Статьи

5 волшебных фраз, которые знают лучшие бабушки

Содержание статьи

«Какой красивый бант!»

Девочку хвалят за то, какая она девочка: «Какой у тебя красивый бант!», «Какое хорошенькое платье!», «Ты моя красотуля!» Ни одна бабушка не поскупится на похвалу для внучки, тем более, что девчонки так трогательно реагируют: то смотрят с обожанием, то краснеют и опускают ресницы.

Счастливая бабушка уверена: комплимент – то, что нужно женщине любого возраста.

Заряд любви и тепла – то, что может подарить бабушка своим внукам. Ведь часто именно бабушки проводят с детьми больше всего времени. В их силах помочь ребенку вырасти здоровой и сильной личностью, стойкой к ударам судьбы.

Какие слова говорили ваши бабушки? Наверняка вы вспомните что-то, что греет душу столько лет спустя!

Если вы дочитали до конца и хотите видеть больше таких историй, поставьте палец вверх и подпишитесь на наш канал!

Воспитание свободой в 21 веке

В настоящее время возобновился интерес к свободному воспитанию. В ряде городов России и Европы открываются центры развития по методике М. Монтессори, создаются вальдорфские сады и школы.

С 1921 года и по сей день функционирует школа «Саммерхилл» в Великобритании. Основана Александром Ниллом. Учебное заведение базируется на самоуправлении.

Вальдорфская система

Основоположник австрийский ученый Р. Штайнер. Первая школа была открыта в Германии в 1919 году, а в 1925 — первый детский сад.

Вальдорфский детский сад. Сильно отличается от традиционных садов государственного образца. Вся мебель и игровое оборудование из натуральных материалов. В одной группе дети разных возрастов: от 3 до 7 лет. Взрослым запрещено повышать голос на детей и наказывать. Слово «Нет!» употребляется в исключительных случаях: для предотвращения опасности.

Игрушки сделаны из соломы, дерева, ткани. Зачастую имеют вид незаконченности, для развития детского воображения.

Воспитатель занимается в присутствии детей домашними делами или ручным трудом. Готовит, убирает, шьет и время от времени уделяет время детям. Малыши могут свободно наблюдать и участвовать в деятельности взрослого.

Дневной сон, питание, игры — по желанию. Ребенок вправе отказаться от организованного воспитателем занятия.

Пища готовится прямо в группе. Дети принимают в приготовлении блюд непосредственное участие. Порции раскладывают в соответствии с индивидуальными потребностями воспитанников.

Малыши занимаются различными видами ручного труда: вышивание, резьба по дереву, гончарное искусство, работа на ткацком станке, в саду, на огороде, на кухне

Большое внимание уделяется знакомству с народной культурой

Вальдорфская школа. Систематическое обучение строится без принуждения. В младших классах дети познают науку играючи. В старших — используется метод вовлеченности.

Обучение длится 12 лет. Отсутствует оценочная система. Много внимания уделяется духовному развитию, знакомству с культурой и традициями.

В школе дети занимаются ручным трудом и садоводством, шьют, вяжут, танцуют, ставят спектакли. Занятия построены таким образом, чтобы умственная деятельность чередовалась с физическим трудом. Мотивацию к обучению ребенок получает путем сравнения нынешних достижений с собственными за прошлый период.

Штайнеровская система свободного воспитания не использует наглядные методы обучения, делая упор на познание чувствами. Основой тому служит подтверждение психологов о том, что эмоциональная память устойчивее наглядной. Главный упор — включить чувства детей, их заинтересованность.

В вальдорфских школах нет директоров. Ими управляет совет, который состоит из родителей и учителей. Взрослые активно участвуют в жизнедеятельности детей.

Свободное воспитание — это умение взрослых слушать и слышать ребенка. Уважать чувства, потребности и желания маленького человека.

Читаем также:

  • Воспитание ребенка до года: главные советы родителям
  • «Воспитываю, как считаю нужным!» или 5 мифов воспитания
  • 7 ошибок воспитания, которые мешают детям добиваться успеха
  • 10 наиболее эффективных методик воспитания детей

«Какой красивый бант!»

