Статьи

Как правильно наказывать ребёнка, чтобы не навредить ему?

Наказание ребенка 3-5 лет

С трех лет допустимо применять первые наказания. К примеру:

1. Малыша можно ставить в угол, либо завести особый стульчик, коврик, место для провинившихся.
2

Важно выяснять причины проступков. Многие вещи ребенок делает не из-за вредности, а вследствие природного любопытства

Если отбить тягу к знаниям, он станет пассивным и безынициативным. Лучше знакомиться с миром вместе, чем потом упрекать кроху за провинности.
3. На некоторых детей отлично действует обычное повышение голоса. Это словно отрезвляет их. Но кричать часто нельзя.
4. Покладистым дошкольникам хватает и строгого взгляда.
5. Многие родители применяют метод запугивания. Однако он является весьма неоднозначным, так как подобным способом легко развить в чаде комплексы и фобии.
6. Лишение малыша мультиков или сладостей. Конечно, запрещать смотреть телевизор на неделю не очень разумно, а вот на несколько часов вполне оправданно.

Наказание ребенка в 5-7 лет

Подросшему крохе легче объяснить правила поведения. Поэтому рекомендуется чаще беседовать с ним, предупреждать. Дошкольник должен знать, что ждет за тот или иной поступок.

Можно использовать ряд мер:

1. Исправление проступков. К примеру, если малыш раскидал мусор, он обязан самостоятельно убраться, если раскрасил зеркало маминой помадой, то ему необходимо отмыть предмет и так далее.
2. Временная изоляция. На небольшой период можно оставить чадо в одиночестве, чтобы оно подумало над своим поведением.
3. Иногда ребенок лучше понимает, если наказывает посторонний человек.
4. Дошкольник может сам выбрать для себя меру дисциплинарного воздействия. Главное, чтобы та соответствовала провинности.
5. Игнорирование. В 5-7 лет кроха особо нуждается в общении с родителями, поэтому бойкот станет для него эффективным способом воспитания.

Чего взрослым делать нельзя


Со стороны родителей нельзя применять следующие меры:

1. Лишать чадо естественных потребностей — сна, еды, туалета.
2. Злоупотреблять наказаниями запрещено, ведь угнетение детской психики приводит ко многим проблемам.
3. Не стоит регулярно вспоминать о прошлых проступках.
4. Унижать и бить малыша недопустимо.
5. Если ребенок совершил провинность давно, то нет смысла наказывать сейчас.
6. В процессе воспитания не должны быть только запреты, также требуется и похвала.
7. После конфликта стоит простить друг друга.
8. Не нужно требовать от чада того, что он выполнить не в состоянии. К примеру, купить новую вещь, починить сломанные часы, повернуть время вспять.
9. Если родители не будут применять адекватные меры воздействия, то малыш поверит во вседозволенность, перестанет уважать взрослых.
10. Никогда нельзя говорить ребенку о том, что его перестали любить.
11. Воздействие на чадо не должно ущемлять достоинства. Оно направляется на проступок, а не на личность.
12. Воспитательные методы следует подбирать индивидуально, не стараясь подражать знакомым и друзьям.

Таким образом, чтобы не причинить вред психическому и физическому здоровью крохи, следует наказывать его грамотно, руководствуясь определенными правилами. Жестокость по отношению к дошкольнику запрещена. Меры воздействия обязательно должны согласовываться с возрастом чада, а также со степенью его вины. Заслужить детское уважение посредством подзатыльников и ремня не удастся. Существуют более гуманные и эффективные способы. Потребуется немало терпения со стороны родителей, однако результат того стоит.

Нужно ли наказывать

Если малыша постоянно пугать Бабайкой или страшным дядей, ставить в угол на целый день, применять физическую силу и крики за малейший проступок, то детство точно не будет счастливым. Родительская жестокость снизит самооценку дошкольника, сделает его пугливым, недоверчивым, замкнутым, нервозным.

Однако и закрывать глаза на провинности ребенка нельзя. Ведь тогда он будет уверен, что ему все можно, а плохое поведение является нормой. Избалованный кроха превратится в эгоистичного и неконтролируемого подростка.

Таким образом, наказывать детей нужно, но только в том случае, если те действительно заслуживают этого. В подобной ситуации не следует действовать агрессивно, бить чадо или безудержно кричать. Чтобы воздействовать эффективно, необходимо «достучаться» до малыша, объяснить непозволительность плохого поведения. Он обязан понять, как поступать нельзя, что последует за нарушение установленных границ.

Как правильно наказывать детей

Взрослые должны понимать, что наказание является воспитательной мерой, а не их прихотью

Поэтому рекомендуется обратить внимание на некоторые нюансы:. 1

Серьезно наказывать ребенка до 2,5-3 лет бессмысленно, ведь он все равно не поймет всех причинно-следственных связей между проступком и последствиями.
2. Способы воздействия обязаны соответствовать возрасту дошкольника и степени провинности.
3. Наказывать следует сразу после проступка, а не спустя какое-то время.
4. Воспитательные меры не должны длиться слишком долго.
5. Крохе обязательно нужно говорить за что тот поставлен в угол или лишен мультиков.
6. Наказание необходимо выбирать реальное и осуществимое.
7. После воспитательных мер стоит поговорить с чадом о недопустимости тех или иных действий с его стороны.
8. Плохое настроение взрослого — не повод вымещать злость на малыше.
9. Сначала следует разобраться в причинах непослушания. Возможно, это связано с недомоганием ребенка, переутомлением, излишней строгостью родителей. Тогда способы воздействия будут совсем иными.
10. Нельзя наказывать за провинность, если взрослые заранее не объяснили крохе существующие запреты.
11. Воспитательные меры не должны быть слишком суровыми. Крик допустим только в крайних случаях, когда проступок мог серьезно навредить самому дошкольнику или окружающим. Физическую же силу использовать нельзя

Читать так же:  Почему ребенок должен сидеть в общественном транспорте – 7 аргументов “ЗА”

1. Серьезно наказывать ребенка до 2,5-3 лет бессмысленно, ведь он все равно не поймет всех причинно-следственных связей между проступком и последствиями.
2. Способы воздействия обязаны соответствовать возрасту дошкольника и степени провинности.
3. Наказывать следует сразу после проступка, а не спустя какое-то время.
4. Воспитательные меры не должны длиться слишком долго.
5. Крохе обязательно нужно говорить за что тот поставлен в угол или лишен мультиков.
6. Наказание необходимо выбирать реальное и осуществимое.
7. После воспитательных мер стоит поговорить с чадом о недопустимости тех или иных действий с его стороны.
8. Плохое настроение взрослого — не повод вымещать злость на малыше.
9. Сначала следует разобраться в причинах непослушания. Возможно, это связано с недомоганием ребенка, переутомлением, излишней строгостью родителей. Тогда способы воздействия будут совсем иными.
10. Нельзя наказывать за провинность, если взрослые заранее не объяснили крохе существующие запреты.
11. Воспитательные меры не должны быть слишком суровыми. Крик допустим только в крайних случаях, когда проступок мог серьезно навредить самому дошкольнику или окружающим. Физическую же силу использовать нельзя.

Наказание ребенка в 1-3 года

До трех лет не нужно проявлять к малышу чрезмерную строгость

Если он капризничает, то просто следует переключить внимание на что-то другое. Необходимо выделять интонацией недостустимость плохих поступков

Когда кроха упрямо не подчиняется взрослым, устраивает истерики, стоит применить тактику игнорирования, уйти в другую комнату, спокойно заниматься своими делами. После эмоционального взрыва должен последовать серьезный разговор.

Нужно чаще говорить дошкольнику, что делать можно, а что категорически запрещено. Шлепать чадо не надо, так как он будет думать не о своем проступке, а о том, что мама перестала его любить.

Душепагубные проявления

В поведении детей надо вовремя увидеть и искоренить душепагубные поступки. К ним можно отнести разнузданную вседозволенность в виде гневных проявлений.

Малыш в досаде, сердясь на родителей и на еду, смахивает хлеб со стола, бросает на пол. Как отнестись к такому поведению? Строго, очень строго! Небрежное отношение к еде не должно ускользнуть от родительского внимания, т. к. за этими проявлениями детского негодования возрастает душепагубное чувство неблагодарности, потребительства.

Нельзя позволять ребенку упражняться в гневливости, раздражении, капризах. Надо искоренять самые первые росточки разнузданности. Может быть, вразумление будет строгим и болезненным, но ведь и лекарства чаще всего горькие.

Ребенок толкнул, пихнул, ударил… К самому малому проявлению агрессии нельзя относиться снисходительно! Малыш как можно раньше должен усвоить правило о неприкосновенности человека. Никому и никогда нельзя причинять боль и страдания.

Основные методы наказания

Современные специалисты в области воспитания детей практически полностью отрицают физическое наказание, которое, к сожалению, распространено во многих семьях. Им пользуются по незнанию возможных последствий как со стороны психики, так и физического развития, а также из-за «безысходности», когда складывается впечатление, что, кроме как применение силы, с ребенком не справиться.

Для выбора адекватного и заслуженного наказания, получения результата от этих действий, родители должны четко придерживаться следующих правил:

Границы дозволенного должны быть определены максимально точно, соблюдаться постоянно. Например, если сегодня нельзя кидать камни в машину, а на следующий день, это уже не так критично, ведь и не попал, то для понимания ребенка такая ситуация непонятна. Последующее наказание не будет правильно восприниматься, возможно и не наступит понимания, допускается ли такое поведение или нет.
Проступок и наказание должны быть соизмеримы. Не нужно идеализировать детей, они такие же люди, могут ошибаться, а также у них особенно развито чувство любопытства, они активно познают мир. Естественно, что чадо нужно ограничивать в своих действиях, но и взрослым следует понимать, что наказание за измерение глубины в луже и избиение, например, младшей сестры, должно быть разным. Нельзя практиковать одинаковое наказание за проступки, отличающиеся по тяжести.
Наказание должно учитывать возраст ребенка, характер, особенности темперамента. Даже в семье с несколькими детьми возможно потребуется для каждого чада выбирать индивидуальные меры внушения правильного поведения.
Принимать решение о виде наказания и вообще о его целесообразности нужно в спокойном состоянии. Сделать это для взрослого не всегда просто, особенно для мам, которые постоянно находятся с детьми, в большей степени занимаются их воспитанием. Несмотря на это, нужно собраться, оценить степень содеянного и уже потом принимать решение о дальнейших действиях.
Наказание не должно быть публичным. Даже если проступок был совершен в общественном месте, внушение нужно проводить наедине.

В любом возрасте малыш ли это или подросток важно соблюдение субординации, уважения между родителями и детьми. Папа или мама должны быть авторитетными личностями, которым можно доверять, на них ровняться

Тогда есть вероятность, что несмотря на протесты сын или дочь начнут слышать, что хочет до них донести взрослый.

Вышеперечисленные рекомендации помогут повысить эффективность наказаний, приблизят к достижению цели и самого понимания проступка.

Правила поощрения детей в семье

Наказание и похвала – две стороны одной монеты. Между ними необходимо держать баланс. Поощрение ребенка может принести больше вреда, чем польза, если не придерживаться некоторых правил, некоторую часть из которых мы перечислим дальше.

Читать так же:  17 возможных причин водянки яичка у ребёнка

Не преувеличивайте похвалу. Многие родители, стремясь расположить к себе ребенка, начинают разбрасываться ею направо и налево. Если постоянно утверждать ребенку, что он «самый лучший, самый чудесный, милый, незаменимый», то рано или поздно он начнет чувствовать вашу неискренность. Дабы опровергнуть эту неискреннюю похвалу, ребенок начнет себя вести неподобающим образом, ожидая вашей ответной реакции.

Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» — ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно

Лучше обратить внимание на сам рисунок, например:. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность

Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения

Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность. Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.

Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением.

Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» — малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения — из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».

Нужно ли наказывать

Считается, что самые действенные наказания всегда основываются на страхе испытать неприятные физические или моральные ощущения. Но времена, когда детей за проступки в конце недели били розгами или ставили коленями на горох, к счастью, остались в прошлом. Постепенно вслед за розгами исчезает ремень, а значит, можно надеяться, что канут в лету и оскорбительные пощечины, и обидные затрещины, и унижающие слова. По крайней мере, в цивилизованных семьях.

Однако семей, вырастивших ребенка, которому к подростковому возрасту уже никаких наказаний не требуется и достаточно только разговора по душам, все равно немного. Как немного и подростков, которые не врут (ну или почти), поддерживают в комнате порядок, пропускают школу только с согласия мамы-папы, приходят домой вовремя и не заставляют родителей сходить с ума, потому что «аппарат абонента выключен…». Как нужно реагировать, чтобы проступки подростков больше не повторялись?

Можно ли избежать наказаний? А если наказывать, то как избежать при этом обид, психологических травм, да и просто ухудшения отношений с подростком?

Есть семьи, где взрослые применяют тип воспитания, носящий в педагогике название «сотрудничество». Родители стремятся не опекать ребенка, а оказывать ему поддержку во всех сферах, особенно — в эмоциональной. Ребенку дается достаточно самостоятельности, но взрослый все время находится рядом, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, успокоить, объяснить. Членов таких семей объединяют общие ценности, традиции, они испытывают эмоциональную потребность друг в друге. Когда дети, выросшие в таких семьях, достигают подросткового возраста, то проблема наказаний, как правило, не стоит. Достаточно разговора, разъяснения и осознания своей вины. Но в большинстве семей, а особенно в тех, где применялись такие стили воспитания, как авторитаризм или гиперопека (или оба сразу), или ребенок рос в условиях противоречивых инструкций, получаемых от разных членов семьи, с осознанием вины и взаимопониманием между родителями и детьми есть проблемы. И поэтому добиться желаемого поведения родители могут только при помощи системы контроля и ограничений — иными словами, наказаний.

Безусловно, есть выбор. Не хотите наказывать — не наказывайте. Повторяйте по сто раз, делайте все за ребенка сами, надейтесь, что с возрастом это пройдет, до бесконечности объясняйте и говорите по душам. Действительно, вам что сложно убрать бардак в его комнате? Не первый же раз? Не чистит зубы? Не моет голову? Ничего, влюбится — эта проблема отпадет. Прогуливает школу? Его дело! Не можете же вы, в конце концов, бросить работу и сопровождать его повсюду? Пора уже самому брать на себя ответственность.

Такой стиль воспитания иногда называют «попустительским», но и он имеет право на существование.

Да, родители закрывают глаза на многие нежелательные моменты в поведении своих подросших детей. И надеются, что с возрастом все само собой изменится. Не всегда это заканчивается чем-то плохим

Приходит время, неорганизованные подростки вдруг меняются, перестают опаздывать, начинают проявлять внимание к домашним обязанностям. Обычно такие изменения происходят, когда подросток на самом деле сам берет на себя ответственность за свое поведение, и часто совпадают с появлением собственной (а не навязанной родителями) цели

Или подросток, «переболев» протестами, вдруг на той или иной почве сближается с родителями.

Но есть подростки, с которыми применять «попустительский» стиль воспитания опасно. Согласно классификации знаменитого психолога Юлии Гиппенрейтер, это прежде всего дети с явно выраженными чертами неустойчивого, напряженно-аффективного и демонстративного характера. С такими подростками не обойтись без строгости в воспитании. То есть без четких правил, инструкций и наказаний за их невыполнение. А еще есть проступки, не отреагировать на которые невозможно даже самым продвинутым родителям (например, воровство, драки, употребление алкоголя, наркотиков).

Читать так же:  Раскраски “Лунтик”

Как наказывать ребенка в 2-3 года

Лучший вариант наказания — делать тайм-аут, передышку. Особенно эффективен в кризисный период, когда малыш не слышит, не видит вас. Тайм-аут помогает, когда ребенок теряет контроль над собой и своим телом и может причинить вред себе и окружающим.

В такие моменты нужно дать ребенку возможность отдышаться и избавить от окружения избыточных стимулов. Например, отнести в другую комнату. Но изолировать не с позиции наказать, а с позиции — дать ребенку пространство, где он сможет себя собрать, отдышаться и вернуться в уравновешенное состояние.

Как правильно наказывать тайм-аутом:

Во время истерики возьмите ребенка на руки и спокойно, но не обвинительно и не строго искажите: “Давай пойдем с тобой в другую комнату и подышим.”

Ребенок может не согласиться, вырваться и убежать в другую комнату.

Спокойно скажите: “Я вижу, тебе сложно, я тебе помогу”. Возьмите его на руки и посадите к себе спиной. Обнимите и дайте ему плотный контроль над своим телом. Скажите, что вы готовы его отпустить, когду ручки и ножки успокоятся и перестанут пинаться. Если он продолжает вырываться, держите ребенка, пока он не успокоиться.

Посыл такой передышки:

  • создать безопасную для всех среду
  • научить справляться со своими эмоциями, проговаривая их ребенку
  • показать, что с любыми чувствами можно справиться, заметив их

“Подушка мира” — еще один вариант эффективного наказания трехлетнего малыша.

Когда вы видите, что ребенок начинает терять над собой контроль, скажите: “Сейчас хорошее время отдышаться и пойти посидеть на подушке/кресле.” То есть отправить ребенка в такое место, где он чувствует себя комфортно.

Вы не изолируете ребенка, а предлагаете безопасную зону, где он может успокоиться: “Тебе сейчас надо посидеть на подушке/в комнате/ в любимом кресле, а мне выпить чаю. После этого мы все обсудим”.

Если ребенок отказывается, сами ведете его и сидите с ним. При этом наказывающий должен успокоиться сам и вести себя доброжелательно.

Не навреди: так наказывать нельзя!

Как и в лечении, в воспитании, а значит, и в наказании этот принцип — основополагающий. Есть «запрещенные приемы» наказания, вред которых для психики ощутимее, нежели гипотетическая польза, которую они могут принести.

Запугивание

«Заберет бабай», «Отдам чужому дяде», «придет Баба-Яга», а в старшем возрасте — «Сдам в детдом», «Получишь по первое число!» и другие страшилки — верный путь к неврозам. К тому же они неэффективны: как только ребенок убедится, что обещанное страшное событие не наступает, он может утратить доверие и к другим вашим словам.

Унижения и оскорбления

Оскорбления неприемлемы в общении с любым живым существом.

Применение их к ребенку вызвано только педагогической слабостью родителей и беззащитностью малыша.

Если сомневаетесь, задайте себе вопрос, смогли бы вы так поступить, если бы перед вами был не ваш ребенок, а, например:

  • котенок;
  • чужой малыш;
  • ваша мама или папа;
  • начальник;
  • муж (жена);
  • вы сами.

«Отложенное возмездие»

Нельзя разрывать временную связь между проступком и наказанием: во-первых, напрочь снимается эффективность, а во-вторых, ожидание травмирует гораздо сильнее самой кары.

Прилюдное наказание

Наставление на путь истинный — процесс интимный, не привлекайте к нему посторонних. Никогда не стыдите и не наказывайте ребенка на людях: в глазах всего мира вы для него должны быть оплотом и защитой, даже от самого себя.

Жестокость

Лишения, ограничения и воздействия не должны касаться эмоциональных и физических потребностей ребенка. Нельзя сутками не разговаривать в качестве наказания (эмоциональная жестокость), заставлять доделывать уроки глубокой ночью (сон — естественная потребность) и т. п.

Само собой разумеется, абсолютный запрет — на жестокие физические воздействия.

Наказание за проявление чувств

Плакать, сердиться, злиться и даже проявлять агрессию — это нормально. Нельзя запретить чувствовать и, тем более, наказывать за это. Ребенка просто надо научить проявлять свои чувства социально приемлемым способом.

Наказание в школах

  • В Австрии до конца ХХ в. учителя били школьников указками. 
  • В США за проступок запрещают ученику ходить в школу, а во время уроков родители водят ребенка к психотерапевту.
  • Унизить подростка словесно, оскорбить его при всех обожают учителя. Этим «прекрасным» методом очень активно пользуются  и в наших школах.

Вся вот эта дребедень наказаний передаётся из поколения в поколение. Типа «я терпел, и вырос нормальным человеком, теперь ты давай, терпи».

Я считаю, что все перечисленные варианты наказания очень обидны и унизительны для ребенка. Так дети получают только страх, нежелание ходить в школу, быть откровенным с родителями, честно говорить о своих желаниях.

Способы поощрения

Поощрение должно быть актуальным, ощутимым и своевременным. Для детей, особенно маленьких, понятие времени не поставлено в четкие границы. Ставить условие малышу, что если ты всю неделю будешь убирать у себя в комнате, а воскресенье получишь мороженное, крайне неправильно. Он с трудом разбирается, что такое неделя.

В качестве поощрения лучше подарить новую игрушку, предложить сегодня сходить в парк, увеличить время прочтения интересной книжки, позволить немного дольше поиграть вечером. Особенно подарок станет интересным, если ребенок мечтал о нем, но не получил когда-то из-за совершения проступка. Можно придумать календарь, где совместно с малышом разукрашивать в цвета пройденные дни, как пример:

  • красный – все отлично;
  • оранжевый – хорошо;
  • желтый – так себе;
  • зеленый – хуже.

Больше всего радуют и мотивируют ребенка совместные игры с любящими папой и мамой.

Физическое наказание для ребенка: что говорит детский психолог?

Как стать авторитетом для своего ребенка

Как научить ребенка ценить деньги

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button