Статьи

Обзор популярных методик раннего развития ребенка с видео консультациями и фильмами

Методика Никитиных

Никитины — родители семерых детей и авторы нетрадиционной системы воспитания ребенка. В основе их системы лежит естественность, труд, близость к природе и творчество.

Сами авторы описывают свою методику так:

«То, что у нас сложилось, назвать системой, видимо, еще нельзя. Но основные принципы, которыми мы руководствуемся, выделить можно.

  1. Легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь с самого раннего детства, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.
  2. Свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются, сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.
  3. Наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

Все эти принципы были выработаны в практике жизни, в общении с детьми. Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать развитию, а помогать ему, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а наблюдать, сопоставлять и, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка, создавать условия для дальнейшего его развития».

Самые популярные игры-головоломки Никитиных:

  • Сложи узор
  • Сложи квадрат
  • Уникуб
  • Точечки
  • Кубики для всех
  • Дроби
  • Рамки и вкладыши Монтессори

Современные методики развития ребёнка-обзор

Этот краткий обзор современных методик развития ребёнка позволит вам понять, что они из себя представляют,и какую выбрать.1. Система ХовардаМетодику так же называют «Английский – мой второй язык». Во время занятий педагог или мама разговаривают с малышом исключительно на английском языке, однако никаких оценок не ставится

Большое внимание уделяется также становлению характера ребенка, особенно поощряется его самостоятельная работа над собой. Пока ребенок не освоит материал, к новому не переходят.2

Методика Марии МонтессориОдна из самых популярных. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит.3. Музыка интеллектаАвтор методики, Алиса Самбурская, считает, что музыка влияет не только на духовное развитие ребенка, но и на физическое (регулирует кровяное давление, тонус мышц, стимулирует процессы восприятия и памяти; активизирует творческое мышление и др). Методика подходит абсолютно всем детям, независимо от способностей. Заключается в том, что любые обучающие занятия ребенка сопровождаются специально подобранной музыкой.4. Система ДьенышаОснована на развитии логического мышления. Разработанные автором игры способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач.5. Система Глена ДоманаРазвивая ребенка всесторонне и одновременно (чтение, письмо, энциклопедические знания и т.д.) еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь, считает Доман. Методика безусловно результативна, и если вы хотите вырастить нобелевского лауреата, то она находка для вас. Основной отрицательный момент: практически не уделяется внимание творческому развитию ребенка.

6. Методика Николая ЗайцеваМетодика раннего обучения чтению. В методике используется «складовой принцип» (не путать со слогами). Самые известные его пособия – «Кубики Зайцева». Весь материал подается в игровой форме.7. Методика НикитиныхПредпосылкой создания методики Бориса и Лены Никитиных явились частые соматические заболевания их собственных детей, поэтому изначально в методике большое внимание уделяется физическому развитию. К плюсам методики так же можно отнести позицию естественного усвоения знаний, отказ от «натаскивания» детей.8. Система Макадо ШичидаОдна из самых популярных в Японии. Макато Шичида считает, что все дети рождаются с уникальным природным способностям, которые легко развить пользуясь специальными методиками подготовки, которые направлены на развитие фотографической памяти.9. Методика Сесиль ЛупанМетод Лупан родился из ее попыток учить своих дочек по Доману. В отличие от Домана, у Сесиль все более тонко и индивидуально, она связывает те или иные методики раннего развития с возникновением у ребенка интереса. Самая известная ее книга – «Поверь в свое дитя» – написана очень доступно. Ознакомившись с методикой, родители легко могут заниматься с ребенком сами.10. Грудничковое рисование Марии ГмошинскойГрудничковое творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования – пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Методика развивает интеллект и творческое начало ребенка.__________________

Информация для родителей

+2

Но вернемся к истории раннего развития ребенка, уже увидевшего свет.

42-118 гг. н.э.

1592-1670 гг. Ян Амос Коменский в «Великой дидактике» утверждает:
«Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими, и из-за этой гибкости они легче всего принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию».

1712-1778 гг. Жан-Жак Руссо в произведении «Эмиль, или о воспитании» подробно описывает методику раннего обучения детей чтению.

1771-1858 гг. Роберт Оуэн уверен, что характер и склонности ребенка развиваются ранее возраста 2 лет, а некоторые из них даже «к концу первых двенадцати или даже шести месяцев их существования».

