Статьи

Буллинг в школе: как защитить ребёнка от травли и издевательств

Последствия буллинга в школе

Последствия для жертвы буллинга в школе

Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать. На беседу вызываются родители буллера, а школе придется объяснить, как они допустили данную ситуацию.

Последствия для буллера в школе

  1. Неблагоприятное будущее. Примитивные асоциальные способы поведения перестают действовать во взрослом мире, и буллеры оказываются на помойке жизни. В то время, как их жертвы, заучки и ботаны, заканчивают университеты, получают хорошую работу и обеспеченную жизнь, дорога их мучителей заканчивается в тюремной камере. В лучшем случае они прозябают на низкоквалифицированной малооплачиваемой работе и с завистью смотрят на своих бывших школьных товарищей.
  2. Проблемы во взаимоотношениях. Дети, которые умудрялись сочетать буллинг с высоким социальным статусом, становятся диктаторами в семье и сущим наказанием на работе. Это сплетники и интриганы. Они плетут сети более успешным коллегам, подсиживают, ставят подножки и идут к своей цели «по трупам». Многие из них достигают высоких результатов в карьере. Поэтому рано или поздно наживают смертельных врагов, а остальные их недолюбливают и боятся.
  3. Террор в семье. Даже если уже во взрослой жизни они успешны, то окружающим с ними неуютно. Развлекаться чужими несчастьями остается их хобби на всю жизнь. Они не умеют выстраивать теплые отношения с детьми, с любимыми, часто просто копируя поведение своих родителей.

Кто становится жертвой?

Чаще всего под воздействие буллинга в классе попадают:

  • Тихие и неуверенные малыши, которые имеют какие-либо изъяны с точки зрения других детей (худоба или лишний вес, дефекты речи, ношение очков).
  • Ребята иной национальности, плохо знающие язык.
  • Те, кто отличается материальным достатком или наоборот, отсутствием финансов в семье.
  • Новенькие ученики (из другого города, школы).
  • Дети из деревни, приезжают на учебу в город.
  • Школьники с отличными оценками.

На самом деле, подростки весьма изощрены в проявлениях агрессии, поэтому буллингу человек может стать подвержен по любым признакам. Даже дети с самой красивой внешностью становятся предметом издевательств. Нападкам могут подвергаться инвалиды, причем чаще всего, агрессоры не понимают, что смеяться над такими людьми стыдно и неправильно.

Что делать

Рассмотрим план действий с двух позиций: агрессоры–ученики и агрессоры–учителя.

Агрессоры – ученики

Как защитить ребенка от травли в школе:

Обратитесь к учителю. Работать нужно со всем классом и на уровне взрослых.
Подключите школьного психолога или обратитесь к частному психологу. Предложите ему поучаствовать во встрече конфликтующих сторон.
Если учитель не видит проблемы или отмахивается от нее, то идите дальше. Обратитесь к директору. Если нужно, дойдите до администрации.
Подключите родителей агрессора и родителей других детей. Объясните им, что свидетели буллинга тоже получают психологическую травму.
Если дело дошло до побоев, то снимайте их и пишите заявление. При любом типе буллинга собирайте максимум доказательств. Например, сохраняйте скриншоты переписок, если речь идет об угрозах в Сети.
Научите ребенка давать отпор

Важно объяснить, что о буллинге нельзя молчать. Нужно всегда давать отпор (спокойно и решительно), подключать учителей и родителей

Расскажите о последствиях буллинга, чтобы у ребенка не осталось сомнений.
Поддерживайте ребенка. Никаких «Ты сам виноват», «Хватит их провоцировать», «Не обращай внимания». И ни в коем случае не выставляйте ребенка еще большей жертвой: «Да что ж вы, ироды, с ним делаете».
Не бегите от проблем и не переводите ребенка в другую школу.

Все взрослые участники разбирательств должны дать понять детям – то, что они делают не весело. Это преступление. Не пренебрегайте законами, особенно если речь идет о травли подростков.

Агрессоры – учителя

Проблему травли ребенка учителем на себе испытала журналистка и психолог Ольга Золотков. Ей удалось разрешить ситуацию, на основе которой Ольга составила план действий:

  1. Звонить во все колокола. Обратитесь к самому педагогу, завучу или директору школы. Если нужно, дойдите до администрации. Хуже вы уже не сделаете, вашему ребенку и так плохо.
  2. Записывайте каждую мелочь. Собирайте как можно больше доказательств буллинга, тогда вас не смогут обвинить в клевете и предвзятости.
  3. Четко определите, чего хотите добиться: увольнения учителя, смены классного руководителя, публичных извинений. Это позволит не отвлекаться от сути, не реагировать на отговорки.
  4. Договаривайтесь о встречах. Лучше всего если на встречу с педагогом придут оба родителя. Для решения конфликта можно подключить медиатора.
  5. Ни за что и ни при каких обстоятельствах не поддавайтесь эмоциям. Будьте с ребенком единой командой, не позволяйте вас рассорить. Держите ребенка в курсе событий, но избавьте его от негатива и активных разбирательств.
  6. Не надейтесь на поддержку со стороны других родителей, но не отказывайтесь от нее. Идите до конца, максимально придавайте инцидент огласке. Однако помните о том, что остановиться можно в любой момент, если учитель найдет в себе силы и мудрость пойти в сторону компромисса.

Если мирные пути не помогают, остается только одно – подача заявления в полицию и министерство образования

В нем важно подробно и с отсылкой к законам РФ обосновать свои претензии. Основные помощники: Конституция РФ, Закон об образовании и УК РФ

Жертвы травли: история из школьного детства

Вспоминаю школу, где я училась. Вполне приличная гимназия. Малокомплектный класс (не помню, сколько человек, но ощутимо меньше, чем в массовой школе). И в этом классе были пять мальчишек-«вожаков». Излюбленным развлечением которых были — швырнуть на пол книжки и тетрадки одноклассника послабее и потоптаться по ним ногами. А потом любоваться отпечатками своих ботинок на тетрадных страницах жертвы. Поиграть портфелем жертвы в футбол. Или сделать еще какую гадость. Или просто подойти и ударить.

И это еще относительно безобидные примеры. И именно эти мальчишки были лидерами, героями, любимцами девчонок. Что до учителей, то они пеняли «героям» за шалости на уроках, но то, что происходило на переменах, их не занимало совсем.

Одна из «жертв беспредела», не выдержав, пожаловалась классному руководителю. Классным руководителем у нас тогда был молодой парнишка, который забавно вел уроки, но в психологии подросткового коллектива разбирался чуть лучше, чем, в китайской грамоте. И в ответ на поступившую жалобу отреагировал публичным заявлением: «Маша жалуется, что ее обижает Саша. Ай-ай-ай, Саша, больше Машу не обижай». После чего на Машу начались гонения, по сравнению которыми знаменитое «Чучело» начинало казаться доброй наивной сказкой.

В этом же классе был еще один показательный пример «парии». Мальчишка, слабый физически, трусоватый. «Вожаки» использовали его в качестве «носильщика» учебников и портфелей, когда нужно было перейти в другой кабинет; в качестве «посыльного», когда хотелось купить булочку в буфете. Но чаще всего он являлся просто «мальчиком для битья». Били его почем зря — от скуки, развлечения ради, уж очень «забавно» мальчишка падал и охал.

Читать так же:  Как происходит пункция фолликулов перед ЭКО и на какой день цикла ее делают, каково самочувствие после процедуры?

Потом «вожаки» пошли дальше и заставили жертву носить в кармане записку примерно такого содержания: «Петя, Вася и Саша меня бьют, но я к ним претензий не имею, так как сам виноват».

Конец безобразию положила новая классная руководительница. Добрая, мягкая, тактичная, считающая неуважением по отношению к ученику написать замечание в дневник. Тем не менее, как только «вожаки» были замечены в агрессивных действиях, они на другой же день оказались с родителями в кабинете директора. Как ни странно, этого оказалось достаточно.

За все предыдущие годы агрессоры ни разу не получали негативной оценки своих действий. Все происходящее именовалось шаблонным: «мальчики дерутся». Кстати, описанные подвиги (намеренная порча вещей, травля девочки, битье мальчика-аутсайдера) происходили на глазах у взрослых. Школа была очень маленькой, спрятаться было негде. Класс находился в двух шагах от учительской, а от кабинета директора был отделен фанерной стенкой.

Учителя не вмешивались. Вернее, вмешивались — когда им мешали проводить урок. Тогда мальчишкам ставили двойки по поведению и вызывали родителей. Но никто из учителей и администрации не придавал значения тому, что в классе имеет место систематическая, намеренная и порой изощренная жестокость.

Вспоминая свой школьный опыт, прихожу к выводу, что от роли взрослого в школьном коллективе зависит пусть не все, но многое. В противном случае ситуация в коллективе разворачивается подобно сюжету знаменитого «Повелителя мух». Той самой книги, герои которой — дети, оказавшиеся без взрослых на необитаемом острове и превратившиеся в озверевшее стадо, начали убивать друг друга.

Драка на уроке. Учитель не виноват?

Недавний эпизод. Стандартное «подрались мальчишки». Во время урока физкультуры, в раздевалке. Мама одного из пострадавших мальчиков в сердцах отправилась снимать с сына побои и писать заявление в полицию. Учителя были в недоумении: ну, подумаешь, мальчишеская драка, зачем шум поднимать?

А ситуация выглядела следующим образом. Двое мальчиков были освобождены от физкультуры по состоянию здоровья и находились в раздевалке. Двое других пришли без формы, были не допущены к уроку и тоже сидели в раздевалке. И от нечего делать начали придумывать «безобидные» шалости: швырять в лицо пластиковыми бутылками, обсыпать семечками мальчиков, которые были освобождены от физкультуры. Дальше — по нарастающей. Ну скучно было мальчишкам, вот они и развлекались, как могли. И, поскольку никого из взрослых рядом не было и остановить беспредел было некому, ребята распалялись все больше и больше. В итоге — драка, которая чуть не привела к серьезным травмам.

Разговариваю с пострадавшими: почему не обратились к учителю физкультуры? Да потому, что тот отмахнулся и велел разбираться самим. Учитель недоумевает: в чем проблема? Подумаешь, подрались мальчишки. Не прерывать же урок из-за этого. А тут родители с претензиями. Жалобы, докладные. Раздувают из мухи слона вместо того, чтобы учить детей постоять за себя. Хлюпиков воспитывают.

Кто в этой ситуации прав? Лично я полностью на стороне мамы-«скандалистки», которая справедливо считает, что во время школьного урока ее сыну должна быть обеспечена минимальная безопасность.

Что такое буллинг

Понятие «буллинг» появилось еще в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.

Простыми словами буллинг это — запугивание, издевательство, травля — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.

Виды буллинга

  • физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);
  • вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;
  • социально-психологический – буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);
  • экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;
  • кибербуллинг (от англ. – cyberbulling) или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев. Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза. Появилось даже такое понятие как буллицид – сиуцид, совершенный из-за травли в интернете. Самый известный случай произошёл в США в 2006 году. Мать вместе с тринадцатилетней дочерью осуществляла травлю несовершеннолетней знакомой в социальной сети MySpace под фальшивым профилем. Девушка не выдержала издевательств и покончила жизнь самоубийством.

Жертва

Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети:

  • с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.). Страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива;
  • неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой;
  • с особенностями внешности (веснушки, полнота/худоба и др.);
  • с низким интеллектом и проблемами в учебе, двоечники;
  • «любимчики» учителей или наоборот изгои.
  • круглые отличники;
  • физически слабые дети;
  • дети, гиперопекаемые родителями;
  • ябеды;
  • дети учителей;
  • не имеющие современных электронных новинок или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям;
  • вундеркинды;
  • дети с нетривиальным, отличающимся от стандартного, мировоззрением («белые вороны»);
  • дети плохо обеспеченных (бедных) родителей;
  • представители национальных меньшинств;
  • представители сексуальных меньшинств.

Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.

Агрессор

Потенциальный буллер – это человек:

  • с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других;
  • стремящийся быть в центре внимания любой ценой;
  • агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию;
  • чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.

Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.

Наблюдатели

Это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели – это те люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий.

  1. Либо наблюдатель встает на защиту жертвы, сам оказываясь под ударом и рискуя стать новой жертвой (вспомните мальчика из фильма «Чучело», защищавшего Лену Бессольцеву).
  2. Либо наблюдатель занимает пассивную позицию, никак вмешиваясь в конфликт.
  3. И третий вариант, когда наблюдатель активно поощряет агрессора и спустя какое-то время присоединяется к нему.

Участники ситуации травли

К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.

В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием.

Что делать учителю

Проблема детского буллинга в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка, и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания

Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах

Через несколько таких встреч ситуация с травлей в школе, как правило, себя исчерпывает.

К сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.  

Кто, зачем и за что может травить ребенка

Когда школьники травят другого ребенка, речь идет об их слабости

Читать так же:  Критерии безопасности кроватки для новорожденного

Так они пытаются отвлечь внимание от своих проблем и недостатков, завоевать авторитет в классе. А кто-то отыгрывается на более слабом ребенке, мстит своим родителям за регулярные унижения и избиения

В таком случае травля приносит агрессору облегчение.

Что может стать причиной детского буллинга? Что угодно:

  • внешние, психические или физиологические особенности ребенка;
  • уровень жизни и состав семьи;
  • интересы и предпочтения в одежде, хобби;
  • особенности поведения;
  • тяга к знаниям (хулиганы часто наказывают тех, кто напоминает учителю о домашнем задании, лучше всех отвечает у доски);
  • любой курьезный случай, например, неудачное выступление на публике.

Если мы говорим о буллинге со стороны педагогов, то дело исключительно в профессиональной некомпетентности. Чтобы не потерять авторитет в глазах учеников, педагог отыгрывается на одном из учащихся. Например, занижает оценки тому, кто регулярно нарушает дисциплину. Или, пытаясь усмирить ученика, переходит на личности.

Так некомпетентный педагог пытается сохранить авторитет. Бывает такое, что учитель инициирует или поддерживает травлю ребенка одноклассниками. Но такое поведение педагога имеет те же основания.

За что педагог может травить ребенка:

  • выдающиеся способности или, наоборот, неуспехи в учебе, отставание от школьной программы;
  • неблагополучие семьи или, наоборот, высокий уровень жизни семьи;
  • национальность, одежда, другие внешние или внутренние особенности;
  • нарушение дисциплины, агрессия в сторону педагога;
  • неформальное лидерство в классе.

Интенсивность и сила буллинга напрямую отражает степень неполноценности (слабости) того, кто травит. Травля может быть обусловлена завистью, местью, неприязнью, борьбой за власть, стремление нейтрализовать конкурента, садистскими наклонностями, желанием самоутвердиться, желанием быть в центре внимания.

Причины издевательств в школе

Изгой – слово, возникшее в Древней Руси. Так издревле называли людей, которые выпадали из своей социальной среды. Сейчас — это человек, преследуемый и игнорируемый коллективом или лишенный каких-то прав.

Если подросток оказался в такой ситуации, у него сразу возникает вопрос: как такое могло произойти, и кто виноват?

Ответ такой, что в конфликте бывают виноваты обе стороны.

Перечислим распространенные причины, по которым может возникнуть неприязнь коллектива:

  • Ученик выделяется отличной учебой. В выпускных классах, это может стать поводом для зависти и раздражения одноклассников
  • Или наоборот — подросток часто пропускает школу
  • Поводом могут также послужить физические особенности. К сожалению, очень часто подростки используют подобные факты, чтобы самоутвердиться
  • Мировоззрение школьника может разниться от принятого в коллективе
  • Слишком заниженная самооценка
  • Подростка можно описать как «типичный тихоня»
  • Экстравагантные или вызывающие привычки в одежде
  • Ученик постоянно жалуется, «стучит» на одноклассников
  • Новичок стремится сразу занять лидирующую позицию и контролировать коллектив

Как сделать так, чтобы ребенок не стал жертвой буллинга

Рекомендации Аллы Баркан в книге «28 законов воспитания. Как желательно и не желательно поступать родителям»:

  • отыскать себе друга среди одноклассников, а еще лучше несколько настоящих друзей
  • научиться уважать мнение одноклассников, находить с ними общий язык
  • не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками, научиться проигрывать и уступать, признавать свою неправоту
  • не задираться, не зазнаваться
  • не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода
  • не хвастаться — ни своими успехами, ни своими гаджетами, ни родителями
  • не демонстрировать свою элитарность
  • не ябедничать
  • не подлизываться к учителям
  • не действовать наперекор решениям класса, если они не противоречат нравственным нормам
  • не демонстрировать свою физическую силу
  • не показывать свою слабость
  • не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или физическими дефектами
  • использовать свои таланты на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились им, а не завидовали ему.

Очень часто бывает, что все старания не дают желаемого результата.  Стоит ещё раз обсудить ситуацию с родителями. Скорее всего, просто нужно сменить класс или школу. Пугают перемены? Но наверняка в новом месте можно найти достойных друзей. Просто люди, с которыми должен общаться сейчас, не способны понимать других, сочувствовать, просто быть порядочными людьми.

Нельзя замыкаться в себе. В подобную ситуацию попадают сотни людей ежедневно во всём мире. Как доказательство – книги и фильмы, в которых разбираются подобные ситуации. Самый популярный из них – «Чучело» Ролан Быков, американские картины «Костолом», «Молчание до гроба» и другие. Стоит посмотреть их. Вероятно там найдутся и практические советы, и моральная поддержка, и надежда на то, что выход есть всегда.

Учеба в школе: секреты хороших оценок

Моббинг: травля на работе

Помочь жертве буллинга

Детский психолог Регина Беседа

1-й метод. «Коллекция достоинств». Когда кто-то ведет по отношению к ребенку агрессивно – физически или морально, у него серьезно падает самооценка. Поэтому один из способов помочь чаду – составить список его хороших качеств, которые выделят его из толпы. В следующий раз при встрече с обидчиком-задирой у ребенка в голове всплывает список своих позитивных черт.

– Так и вижу картинку: против условного Васечкина идет условный Петечкин с кулаками, а Васечкин гордо вспоминает: «Ах! Я же такой молодец, я хорошо разбираюсь в Бахе!»

– Не так все примитивно. Просто если ребенок знает свои достоинства, у него нет внутренней тревожности – я ничего не значу, не умею… А такая уверенность влияет на его поведение в конфликтных ситуациях.

2-й метод. Соблюдать принцип непроницаемой стены. Мы говорим ребенку: представь, что ты окружен непроницаемой стеной. Там, за ней, кто-то кричит, шумит – а ты как будто его не слышишь. Можешь даже засунуть в уши наушники и делать вид, будто слушаешь классную музыку.

– Угу, а наш Петечкин как выдернет эти наушники да еще и порвет…

– Не посмеет, если ты делаешь это с чувством достоинства (а ведь ты уже знаешь, какой список достоинств есть внутри тебя). Впрочем, это действительно совет не для всех, а для тех, у кого хорошая выдержка.

3-й метод. «Проблемы обидчика». Предложите ребенку: представь, все, что говорит обидчик, относится не к тебе, а к нему, к личным проблемам забияки. Потому что человек, у которого порядок в голове, вряд ли так себя будет вести. И ребенок начинает видеть и оценивать ситуацию по-другому, и даже его организм начинает издавать другие запахи! Ведь если заглянуть в психофизиологию, когда человек напрягается, у него появляется запах пота. Если он постоянно в напряжении – то и запах с ним постоянно. Вы же знаете: если человек боится собаки, она это чувствует. То же – в мире людей. На уровне законов природы мы все едины.

4-й метод. «Техника толстокожего слона». Учимся самовнушению: «Я слон, я толстокожий, и все обидное, что мне говорят, отскакивает от меня как мячик». Не зацикливаться на обиде. Чем больше жертва расстраивается – тем интереснее тирану.

5-й метод. Научите детей парировать выпады. Например, обидчица в школе говорит однокласснице: «ты страшная», а та в ответ: «а ты такая милашка». Обидчица ей: «ты дура», а та – ей: «тебе видней, ты умная»…

Смысл этих методов – толстокожести, парирования – в том, чтобы не дать словам обидчика проникнуть на вашу территорию. Как только позволили это, вы начинаете в сказанное верить и тоже становитесь невольным игроком в буллинг.

6-й метод. Играть с детьми в настольные, командные игры. Чтобы ребятишкам был важен сам процесс игры, а не возможность выиграть.

7-й метод. Дайте ребенку реализовать себя, тренировать его сильную сторону. Например, кружки, в которых он будет самоутверждаться, где у него будет расти самооценка.

Участники травли

Прежде чем разбираться в вопросе, как остановить детскую травлю (буллинг в школьном коллективе), важно отметить, какие стороны обычно задействованы в процессе

Читать так же:  Какие фрукты можно есть кормящей маме при грудном вскармливании?

Жертва

Все примеры буллинга объединяет одно: пострадавшие не могут дать отпор обидчику, постоять за себя. Объясняется это психологическими комплексами, проблемами с самооценкой и отсутствием уверенности в себе. Травле в подростковой среде зачастую подвергаются дети:

  • усердно учащиеся или те, кого хвалят учителя;
  • с нестандартной внешностью;
  • с особенностями развития или физическими дефектами;
  • замкнутые или неуверенные в себе.

Агрессор

Не только жертва буллинга – это человек с психологическими проблемами. Практически всегда у инициатора травли есть свои «демоны»:

  • низкая самооценка;
  • эгоизм и желание быть в центре всеобщего внимания;
  • нарциссизм;
  • стремление достигать целей за счет других;
  • проблемы в семье (алкоголизм, рукоприкладство).

Наблюдатели

Немногие задумываются о третьей стороне конфликта, когда пытаются понять, что делать при травле в школе

А ведь для успешной профилактики буллинга в школе важно воспитывать понимание важности защищать не только себя, но и других. То есть занимать активную позицию против распространения насилия

Все наблюдатели делятся на три группы:

  • открыто выступающие против буллинга – защитники жертвы;
  • участники, занимающие, как им кажется, «нейтральную» позицию;
  • те, кто поощряет издевательства и поддерживает агрессора.

По статистике первая группа обычно самая маленькая. Страх самому оказаться на месте пострадавшего и быть изгнанным зачастую не дает даже задуматься о том, что же делать в ситуации травли в школе. Он толкает свидетеля занять на всякий случай позицию агрессора или демонстрировать нейтральное отношение. Но по своей сути оно подразумевает согласие с происходящим.

Как бороться со школьным буллингом, как остановить детскую травлю – пошаговая инструкция для взрослых

Если родители (учитель) точно знают о факте травли – меры нужно принимать немедленно.

В зоне риска могут оказаться любые дети, которые хоть чем-то выделяются из толпы, но это совершенно не означает, что нужно стать частью стада. Независимость нужно отстаивать.

Учите ребенка правильно вести себя: можно быть не таким, как все, но при этом быть душой компании, а не человеком, которого каждый хочет пнуть.

Излишняя самоуверенность или гипер-застенчивость – враги ребенка. От них нужно избавляться.

Кроме того…

  1. Коллекционируйте достоинства. То есть, повышайте самооценку ребенка и избавляйте его от комплексов. Здоровая уверенность в себе – ключ к успеху.
  2. Хорошая выдержка – черта характера волевого человека. Игнорировать с достоинством – это тоже нужно уметь.
  3. Ничего не бояться. Здесь все как с собаками: если та чувствует, что вы ее боитесь – обязательно кинется. Ребенок всегда должен чувствовать себя уверенно, а для этого нужно побороть страхи и комплексы.
  4. Развивайте чувство юмора в ребенке. Во многих ситуациях достаточно своевременной шутки, чтобы остудить горячие головы и разрядить обстановку.
  5. Расширяйте возможности ребенка для общения.
  6. Позвольте ребенку самовыражаться. Не загоняйте его в придуманные вами рамки. Чем больше ребенок реализует себя, тем более натренированными становятся его сильные стороны, тем выше его вера в себя.

Как помочь своему чаду, если он все-таки стал жертвой буллинга?

  • Учим ребенка фиксировать факты травли (диктофон, камера, фото и скриншоты, и пр.).
  • С доказательствами обращаемся к учителю — и ищем выход с классным руководителем и родителями агрессоров.
  • Обращаемся к психологу или психиатру (государственному, лицензированному!), который может зафиксировать факт нанесенного ребенку морального вреда.
  • При отсутствии изменений — пишем жалобы директору школы. Далее, при отсутствии результата — в комиссию по делам несовершеннолетних.
  • Если реакции по-прежнему – ноль, пишем жалобы о бездействии вышеописанных адресатов в Департамент образования, уполномоченному по правам человека, а также в прокуратуру.
  • Не забываем собирать все чеки – на лекарства ребенку для лечения психических и прочих травм, на врачей, на репетиторов, если пришлось пропускать школу из-за буллинга, на испорченное агрессорами имущество, на юристов, и проч.
  • Фиксируем травмы, если таковые были, и обращаемся в полицию с заявлением и бумагой из мед/учреждения.
  • Далее подаем в суд с требованием возмещения морального вреда и убытков.
  • Не забываем об общественном резонансе. Именно он часто помогает быстро решить проблему и заставляет двигаться все «винтики» в системе образования и проч. Пишите посты в соцсетях в соответствующих группах, пишите в СМИ, которые занимаются такими проблемами, и пр.

И, конечно, не забываем воспитывать в ребенке уверенность и объяснять, что проблема буллинга – не в нем.

Подростки: «Все равно надо дать сдачи!»

Но дети постарше не так легко воспринимают на веру слова взрослых. А границы, установленные взрослыми, пытаются расширить и проверить на прочность. Подростков 12-13 лет (самый сложный, конфликтный возраст) мне пока не удалось разуверить в том, что давать сдачи — дело чести, а «ябедничать» — стыд и позор.

А как быть, спрашиваю я шестиклассников, если силы неравны? Если, например, кто-то из вас стал объектом насмешек и издевательств ребят старше и сильнее? «Все равно будем давать сдачи!» — не сдаются подростки.

Один из мальчишек подошел ко мне после классного часа с вопросом: «Представьте если бы вы были пацаном, и на вашего друга напали ребята постарше? Что бы вы сделали? Побежали бы жаловаться взрослым или полезли в драку?». Я с улыбкой ответила, что не могу ответить на этот вопрос, потому что я — не пацан. Но отметила, что доля истины в этих рассуждениях есть.

На следующем занятии я решила показать детям фильм «Заплати другому». Мне казалось, этот фильм поможет ответить на вопросы, что делать в случае, когда друга травят более сильные. Сюжет фильма казался мне очень подходящим. Главный герой — 12-летний мальчик, стремящийся делать добрые дела. Над его другом систематически издевается группа старшеклассников. Герой долго мучается, не зная, как помочь другу. В конце концов набирается храбрости, ввязывается в драку с взрослыми ребятами и погибает в результате ножевого ранения.

Ребята смотрели фильм с азартом и интересом. Ближе к развязке мнения разделились. Девочки считали, что герой расскажет кому-то из взрослых ситуацию с травлей мальчика и попросит о помощи. Мальчишки, наоборот, ожидали, что герой найдет в себе силы и победит агрессоров. С каким жаром они болели за него!

Несмотря на трагический финал фильма, мальчики остались при своем мнении. И мое «А вот если бы кто-то вовремя обратился за помощью ко взрослым…» оказалось неубедительным. Еще бы: парень погиб как настоящий герой, защищая друга. Не струсил. Проявил, так сказать, «пацанскую доблесть».

Но я твердо стою на своем. Если чувствуешь, что можешь разрулить конфликт сам — молодец. Если ситуация заходит в тупик — информировать взрослых можно и нужно. В очередной раз провожу границы между обычной дракой и физическим насилием, между обычной дразнилкой и насилием психологическим.

Общие рекомендации как бороться с буллингом в школе

Необходимо найти сферу применения талантов вашего отпрыска. Это может быть один из видов спорта, музыка, рисование или любое другое занятие, которое придется по душе. Сейчас есть множество детских клубов с всевозможными кружками. Если маленький человек найдет себе хобби, в которых достигнет результатов, то будет ощущать себя гораздо увереннее в общении.

Но не стоит заставлять детей ходить на тренировки или кружки, куда они не хотят. Это только добавит стресса в их жизнь, а успеха в том, к чему не лежит душа, все равно не добиться. Не страшно, если дети сменили несколько кружков, рано или поздно они найдут то, что им будет интересно и добавит уверенности в себе.

Проговаривайте вслух гипотетические ситуации, в которые может попасть школьник и варианты его ответов. В критической ситуации это поможет быстрее сориентироваться и дать отпор обидчикам.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button