Бить или не бить ребенка – последствия физического наказания детей

Почему дети не слушаются

Все родители хотели бы, чтобы дети были послушными и выполняли все требования родителей с первого раза.

Однако в реальности такое вряд ли встретишь. Почему же дети не слушаются родителей?

  • Любому малышу нужны определенные правила и порядок.

Так он будет чувствуют себя более спокойно и уверенно. Иногда он хочет проверить дозволенные границы и нарушает принятые правила.

Если запретов слишком много, то ребенок восстает и перестает слушаться родителей.

Поэтому количество слов «нельзя» стоит ограничить. Однако необходимо быть последовательным, иначе будет не понятно, почему сегодня можно, а завтра нет.

Бывает и такая крайность, когда малышу позволяется все, что он захочет.
О дисциплине в таком случае говорить не приходится – он просто не знает, что можно делать, а что нет.

Иногда дети не слушаются, когда не могут понять, чего от них хотят.
Поэтому малышам  (до 5 лет) важно показать нужные действия и выполнять их с ним, пока не запомнит.

Возникают моменты, когда ребенок начинает испытывать на прочность дозволенные рамки.
Это так называемые возрастные кризисы. Они бывают в год, в 3 года, 5-6 лет, подростковый период. Обычно они связаны со значительными переменами в умениях. Например, научился ходить, осознал себя и прочее.

В некоторых случаях дети перестают выполнять просьбы если хотят привлечь к себе внимание.

Если ребенок не слушается, то, прежде всего, необходимо обратить внимание на методы воспитания, обстановку в семье, требования к ребенку и его обязанности. Если родители не учитывают переживания своих детей, их эмоции, потребности и интересы, то наладить дисциплину будет сложно

Возможные последствия

Можно ребенка бить ремнем или нет? Если данный вопрос возникает в ваших головах, то самое время узнать, почему такие действия недопустимы и противоправны.

  1. Если наказывать малыша физически, то с него вырастет безынициативный и покорный человек. Такие детки значительно чаще поддаются влиянию плохих ребят, начинают принимать наркотики, вступают в бандитские группировки.
  2. Если ваш ребенок обладает сильным темпераментом, по своей натуре он холерик, то подобное наказание от рук родителей будет трансформироваться в негатив, который перенаправится на других детей, особенно тех, кто меньше и слабее, также на собственных папу с мамой.
  3. Зачастую физическое наказание приводит к мысли, что «я провинился», но при этом малыш совершенно не понимает, что поступил неправильно. Порождается мнение, что нужно быть осторожнее, чтоб никто ничего не узнал.
  4. Подобный способ воспитания влияет на отсутствие «собственного я». Ребенок не будет задумываться над тем, что необходимо лично ему, а будет прислушиваться к мнению других людей.
  5. Родители должны понимать, что первые наказания ремнем будут восприниматься очень болезненно, в дальнейшем малыш сможет адаптироваться к этим ощущениям, но психологическая травма останется на всю жизнь.
  6. Ребенок может прийти к мнению, что все в этой жизни нужно получать с помощью силы.
  7. Когда родители решают, что можно бить детей по попе, они даже не понимают, какое оскорбление и унижение наносят своему малышу такими действиями, как это сказывается на его психическом здоровье.
  8. Малыш, которого в детстве наказывали физически, вырастет с пониманием того, что существуют агрессоры и жертвы. В будущем он будет строить свою семью, основываясь на таких положениях. Если этот человек вырастет, ассоциируя себя с ролью жертвы, так чаще происходит у девочек, то будет искать себе мужчину, властного и любящего применить силу. А мальчики — холерики, вырастая, применяют физическое насилие по отношению к своей жене и детям.
  9. Не стоит бить ребенка по губам за плохие слова. На фоне физических наказаний малыш может получить серьезный невроз, будет испытывать большие трудности в общении с другими детьми.
  10. Понимание того, что ты можешь быть наказан ремнем, заставляет находиться в страхе. А это вызывает постоянный стресс, который наносит вред не только психическому состоянию карапуза, но и работоспособности всех внутренних органов.
  11. Если сила применяется к ребенку в год, ты такой малыш будет расти, испытывая страх перед всеми, кто выше, крупнее и старше его. Карапуз будет расти замкнутым, застенчивым и неуверенным в себе.
  12. Не исключено, что малыш, которого часто воспитывали ремнем, станет применять силу против пожилых родителей, отплачивая им той же монетой.
  13. Карапуз будет расти с заниженной самооценкой, что вызовет серьезные проблемы при создании семьи и карьерном росте.
  14. Можно ли бить ребенка по рукам, наказывая его за нежелание делать уроки, плохой почерк или за то, что он пытается схватить горячий пирожок? Конечно, нет. Даже такое, на первый взгляд несильное нанесение побоев, может привести к тому, что малыш сильно отдалиться от своих родителей, будет скрывать все внутренние переживания, никогда не поделиться своими проблемами.
  15. Нельзя не сказать о самом страшном последствии, это о том, что почти 90% убийц в детстве получали наказание с применением силы, а некоторые из них, вырастая, убивали своих родителей.

Как видите, применение физических наказаний приводит к большим проблемам подрастающего поколения, серьезно травмирует психику детей. Они вырастают либо угнетенными, либо психически неуравновешенными, либо тиранами и деспотами.

У детей, которых бьют, хуже развивается речь

Речевые способности ребенка в возрасте 9 лет, которого били и которого не били:

  • Бьет мать
    • В возрасте 3 лет
      • Меньше 2 раз в неделю: 0.30
      • Больше 2 раз в неделю: −0.37
    • В возрасте 5 лет
      • Меньше 2 раз в неделю: 0.22
      • Больше 2 раз в неделю: −0.92
    • Отец бьет
      • В возрасте 3
        • Меньше 2 раз в неделю: 26
        • Больше 2 раз в неделю: −0.56
      • В возрасте 5 лет
        • Меньше 2 раз в неделю: −0.79
        • Больше 2 раз в неделю: −4.21

Для сравнения: матери, которые бросили среднюю школу, имеют процентное соотношение -2.6, в сравнение с теми матерями, которые окончили университет — 0.

Мозг детей, которых бьют, вырабатывает меньше серого вещества.

Дети, которых били, как минимум, 12 раз в год в течение трех лет, во взрослом возрасте имеют меньше серого вещества, чем дети, которых били минимально или не били вообще.

Под словом «бить» подразумевается бить каким-то предметом, по случаю, в дисциплинарных целях, и с учетом, что это не выходило за рамки, не привело к телесным повреждениям, не было сделано со злостью.

Сокращение серого вещества у взрослых молодых людей, которых били в детстве:

  • Правая медиальная лобная извилина: 19.1%
    • Способность отличать себя от других объектов.
    • Способность распознавать собственные качества и предпочтения.
    • Способность понимать точку зрения другого человека (и основная способность решать конфликты)
    • Способность оценивать и предсказывать поведение других.
  • Левая медиальная лобная извилина: 14.5%
  • Правая фронтальная часть поясной извилины: 16.9%

Эти участки связаны с:

  • зависимостями
  • суицидальным поведением
  • депрессией
  • ПТСР
  • Диссоциативными расстройствами

Эти участки являются частью срединной ростральной префронтальной карты, играющей ключевую роль в социальном познании, а также же в функциональной структуре.

Даже в уровне образования дети, которых били, показали на 10 пунктов меньше в тестах IQ. На 75% это объясняется тем, что их били. Иными словами, перестаньте бить детей, и они получат на 7.5 баллов выше в тестах IQ.

Применение телесных наказаний влияет на задержки в развитии или задержки в развитии (и, следовательно, плохое поведение) вызывает телесные наказания? Лиц, которых опрашивали в рамках этого исследований, били в возрасте до 4 лет – пока эти области головного мозга еще формируются.

Почему серое вещество важно? Серое вещество способствует обработке информации. Особенно в этих областях оно помогает принимать решения и размышлять

Чем больше серого вещества есть в этих участках мозга, тем лучше человек может оценивать последствия и преимущества.

Что влияет:

  • злоупотребление алкоголем или наркотиками
  • ушиб головы
  • злоупотребление алкоголем или наркотиками во время беременности
  • опыт физического, сексуального или эмоционального насилия
  • перинатальные или неонатальные осложнения
  • неврологические расстройства
  • условия развития и роста

Почему дети плохо себя ведут?

Многие родители свято уверены: их дети ведут себя плохо просто потому что хотят досадить взрослым, из вредности, ради развлечения. На самом деле, у детей множество других, реальных причин вести себя не так, как хочется родителям.

Борьба за самоутверждение. Ребенку хочется быть самостоятельным, хочется познавать мир, делать открытия, праздновать собственные победы и сокрушаться собственным поражениям. Лишая свое чадо такой возможности, вы лишаете его возможности развиваться.

Способ привлечь внимание. Если родители постоянно на работе или в делах и уделяют ребенку мало времени, то актом непослушания малыш может попытаться привлечь к себе внимание мамы или папы

Только подумайте, как обидно ему будет, если он хотел провести с вами время, а вы его за это наказываете.

Чувство неуверенности, заниженная самооценка также могут быть причиной плохого поведения. Если родители одергивают малыша по любому поводу, постоянно указывая на малейшие ошибки и провинности и пытаясь воспитывать, ребенок, защищаясь, рано или поздно просто абстрагируется от замечаний и обвинений в свой адрес.

Непоследовательность в воспитании — исключительно родительская вина. Возможно, ребенок просто не понимает, почему что-то нельзя, плохо или опасно.

Завышенные требования к малышу также нередко становятся причиной непослушания. Поэтому, прежде чем наказывать ребенка, задумайтесь: а был ли он в состоянии выполнить ваши требования, учитывая его возраст и физическое, интеллектуальное и психическое развитие?


Наказание ребенка

Зачем маме послушный ребенок?

Потому что такой ребенок растет спокойным, вежливым, контролирующим себя, уважающим окружающих.Такому ребенку самому будет проще по жизни.

Я не знаю, но, видимо, человеческий организм так устроен, что, существует какая-то фантастическая связь между попой и головой. Об этом инстинктивно догадывались наши далекие предки.

Подумайте сами, что еще из методов наказания они могли использовать?

Ева не могла шантажировать свое потомство отменой сладкого к чаю. У нее не было зефира и чупа-чупсов.Как вы можете догадаться, компьютера и телевизора тоже. Ей некогда было смотреть, стоит ли ребенок в углу или продолжает бунтовать. В некоторых случаях ребенка оставлять не на глазах было вообще опасно.

Шлепок – традиционный метод воспитания. Такой же традиционный, как грудное вскармливание, воспитание детей дома, существование четкой иерархии в семье.

Да, я ничего не вижу плохого в некоторых идеях домостроя.

Я слышу, что дети изменились.

Но нет, изменились мы – взрослые, и мы изменили все вокруг.

Так, а что оставалось делать детям?

Возвращаясь к грудному вскармливанию, давайте вспомним, во что вылился некогда повальный переход мам на искусственные смеси?

Понижение иммунитета, интеллекта, отсутствие психологической связи между матерью и ребенком

Зато сейчас снова заговорили о том, как важно вернуть продолжительное грудное вскармливание. Но обязательно ли было набить шишки, чтобы что-то подтвердить?

Ох, я тебе задам!

Наверное, практически каждый родитель хотя бы раз грешил применением силы, потому как нервы были на исходе, а терпение «лопнуло». Многие очень корят себя после такого, но некоторые считают, что бить ребенка – это нормально, когда слова и уговоры уже не помогают.

Психологи категорически запрещают это делать, и вот почему:

  1. Это не имеет никакого воспитательного воздействия. Да, чадо сразу же прекратит баловаться или делать то, что нельзя, но только потому, что будет отвлечен вашим криком и шлепком. Но в следующий раз снова потянется за запрещенным, ведь так и не поймет, почему же в прошлый раз это запретили. Возможно, в этот раз уже можно?
  2. Это проявление слабости. Взрослые, конечно же, имеют превосходство над ребенком в силе, и это понятно всем. Но когда родитель предпочитает ударить малыша, а не постараться объяснить, почему делать то или иное нельзя, это и есть проявление слабости. Значит, взрослый бессилен перед капризами, и чувствует, что теряет свой авторитет. Но вот смекалки, ума и находчивости не хватает, чтобы решить проблему мирно.
  3. Страх порождает страх. Дети, которые страдают от физического наказания в семье, часто растут скрытными. Они боятся рассказать родителям о своих проблемах, потребностях и желаниях, в результате ища советы на стороне, и тая в душе обиду и даже ненависть. Случается, что такие дети часто попадают в плохие компании и поддаются негативному влиянию.
  4. На то есть серьезные медицинские причины. И вот какие. Исследования показали, что у детей, которых били в детстве по голове, уровень серого вещества существенно ниже. А это значит, что силовые методы решения проблем непосредственно влияют на процессы, происходящие в головном мозге. Это влечет за собой отставание в психологическом развитии и проблемы с нервной системой.
  5. Это вызывает психологические проблемы. Думаете, запрещено бить только по голове? Даже шлепки по рукам являются табу. Дело в том, что начиная с младенчества, чада являются исследователями. И такой, казалось бы, невинный жест, как удар по рукам, может нанести непоправимый вред. А именно – в корне разрушить процесс познания, отбивая желание его продолжать. Это приводит к апатии и нарушению нормального развития ребенка.

Теперь давайте разберемся, чем же грозит необдуманное поведение родителей?

  1. Появлением страха. Маленький человек априори очень любит своих родителей, но в моменты, когда они выходят из себя, любовь сменяется ужасом. Эти две противоположные эмоции практически никогда нормально не уживаются в детской психике, и приводят к неврозам.
  2. Занижением самооценки. Малыши перестают верить в себя и свои силы, возможности, пасуют перед трудностями, и всегда уступают тем, кто кажется им сильнее, боясь отстаивать свое мнение.
  3. Потерей концентрации и эмоциональной связи. Дети, которые постоянно ждут физического наказания, не могут сконцентрироваться на важных вещах, а также постепенно отдаляются от взрослых, что вызывает недопонимания и дополнительные проблемы в семье.
  4. Часто взрослые, находясь в ярости и потеряв контроль, способны нанести тяжелые травмы родному человеку.

Альтернативы порке есть всегда

Можно попробовать переключить внимание на что-то другое, а когда малыш перестанет делать то, что нельзя, объяснить, почему так делать не надо. Часто проблему с дисциплиной или наведением порядка можно решить с помощью игры, в которой обязательно будет участвовать родитель

Ну и не забывайте, что у каждого ребенка есть свои особенные увлечения, запрет на них на некоторое время значительно лучше шлепков.

Любите своих детей и старайтесь находить общий язык. Тогда проблем станет намного меньше, а те, что появятся, будут решаться в мгновение ока.

Ребенок «впитывает» агрессивные способы общения

Если малыша с ранних лет, растить с помощью ремня и шлепков, то он очень быстро усвоит, что такой метод общения является нормальным и принятым среди людей. В таком случае, не стоит удивляться тому, что ребенок в детском саду бьет или кусает сверстников, когда они не делятся с ним игрушками, нападает первым, если у него плохое настроение, или, он просто хочет поиграть. Наказывая детей физически, родители приучают их к тому, что:

  • бить слабых можно;
  • прав тот, кто сильнее;
  • если что-то или кто-то не нравится, то можно бить, и тебе за это ничего не будет.

Физическое насилие «напитывает» детей силой агрессии. По этой причине, бывают случаи, когда ребенок, достигнув подросткового возраста, во время сильного конфликта, дает родителю «сдачу». Такое поведение вызывает шок, недоумение, много боли и обиды. Поэтому родителям, чтобы не воспитать в ребенке жестокость и бессердечность, следует перестать воспитывать детей силовыми методами и научиться управлять своими эмоциями.

Последствия физических наказаний детей

Традиционные наказания (шлепки, толчки, подзатыльники, наказание ремнем и другими предметами) часто приводят к физическим травмам у ребенка в связи с тем, что родители теряют контроль над собой, будучи в эмоционально взвинченном состоянии, они не соизмеряют силу наказания, не могут остановиться, иногда нанося ребенку серьезные физические травмы. Впоследствии даже с участием психологов бывает очень трудно, а иногда так и не удается восстановить нормальные отношения между ребенком и родителем.

Несоразмерное наказание может иметь обратный или неожиданный эффект, например, наказание за плохие оценки приводит к тому, что ребенок начинает скрывать свои проблемы в школе. Угроза порки за полученную двойку приведет к кратковременным позитивным результатам (ребенок выучит урок), но наверняка вызовет негативное отношение к предмету или учебе в целом.

Физические наказания основаны на страхе, а не на осознании ребенком своего поведения, поэтому с их помощью нельзя достичь устойчивых позитивных изменений в поведении; при этом в будущем они всегда приводят к нарушению эмоциональных отношений с родителями, снижению самооценки ребенка. Постоянно испытывая негативные эмоции – страх, тревогу, растерянность, беспокойство, – ребенок может отставать в психофизическом развитии, у него появляются расстройства сна, аппетита, повышенная тревожность. Невозможность контролировать естественные физиологические отправления, различные тики, ночные страхи – частые последствия применения родителями физических мер наказания.

Физическое насилие, имеющее систематический характер, влияет на особенности психического состояния и поведения ребенка: возникает боязнь физического контакта со взрослыми, плаксивость; ребенок переживает одиночество, отсутствие друзей; отмечается раздражительное поведение, негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными, суицидальные попытки. Что касается подростков, то они склонны к протестным реакциям на физические наказания родителей, для них типичны уходы из дома, поиск поддержки в асоциальных компаниях.

Наконец, любое физическое наказание приводит к тому, что у ребенка складываются соответствующие представления об окружающем мире, о принципах взаимоотношений близких людей между собой. В зависимости от тех выводов, которые он делает на основании поведения родителей, формируются и его дальнейшие стереотипы поведения:

  • Люди, которые вас больше всего любят, – это те, которые вас бьют (формируется стереотип поведения «вечной жертвы»).
  • У вас есть право бить других членов семьи и тех, кто слабее (формируется характер обидчика, агрессора).
  • Можно применять физическую силу по отношению к другим, чтобы добиться своего, когда другие методы не действуют.

Наказывая своего ребенка физически, взрослые пользуются правом более сильного. Настоящего воспитания таким образом добиться нельзя, ведь малыш не понимает в итоге, в чем он был неправ, но четко усваивает – сильный прав всегда. Данный тезис по мере взросления ребенок отрабатывает на животных, а также на более слабых детях. У ребенка формируется понятие того, что агрессия – это норма поведения, а значит, повзрослев, своих детей он будет воспитывать точно также.

Но самое тяжелое последствие физического наказания — возникновение эмоциональной пропасти между родителями и ребенком, в результате приводящее к тому, что взрослые просто теряют контроль над собственным отпрыском. Однако бывают и иные случаи, когда ребенок, испытывающий страх перед родителями, полностью лишается своего мнения и становится зависимым. Со временем, когда ему придется начинать взрослую жизнь, он не сможет сделать без родителей ни шагу, опасаясь критики с их стороны. Таким образом, эмоционально устойчивые и сильные дети становятся злыми и бесчувственными, а слабые — трусливыми и не способными идти вперед.

Мнение российских психологов о телесных наказаниях

Выдающийся российский учёный-обществовед Игорь Кон в своей последней книге “Бить или не бить?” анализирует эффект от телесных наказаний, ссылаясь на результаты сотен (Gershoff, 2002; Paolucci, Violato, 2004; Larzelere, Kuhn, 2005) исследований, проведённых за более чем 50 лет в США и других странах, которые доказали, что «существуют многочисленные статистические корреляции, а иногда и причинная связь между телесными наказаниями ребёнка и его агрессивностью, склонностью к насилию и антисоциальному поведению.» Более того, «чем больше дети получают телесных наказаний в начале учёбы, тем сильнее они отстают в своём когнитивном развитии четыре года спустя.»

