Статьи

Как реагировать и бороться с капризами ребенка (ребенок от рождения до 1 года)

Как отвлечь ребенка во время истерики

Отвлечь знакомыми стихами. Такой вариант больше подходит для ребенка, который действительно любит читать стихи. Некоторым деткам очень нравится показывать, как много они помнят наизусть, и они не упускают момента «показать себя». Да и ритмичность стихотворений тоже часто играет на пользу.

Мультики и песенки. Мультфильмы всегда были и останутся предметов сотен споров, но то, что они потрясающе работают, — это факт. Особенно, если вы в машине и если взять ребенка на руки нет возможности.

Родителям, которые переживают из-за глупого содержания мультиков, я очень рекомендую подобрать каналы, на которых делают поделки, показывают животных или рассказывают познавательные истории.

Истории

Да, кстати, любые истории прекрасно затягивают внимание ребенка, если их рассказывать вовлеченно

Неважно: про кота, про подружку, про последний поход в кино.

Рассказывать можно любую ерунду. Главное — артистично и быстро.

Пальчиковые игры

Многие родители подмечают, как пальчиковые игры типа «Сорока-белобока кашу варила…» захватывают внимание ребенка. Причиной тому, во-первых, акцент на ручках (малыш концентрируется на телесных ощущениях), а во-вторых, любовь детей к историям

Новая игрушка или игра. Этот способ, кстати, не такой уж и затратный, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, в интернете сейчас миллиард идей для игр и занятий с подручными материалами. Во-вторых, вам необязательно все время покупать новые игрушки. Вы просто можете разложить их по темам в коробки и убрать в шкаф. Если игрушки не лежат постоянно на виду у ребенка, то они снова становятся интересными.

Мыльные пузыри. Мы, наверное, никогда не перестанем удивляться волшебству мыльных пузырей. Допускаем, что не все дети от них в восторге, но все-таки 90% человечества испытывает радость и счастье при виде мыльных пузырей!

Показать зеркало или селфи-камеру. Довольно популярный среди наших подписчиков вариант. Мы проводили опрос в соцсетях, и многие родители сообщили, что используют отражение как способ отвлечь ребенка. Причем это работает для всех возрастов.

Выглянуть в окно. Это отличный способ. То, что происходит на улице, почти всегда завлекает детей. Можно рассказывать, кто там и куда пошел, можно считать машины. А еще этот метод хорошо помогает, если маме надо с кем-то оставить ребенка. «Стой у окна, и, когда я выйду, ты помашешь мне ручкой».

Животные. Кошки, собаки и даже рыбки оказываются прекрасными напарниками в воспитании ребенка. Первые могут сами прийти ласкаться к плачущему малышу, а за последними просто интересно наблюдать — успокаивает.

Разглядывать цветы. Если вы на улице или в огороде, то можно приглядеться к природе. Например, к растениям. Есть хорошая цитата на эту тему: «Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, — это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей». Очень умиротворяюще звучит.

Другой язык. В методе, который предложила наша подписчица, работает эффект внезапности: начните говорить с ребенком на иностранном языке.

Придумать срочное дело. «Ох! Малы-ы-ыш, я совсем забыла! Нам же срочно нужно бежать на кухню и поставить макароны вариться! Бежим! Ох, как же у меня вылетело из головы? Сейчас не сварим макароны, потом кушать захотим, а ничего и нет». Чем младше ребенок, тем проще такое «дело» может быть.

Включить воду в кране. Говорят, можно вечно смотреть на то, как течет вода и горит огонь.

Кстати, огонь! Можно зажечь свечку, просто смотреть на нее и успокаиваться: «Смотри, огонек сверху белый, внутри синенький, а вокруг все желтое. Ты замечал?» А еще свечку можно задувать.

Дыхательная гимнастика. Из предыдущего пункта сразу вырисовался этот. Часто в истерике наше дыхание сбивается, зажимается или становится слишком быстрым. Поэтому в ход идут фразы типа «Ай, я стукнула палец! Подуйподуй мне, пожалуйста!» или «Кажется, мне в глаз попала соринка. Можешь подуть на меня?»

