Статьи

Как успокоить плачущего малыша – девять советов, проверенных на практике

Причины младенческого плача

Часто родители допускают ошибку, пытаясь успокоить малышей каждый раз одинаково. А ведь сначала надо понять, что именно нужно ребенку в данный момент.

Если младенец плачет, как ему помочь? Попробуйте определить характер плача и проверьте для начала:

Мокрые пеленки или переполненный подгузник;

Дискомфорт от этого заставляет грудничка ворочаться и кряхтеть во сне, а если от мокроты еще и холодно, он проснется и будет настойчиво звать родителей. Характерный признак – ерзанье, ворочанье, хныканье.

Прочитайте полезную статью Как пеленать новорожденного?>>>

Раздраженная кожа, опрелости;

Если у ребенка чувствительная кожа, а вы не используете никаких средств или часто подолгу не меняете пеленки, попка и ножки покроются красными пятнышками и будут зудеть даже в сухих подгузниках.

Намажьте успокаивающим кремом, например, цинковой пастой, бепантеном и обязательно устраивайте воздушные ванны малышу.

Подробно о том, что делать при раздражении на коже у малыша читайте в статье Опрелости у новорожденного>>>

Неудобное положение;

Груднички первых месяцев жизни еще не умеют сами переворачиваться и могут банально отлежать бочок. Есть смысл каждый час поворачивать малыша на другой бок или на животик, когда он долго спит.

Приобретите специальную подушечку с отверстием посередине для головы – так младенцу будет удобнее.

Кроме того, причины могут быть и другие. Сильный плач у грудничка: что делать, как узнать, чего он хочет? Вот что может быть причиной:

  1. Голод;

Младенцы должны кушать столько, сколько требует их организм. Не стоит кормить по часам, ожидая очередного запланированного кормления, если ребенок надрывается от плача.

Голодный грудничок, если взять его на руки, начинает искать грудь, причмокивать, открывать ротик.

Много полезной информации по этому вопросу вы найдете в статье Кормление по требованию>>>

  1. Много воздуха в желудке;

Это может быть вызвано неправильным захватом груди или сползанием на сосок во время кормления.

Если вы чувствуете, что ребенок плохо сосет грудь и у него небольшие прибавки в весе, то обязательно нужно исправлять прикладывание.

Из-за плохого захвата, ребенок наглатывается воздуха и распирающее ощущение, похожее на изжогу, заставляет его плакать и капризничать.

Чтобы решить имеющиеся проблемы с кормлением грудью, смотрите интернет-курс Секреты грудного вскармливания>>>

  1. Колики;

Начинаются обычно в возрасте 2-х недель и заканчиваются к 3-м месяцам. Чаще всего проявляются долгим и пронзительным криком. Малыш никак не успокаивается и продолжает горько плакать.

Помогают ребенку ношение на руках, мягкие покачивающие движения, тепло маминого живота.

Чем еще можно помочь малышу при болях в животике, смотрите в интернет-курсе Мягкий животик: как защитить ребенка от коликов и газиков>>>

  1. Боль;

Затекла ручка, укусил комарик,  повышается температура, режутся зубки – все это будет приводить к дискомфорту и ребенок будет вам сигнализировать об этом плачем.

Кстати, пока ваш кроха еще маленький, изучите статью о том, когда появляются зубки и как облегчить состояние малыша при болях в деснах: Прорезывание зубов у детей>>>.

  1. Запор;

Ребенок при этом подтягивает ножки к животу, как и при коликах, но еще и тужится.

Стоит помнить, что запор – это твердый кал. Если ребенок прокакался и при этом его кал светло-желтого цвета, жидкий – то это не запор и никаких вмешательств в виде свечей, мыла и прочих ужасных процедур, малышу не требуются.

Смотрите статью Запор у грудничка при грудном вскармливании>>>

  1. Страх;

Надолго остался в одиночестве, приснился плохой сон, испугал громкий резкий звук. Старайтесь быть рядом с ребенком во время его сна, чтобы встретить малыша, едва он откроет глаза и не давать повода для тревоги.

Если ребенок плохо спит, засыпает с плачем и не отпускает вас от себя во время сна, смотрите интернет-семинар Спокойный сон малыша от 0 до 6 месяцев>>>

  1. Желание поспать;

Да и так бывает – спать хочет, а сам уснуть не может. Нужна мама, ручками сам себе мешает, устал, надо успокоиться. Ну как тут самому справиться?

Также читайте статью Ребенок хочет спать, но не может уснуть>>>

  1. Замерз/жарко.

Проверьте температуру тела на ощупь и переоденьте, при необходимости. По этому вопросу есть статья на сайте: Температура в комнате для новорожденного>>>

Только найдя нужную в данный момент причину, вы сможете понять, как успокоить новорожденного, если он плачет.

Каприз или истерика?

Итак, ситуация уже «состоялась»: кроха раскапризничался. Он плачет, злится, канючит, бросает игрушки, протестует, а возможно, даже заходится плачем, бьется головой об стену или об пол, непроизвольно выгибается. Родителям еще предстоит разобраться в причинах, вызывающих подобное поведение малыша (а оно всегда является выражением каких-то его внутренних страданий), и мы займемся этим немного позже.

Сейчас главное – правильно отреагировать на детские слезы и успокоить кроху.

Чтобы это сделать, важно разграничить два понятия: каприз и истерика. По внешним проявлениям они могут быть похожими:

ребенок сильно плачет, долго не успокаивается;
может громко кричать, привлекая внимание окружающих;
часто малыш падает на пол и бьется головой или ногами об пол;
не слушает увещеваний взрослых;
выражает явный протест против всех действий родителей.

Однако каприз от истерики отличается тем, что во втором случае малыш теряет контроль над своими действиями, может дойти до изнеможения, даже до судорог. В этот момент он не отдает себе отчета в своих действиях, его нервная система ему не подвластна. Во время истерики ребенок не слышит, что говорят ему взрослые, и не может отреагировать на слова.

При первых проявлениях капризов нужно попытаться отвлечь внимание крохи на что-то более интересное. В 2 года этот прием все еще довольно эффективен

Читать так же:  Строительство детских бассейнов в Хабаровске

Если это не помогает, родителям важно сохранять спокойствие и самообладание, не проявлять никакой реакции на происходящее (хотя порой это ох как непросто). Иначе истерика пройдет, а ощущение того, что с ее помощью можно добиться желаемого, у ребенка останется, ведь когда он плачет, но еще не истерит, он внимательно наблюдает за тем, у кого какую реакцию вызывает его «концерт»

Если мама выстояла, но дрогнула бабушка – в дальнейшем кроха будет самоутверждаться за ее счет

Иначе истерика пройдет, а ощущение того, что с ее помощью можно добиться желаемого, у ребенка останется, ведь когда он плачет, но еще не истерит, он внимательно наблюдает за тем, у кого какую реакцию вызывает его «концерт». Если мама выстояла, но дрогнула бабушка – в дальнейшем кроха будет самоутверждаться за ее счет.

Каприз гораздо проще предотвратить, чем потом остановить. Можно попытаться предложить малышу альтернативу того, из-за чего он начал хныкать (мы не можем сейчас купить тебе этот самолетик, но можем дома собрать его из твоего конструктора), либо развеселить неожиданной шуткой, веселой песенкой. В общем – переключить. Иногда успокоение после таких мер наступает довольно быстро.

В любом случае поговорить с ребенком о проблеме удастся только тогда, когда он полностью успокоится и будет готов слушать и отвечать.

Нельзя делать попытки остановить истерику, кричать на ребенка, угрожать, высмеивать его, дразнить, уступать ему из чувства стыда перед окружающими. Все это даст ребенку бесспорный козырь: спектакль действует!

Прежде чем начать борьбу с истерическими приступами, следует разграничить два понятия «истерика» и «каприз». Капризы – преднамеренные действия, имеющие своей целью получить желаемое, невозможное или запретное. Проявляются капризы аналогично истерикам: топаньем, криком, швырянием предметов. Капризы зачастую рождаются там, где нет возможности их исполнить – например, хочется съесть конфету, а их в доме нет, или пойти на прогулку, а за окном ливень.

Детские истерики отличает непроизвольность. Малыш не может справиться с эмоциями, и это выплескивается в физических проявлениях. Так, в истерическом состоянии ребенок рвет на себе волосы, царапает лицо, громко плачет или стучится головой об стену. Можно констатировать, что порой бывают даже непроизвольные судороги, которые называются «истерический мост». Ребенок в таком состоянии выгибается дугой.

В момент истерики малыш не контролирует себя. Это видно по поведению. Нередко наблюдаются судороги, сильная одышка. Приступ всегда сопряжен с агрессией и раздраженностью.

Случай 5: гиперактивность

Гиперактивные детки в наше время не редкость. Часто родители от отчаяния идут к врачам и просят у них совет, как успокоить гиперактивного ребенка. К сожалению, педиатры чаще всего выписывают лекарства. Это могут быть легкие транквилизаторы – «Фезам», «Тазепам» и другие. Разумеется, давать такие препараты детям не стоит, но что делать, когда малыш устраивает шумные игры и не менее шумные истерики?

Лучше подойти к решению проблемы с точки зрения психологии. Используйте приведенные ниже игры и приемы.

5 способов успокоить гиперактивного ребенка

  1. Пульт от малыша Возьмите старый пульт от телевизора и поиграйте с малышом в игру. Как только чадо начнет шуметь, делайте вид, что уменьшаете громкость. Малыш должен выполнить команду.
  2. Салфетка Объясните ребенку суть игры: вы подбрасываете салфетку, и, пока она падает, малыш волен делать что хочет – кричать, хохотать, бегать, но как только салфетка коснется пола, чаду придется замолчать и вести себя тихо.
  3. Кит Предложите малышу поиграть в кита. Он будет китом, который медленно погружается под воду (в данном случае вода, конечно, воображаемая), медленно плывет, медленно ищет что-то «на дне».
  4. Тихие игры Дайте малышу задание – пусть соберет пазл, обведет рисунки, нарисованные точками, раскрасит раскраску. Подойдет любая игра, требующая сосредоточенности и терпения. Разумеется, пообещайте награду.
  5. Повторение Суть игры: ребенок должен повторять за вами все движения и действия. Начните с громких игр и резких движений, но постепенно сбавляйте темп. Ребенок, повторяющий за вами, тоже будет постепенно успокаиваться.

Как научить детей переживать стресс? Не говорите «Не плачь!»

Когда ребенок падает, часто можно услышать от родителей: «Все хорошо, вставай». Когда ребенок плачет в магазине, потому что не может получить столько конфет, сколько хочет, можно услышать, как говорят: «Хватит реветь, или я накажу тебя». Если ребенок плачет, потому что сестра получила подарков больше, чем он, можно услышать: «Успокойся, жизнь несправедлива».

Что общего во всех этих примерах? Родители пытаются остановить истерику ребенка. Они пытаются объяснить, что жизнь сложная, и, возможно, имеют ввиду, что им нужны навыки, чтобы все это пережить. А что если, высказывая такие фразы или похожие, мы запутываем ребенка еще больше?

Когда мы говорим ребенку, что все хорошо или ему нужно прекратить плакать, мы отвергаем то, что он чувствует на самом деле. Представьте, вы говорите другу: «Я очень расстроен сейчас, потому что мой кот умер». А он вам отвечает: «С тобой все хорошо. Ты всегда можешь найти нового кота, это не конец света». Как бы вы себя почувствовали после таких слов? В этот момент кто-то пытается переделать вашу ситуацию в лучшую сторону вместо того, чтобы вас понять и посочувствовать. Когда такое происходит, ваши эмоции не учитываются собеседником. А вы ведь хотели именно эмоциями поделиться…

Этот эффект в английском языке носит название гаслайтинг. Если переводить дословно — газовый свет. Но на самом деле значение гораздо глубже. Это психологическая манипуляция, которая заставляет другого человека сомневаться в себе, в своих чувствах, в ощущениях, даже в самой реальности. Например, когда мы говорим ребенку: «Не выйдешь из-за стола, пока не съешь кашу», а они отвечают, что уже сыты. Или когда мы говорим ребенку, что он ничего не повредил себе, когда на самом деле пару минут назад упал и плачет… Этими фразами мы переделываем их реальность. Они перестают слушать свою интуицию. Они теряют свою чувство безопасности и веру в себя.

Читать так же:  Как сделать тортик из памперсов своими руками в подарок девочке и мальчику: пошаговые мастер-классы для начинающих

«Другие люди говорят, что я плачу без причины. Я нахожусь в замешательстве от того, что я, по их мнению, должен чувствовать и чувствую на самом деле. Со мной скорее всего что-то не так». Примерно так оценивает ситуацию наш мозг.

Люди плачут по причине. Одна из этих причин — это пережить стресс в его пике. Ушиб, сломанная игрушка, не тот цвет шапки, желание иметь то, чего нельзя, — все это стрессовые ситуации для ребенка. Чем больше мы давим словом в этот момент, тем больше им кажется, что с ними что-то не так.

Какая же тогда есть альтернатива? Если не говорить ребенку, что все хорошо, то что тогда?

Мы можем научить наших детей сопротивляемости, сопереживанию и состраданию, моделируя эти ситуации вместе с ним в реальной жизни

И самое важное, мы перестаем «гасить» их собственные чувства. Мы перестаем говорить, что они слишком чувствительны, слишком остро реагируют или плачут без причины

Нам важно в этот момент не нанести им вреда, а отразить то, что действительно важно для них в данных ситуациях.

Мы должны попытаться понять, что они переживают в этот момент. Мы спрашиваем: «Все ли хорошо?» вместо утвердительного «С тобой все хорошо!». Так мы проявляем сочувствие.

Еще мы можем проявить сочувствие, говоря «Я понимаю, как ты себя сейчас чувствуешь. Я бы тоже на твоем месте себя так чувствовала».

Придать силу чьим-то переживаниям — это самое мощное проявление сострадания и понимания. Вам может показаться неважным позволить ребенку всхлипнуть на плече о кажущихся незначимых переживаниях, но, позволяя свободно выражать обычные человеческие эмоции, мы даем им практику здоровой душевной жизни. Используя этот навык в воспитании, можно заложить фундамент устойчивой и здоровой эмоциональной сферы.

И эффект вашего воспитания будет передаваться дальше и дальше. Выбор, который мы делаем, определенно влияет на наших детей, но может влиять и на наших внуков, и на окружающих нас людей.

Причина № 3. Мне жарко (холодно)

Температура очень важна для хорошего самочувствия и настроения крохи. В комнате, в которой находится ребенок, нужно поддерживать постоянную температуру (22 – 24 °С — для новорожденных, 20 – 22 °С — для более старших детей).Как создать комфортную температуру 

  • Потрогайте плечики, спинку или запястья малыша: если они горячие и потные — малыш перегрелся, если прохладные — мерзнет;
  • Если малышу жарко, раскройте его, снимите один слой одежды, переоденьте в сухое белье;
  • Если малыш замерз, заверните его в одеяло, возьмите на руки, приложите к груди. Когда кроха согреется, перед тем как положить его в кроватку, не забудьте надеть на него еще один слой одежды;
  • На будущее: не следует кутать ребенка — одежда малыша должна быть свободной и дышащей, из натуральных тканей, например из хлопка. Перегрев дети переносят гораздо тяжелее, чем переохлаждение, и это всегда стоит иметь в виду, одевая кроху.

Как воспитателю успокоить ребёнка в садике

Всё остальное помогает только в дополнение к тому, что тоддлер должен быть обеспечен альтернативным объектом привязанности, когда он разлучён с родными.

Что помогает:

  • Чёткое обозначение начала и окончания занятия, понятное малышу.
  • Явный, уверенный, решительный уход родителя.
  • Повторяющийся ритуал входа и выхода на занятие (приветствие и прощание, мытьё рук, закрывание дверей).

В моём классе все знают, что о скором окончании занятия возвещает «кукареку» моего специального будильника на телефоне. Очень популярна мантра «после «кукареку» мама придёт», которую сначала я повторяю всем, кто хватился мамы, а потом они и сами напоминают себе об этом по мере необходимости, чтобы умерить тревогу.

Реальный диалог двух девочек. Одна рисует, вторая рядом клеит. Обе ещё не говорят предложениями.

Первая (немного печально): «Мама…»

Вторая (деловым тоном): «Кукареку».

Обе девочки продолжают работать.

Педагог (про себя): «Йес! Система функционирует без моего участия!»

Утешать или отвлекать? Ни то, ни другое. У малыша есть конкретная задача: справится со своим эмоциональным состоянием, самостоятельно (иначе это невозможно) приобрести внутреннее равновесие и стабильность, преодолев тревогу и разлуку. Утешать — пытаться проделать работу за ребёнка. Отвлекать — мешать эту работу проделать. Помочь не более необходимого, только чтобы помочь справиться самому — можно и нужно, это и есть поддержка.

Вы сообщаете малышу на доступном для понимания уровне:

  • что мама придёт позже;
  • он расстроен;
  • вы поняли, что он расстроен;
  • вы можете побыть с ним, обнять, если он хочет.

Можно сказать: «Тебе грустно. Ты можешь грустить и делать что-то ещё. Чем ты хочешь заняться, пока грустишь?» И предложить материалы. Если ребёнок отказывается, констатировать факт: «Ты хочешь посидеть здесь, пока грустишь» (почему бы и нет, делать два дела одновременно очень сложно). Тут тонкий баланс между тем, чтобы дать понять, что вы видите проблему и сочувствуете человеку, и тем, чтобы не подпитывать элемент демонстративности.

Вы излучаете уверенность, что горе переживаемо, посильно, что это такое же дело, как помыть окно или почистить обувь. Ребёнок вправе им заниматься, пока желает, столько, сколько ему нужно. Он может попросить помощи или заняться чем-то другим, если захочет. Можно не отвлекать от горевания, а оказаться в поле зрения, занятым своим делом. И когда малыш (сам!) проявит интерес (у соседа-то материал заметнее, чем на полке), сказать: «Я уже закончила заниматься с этим материалом. Твоя очередь, если хочешь». Часто картина того, как другие заняты, помогает найти своё дело.

Нужно уделить внимание и родителям, объяснить, что маленькие дети с трудом переключаются с одной ситуации, с одной привязанности на другую. Важна твёрдость и решительность взрослого, уверенность, что ребёнку нужно остаться в классе и это безопасно

Читать так же:  7 показаний для рентгена у детей и частота проведения процедуры

Если родитель сам сомневается и боится (боится огорчить, а малыш-то не знает, чего боится взрослый), то ребёнок паникует. Если родитель, страшась увидеть слёзы дорогого чада, норовит исчезнуть по-тихому, малыш начинает бояться, что взрослый может исчезнуть в любую секунду, и вернуть доверие маленького человека будет нелегко. Подчас надёжность родителя важнее приятности. Мама сказала, что уйдёт, и ушла. Малыш не обязан радоваться её уходу. Но если мама делает то, что говорит, значит, когда не сказала, что уйдёт, можно не опасаться, что она куда-то денется.

Причина № 4. Мне больно

Что означают резкие, пронзительные, встревоженные крики, которые не прекращаются, даже когда вы берете малыша на руки? Они говорят о боли, которую он испытывает. Чаще всего это боль в животике или колики. Мало кому удается их избежать, но вы можете помочь малышу и снизить неприятные ощущения.

Читайте о том, как с ними справиться, здесь.

Как снизить болевые ощущения малыша

  • Следите за тем, чтобы во время кормления ребенок захватывал сосок и ареолу — так воздух не будет попадать к малышу вместе с молоком (громкое причмокивание — признак того, что ребенок подсасывает воздух вместе с молоком, а этого надо избегать);
  • Если малыш находится на искусственном вскармливании, кормите ребенка несколько медленнее, смесь должна полностью заполнять соску; можно воспользоваться специальными бутылочками, не позволяющими воздуху проходить вместе с пищей;
  • После кормления подержите малыша 2 – 5 минут в вертикальном положении, с головкой, прислоненной к вашему плечу, и с животиком, тесно прижатым к вашей груди;
  • Сделайте малышу несложный массаж, стимулирующий выведение газов из кишечника: уложите его на спинку и погладьте ему животик по часовой стрелке. Массаж производите мягким надавливанием на живот вокруг пупка. Мысленно нарисуйте на животике подкову, концы которой направлены вниз. Движения вашей руки должны следовать этой траектории по часовой стрелке;
  • Положите малышу на животик теплую (не горячую) пеленку или грелку;
  • Попробуйте газоотводную трубочку (ее можно приобрести в аптеке). Процедура такова: малыша надо уложить на бочок, тонкий конец трубочки, смазанный вазелином, ввести в задний проход примерно на сантиметр, а другой опустить в стакан с водой. Если причина боли в газах, скопившихся в кишечнике, то вскоре вы увидите пузырьки воздуха. Иногда трубочка стимулирует стул, что тоже приносит облегчение младенцу;
  • Наладьте свое питание, попытайтесь определить, какой продукт вашего рациона вызывает колики у малыша, и старайтесь его не употреблять. Капуста, бобовые, виноград, изделия из дрожжевого теста, любая острая пища, кофеин, шоколад могут усиливать колики у ребенка;
  • Попробуйте давать малышу из бутылочки теплый чай из фенхеля или укропную воду;
  • При отсутствии эффекта от вышеперечисленных мероприятий обратитесь за консультацией к педиатру, при необходимости он рассмотрит возможность применения медикаментозных средств — препаратов, которые устраняют повышенное газообразование, не всасываются в кровь и не наносят вреда малышу;
  • Усиливать метеоризм может переизбыток лактозы или недостаток фермента лактазы. Это происходит тогда, когда малыш получает слишком много «переднего» молока и не получает «заднего». В начале кормления материнское молоко более насыщено молочным сахаром — лактозой. Оно называется «передним». Через 10 – 15 минут кормления одной и той же грудью она начинает вырабатывать «заднее» молоко. Оно богаче жирами, которые нейтрализуют лактозу и тем самым снижают газообразование. Также заднее молоко обладает успокоительным эффектом и помогает беспокойным детям засыпать.

Случай 2: капризы

Капризы могут быть по разным поводам, поэтому сначала стоит выяснить причину. Если она кроется не в плохом самочувствии ребенка, а в более безобидных вещах, можно начинать действовать.

6 способов успокоить капризного ребенка

Способ первый: пропустите мимо ушей

Не вступайте с ребенком в спор, доказывая, что он не прав. Тем более не ругайте малыша, не упрекайте за плохое поведение

Лучше сделайте вид, что заняты, а  еще лучше – переключите внимание самого малыша на что-то другое

  1. «Ой, смотри! Птичка полетела!»
  2. «Посмотри-ка, какая большая машина поехала!»
  3. «Видишь, то облако, кажется, похоже на собаку!»

Используйте любые хитрости, чтобы кроха отвлекся от капризов и плача и заинтересовался чем-то другим.

Способ второй: компромисс

Не бросайтесь сразу успокаивать малыша. Просьбы типа «не плачь!» и «успокойся!» только еще больше раззадорят карапуза, и каприз может перерасти в истерику. Лучше попросите малыша плакать потише. Например, чтобы не разбудить соседей или чтобы не мешать папе работать. Этим вы даете малышу разрешение на плач, а дозволенные вещи уже не так интересны, как запретные.

Способ третий: заговорить!

Говорите! Много, быстро и энергично. При этом не обращайте внимания на капризы ребенка, будто бы он и не плачет вовсе, а все время внимательно вас слушает. Удивительно, но маленькие детки очень быстро и впрямь замолкают и начинают внимать.

Способ четвертый: смех от капризов

Попробуйте рассмешить малыша. Пощекочите его, спойте задорную песенку или поиграйте игрушкой, смешно изменив голос.

Можно придумать специальный обряд. Например, подуйте крохе в лицо, чтобы якобы высушить слезы.

Способ пятый: таблетки от капризов

Эта хитрость подойдет для деток старше 3 лет. Как только кроха начинает кукситься и плакать, предложите ей «вкусную таблетку». В ее роли может выступать конфетка, мармеладка или другое любимое ребенком лакомство. Но предупредите, что если «таблетка» не подействует, больше такое лечение вы предлагать не будете.

Способ шестой: любовь

Самое мощное оружие против детских слез – это, конечно, любовь. Обнимите своего малыша, прижмите к груди и искренне скажите, как сильно вы его любите. Любите ребенка и не забывайте показывать это и вербальными, и невербальными способами.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button