Примечательно, что дошкольное образование во всех странах мира развивалось медленнее всего. Считалось, что в этот период сама природа совершенствует организм и мозг человека, готовя его к обучению к школе.

Революцию в дошкольном образовании произвел Фридрих Флебель. Именно он первым провозгласил: «Дети

растут, как цветы». И придумал детские… сады, которые с самого раннего возраста развивали в детях понимание формы, движения, цвета, числа, величины, пространственное восприятие, способностей анализировать. Малыши учились моделировать из бумаги, лепить, петь, рассказывать, работать в саду и на грядке.

В России первооткрывателями раннего развития детей стали супруги Борис и Елена Никитины. А уже по их следам данной теорией заинтересовались Н. А. Зайцев, А. Маниченко и др.

Так человечество начинало понимать необходимость раннего развития человека. И странно, что сегодня – в 21 столетии остаются скептики, опровергающие значимость раннего формирования интеллекта ребенка. Может, экскурс в суть основных подходов к раннему развитию поможет разубедить их?

Методика Монтессори: суть и принципы

Методика раннего развития Мотессори – авторская методика, отличающаяся от традиционной.

Система Марии Монтессори была создана для детей от трёх лет, хотя многие родители практикуют этот метод в более раннем возрасте.

Данная программа включает в себя множество специальных развивающих материалов, по которым малыш учится размышлять, писать и читать. Внешне материалы больше похоже развивающие игрушки, однако учёный настаивала на том, чтобы эти материалы не называли игрушками, ведь дети не должны в них играть, а заниматься с их помощью.

Как проходят занятия по методике Марии Монтсессори?

Система Монтессори для детей предполагает занятия в студиях. Студия – это помещение, состоящее из одной или двух комнат. В студии шесть зон: зона для игр с водой, зона для игр с крупами, творческая зона, спортивная, математическая и зона для развития сенсорики и моторики.

Читать так же:  10 признаков, что ребенок готов к введению прикорма

Занятия для детей начинаются с приветствия: дети садятся в круг, затем делают гимнастику для пальчиков, танцуют и играют на музыкальных инструментах. Приветствие занимает порядка 10-15 минут. После него дети расходятся по зонам – по желанию, что кому больше нравится. Педагог при этом не организует никаких занятий: он может только подойти к ребёнку, чтобы что-то подсказать или помочь справиться с какой-либо задачей. После окончания занятий педагог звонит в колокольчик, чтобы дети снова собрались в круг, станцевали, рассказали друг другу и по традиции задули свечку.

На первый взгляд может показаться, что здесь нет организованной работы педагога. Но в этом же и вся суть метода: педагог не должен вмешиваться в дела ребенка – это поможет ему быстрее стать самостоятельным. Главный принцип методики  – «Помоги мне это сделать самому». При этом взрослый не должен сделать за ребёнку его работу – он может лишь показать выходы и пути решения той или иной задачи.

Система раннего развития не предполагает чётко разработанной программы обучения. Согласно ей, ребёнок должен заниматься в свободном темпе и только тем, что интересно ему.

Студии Монессори охватывают два возрастных периода:

  • студии для детей от нуля до трёх лет;
  • студии для детей от трёх до шести лет.

Во всех этих студиях комнаты разделены на развивающие зоны. Какие именно, и чем они полезны, читаем далее

Зоны Монтессори

Всего Мария создала шесть зон, но сегодня во многих детских центрах используют только пять. Это:

  • Практическая зона
  • Сенсорная
  • Математическая
  • Языковая
  • Космическая зона

В практической зоне дети учатся простейшим бытовым навыкам: например, подметать пол, мыть посуду, застегивать и расстёгивать одежду, одевать и раздевать кукол. Эта зона помогает малышам познакомиться с миром вещей, окружающих их, и научиться решать простые бытовые задачи.

Сенсорная зона ориентирована на игры с предметами, которые отличаются по форме, цвету, размеру и так далее. Сюда входят поролоновые мячики разного диаметра, крышки для баночек и бутылок разного размера и многое другое. Так, через тактильные ощущения, дети развивают мелкую моторику рук и пальцев, а также их ловкость

Память и внимание здесь тоже задействованы

Математическая зона позволяет ребёнку познакомиться с миром цифр и чисел. Здесь дети учатся считать, осваивают математические символы, геометрические фигуры. Для детей в зоне разложены счётные палочки, счёты, фигурки из геометрии и прочее. Более старшие дети знакомятся с дробями. Всё это приводит к развитию абстрактного мышления, а оно очень пригодится им в жизни.

