Как определить левша или правша ваш ребенок
Содержание статьи
- Что делать, если ребенок – левша?
- Нужно ли переучивать ребенка левшу?
- Как учить писать ребенка левшу?
- Как определить леворуких, праворуких и одинаково владеющих обоими руками детей по тестам?
- Тесты для определение левшей и правшей
- Как определить амбидекстра: тест для детей
- В каком возрасте можно определить левша или правша ребенок
- Некоторые рекомендации для детей левшей
- Как определить левша или правша ребенок тесты
- Способы занятий с ребенком левшой
- Переучивать или нет ребенка левшу?
- Тестируем малыша
- Особенности проведения проверки
- Как научить писать ребенка левшу
- Факты о левшах
- Праворукость / леворукость
- Генетические факторы
- Научные факты о левшах
- Как определить левша или правша ребенок
- Трудности леворуких детей
- Тесты для определения ведущей руки
- Левша или правша: тесты
- Рисование
- Открывание небольшой коробочки
- Построй фигуры из палочек
- Игра в мяч
- Вырезание ножницами рисунка по контуру
- Разложить карточки
- Выполнение вращательных движений
- Развязывание узелков
- Цепочка из скрепок
- Построить из кубиков дом
- Рисование двумя руками
- Задание для родителей
Что делать, если ребенок – левша?
Ученые давно не считают леворукость и праворукость факторами, которые следует пытаться поменять. Не имеет значения правша или левша ребенок – это его личная особенность, а не недостаток.
Важно:
- Левшу нужно воспитывать в доброжелательной и спокойной атмосфере, чтобы не провоцировать развитие неврозов из-за повышенной чувствительности и впечатлительности ребенка.
- При поступлении в школу желательно найти педагога, который знаком с методиками обучения левшей.
- Для облегчения жизни малыша сейчас можно приобретать ручки, ножницы и другие инструменты для леворуких.
Нужно ли переучивать ребенка левшу?
Канули в лету те времена, когда ответ на вопрос стоит ли переучивать ребенка-левшу был положительным. Можно вынудить ребенка-левшу писать и есть правой рукой, но никакие ухищрения не сделают ведущим другое полушарие мозга. Переучивание левши может привести к нарушению психологического равновесия у ребенка – он станет нервным, плаксивым, капризным. Другие возможные негативные последствия переучивания левши – появление навязчивых движений, тиков, энуреза, заикания, нарушения сна, памяти, аппетита.
У левшества есть некоторые недостатки, но они с лихвой компенсируются положительными моментами. К примеру, ребенок-левша часто осваивает речь позднее правши, зато он говорит сразу развернутыми осознанными предложениями. Читать левши тоже начинают несколько позднее – навык развивается только тогда, когда ребенок осваивает чтение слова целиком, а не по слогам. Развитие левши идет не линейно, а скачками – после застоя наблюдается резкий скачок.
Как учить писать ребенка левшу?
Ответ на вопрос как научить ребенка левшу писать должен давать педагог, который будет его обучать
Поэтому очень важно выбрать для ребенка-левши такого первого учителя, который отнесется к этой нестандартности спокойно, не будет как-то выделять малыша, и при этом будет обладать навыками работы с леворукими детьми. Левшу очень важно правильно посадить за партой, выставить ему свет, научить держать ручку и писать так, чтобы не свозились уже написанные буквы
Ребенок-левша долго путает написание похожих букв, отображает буквы зеркально – к этому нужно относиться терпеливо.
Основная задача родителей при подготовке к письму – заниматься развитием мелкой моторики ребенка, тогда ему будет легче научиться этому навыку
Крайне важно поддерживать маленького левшу, которому часто умение писать дается труднее, чем правше. При выполнении домашних заданий нельзя проявлять нетерпение из-за медлительности ребенка – он не способен физически писать быстро
Зато через 2-3 года, когда первые трудности будут позади, ребенок начнет радовать своих родителей и учителей необычным подходом к решению школьных и жизненных задач.
Как определить леворуких, праворуких и одинаково владеющих обоими руками детей по тестам?
Определить является ли ребенок правшой, левшой или амбидекстром можно при помощи специальных тестов. Обычно доминирование какой-либо руки устанавливается после 4 лет. В этом возрасте и рекомендуется проводить тестирование. Для достоверности результатов все тестовые задания должны выполняться быстро и без подготовки. Ребенок не должен даже догадываться об истинной цели мероприятия.
Тесты для определение левшей и правшей
Тест М. Озьяс
Попросите ребенка сделать следующие действия:
- Прикрутить крышку на бутылку.
- Ножницами разрезать бумагу.
- Продеть нить сквозь бусины.
- Очистить обувь щеткой.
- Намотать на катушку нить.
- Стереть ластиком нарисованные детали.
- Перелить воду из стакана в стакан.
- Разложить картинки (карточки).
- Сделать дыроколом отверстия.
- Вдеть нить в иголку.
- Открутить рукой и с помощью ключа гайку.
- Очистить от пыли вещи.
- Пипеткой капнуть в горлышко бутылки.
- Ложкой достать бусину из стакана.
- Застигнуть и расстегнуть молнию.
- Сделать несколько глотков из стакана.
- Взять в руку колокольчик и позвонить в него.
Тест Ф. Кречмера
При прохождении теста Ф. Кречмера для определения ведущей руки детям предлагается выполнить следующие действия:
- почистить зубы;
- полить цветы;
- шарик толкнуть палкой;
- лопаткой перемешать песок;
- сложить мелкие игрушки в коробочку;
- вынуть из ванной пробку;
- достать с полки книжки.
Какую руку больше задействует ребенок при выполнении вышеприведенных тестовых заданий, та рука и является доминирующей у малыша. Желательно, чтобы ребенок выполнял все действия без подготовки и объяснений сути данного тестирования, только так можно получить наиболее точные данные.
Другие тесты:
Рисование. Суть метода в том, чтобы ребенок нарисовал то, что он хочет. После того, как работа выполнена, необходимо предложить ребенку нарисовать тоже самое только другой рукой и затем оценить результат. Рисунок, сделанный доминирующей рукой, будет более четким и аккуратным
Также обращают внимание на напряжение рук во время рисования. Ведущая рука будет расслаблена, а движения ею будет четкие и скоординированные.
Тест со спичечным коробком. Подготовьте несколько коробков
В одном из них должна быть спичка с обломанным концом. Ребенку необходимо открывать коробки с целью найти спичку. Главной является та рука, которой малыш будет выдвигать и задвигать подвижную часть коробка.
Тест с палочками. Ребенку необходимо построить домик из палочек. Рука, выполняющая более активно действия, и есть доминирующая.
Мячик. Предложите малышу поочередно каждой рукой бросить вам маленький мячик (например, теннисный), подкидывать и ловить его. Данное задание ребенку легче будет выполнить ведущей рукой.
Вырезание ножницами. Ребенку необходимо вырезать какую-нибудь картинку, например, из журнала. Посмотрите, какая рука будет делать больше движений. Возможно, малыш будет держать ножницы в правой руке, но они будут неподвижны, а двигаться будет картинка в левой руке. Следовательно, малыш является левшой.
Раскладывание карточек. Предложите вашему чаду разложить карточки (например, лото). Раскладывать ребенок будет ведущей рукой.
Тестов на определение ведущей руки у детей существует очень много. Проведя проверку по ним, можно определить является ваш ребенок правшой или левшой. Стоит иметь ввиду, что если в семье есть левши, то вероятность, что ребенок будет леворуким значительно увеличивается. Если у ребенка не удается выявить ведущую руку, то скорее всего он амбидекстр, то есть свободно владеющий обеими руками.
Как определить амбидекстра: тест для детей
Существует специальный тест, который позволяет определить является ли ребенок амбидекстром. Он заключается в том, что ребенку предлагают написать один и тот же текст одновременно двумя руками. Правша или левша при одновременном письме двумя руками будет писать разборчиво ведущей рукой, а вторая рука будет просто рисовать волнистую линию. А вот если ребенок является амбидекстром, то при выполнении данного текста у него практически сразу или максимум через несколько минут тренировки получатся два идентичных текста, написанные разными руками. Причем эти тексты могут быть написаны как в одну сторону, так и в разные.
В каком возрасте можно определить левша или правша ребенок
Более детально установить какая рука преобладает у ребёнка представляется возможным к трём годам. Для определения этого необходимо только пристально наблюдать за ребёнком. Однако в эти года кроха может совершать данные манипуляции не основной рукой. Окончательно понять левша ребёнок или правша представляется возможным только к четырём годам.
Правое полушарие головного мозга ответственно за эмоциональное состояние, левое – за логическое мышление. Из этого следует вывод, что различие таких детей не только в том, какой рукой они пишут. Малыш-левша излишне впечатлителен, что требует грамотного выбора в вопросах воспитания.
Левша обожает сказки, очень восприимчив и эмоционален. Подвержен внезапным изменениям настроения. Отличительная черта – быстрая речь, жестикуляция, фантазёр.
Не стоит пытаться переучить левшу. Любое вмешательство может травмировать психику ребёнка. Правильным подходом будет помощь крохе в привыкании к этой особенности. Следует давать ребёнку больше времени для релаксации.
Некоторые рекомендации для детей левшей
1.Развивать в ребёнке навыки ориентирования в пространстве. Такие малыши имеют возможность переписывать или срисовывать что-либо зеркально.
2.Избегать чрезмерной загруженности во избежание нежелания обучаться.
3.Не посещать дошкольное детское учреждение. Это связано с тем, что левшам сложно пребывать в больших группах и соблюдать строгий режим.
Как определить левша или правша ребенок тесты
Отец и мать, замечающие, что их чадо рисует или пишет левой ручкой, начинают волноваться. Для определения доминирующей руки можно воспользоваться тестами:
1. Какой рученькой малюет малыш?
а) правой
б) левой
в) обеими
2. Рука, которой ребёнок берёт ложку?
а) правая
б) левая
в) любая
3. Может ли вырезать, держа ножницы в левой руке?
а) нет
б) да
в) не имеет значение нахождение ножниц в определённой ручке
4. Какой рукой малыш ловит мяч?
а) правой
б) левой
в) постоянно разными
5. Какой рукой чадо берёт телефон?
а) правой
б) левой
в) постоянно разными
6. Бывает ли такое, что ребёнок пишет либо рисует зеркально?
а) никогда
б) часто
в) редко
7. Играя с конструктором или кубиками он пользуется:
а) правой
б) левой
в) двумя одинаково
8. Аплодируя, какая рука наиболее действенна?
а) правая
б) левая
в) обе
9. Где оказывается пальчик правой кисти при сплетении пальцев в замок?
а) вверху
б) внизу
в) когда как
10. Откручивает крышку:
а) правой
б) левой
в) двумя попеременно
При преобладании положительных ответов «а» — ребёнка считают правшой.
Большинство ответов «б» говорит о том, что малыш левша.
Равное количество положительных ответов в обоих пунктах либо преобладание ответов «в» — ребёнок обладает двурукостью. Это значит, что обеими руками кроха владеет одинаково.
Рекомендуется не заниматься переучиванием малыша.
Способы занятий с ребенком левшой
Преобладание левой руки – не повод для переживаний. Это следствие того, что мозг функционирует иначе. Причинами леворукости могут являться генетические аспекты в период развития плода. Пытаться переучить такого малыша не стоит. Вмешательство негативно скажется на психологическом и эмоциональном состоянии ребёнка, чревато отразятся на здоровье. Следствие этого – агрессивность, импульсивность, апатия, расстройство сна, мигрени, заикание. Нарушается почерк, и возникают трудности в процессе обучения письму.
При развитии мелкой моторики делать акцент на левую руку. Это же касается и пальчиковых упражнений.
Ребёнок-левша быстро и без трудностей проходит период адаптации.
Следует помнить, что переучивание поспособствует торможению развития. Малыш может растеряться. Грамотно способствовать развитию того, чем наделила чадо природа, будет лучшим выходом.
Не упустите эту возможность!
отзывы женский форум мам вуманик ру (беременность, дети, лечение и другое)
Переучивать или нет ребенка левшу?
Процесс установления доминантного полушария продолжается до 4-5 лет. Бывает, что дети еще в 6 лет используют равноценно обе руки. Когда учатся писать, делают выбор (или за них решат взрослые). Большая ошибка родителей и воспитателей – настаивать, заставлять ребенка «быть правшой». Доминирующее полушарие рано или поздно выявится, определится ведущая рука, которую надо будет развивать. Все должно произойти естественным образом, без стресса для малыша.
Бывает, что к 5-6 годам ребенок не создает ведущую руку. В этом случае пригодиться помощь нейропсихолога
Специалист проведет специальные тесты, на основании результатов обследования рекомендует на какие моменты обратить внимание в обучении и воспитании ребенка
Когда дело доходит до занятий физкультурой, то ребенок левша еще с первого года жизни будет пробовать обе руки. Так он интуитивно определит, как ему удобнее и естественнее действовать. Переучивать не надо, хотя спортивное снаряжение и правила создавались в расчете на правшей. В истории спорта есть немало случаев, когда левши выходят на лидирующие позиции, особенно в боксе, теннисе, фехтовании. В гимнастике, игровых видах шансов на успех у леворуких меньше.
Тестируем малыша
Если у родителей возникает вопрос, ребенок левша или правша, то достаточно провести несложные действия, чтобы узнать истину. Однако, стоит учитывать возраст малыша.
Дело в том, что детки до пяти лет могут в равной доле использовать, как левую, так и правую руку, а иногда, малыш, который все делает левой, после пятилетнего возраста полностью переходит на правую.
Скажите малышу, чтоб он скрестил перед собой руки, располагая их на груди. Если сверху оказалась левая, то, скорее всего, он левша.
Предложите ребенку нарисовать круг с завязанными глазами. При этом предварительно вручите в каждую руку по карандашу. Ведущая рука с поставленной задачей справится лучше.
Пусть малыш сложит кисти в форме замка. Большой палец, оказавшийся сверху, будет указывать на рабочую конечность.
Попросите открыть бутылку или зубную пасту. 90% случаев ребенок будет действовать ведущей рукой.
Пусть малыш похлопает в ладошки
Обратите внимание, какая рука более активная.
Предложите ребенку кинуть вам мяч одной рукой. Наверняка, он это сделает лидирующей конечностью.
А вот способ, при котором карапуза просят вырезать что-то из бумаги, является недостаточно достоверным
Дело в том, что, несмотря на то, левша у вас или правша, практически все дети держат ножницы правой рукой.
Особенности проведения проверки
Можно выбирать, как один тест, так и комбинировать несколько вариантов.
Выбирая задание для проверки, исключите те упражнения, которые малыш делает в повседневной жизни
Вам важно, чтоб действия ребенка были неосознанными.
Если вы собрались проводить тест, чтоб понять, левша ли ребенок, позаботьтесь о спокойной обстановке и хорошем настроении своего малыша.
Если вы просите карапуза дать вам какой-то предмет, рассчитывая, что он будет действовать ведущей рукой, обеспечьте одинаковое расстояние данного объекта от обеих верхних конечностей. В противном случае, малыш будет использовать ту руку, которая будет находиться ближе к требуемому предмету.
Тестирование должно проходить в виде игры
Ни в коем случае, не заостряйте внимание ребенка на том, что он проходит проверку.
Как научить писать ребенка левшу
Для того, чтобы ребенку левше писать правильно и красиво существует несколько правил в организации рабочего пространства:
лампа находится справа от него;
листок повернут примерно на 20° вправо и сдвинут от центра тело в левую сторону;
правая рука придерживает листок и при необходимости его поворачивает;
левая рука ребенка держит ручку примерно на 4 см выше ее кончика;
ручка, как бы является продолжение руки, то есть составляет одну линию;
рука находится под линией письма (на это следует обратить особое внимание, т.к. если не научить, левша как бы заглядывает под руку при написании);
буквы и соединения вначале лучше обводить по точкам;
каждый раз подробно разбираете с ребенком алгоритм прописывания буквы или ее соединения.
Факты о левшах
Статистика показывает, что в Западной цивилизации — больше левополушарно ориентированных людей (логиков), в Восточной – больше правополушарно ориентированных (творческих).
Левшей в Средневековье часто обвиняли в колдовстве. Пользоваться левой рукой означало принадлежать дьяволу: все проклятия и заклинания произносились с левой руки. По этой же причине казнили Жанну д’Арк и считали, что среди рыцарей не могло быть леворуких. В Японии до сих пор мужчина может развестись с женой, если заметит, что она леворукая, как будто это физический изъян.
Леворукость – такая же врожденная (чаще всего) особенность ребенка, как цвет глаз или рост, поэтому ее не нужно пытаться исправить. За то, какая рука будет ведущая, отвечает ген LRRTM1. Если оба родители левши, вероятность 46%, что ребенок будет левшой, если один родитель – 17% и если оба правши – 2%. В 40 лет женщина имеет на 130% больше шансов родить левшу, чем в 20.
Из наблюдений: когда кладешь новорожденного на живот, правша поворачивает голову вправо, левша влево или в обе стороны одинаково. Ведущая рука формируется к 4-5 годам. До этого дети могут одинаково использовать как правую, так и левую руки
Важно не настаивать, чтобы они пользовались какой-то одной рукой.
Часто дети-левши начинают говорить позже сверстников, и имеют сложности с произнесением некоторых звуков, а также чаще имеют дислексию.
Следствия переучивания: по статистике, каждый третий ребенок с заиканием – переученный левша; возникают серьезные перемены в эмоциональном стоянии (капризность, раздражительность, беспокойный сон, вспыльчивость); могут развиться головные боли, постоянная вялость, неврозы, тики, энурез.
Левши более восприимчивы к отрицательным эмоциям, таким как гнев, страх, тревога. Они более нерешительны, быстрее утомляются и чувствительнее к критике
В тоже время, больше склонны к эмпатии, впечатлительны и ранимы.
У них отлично развита интуиция, они находят нестандартные решения, легче приспосабливаются к новому.
Дети-левши намного упрямее.
Левшам сложнее адаптироваться к школе. Им сложно работать в больших группах, где все регламентировано, поэтому военные училища не для них и могут быть сложности в детском саду.
Левши легче обучаются, если использовать зрение, осязание, поэтому в работе с ними важны наглядные пособия.
Левши предрасположены к творчеству, а не к точным наукам. В тоже время, они сильны в ориентировании в пространстве, архитектуре и математике. Многие левши отличаются хорошими музыкальными способностями и абсолютным слухом.
Тестирование университета Сейн-Лоуренс в Нью-Йорке показало, что среди левшей больше людей с коэффициентом умственного развития больше 140.
Среди зверей примерно половина – леволапые или амбидекстеры (те, кто хорошо орудует обеими лапами). У кошек – 40% левшей и 10% — амбидекстеров. А все белые медведи — леволапы.
Фото: depositphotos.com
Праворукость / леворукость
Ученые всего мира из давних времен пытаются понять и разобраться в природном феномене – леворукости людей. За многие десятилетия провели немало исследований и на их основании изложили ряд выводов и заключений.
Для того, чтоб определить возможность наследования того или иного признака, следует понять как они передаются. Генетики выделяют два вида генов – доминантные и рецессивные. Доминантные – это гены, способные угнетать, подавлять действие более слабых генов. Рецессивные гены – это гены, которые подавляются.
С точки зрения генетики праворукость считается доминантным (преобладающим) признаком, ведь им владеют около 90% населения планеты. Соответственно, леворукость будет рецессивным признаком, ведь левши составляют всего около 10% людей в мире. Процент левшей во всем мире медленно растет, поскольку быть левшой становится все более социально принятым явлением.
Ранее считалось, что у людей преобладающим является одно из полушарий головного мозга. Если у человека превосходит в развитии левое полушарие, то вероятнее он будет правшой, если правое – левшой. Возможно также смешанное преобладание, когда для различных задач используются разные руки, а также амбидекстрия, когда человек одинаково хорошо владеет обоими руками.
Считается, что на выбор руки человеком влияет генетическая предрасположенность и внешнее окружение.
Генетические факторы
Мысль о том, что преобладание той или иной руки может быть наследственным, пришла еще к Чарльзу Дарвину, который был праворуким, но имел сына левшу. При этом он отмечал, что его брат, мать и дедушка тоже были левшами. Его предположение оказалось верным. Генетика играет определенную роль в доминировании правой или левой руки.
Ученые на протяжении многих лет пытаются найти гены, отвечающие за леворукость. В 2007 году в ходе научных исследований ученые одного из британских университетов открыли ген LRRTM1 – первый ген, связанный с повышенной вероятностью доминирования левой руки. Но вскоре выяснилось, что связь гена с леворукостью проявляется только, если ген наследуется со стороны отца.
В 2010 году обнаружилась связь между вариациями гена PCSK6, который отвечает за межполушарную асимметрию головного мозга, и выбор доминантной руки у детей с языковыми растройтсвами (например, дислексией). Ученые полагают, что этот ген влияет на асимметрию мозга во время развития эмбриона и, следовательно, на доминирование правой или левой руки.
В 2017 году ученные из Германии обнаружили, что определить предпочтение ребенком руки (правша или левша) можно уже на восьмой неделе беременности, когда формируется позвоночник. Примерно после 13 недели беременности во время УЗИ можно увидеть, что ребенок сосет большой палец правой или левой руки, указывая на предпочтение руки в будущем. Согласно исследованию, еще задолго до того, как при развитии ребенка мозг и спинной мозг будут функционально связаны, в спинном мозге уже видны генетические различия, которые позже повлияют на то, будет ли ребенок правшой или левшой.
В сентябре 2019 года были опубликованы результаты исследования, согласно которому, впервые определены области человеческой ДНК, тесно связанные с тем, является ли человек правшой или левшой. Ученые также обнаружили, что правый и левый участки мозга, которые отвечают за языковые навыки, более скоординированно работают у левшей.
Согласно исследованиям близнецов и их семей, около 25% случаев леворукости можно объяснить влиянием генов, в то время как остальные 75% определяются влиянием окружающей среды. Чем больше в семье левшей, тем больше шансов у ребенка тоже стать левшой. У идентичных близнецов, которые имеют один и тот же набор генов, могут быть разные доминирующие руки. Это говорит о том, что генетика тут играет далеко не основную роль.
Научные факты о левшах
- Начиная с 1976 года ежегодно 13 августа во всем мире празднуется Международный день левши (International Lefthanders Day)
- Левши более склонны к аллергиям и мигреням
- Мужчин-левшей больше, чем женщин-левшей
- Левши лучше справляются с многозадачностью
- Левши более часто выбирают творческие профессии
- Левши примерно в два раза чаще встречаются среди близнецов
- Левши имеют более высокий уровень интеллекта (миф). Согласно исследованию 2007 года левши чаше имеют более высокий уровень IQ, однако исследование 2010 года говорит об обратном. В 2018 году ученые собрали и проанализировали данные нескольких отдельных исследований. В результате обнаружилось, что разница в интеллекте между левшами и правшами настолько мала, что ее можно не учитывать.
Как определить левша или правша ребенок
Выбор латеральности приходится чаще всего на возраст около 3 лет, реже – ближе к 6 годам. А пятая часть людей так и вырастает, не определившись с ведущей рукой, одинаково хорошо владея обеими конечностями.
Этот феномен носит имя амбидекстрия.
Как только малыш начинает активно использовать ручки для захвата и удержания, родители могут развивать у него необходимые навыки жизни в праворуком мире.
Первое и самое доступное средство диагностики – наблюдение. Родителям нужно внимательнее присматриваться к своему чаду и отмечать, какой рукой он манипулирует предметами:
- перемещает подвижную игрушку;
- складывает пирамидку;
- указывает на что-то;
- собирает мелкие предметы (камешки, пуговицы);
- держит столовый прибор;
- чистит зубы;
- откручивает крышечки;
- подметает или вытирает поверхность;
- расчесывается;
- рисует и пишет.
Отметьте также, какая рука становится опорной при падении, с какой стороны большой палец оказывается сверху при сцеплении ручек в замок.
Интеллектуальные и сенсорные способности истинных левшей абсолютно соответствуют нормам, но возможно проявление некоторых особенностей развития:
- Усидчивость формируется с затруднениями, каждый структурированный урок дается малышу с усилием.
- Речь формируется несколько медленнее и более прерывисто: из «спящего» состояния вдруг совершает скачок.
- Звукопроизношение далеко от идеального, но консультация логопеда легко решает это затруднение.
-
Математические способности: геометрия и стереометрия даются таким детям легче. Способы решения задач незаурядны.
- Хороший слух, близкий к абсолютному. Ребенку больше нравится строй и звучание классики.
- Могут возникать сложности с ориентированием в пространстве, ребенку трудно овладеть направлениями «право – лево», «верх — низ».
- Художественный вкус, чувство цвета, равновесия, гармонии развиваются раньше и проявляются ярче.
- Эмоциональность выше и развивается активнее.
Важно, чтобы наблюдениям и тревогам родителей сопутствовала грамотная диагностика. Независимо от ведущего полушария дети могут страдать от действительных нарушений функции мозга
Например, некоторые симптомы рассматриваются не только как признаки правополушарности, но и как тревожные звоночки:
- подвижность, не поддающаяся педагогической коррекции;
- выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы;
- стабильное зеркальное воспроизведение картинки или текста;
- значительное отставание в развитии речи и психических функций;
- различные формы дислексии у детей старше 4 лет.
Ребенок-левша нуждается в терпеливой поддержке взрослых. Ему необходимо помогать осваиваться в пространстве. Родителям нужно владеть собой и не срываться фразами: «Ты что, совсем глупый?», «Ты право и лево не отличаешь?» То, что очевидно для правши, трудно для леворуких деток.
Трудности леворуких детей
Сразу нужно сказать, что левшество – это вариант нормы, поэтому нижеследующую информацию родителям леворуких детей не следует воспринимать в штыки. Напротив, знание трудностей должно помочь выделить сильные стороны и снизить проявление отрицательных психофизиологических качеств.
Как уже было отмечено, ребёнок-левша отличается более развитым творческим мышлением, нежели праворукие сверстники. Однако в то же время у леворуких детей отмечается замедленное формирование тех умений, которые требуют межполушарного взаимодействия.
Американские учёные установили, что среди эмоционального фона у левшей превалируют такие качества, как несдержанность, робость, пониженное настроение, тревожность. В целом для детей характерны отрицательные, а не положительные эмоции.
Основная же проблема детей-левшей – нарушенное или недостаточно развитое зрительно-пространственное восприятие, зрительная память и зрительно-двигательная координация.
Недостаточность этих функций может привести к таким трудностям, как:
- замедленное обучение чтению из-за нарушенного восприятия и запоминания буквенных конструкций;
- создание неправильных зрительных образов цифровых и буквенных обозначений (ребёнок нарушает соотношения элементов, путается в похожих буквах и цифрах, приписывает лишние части либо забывает дописать нужные элементы букв);
- слабое дифференцирование геометрических фигурок, замена похожих по начертанию фигур (кружок с овалом, квадратик с прямоугольником);
- сложности с копированием в тетради различных изображений;
- некрасивый почерк (кривые штришки, вытянутые, увеличенные в размерах буквы, постоянное изменение их наклона);
- зеркальное начертание букв, цифр и некоторых изображений;
- низкая скорость письма.
Выраженность подобных недостатков можно снизить при учёте особенностей леворуких детей. В ином случае проблемы только усилятся (особенно при переучивании).
Кроме того, психологи отмечают, что многие леворукие дети с трудом привыкают к школьному обучению. Именно поэтому первоклассники-левши требуют к себе повышенного внимания как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Тесты для определения ведущей руки
Каждый тест рассчитан на детей в возрасте 4-5 лет. Именно в этом возрасте можно достаточно точно определить, левша или правша ваш ребенок. Проверить малыша можно в домашних условиях, не отвлекаясь от игры или общения. Проходя тест, ребенок должен будет выполнить простые задания, а его родители – отследить, какой рукой малыш делает те или иные вещи. По преобладанию той или иной руки можно вычислить, какая из них является ведущей у вашего ребенка.
Полезно: Учим ребенка рисовать карандашом и акварелью
Тест для дошкольников:
- разрезать бумагу ножницами;
- стереть ластиком рисунок;
- нанизать бусины на нитку;
- разложить карточки на столе;
- перелить воду из одной емкости в другую;
- взять стакан в руки;
- открыть и закрыть замок;
- намотать нитку на катушку;
- достать книгу с полки;
- толкнуть рукой мяч;
- позвонить в колокольчик;
- почистить зубы;
- достать мелкий предмет ложкой из стакана;
- открыть бутылку с завинчивающейся крышкой.
Есть тест и для детей постарше.
- Попросите ребенка переплести пальцы в замок. Левша оставит сверху большой палец левой руки, а правша – правой.
- Предложите ребенку похлопать в ладоши. Ведущая рука окажется сверху.
- Попросите ребенка скрестить руки перед собой. Ведущая рука снова будет лежать сверху.
Тест для ребенка может быть выбран любой. Можно использовать сразу несколько заданий, позволяющих определить ведущую руку у вашего малыша. Выбирая то или иное упражнение, стоит отдавать предпочтение незнакомым для ребенка действиям. Все дело в том, что когда родители обучают малыша держать кружку, ложку или карандаш, они вкладывают предмет в правую руку. Таким образом родители, сами того не желая, переучивают своего маленького левшу. Тест же предполагает, что ребенок будет делать задания неосознанно. Выполняя непривычное для него действие, малыш сам того не замечая отдаст приоритет ведущей руке и тем самым даст понять, левша он или правша.
Важный момент: проходя тест, ребенок должен иметь одинаковый доступ ко всем предметам с левой и правой стороны. Кружки, карандаши, нитки – все это должно находиться на одинаковом расстоянии от обеих рук. В противном случае малыш потянется туда, куда ему ближе, и тест будет пройден неправильно.
Полезно: Учим малыша самостоятельно переворачиваться
Любой тест проводится с ребенком в виде игры
Не стоит акцентировать внимание малыша на том, что вы его тестируете. Пусть все задания выполняются легко и непринужденно
Если малыш не настроен на игру, стоит отложить проведение теста до следующего раза.
Левша или правша: тесты
Рисование
Положите перед ребенком лист бумаги, карандаши или фломастеры. Предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков. Проследите за тем, чтобы ребенок правильно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел.
Открывание небольшой коробочки
Можно взять, например, спичечный коробок. Но лучше предложить ребёнку несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Говорите малышу: “Найди, например, ластик в одной из коробочек”. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки.
Построй фигуры из палочек
Даёте задание ребёнку построить из палочек какую-нибудь геометрическую фигуру. Можно также выкладывать различные предметы: зонтик, рыбку и т.д.
Игра в мяч
Нужен небольшой мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например в корзину, ведерко, круг.
Вырезание ножницами рисунка по контуру
Можно нарисовать различные линии или же контур несложного для вырезания предмета и попросить ребёнка вырезать. Более активной в данном случае будет рука, которой ребенок держит ножницы
Но в данном случае нужно обратить внимание на то, чтобы ребёнок двигал именно ножницы, а не поворачивал другой рукой открытку. Размер и форма ножниц при этом должна соответствовать руке ребенка
Разложить карточки
Приготовить картонные карточки (10-15 штук). Это могут быть, например, карточки лото. Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребенком и только после этого сформулировать задание: “Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой”. Ведущей рукой ребёнок будет раскладывать карточки.
Выполнение вращательных движений
Ребенку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающимися крышками. Учтите, ребенок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырек.
Развязывание узелков
Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).
Цепочка из скрепок
На середину стола кладется несколько крупных скрепок. Ребёнок должен составить из них цепочку. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить ведущей рукой.
Построить из кубиков дом
Ведущей является рука, которая чаще берет, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребенку конструктор, мозаику с конкретным заданием.
Скрестить руки на уровне груди. Ведущая рука будет сверху.
Рисование двумя руками
Двумя руками нужно рисовать простую геометрическую фигуру. Ведущая рука будет совершать более точные движения.
Можно также подметить, каким ухом малыш прислушивается, какой ногой топает, какой глаз смотрит в калейдоскоп – всё это поможет сделать вывод, если ли признаки левши или нет.
Задание для родителей
Это данные о семейной леворукости. Есть ли в семье у ребенка леворукие родственники — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки?
В последнем задании, при ответе «да» поставьте плюс в графе «Левая рука». И теперь смотрите в какой графе у вас больше плюсов.
Надеюсь, что данная диагностика помогла вам определить левша или правша ваш малыш. Стоит ли переучивать ребёнка? Это решать вам. Но детские психологи едины в своем мнении, что переучивать ребенка не только не стоит, но даже опасно, так как это может повлиять на его психическое развитие и на всю его дальнейшую жизнь. Ведь приоритет одной руки над другой определяет работа мозга. Поэтому, даже переученный на правшу ребенок останется в своей голове и по принципу работы мозга, левшой.
Рекомендую для прочтения: