Статьи

Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил

Содержание статьи

Второй этап (от 5 до 10 лет)

В этом возрасте малыш учиться подчиняться, и знакомится с жизненными правилами. Он становится более коммуникабельным, не боится знакомиться с незнакомцами. Он учиться понимать реакцию людей на его поведение, стремится к положительным эмоциям и избегает отрицательного отношения.

Развивается его логика, интеллект, мышление. Не бойтесь давать ребёнку новые знания, ставьте перед ним интересные задачи и объясняйте всё, о чём он вас спрашивает.

Рейтинг: от мужчин каких профессий легче забеременеть

Начиная с 5 летнего возраста, переставайте сюсюкать с детьми. Иначе вы можете вырастить инфантильную личность, неспособную к труду.

Школа

Школа в советское время была призвана:

  • решать образовательные задачи;
  • формировать любовь к труду;
  • развивать у подрастающего поколения коммунистические взгляды и убеждения;
  • воспитывать в соответствии с законами высокой нравственности, патриотизма и интернационализма.

В конституции СССР от 1977 года было зафиксировано право граждан на бесплатное образование всех уровней: от начального до высшего. Лучшие ученики и студенты имели возможность получать льготы и стипендии от государства. Кроме того, после окончания профессионально-технического или высшего учебного заведения выпускникам гарантировалось рабочее место через систему распределения.

В 1980 годы общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней и подразделяется на основные ступени:

  • начальная школа с 1 по 4 класс;
  • неполная средняя с 5 по 9 класс;
  • полная средняя 10–11 классы.

Значительными изменениями школы советского периода стали такие моменты как:

  • совместное обучение мальчиков и девочек;
  • отмена физических наказаний (хотя в семьях побои практиковались регулярно);
  • вытеснение религии из процесса обучения.

Цели и задачи образования и воспитания распространялись и на внешкольную деятельность. Каждый школьник обязан был посещать кружок или секцию.

Дополнительное образование дети получали в таких учреждениях, как:

  • дома пионеров;
  • станции юных техников;
  • дома культуры;
  • школы искусств;
  • лагеря труда и отдыха.

Несмотря на жесткую идеологию, у школьников была возможность развития инициативы, творческих способностей, самодеятельности.

Воспитание и образование детей в Советском Союзе носило идеологический характер. Государство жестко контролировало выполнение базовых требований не только детскими садами, школами, внешкольными учреждениями, но и с родителями. Быт стандартной семьи в СССР был скромен, потому что страна жила в условиях дефицита товаров и услуг. Отсутствие гаджетов давало возможность детям много читать, заниматься спортом и творчеством.

Как перевоспитать избалованного ребенка

Наконец-то мы можем ответить на главный вопрос этой статьи

Важно следовать всем рекомендациям и действовать комплексно, и постарайтесь делать все плавно и постепенно. Отнеситесь к этому делу серьезно, не бросайте попытки перевоспитать ребенка на полпути, проявите твердость характера. Будьте уравновешены и справедливы, спокойны и терпеливы, не кричите на ребенка

Если малыш уже сильно разбалован и привык к своему состоянию, понадобится гораздо больше времени, чем в случае с детьми «испорченными» совсем недавно под влиянием определенных обстоятельств (например, как у меня).

  • Излагайте свои мысли и просьбы четко и ясно, понятным ребенку языком. Это должны быть именно просьбы, ни в коем случае не приказы. Аргументируйте свое решение, пусть оно и не нравится. В вашей речи должна чувствоваться твердость и непреклонность. Дайте малышу понять, что ваше решение окончательное и больше не подлежит обсуждению;
  • Дисциплинируйте ребенка. Составьте примерный распорядок дня, расписав время для подъема, принятия пищи, занятий, прогулок, развлечений и отбоя. Следуйте режиму ежедневно и поговорите об этом с ребенком. Поясните ему, какую пользу он получит, если станет соблюдать распорядок дня. Если он будет возражать, проявите твердость;
  • Будьте последовательны в своих действиях и поступках. Если дали обещание ребенку, обязательно его выполните, если наказали его либо что-то запретили – стойте на своем, пока не разрешится проблема;
  • Придумайте определенные обязанности по дому для малыша – насыпать корм собаке, заправлять кровать, вытирать пыль. Однако учитывайте возраст и развитие;
  • Если избалованность проявилась в общественном месте (к примеру, в магазине ребенок закатил истерику, требуя какую-то игрушку), сдержитесь и не кричите на малыша, не шлепайте по попе. Просто уведите его в тихое место и объясните спокойно, почему вы не купите то, что он просит. Если истерика не заканчивается, постарайтесь сохранять спокойствие, не реагируйте на провокацию, уйдите. Не нужно потакать ребенку, иначе он быстро сообразит, что родителями можно манипулировать. Оставайтесь непоколебимы. Дома проведите строгую и серьезную беседу, пригрозите, что в следующий раз не возьмете чадо с собой в магазин;
  • Учитывайте, что именно привело к нежелательному поведению. Ребенок становится избалованным по разным причинам, они могут быть очень индивидуальными. Вначале выясните, что спровоцировало проблему в вашем случае, а потом уже начинайте перевоспитание.

В качестве заключения хотелось бы отметить, что дети – лучшее, что случается в жизни родителей. Не всегда все идет гладко, порой мы упускаем момент, когда малыш становится неуправляемым. Но все зависит от нас, взрослых. В любое время можно исправить ситуацию, взяв ее под свой контроль. Однако не забывайте, что ребенок – это индивидуальность с собственным характером, ломать который все же не стоит.

Читаем также:

  • Что делать, если ребёнок вас не слушается?
  • Детский каприз или эгоизм: чем одно отличается от другого
  • Как воспитывать детей: кнутом или пряником?
  • 10 советов как перестать кричать на своих детей
  • 10 секретов воспитания послушного ребенка: как научить детей уважать и слышать родителей

Беспрекословное послушание старших

Позвольте ребенку учиться на своих ошибках и не бояться оступиться

В СССР учили детей, что они должны уважать всех взрослых и безоговорочно выполнять их распоряжения и указы. Никто не спрашивал мнения ребенка, так как это было, мягко скажем, не в почете. Относиться с уважением к людям преклонного возраста полезно научиться и современным детям. Но и логика типа «я дурак – ты начальник» не вписывается в наш мир и его восприятие. Все люди делают ошибки независимо от их возраста, статуса и занимаемой должности. Родители, которые признают, что ошибались и открыто говорят об этом своему ребенку, помогут ему стать сильным, независимым и успешным человеком.

Система образования и воспитания

В советскую систему образования и воспитания входили ясли, детский сад и школа. Каждое из учреждений претерпевало немало изменений. Что-то осталось неизменным и в сегодняшней России. Советская система образования и воспитания имеет свои плюсы и минусы. Чтобы сделать правильные выводы на будущее, нужно знать, как воспитывали детей в СССР. Кто-то ругает советскую систему, другие — вспоминают с умилением, но равнодушных нет.

Ясли и детский сад

Ясли существовали еще в дореволюционной России, но их было всего 19. Крупный расцвет ясельных групп пришелся на эпоху Советского Союза. Подобные дошкольные учреждения принимали детей от 2 месяцев до 3 лет, поскольку женщина должна была работать. Ясли входили в государственную систему здравоохранения.

Там осуществлялись:

  • присмотр за детьми;
  • работа по охране здоровья;
  • мероприятия по физическому и психическому развитию детей;
  • учебная деятельность.
Читать так же:  Фото-идеи детской комнаты в стиле ИКЕА: выбор мебели и дизайн интерьера для мальчика и девочки

Ясли имели 4 возрастные группы:

  • груднички до 9 месяцев;
  • ползунки от 9 до 14 месяцев;
  • средняя от 14 до 24 месяцев;
  • старшая от 2 до 3 лет.

С 1959 года в СССР формируются единые дошкольные учреждения — ясли-сады. Перед поступлением в детский сад ребенок проходил врачей и медицинское обследование. В учреждении находился медицинский работник, следящий за здоровьем детей. Детский сад классически подразделялся на семь групп: три ясельные и четыре детсадовские.

Последние делились по возрастному принципу:

  • младшая 3–4 года;
  • средняя 4–5 лет;
  • старшая 5–6 лет;
  • подготовительная 6–7 лет.

Режим и учебная деятельность зависели от возраста. Министерством образования была разработана программа занятий:

  • музыка;
  • рисование;
  • лепка;
  • математика;
  • конструирование;
  • аппликация;
  • знакомство с окружающим миром;
  • физическая подготовка.

Особенностью работы детских садов было то, что все они существовали за счет государства. Мебель, игрушки, книги закупались и обновлялись регулярно. Родители лишь частично компенсировали оплату питания в зависимости от доходов семьи. Малообеспеченные и многодетные семьи освобождались от оплаты.

Особенности воспитания

Главной целью советской школы было воспитать полезного члена общества. В итоге человек должен стать жизнерадостным, здоровым, работоспособным, борцом за общественные идеалы, умелым строителем коммунистического общества. Государство берет на себя обязательство не только обучать подрастающее поколение, но и воспитать.

По сути воспитание детей в советское время базировалось на основе христианских идеалов, хотя официально религия была отделена от государства и даже подвергалась жестоким гонениям.

В целом особенности воспитательного процесса сводились к следующему:

  • социализация или воспитание в коллективе;
  • физическая выносливость и забота о здоровье;
  • развитие таких качеств, как гуманность, дружелюбие, помощь пожилым и младшим, жертвенность;
  • научение трудовым умениям и навыкам.

Человек воспринимался как часть единой системы. Понятия о развитии личности, гибкости мышления, раскрытии творческого потенциала практически отсутствовало. Любое отступление от идеологии или нравственных норм строго порицалось со стороны общества.

Несмотря на сложные времена государство отличалось стабильностью. С раннего детства ребенок знал, кем хочет стать. Получив профессиональное или высшее образование, человек мог всю жизнь отработать на одном месте.

Необходимо соблюдать строгий режим

Еще с младенчества детей приучали есть по часам, спать по часам, гулять по часам. Между кормлениями не поощрялось давать лакомства: конфетами и пирожными угощали лишь в исключительных случаях. Медицинские работники контролировали молодых матерей, соблюдается ли режим дня ребенка, соответствует ли его прибавка в весе установленным нормам.

Режим питания строго соблюдался в детских дошкольных учреждениях, школах, пионерских лагерях. Вспомните фильм Э. Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», где медсестра каждую неделю проверяла вес пионеров, отдыхавших в лагере, а потом на счетной машинке выводила общий результат. Считалось, что чем больше поправляется ребенок, тем здоровее будет. Для школьников выпускались специальные бланки, где по часам и минутам предлагалось расписать свой режим дня.

Способы заработка для городских школьников в СССР

Такие занятия, как сбор металлолома и макулатуры, были доступны для молодежи во всех населенных пунктах. Помимо этого в городе можно было подзаработать грузчиком. Труд этот не из легких, поэтому занимались им, в основном, студенты, иногда старшеклассники.

Сбор макулатуры

Также можно было заняться разносом телеграмм, другой корреспонденции. Платили за эту работу мало, но для советского подростка и 80 рублей в месяц были большими деньгами.

Мнение эксперта
Лариса Антоновна Карельская
Заведующая отделом, в московском ГУМ на протяжении более, чем 10 лет.Продавец в «Детский мир на Лубянке».

Также можно было выполнять временные работы в колхозах и совхозах.Как правило, рабочие нужны были на строительство. Такая работа часто была неофициальной и называлась “шабашка”.

Уже в 80-х годах для желающих подработать организовывали трудовые лагеря, учебно-производственные комбинаты. Правда, добыть в их рамках денег было задачей не из легких. Тарифы были очень низкие, практически вся оплата уходила на питание и проживание. Таким образом, работу в подобных лагерях никак нельзя было назвать выгодной и прибыльной.

Сбор металлолома

Нельзя не упомянуть такой способ заработка, как спекуляция. Советская молодежь активно закупала западные товары у польских туристов и перепродавала соотечественникам. Особенно ходовыми были джинсы, грампластинки, качественная обувь. Данное занятие было рискованным, так как являлось противозаконным. За перепродажу импортного товара можно было получить вполне реальный тюремный срок.

https://youtube.com/watch?v=HIdKSjj88_E

Правило 4: Общаться с детьми

От живого общения зависит развитие ребенка. Конечно, легче всего разрешить ему часами сидеть у телевизора или компьютера. Ребенок смотрит мультфильм, а мама в это время «сидит» в соцсетях. Привычная картинка, не правда ли? А если родители смотрят что-то интересное, то подошедшего с вопросом малыша быстро отправляют гулять с игрушками, чтобы не мешал.

Так постепенно дети отвыкают от общения с родителями. Когда через некоторое время маме захочется пообщаться с повзрослевшей дочерью или сыном, узнать, что происходит в их жизни, с большой вероятностью она услышит в ответ, чтобы не мешала играть в игру или смотреть фильм.

Ребенка надо воспитывать так, чтобы из него вырос человек

В СССР каждого ребенка стремились вырастить человеком 

Одним из постулатов СССР, да и традицией, было вырастить из ребенка «человека». Под этим подразумевалось отсутствие проявления с его стороны самостоятельности до определенного возраста. В современном мире этот принцип не соответствует устоям и пониманию становления общества.

Такой подход к современным детям приведет к неприспособленности жизни

Если такие методы использовать по отношению к нынешнему ребенку, он вырастет абсолютно неприспособленным к дальнейшей взрослой жизни. К тому же, у него останется обида на своих родителей за детство, в котором все время учили, не считаясь ни с его желаниями, ни с мнением. Психологи утверждают, что даже малыши уже являются личностями, причем, с самого рождения. Неуважение его мнения, взглядов приведет к тому, что он станет зависимым от чужого мнения и во взрослой, самостоятельной жизни. А это ни к чему хорошему не приведет.

«Пейте, дети, молоко – будете здоровы!»

Чем кормить ребенка? Этот актуальный вопрос в советское время решался просто. Большинство продуктов были хорошего качества, без вредных красителей и вкусовых добавок. Особых деликатесов на прилавках магазинов не имелось, покупались в основном самые элементарные продукты: хлеб, батон, молоко, яйца, мука, крупы, овощи. Ели много рыбы (она была дешевая), с мясом было сложнее. Колбасы выпускалось всего несколько сортов, ее доставали к праздникам, так как в свободной продаже почти не было. Еда была очень простая, ребята всегда ели с аппетитом.

Заглянем в современный супермаркет. Полки ломятся от обилия продуктов, но попробуйте накормить ими детей. Обычный суп или макароны они есть вряд ли будут. Их вкус испорчен чипсами, йогуртами, колой и прочей «химией». Состав колбасы и сосисок страшно себе представить. Молоко, мясо, птица – все содержит вредные вещества. А отсюда берут истоки аллергия, астма, экзема и прочие заболевания.

Обсуждение сексуальной безопасности!

В СССР эту тему обходили стороной и сексуальным воспитанием никто не занимался. Все родители просто делали вид, что их ребенка «это» никогда не коснется, а если и коснется, то он сам разберется. Сейчас детей стараются информировать о сексуальной безопасности не только дома, но и в школах.

Такое жесткое советское воспитание и стало отправной точкой для того, чтобы наши дети получили на капельку больше уюта, тепла и уверенности в том, что их любят. Конечно же, у современного воспитания тоже есть свои недостатки, но, возможно, именно они и делают его настолько подходящим, насколько этого требует суровый современный мир.

Ремень и подзатыльник – основные инструменты воспитания

Всыпать ремня ребенку в СССР считалось нормой 

Читать так же:  С какого возраста можно использовать детские санки-коляску, и как выбрать лучший вариант: рейтинг 7 моделей

Во времена Советского Союза наказание «ремнем» за мельчайшую провинность являлось нормой. Тогда у взрослых даже мысли не возникало, что за это может быть возбуждено уголовное дело или, как минимум, прохожие начнут делать замечания. Фундаментом воспитания было не уважение, а страх.

Сегодня мы понимаем, что подобные методы не могут иметь хороших последствий. Каждый из тех, кого в детстве били, получил на всю жизнь психологическую, нередко слишком серьезную, травму. В дальнейшем у него могут наблюдаться депрессивные состояния или приступы агрессии, склонность к суициду. Факт доказан множеством исследований.

Важно формировать нравственные качества

В основу нравственного воспитания был положен «Моральный кодекс строителя коммунизма», согласно которому в детях воспитывались патриотизм, интернационализм, честность, уважение к старшим и другие нравственные качества. Считалось, что стремление к обогащению, эгоизм, индивидуализм – постыдные качества.

Школьников учили жить не для себя, а для своей страны. Не стремиться к личной выгоде и обогащению, не лгать, соблюдать чистоту, уважать старших: уступать места в общественном транспорте, помогать пожилым людям переходить дорогу или нести тяжелые сумки.

Одной из самых важных ценностей, которую прививали ребенку была семья, ведь семья была важной ячейкой советского общества. Вот такое было воспитание в Советском Союзе

Хорошее или плохое – судить вам

Вот такое было воспитание в Советском Союзе. Хорошее или плохое – судить вам.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

  • Правда ли, что в СССР воспитывать детей было легче
  • Уход за малышами вчера и сегодня

Развлечения

Несмотря на тяжелый физический труд, дети успевали и поиграть. Малышки возились с тряпичными куклами, плели им косы. Подростки собирались своими компаниями. Здесь они пели, болтали, занимались рукоделием. Если для взрослой женщины необходимость штопать рубаху между всей остальной работой — это скорее «неприятный бонус», то девчата выполняли эту работу весело и непринужденно. Все ребята, независимо от возраста, ходили в лес за ягодами и грибами, ловили рыбу. Это было обязанностью и веселым приключением. По пути можно было поиграть с друзьями, полакомится ягодами, выкупаться. Но такие походы развивали и ответственность, нужно было привести домой всех младших, да еще и проследить, чтобы они шли не с пустыми руками.

На узнать: стилист полностью преобразил супружескую пару

Взяла куски от старой деревянной кровати и смастерила потрясающий диван

27 июля аэропорт Шереметьево возобновит работу международного терминала

Нужно учиться только на «отлично»

Все советские дети должны были учиться на отлично

Многие советские люди помнят, как родители их ругали не только за принесенную из школы «двойку», но и за оценки повыше – «тройки». А что самое интересное, то это испытываемый родителями стыд за своего ребенка, если тот не учился хорошо. В наше время к оценкам несколько иное отношение. Мы понимаем, что талантливым во всем человек быть не может, как и успешным. Но у каждого ребенка есть свои уникальные способности. Главное, их увидеть и развить.

Современные родители должны стремиться раскрыть таланты ребенка

Чтобы как можно раньше открыть у детей таланты, сегодня используются разные техники и методики. Да и на практике доказано, что высокие школьные оценки не являются гарантом благосостояния и счастья человека в его взрослой жизни.

Правило 3: Избегать запретов

Часто родители жалуются, что ребенок будто бы специально все делает наоборот. Дело в том, что человеческое подсознание отвергает частицу «не», поэтому родители даже не обращают внимания на то, что сами провоцируют малыша.

В специальной литературе о воспитании ребенка дошкольного возраста можно найти советы, как правильно разговаривать с ребенком, чтобы он быстрее понял слова взрослого. Например, вместо «не кричи» лучше сказать «говори спокойно», а вместо «не беги» – «иди спокойно».

Маленьких детей можно просто постараться отвлечь от какой-то запретной ситуации. Долговременная память у малышей еще недостаточно развита, поэтому они быстро отвлекаются и могут больше не вспомнить об этой ситуации.

От рождения до 5 лет

В этот период в малыше закладываются основные черты характера и нравственного поведения, уровень активности и любознательности, а также проявляется первый интерес к жизни. И всё это зависит от его окружения (семьи).

В этом возрасте не стоит запрещать и наказывать, попробуйте вариант отвлечения внимания. Если вы заметили, что малыш хочет сделать что-то опасное, не кричите, попробуйте сделать напуганное лицо или резко (но не громко) издайте испуганный возглас.

Эти 10 признаков указывают, что у мамы сильный стресс и она скоро сорвется

Малыш быстрее поймёт такое объяснение, эмоциональное. До 5 лет постарайтесь исключить запреты и крики, не подавляйте малыша. Иначе вы рискуете на всю жизнь подавить в нём активность и целеустремлённость.

В этом возрасте малыши копируют поведение взрослых, поэтому не стоит требовать от ребёнка не делать того, к чему сами привыкли.

Правило 7: Поощрять самостоятельность

Первые навыки к самостоятельной жизни появляются при условии, что воспитание детей в семье строится на основе распределения обязанностей. Если ребенок в 2,5 года пытается застегнуть пуговицу, говоря маме «я сам», не надо нервничать и делать это за него, даже если вы опаздываете на работу.

С пуговиц, шнурков, кнопок начинается путь к самостоятельности. Чем больше ребенок будет делать сам, тем более независимым от родителей будет становиться в процессе взросления. Тем легче он войдет в самостоятельную взрослую жизнь, не страдая инфантильностью и не ожидая помощи от родителей до самой пенсии.

Сегодня многие мамы читают специальную литературу и относятся ответственно к воспитанию детей. Это очень ценно, потому что любая нормальная мама хочет воспитать, в первую очередь, счастливого порядочного человека. И это вполне возможно, если воспользоваться умными советами специалистов с учетом индивидуального характера, желаний и стремлений ребенка.

«Дружба крепкая не сломается…»

В советские годы существовал культ дружбы. Дети собирались компаниями, вместе играли во дворе. У них были свои лидеры, организаторы проделок. Волейбол, штандер, прятки, казаки-разбойники – каких только коллективных игр не было! Ребята ходили друг к другу в гости, девчонки выдавали кукол «замуж», мальчишки устраивали баталии в настольный футбол или хоккей. Дорогие игрушки были редкостью, в большинстве случаев обходились дешевыми пупсиками и металлическими грузовиками. Родители, занятые на работе, доверяли детям и их товарищам. «Ключ под ковриком», – писали в записках, воткнутых в дверную ручку, и никто не воровал. В летнее время по вечерам под окнами раздавались звуки гитары, и ломающиеся голоса пели песни Юрия Антонова: «Летящей походкой…». Никто из родителей не водил ребенка в школу и не встречал его, на улицах было безопасно.

Каким было воспитание в советское время

В советское время было много идеологов, стремившихся дать лучшее системе воспитания и образования. Одним из крупных педагогов был А.С. Макаренко – он пытался развить социалистический гуманизм и оптимизм, придавал немалое значение воспитанию детей в труде. Он хотел, чтобы люди были образованными, квалифицированными, чтобы чувство долга и чести было не последним в их сознании. По мнению Антона Семеновича, дети должны воспитываться в коллективе, семья должна быть любящей и крепкой, полной уважения друг к другу.

Собственное представление о воспитание было и у гуманиста В.А. Сухомлинского, написавшего немало книг. Его точка зрения была таковой: наказать ребенка может только тот педагог, который любит детей, школьные оценки должны быть показателем того, что ребенок достиг, а не насколько плохо выучил урок. Сухомлинский считал, что воспитание в коллективе возможно только тогда, когда совместная деятельность всем приносит радость и удовольствие, обогащает детей интеллектуально. А для этого нужен исключительно детолюбивый опытный педагог. О многом говорит его фраза: «Сердце отдаю детям».

Читать так же:  Какие противовоспалительные препараты можно давать детям до 3 лет и старше – нестероидные и другие средства

Стоит напомнить о том, каким был раньше кинематограф, какими были мультфильмы для малышей. Никакого насилия, убийств, эротики – в детях воспитывались только лучшие качества. Сейчас нет той жесткой цензуры, которая была ранее. Интернет проведен в каждом доме – это несомненный плюс для образования.

Теперь прочитать хорошую книгу, найти ответ на волнующий вопрос, подготовиться к экзаменам можно за рабочим столом. Но ведь не полезной информацией един интернет и телевидение. Современный 3-летний ребенок без труда справится с пультом от телевизора, в котором 200 каналов на любой вкус. Но с трудом скажет «Спасибо» маме за вкусный ужин или «Будьте здоровы» — чихнувшему незнакомцу.

Не придуманные истории

Был запущен специальный проект, в рамках которого женщинам предлагали поделиться историями о своем детстве, о бабушках и прабабушках. Это помогло понять, как протекал воспитательный процесс на самом деле:

  • «Я с 8 лет ходила за животными, в 10 уже была пастухом стада. Когда нужно было, присматривала за младшими братьями. Своих воспитывала также, дети не должны сидеть без дела. Младшему 8 лет, он моет посуду и метет пол, следит за своими вещами. Старшему 10 — может нарезать овощи на салаты, вместе со мной делает котлеты и пельмени. На огороде помогают по мере возможностей, учеба на первом месте».
  • «Прабабушке 12 лет было, ее отдали в город, нянькой в богатый дом. Помимо присмотра за малышом, ей приходилось быть еще и домохозяйкой с полным функционалом. Готовка, уборка, стирка и полоскание белья в речке. Так что, детей в те времена даже не приучали к труду, они учились в процессе работы.»
  • «Мне бабушка рассказывала о своем детстве, и действительно в 8 лет девочки умели все перечисленное и даже больше. Сложно сказать о качестве изготовленной пряжи или вкусе сваренного супа. Но пряла моя бабушка до самой смерти, а потом из этой пряжи вязала носки».
  • «Я считаю, что детей нельзя оставлять без заданий и обязанностей. Сама 1961 года рождения, жила не в деревне, но от этого меньше обязанностей не становилось. В 10 лет могла почистить и сварить картошку, нарезать салат и сходить в сад за братом, накормить и уложить спать. Мама приезжала с работы ночью, поэтому по мере необходимости ходила в магазин. Моей дочери 10 лет, умеет все тоже самое, просто я дома сижу, поэтому ей нет острой необходимости применять свои умения».
  • «У меня две бабушки. По отцовской линии бабушка жила в деревне, была старшим ребенком в большой семье. Учиться было некогда, вся помощь по дому была на ней. Умела все: шить и вязать, ткать и готовить, доить скотину, чистить хлев и смотреть за детьми. Вторая бабушка была из зажиточной семьи, закончила гимназию. Но после раскулачивания вышла замуж и переехала в деревню. Научилась всему, вырастила 8 детей.

Интим – неприлично и стыдно

В СССР не говорили об интиме с детьми 

В СССР никто из взрослых дома не говорил о половом воспитании со своими детьми. В подростковом возрасте ребенок не мог прийти с интересующим его вопросом к родителям и открыто с ними побеседовать. Темы инфекций, передающихся половым путем, и контрацепции вообще не поднимались. Отсутствие знаний вызывало неуверенность и страх, устранить которые самостоятельно практически невозможно. Сегодня психологи доказали, что такой подход неверен, а раннее половое воспитание необходимо современным детям.

Раннее половое воспитание необходимо подросткам 

«За наше счастливое детство спасибо, родная страна!»

Этот лозунг можно было встретить и в школах, и в Домах пионеров, и на демонстрациях. Государство давало социальные гарантии, родители детей были уверены в их безоблачном будущем. В школах и вузах учились по единым программам, переход из одного учебного заведения в другое проходил безболезненно. Существовали единые подходы к оцениванию знаний. Досуг детей был организованным: бесплатные спортивные секции, разнообразные кружки. Учеба в музыкальной и художественной школах стоила копейки, дешевыми были и путевки в пионерские лагеря, значительную долю оплачивал профсоюз.

Сейчас учить детей стало значительно труднее. Появились престижные лицеи, гимназии, чтобы в них обучаться, многим ребятам приходится заниматься с репетиторами чуть ли не с первого класса. К ОГЭ и ЕГЭ почти все выпускники готовятся с репетиторами, на это уходит немалая часть семейного бюджета. Но есть и плюс: вузы стали более доступными, так как вступительные экзамены, где раньше действовал «блат», заменены ЕГЭ, более объективно оценивающими знания ребенка.

«Ксюша – юбочка из плюша»

Как одевали детей в годы СССР? В школу все ходили в форме: девочки носили коричневые платья и черные фартуки (в будние дни), белые фартуки (по праздникам); мальчики – форменные брюки и курточку. Трудно было купить что-то красивое, изысканное. Джинсы были мечтой и мальчишек, и девчонок, их продавали из-под полы спекулянты или привозили из заграницы. И одежда, и обувь изготавливались из натуральных материалов, которые сильно мялись, быстро снашивались. Зимой носили тяжелые шубы из овчины или кургузые зимние пальто. Но комплексов по поводу одежды ни у кого не было: все существовали примерно в равных условиях.

Проблем с одеждой для сегодняшних детей нет. Красивые комбинезоны, курточки, джинсы всех мастей – чего только не встретишь в торговых центрах и на рынке. Дети порой определяют ценность человека по бренду одежды, которую он носит, – а это неприятная тенденция.

Так когда же проще воспитывать детей? Многие скажут – в советские годы. Но если современным родителям предложить вернуться в СССР, вряд ли кто-нибудь из них согласится: каждому свое время. Нужно лишь помнить одно: во все времена на первом месте в воспитании должны стоять нравственные качества.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

Приучение к труду – неотъемлемая часть воспитания

Трудовое воспитание в школе и дома ставилось во главу угла. Дети приобретали необходимые навыки на специальных уроках труда, где девочек учили шить, вышивать, готовить, а мальчиков – основам столярного и плотницкого дела. В старших классах учащиеся посещали УПК (учебно-производственные комбинаты), где знакомились с основами будущих профессий: машинистки, медсестры, слесаря, электрика, водителя и пр. Ученики дежурили по классу: мыли доску, проводили влажную уборку на большой перемене, после уроков мыли пол. Один раз в четверть устраивались генеральные уборки с мытьем парт, стен, дверей. Летом школьники проходили практику: работали на пришкольных участках, участвовали в ремонте помещений. В школе воспитывалось уважение к людям труда.

Вместо заключения

Как видите, большое значение играло не только желание родителей приучить ребенка к труду, а еще и социальный статус, и положение родителей. В бедных семьях детям приходилось много работать по хозяйству, все делать самостоятельно. Так было 100 лет назад, ничего не поменялось и сегодня. А в богатых семьях и тогда дети были неженками и белоручками. Девочки занимались рукоделием, учились танцевать.

Играют роль и меняющиеся условия жизни. Живя в деревне, дети должны были уметь многое делать своими руками. Городские условия сильно отличаются. Здесь нет необходимости колоть дрова, таскать воду из колодца, учиться ходить за скотиной. Кроме того, сегодня одежду уже практически все покупают в магазинах, а не изготавливают сами.

Но это вовсе не говорит о том, что современные дети могут лежать на диване. Они должны учиться ухаживать за своей одеждой, помогать готовить еду, ходить в магазин. У них намного больше нагрузки в школе, в спортивных секциях, чем это было раньше в деревнях.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button