«Сколько?» В качестве примеров приведем здесь несколько диалогов:

— Ты злишься, потому что тебе не дали шарики?

— Да-а-а…

— А сколько шариков ты бы хотел?

— Два! Нет, три! Многа-а-а…

— А «многа» — это сколько?

— Ше-е-есть!

— А сколько минут ты бы еще хотел поиграть?

— Пять.

— А потом домой, если разрешу пять?

— Да.

То есть, во-первых, это работает как «договор», а во-вторых, включает у ребенка фантазию, что снижает накал страстей.

«Твой друг тебя уже ждет!» Если вы собираетесь куда-то, где будет приятель вашего малыша, то можно сказать: «А Вася-то сейчас постоит, подумает, что ты не приходишь, и уйдет домой!» Если ребенок очень любит играть со своим другом, то он быстро отбросит свои «пустяковые» проблемы и успокоится.

Как справляться: советы психологов

Некоторые родители мирятся с тем, что их дети становятся капризными, и продолжают им потакать, даже когда те становятся старше. Остальные же, напротив, со сложившимися обстоятельствами смиряться отказываются и применяют в отношении детей не совсем популярные меры. Тем не менее существуют методы, с точки зрения психологов правильные и не такие уж сложные, с помощью которых можно договориться с протестующим малышом.

По максимуму отбросьте излишние запреты. Пускай их будет не так много. Чтобы каждый раз не запрещать ребёнку брать ту или иную вещь, просто переставьте эти вещи в недоступное место.
Если кроха проявляет инициативу и пытается сделать что-то самостоятельно, не пресекайте его.
Если малыш не хочет кушать — не заставляйте его, лишь предлагайте. Когда он проголодается, то обязательно поест.
Научитесь понимать своего карапуза и внимательно относитесь к его просьбам, желаниям. Хоть он и не умеет ещё выражать свои мысли, мама наверняка их интуитивно почувствует.
Родители должны быть лучшими друзьями своего чада, а не строгими воспитателями, поэтому проводите больше времени с малышом — ползайте вместе с ним, играйте в игрушки, которые он предлагает.
Постоянно общайтесь с крохой

Ведь это важно не только как проявление внимания, но и как аспект развития речи. Говорите с ним обо всём на свете — рассказывайте о том, чем сейчас занимаетесь, что планируете сделать, спрашивайте его мнение.
Задействуйте ребёнка при выполнении повседневных дел

Будьте уверены, что ему будет это интересно. И уж тем более, если он услышит похвалу в свой адрес, то точно поможет вам и в следующий раз. Просите его о помощи.
Если малыш плачет, не переставая, и его не получается успокоить всевозможными уговорами, оставьте его в одиночестве, но ненадолго. Когда он поймёт, что родители совсем не обращают внимания на проявления его характера, он практически сразу же переключится на другое занятие.

Что такое капризы

Для начала нужно понимать, что является капризом, а что ― выражением ребенком своих желаний, потребностей.

Мы знаем, что ребенок становится капризным, когда болеет, когда хочет спать, есть. Это нормально. Так он говорит нам о своих ощущениях, ведь речью он еще не овладел, да и свои состояния еще не осознал (даже трехлетний малыш с трудом понимает, что он хочет спать или плохо себя чувствует, потому что болен).

Но как только нам кажется, что повода для капризов нет, мы начинаем думать, что ребенок неправ, невоспитан, и его поведение начинает нас раздражать.

Читать так же:  Список развивающих книг для детей 0+: познаем мир с рождения до 1-2 лет

Итак, первым делом мы должны прислушиваться и присматриваться к ребенку. Должны научиться понимать его состояние и предупреждать капризы. Заметили, что малыш трет глазки ― значит, пора ему спать (лучше заметить время, оно обычно одно и то же, и выработать режим, тогда и капризов перед сном не будет); капризничает без повода ― измерили температуру, а вдруг заболевает? Если все эти варианты не подходят, ищем причину в другом.

Капризы ― это необоснованное требование ребенком чего-либо: «Хочу, но не знаю, что именно».

«Капризы ― характерный признак кризисного периода в жизни ребенка», ― как указывают отечественные психологи Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский и зарубежные, например, Э. Эриксон. Эмоционально ребенку тяжело переживать их. Слезы, гнев при этом искренние. Если же ребенок знает, чего он хочет, то это уже не каприз. Это отстаивание своих интересов, своей свободы, которые сопровождаются бурными эмоциональными реакциями: топаньем ногами, криками, слезами.

Проблемы воспитания капризных, непослушных детей

Не все требования ребенка нужно бежать выполнять, но капризы — это сигнал для родителей, чтобы подумать, что можно сделать лучше, какие психологические нужды ребенка подавляются, не находят своего воплощения.

Ребенок часто впадает в сильные истерики по различным поводам, его невозможно успокоить.

Сильные истерики в возрасте до трех лет — это довольно типичное явление. У ребенка много чувств и много затруднений в жизни. И при этом мало возможностей свои эмоции переработать, отыграть. Один из этих немногочисленных способов — резкий выброс энергии недовольства вовне, то есть истерика

Вы не можете насильно втянуть малыша на другой уровень развития, где он по-другому бы умел справляться со страданием и гневом — говорить об этом, обдумывать, намеренно переключать свое внимание на позитив. Пока у него таких способностей просто физически нет

И с этим нужно считаться. Поведение — это, конечно, крайне неприятно, но оно, по сути, очень естественно и вредит, скорее, окружающим, чем ребенку. Это не намеренный акт протеста (хотя начинаться может именно так), а сброс накопленного напряжения — точно такой же природный механизм, как и агрессия в период сильного гнева.

Надо понимать, что плохое поведение детей не является плохим вообще, абсолютно. Оно нежелательно только в предложенных обстоятельствах. И это всегда результат взаимодействия с ближайшим окружением. То есть ребенок делает именно то, чему он научен путем практики взаимодействия с вами. С другой же стороны, его реакции близки к природным, они очень естественны, поэтому, по определению, не могут быть неправильными. Но они могут быть неудобными. И, соответственно, к такому поведению ребенка надо относиться положительно. Эти убеждения помогут вам подходить к трудностям с ребенком без возмущения, предубеждения и идей о том, что ребенок что-то должен или не должен делать.

Перед тем как начать отучать ребенка от капризов, хотелось бы подчеркнуть одно ключевое условие. Выполнять рекомендации, связанные с управлением, общением с детьми, могут только взрослые, находящиеся в эмоциональном равновесии. Именно своим эмоциональным состоянием и нужно заниматься в первую очередь. Родители действительно могут знать какие-то правильные тактики обращения с детьми, читать психологическую литературу на этот счет и теоретически знать, как выходить из проблемных ситуаций. Это ментальное умственное знание. Чего не хватает родителям, так это навыков управления собой, владения собственными эмоциями. Если ребенок очень капризный, и вы не знаете, что делать, нужно учиться управлению отношениями.

Однажды в психологическую консультацию обратилась мама девочки чуть старше года с жалобами на застенчивость и пугливость малышки, ее чрезмерно острую болезненную реакцию на чужих людей. В процессе консультации выяснилось, что во время сна дочки мама постоянно использует датчик дыхания (то есть устройство, позволяющее контролировать дыхание ребенка на большом расстоянии). Тревога мамы о жизни малышки была так сильна, что она постоянно использовала это устройство, чтобы быть уверенной, что ребенок внезапно не перестал во сне дышать. К слову сказать, малышка была абсолютно здорова и никогда проблем с дыханием у нее не наблюдалось. Проблем с собственным постоянным страхом мама не испытывала, не считала, что с этим нужно разбираться, проблемы она видела только у ребенка.

Таких случаев отражения проблем взрослых при воспитании капризных детей множество:

  • Может ли истеричная мать справиться с капризным ребенком? Как она может научить ребенка тому, чего не знает и не умеет сама?
  • Если мать полна беспокойства, тревоги, как сможет она помочь ребенку избавиться от навязчивых страхов?
  • Могут ли агрессивные родители научить ребенка управлять собственным гневом, должным образом вести себя в ситуации сильных эмоций?
  • Могут ли родители, пассивные в культурном и интеллектуальном отношении, вырастить ребенка с широкими интересами?

Конечно, общение с ребенком полно острых моментов, и надо знать, как поступать в сложных ситуациях. Но, прежде всего, нужно позаботиться о том, кто, собственно, будет опорой ребенку, кто будет помогать ему выходить из сложных состояний и ситуаций. То есть о том взрослом человеке, который находится рядом. Вспомните инструктаж для пассажиров перед полетом на самолете. Там есть отличная фраза: «Сначала наденьте кислородную маску на себя, потом на ребенка». Эта фраза коротко и точно характеризует порядок действий в проблемных ситуациях, учит, как вести себя с капризным ребенком.

Что такое капризы

Как правило, понятие каприза включает в себя упрямство и прихоти. В самом раннем возрасте ребенок может проявлять капризность, выражая желание удовлетворить свои потребности, а также заявляя, что ему некомфортно. Часто молодые мамы говорят о своих детях такого возраста, что они капризны. Но, на самом деле, это определение истолковывается неверно. Когда малыш в этом возрасте плачет и беспокоится, это не каприз, а способ общения со взрослыми. Ведь по-другому выразить свои желания и сообщить о дискомфорте малыш еще не может. Ведь он еще не освоил ни речь, ни язык жестов.

Причины для плача у ребенка могут быть разные. Возможно, он просто замерз, голоден или пора сменить подгузник. Иногда дети плачут, когда чувствуют боль. В таких ситуациях молодые родители должны знать, как им действовать.

В первую очередь, необходимо убедиться, что малыш сухой. Груднички часто плачут, когда пришло время заменить подгузник.
Малыш может плакать и беспокоиться тогда, когда голоден. Чтобы этого избежать, кормление должно быть по расписанию.
Если вы исключили вариант с подгузниками и питанием, а кроха все равно не может успокоиться, это может говорить о том, что он чувствует дискомфорт. Например, колики или газы. Именно в этом возрасте такая причина беспокойства является наиболее распространенной.
Кроха может нервничать даже из-за смены погоды или влияния магнитных бурь. В этом случае трудно сказать, чем можно помочь малышу. Постарайтесь успокоить его, уделив как можно больше внимания. Лягте с ним поспать или подержите на руках.
Если малыш плачет сильно и беспрерывно, и все методы успокоить его вы перепробовали, это может говорить о том, что он чем-то болен.
Начиная с возраста 3 месяцев, капризы у ребенка начинаются из-за того, что начинают прорезаться зубки. В этом нет ничего удивительного. Десны при этом набухают, малыш начинает тащить в рот разные предметы, которые попадаются под руку. Начинается усиленное слюноотделение

Если вы наблюдаете такие признаки, причиной является прорезание зубов, которые появятся лишь через несколько месяцев.
Важно, чтобы соблюдался режим дня. Это относится не только ко сну, но и к питанию

Читать так же:  Что делать при переохлаждении и обморожении: первая медицинская помощь ребёнку

Если малыш будет всегда спать по расписанию, то начнет нормально высыпаться. Вы заметите, что плакать после этого он начнет намного меньше. По расписанию желательно также гулять с малышом, играть с ним в развивающие игры. Это будет удобно не только ребенку, но и молодой маме.

Иногда после радостного и счастливого дня ребенок все равно начинает капризничать. Его очень трудно успокоить, он плачет и не хочет засыпать, находится в состоянии возбуждения. Как правило, это характерно для детей от года до полутора. Это является следствием перенапряжения, которое кроха испытал в течение дня. С помощью плача малыш избавляется от перенапряжения. Когда он видит много новых людей, вещей и явлений, то испытывает стресс. В результате начинаются капризы и слезы. При этом родители должны быть терпеливыми и внимательными. Вы не заставите его успокоиться, если будете кричать. В такой ситуации лучше взять кроху на руки, обнять. Ребенка успокоит принятие ванны и массаж. Он станет спокойным, расслабленным и сможет уснуть.

К капризам ребенка может привести и иная ситуация. Это происходит тогда, когда родители начинают что-то запрещать. Практически в течение года малыш находился в пределах кроватки, коляски и манежа. И вокруг находились лишь привычные для него предметы. Когда ребенок развивается, он начинает узнавать что-то новое и стремится к этому. Когда  пытается впервые подняться, чтобы сделать первые шаги, это дает ему возможность познать новое, расширить кругозор. Малыш с большим интересом изучает все вокруг, еще не зная и не понимая, что некоторые вещи таят в себе опасность. Пытается все не только пощупать, но и попробовать на вкус. При этом родители, конечно же, начинают на такие действия реагировать. Запрещают крохе прикасаться к вещам, отнимают то, что его заинтересовало.

Когда ребенок исследует мир, а ему запрещают это делать, унося или отбирая вещи, он капризничает. Ведь по-другому выражать свои эмоции и желания еще не может. Грудничок не пойдет на компромисс, удовлетворившись старыми игрушками или пустышкой. Ему нужны новые знания и впечатления.

Нужно дать малышу возможность познавать мир более безопасно, окружив его новыми для него предметами, которые он сможет изучить, не причинив себе вреда.

Капризы у ребенка могут начаться также из-за того, что он испытывает проблемы с развитием речи. Малыш хочет, но не может что-то сказать. В таком случае нужно запастись терпением и постараться помочь ему.

Капризный ребенок 2 года

Капризность и изредка истеричное поведение считаются, по сути, естественным способом и практически единственной возможностью, посредством которой чадо старается продемонстрировать свои внутренние ощущения. Подобным поведением дети пытаются объяснить, что не так с ними.

По какой причине неожиданно ребенок 2-х лет стал капризным и плаксивым? Как вести себя родным и каким образом можно помочь малышу?

В двухлетнем периоде капризность взаимосвязана с потребностями детей (например, пить, кушать) или ощущением ими дискомфорта (например, обувь меньшего размера жмет ногу). Нередко проявления капризности могут иметь связь и с внутренним состоянием ребят. В случае болезни они могут ощущать беспокойство, болевые ощущения, которые дети не в состоянии даже понять, а объяснить взрослым – и подавно. При любых непонятных дискомфортных ощущениях малыши, в первую очередь, стараются их подавить, вследствие чего требуют выполнения то одного «хочу», то другого. Однако дискомфорт не уходит, поэтому они ударяются в слезы. Подобное поведение родители могут расценивать, как каприз.

Нередко после перенесенного недуга дети продолжают капризничать, требуя к своей персоне такого же повышенного внимания, которое было и во время их болезни. Вследствие чего для множества родителей насущным становится вопрос, как воспитывать капризного ребенка? Для этого воспитывающим взрослым необходимо уяснить, что двухлетняя кроха уже способна адекватно воспринимать запреты, запоминать правила и их выполнять. Поэтому рекомендуется родителям избрать линию поведения, которая будет базироваться, в первый черед, на последовательности и единстве.

Последовательность в воспитательном воздействии означает, что один раз запретив что-либо малышу в дальнейшем необходимо придерживаться этого.

Единство – заключается в согласованности стратегии воспитания между всеми участниками данного процесса. Другими словами, если папа за какие-то действия наказал малыша, то маме следует поддержать папу. В случае если она не согласна с его действиями, следует обговорить сложившуюся ситуацию, но только, чтобы малыш не слышал.

Также нужно учитывать, что капризные дети любят публику. Поэтому если оставить ненадолго малыша одного в комнате, истерика затихнет сама собой. Таким поведением родители демонстрируют свою позицию, которая является четким сигналом для малыша, что подобными действиями он не сможет ничего добиться. Следовательно необходимость себя вести подобным манером исчезнет.

Общие причины возникновения капризов у детей

Специалисты выделяют несколько типичных ситуаций, провоцирующих возникновение проблемы детских капризов в семье. В частности, это:

Неумение передать словами свои личные ощущения, свое недовольство.
Желание малыша привлечь к себе внимание взрослых

Важно понимать, что недостаток, прежде всего, материнского внимания практически всегда становится причиной раздражительности и отставания в развитии детей.
Стремление ребенка добиться от взрослых чего-то очень важного и нужного для себя.
Чрезмерное внимание и излишняя опека со стороны взрослых
От бесконечного внимания со стороны родителей ребенок может уставать, что нередко выражается в плаче или крике. Поэтому прежде, чем начать бороться с капризами, следует произвести реальную оценку своего общения с малышом.
Неудовлетворенные физические потребности: переутомление, недосыпание и чувство голода.
Чрезмерная строгость родителей, постоянные запреты.
Отсутствие выработанной системы наказаний и поощрений малыша.
Отсутствие выраженной реакции взрослых на положительные и отрицательные поступки ребенка.
Неправильное воспитание

Отсутствие каких-либо ограничений со стороны взрослых также может стать причиной возникновения капризов у ребенка. Когда малышу все разрешается, ему сложно научиться себя сдерживать, и вовремя обуздать свои желания и эмоции. Очень важно своевременно приучить ребенка к самоограничению. Конечно же, речь не идет о бесконечных запретах, но слово «нельзя» малыш должен узнать одно из первых. Это поможет остановить его, прежде чем он сможет навредить себе или кому-то другому.
Стремление подражать другим детям.
Отрыв увлеченного ребенка от интересного для него занятия.
Непоследовательность действий со стороны взрослых. К примеру, сегодня мама запретила ребенку играться ее телефоном, но несколько дней назад она сама же давала ему данную «игрушку» в руки. Нередки ситуации, когда родители что-то запрещают, тогда как бабушка это разрешает ребенку. Несогласованность действий также может проявляться и внутри семьи: запрещенное мамой, разрешается папой и наоборот. Ребенку тяжело часто «подстраиваться» под каждого взрослого, что отражается на его психике и нервной системе, и, соответственно, провоцирует истерики и срывы.

«Первый возраст упрямства» (от года до пяти лет) специалисты разбивают на несколько важных периодов развития ребенка, для которых характерны свои причины и проявления капризов:

  • возраст от одного до двух лет;
  • три года;
  • четыре года;
  • пять лет.

Далее рассмотрим каждый из этих периодов более подробно.

Обратите внимание

«Второй период упрямства» по мнению многих специалистов соответствует возрасту 12-14 лет.

Сила направленного внимания

Но почему внимание так сильно действует?

Ответ прост: это у нас в крови. Задумайтесь о том, что прошло от силы 10 000 лет, как мы выбрались из пещер. По меркам истории нашей планеты, это полмига. Мы делим 99 процентов генетического материала с шимпанзе, хотя мне порой встречались такие люди, которые, как я уверен, разделяют с шимпанзе 99,9 процента своего генетического материала.

Отсюда следует, что с биологической точки зрения мы всего лишь безволосые обезьяны со способностью обмениваться текстовыми сообщениями. Наверное, как раз для этого у нас и развился отдельный большой палец на руке. Несмотря на все достижения цивилизации, в нашем мозгу очень многое осталось от животных. Иногда у нас очень хорошо получается обсуждать сложные темы, такие как преимущества плазменных телевизоров перед кинескопными, но под всей этой внешней болтовней скрываются мозги и сердца дикаря.

Читать так же:  Какие витамины нужны ребенку в 3 года: рекомендации и рейтинг 5 лучших витаминно-минеральных комплексов

Все поведение детей направлено на тех, кто о них заботится. Если ты еще маленький и не можешь позаботиться о себе самостоятельно, то, скорее всего, в джунглях ты долго не протянешь. Тебя просто съедят.

Вы, должно быть, не раз видели подобную картину: за столом два ребенка. Один спокойно ест, а другой стучит по тарелке ложкой и разбрасывает еду. Родители суетятся над хулиганом, не замечая спокойного ребенка

Они постоянно говорят: «Не делай этого, Эмили, а то отправишься в свою комнату!» И чему же учится спокойный ребенок? Тому, что, если хочешь привлечь внимание родителей, нужно стучать по тарелке ложкой и разбрасывать еду

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему дети так легко перенимают дурные привычки? Потому что мы придаем слишком много внимания этим привычкам

Если обращать внимание только на плохие привычки, то тем самым плохое поведение будет только закрепляться. Другие дети захотят делать то же самое, чтобы привлечь к себе такое же внимание

Плохое поведение мы поощряем самыми разными фразами.

Вот лишь некоторые из них.

«Тарквиний, перестань!»
«Долго тебя просить, Тарквиний?»
«Сколько раз я тебе говорила!»
«Тарквиний, я тебя предупреждаю в последний раз…»
«Тарквиний, перестань мучить попугая!»
«Тарквиний…»
«Тарквиний!»
«ТАРКВИ-И-ИНИЙ!»

Обращать внимание на плохое поведение очень легко. Плохое поведение само бросается в глаза

Я часто слышу, как родители говорят: «Он словно нарочно это делает, чтобы разозлить меня!»

Естественно, дети делают это нарочно

Они не то чтобы специально собираются свести нас с ума, просто привлекают наше внимание. Может, им и хотелось бы сделать нас счастливыми, но если мы разозлимся, то сойдет и это

Это не значит, что нужно совершенно закрывать глаза на плохое поведение. Но 90% всего плохого поведения можно всецело игнорировать. Если перестать его закреплять, то оно исчезнет.

Обычно, когда я говорю это родителям, они в ответ забрасывают меня целым градом возражений в духе «да, но…». Когда люди говорят, что они пытались что-то делать, но это не сработало, обычно имеется в виду, что они пытались это делать в течение десяти минут, а потом сдались. Или иногда игнорировали нежелательное поведение, а иногда уделяли ему слишком много внимания. Я лично считаю, что если решили поступать каким-то образом, то нужно так поступать всегда. Всегда.

Маленькие безволосые шимпанзе должны понять, что, как только они начнут ворчать и капризничать, шимпанзе-мама и шимпанзе-папа отвернутся от них и уйдут прочь со всеми бананами.

Тут в дело вступает похвала.

Похвала для детей — это словно вода и солнце для растений. Похвала — это священный Грааль воспитания. Как только вы это поймете, вы сможете справиться практически с любой проблемой.

Хорошее поведение закрепляется похвалой. Вероятно, вам кажется, что хвалить легко, но многим родителям это дается с трудом. Многие родители просто не умеют хвалить своих детей. Некоторым кажется, что это неудобно. Такое отношение к похвале бывает у тех, кто сам получал ее недостаточно в своей жизни. Трудно хвалить кого-то, когда не знаешь, как это делается.

Ниже я описываю несколько приемов эффективной похвалы. Под словом «эффективная» имеется в виду, что она помогает закреплять желательное поведение детей.

Как проявляется кризис?

  • Привычные действия вызывают у ребенка ярый протест. Например, перед прогулкой мама надевает на малыша шапку, а он ее тут же стаскивает. Выйти во двор соглашается только после долгих уговоров, зато, когда пора возвращаться домой, поднимает крик. Раньше любил купаться в ванночке по вечерам, а теперь наотрез отказывается.
  • Желания годовичка противоречивы и сменяют друг друга со скоростью света. Сначала он кричит «Дай, дай, дай!», а получив заветную вещь, тут же швыряет ее на пол. Только что он обнимал маму или плюшевого медвежонка, а спустя пять минут уже сильно рассердился без всяких видимых причин.
  • Малыш очень резко реагирует на любой запрет или отказ: злится, безутешно рыдает, падает на пол и сучит ногами. Обиды и истерики становятся обычным делом.
  • Ребенок превращается в «мамин хвостик». Он неотступно следует за ней повсюду и не желает выпускать из поля зрения даже на пять минут.
  • Малыш упорно старается сам делать то, что ему еще не по силам, и категорически отказывается от помощи взрослых.

Кризис трех лет – консультация для родителей

Отношение к ребенку с самого рождения постепенно формирует его личность и характер

Поэтому, очень важно как к воспитанию подходят родители и ближайшие родственники. Мы собрали несколько советов, которые можно охарактеризовать, как памятка родителям, помогающая преодолеть кризис трех лет у вашего малыша

  • Родители должны стремиться воспитывать ребенка в одной «системе координат». Не должно быть такого, чтобы мама что-то разрешала, а папа запрещал или наоборот. В таком случае ребенок выберет для себя «удобного» родителя и будет вить из него «веревки», как бы странно это не звучало. Ведь дети очень хорошие психологи и они сразу же видят, кто из родителей более мягкий и идет на уступки.
  • Необходимо запастись твердостью, терпением и спокойствием, и вкладывать в ребенка то, что есть определенные правила, которые нельзя нарушать, независимо от того, что хочет ваш малыш. Обязательно нужно говорить о последствиях непослушания, чтобы ребенок начинал осознавать свою ответственность, выбирая те или иные действия. И, конечно же, это необходимо делать спокойно, уравновешенно и с любовью.

Родители сами должны быть дисциплинированными и последовательными в своих требованиях. Например, если вы говорите, что руки нужно мыть каждый раз, придя с улицы, выполнять это нужно постоянно. Или, если вы не дали сладости ребенку перед едой сегодня, завтра или в какой-то другой день сладости также нельзя кушать перед обедом или ужином. В противном случае ребенок просто не будет понимать, как же все-таки правильно нужно делать, и будет добиваться того, что ему удобно.

Ребенку необходимо давать возможность принимать самостоятельные решения в доступных для него пределах и поощрять это. Например, если он хочет помочь вам по дому, дайте ему сделать это. И даже если у него что-то не получится, обязательно хвалите и благодарите за помощь. Вы покажите ему пример, что нужно быть благодарным, когда тебе помогают, и в тоже время ребенок будет приучаться к трудолюбию.
Также, в таком возрасте можно позволять малышу принимать участие в выборе игрушек, книг или игр при покупке

Такой подход позволит выработать самостоятельное принятие решений, что очень важно для дальнейшего становления личности.
Если вы можете уступить в той или иной ситуации, например, ребенок хочет взять с собой на улицу какую-то определенную игрушку, уступите и дайте ему возможность выбрать. Однако помните, что это не относится к желаниям малыша, которые могут ему навредить

В такой ситуации вы должны быть твердыми и с любовью объяснять, почему так делать нельзя.

Необходимо помнить о том, что все мы сделаны «из одного теста» и порой уже во взрослом возрасте ведем себя, как наши дети во время кризиса. Мы также часто не послушны, не уступаем другим, отстаиваем свое мнение, даже если оно ошибочно, и относимся не очень хорошо к своим ближним. Поэтому, когда вы видите, что ребенок ведет себя не так, как вам бы хотелось, просто вспомните себя и учитесь помогать ему с любовью и лаской. Обнимайте его чаще и говорите о том, что вы вместе сможете преодолеть все невзгоды, даже если сейчас он этого не заслуживает, ведь и мы часто не заслуживаем хорошего к себе отношенияю

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button