12 советов по воспитанию уверенного в себе ребенка

Что мешает ребенку расти самостоятельным

Ваш ребенок – личность. Да, вчера вы кормили его с ложечки и меняли подгузники, но он все равно отдельный от вас человек, у которого есть возможность вырасти успешным или переложить всю ответственность за свою жизнь на вас.

Если вам больше нравится первый вариант, позвольте крохе уже с 1 года обрести самостоятельность, соответствующую его возрасту. Пусть исследует мир и пробует свои силы, а вы наберитесь терпения, забыв о том, что:

  • Вам некогда. Разумеется, одеть ребенка, собрать его игрушки по всей квартире, накормить или взять на руки, потому что он еле тащится по улице, исследуя каждый камешек, быстрее и проще. Но вам придется принимать условия игры. Если хотите воспитать самостоятельного ребенка, вот вам совет психологов: дайте ему столько времени, сколько потребуется на завязывание шнурков,уборку, питание, передвижение и т.д.
  • Это опасно. Падающие предметы, углы, разбивающиеся вазы – даже дома малыша подстерегает множество рисков. Ваша задача – обеспечить ему безопасную среду для реализации потребности в изучении всего подряд и снабдить необходимыми знаниями. Например: «Включенный в розетку утюг сильно нагревается и обжигает. Потрогай его сейчас, пока он теплый. Чувствуешь? Чтобы не получить ожог, никогда не трогай включенный утюг!». Личный опыт фиксируется в детской голове лучше, чем теоретические знания.
  • Он еще маленький. В любом возрасте ребенок сталкивается с проблемами, с которыми может справиться самостоятельно, наблюдая за последствиями своих действий и делая выводы. Покажите ему, куда ставить кроссовки после прогулки. У него получилось это один раз под вашим присмотром? Теперь он должен постоянно выполнять это действие без каких-либо отговорок. Сам.

Как помочь ребенку стать самостоятельным, сохранив с ним гармоничные отношения

Уберите тревожность. Большую часть действий ребенок от двух лет совершает самостоятельно. Вы можете следить за каждым его шагом, но спешить к нему на помощь стоит только тогда, когда это действительно необходимо. Но и тут нужно задать предварительный вопрос: «Тебе нужна помощь?».

Не «негативьте». «Не беги быстро, упадешь». «Не ходи туда, а то злой дядя тебя заберет». «Сейчас порежешься». «Сейчас уколешься». «Ноги хочешь переломать?». Вы все делаете правильно, если хотите, чтобы ваш ребенок боялся всего на свете и прижимался к вашей юбке. Кстати, такие программы срабатывают мгновенно: ребенок бежит по дорожке и понятия не имеет, что может упасть

Но мама кричит: «Осторожно!». И вот уже малыш летит носом в асфальт

  • Стимулируйте самостоятельность. При желании за ребенка можно даже играть и разговаривать. Этим вы лишаете его стимула к развитию. Поощряйте желание одеваться, есть, листать книгу, строить пирамидки и т.д.
  • Создайте атмосферу стабильности и безопасности. Дети моментально впитывают негатив и становятся маленькими параноиками, если их родители не соблюдают режим дня, негативно высказываются о мире, сами чего-то постоянно боятся. Окружите малыша добром, показывайте новые возможности, делайте его жизнь интересной.
  • Исключите шаблоны и стереотипы. Взрослый человек – это набор готовых сценариев, система ценностей и установок, полученных с личным опытом. Вы неосознанно передаете их ребенку, но вместо того, чтобы облегчить ему жизнь, они ограничивают его мышление. Процесс воспитания – это взаимный обмен. Вы учите малыша, а он учит вас. Подключите творчество, откройте разум, будьте готовы принимать его мысли, рассуждения и умозаключения.

Любите, общайтесь, доверяйте, помогайте развиваться – и ваши дети вырастут благополучными, понимающими, цельными личностями.

А ваш ребенок самостоятельный?