Девочку хвалят за то, какая она девочка: «Какой у тебя красивый бант!», «Какое хорошенькое платье!», «Ты моя красотуля!» Ни одна бабушка не поскупится на похвалу для внучки, тем более, что девчонки так трогательно реагируют: то смотрят с обожанием, то краснеют и опускают ресницы.

Счастливая бабушка уверена: комплимент – то, что нужно женщине любого возраста.

Заряд любви и тепла – то, что может подарить бабушка своим внукам. Ведь часто именно бабушки проводят с детьми больше всего времени. В их силах помочь ребенку вырасти здоровой и сильной личностью, стойкой к ударам судьбы.

Какие слова говорили ваши бабушки? Наверняка вы вспомните что-то, что греет душу столько лет спустя!

Если вы дочитали до конца и хотите видеть больше таких историй, поставьте палец вверх и подпишитесь на наш канал!

Надо воспитывать строже

Это одна из фраз, которые вряд ли скажет хорошая и любящая бабушка. Частенько дети, особенно малыши, капризничают и ставят тем самым родителей в неловкое положение. Причина такого поведения всегда разная: недостаток внимания, плохое самочувствие или просто желание выпросить таким образом что-то, что они очень хотят, будь то сладость или игрушка. Малыши делают это неосознанно, а большая часть капризов объясняется банальной усталостью.

С детства так заложено, что родители могут отругать ребенка или быть с ним чуть строже, дабы показать ему, что капризы – это плохо. И в этот момент бабушка должна часто становится для ребенка надежной опорой и поддержкой.

Так ты никогда не научишься

Все мы с детства учимся всему постепенно и нам в этом нужна помощь старших. Но не все сразу выходит правильно и гладко. Чему-то мы учимся быстро и хорошо, а с чем-то придется посидеть дольше.

Читать так же:  Почему ребенок ходит на носочках в 2-3 года и что делать: массаж, мнение доктора Комаровского

В такие моменты, когда что-то не получается, ребенку больше всего нужна поддержка, ведь нельзя научиться всему за раз.

Данная фраза развивает у ребенка комплекс неудачника, что совершенно никак не поможет ему, а скорее отпечатается на многие годы вперед

Подумайте над тем, чтобы сесть и спокойно объяснить еще раз как правильно выполнить действие, что исправить и чему уделить внимание. Не стоит сразу раздражаться

Уйди, чтобы я тебя не видела и не слышала

Перевожу: «Ты испортил мне жизнь, исчезни! Тебя не должно быть». И впоследствии такие дети живут с чувством глубокой вины перед родителем, за то что он (ребёнок) мешал жить родителю счастливо. Надо быть острожными с подобными высказываниями, поскольку человек может нести их груз всю жизнь. Вообще, прежде чем что-то сказать своему ребёнку, нужно хорошо подумать. Многие взрослые не слышат, что они говорят, им было бы полезно хотя бы иногда услышать себя со стороны. Сейчас существует много гаджетов, запишите свою речь и внимательно изучите, как вы обращаетесь к своему чаду, какие слова ему говорите. Уверяю, вы сделаете массу открытий и, возможно, не самых приятных.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Какие слова лучше не говорить детям

Текстовая версия видео

1. “Тогда тебя заберёт злой дядя!”

(Приводит к развитию неврозов и комплексов)

Когда ты устал, малыш капризничает, и сил больше нет, у тебя срывается: «Если не ляжешь спать, придет злой дядя и заберет тебя!» Вместо дяди может быть Баба Яга, полицейский или любой другой персонаж – это не имеет значения

Важно другое: ты для малыша – главная защита. Когда ты говоришь, что готова его кому-то отдать, он теряет чувство защищенности и спокойствия

Это чревато комплексами из серии: «Я никому не нужен», и неврозами.

Возьми себя в руки, да, это иногда непросто, но закрой глаза, сделай глубокий вдох и с выдохом выгони всю злость из себя. В 2-3 года ребёнок уже понимает все, что от него хотят, поэтому настойчиво, терпеливо и спокойно объясни ему всё, что хочешь от него добиться.

2. “Возьми, только успокойся!”

(Способствует развитию эгоцентризма)

Дети очень требовательны, и выстраивать адекватные рамки дозволенного заботливым мамам не так-то просто. Поэтому, если ребёнок срывается на истерику, кажется, что проще дать ему то, что он хочет. На самом деле, если ты позволяешь малышу собой манипулировать, он с успехом будет этим пользоваться, и требования будут становиться всё жестче. Поэтому научись спокойно говорить «Нет». Я заметила, что простое «Нет» вызывает у ребенка еще большее непонимание и неприятие ситуации.

