6 способов увести ребенка с детской площадки без истерики
Содержание статьи
- Чего нельзя делать
- Кто-то сделал замечание вашему ребенку
- Физические способы успокоить истерику
- Помочь ребенку выразить чувства
- 4 правила примерного родителя
- Как отвлечь ребенка во время истерики
- Дети выясняют отношения
- Правила безопасности на детской площадке: учимся вместе с ребенком
- Качели
- Карусели
- Горки
- Ситуация 3. Ребенок пытается вернуть свою игрушку
- Ваши действия (или) Подсказка:
- Делёж игрушек
- Что не работает
- Анимация, анимация...
- Что не работает
- Анимация, анимация…
- Еще 7 способов уйти с прогулки
Чего нельзя делать
«Сейчас злой дядя тебя заберет», «я тебя сейчас здесь брошу», «больше не придем сюда» — примерно так некоторые родители пытаются увести своего малыша с прогулки.
Надеюсь, вы не используете этот антипедагогический метод. Он НЕ улучшает отношения с ребенком, НЕ формирует родительский авторитет, НЕ помогает предотвратить истерику.
Наоборот, он вызывает еще большее недовольство у ребенка, а иногда становится причиной фобий и невротизации.
Итак, три табу в воспитании:
- Шантаж.
Примеры фраз: «Я тебя здесь брошу», «Больше гулять не пойдем». Думаю, вы психически здоровый человек, а потому не бросите и пойдете.
Важно! Ребенок быстро это смекнет и не будет обращать внимания на ваши слова. Итог: потеря родительского авторитета, продолжение прогулки
Разве такого результата мы хотим добиться? Нет, значит, метод не работает
Итог: потеря родительского авторитета, продолжение прогулки. Разве такого результата мы хотим добиться? Нет, значит, метод не работает.
- Уговоры.
Ребенка нужно уважать, но нельзя давать ему руль управления. Вы должны предлагать условия, которые устроят и вас, и малыша. Нельзя задавать вопросы типа «Что ты хочешь, чтобы я сделала?», «Когда ты хочешь пойти домой?».
Так вы никогда не уйдете с улицы, а ребенок привыкнет к вседозволенности.
- Насилие (физическое, психологическое).
Обида превратится во внутреннюю агрессию, которую малыш направит на вас, других детей, животных.
Читайте полезную статью Преодоление детской агрессии>>>
Если попытаетесь унести ребенка с прогулки на руках, то он научится лучше прятаться, быстрее бегать, сильнее кусаться и царапаться, громче кричать.
Если будете давить психологически, то вырастите замкнутого, озлобленного, неуверенного в себе человека. Не думаю, что вы видите будущее своего ребенка таким.
Примеряйте на себя те методы, которые используете в отношении сына, дочери. Если вам что-то неприятно, вы не хотели бы такого обращения, то почему вы желаете этого своему ребенку?
В заключение хочется подчеркнуть, что ключ к уходу с прогулки без истерик — это терпение, настойчивость, доброта и чуткость родителя. Нужно уважать личность малыша, а НЕ идти на обманы, НЕ прибегать к жестокости.
Счастливого материнства!
- Как заставить ребенка слушаться?
- Как научить ребенка одеваться самостоятельно?
- Ребенок холерик: как правильно воспитывать?
Кто-то сделал замечание вашему ребенку
Возможна и такая ситуация: вы с малышом возвращаетесь домой с прогулки — довольные и веселые, но испачканные. Если вдруг вам встретится какая-нибудь Анна Ивановна из соседнего подъезда, она поспешит сделать замечание ребенку: «Почему же ты такой грязнуля? Посмотри, как ты запачкался! А одежду-то придется стирать твоей маме!».
Вам нужно помнить, что малыши болезненно реагируют на критику из уст чужих людей. В таких ситуациях мама всегда должна заступаться за своего карапуза. Иначе, не ощущая поддержки с вашей стороны, он замкнется и станет неуверенным в себе.
Малыш не должен винить себя за то, что маме придется стирать вещи, которые он испачкал на прогулке. Если кто-то делает ему подобные замечания, ваша задача — защитить его, дать ему почувствовать, что вы на его стороне. Повернитесь к ребенку и скажите ему спокойным тоном: «Хорошо мы с тобой погуляли, да? Теперь нужно помыться и постирать одежду, но мы же с тобой счастливые и отдохнувшие, поэтому справимся с этой работой!».
Физические способы успокоить истерику
Попросить ребенка кричать как можно громче. Это хороший способ, если, конечно, это не звучит как «Ой, давай! Ори еще громче, никто ж не слышит!». Нужно грамотно сказать что-то вроде: «Помоему, ты не всю обидку показываешь. Давай всю! Давай-ка громче покричим, как мы на самом деле недовольны!». Вполне себе способ выпустить эмоции.
Погудеть. Один из способов разделить эмоции ребенка — войти в звуковой резонанс. Гудеть или тянуть звук «а-а-а» в такт плачу ребенка. Только звук должен быть ниже, спокойнее и тише. И тогда ребенок через время подстроится и успокоится.
Побить предметы. Реальность там, где твое тело. Если ребенок сильно злится, то выразить это физически — значит и выпустить это из себя. Даже для нас с вами работает ведь!
Порвать бумагу. Младших детей такой способ просто отвлекает, а старшим может предлагаться в качестве варианта того, как выплеснуть злость.
Игры с песком или пластилином. Игры с приятными тактильными ощущениями — тоже отличные помощники мам. Причем эта идея хороша как для годовалых малышей, так и для тридцатилетних тетенек. Полепишь куличики, поразминаешь руки, и уже куда-то ушли злость и обида.
Купаться. Особенно приятный метод для лета или перед сном. Купание прекрасно снимает нервное напряжение и отвлекает, а пока ребенок занят игрой в воде, мама может выдохнуть и тоже успокоиться.
Сделать массаж
Очень приятный и нежный способ вернуть внимание ребенка из эмоций обратно в тело
Потанцевать. Еще один прекрасный телесный способ справиться с чувствами. Вы можете пригласить ребенка на танец, взять на руки, закружить или просто танцевать с ним рядом.
Переодевание. Особенно такое любят девочки. Иногда приходится долго убираться после того, как даешь дочери возможность самой выбрать себе одежду из шкафа и перемерить все, что захотелось, но удовольствие ребенку обеспечено. Конечно, это не работает в случае сильной истерики. Этот метод скорее для длительного нытья, «нехочуханья» и отказов слушаться.
Аквагрим. Дети очень любят грим! Девочки любят красить губки, а мальчикам можно предложить «превращение» в какое-нибудь животное. Необязательно иметь специальные краски, вполне подойдет мамина косметичка или натуральные «краски» типа сметаны, куркумы или еще что-нибудь, что есть в холодильнике. Но одно правило: грим не получится нарисовать, если есть слезки!
Ароматы. Еще один способ «переключить» чувства — дать ребенку понюхать что-нибудь с сильным запахом. «Ой! Что это за запах? По-моему, пахнет сыром! Ты что, где-то запрятал(а) сыр? Или, может, папа где-то оставил? Давай-ка принюхаемся…»
Объятия. Говорят, человеку просто для здоровья нужно четыре объятия в день. Восемь — для спокойствия. Шестнадцать — для счастья. Может, это и не доказано на 100%, но это невероятно приятно и не несет никакого вреда для организма или отношений.
Попросить помощи у брата или сестры. Двое людей, которые тебя любят, гладят и обнимают, всегда лучше, чем один. А если у вас многодетная семья, объятий и вовсе может быть через край.
Дать грудь. Простой, как и все гениальное, способ от нашей подписчицы: «Для ребенка на ГВ (то есть грудном вскармливании) можно вообще ничего не придумывать. Почти любую истерику можно остановить, просто дав малышу грудь».
И здесь нам хочется успокоить тех родителей, которые переживают, что таким образом они формируют у ребенка связь между успокоением и едой. Нет никаких доказательств этому мифу. А вот то, что грудь для ребенка — это не только про еду, а очень сильно про связь с мамой, всем очевидно. Грудь даже называют второй пуповиной, так что вы можете быть спокойны на этот счет.
Покушать. Этот вариант здесь не как способ «заесть» неприятные эмоции. Это о том, что не все дети и не всегда могут слышать маленькие сигналы своего тела. Они могут быть голодны, а из-за этого утомлены, а из-за этого слишком нервно на все реагировать. Сами они этого понять не могут. Так что если ребенок раскапризничался, стоит оценить, хорошо ли он ел в последний раз и как давно это было.
Помочь ребенку выразить чувства
Называть чувства. Наверное, это база всех остальных вариантов. Истерика — это когда ты не можешь управлять своими чувствами. Поэтому, называя чувства ребенка, мы делаем их менее масштабными, даем им «имя», а значит, и задаем границы. «Ты зол. Ты обижен. Тебе грустно» — и вот ребенок уже чувствует опору.
«Это маленькая проблема, средняя или большая?» Всего один вопрос очень помог мне показать своей дочери, что есть вещи, которые легко исправить, и не стоит из-за них сильно переживать. Есть вещи, которые требуют помощи или терпения, а есть что-то, с чем иногда невозможно справиться, но и это можно пережить. Детская психика очень пластична, и малышам порой гораздо проще справиться с разочарованием, нежели взрослым.
«Как ты сердишься?» Этот вопрос дает ребенку возможность выразить свои чувства в физической форме, а значит, и выпустить их.
«Если бы у меня была волшебная палочка…» Иногда деткам важно чувствовать, что их желания ценны и важны для мамы и что все дело — во внешних обстоятельствах. «Если бы я могла прямо сейчас наколдовать суп, мы бы с тобой гуляли еще и еще, но у меня нет волшебной палочки, придется идти домой его варить
А как думаешь, у кого есть волшебные палочки?». Малыш отвлекается и идет домой. Хотя не всегда, конечно!
«На что похожа твоя злость?» Еще одна вариация выражения своих «огромных» чувств в человеческих масштабах. «Похожа твоя злость на ураган? Не-е-ет? Может, на маленькую птичку, которая пищит? Тоже не-е-ет? А может, на драко-о-она?! Трехголового!»
Рассказать о себе. Хороший способ для детей постарше: рассказать, как вы были маленьким и как вам тоже было обидно, когда такое случалось. Например, «знаешь, когда мне тоже было три годика, мама всегда уводила меня с площадки, а я так хотела, так хотела еще поиграть. И я тоже садилась и плакала. Обидно же, да?»
Мы, во-первых, показываем ребенку его эмоции, во-вторых, говорим, что понимаем их, и, в-третьих, делим весь этот эмоциональный груз на двоих.
Записать жалобы. На самом деле самая большая проблема состоит в том, чтобы выдержать детскую истерику. Многие знают о контейнировании — способности мамы «вмещать» в себя детские эмоции. Так вот, если контейнер переполнен и вы чувствуете, что начинаете заводиться, есть способ: принесите листочек с ручкой и скажите себе, что не будете сейчас впитывать в себя чувства ребенка, а выложите их на лист.
— Почему ты плачешь? Обидно?
— Да-а-а…
— Хорошо, так и запишем: обидно.
Честно поговорить. Существует много способов для успокоения маленьких детей, но стоит признать, что и у старших случаются истерики
И тогда, конечно, важно честно выяснить причины истерики. Причем не поводы, а именно причины
Например, то, что ребенок не хочет рано вставать в школу, может быть лишь поводом, а причиной окажется то, что одноклассники обзываются. Или наоборот.
4 правила примерного родителя
Чтобы спокойно увести сына или дочь с прогулки придется проявить изобретательность. Однако существует четыре базовых и простых правила из детской психологии, которые помогут договориться с ребенком:
- Дайте доиграть.
Вспомните себя на рабочем месте. Вы не пойдете пить кофе с коллегой или не уйдете домой, пока не закончите то, что нужно сделать. Вот и ребенок не хочет уходить, потому что ему нужно достроить башенку или доиграть в прятки, это — его потребность.
Необходимо тактично предупредить малыша, что пора уходить, вовремя взять его за руку и увести домой. Обязательно сделайте комплимент о том, какая красивая башня получилась, как ловко ребенок убегал, прятался.
- Договоритесь на последние пять минут или последние пять раз.
Не все дети раннего возраста хорошо ориентируются во времени. Потому нужно выбрать тот вариант, который понятнее вашему малышу.
Как это можно сказать: «Маша, нам пора уходить. Еще пять минуток и домой. Иди пробегись еще кружок», «Петя, нам нужно идти домой, давай ты еще пять раз съедешь с горки, и пойдем».
- Уходите играючи.
Важно! Уход с детской площадки не должен быть резким. Переведите одну игру в другую
Предложите ребенку попрощаться с песочницей, игрушками, фигурками, другими детками.
Пообещайте живым и неживым обитателям детского городка, что вы сюда еще вернетесь. И играючи идите домой: играйте в догонялки, в прятки. Но заранее договоритесь, что после того, как вы найдете или догоните непоседу, то пойдете прямиком домой.
- Держите свое слово.
Сказали, что ребенок получит сладость — купили. Сказали, что осталось пять минут или пять прыжков на батуте — никаких уступок, несмотря на торги или капризы маленького оппонента.
Это поможет приучить ребенка к дисциплине, укрепит родительский авторитет, упростит уходы с прогулок. В противном случае истерики не прекратятся, а ребенок научится манипулировать родителями.
Как поддерживать свой авторитет, и быть лидером для ребенка в важных вопросах, смотрите в интернет-семинаре Мама — главная>>>
Семейные ритуалы важны для психологического здоровья ребенка, сплочения мамы и малыша. Почему бы не превратить уход с улицы в веселый ритуал из игр?
Вот вы прощаетесь с песочницей, а вот бежите по тротуару, а вот ребенок, как обычно, сам открывает домофон, вызывает лифт, открывает квартиру.
Важно! Не забываем до этого напоминать, что лифт, ключ, домашний питомец, игрушки соскучились по своему маленькому другу
Как отвлечь ребенка во время истерики
Отвлечь знакомыми стихами. Такой вариант больше подходит для ребенка, который действительно любит читать стихи. Некоторым деткам очень нравится показывать, как много они помнят наизусть, и они не упускают момента «показать себя». Да и ритмичность стихотворений тоже часто играет на пользу.
Мультики и песенки. Мультфильмы всегда были и останутся предметов сотен споров, но то, что они потрясающе работают, — это факт. Особенно, если вы в машине и если взять ребенка на руки нет возможности.
Родителям, которые переживают из-за глупого содержания мультиков, я очень рекомендую подобрать каналы, на которых делают поделки, показывают животных или рассказывают познавательные истории.
Истории
Да, кстати, любые истории прекрасно затягивают внимание ребенка, если их рассказывать вовлеченно
Неважно: про кота, про подружку, про последний поход в кино.
Рассказывать можно любую ерунду. Главное — артистично и быстро.
Пальчиковые игры
Многие родители подмечают, как пальчиковые игры типа «Сорока-белобока кашу варила…» захватывают внимание ребенка. Причиной тому, во-первых, акцент на ручках (малыш концентрируется на телесных ощущениях), а во-вторых, любовь детей к историям
Новая игрушка или игра. Этот способ, кстати, не такой уж и затратный, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, в интернете сейчас миллиард идей для игр и занятий с подручными материалами. Во-вторых, вам необязательно все время покупать новые игрушки. Вы просто можете разложить их по темам в коробки и убрать в шкаф. Если игрушки не лежат постоянно на виду у ребенка, то они снова становятся интересными.
Мыльные пузыри. Мы, наверное, никогда не перестанем удивляться волшебству мыльных пузырей. Допускаем, что не все дети от них в восторге, но все-таки 90% человечества испытывает радость и счастье при виде мыльных пузырей!
Показать зеркало или селфи-камеру. Довольно популярный среди наших подписчиков вариант. Мы проводили опрос в соцсетях, и многие родители сообщили, что используют отражение как способ отвлечь ребенка. Причем это работает для всех возрастов.
Выглянуть в окно. Это отличный способ. То, что происходит на улице, почти всегда завлекает детей. Можно рассказывать, кто там и куда пошел, можно считать машины. А еще этот метод хорошо помогает, если маме надо с кем-то оставить ребенка. «Стой у окна, и, когда я выйду, ты помашешь мне ручкой».
Животные. Кошки, собаки и даже рыбки оказываются прекрасными напарниками в воспитании ребенка. Первые могут сами прийти ласкаться к плачущему малышу, а за последними просто интересно наблюдать — успокаивает.
Разглядывать цветы. Если вы на улице или в огороде, то можно приглядеться к природе. Например, к растениям. Есть хорошая цитата на эту тему: «Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, — это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей». Очень умиротворяюще звучит.
Другой язык. В методе, который предложила наша подписчица, работает эффект внезапности: начните говорить с ребенком на иностранном языке.
Придумать срочное дело. «Ох! Малы-ы-ыш, я совсем забыла! Нам же срочно нужно бежать на кухню и поставить макароны вариться! Бежим! Ох, как же у меня вылетело из головы? Сейчас не сварим макароны, потом кушать захотим, а ничего и нет». Чем младше ребенок, тем проще такое «дело» может быть.
Включить воду в кране. Говорят, можно вечно смотреть на то, как течет вода и горит огонь.
Кстати, огонь! Можно зажечь свечку, просто смотреть на нее и успокаиваться: «Смотри, огонек сверху белый, внутри синенький, а вокруг все желтое. Ты замечал?» А еще свечку можно задувать.
Дыхательная гимнастика. Из предыдущего пункта сразу вырисовался этот. Часто в истерике наше дыхание сбивается, зажимается или становится слишком быстрым. Поэтому в ход идут фразы типа «Ай, я стукнула палец! Подуйподуй мне, пожалуйста!» или «Кажется, мне в глаз попала соринка. Можешь подуть на меня?»
«Сколько?» В качестве примеров приведем здесь несколько диалогов:
— Ты злишься, потому что тебе не дали шарики?
— Да-а-а…
— А сколько шариков ты бы хотел?
— Два! Нет, три! Многа-а-а…
— А «многа» — это сколько?
— Ше-е-есть!
— А сколько минут ты бы еще хотел поиграть?
— Пять.
— А потом домой, если разрешу пять?
— Да.
То есть, во-первых, это работает как «договор», а во-вторых, включает у ребенка фантазию, что снижает накал страстей.
«Твой друг тебя уже ждет!» Если вы собираетесь куда-то, где будет приятель вашего малыша, то можно сказать: «А Вася-то сейчас постоит, подумает, что ты не приходишь, и уйдет домой!» Если ребенок очень любит играть со своим другом, то он быстро отбросит свои «пустяковые» проблемы и успокоится.
Дети выясняют отношения
Когда малыши спорят между собой, не стоит сразу вмешиваться. Ваша задача следить, чтобы спор не перерос в конфликт с дракой.
Важно! Если выяснение отношений происходит в спокойной обстановке, тогда можно и даже нужно позволить детям выстраивать диалог самим. Это умение необходимо им в дальнейшей жизни
Они должны самостоятельно научиться контактировать друг с другом. Вы не всегда будете рядом, не забывайте об этом.
Если видите, что в споре дети начинают переходить разумные границы, то наилучшим выходом будет отвлечь их, переключить внимание на другое. Предложите им понаблюдать, как муравей старательно тащит палочку в свой дом или сагитируйте построить большой песочный замок
Дети легко переключаются с одного на другое, забыв о том, что было две минуты назад
Предложите им понаблюдать, как муравей старательно тащит палочку в свой дом или сагитируйте построить большой песочный замок. Дети легко переключаются с одного на другое, забыв о том, что было две минуты назад.
Ваша главная задача — научить ребенка выстраивать доброжелательные отношения с другими людьми.
Развивайте у малыша сознание своей личной территории, которую должны уважать остальные и учите его не переходить чужие границы без спроса.
В статье даны общие способы реагирования на самые частые ситуации на детской площадке. Однако, во многом ваша реакция и поведение должны опираться на возраст ребенка. То, что подойдет в 3 года, не сработает с годовалым ребенком.
Тонкости возрастного поведения, обучение ребенка вопросам безопасности на улице разбираем в интернет-курсе Внимание: прогулка>>>
Приятных прогулок и счастливого материнства!
- Безопасность ребенка на улице
- Как научить ребенка одеваться самостоятельно?
- Ребенок холерик
Правила безопасности на детской площадке: учимся вместе с ребенком
- Перед началом любой игры на детской площадке не поленитесь осмотреть ее для оценки безопасности: целы ли и надежны аттракционы и тренажеры, нет ли ядовитых растений, животных, ям, грязи и мусора на территории, чистая ли песочница.
- По возможности выбирайте игровую зону с песочным или со специальным резиновым покрытием. На него мягче падать, чем на землю или асфальт.
- Выбирайте для ребенка обувь с закрытыми пальчиками и пяткой, крепко сидящую на ножке. Другая легко спадает и при падении легко повредить стопу.
- Одежда должна быть удобной и свободной, чтобы не стеснять активного движения крохи. Исключите предметы гардероба, которыми можно зацепиться за конструкции, ветки деревьев и другие предметы – галстуки, шарфы, шнурки, развевающиеся ленты, длинные кружевные оборки и т.п.
- Перед прогулкой проверьте, чтобы у ребенка не было во рту жвачки, а на теле или в карманах острых предметов (сережки, браслеты, часики).
- Отдавая предпочтение тем или иным игровым конструкциям, соизмеряйте желания ребенка с его возрастом.
- Недопустимы игры рядом с качелями и прочим оборудованием, которое используется другим ребенком.
- Не позволяйте играть с мячом вне предназначенных для этого зон. Особенно вблизи транспортных трасс.
- Обучите малыша на личном примере правильным прыжкам – с горки, качели, стенки и других высоких поверхностей. Прыжок должен осуществляться на полусогнутых ногах и сразу на обе конечности. Отрепетируйте правильные прыжки с ребенком.
- Нельзя залезать на горку толпой. Скатываться с нее следует только после того, как предыдущий ребенок скатился и отошел с пути скольжения: только ногами вперед и без наклонов за ограждения.
- Убедитесь, что рядом нет других детей, когда ребенок начинает раскачиваться на качели, съезжать с горки или крутить педали велосипеда.
- В случае нападения собаки, ни в коем случае не паникуйте, не бегите и не смотрите псу в глаза. Как можно скорее воспользуйтесь шокером или газовым баллончиком. Если у вас нет ни того, ни другого, приобретите обычный дезодорант-спрей.
- Обсудите с ребенком в доверительном тоне, как следует вести себя в тех или иных ситуациях: катании на качелях, велосипеде, скатывании с горки, встрече с агрессивным животным. Особенно тщательно объясните крохе, что не следует доверять незнакомым взрослым (нельзя разговаривать, что-либо брать, уходить с ними).
- Не отходите от малыша, если он забирается высоко, — он может посмотреть вниз, но испугаться высоты и отпустить руки. Если вы не успеете подбежать, ребёнок упадёт вниз на спину, а с турника — вниз головой.
- Обязательно проверяйте, чтобы ворота (футбольные, хоккейные, гандбольные), лестницы-радуги, турники (как и качели) были хорошо закреплены и надёжно вкопаны в землю.
- Обсудите с ребенком — как поступать, если с ним заговаривает незнакомец (ничего не брать, никуда с ним не ходить, не разговаривать).
Качели
- Если качели очень тяжёлые (например, железные), нельзя спрыгивать на лету, ты можешь не успеть отбежать, и тогда качели ударят тебя прямо в затылок или в спину.
- Если ты любишь сам раскачивать качели, то должен всегда помнить: если их толкнуть посильнее и не поймать, качели попадут прямо тебе в лицо.
- Не бегай рядом с качелями! Может случиться так, что другой ребёнок не успеет затормозить, и вы оба получите травмы.
- Пластмассовые качели на верёвочках тоже небезопасны. Если ты на них сильно раскачаешься, то, наклонившись вперёд, можешь легко перевернуть сиденье своим весом.
- В зимнее время за поручни качелей держись особенно крепко. На руках у тебя обязательно должны быть рукавички или перчатки — они предохранят руки от примораживания к железным поручням.
Карусели
- Нельзя слезать с карусели, пока она крутится, так как следующее сиденье продолжает двигаться и может сильно ударить тебя, если ты не отбежал(а).
- Нельзя бежать по кругу, взявшись за одно сиденье, и раскручивать пустую карусель, а потом вдруг резко остановиться — можно получить удар следующим сиденьем.
- Нельзя вставать на сиденье карусели ногами, так как при движении можно потерять равновесие и, падая, удариться лбом.
Горки
Осторожно прикасайся к горке, пробуй её на ощупь: в жару железные горки сильно нагреваются и можно обжечься, прикоснувшись к металлическим частям. А зимой можно примёрзнуть к ним
Будь внимателен(ьна)!
Постарайся отбежать от горки сразу после спуска. Иначе на тебя попадают все, кто сверху катится за тобой.
В некоторых дворах горки деревянные. Летом осмотри её внимательно, нет ли на ней сколов, щербин, а то, спускаясь по ней, ты рискуешь получить занозу.
Зимой с горки лучше скользить на специальных ледянках.
Ситуация 3. Ребенок пытается вернуть свою игрушку
Ваш малыш мирно копается в песочнице. К нему подходит другой малыш и забирает его игрушку. Ваш кроха разгневан и пытается силой вернуть свою собственность.
Для начала давайте подумаем, почему дети так бурно реагируют, когда берут их игрушки? Ответ прост: во первых им жаль расставаться со своей игрушкой, а во вторых, они пока не понимают, что игрушки берутся на время, и всегда возвращаются к своим хозяевам. И только после 3-х лет ребенок начнет понимать, что такое собственность.
Ваши действия (или) Подсказка:
— Срочно разнимите «сцепившихся намертво» малышей.
— Покажите своему ребенку, что вы на его стороне: «Ты хочешь, чтобы машинка осталась у тебя?»
— Скажите о чувствах и желаниях другого ребенка: «Мальчику понравилась твоя игрушка, и он хотел бы с ней немного поиграть. Давай, дадим ему её ненадолго. Знаешь, как он обрадуется!». Обращаемся к мальчику: «Ты хочешь поменяться игрушками?»
— Если согласие от мальчика получено, пытаемся побудить своего ребенка поделиться игрушкой (но не заставить!): «Посмотри, у (имя мальчика) есть интересный трактор. Вы можете поменяться: ты ему на чуть-чуть дашь свою машинку, а он тебе свой трактор – тоже на чуть-чуть». Можно предложить своему ребенку поменять свою машинку на одну из двух-трех игрушек мальчика (т.е. предоставить своему ребенку дополнительную свободу выбора). Или спросите у своего ребенка, можно ли будет поиграть в его игрушку, когда он сам наиграется. Чаще всего ответ бывает положительный.
— Если ваш ребенок не соглашается расставаться со своей игрушкой ни при каких условиях, что ж, это его право. Вежливо откажите просителю: «Извини, (имя мальчика), (имя своего ребенка) хочет сам пока поиграть в свою машинку».
— Но если конфликт продолжает нарастать, можно попробовать переключить внимание детей на какую-то общую игру: нагружать трактором песок в машинку или поиграть в салки-догонялки. И уж если игра совсем не налаживается – развести по разным «углам»
Итог:
Таким образом, мы не «зациклившемся» на негативном поведении своего ребенка (в какой-то степени оно даже оправдано – он защищал свою собственность доступными ему способами), а показываем, как надо поступать в подобных ситуациях. Т.е. нужно не драться, а договариваться словами.
Делёж игрушек
Здесь возможны разные варианты развития событий: либо у вашего ребенка отнимают игрушку, либо он позарился на чужое. В любом из этих случаев есть почва для конфликта.
Сначала давайте разберемся, что делать, если у вашего малыша отнимают его вещь.
Посмотрите, как он сам на это реагирует
Если ребенок спокойно относится к такой ситуации, продолжает играться, переключившись на другое, то и вы не заостряйте внимание на этом
Когда соберётесь уходить, заберите игрушку, сказав вслух о своих намерениях малышу. Так вы развиваете у ребенка понимание личной собственности: она должна оставаться у своего хозяина при любых обстоятельствах.
Но если реакция малыша обратная, он плачет и просит у вас помощи, то вы просто обязаны разобраться с этим.
Сначала скажите о том, что прекрасно понимаете его чувства. Это его личная вещь, только он вправе распоряжаться ей и решать делиться или нет. Затем предложите ему варианты разрешения ситуации:
- Дать на время игрушку другому ребенку, но при этом попросить взять что-то взамен для себя.
- Вежливо попросить отдать вещь обратно.
Важно! Не настаивайте ни на одном из вариантов. Не давите на малыша, вынуждая его отдать предпочтение тому или иному способу выхода из конфликтной ситуации
Пусть он сделает выбор сам.
Спросите, какой вариант он выбирает. Если в данный момент времени малыш не готов поделиться игрушкой и хочет забрать ее обратно, помогите ему это сделать.
Вместе с ребенком подойдите, и вежливо попросите вернуть вашу вещь. Так вы развиваете у своего малыша правильное чувство собственности. Только хозяин вещи вправе распоряжаться ей.
Читайте интересную статью Ребенок боится других детей>>>
Ни в коем случае не пытайтесь быть хорошей для других в ущерб своему ребенку.
Очень часто взрослые, ради того, чтобы не портить отношения с другими, пренебрегают чувствами собственных детей.
Например, это происходит, когда гуляют две мамочки-подружки. Одна из них настойчиво требует у своего ребенка, чтобы тот дал поиграться малышу своей приятельницы, лишь бы не портить отношения, и быть всегда хорошей в ее глазах.
При этом она всячески критикует собственного ребенка: «Не хорошо быть жадным. Тебе что жалко? Надо делиться.»
Если малыш не хочет отдавать свою игрушку другому, поддержите его и помогите вернуть, не думая о том, что о вас подумают другие и как будут относиться после этого.
Если малыш сам отбирает игрушки у других, прежде всего, скажите ему, что чужие вещи брать без разрешения нельзя.
Нужно обязательно сначала попросить и, при этом, со словом «пожалуйста». Вдобавок можно предложить взамен что-то из своего.
Продемонстрируйте, как это нужно делать, сами. Подойдите вместе с ребенком к владельцу желаемой игрушки и попросите дать вам поиграться ей на некоторое время. А он может воспользоваться любой вашей вещью, которая ему понравится.
Если же ребенок другой не хочет делиться своей игрушкой с вашим, спокойно объясните, что это его игрушка, и он может ее не давать, возможно, она очень дорога ему.
Что не работает
Шантаж: «Сейчас уйду и тебя оставлю!» Потому что ты не уйдешь. А если вдруг и правда уйдешь, ребенок пойдет за тобой только из страха. И этот страх обязательно потом вылезет: истерикой, разбитой чашкой, разбросанными игрушками, протестами. Тебе это надо?
Уговоры. Уговаривая и дожидаясь согласия, ты отдаешь руль ребенку. И ребенок рулит, как хочет.
Насилие. Схватить и отнести насильно можно максимум двухлетку. Ребенок постарше уже тяжелый и способен отбиваться. Ты уверена, что он не вывернется и ты его не уронишь? Или что в следующий раз он не начнет от тебя убегать? Готова вылавливать его по всему двору?
Анимация, анимация…
Что еще? Дети могут отказываться идти домой, потому что идти домой скучно. Да, просто скучно!
Преврати дорогу в игру. Идите «через лес» — через сквер между детской площадкой и подъездом. А в лесу зайцы и волки. Или прятки за деревьями. Главное, держать направление. Идите «по мосту» — по бордюру. Играйте в догонялки. Играйте в «буксир» — ребенок держится за палочку, и ты на этой палочке его буксируешь. Потом он тебя. Играйте в «гуси-гуси-га-га-га»: «Есть хотите? Да-да-да! Так летите же домой! Мы не можем, серый волк под горой зубы точит, съесть нас хочет! Так летите, как хотите, только крылья берегите!». Ты волк, гонишься за гусем, ловишь его возле подъезда и отпускаешь только возле квартиры или лифта.
Что не работает
Шантаж: «Сейчас уйду и тебя оставлю!» Потому что ты не уйдешь. А если вдруг и правда уйдешь, ребенок пойдет за тобой только из страха. И этот страх обязательно потом вылезет: истерикой, разбитой чашкой, разбросанными игрушками, протестами. Тебе это надо?
Уговоры. Уговаривая и дожидаясь согласия, ты отдаешь руль ребенку. И ребенок рулит, как хочет.
Насилие. Схватить и отнести насильно можно максимум двухлетку. Ребенок постарше уже тяжелый и способен отбиваться. Ты уверена, что он не вывернется и ты его не уронишь? Или что в следующий раз он не начнет от тебя убегать? Готова вылавливать его по всему двору?
Хотя, конечно, если быть честными, иногда приходится и шантажировать, и уговаривать, и зажимать и тащить. Но это же не всегда так, правда? У тебя получится!
Текст: Наталья Калашникова
Фото: Shutterstock
Читай также:
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook
Анимация, анимация…
Что еще? Дети могут отказываться идти домой, потому что идти домой скучно. Да, просто скучно!
Преврати дорогу в игру. Идите «через лес» – через сквер между детской площадкой и подъездом. А в лесу зайцы и волки. Или прятки за деревьями. Главное, держать направление. Идите «по мосту» – по бордюру. Играйте в догоняшки. Играйте в «буксир» – веди ребенка на палочке – он держится за палочку, и ты на этой палочке его буксируешь. Потом он тебя. Играйте в «гуси-гуси-гагага»: «Есть хотите? Да-да-да! Так летите же домой! Мы е можем, серый волк под горой зубы точит, съесть нас хочет! Так летите, как хотите, только крылья берегите!» Ты волк, гонишься за гусем, ловишь его возле подъезда и отпускаешь только возле квартиры или лифта.
Еще 7 способов уйти с прогулки
Таким образом, основу бесконфликтного ухода с прогулки составляет:
- ваша уверенность и последовательность;
- ритуалы и традиции;
- переключение внимания;
- естественный уход в виде игры.
Кроме общих правил предотвратить скандал помогут следующие методы:
Договоритесь с другими мамочками, и выходите гулять в одно время
Тогда и уходить дружной компанией будет проще.
Воспользуйтесь моментом, и обратите внимание на уход другого ребенка: «Смотри, Маша уже собрала все вещи и пошла домой кушать, нам тоже пора обедать».
Возьмите любимую игрушку сына, куклу дочери и скажите, что она хочет домой или хочет прокатиться в коляске.
Переключайте внимание ребенка: «Ой, какая красивая собачка, пойдем за ней», «Смотри, какая большая и красивая машина, побежали скорее, посмотрим, куда она едет», «Интересно, куда ведет эта тропинка» (вы-то знаете, что тропинка тоже ведет домой).
Разделите уход домой на несколько соревновательных этапов: кто быстрее добежит до дерева, кто быстрее соберет игрушки. Позволяйте ребенку выиграть, тогда он все охотнее будет участвовать в соревнованиях.
Уходите, играя в паровозик, или превратив коляску в самолет, скоростной автомобиль.
Разбейте большую задачу ухода домой на подзадачи.
Некоторым детям до трех лет сложно концентрироваться на главной задаче, потому вместо фразы «собирайся, пойдем домой» можно сделать ряд обращений:
- «давай соберем игрушки»;
- «помоги мне, пожалуйста, падай вон ту красную формочку»;
- «скажи ребятам пока-пока»;
- «попрощайся с песочницей».
А дальше все по плану: игры, традиции.
Еще больше способов комфортной прогулки, а также рекомендации по обучению ребенка безопасному поведению на улице, найдете в интернет-семинаре Внимание: прогулка>>>
Важно! В возрасте 2,5–3,5 лет у детей протекает кризис трех лет, или кризис «я сам». В этот период нужно отдавать предпочтение тем методам, которые предоставляют ребенку право выбора
Подробнее в статье Кризис 3 лет у ребенка>>>
В этот период нужно отдавать предпочтение тем методам, которые предоставляют ребенку право выбора. Подробнее в статье Кризис 3 лет у ребенка>>>
Но хитрость в том, что оба варианта должны устраивать родителя. Например, вместо вопроса «Ну что, будем собираться домой?» можно задать вопрос «Давай собираться. Игрушки положим в пакет или в ведерко?».
Другие примеры вопросов с выбором: «Ты сам соберешься или тебе помочь?», «По короткой или по длинной дороге пойдем домой?», «Что купим по дороге: мороженое или сок?».