Поделиться статьей:

favorite

1424

thumb_up

thumb_down

Типичные ошибки в воспитании и к чему они приводят

Уверенность не является прирожденным качеством, оно прививается родителями. Как правило, во время подражания и общения с ними же. Среди факторов, которые способствуют появлению неуверенности детей перечисляют такие:

Повышенная тревожность, сопровождающаяся излишней опекой и контролем. Чрезмерное родительское «лелеяние» детей способствует развитию собственной неуверенности. Долгожданных детей часто опекают не только в детстве, но и во взрослой жизни, постоянно поддерживая состояние нецелостности выросшего ребенка. Ведь таким людям будет тяжело построить собственную семью и принять за нее ответственность, решать встречающиеся проблемы и достигать поставленных целей.

Объясняется это тем, что родители при малейшем появлении какой-то проблемы или трудности кидаются на выручку ребенка, часто не ограничиваясь этим, а и полностью решая задачу за своего ребенка. Помощь должна заключаться в том, чтобы помочь понять ребенку, как решить ту или иную проблему самостоятельно.

Постоянно сравнение с другими детьми. Сравнение ребенка с другими детьми или родственниками, соседями и даже самими собой в детстве – грубейшая и наиболее распространенная ошибка родителей. При этом происходит подавление личности ребенка, она просто прячется глубоко внутрь, считая, что никому не интересна и не имеет права на уважения со стороны других, право существования.

Таким образом, ребенок, выросший на упреках и критике, вырастает несамостоятельным и безынициативным. Он привыкает выражать не собственное мнение, а то, что от него хотят получить.

Использование негативных утверждений. Воспитывая целостную личность, родители должны использовать только положительные утверждения. Фразы о том, что «у тебя нет таланта стать певцом, выбери что-то другое», «ты еще не заслужил», «ты не сможешь», нельзя использовать

Это прочно закоренеет в сознании ребенка его заниженное чувство собственной важности. И в дальнейшем, под влиянием навязанных рамок, он может выбрать совсем не ту жизнь, которую хотел
Такие люди постоянно страдают, но не могут и бояться что-то изменить, ведь это разрушит все их мировоззрение.

Фиксация внимание на совершенных ошибках

У каждого в жизни случаются неприятности, никто не застрахован от принятия неверных решений и совершения ошибок
Тем более дети, которые только узнают мир.
Если ребенок ошибся, не стоит кричать или упрекать его, лучше спокойным голосом объяснить, в чем была ошибка. Таким образом, ребенок поймет, как поступать в той или иной ситуации и его ощущение уверенности не пошатнется.
Гораздо лучше хвалить за совершаемые поступки, вырабатывая правильную мотивацию.

Манипуляторные действия со стороны родителей. На пути взросления ребенка бывают ситуации, когда для его безопасности или здоровья нужно сказать жесткое «нет». Однако, совершенно другой случай, когда родители спекулируют чувствами ребенка, вызывая страх или жалость, чтобы выбрать наиболее удобный для себя вариант. Допустим, заставляя ребенка есть, нельзя использовать «ну скушай ложечку за маму. Ты что, меня не любишь?», это совершенно негуманно. Ведь ребенок так воспринимает это, что, отказывая родителям, он показывает им свою нелюбовь и их отношения могут испортиться, что порождает страх. Говорить о том, что «не будешь учить математику – будешь уборщиком» также не способствует развитию уверенности. Чтобы достичь чего-то от ребенка, нужно объяснить ему важность события. И всегда стоит помнить, что выбранным им путь может отличаться от ваших пожеланий и это совершенно нормально.

Как воспитать в ребенке уверенность в себе?

Начну я с того, что расскажу о самом главном! Чтоб воспитать ребенка уверенным в себе нужно понимать, что все это напрямую зависит от самих родителей, от их воспитания, от личности (мамы и папы ребенка), от того уверены ли в себе сами родители.

Вы спросите почему? Отвечу:

«Дети всегда копируют нас (родителей), они думают, что если папа (мама) так делает, то значит это правильно, значит и мне нужно так делать!»

Вот скажите дорогой читатель, вы уверенный в себе человек? Нет ли у вас с этим проблем? Если все-таки есть, то обратитесь к психологу, он даст вам рекомендации, я же не буду здесь ничего писать, так как это тема совсем другой статьи.

Ниже я дам вам несколько советов, а в конце статьи задам вопрос. Итак, поехали…

Любите своего ребенка

Да, я знаю, что совет от «Мистера очевидность», но об этом не нужно забывать! Ваша дочь или сын должны быть уверены, что вы ее (его) любите, при чем это не должна быть любовь – одолжение! Любите своего ребенка таким какой он есть! Об этом я уже писал в .

Ребенок должен знать, что вы его любите при любом раскладе, при любой ситуации, и даже если он плохо себя вел, никогда не говорите ему:

«Я тебя не люблю, потому что ты плохо себя ведешь!»

Говорите ему:

«Я не доволен(а) тобой, но я тебя все равно люблю!»

Защита, но не колпак!

Ребенок должен быть уверен, что он находится под защитой, но не под колпаком. Вы рядом с ним, но вы не одно целое! Запомните это! В своей новой книге о безопасности наших детей я рассказываю, что родители должны быть всегда открыты к ребенку, чтоб он вам доверял и мог всегда поделиться с вами какой-либо проблемой или радостью. Он должен знать, что вы ему никогда не откажите!

Все ошибаются!

У ребенка есть право на ошибку и возможность ее исправить, при этом нельзя его за это наказывать и оскорблять! Помогите ему исправиться, объясните, что он делает не так

Очень важно, чтоб ребенок не боялся ошибок, ведь их всегда можно исправить!

Решение проблем самостоятельно!

Разрешайте ребенку решать проблемы самостоятельно, например, не всегда нужно встревать в разборки детей, когда они не могут поделить игрушки. Это только один из примеров, на самом деле их очень много. Ребенок должен научиться проявлять свое «Я».

Доводим дело до конца!

Очень важно учить ребенка делать все до конца! Но здесь есть одно «НО», если ребенку это не «По душе», то не стоит давить на него! Пусть он выбирает, что ему нравиться. Надеюсь вы меня поняли, о чем я, идем дальше

Адаптация среди детей!

Помогите ребенку адаптироваться в группе детей, так как его жизнь начиная с детского сада будет связана с общением. Вот в этой статье я подробно рассказал, что и как нужно делать, чтоб ребенок нормально адаптировался в детском саду. Если ваш ребенок скоро пойдет в садик, то обязательно прочитайте ее!

Уважайте своего ребенка!

Никогда не смейтесь над своим ребенком. Уважайте его мнение то, о чем он мечтает, к чему стремиться и т. д.

На этом у меня все! Всем пока, пока!

P.S.: Как вам статья? Советую подписаться, чтоб быть в курсе всего интересного!

Обязательно прочитайте:

Как вырастить уверенного в себе ребенка

Поощрение — это фундамент уверенности

— Сколько раз тебе говорить?
— Куда ты пошел?
— Ты что, тупой?
— За что мне такое наказание?
— Давай я лучше сама сделаю!

К сожалению, вот так, многие родители убивают уверенность ребенка в себе, тем самым обрекая его на неудачи во взрослой жизни. Обратная крайность — это вседозволенность. Зачастую многие мамы и папы ошибочно думают, что если позволять ребенку абсолютно все, то он вырастет уверенным и сильным. На практике вседозволенность еще хуже, чем постоянное порицание.

Позволяя ребенку все, вы обрекаете его во взрослой жизни на эмоциональную и психическую нестабильность со всеми вытекающими. Ключевой фактор воспитания ребенка — это правильная система поощрений. Да, дети многого не понимают, но они не глупы. Уже с 2-3 лет ваш ребенок осознанно принимает модель поведения и реагирует на ваши сигналы «что такое хорошо и что такое плохо».

Поэтому очень важно поощрять ребенка к повторной попытке сделать что-то правильное. Для правильной модели поведения вы должны одобрять и стимулировать продолжать попытки, даже если они пока безуспешны

Все это не только укрепляет настойчивость, но и формирует менталитет веры в себя.

Всему свое время

Правильно выстроенная система поощрений имеет один очень важный нюанс. Вы должны понимать, что ребенок сможет справиться с теми или иными задачами (проблемами) только в определенный период своего развития.

Например, когда вашему малышу всего пять, из-за слабой моторики рук, он еще не в состоянии завязать себе шнурки, как бы вы его не поощряли. Самостоятельно справиться с этой задачей он сможет лишь в 6-7 лет, когда его пальцы достаточно станут подвижными.

Поэтому, поощрять ребенка учиться тому, к чему они еще попросту не готовы — плохая идея. Всему свое время, и вы, как взрослый человек, должны понимать это, чтобы не позволить малышу навредить вере в собственные силы.

Выведите детей из зоны комфорта

Когда все получается — это, безусловно, отлично. Но, когда ваш ребенок все время успешен, у него не будет развиваться стойкость характера

Поэтому очень важно, после того как ребенку исполнится 6-8 лет, попробовать что-то, что бросает им вызов. Это даст им возможность почувствовать настоящую борьбу

А настоящая борьба закаляет настоящий характер.

К примеру, ваш ребенок заявил вам, что хочет стать как Женя Медведева и слезно просит вас отвести его на фигурное катание. Понятно, что воображаемое и действительное, в первые же тренировки, заставят ребенка посмотреть на все это иначе. Но, это и есть тот самый шанс, вывести его из зоны комфорта и укрепить его характер.

Вы как родитель не должны позволить ребенку сейчас же сдаться, и отказаться от того, что ребенок такими яркими красками нарисовал в своей голове. Вы должны не один раз сказать ему, что то, что вы начали, вы так просто не закончите. В конце концов через пару месяцев у ребенка начнет хоть что-то получаться, и он поверит в успех.

Безусловно, что скорее всего он не станет выдающимся фигуристом, но зато он поймет, что он не хуже других, и гораздо лучше и сильнее тех, кто бросил занятия. Почувствовав определенный прогресс в достижении чего-либо, когда ребенку было неудобно и тяжело, он усвоит, что у него есть возможность повторить этот успех и в других сферах жизни.

Научите их пробовать снова

Настойчивость и твердость характера приходит только тогда, когда наши дети снова и снова учатся тому, как правильно принимать страх и неудачи. Поощряйте вашего ребенка попробовать еще раз. Не позволяйте им все бросить с первой попытки. Жизнь тяжела, и нам нужно учить детей тому, что попытки снова — это просто часть обычной жизни.

Помогите им попробовать снова, предоставляя поддержку и свой опыт. Что-то не получается? Найдите ребенку нового репетитора, тренера, переведите его в другую школу. Вы должны показать ребенку, что цель достигается не всегда одним и тем же путем. Зачастую, чтобы получить требуемый результат, в жизни необходимо оставить все, и начать заново.

Хвалите их усилия а не результат

Правильная система поощрений базируется на одобрении усилия ребенка в достижении цели, а не на результате. Если вы сосредоточитесь на результате, то ребенок буквально будет чувствовать себя виноватым, если у него что-то не будет получаться. А такая модель поведения вряд ли будет мотивировать его попробовать снова.

Поэтому, хвалите детей за приложенные усилия, даже когда результат не тот, на который они надеялись. Рано или поздно все непременно получится. Вера в это заставит ребенка чувствовать уверенность в своих силах. В конечном итоге, они продолжат попытки, их усилия приведут к успеху как сейчас, так и во взрослой жизни.

Интервью с неуверенным в себе подростком и комментарий психолога

Вот небольшая история – интервью, девочки 15 лет.

  • В чем заключается ощущение твоей неуверенности в себе?
  • У меня есть комплексы, например, иногда я чувствую себя хуже других. Переживаю, что не смогу добиться успеха в том, в чем другие имеют победу.
  • Как ты думаешь, родители виноваты в том, что ты не веришь в себя?
  • Наверное, да. Мои родители перфекционисты. Когда они указывают мне на мои недостатки, я начинаю злиться. Наверное, они думают, что так помогают мне. Но, на самом деле, делают все только хуже. У меня опускаются руки, я не хочу ничего предпринимать. Я заметила, что на меня хорошо действует похвала. Когда родители гордятся моими успехами, рассказывают о них друзьям. Тогда я готова лезть из шкуры, чтобы быть еще лучше. И хочу доказать всем, на что я способна, если в меня верят.
  • Когда ты почувствовала что не веришь в себя?
  • Я не знаю, когда… Наверное, в школе из-за трудностей в учебе. И ещё из-за переходного возраста, то есть, в подростковый период. Когда замечаешь, как меняется внешность, и тебя это не устраивает. Также из-за экзаменов, потому что думаешь, что ты не справишься. Начинается экзамен, а в голове: «Ну все, у меня ничего не получится! Побыстрей бы все это закончилось».
  • Что тебя успокаивает, помогает?
  • Я люблю смотреть в небо и наблюдать за самолетами. Ещё фотографировать цветы и создавать красивые картинки. Иногда помогает общение с друзьями и родственниками, которые понимают тебя.
  • Присутствует ли у тебя зависть к сверстникам? Как ты относишься к тем, кто лучше тебя?
  • Я пытаюсь в первую очередь смотреть на тех, кто лучше меня, с точки зрения того, чтобы понять, чего мне не хватает. Я стараюсь совершенствовать себя. Зависть, в каком-то смысле, есть, но я никогда не причиню зла. Если у других есть то, чего нет у меня, я компенсирую это в себе и так стремлюсь достичь своего идеала.
  • Страдаешь ли ты от депрессии?
  • Нет. Я контролирую себя. Стараюсь самосовершенствоваться!
  • Спасибо за интервью!

Комментарий психолога:

Когда ребенок только кажется уверенным в себе

Есть дети, которые кажутся уверенными в себе, но такими не являются. Эти дети скованы сильным панцирем психологической защиты от уязвимых чувств. Кажется, что они знают, чего хотят. Очень вежливы, сдержаны, уважительны, все понимают. Умеют постоять за себя, непривычно рассуждают как взрослые. Вас не покидает ощущение, что эти дети слишкомвзрослые для их возраста .

Но одного лишь проницательного взгляда хватит, чтобы понять- эти дети настолько глубоко спрятали свои нежные, уязвимые чувства от мира…Они всеми силами избегают, чтобы кто-то увидел их слезы, смущение, стыд, радостное волнение, заинтересованность или трогательную заботу. Уверенность в себе для них как синоним выживания. Обратная сторона – они никому не доверяют, не открывают сердце, не делятся наболевшим. Им сложно быть просто детьми, со своими мыслями, импульсами, кривляньями, естественностью, растерянными чувствами, доверять заботу о себе любимым взрослым. Вместо этого такие мнимые уверенные дети постоянно сканируют пространство и всегда находятся в состоянии внутренней тревожности и боевой готовности.

На них очень сложно влиять, не потому, что нужно подбирать подход. А потому, что для таких детей они сами- самый главный авторитет. Часто такие дети становятся во главе компании, возглавляют травлю в школе, являются лидерами, подчиняя себе остальных.

Истинная уверенность в себе не имеет ничего общего с уверенностью, завязанной на защитах уязвимых чувств.

Основные правила прививания уверенности

Чтобы помочь ребенку стать уверенным в себе и воспитать в нем лучшие качества, важно оказывать ему помощь и поддержку на каждом этапе его становления как личности

Чтобы добиться поставленной цели, необходимы такие факторы, как:

  • любовь и забота родителей;
  • личностный пример родных и близких;
  • личная свобода;
  • помощь и поддержка в любой ситуации;
  • общение и понимание, без упреков и осуждения;
  • установка четких правил и их безукоризненное соблюдение всеми членами семьи;
  • наказания и поощрения, которые соответствуют поступкам ребенка;
  • единство в принципах воспитания у обоих родителей.

Родители, которые достаточно часто признаются в том, что любят свое чадо и счастливы уже тому факту, что у них есть такой подарок судьбы, имеют более уверенных детей, чем те, что стесняются или забывают о подобных словах

Процесс воспитания является непростым как для ребенка, так и для взрослого, поэтому важно выделить четкие требования и соблюдать их

Очень важно участвовать в жизни чада на всех этапах его взросления. При любых просьбах, обращениях или эмоциях важно откликаться и реагировать, чтобы ребенок видел, что его слышат, им интересуются, его любят

Очень важно не сравнивать его со сверстниками или другими детьми (братьями/сестрами), так как каждый человек уникален.

Если детям что-то дается трудно, важно показать, что нужно быть настойчивым, сильным и не сдаваться, чтобы добиться желаемого. На первых порах родители могут проходить тяжелые испытания вместе с детьми, чтобы доказать на личном примере, что все возможно

Очень важным моментом для воспитания уверенной в себе личности является самостоятельность ребенка, поэтому не стоит выполнять за него те дела, которые ему уже под силу.

Уверенность через игру

Уверенность ребенка в себе — это знание им себя. И оно приходит к ребенку в том числе и через игру. Но речь идет не про стандартные игры с друзьями или родителями.

Речь об игре, в которой ребенок нащупывает, узнает, открывает себя, как личность. В такие игры ребенок всегда играет в одиночку. Не потому, что не с кем играть, а потому, что ему никто и не нужен. Замечайте эти моменты, когда ребенок играет сам.

Игра- это не работа и не результат труда. В такой одиночной игре почти нет никаких ожиданий и жестких рамок и заранее известного финала, когда ребенок боится проиграть. А значит, в ней все может быть, все может случиться. Слабый может быть сильным, маленький- большим, плакса- мужественным воином. Все понарошку, кроме эмоций, которые эти роли вызывают. Эмоции правдивые, они заставляют мозг ребенка поверить в происходящее, свои умения, мужество, смелость, достижение результата и присвоить это хороший опыт себе.

Вот игровые площадки, где ребенок может узнать себя лучше, понять себя, услышать свой внутренний голос.

  • Юмор
  • Рисование
  • Танец
  • Театр
  • Музыка
  • Пение

Хорошо, что эти игры нельзя положить на полку. Они возникают по задумке природы, когда у ребенка есть свободное время, пространство и свобода не беспокоиться о близких отношениях с родителями. Максимально поощряйте ребенка, когда он играет в подобные игры. Наблюдайте и радуйтесь, что ребенок узнает себя таким способом, чтобы стать уверенным- я себя знаю!

Поощряйте практику

Дети часто увлекаются новыми идеями. Поощряйте это.

Обратили внимание, что ребенок с увлечением смотрит футбол по телевизору? Поговорите с ним, может, он захочет посещать спортивную секцию. Поддерживайте все положительные стремления ребенка.. А вот о своих амбициях и несбывшихся детских мечтах родителям лучше забыть

Не стоит заставлять малыша играть на пианино, если он того не хочет или совершенно не имеет музыкального слуха. Это для него станет не полезной практикой, а ненавистным занятием.

А вот о своих амбициях и несбывшихся детских мечтах родителям лучше забыть. Не стоит заставлять малыша играть на пианино, если он того не хочет или совершенно не имеет музыкального слуха. Это для него станет не полезной практикой, а ненавистным занятием.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector