Как правильно воспитывать ребенка: рекомендации психологов, базовые принципы воспитания без криков и наказаний
Содержание статьи
- Как ВОСПИТЫВАТЬ детей БЕЗ КРИКОВ И наказаний комаровский. КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА БЕЗ КРИКОВ И НАКАЗАНИЙ: Вопрос №1 от Натальи, 36 лет
- Почему мы кричим?
- КАК НЕ КРИЧАТЬ НА РЕБЕНКА: Вопрос № 3 от Ольги, 44 года
- Как воспитать ребенка без криков и наказаний
- Как объяснить, что ребенок поступает неправильно
- Когда нельзя наказывать и ругать детей
- Основные принципы воспитания детей без наказаний
- Метод кнута и пряника
- Основные принципы воспитания без давления на психику
- Выбираем правильную линию поведения
- 1. В противопоставление наказаниям родителям необходимо делать акцент на чувствах других.
- 2. Констатируем факты и находим способы решения вместо того, чтобы стыдить.
- 3. Обеспечивайте адаптированную среду для развития и тренировки воли
- 5. Замените наказания последствиями и будьте тверды
- Несколько секретов для родителей
- Однако в жизни встречаются не только моцарты в воспитании, но и сальери
- Второй уровень послушания (как правило, от 3 до 7 лет)
- Как воспитать успешного ребенка?
- Почему нельзя кричать и наказывать?
- Как себя вести с ребенком
Как ВОСПИТЫВАТЬ детей БЕЗ КРИКОВ И наказаний комаровский. КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА БЕЗ КРИКОВ И НАКАЗАНИЙ: Вопрос №1 от Натальи, 36 лет
Я хочу поговорить о наших детях, в школе очень сложная программа. Мой ребенок не справляется с ней. Я иногда сама делаю за него уроки, потому что устала слушать от учителя упреки в его адрес. Скажите что мне делать? Правильно ли я поступаю?
Для начала важно определить, почему ребенок не справляется с программой , чтобы исключить возможные психофизиологические причины:
- повышенное внутричерепное давление,
- гипертонус,
- психологические проблемы,
- СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность).
Если школа, в которой учится ребенок, отличается повышенными требованиями к программе, подумайте, что для вас важнее: психологическая сохранность вашего ребенка или престиж обучения в такой школе. Часто сталкиваюсь с явлением, когда на консультации оказывается интеллектуально довольно продвинутый человек, но эмоционально заторможенный или надломленный, в силу чего возникли другого рода сложности, приведшие его к психологу в зрелом возрасте.
Если говорить о помощи, а не о «делании уроков за него», то она должна быть адекватной: мы не решаем за ребенка, а помогаем в том, что он уже делает или сделал. Наша родительская задача — научить ребенка учиться. И помощь здесь заключается в том, чтобы помочь ему организовать свой учебный процесс :
- садиться за уроки в одно и то же время,
- отделять простое от сложного,
- главное от второстепенного.
Например, сначала ты делаешь сложные и нелюбимые уроки, а на «десерт» — те, что поприятнее и полегче. Вам может помочь циклограмма планирования и организации жизни детей .
Не менее важной задачей является научить детей вовремя обращаться к нам за помощью в случае затруднения. Ведь если он в чем-то отстал, не успевает за работой класса, то далее, как «снежный ком» накапливаются все новые и новые непонятные темы
Отсюда и недовольство учителя, и страх перед учебой, и недоверие родителей, и разрушение самооценки ребенка. Определите тему, на которой он «застрял», проработайте ее совместно. Свяжите эту тему со всеми последующими, чтобы у него появилась целостная картина. Кстати, люди усваивают информацию по-разному. Кому-то важно показать целую картину сразу, а кому-то последовательно лишь ее фрагменты. Представляете, если первому дробят картину на части, а по причине его непонимания эти части — еще на отдельные части, а потом просто ребенку приклеивают ярлык УО и отправляют в спецкласс!
Позаботьтесь о том, чтобы учеба доставляла ему удовольствие и радость, а не страдания. Не устраивайте гонки за оценками, учите его учиться, проявлять интерес, а не получать оценки. Научите не бояться ошибок , не сравнивать себя с другими, ведь все дети развиваются по-разному и на самом деле нет ничего страшного в «двойках» и «тройках». Не ошибается тот, кто ничего не делает, не нужно бояться ошибок, нужно научиться анализировать их, делать выводы и исправлять. Среди неуспешных учеников были талантливейшие люди нашей планеты, такие как Альберт Эйнштейн, Андрей Дмитриевич Сахаров, отличавшийся своей ментальной медлительностью. Может, ваш ребенок отличается не скоростью и успешностью (от слова «успевать»), а глубиной. Для школьных показателей и для многих учителей признаком успешности является скорость, и это травмирует ребенка. Добавьте к этому вашу реакцию недовольства, раздражения и страха. Даже если учитель не доволен успеваемостью, способностями вашего ребенка, не ловите эту же реакцию, не удваивайте стресс для ребенка.
Почему мы кричим?
Давайте разберемся, почему же недовольство поступком ребенка чаще всего выражается в крике.
Но задумайтесь: вы начали кричать, поговорив с сыном или дочкой и услышав их мнение о сложившейся ситуации или не дав ребенку сказать и слова и не разобравшись во всем?
Поступок ребенка становится точкой для выплеска негатива. И негатив этот принимает форму оскорблений или унижений, а основным аспектом становится ваше состояние: «Я работаю, как Папа Карло, а ты меня подводишь», «Я совсем не отдыхаю, ты не помогаешь», «Я столько делаю, а ты не ценишь».
Любое ваше высказывание в адрес ребенка начинается с вас – крича на него, вы начинаете с себя, с того, что делаете вы. В крике вы выражаете все то, что хотели выплеснуть в течение дня, но не было возможности, а управлять гневом, когда переполняют отрицательные эмоции, вы не умеете.
КАК НЕ КРИЧАТЬ НА РЕБЕНКА: Вопрос № 3 от Ольги, 44 года
У меня трое детей и в последнее время я все чаще ловлю себя на мысли о том, что ору на них без причины. Как сдерживать свой гнев? Иногда мне хочется даже прибить их. Постоянно кричу на ребенка, как не кричать на ребенка?
Ольга, попытайтесь осознать причину своего гнева. Может быть это хроническая усталость? Неудовлетворенность другими сферами жизни: напряженные отношения с мужем, другими родственниками, проф. нереализованность, материальные трудности, эмоциональное выгорание? Выстроены ли ваши границы, которые позволяют вам ощущать собственную значимость, безопасность, самоуважение, позволяют отдыхать вовремя? Умеете ли вы говорить другим «нет» или это слово может звучать только в самой предельной точке накала, когда сдержать эмоции уже нет сил? Как обстояло дело с вашим собственным детством? Кричали ли на вас? Может стоит проверить свой гормональный фон, физическое здоровье?
В любом случае, для того, чтобы осознать истинные причины своего гнева и обязательно отреагировать его в экологичной для себя и других форме, лучше обратиться к психологу, пройти индивидуальную терапию. Я думаю, мне не стоит говорить о разрушительном влиянии крика на детей, на ваши отношения в семье. Если такое случилось, что ж, бывает, и задавая свой вопрос, вы показываете, что уже ищете выход. А лежачего, как говорится, не бьют))
На своих семинарах для родителей подростков я часто упоминаю о «золотом часе родителя». У вас должен быть один час в день, когда вы предоставлены самой себе, когда занимаетесь любимым делом, которое приносит вам удовольствие
А для этого важно поработать над созданием/укреплением ваших личных границ. Не зря ведь во многих культурах предусмотрены утренние, вечерние молитвы, какие-то ритуалы, которые дают отдых уму и сердцу, позволяют «подзарядить свои батарейки», выйти из суеты, отстраниться, наполниться свежими силами.
Также, в момент когда вы злитесь, полезно позаниматься каким-нибудь активным физическим трудом: помойте пол, сделайте генеральную уборку, подметите двор, придумайте что-то интенсивное до пота, включите музыку, попрыгайте. Покричите в подушку. Погримасничайте перед зеркалом, выражая свой гнев в зверином оскале, напрягите мышцы шеи и плеч, изображая ощетинившегося волка, порычите, потопайте ногами, вытащите из себя эту эмоцию. Не нужно ее сдерживать, т.к. это чревато осложнениями: она спрячется внутри в виде болезни, накопится еще больше гнева по длительности и интенсивности и меньше способности к самоконтролю. Не стесняйтесь объяснять детям причины своего гнева (в разумных пределах конечно, считаясь с их возрастом и границами дозволенного, не настраивая их против кого-либо), просите их помощи, поддержки.
Может быть, вы попросите их записать вас на видео в этот момент, превратите затем просмотр в шутку, посмейтесь, когда все уляжется над собой от души, разрядите обстановку. Только сильный человек способен от души похохотать над собой. Не застревайте в чувстве вины, оно разрушительно и неконструктивно. Для того, чтобы лучше понять и объяснить или рассказать о своих чувствах детям, поиграйте в игру. Соберите подходящие картинки, которые отражают ваше состояние ( можно в электронном варианте, скачайте с интернета). Позвольте сделать то же. Вы открываете первую картинку, рассказываете по ней о своих чувствах, как она похожа на то, что происходит внутри, затем ребенок открывает свою, итак далее, пока не расскажете друг другу всего, что хотелось.
Настройтесь на спонтанность, поток, не давите и не принуждайте ни себя, ни других. Если не идет, не насилуйте никого. Если получилось, то это упражнение очень сближает, освобождает от негатива. Душа наша мыслит образами, и то, что с трудом понимается или передается словами, можно легко изобразить картинкой. Закончите обязательно светлыми, позитивными образами, дающими надежду. Выводите ваши отношения в русло осознавания, сопереживания друг другу, уходите от дикого первобытного ора. Не стесняйтесь просить прощения у детей, это очень сближает и дает им прекрасный пример.
Как воспитать ребенка без криков и наказаний
Если взрослый поощряет активность ребенка, то неминуема ситуация, когда инициатива приведет к погрешностям и неправильным поступкам
Важно разъяснить, в чем заключается ошибка и как правильно следует поступить. Важно, чтобы ребенку стал понять алгоритм правильных действий и последствия ошибочных поступков
Отец, воспитывающий сына ремнем, должен ожидать агрессии от него в любой сложной жизненной ситуации. Если же нервная система слабая, то комплексы и страхи будут преследовать ребенка не только в детстве и на протяжении периода взросления, но и во взрослой жизни.
Воспитание с раннего детского возраста чувства ответственности за свои поступки помогает вырастить самостоятельную личность, которая понимает четкую связь между своим поведением и возникшими проблемами из-за неправильных действий.
Как объяснить, что ребенок поступает неправильно
Важно, чтобы малыш осознал пагубность своих неразумных поступков. Если он сломал или испортил дорогую игрушку, родители должны объяснить ему, что теперь ему придется обходиться без нее
И замены не будет, так как семейный бюджет исчерпан. Чтобы в следующий раз получить новую, придется подождать знаменательного события вроде дня рождения или новогоднего праздника.
Агрессивное поведение со сверстниками должно подвергаться тщательному анализу. Хороший результат можно получить, если прочитать малышу сказку или рассказ о том, что грубые и злые люди обычно остаются без друзей и не пользуются уважением.
Приучить к уборке своей комнаты сложно с помощью нотаций и каждодневных напоминаний. Гораздо эффективнее будет провоцирование ситуации, когда ребенок не сможет отыскать нужной вещи или любимой игрушки. Повторение такого сценария пробудит желание навести порядок.
Для психики ребенка будет полезно, если он самостоятельно осознает, что его плохое поведение вызывает огорчение родителей и привносит в его жизнь немало проблем. Личность в этом случае приобретает необходимый опыт без психологического давления и травм.
Когда нельзя наказывать и ругать детей
Родители должны знать, что есть определенные моменты, когда нельзя наказать ребенка без ущерба для его психики. Следующие ситуации требуют особого внимания:
- получение психологической или психической травмы;
- состояние после перенесенного заболевания, когда нарушение поведения связано с ослаблением организма;
- возраст до двух лет.
На родителях лежит ответственность определить, связаны ли капризы с болезнью или обусловлены нежеланием подчиняться правилам.
Основные принципы воспитания детей без наказаний
Чтобы воспитание дало положительный результат, нужно придерживаться таких правил:
- показывать своему чаду пример правильного поведения;
- избегать оскорблений и унижения достоинства маленького человека;
- отказаться от крика и спокойно реагировать на любые шалости;
- не сравнивать своего ребенка с более успешными детьми;
- не применять силу и физическое воздействие, также ограничение свободы.
Ошибки в воспитании можно свести к минимуму, если периодически получается примерить на себя поведение ребенка и попытаться осознать мотивы его плохих поступков.
Метод кнута и пряника
Во многих семьях именно на этом методе строится воспитание ребенка: получил хорошую отметку в школе – поощрили, не убрал в комнате – наказали. Так ребенок привыкает в первом случае к различным манипуляциям, а во втором – к страху.
А как воспитывали детей раньше? Взыскательные меры имели место во все времена как в семье, так и в учебных заведениях: розги, товарищеские суды вплоть до бойкота, ремень. Любой из этих методов зарождал в ребенке одно из двух чувств: страх или неповиновение. Все зависело от характера.
К чему приводит неповиновение? К мысли, что им, ребенком, вовсе не интересуются, а что бы и как он ни сделал, его все равно накажут. В этом случае все его действия будут назло – ребенок выбирает свой путь и будет делать все так, как хочется ему, невзирая на последующее за этим наказание.
Телесные наказания могут иметь последствия не только в становлении личности ребенка, но и в его сексуальных предпочтениях во взрослой жизни.
Ребенок – это индивидуальность, развитие которой зависит от родителей и учителей. И если вы хотите вырастить полноценную личность без лишнего груза комплексов, который ребенок принесет во взрослую жизнь, то методы воспитания надо менять.
Основные принципы воспитания без давления на психику
Прислушайтесь к рекомендациям психологов, запомните основные правила воспитания деток. Помните: родительский труд – ежедневное, тяжёлое занятие, но при правильном подходе награда, отдача за любовь, доверие непременно будет.
Основные принципы воспитания счастливого ребёнка:
последовательность действий;
терпение, настойчивость, желание научить;
искренний интерес к делам маленького человечка/дошкольника/подростка;
воспитание на личном примере;
признание личности в любом возрасте;
уважение к мыслям, чувствам детей;
нельзя пилить, напоминать по сто раз, чтобы малыш что-то сделал
Такие действия провоцируют истерики, капризы, активное сопротивление;
поощрение за выполненные поручения;
нельзя поддаваться на провокации, грубость, истерики;
не откликайтесь на эмоциональные взрывы маленького капризули, пусть успокоится, тогда и поговорите;
откажитесь от физического, психологического насилия по отношению к деткам, но не позволяйте унижать, бить вас и близких;
для родителей важно самообразование, постоянное развитие, чтение книг по психологии, статей в научно-популярных журналах;
в сложных ситуациях обращайтесь за советом к психологу, выполняйте рекомендации специалиста.. Не создавайте ситуации, провоцирующие конфликты на ровном месте
Самый простой, но, к сожалению, распространённый пример.
Не создавайте ситуации, провоцирующие конфликты на ровном месте. Самый простой, но, к сожалению, распространённый пример.
Узнаёте ситуацию:
- мама с дочкой пришли играть в песочницу. На девочке вместо простенького, удобного комбинезона нарядное платье и милые туфельки;
- зачем мама так одела малышку? Чтобы девочка увлечённо лепила пасочки или смотрела со стороны, как играют другие детки? Непонятно, не продуманно, но повод для конфликта интересов уже есть;
- последствия ошибки: постоянные окрики: «Не лезь», «Ты испачкаешься», капризы в ответ. Кроме того, есть желание малышки поиграть, непонимание, зачем сюда пришли, раз нельзя возиться в песке, крики, нервы, испорченное настроение;
- вывод: в песочницу, для активных игр на улице надевайте одежду, которую не жалко испачкать, легко стирать. Конфликт просто не возникнет, потому что нет надуманного повода.
Выбираем правильную линию поведения
1. В противопоставление наказаниям родителям необходимо делать акцент на чувствах других.
«Ух ты! Посмотри-ка, как рад твой братик, что ты с ним поделился клубникой!»
«Этому мальчику должно быть очень обидно и больно из-за того, что ты его толкнул. Это очень неприятно….»
2. Констатируем факты и находим способы решения вместо того, чтобы стыдить.
Перед родителем не должно стоять цели сделать ребенку плохо, нужно научить, как осознать и исправить ошибку.
Ребенок балуется и в итоге проливает половину супа на пол. Позитивное решение проблемы — объяснить, что за столом не балуются и дать тряпку, чтобы он сам убрал за собой. И да, скорее всего он это будет делать с абсолютно беззаботным видом, вероятнее всего, напевая себе что-то под нос. И большинство родителей считают это неприемлемым, ведь нужно ему дать понять, что он сделал что-то плохое и взвалить на него груз вины
Вместо этого сконцентрируйтесь на мысли, что самое важное — это научить вашего ребенка исправлять свои ошибки, это качество ему ох как пригодится в жизни! Знаю, что это нелегко, но необходимо!
3. Обеспечивайте адаптированную среду для развития и тренировки воли
Вспомните себя в гостях со своей двухлеткой у бездетной пары. Вот вам пример неадаптированной среды. После многочасовых «нет, нельзя, положи, не трожь» вымотаетесь и вы, и ваш ребенок. В таких условиях воспитывать волю невозможно, поэтому уберите лишние соблазны, адекватно оцените возможности вашего ребенка в зависимости от его возраста и не требуйте невозможного.
5. Замените наказания последствиями и будьте тверды
4-летка не хочет чистить утром зубы? Хорошо, объясните, что это его выбор, но в таком случае, вы не сможете ему дать что-то сладкое в этот день, т.к. это очень плохо для зубов. Он может и не бросится сразу же выполнять вашу просьбу, но в какой-то момент, ему захочется печеньку и тогда он сам примет правильное решение и пойдет ванную. И именно этот момент ценен, т.к. он САМ принял правильное решение и сделал это. А маме придется потерпеть, что ее требования не выполняются ежеминутно, этот этап тоже придет, просто чуть позже.
Помните, что не существует волшебного слова или метода, которые заставят ваших детей беспрекословно слушаться. Но давая свободу и ответственность ребенку (при условии, что он физически готов к ней), вы помогаете ему тренировать волю к послушанию.
Воспитание — это марафон, а не спринт! Поэтому наберитесь терпения, решите для себя, какого ребенка вы хотите вырастить, делаете ли вы ставку на краткосрочную или долгосрочную перспективу и вперед! У вас все получится!
Перевод: Анна Клозон
Несколько секретов для родителей
Ребенок с самого рождения копирует маму и папу буквально во всем. Сначала это элементарные навыки и речь, затем это отношение к людям, формирование ценностей. И только личным положительным примером вы с самого детства медленно и верно приучите его к нужным поведенческим особенностям.
Чтобы этого добиться необходимо:
Установить лидерство. Это можно сделать только своим непоколебимым авторитетом, который уже с пеленок формируется в его сознании. Он должен четко видеть роль мамы и папы в семье, и свою по отношению к ним;
Но авторитет формируется не тем, что вы громко кричите и ругаетесь, пугаете ребенка, а тем, что вы с детства помогаете ему избежать неприятностей и спокойным, уверенным голосом объясняете, что может навредить, а что нет. Все – и тон, и высота, и мимика лица отображают не злость и раздражение, а уверенность и силу
Обратите внимание, ведь именно слегка повышенный голос и строгий вид действуют на малыша;
Придумать правильную систему поощрения.
Все это сделать несложно, если руководствоваться желанием построить здоровую атмосферу в семье, где малыш сможет нормально расти, развиваться и своими нежными чувствами к нему. Он должен осознавать, видеть, что родители любят его даже когда наказывают.
В этом видео педагог Олег Торсунов расскажет о секретах воспитания успешного ребенка:
Однако в жизни встречаются не только моцарты в воспитании, но и сальери
Наверняка Вам приходилось наблюдать, как мама «тащит» за руку маленького сынишку или дочку в садик, ребёнок плачет, а она орёт на него, потому что опаздывает на работу.
Или другая ситуация. Один малыш случайно толкнул второго и тот заплакал. Что делает мама? Она начинает ругать своего сына: «Ты ПЛОХОЙ мальчик! Зачем ты обидел этого ХОРОШЕГО мальчика?!»
Когда ребёнок начинает ходить в школу, ничего не меняется. Вечером после работы «уставшая» мама продолжает «орать» на ребёнка за замечание в дневнике или за не сделанные уроки.
Если это повторяется постоянно – у ребёнка неизбежно вырабатывается заниженная самооценка.
Второй уровень послушания (как правило, от 3 до 7 лет)
Активно развивается возможность слушаться, но качественное использование своей воли для послушания все еще носит эпизодический характер. Дети начинают осознавать свои желания, могут делать правильный выбор при соответствующей поддержке взрослого рядом. Послушание носит еще очень нестабильный характер, т.к. лимбическая система только в процессе формирования. По прежнему очень сильны эмоции и импульсы, идет развитие эмоционального интеллекта, в связи с чем очень часты эмоциональные вспышки, которые взрослым часто кажутся преувеличенными.
Ребёнок, наступив на порядочное количество граблей, начинает делать правильные выводы и слушается все чаще, но это механическое послушание. Если взрослые используют метод кнута и пряника, то ребенок рискует застрять на этом уровне. Наказания, угрозы и шантаж работают достаточно хорошо на этом этапе, но носят кратковременный характер. Родители должны понимать, что послушание из страха быть наказанным — очень шатко и в долгосрочной перспективе безрезультатно.
Как воспитать успешного ребенка?
Успешной личностью не рождаются, а становятся. В процессе становления такой личности важную роль играет деятельность родителей
Они должны помочь ребенку освоить какие-то умения, вселить в него понимание важности института семьи в жизни и наличия хороших друзей рядом
Мы поделимся с вами советами, как воспитать успешного ребенка:
- Начните заниматься с малышом как можно раньше. Сейчас очень популярны школы раннего развития, где проводятся занятия с детками с самого рождения. Конечно, не обязательно прямо с 1 месяца жизни пытаться научить ребенка считать, читать. Это лучше всего начинать делать, когда крохе исполнится 2,5 – 3 года.
- Не допускайте того, чтобы ребенку было скучно. Все занятия, которые вы с ним проводите, должны быть представлены для него в игровой форме, потому что именно игра для малыша – лучшая форма познания.
Если у вашего малыша не получается что-то, вы не должны игнорировать его эмоции. Обязательно в спокойной интонации, без гонора пообщайтесь с малышом, объясните, что без ошибок ничего не получается достичь.
Не говорите своему ребенку постоянно, что он маленький – это главное правило, как воспитать характер ребенка
Чтобы он вырос самостоятельным и ответственным, ведите себя с ним, как со взрослым, чтобы он понимал, что его мнение важно, что его «я» в семье уважают. Иначе он вырастет послушным наемным рабочим, но никогда не захочет занимать руководящую должность.
Обязательно занимайтесь сложными дисциплинами со своим ребенком вместе
Если вы учите математику, учите с ним какие-то правила, ребенку важно чувствовать, что вы ему хотите искренне помочь.
Старайтесь меньше запрещать ребенку делать то, что он хочет. Если ему интересен пульт от телевизора, дайте его ему. Пусть он понажимает на кнопки, разберется, что это за предмет. Вы помогите ему разобраться, как работает пульт и для чего он предназначен.
Уделяйте больше внимания развитию воображения ребенка. Именно воображение помогает детям во взрослой жизни справляться с возникающими трудностями самостоятельно. Для этого обязательно развивайте малыша творчески – пусть он рисует, танцует, поет, играет на музыкальных инструментах.
Учите ребенка, что нужно осознанно подходить к своим желаниям и мечтам. Они не должны быть фантастическими. Это поможет ребенку с детства усвоить, что мечты могут сбываться, если идти к ним, задавшись целью.
Не давайте в руки своему малышу электронные гаджеты слишком часто. Пусть они воспринимают эти вещи, как игрушки, а не способы познания мира. Внушите ребенку, что лучше всего помогает разобраться во многих науках – книга. Читайте вместе с ним, обсуждайте прочитанное.
Развивайте у ребенка ораторское мастерство. Он должен с детства научиться внятно и четко формулировать свои мысли и желания.
Обращайтесь к своему малышу по имени. Не стоит злоупотреблять уменьшительно-ласкательными словами. Когда малыш вырастет, пойдет в школу, к нему там будут обращаться исключительно по имени, которое малыш должен любить, уважать и слышать его, чтобы выполнять то, что от него требуют педагоги.
Сделайте в комнате ребенка «Стену достижений». Вешайте туда все его грамоты, похвальные листы, нарисованные им рисунки и многое другое. Когда ребенок будет на них смотреть, он начнет стремиться сделать что-то еще, чтобы пополнить свою копилку достижений.
Не навязывайте своему ребенку друзей. Они могут вам не нравиться, но малыш должен сам разобраться, общаться с такими детьми, которые гуляют с ним во дворе, или нет. Если вы привьете ему правильные ценности, то, благодаря им, он быстро поймет, кто может быть ему другом, а кто нет. Разрешайте своему крохе устраивать дома посиделки с друзьями
Вы так разберетесь, как он умеет адаптироваться в обществе, как его воспринимают другие детки.
Выбирая для ребенка учебное заведение, обратите внимание на уровень развития детей, которые в нем обучаются. Если вы не хотите, чтобы малыш вообще попадал под дурное влияние детей из неблагополучных семей в возрасте, когда у него формируется психика, то не отдавайте его в обычную школу или детский сад
Выберите то заведение, где малыш сможет чувствовать себя комфортно и будет иметь возможность всесторонне развиваться.
Если ваш малыш родился с особенностями, не зацикливайте внимание ребенка на этом. Он должен понимать, что его особенность не должна мешать ему полноценно жить. Нельзя, чтобы вокруг этой особенности вращался весь мир. Научиться выживать в обществе, имея какой-то изъян, это сложно, но не проблема, если правильно себя подавать.
Учтите, что все вышеупомянутые правила можно применять не ко всем детям подряд. Если вы воспитываете 2 детей, то к каждому из них нужно будет подбирать свой подход, учитывая его тип темперамента и нервной системы.
Почему нельзя кричать и наказывать?
Последствия агрессивного воспитания достаточно печальны. Только посмотрите, что приобретают дети в результате:
- Комплексы, неуверенность в себе
Если крик – неотъемлемый спутник вашей жизни с ребёнком, вы должны понимать, что вы его уже запугали и, скорее всего, сформировали кучу комплексов, неуверенность в себе. Снова представьте себя на месте вашего чада. Если на вас постоянно повышают голос, вы в принципе уже не умеете разговаривать никак, кроме как на повышенных тонах. Чувствуете себя разбитым, никому не нужным. Кажется, что вы действительно очень плохой и хуже вас нет, ведь вам это внушает самый родной человек, с которым вы живёте, который так или иначе является для вас авторитетом, от которого вы целиком и полностью зависите. Наверняка вам трудно даже представить подобную картинку, ведь вы можете встать и уйти от такой особы и не слушать, что она вам говорит, не реагировать на крики. А ваш ребёнок уйти от вас почти никуда не может (разве что решится на побег из дома). Поэтому его психика по-другому реагирует на ваши наказания. Она как будто «замыкается» и начинает формировать комплексы «я плохой, раз мама постоянно мной недовольна», «я ничего не могу, раз так говорят родители, и уже ничего никогда не смогу» и т. д.
- Психологические расстройства
Ребёнок, жизнь которого сопровождают наказания и крики, чаще всего вырастает очень агрессивным, потому что он не может по-другому реагировать на людей и их какие-либо высказывания, особенно в свой адрес, ведь подобное поведение для него является привычным. Кроме того, у него формируется невроз, с которым он будет жить всю свою жизнь и который будет влиять на его взаимоотношения с вами в том числе.
- Психосоматические заболевания
Данные заболевания возникают как реакция на психологические проблемы и точно начинают появляться в моменты психологических кризисов, которые ваш ребёнок, безусловно, приобретёт, если вы постоянно будет организовывать ему наказания.
Как себя вести с ребенком
Любовь к ребенку. Никогда нельзя забывать о том, что собственные дети лучше всех на свете. Относиться к такой фразе нужно, естественно, без излишнего фанатизма. Но и упускать этот момент тоже не стоит. Мама должна понимать, что идеальных малышей не существует и ребенок подружки тоже не святой. Все они индивидуальные личности, со своими проблемами и характерами, которые сравнивать попросту нельзя. Любить детей нужно со всеми их недостатками. Несмотря на маленькие проступки, они всё равно остаются родными, и о том, что он или она хуже всех, надо забыть.
Принятие детей. Часто случается так, что мама или папа ещё до рождения определяют, каким должен быть их ребенок. Что он будет любить, куда ходить заниматься и с каким характером вырастет. Но увы, это всего лишь мечты и догадки. Индивидуальность, которая появляется на свет, а потом вырастает, может уж очень сильно отличаться от ожиданий. В этот момент родители пытаются, защищая свои интересы, ущемить истинную личность ребенка, который и страдает в этой неравной борьбе. Необходимо, несмотря ни на что, выслушивать мнение детей, их пожелания и принимать их такими, какими они есть.
Уважение мнения. Ребенок, который впервые потянулся за игрушкой, сделал свой самостоятельный выбор. В последующем их будет очень много: во что одеваться, какие мультики смотреть, что кушать и с кем дружить. Все эти моменты есть, и нельзя ими пренебрегать. Многие родители почему-то забывают, что их дети сами в состоянии решать некоторые вопросы. Они пытаются сделать всё самостоятельно, даже не узнав мнение своего чада, что приводит к битве интересов. Нужно обязательно доверять ребенку, его вкусам и нравам. Прислушиваться и стараться максимально приблизить их к реальности, даже если это будет трудно.
Саморазвитие. Современное общество стремительно несётся в ногу с большим прогрессом. В след за ним изменяются нормы, окружение и сами люди. Сегодня уже практически никто не удивляется умным деткам, которые могут с легкостью привести родителей в шок своими рассуждениями и вопросами. Чтобы этого не случалось, нужно придерживаться мнения о постоянном развитии себя и своих знаний. Мамы и папы должны понимать, что с них дети рисуют пример и решают, насколько хотят быть похожими. Если они будут видеть перед собой человека, знающего ответ на любой вопрос, проблем с доверием и авторитетностью не возникнет. Курс молодых мам и пап, книжки по психологии и посещение тренингов — это лучшее, что может помочь и чем нужно воспользоваться.
Терпеливость. В момент, когда люди становятся родителями, им нужно научится жить с огромной ответственностью за маленького человечка. Это большой труд и нелегкий путь, который следует пройти с гордо поднятой головой. В течение всей жизни будут встречаться препятствия, которые необходимо проходить. Чтоб всё выдержать и не сорваться, стоит запастись большим терпением. Нужно выработать эту привычку и никогда о ней не забывать. Через некоторое время обычная просьба, повторенная несколько раз, поможет добиться большего, чем постоянные крики и уговоры. Поэтому умение ждать обязательно должно присутствовать при воспитании детей.
Достаточное количество времени
Своим взбалмошным поведением ребенок всего лишь пытается привернуть внимание родителей. Всё, что им нужно — побольше отцовского присутствия и маминой ласки
Многие часто не замечают этого и ещё больше лишают детей этой возможности путем запирания в комнате, крика и других видов наказания. Необходимо понимать, что таким образом ситуация, как и поведение ребенка, будет становиться только хуже. Родители обязаны проводить больше времени со своим чадом, разговаривать с ним, отвечать на все вопросы, а не оставлять их на самовоспитание.