Статьи

О чем говорит детский рисунок

На что стоит обратить внимание?

Посмотрите на детский рисунок более внимательно – и вы узнаете своего ребенка намного лучше. О чем он думает и мечтает? Чего он боится? Как он видит мир вокруг себя?

До 3-4 лет малыши только осваивают карандаши и фломастеры. Самые первые рисунки, как правило — всем известные “головоноги” – кружочки с палочками (руками и ногами) и глазками. А вот рисунок ребенка 5-7 лет уже довольно полно отражает и его внутренний мир, и его восприятие окружающего пространства.

Обращайте внимание на рисунки ребенка в целом. Какие эмоции они передают? Какое общее впечатление складывается? Как вам кажется, какие чувства испытывал ребенок, пока рисовал – он радовался, грустил, злился, сожалел о чем-то?. Лучше всего, если вы посмотрите на разные рисунки, потому что отдельно взятая картинка может быть и случайной, и просто говорить о каком-то мимолетном состоянии

Лучше всего, если вы посмотрите на разные рисунки, потому что отдельно взятая картинка может быть и случайной, и просто говорить о каком-то мимолетном состоянии.

Туловище

Символ представления ребенка о физическом облике человека, средоточие его жизненных сил.

  • угловатое или квадратное – мужественность, энергичность, экспрессивность;
  • округлая форма – уравновешенность, спокойный характер, некоторая женственность;
  • слишком крупное – наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых человеком потребностей; если оно нарисовано ребенком нормального телосложения, то это является выражением внутренней силы;
  • слишком маленькое, слабое, хрупкое – чувство унижения, собственной слабости; нарисованное сильным ребенком может быть знаком переживаний из прошлого опыта.
  • сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком — это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика.

Плечи – признак физической силы или потребности во власти.

слишком крупные, широкие – сила и превосходство или чрезмерная озабоченность силой и властью; у подростков это может быть знаком сексуальной неадекватности;
узкие, маленькие – ощущение малоценности, ничтожности;
слишком угловатые – признак осторожности, потребности в защите;
покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненной силы.

Пупок

  • на рисунке маленького ребенка – признак эгоцентризма;
  • на рисунке ребенка старшего возраста – выражение инфантильности или стремления уйти в себя.

Внутренности

Крайне негативный признак, свидетельствующий о серьезных психических нарушениях.

Гениталии

Их изображение очень необычно для ребенка, поэтому если они присутствуют, этому следует придать особое значение.

  • на рисунках малышей это свидетельствует о ранней осведомленности, высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы;
  • на рисунках более старших детей это говорит о раннем сексуальном развитии;
  • на рисунках подростков это является знаком возможных проблем в сексуальной сфере, переживаниями, связанными с вопросом пола.

Как рисунок расположен на листе

Все пространство листа можно представить как известную со школы систему координат с двумя осями. Точка их пересечения – это центр листа. Самый благоприятный вариант – когда рисунок находится именно в центре.

Вертикальная ось – самооценка ребенка и его ощущение своего положения в коллективе.

  • Рисунок смещен по вертикали вверх – высокая самооценка, желание завоевать высокое положение в коллективе (иногда такие детки страдают как раз от того, что их собственное высокое мнение о себе не разделяется окружающими).
  • Рисунок смещен по вертикали вниз – заниженная самооценка, робость, низкая уверенность в себе, шаткое положение в коллективе (ребенка не признают в коллективе.

Горизонтальная ось – ось времени. Левая часть оси ассоциируется с прошлым, а правая – с будущим.

  • Рисунок расположен левее от центра – ребенок больше устремлен в прошлое. Такие дети больше «в себе», строят мало планов и мало мечтают, проявляют мало активности.
  • Рисунок расположен правее от центра – ребенок устремлен в будущее, он часто на позитивной волне, очень деятельный и активный.

Правила игры

Мы предлагаем вам самый простой, но в то же время довольно информативный проективный тест, который вы можете провести дома сами. Только имейте в виду, что детям младше 6 лет его обычно даже не предлагают. Суть проста: ребенок изображает человечка, а потом отвечает на ваши вопросы. Главное – соблюдать несколько важных правил и учитывать ключевые моменты. Если их проигнорировать, сделать даже предварительный вывод не получится – только испугаетесь.

Если будете скрывать от ребенка, что хотите его протестировать, доверия в ваших отношениях, скорее всего, не прибавится, а вот тревога появится. Тогда тест может принести вред. К тому же малыш почувствует, что его проверяют, и ему будет некомфортно. Име­йте в виду что, испытывая беспокойство или смущение, ребенок может саботировать вашу просьбу. А еще он может начать шутить или фантазировать, и тогда делать выводы будет просто бессмысленно. Говорите прямо: «Это специальное задание, которое поможет мне лучше тебя узнать».
Если малыш просит: «Мама, а можно я не буду?», не настаивайте

Вернитесь к просьбе в другой день.
Когда вы предлагаете ребенку нарисовать человека, лист перед ним важно расположить вертикально.
Если он просит уточнить, как именно нужно нарисовать человечка, ваша задача – помочь ему отнестись к заданию легко: «Делай, как ты сам хочешь».
Когда ребенок начнет рисовать, не стойте у него над душой и не следите, нарисует он папе второй глаз или нет. Если хотите наблюдать, делайте это незаметно.
Прежде чем приступать к оценке «технических моментов», важно удостовериться, был ли малыш искренним в своем желании выполнить задание так, как вы его попросили, или он специально придумал какого-то старичка, которому «сто лет», чтобы удивить вас.

Виды восприятия

Разделяют такие виды восприятия:

  1. Преднамеренное. Человек намеренно обращает свой взор на некий предмет с целью его изучения или использования в своей деятельности.
  2. Непреднамеренное. Человек не имеет цели воспринимать окружающий мир, поэтому в его поле зрения хаотично попадаются предметы и явления, которые его окружают.

Наблюдение является одним из видов восприятия. Здесь человек безоценочно смотрит на окружающий мир с целью трезвого взгляда на него. Если человек хочет понять, что на самом деле происходит в мире, тогда нужно просто за ним наблюдать, не оценивать, всецело воспринимать и изучать. Кстати, таким способом наблюдения обладают дети, которые еще не оценивают, а просто смотрят, что их окружает и как ведут себя люди.

По модальности восприятие бывает:

  1. Зрительным – когда информация воспринимается глазами и формируется зрительный образ.
  2. Слуховым – когда информация воспринимается ушами.
  3. Осязательным – когда информация воспринимается тактильно.
  4. Обонятельным – когда информация поступает через нос.
  5. Вкусовым – когда информация поступает через рецепторы во рту.

Более сложными формами восприятия являются:

  • Восприятие пространства – когда человек понимает, какой формы, цвета и размера предмет, что обеспечивается получением информации через несколько органов чувств.
  • Восприятие времени – пока не изучено.
  • Восприятие движения – обеспечивается органами зрения, которые замечают изменение предмета в пространстве.
Читать так же:  Детские отхаркивающие препараты до 1 года и старше: противокашлевые средства при сухом и мокром кашле

Как человек воспринимает окружающую информацию? На это влияют следующие факторы:

  1. Ситуация, в которой она воспринимается. В благоприятной обстановке человек более спокойно и положительно относится к информации, нежели в неблагоприятной.
  2. Глубина понимания. Чем лучше человек разбирается в сути ситуации, тем легче он воспринимает ее, не драматизирует.
  3. Характеристики самого явления или предмета, который человек воспринимает.
  4. Стереотипы – когда человек воспринимает предмет так, как воспринимают его другие люди, которые уже выразили свое отношение и настроили человека на определенный лад.
  5. Чистота информации. Человек понимает больше, когда информация выдается прямо и неискаженно. Если же информация искажается, тогда ее трудно понять.

перейти наверх

Расшифровка рисунков в психологии

Немало поведают цвет, расположение объектов, размер, форма линий.

  1. Цвет рисунков
    Цвет объектов может сказать о многом:
  • красный намекает на неразрешенную конфликтную ситуацию, напряженное нервное состояние, недовольство и пассивную агрессивность;
  • желтый — отражение прекрасного оптимистичного настроения, готовности действовать;
  • синий. Психологические рисунки подобного оттенка свидетельствует о внутренней умиротворенности, отсутствии сомнений, позитивном отношении. Школа, изображенная синим цветом, явный намек, что у ребенка нет никаких проблем со сверстниками, учителями, ему неплохо дается учебный материал. Синий также может быть признаком отрешенности от происходящего, нежелания покидать свой маленький мирок;
  • преобладающие серые тона свидетельствуют о том, что недостает позитива, все слишком буднично, прозаично;
  • много зеленого — особа преисполнена надежд, оптимистично смотрит вперед. Также этот цвет предпочитают независимые натуры;
  • розового оттенка много в рисунках влюбленных, счастливых, чувствительных персон;
  • преобладание серого, черного — признак тревоги, угнетенного депрессивного настроения.

  1. Расположение

Психологию по рисункам человека читают по их расположению. Если индивидуум предпочел поместить изображение ближе к верхней части листа, то он преисполнен амбиций, желания добиться многого. Эта личность стремится стать профессионалом своего дела, высоко подняться по карьерной лестнице.

Рисунок ближе к нижней части листа указывает на комплекс неполноценности. Особа боится конкуренции, недооценивает собственные возможности.

Если рисунок ближе к левому краю, то личность одолевает тоска за прошлым. Ему кажется: лучшее осталось позади.

Изображение справа означает, что личность верит: дальше все наладится. О настоящем же предпочитает забыть, так как сегодняшний день индивидуума мало устраивает.

  1. Размер

Психология по рисункам учитывает размер картинки. Объем изображения указывает на самооценку. Если рисунок немаленький, то с нею все нормально.

Огромное изображение — признак высокомерия, порожденного внутренней неудовлетворенностью жизнью, желанием большего. Маленькое — признак стеснительности, тревожности, страха проявить себя.

Устный экзамен

Человечек на рисунке – проекция самого ребенка, то есть, по сути, это он сам, его видение себя, своего характера и отношений с окружающими. Однако если малышу меньше 6 лет, он в принципе мало про себя знает и понимает. Тогда будьте готовы к очень общим ответам. Но все же какую-то полезную информацию вы почерпнете наверняка. Отвечая на следующие вопросы, ребенок будет рассказывать вам про себя. Слушайте внимательно!

  1. Кто это? Мальчик или девочка, мужчина или женщина?
  2. Как его зовут? Есть ли у него имя?
  3. Сколько ему или ей лет?
  4. Что он сейчас чувствует?
  5. Какое у него сейчас настроение? Почему он радуется? Из-за чего расстроился?
  6. Какой он по характеру?
  7. Чем он занимается?
  8. Есть ли у него друзья? А враги? Почему враги появились?
  9. С кем он живет?
  10. Как ты думаешь, если бы вы встретились на самом деле, подружились бы вы с ним или нет?
  11. Может быть, ты что-то еще мне расскажешь, о чем я не спросила?

Анализируем рисунок семьи

Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации

Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки

Расположение фигур на рисунке

Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

Изображение себя

Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

Страх и агрессия на детских рисунках

Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

Скрытый смысл рисунка или о чем говорят детские рисунки

Если ребёнок раскрасил свой рисунок в чёрный цвет, это ещё не значит, что у него плохое настроение.
Чтобы понять всю картину состояния своего ребёнка, необходимо сравнивать его рисунки в течение всего месяца. Если с ребёнком все в порядке, то цветовая гамма его рисунков будет меняться.

Дети очень любят рисовать. Основными сюжетами юных художников являются: природа и человек. Дети с удовольствием рисуют: солнышко и облачко, цветочки и деревья, травку и насекомых, зверей и людей.
Не все дети любят рисовать человека, объясняя это тем, что рисовать людей у них не получается. Но причиной может стать совсем другой факт – ребёнок испытывает трудности в общении. Именно так могут трактовать психологи детский рисунок, на котором отсутствуют люди.
Если ребёнок предпочитает изображать на рисунках опасных зверей с зубами, клыками и рогами, да ещё в большом количестве, то этот рисунок говорит о том, что ребёнок напряжен.
Если 6-летний мальчик что-то рисует на военную тематику: солдата с оружием, военную технику, войну, не стоит беспокоиться, всё хорошо. Просто ребёнок, таким образом, проявляет себя, как защитник и воин.
Пока он ещё мальчик, но он будущий мужчина и солдат, поэтому не должен растерять свои важные мужские качества в момент какой-либо опасности.
Если девочка в возрасте 6 — 8 лет рисует кукол, девочек, принцесс с роскошными розовыми бантами – это тоже хорошо. Таким образом, девочка видит себя в роли красивой и привлекательной девушки.

Читать так же:  Укачивать ли ребенка перед сном: до какого возраста можно укачивать

Что означает определённый цвет в рисунке

Любой цвет всегда передает какие-то эмоции. Если родители захотят проанализировать рисунок своего ребёнка, то они обязательно заметят, какой цвет чаще всего преобладает в рисунке юного художника.
Если в рисунке ребёнка много синего цвета – это говорит о его хорошей адаптации к школе, он спокоен и уверен в себе.
Если в рисунке преобладает зелёный цвет — это говорит о надёжности автора.
Если в рисунке ребёнка преувеличен красный цвет — это говорит о его напряжённом эмоциональном состоянии. Возможно, в семье ребёнка царит неблагоприятная атмосфера, где он наблюдает регулярные конфликты и ссоры родителей. Красным цветом ребёнок изобразил кого-то из родителей.
Если ребёнок изобразил много жёлтого цвета – это говорит о его позитивном настроении. А разве может быть по-другому? Жёлтый цвет всегда ассоциируется с тёплым солнышком, которое греет своими ласковыми лучиками.
Если ребёнок изобразил розовый цвет – это говорит о чувствительности и нежности автора.
Если ребёнок изобразил серый цвет – это говорит о его тревогах и переживаниях.
Если в рисунке ребёнка преобладает много чёрного цвета – это говорит о его серьёзных внутренних переживаниях. Спровоцировать такое состояние ребёнка, может кто угодно: лающая собака во дворе, врач, который поставил болезненный укол, скандалы в семье, тяжело заболевший член семьи.

Что означает рисунок ребенка: обратим внимание на размер рисунка

Очень важно, какое пространство занимает детский рисунок на листе бумаги.
Если ребёнок мельчит с изображением, и детали его рисунка изображены маленькими – это говорит о том, что ребёнок робкий и неуверенный в себе.
Если ребенок заходит за черту середины листа – это говорит о том, что у ребёнка завышенная самооценка, и, чаще всего, он недоволен своей ролью среди других ребят.
Если на детском рисунке идёт несоответствие размеров, например: изображены и большие, и маленькие детали на одном рисунке. Это говорит о том, что детали большого размера для ребёнка являются наиболее значимыми.
То, что было изображено большого размера – это его друзья, мама и папа, а то, что изображено меньшего размера — для него не имело большого значения.
Если ребёнок рисует человека, но пропускает рисовать ему руки – это говорит о том, что ребёнок испытывает трудности при общении с людьми и тяжело идёт с ними на контакт.
Если ребёнок изобразил на своем рисунке человека, но нарисовал ему голову большого размера, то это говорит о том, что ребёнок очень умный, и он ценит эрудицию и интеллект в людях.
Если ребёнок изобразил человеку большие уши – это говорит о том, что ребёнок готов выслушать окружающих и прислушаться к их мнению

Прежде, чем понять, что означает детский рисунок, необходимо присмотреться, какое впечатление складывается о рисунке в первую очередь.
Какая энергетика идёт от увиденного изображения — положительная или отрицательная? Что видит человек – радость или грусть, тревогу или боль, страх или одиночество?
Родителям необходимо научиться видеть внутренний мир ребёнка через его рисунки, чтобы знать, что же живет сейчас в душе юного художника.

Описывайте все, что делает ваш ребенок

Ваш малыш наносит на бумагу широкие смелые линии или, наоборот, тонкие и осторожные? Прокомментируйте: «Я смотрю, ты сегодня рисуешь с размахом». Его движения свободны? Вы можете сказать: «Ты используешь всю руку (все тело)». Он выбрал тонкую кисточку или толстую? Ставит точки или рисует большие круги? Какие цвета он взял? Он наносит каждый отдельно или смешивает их? Вы можете сказать ребенку: «Ты кладешь желтую краску на красную. Цвета смешиваются, и получается оранжевый, так?».

Вам не нужно делать подобные замечания каждый раз, когда ребенок что-то творит, но если вы хотите что-нибудь сказать, попробуйте описать процесс и то, что вы видите.

Такой подход я использую для самых маленьких. Для них главное — процесс, кроме того, они пока не могут придумать историю или сюжет своего рисунка. Если ребенок постарше, я уже могу попросить, чтобы он рассказал о своей работе.

Психология рисунка взрослого человека

Рисунки взрослых, сделанные между делом, могут быть не менее разнообразными, чем детские. По тому, что именно нарисовано, можно во многом судить о личности человека. Рассмотрим наиболее популярные варианты изображений у взрослых и их значение в психологии.

  • Волнистые линии и спирали могут говорить о том, что человек находится в сложной ситуации и пытается преодолеть кризис. Такие рисунки указывают на безвыходность и появляются, если человек запутался в чем-либо.
  • Сетка говорит о том, что человек чувствует себя в неприятном, уязвимом положении.
  • Часто люди между делом рисуют солнце или цветочки. К сожалению, значение таких рисунков совсем не так очевидно, как кажется. Рисунки цветов в психологи, как и рисунки солнца, чаще всего выражают грусть и потребность во внимании и общении.
  • Радость может выражаться в рисунках с сердцами.
  • Повторяющиеся орнаменты свидетельствуют о скуке.
  • Если человек рисует людей, это значит, что он хочет переложить на кого-то ответственность и избежать работы. Также это может означать потребность в помощи и поддержке.
  • Рисунок дома в психологии означает усталость, враждебность человека по отношению к окружающему миру и желание расслабиться в благоприятной для этого среде.
  • Шахматы обычно рисуют люди, попавшие в неоднозначную и сложную ситуацию, когда они не знают, какое решение принять.
  • Пчелиные соты, нарисованные взрослым человеком, говорят о гармонии и спокойствии.
  • Если человек рисует геометрические фигуры, это может говорить о твердости его убеждений и уверенности в принятом решении.

Получился человечек

До 4 лет дети рисуют людей, больше похожих на гуманоидов с далеких планет. Ручки, ножки … сразу и не поймешь, что где. Шея отсутствует, туловища тоже нет, одна большая голова с растущими из нее ногами. Почему-то тремя. Иногда головы нет вообще, только туловище с глазами и ртом. Одним словом, настоящие инопланетяне.

Когда родители слишком частенько ругают свое чадо, на картинке они могут оказаться без ртов. Если у одного из родителей линные руки – это боязнь телесных наказаний. Фигурки с толстыми большими ногами показывают неуверенность крохи в прочности семейных отношений, он чувствует определенное напряжение и подсознательно хочет укрепить их.

Если люди получаются немного страшненькими – с торчащими в стороны конечностями и огромными пальцами – это признак того, что малыш чуствует себя неуютно в жизни. Фигуры с чрезмерно длинными ногами показывают стремление быть независимым. Руки, поднятые вверх, свидетельствуют об агрессии в скрытом состоянии.

Читать так же:  Список профессий и заведений, куда можно поступить и пойти учиться девочке или мальчику после 9 класса

Психология детского рисунка

Анализ содержания рисунка нашел особенно широкое применение в детской психологии. Обычно темы детских рисунков достаточно простые — они могут изображать дома, зверей, окружающих их людей или персонажей мультфильмов.

Наиболее часто встречающиеся рисунки вы сможете интерпретировать самостоятельно — в любом рисунке всегда есть несколько основных критериев, по которым можно судить о темпераменте и эмоциональном состоянии ребенка. Что означают детские рисунки в психологии?

Пейзажи с лесом, лужайкой или улицей без людей у детей могут сигнализировать об одиночестве и проблемах в общении. Если ребенок рисует безлюдные пейзажи, скорее всего, у него не ладятся отношения со сверстниками.
Рисунок дома также, как и у взрослых, говорит об усталости и потребности в уюте и отдыхе в окружении близких людей.
О внутреннем напряжении, страхе и дискомфорте могут свидетельствовать рисунки чудовищ
Часто подобные изображения отражают популярные детские страхи.
Внимание стоит обратить на рисунок семьи. Рисунок семьи в психологии у детей хорошо демонстрирует то, какой им видится их семья
Если семья изображена в полном составе и в ярких красках, значит, дела идут хорошо и ребенку комфортно. Если ребенок кого-то не изобразил, стоит задуматься — возможно, этого человека не хватает в жизни ребенка, он уделяет ребенку мало внимания. Черные и коричневые краски в изображении семьи говорят о проблемах и негативе, который ощущает ребенок. Также у маленьких детей самая крупная фигура будет означать главу семьи в детском понимании.

Рисунок дерева в психологии означает стремление к познанию и развитию

Однако важное значение имеет и то, как именно нарисовано дерево. В детской психологии есть тесты по рисункам — один из таких тестов заключается в том, что ребенку предлагается нарисовать дерево

По наличию или отсутствию корней можно судить о том, насколько глубоко ребенок привык мыслить. Кривизна ствола или ствол необычной формы говорит о стрессе, неудовлетворенности и дискомфорте. Крону дерева вы легко сможете оценить по линиям, из которых она состоит — округлые ли линии или с заостренными углами, тонкие или жирные, сплошные или прерывистые.
Рисунки животных в психологии считаются хорошим знаком — они свидетельствуют о спокойствии и радости ребенка.
Интерпретации рисунка человека в психологии уделяют особе место — особенно это интересно в работе с детьми. Если ребенок рисует другого человека, это часто обозначает нехватку общения. Стоит обращать внимание также на то, нарисован ли конкретный человек или некий собирательный образ. Если человек нарисован в темных красках и неестественно крупным, возможно, у ребенка присутствует страх людей.
Если ребенок рисует себя, это говорит о потребности в самопознании и самовыражении. Детские рисунки часто не слишком пропорциональны, по мелким деталям изображения тоже можно многое сказать. Например, большие уши говорят о дерзости и желании выделяться, короткие ноги указывают на низкую самооценку, а длинные руки свидетельствуют о том, что ребенок всегда готов пробовать новое.

В психологии по рисунку человека можно многое сказать и о его личностных характеристиках, и о его настроении в конкретный момент. Понаблюдав за собственными рисунками, вы сможете убедиться, что правила их интерпретации работают. Разумеется, при оценке человека не стоит всецело полагаться на анализ его рисунков, однако некоторые изображения, в которых очевидно прослеживается тот или иной мотив, могут помочь вам узнать человека немного лучше.