Поэтому я стала не просто что-то запрещать, а объяснять мотивы своих поступков. Это позволяет мне шаг за шагом формировать свой авторитет в глазах ребенка и добиваться того, чтобы он слушался меня с первого раза.

3. “Почему ты не такой, как другие дети?”

(Негативно влияет на самооценку ребёнка)

Ты замечала, что многие подростки постоянно пытаются кому-то подражать, вместо того, чтобы жить своей жизнью? Часто такое поведение закладывается в раннем детстве.

Не сравнивай своего ребёнка с другими детьми. Такие фразы, как: «Вот Катя сама ест, а ты что?» или «Петя маме помогает, почему ты не ведешь себя как Петя?» не мотивируют ребёнка стать лучше, а уничтожают его самооценку.

Материнство – это не соревнования, твой ребёнок никогда не будет таким же, как соседские Васи, Пети или Оли. Мотивируй его быть лучше, используй принцип положительного подкрепления, хвали, когда он сделал что-то сам или помог тебе.

Давай ему задания и искренне радуйся, когда у ребёнка всё получается. Это сработает намного эффективнее, чем Ваши попытки сделать его похожим на кого-то постороннего.

4. “Хватит реветь!”

(Может привести к тому, что ребёнок станет замкнутым и скрытым)

Дети только учатся общаться с окружающим миром, часто они просто не могут объяснить, что их беспокоит, и поэтому плачут. Мамы, не понимая, что происходит и, не видя причины, естественно, раздражаются и думают, что всё это капризы, и надо их резко прекратить.

Запомни, если тебе непонятно, почему плачет ребёнок, это не значит, что у него на то нет веской причины. То, что тебе кажется пустяком, для него может быть настоящей трагедией. И своим «хватит реветь» ты не успокаиваешь его, а даешь понять, что его проблемы для тебя не существует и обсуждать их с ним ты не намерена. Это может привести к тому, что ребёнок станет замкнутым и скрытным.

Когда Роберт плачет, я не могу понять причину его слёз, я его обнимаю и стараюсь переключить внимание на что-то другое: на игрушки или машины на улице – это помогает остановить поток слёз, и только потом я выясняю причину, что же произошло. Читаем также: как понять причины плача

Читаем также: как понять причины плача

5. “Ты ничего не можешь сделать нормально”

(Формирует у ребёнка комплексы, в том числе комплекс неполноценности)

Часто во взрослом возрасте мы вынуждены бороться с сомнениями и страхами, которые случайно посеяли в нас наши родители.

Что бы ни сделал ребёнок, как бы ты не была зла, напугана или рассержена, никогда не унижай и не обзывай его. Сломать хрупкую детскую психику очень просто, и одна неосторожная фраза может внушить малышу мысль, что у него ничего не получится, и он всё делает не так.

Я признаюсь – я устаю, но я для себя дала четкую установку: мой ребенок самый лучший, и он не должен в этом сомневаться ни минуты, и уж тем более страдать от того, что я не могу себя контролировать.

Очень важно, чтобы в твоих словах ребёнок всегда находил поддержку и понимание. Запомни – для малышей не бывает мелочей, и то, что ты сказал случайно, может иметь необратимые последствия

«Успокойся»

Дети часто воспринимают какую-то неприятную ситуацию, как вселенскую трагедию. И тогда приходит не очень мудрая бабушка, чтобы заявить, что не произошло ровным счетом ничего страшного. Кстати, родители тоже этим грешат. Тоже не хотят признавать, что у маленького человека могут быть свои чувства и переживания.

Ребенок не может успокоиться по щелчку пальца. Он не должен делать вид, будто бы его переживаний не существует в природе. Но он должен научиться разбираться в собственных чувствах. Мудрые бабушки и дедушки говорят расстроенному малышу следующее: «Поплачь немножко, и тебе станет легче» или «Да, неприятно, но в следующий раз у тебя обязательно получится».

Читать так же:  Как восстановить ребенка после антибиотиков

Взрослым лучше знать

Время идет, а дети взрослеют. И часто так получается, что им попросить нужно совета или поделиться чем-то личным. А порой мы принимаем какое-то решение и твердо уверены, что для нас будет лучше именно так и никак иначе. Но к родителям не каждый осмелится подойти и сказать об этом, ведь в глубине души ми боимся, что они нас не поймут и отругают. Потому мы идем к бабушке, ведь она все выслушает, сохранит все в секрете и не осудит.

И давайте представим разочарование ребенка, который с гордостью шел к бабушке поделиться своим решение, а услышал: «взрослым лучше знать».

Но ведь возраст не гарантирует наличие адекватного опыта и единственно верного мнения обо всем. Повзрослевшие дети во многих вопросах и темах могут разбираться лучше. Сейчас дети растут совершенно в новом поколении и многие принципы из прошлого исчерпали свой срок годности. Просто стоит принять это.

Ты совсем как отец (мать)

Безусловно, эта фраза иллюстрирует отношения папы с мамой, их недовольство своей совместной жизнью, которое они вымещают на ребёнке. То есть супруги напрямую не выясняют отношения, но через своё чадо говорят друг другу какие-то гадости. И все эти гадости остаются в ребёнке. Если мама говорит: «Ты такой же упрямый, как твой папаша». Получается, что папа — плохой человек, с которым невозможно договориться. А теперь подумаем, захочет ли мальчик быть таким мужчиной, ведь он упрямый и нехороший? Когда мы проецируем свои плохие отношения на детей, то им приходится жить с этим. С другой стороны, в этой фразе он может услышать подтекст, что «с девочками лучше, чем с мальчиками». Родители используют эту манипуляцию, если есть борьба за ребёнка и ему надо выбрать сторону либо папы, либо мамы.

Откуда пришла идея свободного воспитания

На практике свободное воспитание не прижилось ни в России, ни за рубежом. Но современной педагогикой были позаимствованы у нее многие принципы и методы, применяемые теперь на практике. Например: замена авторитарного стиля обучения демократическим, устранение телесных наказаний, использование метода вовлеченности, индивидуальный подход, упор на физическое развитие, создание благоприятных условий и др.

Основные положения

У разных педагогов собственная концепции свободного воспитания, но у них есть много общего.

  • Равноправие. Взрослый — это друг и помощник, а не наставник, которого нужно беспрекословно слушаться. Не должно быть авторитарного стиля обучения. Между взрослым и ребенком дружеские взаимоотношения и полное доверие.
  • Свобода выбора. Это умение считаться с мнением «крохи». Дети самостоятельно принимают решения касательно сна, режима дня и досуга. Посещение занятий — по желанию. Школьникам предоставляется возможность выбора предметов изучения.
  • Уважение личности ребенка. Маленький человек рассматривается как равноправный член общества, со своими достоинствами и личным мнением.
  • Метод вовлеченности. Отказ от систематического навязанного преподавания. Обучение и воспитание строится посредством вовлеченности ребенка в процесс. То есть его нужно заинтересовать.
  • Активная деятельность ребенка. Дети активно участвуют в своем развитии и обучении, на собственном опыте познают законы природы и физики. Знания приобретают посредством труда, игр, экспериментов.
  • Индивидуальный подход. Ребенка принимают таким, каков он есть, со своими особенностями и слабостями. К каждому персональный подход.
  • Отказ от любого вида насилия. Никаких «надо» и «должен». Не заставлять делать то, что ребенок не хочет. Это касается любой деятельности, а также еды, дневного сна, уроков. Даже за серьезный проступок детей не наказывают.
  • Тесная связь с природой. Развитие в гармонии с естественной средой. Познание себя как часть природы. Детям прививают любовь и бережное отношение к ней.
  • Развитие способностей. Предоставить возможность развиваться врожденным задаткам самостоятельно. Создать условия, чтобы ребенок в любой момент мог проявить фантазию и творчество. Свободный доступ к необходимым материалам.

«Какой красивый бант!»

Девочку хвалят за то, какая она девочка: «Какой у тебя красивый бант!», «Какое хорошенькое платье!», «Ты моя красотуля!» Ни одна бабушка не поскупится на похвалу для внучки, тем более, что девчонки так трогательно реагируют: то смотрят с обожанием, то краснеют и опускают ресницы.

Счастливая бабушка уверена: комплимент – то, что нужно женщине любого возраста.

Заряд любви и тепла – то, что может подарить бабушка своим внукам. Ведь часто именно бабушки проводят с детьми больше всего времени. В их силах помочь ребенку вырасти здоровой и сильной личностью, стойкой к ударам судьбы.

Какие слова говорили ваши бабушки? Наверняка вы вспомните что-то, что греет душу столько лет спустя!

«Ты больше мой ребенок, чем мамин и папин»

Даже если малыш действительно проводит у бабушки с дедушкой больше времени, чем дома, не стоит умалять достоинства его родителей. Папа с мамой работают с утра до вечера, чтобы обеспечить финансовое благополучие семьи.

То же самое относится и к ситуациям, когда бабушки с дедушками вмешиваются в воспитательный процесс. Указывают родителям, чем кормить детей, как обучать, что дарить, и в какие секции отправлять. Пожилые люди все еще думают, что по праву старшинства им дозволено совать свой нос в дела других семей, но это не так.

Любовь к внукам можно продемонстрировать и в другой, не уничижительной для его родителей форме: «Я люблю тебя так же, как твоих маму и папу».

Я в твоём возрасте училась на отлично

С рождения и до шести лет мама и папа для ребёнка — это практически боги, которые знают всё. Они формируют отношение малыша к миру и к себе лично. Конкретно в этой фразе можно увидеть конкуренцию родителя с ребёнком, он как бы говорит своему чаду: «Ты до меня никогда не дотянешься! Как бы ты ни старался, я лучше тебя». Дети, выросшие с такой установкой, как правило, всю жизнь доказывают семье, что они хорошие. Конечно, говоря подобные вещи, вы действительно стимулируете нарциссическую часть психики ребёнка, что провоцирует его достигать определённых целей. Но беда в том, что в итоге человек добивается чего-то не для себя, а для мамы с папой, чтобы они наконец-то увидели, что он достоин их. Вырастая, такие дети никогда не радуются своим успехам, радость приходит только в том случае, если родитель признаёт их достижения, но он вряд ли это сделает.

Читать так же:  “Эспумизан”: инструкция по применению капель для новорожденных, состав и дозировка суспензии

Ты моя курочка, обезьянка, поросёночек

Как только ни называют своих детей любящие родители. Всё это приводит к обезличиванию ребёнка, его как бы нет, а есть какая-то игрушка, с которой можно делать всё, что душе угодно. В начале своей жизни ваш сын или дочь любое сказанное слово будут воспринимать некритично, они будут доверять вам. Скажите ребёнку, что он дурак, вместо «тебе нужна помощь, давай я объясню», и ребёнок примет это. Приведу пример, когда мама в воспитательном порыве сказала сыну, что он трус. В итоге при знакомстве мальчик представлялся так: «Меня зовут Ваня Иванов, я трус». Когда вы слышите подобное — это должно быть стимулом, чтобы подумать над тем, как вы общаетесь с собственным чадом. Имя человека — это его презентация миру. В некоторых семьях получается, что оно задвигается и придумывается масса весёлых названий для ребёнка, а зря! Имя всегда должно быть на первом плане, это то, как человек будет впоследствии ощущать себя в этом мире, насколько он будет целостен. Если вы чаще называется дочку или сына курочкой или чёртиком, то вы как бы откусываете от его имени (от его личности) кусочки.

«Не бойся, маленький, я с тобой!»

Когда я плакала, уткнувшись в бабушкино плечо, я слышала именно это. Помнится, в детстве никак не могла понять, почему я «маленький», а не «маленькая» – я же девочка! Дополнительный эффект бабулиных слов: пока я думала, почему меня так назвали, я успокаивалась.

Это одна из лучших фраз, которые можно услышать от старшего: «Не бойся, я с тобой, я рядом. Я защищу тебя, не дам в обиду, тебе нечего бояться».

Грудное молоко на палочке — это ноу-хау мамочек стало хитом!

Чувство защиты – то, что нужно получить каждому ребенку от старших родственников. Оно формирует доверие к миру. А на этом базовом доверии строится благополучная психика на всю жизнь.

«Твой папа не умел этого делать в твои годы»

Еще хуже, когда бабушки и дедушки сравнивают успехи своих внуков с собственными детьми, когда те были маленькими. Например: «А твой папа не умел играть в шахматы в твои годы. А мама училась на одни тройки». Это подрывает авторитет родителей и знакомит ребенка с конфронтацией.

Мудрые бабушки и дедушки знают, что сравнивать успехи внука нужно с его собственными успехами в прошлом: «Посмотри, какой ты молодец! В этой четверти стал хорошистом».

Из оставшегося после ремонта гипсокартона муж сделал несколько простых табуретов

Психолог рассказал, как помочь ребенку не бояться грозы

У Андрея Краско в Польше живет сын. Ян похож на него как брат-близнец

Посмотри, у Кати пятёрка за контрольную работу, а у тебя — четвёрка

Большинство родителей всё делают из лучших побуждений. У самих родителей в детстве, скорее всего, был такой опыт, и тогда они говорят: «Ничего страшного, мне тоже так говорили, я же вырос, посмотри, какой я замечательный». Они смогли «забыть», как это больно, когда мама или папа тебя отвергает и говорит при этом: «А Катя лучше, чем ты». Это очень болезненный опыт, который часто дети переносят в свою взрослую жизнь. Эту Катю они потом начинают ненавидеть. Ребёнку всегда неприятно, когда его сравнивают с кем-нибудь другим, с одноклассником, братом или сестрой. Такие, уже взрослые люди всегда продолжают сравнивать себя с другими и всегда не в свою пользу.

Читаем также: Как воспитать и вырастить ребенка-оптимиста? Советы для родителей

Теория свободного воспитания

Нужно понимать, что воспитание свободой не имеет ничего общего с вседозволенностью и баловством. С детьми постоянно занимаются, но эти занятия проходят незаметно: посредством игры, труда, помощи, творчества, чтения, бесед. Детям рассказывают о хороших и плохих поступках, к каким последствиям приводит неправильное поведение, прививают уважение к товарищам, бережное отношение к природным ресурсам.

Ребенок всегда находится под присмотром. Когда он поступает плохо, вместо одергивания, поучения или игнорирования, ему объясняют последствия его поведения

Малыш вредничает и балуется — не ругают и не наказывают, а переключают внимание на полезное занятие: творчество, труд

С одной стороны ребенку предоставляют право выбирать самому, что делать и когда. Нет наставлений и поучений, но с другой — не идут на поводу, и не делают за него то, что он способен сделать сам. Например: расчесать волосы, одеться, самостоятельно покушать.

Ребенок свободен в своих действиях и поступках до тех пор, пока не наносит вред окружающим, и не нарушает свободу другого человека.

Свободное воспитание — не вседозволенность

Одной из причин, почему воспитание свободой не прижилось на практике, является искаженное представление этой концепции. И если бы это были отдельные личности… Но доходило до того, что создавались специальные школы, где дети были предоставлены сами себе. Отсутствовали какие-либо занятия и учения. Делали, что хотели без ограничений. Итог — ни знаний, ни навыков, ни воспитания. По окончании школы далеко не все из учеников смогли адаптироваться и нормально жить в социуме.

Ошибки искаженного представления о свободном воспитании

  1. Вседозволенность. Некоторые родители путают свободное воспитание с «все можно». Позволяя ребенку делать, что ему хочется, не ограничивая, не запрещая, даже если это наносит ущерб другим. Отсутствие контроля над ребенком, никакого воспитания и научения. Результат — неуправляемый, безнравственный, социально отвергнутый ребенок.
  2. Попустительство. Встречается, что родители прикрываются данным термином, скрывая безразличие к развитию и обучению своего чада. Малыш предоставлен сам себе, потому что у взрослых нет на него времени: «Вырастет как все остальные». Только вот каким он вырастет, не задумываются.
  3. Подчиненность или «Пляшут под его дудку». Еще одна распространенная ошибка — выполнять приказы ребенка. Он закомандовал, родители тут же сделали. Дети должны иметь свою позицию, но мама и папа не рабы. Взрослый — это надежность, защищенность и опора для малыша.
  4. Делают за него. Ребенок капризничает, отказывается самостоятельно кушать и одеваться, мама тут же покормила с ложки и одела. Это не свобода выбора, а скорее воспитание манипулятора. Теперь он точно знает, что нужно сделать, чтобы получить желаемое.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button