тут все просто: угрозы, критика, гиперконтроль

Страх от родителей к ребенку? Почему? Этот стиль воспитания называется доминирующая гиперпротекция

Родитель контролирует каждое движение ребенка, всегда или только в ситуациях, когда действительно нужно вести себя осторожно. Но когда ребенок оказывается в такой ситуации, вместо того, чтобы справиться с ней, он теряется и начинает испытывать сильную тревогу

В ситуации «веди себя тише, люди смотрят» окружающие выступают как некоторая угроза. Они обязательно будут критиковать и осуждать ребенка, и непонятно, как себя вести, чтобы им понравиться. Поэтому лучше держаться от них подальше и вообще остаться дома.

За гиперпротекцией обычно стоит родительская тревога. Для тревоги может быть много причин:

  • «Что люди скажут?»
  • «Надо помочь ребенку адаптироваться»
  • «Нельзя, чтобы ребенок кому-то помешал»
  • «Ребенок сам не справится»
  • «Нужно, чтоб никто не заметил недостатков у ребенка»
  • «Нужно делать замечания, чтобы тебя считали хорошей матерью»
  • «Плохое поведение ребенка означает, что я плохая мать»

Родитель может бояться осуждения, страшится оказаться плохим родителем. Это приводит к тому, что повышается чувствительность к малейшему отклонению от нормы в поведении у своего ребенка.

Чтобы справляться с такими ситуациями, научитесь отслеживать эту тревогу и понимать, чем она вызвана. Хотя бы в некоторых ситуациях дайте себе разрешение понаблюдать за поведением ребенка, не подсказывайте и не бросайтесь помогать. Посмотрите, как он справляется самостоятельно, в чем его трудности и как реагируют окружающие (обязательно отрицательно?).

Спокойствие и наблюдательность родителя — залог того, что ребенок будет успешно справляться с трудностями.

Страх громких звуков

Многие дети очень боятся и не переносят резкие, громкие звуки: хлопанье дверями, удары молотком, крики родителей во время ссоры и прочие. Для них это настоящий стресс, который со временем только нарастает, накапливается и может вылиться в серьезные проблемы со здоровьем. В первую очередь взрослые должны помнить, что нельзя повышать голос при разговоре друг с другом, а если так уж хочется иногда поскандалить, желательно делать это, пока ребенка нет дома, чтобы лишний раз его не травмировать. Также мамы и папы не должны кричать на своих детей, даже если те провинились, испортили какую-то вещь, разбили любимую кружку или вазу, подрались и т.д. Ничто не стоит детских слез и нарушенной нервной системы в таком юном возрасте.

Боязнь порождает стресс

Постоянное напряжение, стресс негативно воздействуют как на взрослых, так и на детей. Медики уверяют, что стресс подталкивает организм включать функцию «отвечай или беги». В случае опасности нервная система начинает активно производить адреналин и кортизол. Учащается сердцебиение, давление крови увеличивается, наблюдается напряжение мышц – организм желает всё решить бегством. Безусловно, такая реакция важна, если за вами гонится дикий зверь или бандит. А вот в процессе учёбы, подготовки к экзаменам такая реакция будет только мешать.

Стресс оказывает влияние, как на тело, так и на мозг. Конечно, в некоторых случаях стрессовые ситуации, наоборот, помогают. Однако если он возникает ежедневно, организм может поддаться ему и перестанет правильно функционировать.

Стресс провоцирует возникновение головных болей, негативно влияет на иммунную систему, вызывает аутоиммунные заболевания и проблемы с ЖКТ. Кроме этого страдает и нервная система, в результате чего возможно и психологическое заболевание. Родители даже и не подозревают, что заставляя своего ребёнка учиться на пятёрки, они усугубляют его самочувствие и состояние здоровья в целом.

Хорошие оценки не дают никаких гарантий

Родители не должны копить оценки детей. Их задача – быть рядом и поддерживать в любой ситуации. Необходимо продемонстрировать свою любовь и не требовать каких-либо достижений.  Ребёнок должен получать удовольствие от процесса обучения, попробуйте пробудить в них желание учиться чему-то новому, исследовать, познавать.

Доказано, что домашнее задание в больших объёмах, ужасный график учёбы,  зазубривание предлагаемого материала позволяют воспитать так называемых «рабочих пчёл», однако не способствует тому, чтобы вырастить из ребёнка успешную личность. Да и психологическое равновесие школьника в таких условиях может быть нарушено.

Не стоит забывать, что хорошие оценки и потраченное время на различные занятия помимо школы, не дают гарантии, что ребёнок правильно выберет профессию и будет иметь достойное рабочее место, позволяющее не только получать хорошую заработную плату, но и развиваться, как личность. Если бы медали за успеваемость и высокие баллы позволяли получить необходимую самооценку без вреда для здоровья школьника, все бы только и занимались обучением.

Родители должны искоренить страх за обучения своего школьника, научиться правильно реагировать на плохие оценки

Помимо этого важно показать ребёнку, что его дом — это пристанище, где он сможет отдохнуть от школы, и не будет чувствовать давления ещё и со стороны родителей

Мамы и папы должны вести себя так, чтобы ребёнок понимал, что вне зависимости от его оценок и успеваемости, он по-прежнему является любимым. Чувства родителей не должны зависеть от успешности малыша. Только так вы сможете воспитать свободного человека, способного на ошибки, самоанализ и тягу к знаниям, которые ему будут необходимы.

Рубрики

  • А что дальше?!
  • Аннотированный каталог
  • Без рубрики
  • Вебинары
  • Воспитатели Оренбуржья
  • Диссеминация опыта
  • Дистанционное обучение
  • Желаю чтения доброго
  • Инновации в системе дошкольного образования
  • Образовательные области по ФГОС

    • Познавательное и речевое развитие
    • Социально-коммуникативное развитие
    • Физическое развитие
    • Художественно-эстетическое развитие
  • Статьи по дошкольному образованию
  • Страничка логопеда
  • Страничка психолога
  • Творчество наших воспитателей

    • Конспекты и сценарии
    • Консультации для родителей
    • Методические разработки
    • Презентации и видеозаписи
    • Программы
    • Публикации
  • Фильм, фильм, фильм
  • Что делать?
  • Это реклама

Страх темноты

Данная фобия может проявляться в любом возрасте у детей. В основном, причиной ее возникновения является бурные фантазии у ребенка. После прочтения на ночь мамой нескольких книжек ребенок может представить, что к нему в комнату заглядывают гномы, колдуны, волшебники, монстры и прочие. Их сон становится беспокойным, они часто просыпаются по ночам, им сняться ночные кошмары. И так может продолжаться не только в дошкольном возрасте, но и у детей постарше, у школьников и подростков. Чтобы не травмировать детскую психику и успокоить малыша, на ночь в его комнату можно не закрывать дверь или оставлять включенным ночник.

Что делать, чтобы ребенок был счастлив в школе?

Стоп! 
Давайте остановимся и не будем паниковать.  Интуитивно родитель понимает, что школа для ребенка становится своеобразным домом и начинает выполнять функции «родителя», другими словами, забирает власть над ребенком. Конечно, такое понимание нуждается в анализе и коррекции поведения самого родителя. Тем не менее, родитель должен стать не врагом своим детям, а товарищем, союзником. В обратном случае, способность и интерес к познанию у ребенка затухает, возникает внутренний протест, результатом которого может быть агрессивное поведение или лживость, ребенок начинает обманывать и хитрить. 

«Если кашу не доешь, за шиворот вывалю…»

Некоторых детей очень сложно накормить. Они и дома-то плохо едят, а в садике, где пища отличается от домашней, и подавно. Нянечки и воспитатели прибегают к разным способам, чтобы ребенок поел: уговорам, сравнениям с другими детьми, играм. Если же никак не удается накормить малыша, то оставляют его в покое, сообщив родителям о проблеме.

Но некоторые, чувствуя свою власть, начинают угрожать и запугивать, считая, что ребенок обязан все съесть до последней крошки. Вот и начинаются угрозы вылить суп за шиворот или выложить кашу на голову. Помимо того, что этим они вряд ли добьются хорошего аппетита, в дальнейшем такие воспитатели полностью потеряют доверие малыша: он будет их бояться, а посещение садика станет мучительным.

Есть примеры, когда воспитатели насильно кормят ребенка, что заканчивается рвотой, слезами, истерикой. У малыша сформируется стойкое отвращение к еде. Врачи замечают, что в отдельных случаях причиной анорексии (полному неприятию еды) является насилие во время кормления в детском саду.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий