6 причин, когда родители виноваты в тревожности ребенка
Содержание статьи
- Чем опасна повышенная тревожность
- Причины повышенной тревожности
- Родители в смартфоне: влияние на детей – Развитие ребенка
- Причины фобии
- Что же делать?
- Как избавиться от повышенной тревожности
- Советы психолога
- Болезнь или особенности характера?
- Как определить, что ребенок тревожный?
- Рекомендации родителям тревожных детей
- Лечение
- Медикаментозное лечение
- Когнитивно-поведенческая терапия
- Полезные советы
- Ошибка №3 – родители делают ребенка центром Вселенной
- Убедитесь, что цель соответствует критериям SMART
- Профилактика и коррекция тревожности у детей
- Заключение
Чем опасна повышенная тревожность
Увеличение темпа взрослой жизни, изменение жизненных ценностей взрослых и рост стоимости различных товаров сказались не только на нашем эмоциональном состоянии, но и на психике наших детей. Так, по сравнению с 80-ми годами 20 столетия количество детей с постоянной повышенной тревожностью возросло более, чем в 7 раз. И эта цифра продолжает расти.
Ученые выяснили, что такая эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе и беспокойство значительно ухудшают интеллектуальное развитие ребенка: он начинает бояться экспериментировать, познавать окружающий мир опытным путем, а ждет готового решения.
Сказывается повышенная тревожность и на иммунитете малыша. Путем гиперстимуляции надпочечников подавляется нормальная работа гипоталамуса, а это увеличивает и восприимчивость к инфекциям, и нарушает общий гормональный баланс. А поскольку гормоны играют ведущую роль в регуляции функции организма, это нарушение постепенно приводит к повышению артериального давления, за которым может последовать ухудшение работы внутренних органов.
Длительно существующая тревожность за счет артериальной гипертонии ухудшает и функционирование почек. Это приводит к изменению химического состава крови, из-за чего страдают все внутренние органы, но в большей мере – сердце, стенки сосудов и работа нервной системы.
Исходя из этого, осложнениями постоянной тревожности становятся:
- вегето-сосудистая дистония;
- кардиопатии;
- неврозы;
- психозы и психопатии;
- гастриты;
- язвенная болезнь;
- мигрень.
Причины повышенной тревожности
Основной корень тревожности у детей и подростков – это отношение к ним со стороны родителей. Вызвать данное состояние может гиперопека, когда каждый шаг ребенка контролируется и исправляется. Но и недостаточное уделение времени малышу тоже провоцирует тревожность. Чаще всего такой хронический стресс возникает у детей, чьи родители заняты активным построением карьеры: они каждый раз по-разному реагируют на успехи ребенка, то отталкивая его от себя, то приближая. В результате у ребенка возникает внутренний конфликт, в основе которого – непонимание, как относиться к родителям, боязнь, что родительская любовь может быть непостоянной.
Другими причинами тревожности становятся:
- тревожность у родителей (например, из-за увольнения, постоянной нехватки денег, развода);
- переезд;
- смена школы или детского сада;
- разными требованиями от родителей и воспитателей (учителей). Например, родители учат, что нужно постоять за себя, а воспитатели – что нужно терпеть или жаловаться им;
- завышенными требованиями к ребенку: желанием его отдать в «достойную» школу, на максимальное количество кружков, требования одних положительных оценок, контроль выполнения всех уроков;
- неадекватыми, противоречащими морали ребенка, требованиями: «сдать» товарища, скрыть увиденное, соврать.
Конечно, в первую очередь тревожность у детей проявится в том случае, если у них есть определенные особенности нервной системы. Но если раздражитель довольно силен, то даже здоровый ребенок, которого любят в семье (или, наоборот, очень ценят друзья и воспитатели), может стать тревожным.
Тревожность у детей дошкольного возраста чаще развивается у мальчиков: они боятся наказания. У девочек ухудшение их психического самочувствия, в основном, наблюдается позже – ближе к подростковому возрасту. У них это связано с взаимоотношениями со сверстниками, учителями, мальчиками из старших классов.
Родители в смартфоне: влияние на детей – Развитие ребенка
В последнее время мы часто слышим, что цифровые технологии разрушают связи между людьми и способствуют социальной изоляции. По злой иронии, социальные сети позволяют нам виртуально общаться с людьми практически круглосуточно. Но, если мы проводим в виртуальном мире слишком много времени, мы попадаем в социальную изоляцию.
Если родители слишком увлечены электронными устройствами, это может плохо сказаться на их взаимоотношениях с детьми. Такие дети впоследствии тоже будут страдать от недостатка социальных навыков.
Одиночество и изоляция создают риск для здоровья
Чувство одиночества возникает вследствие нереализованной эмоциональной потребности. Оно отражает отсутствие эмоциональной связи, а не отсутствие других людей рядом. Именно поэтому мы можем чувствовать себя одинокими, даже находясь в толпе.
Во-вторых, мы можем чувствовать одиночество, если находимся рядом с семьей или друзьями, и все заняты своими мобильными телефонами, а не общением друг с другом.
Действительно, чрезмерная увлеченность электронными гаджетами может приводить к тому, что люди, даже находясь в компании, чувствуют себя одинокими
Сильнее всего это проявляется, когда на семейном празднике в честь дня рождения кого-то из членов семьи или по другому важному поводу все смотрят в свои смартфоны
Чувство одиночества может быть реакцией на социальную изоляцию. Когда мы лишены возможности взаимодействовать с другими людьми, мы чувствуем себя одинокими.
Ни у кого не было мобильных телефонов, а компьютеры использовались только для игр.
В последние годы пользователи смартфонов не только разучились мыслить самостоятельно, во всем полагаясь на мобильный Интернет, но и потеряли свои социальные навыки. С каждым годом дети все реже играют и спонтанно общаются с родителями.
Это связано с тем, что и те, и другие все больше времени проводят за своими смартфонами. Современные дети с ранних лет знают, какие возможности для общения дает мобильный Интернет.
Современная молодежь – поколение одиноких?
Многие из нас чувствовали одиночество в определенный момент своей жизни, некоторые склонны к такому чувству больше, чем остальные.
Однако в результате недавних исследований ученые пришли к выводу, что молодые люди чаще чувствуют себя одинокими, чем люди среднего и старшего возраста. Они недостаточно играли и общались со сверстниками в детстве, будучи слишком увлеченными своими смартфонами.
Пока дети развлекаются нажатием кнопок, у родителей больше времени остается на свои смартфоны.
Исследователи обнаружили, что ситуации, когда родители учат уроки вместе с ребенком, и при этом отвлекаются на мобильные телефоны (например, отвлекаются на звонки), отрицательно влияют на успеваемость ребенка в школе.
Разумеется, в современном мире полностью игнорировать электронные устройства неразумно. Однако необходимо больше внимания уделять социальным потребностям каждого – от детей до людей пожилого возраста.
До появления электронной почты и Интернет-форумов молодые мамы общались друг с другом по телефону.
Однако они быстро понимали, что пока они разговаривают, могут случиться неприятности: ребенок может украсть конфеты со стола, смотреть телевизор, если ему это запрещено, устроить драку с братом и т. д.
Так или иначе, разговоры по телефону не могли быть длинными, потому что собеседнице на другом конце провода тоже нужно было отходить от телефона.
Недостаток контакта с родителями – главная причина одиночества, которую испытывает современная молодежь (так называемое поколение миллениалов). Они не общались со своими родителями столько, сколько предыдущие поколения.
Поэтому и в общении со сверстниками они полагаются на электронные устройства вместо того, чтобы научиться реальному общению.
Родителям стоит самим ограничить свое время, которое они проводят за экранами смартфонов, вместо того, чтобы запрещать смартфоны своим детям.
Стоит ли во всем винить интернет?
Сегодня мы видим фотографию в профиле соцсети и решаем, хотим ли мы узнать этого человека лучше. Мы читаем информацию профиля (часто – поданную в лучшем свете) и предполагаем, каков этот человек в реальной жизни. Однако мы забываем, что отношения между людьми часто возникают по непостижимым причинам, когда мы встречаем кого-то в самых неожиданных местах (на вечеринке, в поезде и т. д.).
Социальные сети могут познакомить нас с миллионами новых людей, но только общение в реальной жизни позволяет знакомствам перерасти в дружбу или отношения. Никакие социальные сети этого дать не могут.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 4 оценок.
Причины фобии
Страх причинить вред своему ребенку или вовсе убить своего ребенка может возникнуть в тот момент, когда женщина его только родила и находится в родильном доме. Молодые мамы не знают, как правильно ухаживать за ребенком и с ним обращаться. Как правильно кормить, купать и пеленать на практике мама не знает. Такие причины часто могут перерасти в страх, из-за неопытности можно причинить вред.
Такие страхи долго не длятся, женщина постепенно начинает учиться правильному уходу. Часто они присутствуют в первые дни после родов. Если женщина серьезно отнесется к своему страху, ей будет тяжело с ним справиться в дальнейшей жизни. Пока женщина пребывает в роддоме, опытные врачи будут подсказывать, как правильно себя вести с ребенком. Как его правильно:
- брать на руки;
- кормить;
- менять подгузник.
Не стоит отказываться от помощи медсестры, которая приходит в первые дни после выписки из роддома. Нужно приглашать ее в случае возникновения вопросов, или если вдруг малыш заболеет.
Если рядом будет человек, который в любой момент поможет, страх за детей исчезнет быстро.
Если женщину мучают страхи, необходимо спрашивать знающих людей и не стесняться.
Что же делать?
Тревожно-мнительное воспитание объяснимо. У такого поведения есть понятные причины, но родителям в первую очередь нужно думать о будущем ребенка. Мама и папа не смогут быть рядом всегда, и поэтому дети должны быть готовы к трудностям.
Ребенок должен уметь противостоять болезням: знать об особенностях своего организма, приспосабливаться к ним, носить правильную одежду, разбираться в лекарственных препаратах, уметь оказывать первую помощь себе и окружающим.
Опасности на улице подстерегают всегда, и ребенок должен владеть навыками безопасного поведения в самых различных ситуациях. Должен знать, как общаться с незнакомцами, куда звонить в случае опасности, как защитить себя.
Научите ребенка справляться с трудностями без вашего личного участия, и тогда вам не придется за него волноваться.
Светлана Садова
В меру ли ваша забота?
Многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием родителей. Чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток
Тест от портала Я – родитель поможет вам разобраться.
Пройти тест
Как избавиться от повышенной тревожности
Что делать родителям, которые 24 часа в сутки волнуются за своих деток и не могут справиться с собственной тревожностью?
Самое главное – не винить себя в том, что вы постоянно переживаете и контролируете детей. Каждый родитель волнуется за деток, и это нормально
Важно предпринять все меры, чтобы ваша тревожность не помешала радоваться жизни.
2. Выяснить, в чем причина тревоги
Например, если вы переживаете за безопасность ребенка, сделайте все возможное, чтобы оградить его от опасных ситуаций. Спрячьте все лекарства, а также колюще-режущие предметы в недоступное место, поставьте на окна блокираторы, не давайте ребенку играть с мелкими предметами, и т.д.
Избегайте людей, которые повышают градус тревожности. Если ребенок заболел, обратитесь к грамотному специалисту, которому доверяете, а не отправляйтесь в интернет за советом, как лечить малыша. Тем, кто раздает бесполезные советы, четко и твердо объясните, что вы – мама, и знаете лучше, как растить и воспитывать своего ребенка.
Находите время на себя. Не нужно забывать, что вы – живой человек, которому иногда нужно расслабиться, отдохнуть, встретиться с друзьями. Не стоит жертвовать своей жизнью ради ребенка: во-первых, это бесполезная жертва, во-вторых, сын или дочь этого не оценят, а в-третьих, этим вы сделаете только хуже всей семье.
Если симптомы повышенной тревожности не отступают, обратитесь к специалисту. Психолог проработает с вами моменты, которые тревожат, и поможет избавиться от навязчивого чувства.
Не волнуйтесь, если ваш ребенок несколько месяцев питается макаронами с сыром или выбирает только фиолетовый цвет. В этом нет никаких отклонений, и не старайтесь искать их в абсолютно здоровых детях. Меньше слушайте бесполезные советы и наслаждайтесь родительством, ведь дети так быстро растут, и скоро они сами будут переживать за своих малышей.
Мне нравится1Не нравится
Советы психолога
Бороться с повышенной тревогой ребенка силовым путем ни в коем случае нельзя. Это еще больше испугает его, усилит дискомфорт, и подорвет ваши доверительные отношения. Аккуратно, ненавязчиво расспрашивайте его о страхах, пусть научится облекать свои «кошмары» в слова. Тревожного ребенка нужно научить искать положительное даже в отрицательном: «Случилась неприятность? Да, это печально. Но подумай, чему хорошему она нас научила? Какой опыт ты получил? Какие знания на будущее?».
Обо всех значимых и кардинальных событиях и переменах в жизни тревожному беспокойному малышу лучше сообщать заранее. Он нуждается в том, чтобы вы подготовили его, настроили на правильное восприятие.
Беспокойного ребенка нужно научить ставить цели и идти к ним. В том числе и личным примером. Обязательно хвалите их за сделанное в присутствии других. Это поможет повысить самооценку.
В следующем видеоролике детский психолог расскажет как правильно всети себя с тревожным ребенком.
Болезнь или особенности характера?
Если ребенок очень нервный, то это может отражаться на качестве жизни как его самого, так и окружающих людей. Под этим термином обычно подразумевают плаксивость, возбудимость, проблемы со сном, непослушание, раздражительность, истеричность. С нервными детьми очень сложно идти на контакт, так как на любое замечание или предложение такой малыш реагирует бурными истериками и протестами. Психологическая практика показывает, что большинство проблем кроется в неправильном воспитании еще в раннем детстве.
Непослушные и нервные дети — это настолько переплетенные понятия, что иногда без помощи квалифицированных специалистов бывает сложно понять суть проблемы. Среди наиболее распространенных причин непослушания детей можно выделить следующие:
Желание привлечь к себе внимание. Этим страдают дети, которые в какой-либо степени обделены родительским теплом и лаской
Ребенок замечает, что во время совершения им каких-либо негативных действий он получает недостающие родительские эмоции, чем и пользуется в дальнейшем. Желание освободиться от множества ограничений, установленных родителями. Это касается тех детей, которые ежедневно подвержены строгому контролю. Месть. Дети начиная с самого младшего возраста могут мстить, причем часто делая это неосознанно. Такое поведение может быть ответной реакцией на развод родителей, несправедливое наказание, невыполнение обещаний.
Лишь на последнем месте находятся расстройства нервной системы ребенка.
Как определить, что ребенок тревожный?
В целом, такое состояние не является диагнозом. Специалист, вероятнее всего, не назначит лечение до тех пор, пока ситуация не обострится. Однако если не предпринимать никаких мер, последствия могут стать плачевными.
Если родители заметили, что ребенок тревожный, не может сконцентрироваться, нуждается в защите родителей, желательно обратиться к врачу, за рекомендациями.
Как же определить, что речь идет не просто о ситуативной нервозности, боязни, а о серьезной проблеме, требующей вмешательства?
Существует несколько выраженных признаков тревожного ребенка:
- Истеричное поведение при расставании с близкими людьми. Сначала может казаться, что малыш болезненно реагирует исключительно на расставание с мамой, однако это не так. Тревожный ребенок тяжело переносит отрыв от любого знакомого ему человека. Ярко выраженный пример такого поведения — посещение детского сада на первом этапе.
- Ребенок постоянно держится за одного из родителей и резко реагирует на попытки разлучить его. На первый взгляд это нормально, поскольку так дети чувствуют себя защищенными. Но есть и обратная сторона. Без телесного контакта с близким человеком у малыша появляется чувство тревожности.
- Отказ идти в учебно-воспитательное заведение. Некоторые родители думают, что это связано с тем, что детям просто не нравится учиться, персонал или режим в школе или саду. Но причиной может быть тревожность, которая, к слову, сильно тормозит процесс обучаемости.
- Нарушения сна, которые выражаются разными симптомами. Ребенку снятся кошмары, он подолгу не может заснуть. В запущенных случаях у малыша наблюдается недержание мочи. Чаще всего причины кроются именно в психо-эмоциональном состоянии, которое требует незамедлительного вмешательства.
- Плач даже по мелочам. В таких случаях категорически запрещается называть ребенка плаксой или другими обидными словами. Дело здесь в повышенной тревожности, а угрозами и унижениями проблему не устранить.
- Психосоматические причины. В некоторых случаях такие симптомы являются признаком тревожности ребенка. Это могут быть боли в животе, нехватка воздуха, потеря сознания и другое. Наиболее выраженными они бывают при нахождении рядом с объектом тревоги.
Степень тяжести определяется по количеству и интенсивности проявлений. Если изредка появляется только один из перечисленных признаков, серьезных опасений нет, и при поддержке семьи ребенок самостоятельно справится с тревогой. Если же обеспокоенность проявляется несколькими симптомами, они интенсивны и продолжительны, необходимо вмешательство специалиста.
Рекомендации родителям тревожных детей
Специалисты советуют принимать во внимание следующие рекомендации:
- Не предъявляйте завышенных требований к ребенку.
- Как можно чаще проявляйте свою любовь к малышу.
- Прилюдно хвалите ребенка.
- Не произносите унижающих достоинство детей слов.
- Меньше критикуйте.
- Не заставляйте извиняться, а попросите объяснить причину проступка.
- Проводите больше времени вместе.
- Чаще обнимайте и держите ребенка за руку.
- Интересуйтесь жизнью малыша, его мнением и чувствами.
- Будьте единодушны и последовательны в воспитании детей.
- Предлагайте помощь ребенку, но не решайте все проблемы за него.
- Делитесь своими детскими страхами и сложными ситуациями.
Лечение
Целью лечения является ослабление или устранение соответствующих симптомов и предотвращение превращения состояния в постоянное тревожное расстройство
Также важно способствовать нормальному развитию ребенка в других областях. Это может дать ему опыт овладения навыками и поможет предотвратить возникновение ТР
Различные формы тревоги / страха у детей распространены и преходящи. Обычно они не требуют лечения. Однако, если беспокойство / страх возникают с необычной силой и продолжительностью, необходимо обратиться за помощью к клиническому психологу. Соответствующим лечением будет информирование, арт-терапия и разговоры о состоянии. Такие разговоры будут сосредоточены на способности, как детей / подростков, так и родителей справиться с этой проблемой
При школьной фобии важно, чтобы ребенок быстро вернулся в школу
Медикаментозное лечение
Использование лекарств имеет значение только в том случае, если ребенок серьезно страдает от тревоги, и его всегда назначают в сочетании с другими мерами. Лекарства редко используются для детей дошкольного возраста, и нет убедительных доказательств того, что они полезны для детей старшего возраста.
Семейная терапия может быть уместна, когда есть проблема с взаимодействием между родителями и детьми. Если причиной жалоб является психическое заболевание, можно использовать психотерапию и онлайн консультации.
Когнитивно-поведенческая терапия
Когнитивно-поведенческая терапия (КАТ) является лучшим документированным эффективным методом лечения выраженных тревожных расстройств у детей. По сравнению с отсутствием лечения, повторные исследования лечения показали эффект КАТ как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Исследования показывают, что различные формы участия родителей в CAT улучшают эффективность. Однако мало исследований, в которых сравниваются результаты подхода CAT, например, семейная терапия или индивидуальная терапия. Обе эти терапии также содержат элементы CAT.
В подходе CAT человек пытается научить ребенка справляться с тревогой посредством обучения, распознавания эмоций в целом и тревоги в частности, изменения моделей мышления, когда человек боится, и техники расслабления. Затем вы практикуете эти навыки в вызывающих беспокойство ситуациях.
Отчет об исследовании показывает, что дети и подростки могут извлечь выгоду из тренировок по тревожности и депрессии, но чтобы сделать четкие выводы исследований недостаточно.
Полезные советы
Нервный ребенок в год и позже может принести немало хлопот, поэтому иногда проще предотвратить развитие психических расстройств, нежели лечить их. Психологи дают несколько рекомендаций по этому поводу:
независимо от ситуации, необходимо соблюдать спокойствие, так как нервозность матери передается и ребенку, особенно это касается детей младшего возраста; важно научить сына или дочь извиняться за проступки, однако так же важно просить прощения и у малыша; для воспитания спокойного потомства необходимо запастись терпением; нужно показывать положительный пример собственными действиями; не следует ставить интересы ребенка превыше всего; важно давать малышу право выбора. Кроме того, дети любого возраста остро нуждаются в опеке и любви своих родителей
Кроме того, дети любого возраста остро нуждаются в опеке и любви своих родителей.
Ошибка №3 – родители делают ребенка центром Вселенной
Очень часто родители полагают, что жизнь всей семьи должна вертеться вокруг ребенка. Домашние задания, прогулки в парке, посещение музыкальной школы или спортивного кружка – список потребностей ребенка почти бесконечен
Во многих семьях после рождения ребенка происходит полное переключение на его нужды, и в результате таких изменений страдают взаимоотношения между родителями, ведь внимание полностью переключается на нового члена семьи
Конечно же, детям нужна наша помощь, забота и внимание, но если абсолютно все будет сосредотачиваться только на них, то они могут вырасти эгоистичными и эгоцентричными. Гораздо лучше будет, если вы сможете создать в своей семье условия, в которых каждый ее член получает равное количество внимания
В таких семьях дети становятся более лояльными и приспособленными к жизни вне дома.
Убедитесь, что цель соответствует критериям SMART
SMART — это пять критериев, которым должна соответствовать цель. S (specific) — конкретность, M (measurable) — измеримость, A (attainable) — достижимость, R (relevant) — уместность, T (time-bound) —ограниченность во времени. Прежде чем определять цель в борьбе со страхом, подумайте, достаточно ли она конкретна, понятно ли ребенку, что именно нужно сделать. Подойти к подругам и позвать их в гости — понятно, стать общительной и активной — нет.
Сюда же можно отнести измеримость цели. У вас должно быть четкое понимание, когда цель достигнута. И достижима ли вообще ваша цель?
Важно, чтобы достижение цели было ограничено по времени.При этом не стоит начинать с той, чье выполнение займет больше 1-2 месяцев. Лучше разбить ее на несколько краткосрочных
Пример. Ребенок боится темноты.
Цель: сделать так, чтобы ребенок не боялся темноты.
SMART цель: спать одному всю ночь, не убегая к родителям.
Но к этому не прийти за один день, поэтому имеет смысл разбить выполнение задачи на несколько этапов.
Краткосрочная цель: ребенок остается в постели после того, как родители пожелают спокойной ночи, но они еще периодически к нему заглядывают.
Среднесрочная цель: привыкнуть засыпать самостоятельно.
Долгосрочная цель: засыпать самому и спать одному всю ночь.
Профилактика и коррекция тревожности у детей
Большинство родителей сами не замечают, что тревожные дети стали такими вследствие их собственного неправильного поведения. Узнав о появлении страхов, родители или уговаривают малыша, чтобы он успокоился, или высмеивают его проблему. Такое неверное поведение только поспособствует усилению страхов и тревожности, а все окрики, замечания, одергивания вызовут в малыше не только тревогу, а и агрессию. По этой причине необходимо в адрес малыша уменьшить количество замечаний и только спокойно с ним беседовать. Нельзя угрожать, следует научиться договариваться перед тем, как выразить свое недовольство и обдумывать каждое слово предназначенное отпрыску.
Если взрослый мечтает о том, чтобы чадо выросло уравновешенным и здоровым человеком, то в семье, прежде всего, должен быть только благоприятный психологический климат, способствующий гармоничному развитию личности. При этом если кроха будет взрослым доверять и рассказывать о своих переживаниях, то уровень тревожности снизится автоматически.
Профилактика тревожности у детей включает обсуждение всех проблем малыша, общение с ним, осуществление всех совместных праздников, прогулок, отдыха на природе. Сблизит взрослых и малышей только непринужденная обстановка, которая позволит почувствовать себя свободным.
Работа с тревожным ребенком сопряжена с трудностями определенного плана и, как правило, занимает длительное время.
Психологи рекомендуют работу с тревожными детьми осуществлять в трех направлениях:
повышение самооценки;
обучение ребенка собой управлять в волнующих его ситуациях;
снятие мышечного напряжения.
Повышение самооценки включает проведение ежедневной целенаправленной работы. К ребенку необходимо обращаться по имени, даже за незначительные успехи хвалить, отмечать их в присутствии других сверстников. Похвала должна быть искренней и ребенок должен знать, за что именно его похвалили.
Обучение управлять своим поведением включает совместное обсуждение проблемы. В детском саду сделать это можно сидя в кругу, поговорив с детьми о переживаниях и чувствах в волнующих ситуациях. А в школе на примерах литературных произведений необходимо показать детям, что смелым человеком считают не того, кто ничего не боится, а того, кто умеет преодолевать свой страх. Целесообразно, чтобы все дети сказали вслух о том, чего они боятся. Следует предложить детям нарисовать свои страхи, а потом рассказать о них. Такого рода беседы помогают осознать, что у большинства сверстников также существуют проблемы, похожие с теми, которые характерны не только для них.
Методы коррекции тревожности у детей включают отказ от сравнений с другими детьми, например, успехами в учебе, спортивными достижениями. Лучшим вариантом будет сравнивание достижений ребенка с его личными результатами достигнутыми, например, неделю назад.
Если тревожность у ребенка возникает при выполнении учебных заданий, то не рекомендуется проводить работы на скорость. Таких детей необходимо опрашивать в середине урока, нельзя торопить или подгонять.
Общаться с тревожным ребенком следует предварительно, установив с ним контакт глазами или же наклонившись к нему, либо приподняв ребенка до уровня глаз взрослого.
Коррекция тревожности у детей включает совместно с взрослым сочинение историй и сказок. Даже если ребенок приписывает тревогу не себе, а своему герою, это может позволить снять внутреннее переживание и успокоить малыша.
В повседневной работе с тревожным ребенком полезно применять ролевые игры. За сюжет можно использовать знакомые ситуации «боюсь учителя», «боюсь воспитателя».
Снятие мышечного напряжения можно осуществить, используя игры, в основе которых лежит обмен прикосновениями. Полезными будут упражнения на релаксацию, занятия йогой, техника глубокого дыхания, массаж.
Снять излишнюю тревожность у ребенка возможно, устроив ему импровизированное шоу или маскарад. Для этого подойдет старая взрослая одежда и изготовленные маски. Участие в импровизированном представлении тревожным детям поможет расслабиться.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Заключение
Так как тревожность ребёнка базируется на семейных напряжённых взаимоотношениях, постарайтесь поменять тот стиль воспитания, который привёл к формированию хронического стресса у вашего сына или дочери — а повышенная тревожность, это он и есть.
Для того чтобы воспитание было эффективным совсем не нужна излишняя строгость или жестокость, достаточно быть понимающим, принимающим и последовательным:
-
Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях. Представьте, как дезориентирован и испуган ваш ребёнок, если вчера вы лишь бросили взгляд на недоеденную кашу, а сегодня накричали за тоже самое.
-
Соблюдайте собственные правила и не запрещайте ребёнку без веских объяснений то, что раньше разрешали ему делать.
-
Добивайтесь единодушия в требованиях с вашим супругом и другими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.
-
И главное. Если вы не в силах выдерживать нужную линию поведения, и то срываетесь, то,наоборот, попустительствуете, то обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Пришла пора разобраться с «призраками» собственного детства. Хотя бы ради вашего ребёнка.
Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вы отмечаете повышенную тревожность у ваших детей, проконсультируйтесь со специалистом!