Особенности развития ребенка в 12 месяцев: что должен знать и уметь каждый малыш в 1 год?
Содержание статьи
- Физическое развитие
- Что малыш должен уметь?
- Годовасики и их навыки самообслуживания
- Развитие ребёнка 1 год — что должен уметь и что есть
- Поведение: понимаем малыша
- Режим дня годовалого ребенка
- Что должен уметь ребёнок в 1 год: навыки самообслуживания
- Питание
- Туалет
- Порядок
- Признаки нормального речевого развития у детей в 1-3 года
- Игры и игрушки для этого возраста
Физическое развитие
За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.
Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:
Показатель |
Среднее значение в 1 год |
Мальчики в 1 год |
Девочки в 1 год |
Вес |
8900-9600 г |
7700-12000 г |
7000-11500 г |
Рост |
74-75,7 см |
71-80,5 см |
68,9-79,2 см |
Окружность головы |
44,9-46,1 см |
43,5-48,6 см |
42,2-47,6 см |
Окружность грудной клетки |
48,3-48,7 см |
46,1-52,5 см |
46,3-51,4 см |
Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).
Калькулятор роста и веса
При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.
Рассчитайте календарь прививок
Что малыш должен уметь?
Большинство деток в 1,5 года умеет:
- Ходить без поддержки. У некоторых малышей уже получается бегать и прыгать.
- Взбираться на диван.
- Произносить до 20-40 облегченных слов.
- Есть ложкой.
- Понимать многое из того, что говорит взрослый (отвечать на просьбы и вопросы).
- Наклоняться, когда хочет поднять игрушку.
- Тянуть игрушку, привязанную к веревочке.
- Указать на предмет, который его заинтересовал.
- Переворачивать картонные страницы детских книг. Показывать в книгах знакомые изображения.
- Подниматься и спускаться по лестнице.
- Строить башню, используя 2-4 кубика
- Бросать мяч и толкать его ногой.
- Пить из чашки.
- Показывать части тела.
- Самостоятельно снимать обувь и пальто.
- Рисовать мелками и карандашами.
- Некоторые дети просятся на горшок.
О том, как научить кроху проситься на горшок, и стоит ли беспокоиться, если ребенок в 18 месяцев пока на него не ходит, смотрите в следующем видео доктора Комаровского.
Годовасики и их навыки самообслуживания
В год маленький человек уже стремится к самостоятельности. Вот некоторые бытовые навыки годовалых деток:
В этом возрасте достаточно, если малыш знает, для чего нужен горшок, умеет соотносить мокрые штанишки и свои естественные потребности.
Хорошо, если он принимает какой-нибудь условный звук, который обозначает желание сходить на горшок, хотя такое понимание может прийти значительно позже годовалого возраста. Для этого можно усаживать деток на горшок, произнося этот самый условный звук. Они очень быстро запомнят его.
К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором навыков. Каким будет этот набор – зависит в большей степени от родителей. В этом возрасте нужно не только показывать крохе окружающий мир и разговаривать с ним, но и давать малышу больше самостоятельности (под присмотром старших). Позвольте ребенку поучиться на собственном опыте, и вскоре вы будете удивлены результатом!
- Ребенок ходит на носочках: причины?
- Почему дети плохо спят?
- Ребенок плохо ест в год.
Развитие ребёнка 1 год — что должен уметь и что есть
Давайте с самого начала! Рост и вес карапуза в 12 месяцев: рост – около 71-77см (девочки), 73-78см (мальчики); вес –7,9-10,1кг (девочки), 8,7-10,8кг (мальчики) . Настоящий богатырь! Уже на ручках его тяжело долго держать. Да кроха и не стремится весь день быть на руках, ведь у него столько дел.
Он уже умеет:
- Ползать и ходить, держась за опоры;
- Ребенок при поддержке поднимается и спускается по лестнице. И без опоры может лазить по лесенке;
- Приседать. Вот тут опора ему уже не всегда нужна;
- Кроха забирается на стулья самостоятельно;
- Знает о том, как использовать определённые предметы: ложку, расческу, зеркало и другие;
- Обладает долговременной памятью, поэтому хорошо запоминает все яркие события, которые случились с ним в последние 2-3 дня;
- Держать предметы. Это могут быть и игрушки, и столовые предметы;
- Может помахать головой, соглашаясь или отрицая то, что сказал родитель;
- Зубки (1-2) прорезались или наметили прорезаться;
- Может собрать пирамидку, построить небольшую башенку, положить предмет в емкость;
- К годику ребенок может свободно пользоваться обеими руками, например, взять предмет левой или правой, или переложить предмет с одной, в другую руку;
- Может бросить мячик;
- Говорит: «мама», «папа»…
- Следит глазками за движущимся предметом;
- Копирует движения взрослых;
- Открывает дверцы, выдвигает ящики.
Многое завит от того, чему родители учили своих карапузов. Например, некоторые детки пытаются есть самостоятельно, пользуясь ложечкой. Если детка постоянно видит, что на прощание ему машут ручкой, он начнет это движение повторять.
Конечно, при таком интенсивном развитии карапуза, его питание должно быть полноценным. К этому моменту ребенка можно постепенно переводить на семейный рацион. Только, с учетом того, что детке практически нечем пережевывать пищу, его еда должна быть пюреобразная (можно допустить наличие небольших комочков).
Продукты в рационе малыша.
Назову их по мере убывания. Начну с тех, которых должно быть больше в меню крохи:
- Грудное молоко (или смесь), молочные и кисломолочные продукты.
- Овощи.
- Фрукты, компоты, пюре, соки.
- Мясо.
- Рыба.
- Каша.
- Творожок.
- Яйца.
- Хлеб.
- Фруктоза.
- Сливочное масло.
- Сметана.
- Сыр.
- Растительное масло.
- Соль.
Все то, и по тому же приоритетному принципу, что и для взрослых.
Поведение: понимаем малыша
Годовалые дети активно стремятся к самостоятельности: они сами решают, куда им отправиться и какую игрушку взять. При этом, малыши стараются проявить независимость, поступая наперекор пожеланиям и просьбам взрослых. Слово «нет» в этот период может вызвать у малыша негативную реакцию, вплоть до истерики. Придется маме с папой запастись терпением и позволить малышу «самоутвердиться» и расширить личные границы.
Новые «неприятные» особенности в поведении малышей в этом возрасте часто связывают с «кризисом первого года». Научившись ходить и говорить (хоть и на своем, особенном, языке) ребенок пытается осознать свое место в мире и уже не чувствует такой неразрывной связи с родителями, как раньше. Быть самостоятельным не так-то легко: малыш хочет достать игрушку с полки, но не может до нее дотянуться; он хочет сказать, что ему не нравятся эти штанишки, но не может подобрать слова; он хочет добежать до горки без помощи мамы, но не слушаются его и он падает. Стоит ли удивляться тому, что столкнувшийся с таким несоответствием своих желаний и возможностей ребенок начинает капризничать, может неожиданно закричать или повести себя агрессивно.
Проявляя «характер», дети в этом возрасте все же остаются «малышами». Им по-прежнему необходимо чувствовать опеку и защиту родителей, чтобы ощущать себя в безопасности. Прикосновения и объятия помогут повзрослевшему малышу почувствовать родительскую любовь и заботу.
Для того, чтобы добиться желаемого от взрослых, в арсенале ребенка постепенно накапливается множество способов, от улыбки и объятий, до хныканья, крика и плача
Малыш постоянно экспериментирует, пытаясь понять, как лучше привлечь к себе внимание, и какие способы поведения вызывают позитивную реакцию у мамы и папы. Например, ребенок быстро понимает, что в общении с родителями плач «делу не поможет», а бабушка или дедушка скорее выполнят просьбу, если громко заплакать. Ближе к полутора годам дети с удовольствием копируют сложное поведение взрослых, в том числе выполнение обычной домашней работы
Хотя гудение пылесоса может вызывать у малыша тревогу (громкие звуки в этом возрасте начинают ассоциироваться с опасностью), он скоро забудет о своем страхе, помогая маме водить щеткой по ковру. А мытье посуды и вовсе станет его заветной мечтой, ведь большинство детей обожают возиться с водой
Ближе к полутора годам дети с удовольствием копируют сложное поведение взрослых, в том числе выполнение обычной домашней работы. Хотя гудение пылесоса может вызывать у малыша тревогу (громкие звуки в этом возрасте начинают ассоциироваться с опасностью), он скоро забудет о своем страхе, помогая маме водить щеткой по ковру. А мытье посуды и вовсе станет его заветной мечтой, ведь большинство детей обожают возиться с водой.
Режим дня годовалого ребенка
Возраст 1 года для малыша – это такой период в его жизни, когда можно и нужно начать вырабатывать с ним домашние традиции и ритуалы, которые смогут приучить его к нужному режиму. Прежде всего — они дадут ему чувство постоянства, успокоят и настроят на определенные действия.
Например, утром после пробуждения он будет нормально воспринимать то, что после сна ему нужно умыться и почистить зубки, после чего сделать зарядку.
Повторять эти занятия-ритуалы с ним нужно в одно и то же время на протяжении длительного периода. Также нужно приучать его к тому, что перед сном он должен выслушать прочитанную вами сказку, после чего вы должны поцеловать его на ночь.
Если ребенком не желает или не любит спать днем, постарайтесь приучить его к тому, что после дневного сна он получит что-то приятное или вкусное. Разрешайте после дневного сна — немного пошалить ребенку, чтобы он пришел в норму, поиграйте с ним. Понимая, что после обеденного сна его ждет что-то интересное, он намного охотнее будет укладываться спать.
Не желательно устанавливать строгий режим для ребенка, расписывать его день по минутам. Следите за его меняющимся настроением, самочувствием, не лишним будет в нужный момент отойти от запланированного графика. Кстати режим ребенка необходимо корректировать по мере того, как он будет взрослеть.
Для этого вводите дополнительные нагрузки для него и убираете те, которые уже потеряли актуальность. В первую очередь — увеличивайте время для игр и прогулок, уменьшайте продолжительность дневного сна и прочее.
Соблюдайте выработанную последовательность – ночной сон, завтрак, бодрствование с прогулкой, дневной сон, игры, послеобеденная прогулка и принятие пищи. Сохраняйте промежутки между принятием пищи – примерно 3-4 часа. Приучив ребенка к режиму дня, ему всегда будет хватать времени и на бодрствование и на отдых. Он точно будет меньше уставать, а значит и капризничать.
Что должен уметь ребёнок в 1 год: навыки самообслуживания
Несмотря на то, что вашему малышу всего 1 год, он должен овладеть базовыми навыками самообслуживания.
Питание
Если вам надоело довольно специфическое питание кормящей матери, нужно срочно вернуться в форму или карьера не позволяет засиживаться в декрете, грудное вскармливание вполне можно «свернуть». К этому возрасту рацион питания ребёнка уже достаточно широк и малыш многое ест и пьёт самостоятельно. Конечно, до расставания с летающей по кухне кашей ещё далеко, но ложку карапуз держит вполне уверенно, не говоря уж о чашке.
Туалет
Пора отвыкать от таких привычных и комфортных памперсов – приучайте ребёнка к горшку. Первое время придётся «ловить момент», высаживая малыша на горшок при первых признаках беспокойства, но уже очень скоро и вы научитесь понимать всё без слов, да и ребёнок привыкнет и начнёт подавать сигналы.
Порядок
Там, где живут маленькие дети, порядок всегда весьма условен, но вы можете начать воспитывать в малыше привычку к дисциплине. Привлекайте ребёнка к несложным задачам: сложить игрушки на места, собрать с пола порванную бумагу, отнести в ванную грязную одежду, собрать в коробочку набор цветных карандашей. Превратите это в привычный и понятный ритуал – и из вашего карапуза никогда не вырастет неряха.
Признаки нормального речевого развития у детей в 1-3 года
Конечно, всем мамам хочется, чтобы их ребенок заговорил поскорее, погромче и попонятнее. Однако, все дети разные. Рассмотрим основные нормы речевого развития детей.
В конце первого года своей жизни малыш вполне осмыслено произносит порядка пяти-десяти простейших слов, вроде «баба, мама, папа, биби» и т. п. Не произносит фраз и предложений, обходится в своей речи пока только простыми звукоподражательными словами. В один год он еще не может вам ответить на вопрос правильно и четко, но зато вполне может показать жестами или каким-то действием.
Имеет пока скудный словарный запас, употребляет одни и те же слова в своей речи в разных значениях. Например, словом мама он зовет маму, ищет ее, призывает на помощь и выражает еще множество других своих намерений, желаний и действий. Такие же методы применяются и ко всем остальным словам.
После года ребенок может похвастаться первыми словами в своем лексиконе. Обнаруживает, что все, что он видит, имеет определенное название. Это понимание служит качественным скачком развития. Теперь малыш не успокоится, пока не узнает, как называются все предметы, его окружающие.
От года до трех ребенок — замечательный ученик. Он внимательно наблюдает за взрослыми, старается повторять их слова и действия, копирует все, что видит и к чему прикасается. Эти методы он использует неосознанно, интуитивно. В этом возрасте его память способна вмещать огромное количество новой информации и усваивать ее
Поэтому так важно не упустить момент и постараться заложить в это время полезные навыки и умения, основы правильной речи.
Малыш уже способен понять и выполнить небольшое поручение взрослого. Например, найти на картинке определенные предмет, принести мячик и т
д. Используйте эти приемы, гуляя и играя с малышом. Ребенок после полутора лет начинает узнавать в незнакомой обстановке знакомые предметы. Например, в мебельном магазине он увидел диван и опознал его, на улице увидел кошку и т. д.
К двум годам большинство детей вполне уже понимает многие запретительно-разрешительные обобщенные абстрактные слова, которые не обозначают никаких предметов или вещей. Это, например, такие слова, как «можно/нельзя» или «хорошо/плохо» и т. п. И у родителей появляются отличные методы воздействия на ребенка с помощью слов.
Ко второму году уже понимает много слов и знает названия почти всех предметов, которые его окружают, пусть если даже еще и не может многие из них произнести самостоятельно.
Ко второму году происходит всплеск активной реализации словарного запаса в речи. Любые примитивные слоги вроде ба-ба, ма-ма и т. д. — для малышей это целые слова, и он учится постепенно из отдельных слогов составлять слова. С двух лет ребенок использует свою речь по прямому назначению — как способ активной коммуникации с окружающими людьми.
После двух лет слова ребенка становятся более сложными по составу, он складывает их уже в отдельные фразы, затем — в предложения. Процесс развития усложняется и убыстряется.
От 2 до 3 лет большинство детей уже может объединить предметы по их функциональным признакам. Например показать на кухне все предметы, из которых можно пить — чашку, стакан, и т д. Такие приемы хорошо использовать, общаясь ежедневно со своим малышом.
Ко второму году его активной речевой деятельности идет подражание целым фразам. Пусть они еще не совсем хорошо получаются, но главное — что он пытается. Таким образом малыш расширяет словарный запас и примерно в полтора года может похвастать где-то тридцатью словами в своем лексиконе.
В два года словарный запас у детей обычно насчитывает уже около 200-400 простых слов. Конечно, не все они еще произносятся правильно. Малыш часто смягчает звуки, а некоторые, например, «р» и вовсе пока не может произнести, заменяя в своей речи сложные звуки другими.
К трем годам он должен четко и правильно выговаривать все гласные звуки и простые согласные.
Есть одна особенность — ребенок в этом возрасте выполняет поручения взрослого, только если его попросили ласково. В приказном порядке малыш ничего делать не будет. Поэтому, чтобы речь ребенка имела естественно быстрое развитие, старайтесь общаться с ним спокойно, ласковым тоном.
Игры и игрушки для этого возраста
Игры необходимо подбирать в соответствии с возрастом малыша. Ему будут не интересны слишком детские игрушки, но и с теми, которые предназначены для малышей постарше, он еще не сможет справиться. Лучшая игра для детей этого возраста – подражание. Он как никогда активно копирует действия и манеру поведения своих родителей. Воспользуйтесь этим и превратите подражание в игру. К примеру, попросите помочь убрать носки или рассортировать их по цветам.
Предложите малышу поиграться с мозаикой, пазлами или конструктором. Ему надо будет подбирать и складывать детали по размеру и цвету. Кроха будет в восторге от этого занятия. Также стоит использовать развивающие наборы.
Не забывайте про подвижные игры. Побегайте с карапузом во время прогулки или поиграйте с ним в прятки. Физические нагрузки помогут вашему чаду тренировать мышцы и совершенствовать уже приобретенные умения.