Существует устойчивая мировая тенденция к снижению телесных наказаний детей и параллельного роста IQ, что позволяет предположить частичное влияние первого на второе. Также имеются данные о том, что отрицательное воздействие на развитие ребёнка имеет любое наказание, которое воспринимается им как отвержение его родителями. Кандидат психологических наук А.А.Моисеева, в своём исследовании, посвящённом формированию альтруистической направленности личности, пришла к выводу, что «наказания, особенно это относится к унижениям и угрозам, блокируют развитие помогающего поведения. Родители склонных к альтруизму детей предпочитают отказаться от крайних форм наказания, а из поощрений выбирают методы похвалы и поддержки. Родители низкоальтруистичных личностей напротив отдают предпочтение материальным поощрениям и чрезмерно сильным наказаниям.»

Важно

Это может показаться удивительным, но не наказание приводит к снижению уровня жестокости и агрессии, а распространение бескорыстного помогающего поведения, которое, по мнению автора, станет одним из самых эффективных способов избавления человека от нежелательных форм антисоциального поведения, поможет наладить более эффективное взаимодействие, взаимопонимание и сотрудничество, будет способствовать выживанию общества в целом.

Вот ещё цитата на эту же тему А.К. Осницкий в книге «Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся» пишет: «Дети достаточно дифференцированно оценивают поведение учителей и ориентированы на позитивные характеристики учителей, нуждаясь в них: в классах, где хотя бы один учитель (преподаватель математики в IX классе с минимальными показателями агрессии, выдержанный и деликатный литератор и т. п.) не обнаруживает агрессивного поведения, показатели агрессивности у школьников значительно ниже. Достаточно перевеса в одну позитивную «человеческую единицу», чтобы психологический климат в классе стал мягче, а дети менее агрессивными.»

В целом, как российские учёные, так и их зарубежные коллеги считают, что сочувственное, понимающее, дружеское отношение к детям хоть и не всегда приводит к немедленному послушанию, но зато имеет положительный долговременный эффект, в то время, когда наказание и назидательность может и приведёт к подчинению взрослому, но скрытые и отсроченные по времени результаты будут негативными

Можно ли бить ребенка

Допустимо ли физически наказывать детей за мелкие проступки — разбили вазу, уронили горшок с цветком, отобрали игрушку у другого малыша, оторвали обои, сказали непристойное слово?

Ю

К.: Каким бы ужасным и гадким ни был проступок вашего ребенка, важно не срывать на него свои эмоции, а оставаться холодным и рассудительным. При этом задача родителей состоит в том, чтобы в момент наказания не выбить из ребенка чувство защищенности и безопасности

То есть главный посыл должен быть не «Ты плохой», а «Ты совершил плохой поступок». Чувствуете разницу?  

В. Г.: Если вы решили шлепнуть ребенка, то сначала встаньте на его уровень: опуститесь на колени или присядьте, чтобы быть с ним на одной высоте. А потом подумайте, а чем он сможет вам ответить в случае физического воздействия на него, как сможет постоять за себя.

Что происходит с ребенком в момент наказания?

Ю. К.: Самое главное и самое страшное — это потеря чувства защищенности и безопасности. Того самого чувства, которое является фундаментом для здорового психологического развития ребенка. Этот механизм очень похож на строительство дома: без крепкого и устойчивого фундамента невозможно возвести стены и положить крышу. 

В. Г.: Если вы замахнулись на ребенка, то у него начинается физиологический процесс: все внутри сжимается — особенно анус, сфинктер. Ему хочется закрыться в «домике». Этот ужас, который направлен на него, он блокирует и создает зажим во всем кровотоке, а это приводит к гипоксии и неспособности правильно реагировать на окружающий мир. Отсюда и задержка развития.

Какой возраст считается наиболее чувствительным, когда насильственные методы приводят к серьезным проблемам?

Ю. К.: В любом возрасте физическое наказание — это огромный стресс. До трех лет ребенок эмоционально еще связан с мамой и, если она причиняет ему физическую боль, это непременно сказывается на психоэмоциональном развитии малыша. Но и после трех лет любые физические воздействия непременно оставляют след в его психике. С помощью таких наказаний можно научить ребенка подчиняться, исполнять желания так, как вам удобно. Но не стоит забывать о том, что, уйдя из родительской семьи, он унесет с собой это умение: а кому он будет подчиняться после вас — большой вопрос! 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий

Adblock
detector