Адаптация ребенка к детскому саду: что необходимо знать родителям
Содержание статьи
- Вопрос-ответ
- Сколько длится период адаптации детей в детском саду?
- Тяжелая адаптация ребенка в детском саду. Что делать?
- Посоветуйте, пожалуйста, игры для адаптации детей в детском саду.
- Адаптация детей в ясельной группе детского сада. Дайте, пожалуйста, советы и рекомендации.
- Чем можно помочь ребенку в контексте его адаптации?
- Негативная реакция детей: основные этапы адаптации
- Реакция
- Физиологическая
- Психологическая
- Социальная
- Когнитивная
- Возможные проблемы
- В чём причина: ребёнок не может привыкнуть к детскому саду
- Причины, по которым малыш не хочет ходить в сад в 2 и 3 года — таблица
Вопрос-ответ
Сколько длится период адаптации детей в детском саду?
Четких временных адаптационных рамок не существует — данный процесс зависит как от индивидуальных особенностей ребенка, объема предварительной подготовки малыша к посещению ДОУ, навыков и профессиональных умений педагогического коллектива детского сада, иных факторов. В среднем — это 3–6 недель, иногда до 2,5 и даже 3 месяцев.
Тяжелая адаптация ребенка в детском саду. Что делать?
В первую очередь — пересмотреть собственную схему адаптации чада к посещению ДОУ. Необходимо активно развивать самостоятельные навыки малыша, проводить мероприятия по созданию оптимального психологического комфорта для ребенка, пойти на некоторые уступки (забирать раньше, поощрять за любые достижения), переговорить с воспитателем о совместной работе в данном направлении, научит дружить и правильно общаться со сверстниками. При необходимости — обратиться за помощью к квалифицированному психологу либо профильному социальному педагогу.
Посоветуйте, пожалуйста, игры для адаптации детей в детском саду.
Помимо классических развивающих игр, направленных на развитие мелкой моторики, запоминания, получения знаний и прочих умений стоит обратить внимание на особые мероприятия. Например, стоит поиграть в детский сад дома, распределив роли детей, воспитателя, родителей между домочадцами, игрушками и самим ребенком
В качестве дополнения нужно организовать развлечения, направленные на стабилизацию психоэмоционального состояния, стимуляции познавательной и речевой активности, регуляцию процессов возбуждения и торможения. Наиболее приемлемы в данном контексте игры «Полянка настроения», «Колючий ёжик», «Пальчики», «Перышко», «Бабочки», «Лягушата».
Адаптация детей в ясельной группе детского сада. Дайте, пожалуйста, советы и рекомендации.
В ясельную группу обычно берут детей возрастом от 1 до 2,5 лет. Этот возраст еще слишком мал для полноценной психологической адаптации к коллективу, однако в ряде случаев позже отдать малыша в ДОУ просто не получается.
Чем можно помочь ребенку в контексте его адаптации?
- Предварительная подготовка малыша в игровой форме, частое присутствие на датских площадках, чтобы чадо привыкало к обществу маленьких сверстников;
- Выработка простейших навыков самообслуживания. Малыш должен уметь проситься в туалет, одеваться, мыть руки и есть с частичной помощью взрослых;
- Максимальное мягкое вливание в коллектив. На протяжении первого месяца можно лишь ненадолго посещать группу (несколько часов), некоторое время, присутствуя рядом с ребенком либо же в непосредственной близости от него. При сильном сопротивлении (плач, истерика и так далее) со стороны чада временно прекратить посещение дошкольного учреждения, после чего возобновить его с системой поощрений за любые положительнее достижения;
- Правильная расстановка акцентов. Если на протяжении 3 месяцев малыш так и не смог адаптироваться к яслям — лучше прекратить мучения ребенка и себя, выждать некоторое время и пойти в детский сад позже, например к 3 годам.
Негативная реакция детей: основные этапы адаптации
Важно понимать все критические моменты, затрудняющие адаптацию к детскому саду. Выделим основные из них:
Выделим основные из них:
- Ранний подъем. Для деток, режим дня которых ранее регламентировался редко, пробуждение в 7:30 (или еще раньше) может стать серьезным стрессом. Чтобы смягчить этот негативный для адаптации фактор, за пару недель до визитов в садик, начинайте будить малыша раньше, приучая к новому режиму. В детский сад тоже будите его немного раньше необходимого, чтобы он 10-15 минут мог собраться с мыслями, нежась в постели, постепенно переходя от сна к полному пробуждению.
- Дневной сон. Чтобы дошкольник проще адаптировался к детскому саду, не игнорируйте этот аспект. Ребенок привык засыпать с мягкой игрушкой? Пусть поначалу берет ее в сад. Также для сна в саду можно приобрести забавную пижаму, которая понравится вашему сыну или дочери.
- Обед без компании мамы или папы. Немало проблем в адаптации вызывает кормление деток. Некоторые отказываются от еды, отличающейся по вкусу от домашней, другие просто не желают обедать без мамы.
- Привыкание к режиму. Хотите, чтобы адаптация прошла мягче? Выясните заранее режим выбранного детского сада. За месяц-два начните введение режима в домашних условиях. Делайте это не резко, а постепенно. В дошкольном возрасте ребенку рекомендуется спать около 2-3 часов днем и 10 часов ночью. Для комфортной адаптации к садику, укладывание ко сну следует начинать уже в 21:00.
- Пребывание в детском садике полный день. Рекомендуется первую неделю посещать садик до сна. На вторую неделю уже можно остаться до полдника. На полный день желательно оставаться через месяц посещений. Безусловно, эти нормы довольно индивидуальны. При тяжелой степени адаптации, забирайте ребенка раньше. Для любой степени адаптации не рекомендуется забирать малыша последним – дети тяжело переживают это осознанно, либо подсознательно. Старайтесь не допускать ситуации, чтобы ребенок оставался в одиночестве после того, как всех детей заберут родители.
- Контакты с незнакомыми детьми. Часто в современных семьях растет лишь один ребенок, и он нечасто имеет возможность завязать отношения со сверстниками. Обычно пересечения с ними происходят лишь в поликлинике, на детской площадке или в гостях. Результат: ребенок не приучен к контакту с другими ребятами. Понаблюдайте за тем, как он общается с окружающими. Ребенок-экстраверт быстро вступает в контакт, активно общается с окружающими – в таком случае адаптация будет проходить легче. Маленький интроверт обычно стеснительный и очень послушный, поэтому у него, вероятно, возникнут трудности в общении с более агрессивными или активными сверстниками.
- Контакт с воспитателем. Бесспорно, воспитатель – важная фигура в процессе привыкания к детскому садику. Опыт и коммуникабельность позволяют ему правильно оценить психологическое состояние дошкольника и предотвратить различные проблемы. Если есть возможность заранее познакомьтесь с воспитателем – наверняка, вы сразу определите, насколько вашему сыну или дочери будет комфортно с таким человеком. Расскажите ему об индивидуальных чертах ребенка, его предпочтениях, опасениях. Осуждайте все стадии адаптации.
Реакция
Согласно статистике, только 1% малышей при поступлении в детский сад ведёт себя так, словно в его жизни ничего не изменилось. У всех остальных наблюдаются определённые реакции в зависимости от того, какая из сфер является их слабым звеном. Существуют разные виды адаптации, и с каждой из них приходится справляться.
Физиологическая
Приспособление маленького организма к изменившимся условиям: новому режиму дня (который категорически нельзя нарушать), другой пище, инфекционным атакам на иммунитет (пришёл кто-то с насморком — на следующий день заболела вся группа). Поэтому в адаптационный период могут наблюдаться такие реакции, как:
- нарушения сна;
- уменьшение аппетита и, соответственно, снижение веса;
- восприимчивость к инфекциям, ослабление иммунитета (болеет чуть ли не каждую неделю);
- обострение хронических заболеваний, если таковые имеются;
- у некоторых начинают скакать температура тела (даже при отсутствии вирусов и инфекций) и давление, учащается сердечный ритм.
Чтобы уменьшить стресс организма, родители должны: за 2-3 месяца до детского сада узнать режим дня и меню в группе, и дома максимально повторять их. Завтрак, обед и полдник устраивать в то же время, класть на дневной сон и будить в определённый момент. Каши, супы, компоты — ко всему этому нужно приучать заранее, иначе капризы по поводу еды будут выводить из себя всех вокруг.
Также нужно своевременно заняться укреплением иммунитета. Обратиться к участковому педиатру. Сейчас много растительных, витаминных и интерферонных препаратов, разработанных специально для детей 2-3 лет.
Психологическая
Самая сложная — психологическая адаптация. Ребёнок толком не понимает, для чего ему каждое утро нужно идти в детский сад и прощаться с мамой. Большинству кажется, что их перестали любить и просто отдали, так как они больше не нужны маме и папе. На фоне такого расстройства начинается фобия, что их не заберут вечером, за ними не придут и они останутся одни. В результате все эти переживания могут вылиться в такие реакции, как:
- истеричность, нервозность, раздражительность, капризность;
- плаксивость — могут плакать даже без повода, не умея объяснить своё состояние);
- агрессивность (или ко всем, или только по отношению к родителям);
- апатия, равнодушие, безынициативность, вялость или же наоборот — чрезмерная возбуждённость;
- упрямство;
- постоянно плохое настроение.
Рецепт лекарства в таких случаях только один — больше внимания и заботы + разъяснительные беседы, зачем вообще существует садик и почему в него так необходимо ходить каждый день.
Социальная
Для одних детей данный вид адаптации даже в какой-то степени выступает в роли помощника. Если они активные и общительные, в играх с другими забываются и не чувствуют одиночества и брошенности. Но большинство всё-таки теряется в таком потоке малышей. К каким последствиям следует быть готовыми:
- отказываются идти в садик, потому что «Марьиванна злая, а Вася игрушки отбирает»;
- перенятие у других девиантных паттернов поведения (начинают кусаться, плеваться, обзываться) и плохих слов;
- обострение чувства собственности и жадности, даже если до этого был добрым;
- формирование комплексов, занижение самооценки;
- уход в себя, появление аутических черт.
В этом случае все силы следует бросить на развитие коммуникативных навыков. Возможно — записаться на несколько сеансов к психотерапевту. Групповые и семейные тренинги творят в этом плане настоящие чудеса.
Когнитивная
В садике ребёнка ждут развивающие занятия, с которыми он может не справляться. Причины — самые разные: невысокий IQ, физические дефекты, непонимание требований, отсутствие необходимых навыков и многое другое. В результате не получается элементарное: нарисовать солнышко, слепить цветок, выучить стихотворение. Из-за таких провалов реакции могут быть достаточно плачевными:
- регрессия навыков, полученных ранее: ребёнок, достаточно внятно говорящий, умеющий пользоваться ложкой и самостоятельно одеваться, ходить в горшок, отказывается воспроизводить подобные действия;
- снижение познавательного интереса: отказывается играть, заниматься, что-то делать, объясняя, что просто «не хочет».
Если сложности вызвала именно когнитивная адаптация, родители не должны пускать на самотёк подобные реакции. Необходимо поговорить с воспитателем, психологом. Выяснить причины, почему так происходит. Работать над устранением выявленных факторов и возбуждением интереса к занятиям. Если запустить данные реакции на этом этапе, потом в школе возникнет масса проблем с усвоением учебного материала.
Возможные проблемы
Каждая проблема во время адаптации значима и требует особого внимания. Поэтому родителям и воспитателям придётся на первых порах совместно прорабатывать малейшие нюансы. Сегодня упустили что-то, а назавтра ребёнок заболел, наотрез отказался идти в садик или выкинул ещё какой-нибудь неприятный сюрприз.
Что нельзя игнорировать:
- плохой аппетит, отказ от еды в детском саду;
- частые больничные;
- членовредительство: приступы агрессии, во время которых ребёнок кусается, царапается, дерётся;
- социальную дезадаптацию, когда по прошествии недели он продолжает играть отдельно от остальных;
- отставания в развитии, когда все могут нарисовать домик или слепить ёжика, а он нет;
- кардинальные изменения в поведении: был послушным и спокойным — резко стал строптивым и нервозным;
- перенимание негативного поведения: начал неожиданно плеваться, говорить плохие слова;
- жалобы на воспитателя, что он наказывает, куда-то надолго уходит, заставляет насильно есть, слишком громко кричит.
В последнем случае не стоит тут же в грубой форме выяснять отношения с воспитательницей. Возможно, эти жалобы — не более чем фантазия ребёнка. Испытывая стресс из-за адаптации, таким образом он может просто обвинять во всём взрослого, который временно заменяет ему маму и папу. Действовать надо крайне деликатно.
В чём причина: ребёнок не может привыкнуть к детскому саду
Какой бы ни был хороший сад, для ребёнка, который только начинает его посещать, это большой стресс. Психологи объясняют: малыш привык постоянно находиться с мамой или другими родственниками, и вдруг его оставляют на незнакомой территории с совершенно чужими людьми. Конечно, кроха не воспринимает это событие в контексте, что его бросили, это не так. Но некоторым детям могут не нравиться новые правила, режим или дисциплина. Однако не все дети относятся к дошкольному учреждению враждебно. Специалисты выяснили, ребёнок, который с рождения знает, что такое режим, умеет самостоятельно убирать за собой игрушки, привык заниматься и выполнять различные упражнения, будет видеть в группе возможность проявить себя, завести побольше друзей и проявить свои умения.
Успешная адаптация во многом зависит от родителей: в первую очередь нужно выяснить, что не нравится малышу или это просто желание подольше быть с мамой
Причины, по которым малыш не хочет ходить в сад в 2 и 3 года — таблица
2 года | 3 года |
Часто дети в этом возрасте ещё находятся на грудном вскармливании или сосут соску. Невозможность получить грудь в любой момент является большим стрессом для малыша, который привык к этому. Тоже самое касается и пустышки: в большинстве случаев воспитатели против того, чтобы кроха брал соску с собой в группу. | Не привыкли к режиму: дети, которые приучены делать все в любой момент и не контролировались распорядком дня, часто не хотят ходить в сад. Трёхлетнего малыша намного сложнее приучить к определённому распорядку дня, чем двухлетнего. |
Неумение делать многие вещи самостоятельно: двухлетние дети ещё не могут полностью одеваться сами, держать ложку и набирать пищу, некоторые даже не могут пить из чашки, а только из бутылочки или поильника. Воспитатели, конечно, помогут ребёнку, но уделять время ему одному у них не будет физической возможности. | Не хотят есть еду, которую предлагают в саду. Эта проблема знакома многим родителям: чем старше ребёнок, тем сложнее приучить его к незнакомым блюдам. К трём годам малыш уже определился с любимыми блюдами, поэтому не хочет пробовать что-то новое. |
Страх: дети, особенно маленькие, часто боятся, что мама просто не вернётся за ними. Для этого следует чаще говорить с ребёнком, объяснять, что вечером родители обязательно заберут его из группы домой и никак иначе. | |
Не нравятся воспитатели: возможно, кроха просто ещё не привык к новым взрослым людям, которых он должен слушаться, как родителей. Стоит поговорить с ребёнком по этому поводу, ведь бывают ситуации, когда воспитатели обижают детей. Но двухлетний малыш ещё не может полностью выразить свои мысли. Поэтому перед тем, как отдавать ребёнка в группу, родителям рекомендуется познакомиться с воспитателями, побыть некоторое время в группе и понаблюдать за методами воспитания детей. Если принципы педагога отличаются от взглядов родителей, стоит найти другую группу или сад, где маму и папу всё будет устраивать. | Не нравится выполнять задания: убирать игрушки, заниматься различными упражнениями. К этому также нужно привыкнуть, родители понимают, что ребёнка нужно приучать к порядку, развивать его не только психологически, но и физически. Как только малыш привыкнет к новым друзьям, ему захочется выполнять все действия вместе с ними. |
Незнакомая обстановка: дети привыкают к своему дому или квартире, парку или детской площадке. Но вдруг их оставляют на чужой территории ещё и на длительное время. Не стоит переживать, малыш обязательно станет воспринимать детский сад родным, но для этого нужно время. Психологи рекомендуют первое время обязательно давать малышу в группу любимую игрушку или несколько: с одной он будет спать, а другую носить с собой на площадку. Так кроха будет чувствовать себя не одиноким в новом месте. |
Бывают ситуации, когда воспитатели в группе просто замечательные, а ребёнку они все равно не нравятся. В этом случае родителям стоит поговорить с педагогами и выработать определённый план. Например, малыш просто обожает собирать конструктор, пусть воспитатели примут активное участие в этом процессе: помогут крохе. Дети тянутся к людям, которые интересуются тем же, что и они.