Анализируем элементы образа

Голова

Значение имеет положение головы и лица.

  • Если голова повернута вправо – ребенок нацелен на осуществление своих замыслов и планов. Если он что-то задумал – он это пробует реализовать, даже несмотря на то, что некоторые затеи он бросает на полпути.
  • Если голова повернута влево – планы и задумки в основном остаются в голове, ребенок не предпринимает попыток осуществить свои идеи из-за нерешительности.
  • Если голова расположена прямо – ребенок сосредоточен на себе, эгоистичен, имеет высокую самооценку.

Уши

Если к голове пририсованы уши – это означает, что ребенок готов слушать. Это может проявляться как познавательный интерес (слушает информацию), а может – как интерес к мнению других людей (во всем слушает других).

Глаза

В рисунке глаза – символ страха, особенно если они большого размера, четко прорисованы, много раз обведены. Заметные и большие глаза – символ сильного страха. Прорисованные ресницы говорят о некотором кокетстве, внимании к собственной внешности, желании понравиться.

Рот

Рот может быть нарисован по-разному: открытым, закрытым, просто линией или настоящими губами.

  • Четко нарисованные губы говорят о чувственности ребенка.
  • Если акцент сделан на язык – ребенок очень разговорчив.
  • Иногда нарисованы и губы, и язык. Это указывает на выраженность обоих качеств.
  • Если рот открыт, но ни языка, ни губ нет, особенно, если есть штриховка – ребенок очень боязливый, легко может испугаться, постоянно сомневается и не доверяет. Особенно это характерно подросткам.
  • Прорисованные зубы указывают на словесную агрессию. Эта агрессия обычно защитного характера, то есть ребенок может в случае чего ответить.

Лоб

Большой и высокий лоб – признак преобладания рационального начала, эрудированности.

Необычные детали на голове

Иногда дети рисуют на голове разные детали, которые тоже можно расшифровать.

Рога – агрессивность или желание защищаться, умение «пободаться» при надобности.
Перья – желание привлечь внимание, выделиться, стремление украсить себя.
Прическа, грива или шерсть – ребенок стремится обозначить, какого он пола, подчеркнуть это.

Конечности

Нарисованное существо может стоять на ногах или лапах. Их вид тоже говорит о внутреннем состоянии ребенка.

  • Массивные, крепкие конечности указывают на то, что ребенок по жизни крепко стоит на ногах. Ему есть на что опереться, он взвешенно принимает решения, обдумывает свои действия.
  • Слабые, тонкие ноги или их отсутствие, указывают на хлипкость внутренних позиций, убеждений. Решения ребенок принимает скорее импульсивно, его суждения не глубокие.

Отдельное внимание нужно обратить на то, как конечности соединяются с туловищем

  • Если соединения прорисованы хорошо – ребенок тщательно контролирует свои рассуждения, мыслит логично и последовательно.
  • Если соединения прорисованы небрежно или вообще отсутствуют – ребенок слегка как бы оторван от реальности, его размышления хаотичны.

Кроме ног или лап ребенок может рисовать и другие конечности. Они могут служить украшением, а могут нести какую-то функцию.

Крылья, панцирь, дополнительные конечности указывают на то, что ребенка привлекают разнообразные сферы деятельности, он всесторонне развит, многим интересуется, легко заводит знакомства

Такие дети уверены в себе и легко занимают свое место в жизни.
Нарисованные щупальца указывают на то, что ребенок почти всегда действует смело.
Различные бантики, украшения на рисунке выявляют в ребенке желание привлечь к себе внимание, демонстративность и манерность.. Интересным элементом в образе является хвост:

Интересным элементом в образе является хвост:

  • Если хвост нарисован справа – у ребенка высокая самооценка, он положительно воспринимает себя и свои действия. Если слева – ребенок склонен к самокритике.
  • Если хвост смотрит вверх – ребенок активен и уверен в себе, если вниз – ребенок подавлен, недоволен собой.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button