В языковой зоне детки знакомятся с языком. Здесь есть всё для этого: кубики с буквами, азбука, касса с буквами и слогами, алфавит в цветных картинках и прочее.

Космическая зона позволяет детям узнать всё об окружающем их мире: фигурки животных, коллекции минералов, карты – всё это станет для детей настоящим открытием.

По желанию педагогов можно добавить к этим ещё несколько зон. Главное, чтобы в каждой зоне дети учились проявлять свою самостоятельность в обучении и познавали мир.

Топ 8 методик раннего развития детей

1. Методика Марии Монтессори

Возраст детей: Основные принципы: «Помоги мне это сделать самому!».

  • Плюсы методики:
  • – Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
  • – На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
  • – Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающие за логику, моторику и аналитические способности.
  • Недостатки методики:

2. Методика семьи Никитиных

Возраст детей: Основные принципы:

Плюсы методики:
– Доступность; легкость в осуществлении, позволяющая освоить ее родителям, имеющим даже поверхностные представления о педагогике и развивающих системах;
– Возможность уделять внимание как интеллектуальному, так и физическому развитию ребенка.
Недостатки методики:
– Ребенок до года может болезненно реагировать на излишне жесткие методы работы;
– Недостаточное внимание, уделяемое творческому развитию ребенка, отсутствие должного внимания мелкой моторике;
– Невозможность осуществлять индивидуальный подход к ребенку.

Методика Николая Зайцева

Возраст детей: Основные принципы:

  • Плюсы методики:
  • – Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету;– У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию;
  • – На занятиях у детей развивается творческое мышление.
  1. Недостатки методики:
  2. – В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму;
  3. – Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике, развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

4. Методика Глена Домана

Возраст детей: Основные принципы: Время развития мозга у ребенка:

  • Плюсы методики:
  • – Обучение можно начинать с самого рождения;
  • – Заниматься достаточно просто;
  • – Материал для занятий (карточки Домана) можно сделать самим;
  • – Заниматься с ребёнком могут сами родители, не нужно привлекать специалистов;
  1. Недостатки методики:
  2. – В процессе обучения ребёнок пассивен – просто должен смотреть;
  3. – При этом малыш не учится самостоятельно читать или слушать и производить анализ текста;
  4. –  Творчество в процессе обучения проявить невозможно;
  5. – Процесс обучения формализован – нужно следовать инструкции и показывать карточки несколько раз в день без пропусков;
  6. – Дети старше 3х лет неохотно воспринимают обучение по методике Домана, если раньше с ними не занимались таким образом.

5. Методика «Вальдорфская педагогика»

Возраст детей: Основные принципы:

  • Плюсы методики:
  • – Каждый ребенок – индивидуальная личность со своими способностями. И поэтому обучение происходит согласно потребностям каждого ученика, а не по единой системе, как это принято в большинстве других образовательных систем;
  • – С детьми младшего школьного возраста занимается один единственный педагог, который является для них другом и наставником. Педагоги проходят строгий отбор и должны проявлять гибкость и быть всесторонне развитыми;
  • – В Вальдорфских школах дается минимум академических знаний, особенно в младших классах, натомись больше познаний окружающего мира;

– Применяется междисциплинарный подход в обучение, так, чтобы дети не разделяли разные предметы, а имели общее представления о мире, как о едином целом

Поскольку все в мире очень тесно между собой взаимосвязано;
– Внимание уделяется в равной степени как теории, так и практике, с целью избежать перекосов в какую-либо из сторон. И так, чтобы теоретические знания не терялись;
– Культивируются семейные ценности

И не только среди учеников, но и среди родителей;
– Дети учатся креативно мысли и работать в команде, у них хорошо развивается фантазия;

Как проходит обучение?

Занятия нужно проводить в тот момент, когда ребёнок находится в спокойном состоянии

Важно, чтобы его ничего не беспокоило и не отвлекало

Малыша необходимо положить или посадить в удобном положении (если он уже научился сидеть)

Обратить его внимание на себя и начать предъявлять его взору карточки со словами или цифрами (начинаем по принципу «от простого к сложному»). Одна карточка демонстрируется в течение 2-3 секунд на расстоянии не более 50-60 см от лица, при этом отчётливо проговариваем слово или количество символов

Первая серия состоит из пяти карточек. Нужно последовательно демонстрировать их, не отвлекаясь на объяснения. Занятия необходимо проводить около 3-х раз в день на протяжении 5 дней. После этого одну карточку из серии нужно убрать, добавив новую.

Карточки из одной серии каждый раз должны демонстрироваться в новой последовательности!

Читать так же:  Капли “Виброцил” грудничкам и детям от года: инструкция по применению препарата и его аналоги

Советы в обучении

Первое занятие – самое главное

Именно на этом этапе важно вызвать доверие ребёнка, заинтересовать его. Поэтому выберите наиболее подходящий момент для занятия и начинайте! Карточки первой серии нужно демонстрировать, сопровождая комментариями

Например: «Это поезд. Поезд едет по железной дороге», «Это корова. Корова даёт молоко». (После показа карточки с написанным словом или картинкой для наглядности можно продемонстрировать соответствующую игрушку. Впоследствии можно ограничиться только демонстрацией и названием («Поезд», «Корова», «Жук»). Во время нескольких первых занятий подберите карточки из одной серии.)

Обучение по методике Домана должен вызывать у ребёнка интерес, мотивировать его. Это легко понять, наблюдая за поведением дошкольника. Если он активно включается в предлагаемую игру (а именно в игровой форме и нужно проводить занятия!), если всё происходящее вызывает у него азарт и желание получать новую информацию – вы на верном пути.
По мере обучения и развития малыша занятия можно немного видоизменять. Например, после показа карточки со словом или изображением предложите ребёнку найти предмет (если это возможно). Дети 3-4 лет могут составить небольшой рассказ по продемонстрированным словам или нарисовать картинки по словам.
Некоторые родители прикрепляют карточки со словами и изображениями возле кроватки малыша. Это имеет смысл, однако не нужно забывать, что для ребёнка куда интереснее познавать новое вместе с близкими людьми. Поэтому не ленитесь участвовать в занятиях. Малышу также важна ваша реакция на сам процесс. Если вы улыбаетесь, хвалите его, он быстро сообразит, как вас можно порадовать и удивить.
Начиная заниматься по данной методике с детьми первого года жизни, не переусердствуйте. Для занятий с новорождёнными достаточно демонстрации картинки и произношения слова. Младенец должен научиться устанавливать взаимосвязь между изображением и словом
Помимо этого, внимание грудничков ещё неустойчивое и рассеянное. Поэтому не нужно чрезмерно напрягать малыша.
После того, как ребёнку исполнится 9-12 месяцев, занятия можно проводить следующим образом: мама называет слово или демонстрирует картинку с написанным словом, а малыш должен среди нескольких карточек отыскать правильное изображение
Можно также показать ребёнку картинку с написанным словом (к примеру, «глаза») и попросить его показать эту часть тела.
Показывая карточки, желательно заранее сгруппировать их по категориям («животные», «фрукты» и т. д.). Демонстрировать можно в разной последовательности. Для вашего удобства целесообразно подписать карточки с обратной стороны, чтобы не заглядывать постоянно на картинки. Это может помешать ребёнку воспринимать информацию и отвлечь его от процесса.
Не нужно демонстрировать одни и те же карточки более 3 раз в день. Не бойтесь вводить новый материал, если не наблюдаете ожидаемую реакцию малыша. Возможно, новая серия картинок понравится ему больше!

Таким образом, занятия по методике Глена Домана не имеют конкретных и строгих правил. Главное – желание мамы развивать своего малыша и его интерес к обучению.

Палочки Кюизенера

КТО ЭТО ПРИДУМАЛ: Джордж Кюизенер (1891 – 1976) – бельгийский педагог. Информации о нем мало. Википедия и вовсе безмолвствует. Известно, что он был педагогом в начальной школе. Написал труды по биологии, географии, музыке и искусству. Считал (вполне обоснованно), что ребенок гораздо легче усваивает любой материал, имея перед глазами наглядное пособие.

О ЧЕМ ЭТО: Набор счетных палочек (по форме, скорее, брусочков) десяти разных цветов и разной длины от 1 до 10 см (поэтому их также называют «числа в цвете» или «цветные палочки»). Палочка белого цвета – куб со стороной 1 см (соответствует числу 1), палочка розового цвета – прямоугольная призма длиной 2 см (соответствует числу 2), и так до оранжевой палочки длиной 10 см, которая, как вы уже догадались, соответствует числу 10. Причем все палочки в наборе распределены по цветовым семействам, объединенным по соотношению к их величине. «Красное семейство» составляют палочки розового, красного и бордового цветов, соответствующие числам 2, 4 и 8 (то есть кратные двум); «синее семейство» с голубыми, фиолетовыми и синими палочками соответствует числам 3, 6 и 9 (то есть кратными трем), есть семейства кратные 5 и 10. Всего в классическом наборе для школьников 241 палочка (для детей помладше есть по 144 и 119). Комплектация набора является сложно продуманным математическим множеством.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ: И если вы все еще не бросили читать, то вот здесь можно найти довольно подробное объяснение методики, а также упражнения для малышей до трех лет и старше. Заниматься можно с года на уровне «длинная/короткая» и складывать «истории», с двух лет уже переходить к «целое/часть», к трем годам усложняя до раскладывания по длине, а с четырех лет переходя к конкретным математическим упражнениям.

А СМЫСЛ? Помогают различать положение предметов в пространстве (сзади/спереди, справа/слева), осознать математические понятия (больше/меньше, фигура, треугольник), осуществлять разбор числа на составные части, освоить сложение и вычитание. Иными словами, быстрее и проще понять базовые математические законы. Попутно развивается логическое мышление и (куда же без него) творческое.

Системы физического воспитания

Система физического воспитания в ДОУ представляет собой единство задач, цели, методов, форм и средств работы, направленных на укрепление, развитие ребенка. Она строится с учетом психологических, возрастных особенностей детей.

Целью физического воспитания является формирование у малышей здорового образа жизни. Это создает все предпосылки для нормального развития моторики, психики, интеллекта. Большую роль играет воспитание со стороны родителей.

В первые годы жизни ребенка стоит решить такие задачи:

  • организация мероприятий по закаливанию, повышению стойкости иммунной системы к различным заболеваниям;
  • укрепление и развитие крупных мышечных групп;
  • создание идеальных физиологических условий для сна и отдыха;
  • прививание опрятности, аккуратности;
  • развитие произвольных движений рук при совершении манипуляций с предметами.

На втором-третьем году жизни повышается двигательная активность, самостоятельность ребенка, поэтому ставятся следующие задачи физического развития:

  • воспитание культурно-гигиенических элементарных навыков;
  • приучение к самостоятельному приему пищи;
  • формирование двигательных навыков;
  • развитие временных ориентировок в движении;
  • стимулирование проявления самостоятельности при выполнении бытовых действий.

Развитие движений должно проходить в период активного бодрствования. Следует выполнять гимнастику, гулять и играть с малышом.

Не существует идеальной программы, которая бы учитывала все стороны личности ребенка. Каждый малыш является индивидуальным. Поэтому конкретная методика может подходить одному ребенку и оказываться неэффективной для другого.

Обзор основных методик ускоренного развития

Методика М. Гмошинской

«Грудничковое рисование» – рассчитана на детей от 6 мес. Малыши более раннего возраста физически не готовы к рисованию. Занятия проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня. Материал: краски для пальчикового рисования, бумага.

Выбор времени суток обусловлен желанием уберечь детей от эмоциональной перегрузки. Первые занятия длятся от 1 минуты. По достижении малышом возраста одного года время занятий увеличивается на порядок.

Маленький человечек трогает краски, мнет в кулачке, размазывает по бумаге пальчиками, ладошками и ножками.

Как дополнение к этой системе после достижения ребенком возраста одного года ему можно предложить, рисовать с помощью нестандартных средств: крышки от пластиковых бутылок, фасоль, пуговицы, тряпочки.

Плюсы этой техники: прекрасный способ для дополнения к логическим программам, не требует больших финансовых вливаний и посещения специальных обучающих центров.

К минусам можно отнести узкую направленность метода на развитие творческого потенциала.

Читать так же:  Виды кожных высыпаний у детей: фото сыпи на груди, спине и по всему телу с пояснениями

Методика — блоки Дьенеша

«Блоки Дьенеша» рассчитаны на тренировку аналитического и логического аппарата, способствуют тренингу речи, формируют мыслительные навыки, умение выявлять и удерживать в памяти несколько свойств предмета одновременно, манипулировать предметами в зависимости от выявленных свойств. (Пример, найти такие\не такие фигуры по размеру\цвету\форме).

Плюсы этого способа обучения заключаются в большом возрастном диапазоне, его легко можно предлагать детям от 1-го года до 7-ми лет. Сами блоки можно приобрести в магазине или изготовить самостоятельно. Это позволяет использовать данный метод в домашних условиях, без дополнительных затрат.

Методика А.А. Сабурской

«Интеллектуальная музыка», основана на способности музыки влиять на психофизиологию человека. Музыка способствует научению вербальной речи и формированию образного мышления. Улучшает арифметические способности, стимулирует проявление эмоций. Детьми самого раннего возраста информация, преподнесенная с музыкальным сопровождением (потешки, развивающие песенки) воспринимается и усваивается в значительно более высокой степени.

Метод  М.Монтессори

Основан на использование сенситивных периодов развития детей, «подстройке» обучающих программ под эти периоды. Например, период становления вербальной речи от 0 до 6 лет.

Игровые программы по Монтессори используют дидактический материал, направленный на все сферы жизни: сенсорную активность, становление речи письменной и устной, практику бытовых, когнитивных и мыслительных навыков, мелкую моторику. Ребенок научается на глаз отличать размер предметов, оценивать их объем и количество.

Достоинства: многофункциональная методика, способствующая развития речи, индивидуальности и самостоятельность ребенка.

Недостатки: не развивает творческий потенциал малыша.

Работа доктора Г. Домана

Эта работа основана на блочном восприятии информации.

Методы познавательного развития в дошкольном возрасте

Достоинства: требует мало времени, один этап занятия составляет от 10 до 30 секунд, затем до 60 секунд.

Ребенок быстро накапливает большой объем информации.

Недостатки: ребенок запоминает названия животных целым словом в именительном падеже. При изменении падежа слово перестает быть узнаваемым. Ребенок усваивает знания, но не учится думать. Готовый дидактический материал отсутствует.

Уникуб Никитина

Эта развивающая игра была создана педагогом Б.П. Никитиным для развития пространственного мышления. Набор кубиков состоит из двадцати семи цветных деревянных или пластиковых кубиков, которые окрашены в жёлтый, красный и синий цвета. Все кубики сделаны таким образом, что вы не найдете двух одинаковых кубиков в наборе.

К набору прилагаются 60 заданий различной сложности. Не смотря на очевидную простоту, задания выполнять непросто даже взрослому

Все они поделены на уровни сложности, где важно не просто выполнить задание, но и учитывается также время выполнения

По сути, эта игра знакомит малышей с миром пространственной логики и трехмерного видения, развивая мышление, концентрацию, внимание, а также подготавливая детей к пониманию и усвоению таких предметов, как геометрия, тригонометрия и математика. Сама игра требует постоянного присутствия родителей

Самостоятельно дети выполнять задания не будут

Сама игра требует постоянного присутствия родителей. Самостоятельно дети выполнять задания не будут.

Вот те программы, которые знакомы лично мне и которые я применила и применяю в воспитании своих детей.

Хотелось бы также отметить особые моменты в воспитании детей и в применении различных методик.

Системы общего раннего развития

Основной задачей систем общего развития является развитие у ребёнка интеллектуальных навыков, к которым можно отнести способность к обучению, навыки чтения и письма, совершенствование высших психических функций.

Педагогика Монтессори

Малыш должен расти и развиваться самостоятельно – вот основополагающий принцип, которым руководствуются сторонники педагогики М.Монтессори.

Задача родителя при этом – обеспечить ребенка средой, которая будет максимально благоприятствовать этому – а именно, в распоряжении ребенка всегда должны быть необходимые материалы для творчества, развивающие игры и игрушки и т.д.


Развивающий уголок Монтессори

  1. Не менее важными принципами педагогики Монтессори являются:
  2. Предоставление ребенку возможность самостоятельно выбирать вид деятельности.
  3. Родитель, как наставник, помощник, который будет направлять ребенка и его деятельность, давать ему только необходимые подсказки.
  4. Предоставление ребенку самостоятельности, не имеющей при этом ничего общего со вседозволенностью и потаканию капризам ребёнка.

К достоинствам системы Монтессори можно отнести:

  • Возможность воспитать в ребёнке самостоятельность, готовность к активному обучению и осознанной деятельности.
  • Развитие внимания и дисциплинированности.
  • Максимальное удовлетворение познавательных интересов и потребностей ребенка.
  • Максимальный учет индивидуальных особенностей ребенка (интересов, способностей и т.д.).
  • Акцент не только на интеллектуальных, но социальных, творческих, эстетических качествах ребенка, которые развиваются гармонично и естественно.


Развивающая панель для детей

Минусами системы являются:

Недостаточное внимание, уделяемое развитию правого полушария.
Недостаточное внимание, уделяемое творческому развитию ребенка.
Дети, отличающие повышенной двигательной активностью, могут некомфортно чувствовать себя на занятиях.

Методика Глена Домана

Известный педагог Г.Доман полагал, что развитие интеллектуальных способностей к обучению осуществляется наиболее интенсивно в период роста головного мозга ребенка, а именно – до семи лет

Поэтому в этот период нужно уделять ему особое внимание. При этом педагогика Г.Домана включает в себя четыре основных направления:

  1. Физическое развитие.
  2. Навыки чтения.
  3. Навыки счета.
  4. Общая осведомленность.


Методика Г.Домана – принципы

Формирование навыков по системе Г.Домана базируется на использовании специальных карточек, на которых, в зависимости от целей обучения, нарисованы те или иные картинки: точки (при изучении цифр), буквы (для обучения алфавиту), рисунки (при изучении окружающего мира), слова (для овладения иностранными языками). Демонстрация изображения подкрепляется небольшим рассказом об изучаемом объекте. Аналогичным образом может осуществляться и раннее музыкальное развитие (в этом случае на карточках изображаются музыкальные символы и т.д.).

Благодаря методике Г.Домана ребенок получает возможность:

  • Легко усваивать и запоминать большие объемы информации.
  • Самостоятельно структурировать материал, выделяя в нем значимые связи.
  • Овладеть значимыми для обучения навыки.
  • Развивать природные задатки ребенка.
  • Позволяет заниматься творческими видами деятельности (например, осуществлять музыкальное развитие детей раннего возраста).


Раннее чтение по Доману – с трех лет

Недостатками методики является то, что она:

Нагружая ребенка фактами, не обучает его их практическому применению.
Во время обучения чтению ребенок может акцентировать внимание на картинке в ущерб буквам и слогам.
Необходимо тщательно следить за тем, готова ли психика ребенка к таким нагрузкам.

Изучив принципы, а также достоинства и недостатки тех или иных развивающих методик, вы легко сможете выбрать ту, которая сможет подойти именно вашему ребенку.

Мне нравитсяНе нравится

Методика Марии Монтессори

Свобода, интерес, и индивидуальный подход – вот три основных момента, вокруг которых построена педагогическая основа методики Монтессори. Основополагающим принципом этого направления считается сохранение за ребёнком любого возраста права выбора – что он будет делать, какое он выберет занятие, оказавшись в комфортной для него обстановке обучающего класса. Обучение в школе Монтессори строится на эффективном взаимодействии трёх его частей: ученика (ребёнка), наставника (учителя) и окружающей среды.

Классическая комната для занятий по этой методике поделена на несколько зон, в которых скомпонован необходимый для обучения тематический материал. Это зоны практической жизни, сенсорного восприятия, математическая и лингвистические зоны, а также зона Космоса, то есть, то пространство, которое позволяет детям получить познания об устройстве окружающего мира и вселенной.

Материалы для занятий в школе Монтессори  очень наглядны, и предоставляют возможность малышам практически любого возраста самостоятельно проводить опыты, направленные на познание окружающего мира. Все дидактические пособия представлены так, что дают ученику возможность проявить максимум самостоятельности в его действиях.

Методика Монтессори великолепно развивает способности детей анализировать и мыслить логически, создаёт предпосылки для правильного и своевременного развития речевых навыков.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button