Статьи

Всё о физиологии и психологии подросткового возраста + 6 советов родителям

Как помочь пережить тяжелый период

Изменения на уровне физиологии наряду с психологическими проблемами во время кризиса подросткового возраста достаточно тяжелы для взрослеющего ребенка. Родителям требуется приложить максимум своих усилий, сопряженных с деликатностью ситуации. Каждый ребенок – уникален, поэтому и подход к нему в период подросткового возраста должен быть уникальным.

Необходимо набраться терпения и попробовать следовать представленным советам:

Ненавязчиво войти в окружение ребенка. Основная задача – стать настоящим другом подростку. Родителю придется противопоставить уверенности в непонимании со стороны взрослых спокойный и доброжелательный подход.

Можно дать понять подростку свои слабости и недостатки, обнажить свои комплексы. Войдя в окружение ребенка, родитель сможет участвовать в жизненных ситуациях, которыми тот будет делиться, и помогать в разрешении проблем при необходимости.

Проявление интереса к увлечениям и занятиям ребенка. Поддержка и похвала не станут лишними для формирующейся личности. Также полезны будут разговоры о мыслях и рассуждениях подростка, его точках зрения на различные вопросы. Не лишним будет интересоваться его мнением в решении вопросов семейного характера.

Предоставление свободы

Для подростка особенно важно личное пространство, в идеале – собственная комната. Свобода и право выбора – это основополагающий принцип в общении и отношениях с ребенком переходного возраста

Необходимо удержать себя от желания контролировать действия, вещи и чувства подростка.

Пренебрежение данным советом способно привести к появлению неприятностей в общении. Лучшее в общении с подросшим ребенком – поиск компромиссов и ненавязчивое направление хода его мыслей в нужное русло.

  • Недопустимость критических замечаний. Если без них не обойтись, то значительно лучше указать на критичность поступка, чем на недостаточно хорошие качества самого человека. Подростки слишком остро реагируют на негативные замечания в свой адрес, поэтому необходимо высказываться мягко, а иногда и в сопровождении с похвалой.
  • Признание личности. Подросток – полноценный человек с личными интересами и мнением. Не стоит пытаться навязать свои умозаключения.
  • Похвала. Особенно важна для ребенка в этом возрасте ввиду формирования психических процессов и осознания собственной личностной ценности.

Терпеливое отношение к эмоциональным выпадам со стороны ребенка. Не нужно забывать, что бурная реакция на непозволительное поведение подростка со стороны родителя способно подорвать его авторитет и привести к нарушению доверительности отношений. Необходимо проводить беседы в спокойной обстановке и спокойным тоном.

Как для ребенка, так и для его родителей, подростковый возраст, является сложным временем. Однако его особенности – это временные явления, которые во многом зависят от правильности восприятия ребенка родителями и окружающими людьми.

Родители в силах помочь пережить своему ребенку кризисный период и помочь ему сформировать необходимую целостность своей личности и жизненные установки, соответствующие общепринятым моральным нормам.

Оформление статьи: Натали Подольская

На равных

Главный конфликт отцов и детей заключается в том, что дети требуют к себе уважения, подтверждения их правоты и «взрослости», тогда как «отцы» уверены, что до такого отношения те ещё не доросли. Но ведь уважение не зависит от возраста. Поэтому заканчивайте с авторитарным стилем общения. Не требуйте послушания, а объясняйте, почему надо вести себя именно так, а не иначе

И как можно чаще демонстрируйте ребёнку, что его мнение важно для вас. Советуйтесь с ним по бытовым вопросам, обсуждайте философские и житейские вещи, говорите об отношениях между людьми

Но, проявляя уважение к мнению ребёнка и предоставляя ему право на самостоятельные решения, требуйте от него и взрослой ответственности. За свои слова и поступки. Взрослая жизнь – она такая, пусть привыкает.


Шаг во взрослый мир. Когда «отпустить» подростка? Подробнее

Как помочь подростку преодолеть кризис. Советы родителям

Переходный возраст – это всегда сложно

Самое главное, что стоит осознать родителю: переходный возраст у мальчиков и переходный возраст у девочек — это всегда сложно. И в первую очередь это сложно не для вас, а для самого подростка. Ваша задача — быть готовым к этим сложностям, принимать их и смягчать остроту кризиса, сделать дом и семью местом отдыха и спокойствия для ребёнка.

Как пишут Роберт Т. Байярд и Д. Байярд в своей полезной и популярной книге «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей»:

«Вы не одиноки. Буквально сейчас тысячи родителей проходят через то же самое, что и вы; а еще больше родителей испытали все это в прошлом».

Вероятные ошибки родителей

Если вы испытываете трудности с вашим сыном или вашей дочерью, то, весьма вероятно, вы делаете нечто одно (а может быть, и то и другое) из двух:

  1. Вы определенно не справляетесь с вашей важнейшей обязанностью, состоящей в том, чтобы делать счастливой свою собственную жизнь.
  2. Весьма вероятно, что вы берете на себя труд руководить жизнью ребенка, что является уже не вашей заботой, но прямой обязанностью вашего ребенка.

Признаки подросткового возраста

С началом полового созревания человек начинает активно расти в высоту (до десяти сантиметров в год). Юноши обычно перестают вытягиваться в 22 года, а девушки – уже в 16-18 лет. В период отрочества у девочек начинает формироваться грудь, а у мальчиков – яички. Также у обоих полов активно растут волосы в паху и под мышками.

Физиологические и психологические особенности подросткового возраста тесно связаны между собой. Поэтому с внешними изменениями можно наблюдать перемены в характере. Ласковый и послушный ребенок может резко стать грубым, обидчивым и категоричным. Часто можно наблюдать эмоциональную неустойчивость, которая проявляется во вспыльчивости или же необщительности и замкнутости в школе. У многих подростков возникают проблемы с самооценкой: у одних она заниженная, а у других, наоборот, завышенная. Также для этого возраста характерен повышенный интерес к сверстникам

Поэтому ребенку важно следовать требованиям и ценностям определенного круга друзей. Многие девушки и юноши начинают пробовать алкоголь, табак и наркотические вещества

Чтобы проблемы подростка не перешли грань, родителям важно самим не впадать в крайности. Нужно проявить терпение и чуткость к своему чаду и постараться стать для него другом, а не врагом

Чтобы лучше понять взрослеющего ребенка, следует рассмотреть психологические особенности подросткового возраста отдельно для каждого пола.

Психология подросткового возраста: внешность — главный враг

Для 13–14-летних внешность нередко становится главным мерилом всего. Полные или «дрыщи» часто становятся «аутсайдерами», объектом насмешек.

Для девочек косметика, прически, духи, одежда вообще становится настоящим фетишем. Нередко желание походить на кумиров, крайне критичное отношение к собственной внешности вызывает пищевые расстройства, страх растолстеть

Поэтому важно вовремя привить чадам (пока слушаются) правильное отношение к пище. Тогда для детей еда станет источником энергии, удовольствия

Кроме того, из-за его нехватки организм тинейджеров переполнен дофамином. Этот гормон заставляет искать приключений, совершать необдуманные поступки. Определить, нет ли нехватки цинка, несложно — «подскажут» белые точки на ногтях.

Читать так же:  Сироп “Стодаль” от кашля для грудничков и детей от 1 года: инструкция по применению и аналоги препарата

Психологические проблемы подростков

Подростковый возраст, особенности которого при неблагоприятных условиях могут привести к психологическим проблемам, может провоцировать у ребенка следующие проявления:

Возможные проблемы Частные случаи проблем Уточнение и разъяснение
Гиперсексуальность Мастурбация Общество порицает занятие мастурбацией. Поэтому подросток чувствует свою вину, что усугубляет ситуацию
Стеснение собственной девственности Проявляется при замене чувства любви из-за марша гормонов на обычное половое влечение. Вызывает стремление лишиться девственности любой ценой и зацикливание на данной ситуации
Эротомания Заключается в придании излишнего значения сексуальным действиям и маневрам
Ранние сексуальные контакты Могут привести к ранней беременности или заражению венерическими заболеваниями
Замкнутость, депрессивные настроения, мысли о суициде Игнорирование своих обязанностей и правил личной гигиены Проявляется в нежелании следовать ранее установленным родителями требованиям о соблюдении порядка, выполнении определенных обязанностей по дому. Также возможно пренебрежение нормами личной гигиены
Установление психологического барьера между подростком и родителями Возникает как ответ на непонимание со стороны родителей.
Отсутствие друзей Может быть следствием особенностей характера.
Игнорирование прежних интересов Как правило, возникает в сочетании с появлением новых интересов, не всегда приемлемых и полезных
Погружение в фантазии или виртуальный мир Увлечение он-лайн играми, следование правилам игровых сообществ в реальной жизни
Склонность к самоутверждению, желанию быть взрослым Девиантное поведение Представляет собой уходы из дома, пристрастие к наркотикам, алкоголю и табаку, ранние и беспорядочные половые связи, прогулы занятий
Конфликтность с учителями и родными Желание навязать свои правила общения
Сокрытие своей личной жизни, отказ от выслушивания советов взрослых людей Ребенок считает себя взрослым и думает, что лучше знает свои потребности и возможности решения своих проблем
Стремление быть причастным к подростковой группе, не отличаться Криминальные действия, совершенные группой лиц Все групповые действия подчиняются желанию оказаться принятым в подростковом обществе. Негативное влияние в группе оказывает чаще всего более сильная личность, характеризующаяся провокационным поведением. Менее сильные характером дети попадают под ее влияние и оказываются в неприятных ситуациях
Групповое употребление алкогольных напитков, табака, наркотиков
Совместные прогулы занятий
Развратное поведение, участие в групповых половых сношениях

10-11 лет

С началом отрочества дети начинают претерпевать различные изменения, которые сделают их девушками и юношами. Отсюда и возникает чувство взрослости, характерное для подростков. Поэтому даже десятилетнего ребенка родители должны воспринимать серьезно, прислушиваясь к нему.

Обычно взрослость в этом возрасте проявляется в виде копирования кумиров и подражания чужим манерам. Причем внешний вид, владение техникой и какими-либо аксессуарами всегда стоит на первом месте. Поэтому нужно с пониманием относиться, если ребенок просит вещь, ненужную или неподходящую, по мнению родителей. Девочки, например, уже начинают эксперименты с косметикой. Не нужно за это ругать и запрещать пользоваться декоративными средствами. Лучше приобрести качественную продукцию, подходящую для этого возраста, и научить правильно ею пользоваться.

Также в 10-11 лет начинают проявляться некоторые психологические особенности темперамента. В подростковом возрасте дети становятся более медлительными, но это не нарушение, поэтому пугаться не нужно. Это связано с изменениями в психических процессах – мышлении и памяти, которые тесно взаимосвязаны. Подростки начинают более осмысленно понимать и осознанно запоминать прочитанный материал.

Также девочки и мальчики в этом возрасте все еще прислушиваются к мнению взрослых. Поэтому родителям и прочим родственникам нужно аккуратнее подбирать высказывания в адрес ребенка. Иначе из-за чрезмерной чувствительности к мнению окружающих могут возникнуть надуманные страхи, от которых избавиться будет не так-то просто.

Как правильно себя вести с подростком?

Важно сохранять золотую середину между «свободой и необходимостью». Не становится диктатором, отдающим команды

Главное, такая тактика совершенно неэффективна, ведь подросток — не маленький ребенок, для которого родители — высший авторитет.

Во-первых, тинейджер может послушаться, однако нехотя. А во-вторых, подросток, привыкший повиноваться родителем, не научится самостоятельно искать решение проблемам, не приобретет лидерских качеств.

Однако давать тинейджеру неограниченную свободу тоже нельзя. Иначе у подростка возникнут проблемы с чувством ответственности. Родители должны четко очертить границы дозволенного

Важно, чтобы тинейджер с этими пределами согласился, принял их, понимал, зачем они нужны

При этом родители должны учитывать интересы ребенка, грубо не навязывать собственное понимание границ. Глупо, например, пытаться доказывать, что мусорить в собственной комнате — «преступление». Подросток бардак «на родной территории» воспринимает иначе, чем родные. В его сознании тот никак не увязывается с «бардаком в голове». Тинейджер просто считает, что имеет право самостоятельно решать, стоит ли убирать комнату, или нет. Для него это вопрос личного выбора, а не «морали». Такое часто проявляется у подростков 15 лет и более характерно для психологии мальчиков.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

13 лет

Считается, что в среднем именно в тринадцатилетнем возрасте подростки начинают напоминать картину глубоких контрастов. У них существует лишь белые и чёрные тона в суждениях и отношении к бытию, что обнаруживается в подростковом максимализме и духе бунтарства.

Физические особенности у уже не малышей, но и ещё далеко не взрослых индивидов, характеризуются большей развитостью юных барышень в сравнении с их младыми кавалерами. Особенно это выражено в росте, поскольку у девушек замедляется формирование мышечного корсета на фоне интенсивного роста костного скелета.

Считается, что в среднем юноши отстают в формировании от девушек на два года

Однако не зависимо от половой принадлежности, все взрослеющие дети делаются более мнительными, начинают уделять внимание собственной внешности, у большинства отмечается рост аппетита

Психология подростков 13 лет претерпевает резкие трансформации, поскольку знаменуется гормональной перестройкой. Помимо того вчерашние дети начинают отождествлять себя с взрослыми индивидами, имеющими собственные желания, мысли и позицию.

К особенностям эмоционального характера следует отнести:

– повышенную эмоциональность девочек;

– вспыльчивость;

– неуверенность, которую дети всем силами стараются научиться преодолевать;

– эмоциональный всплеск (подростки переживают более яркий спектр эмоций, они чаще нежели взрослые ощущают себя счастливыми либо безмерно несчастными);

– существование одновременно противоположных эмоций (подростки могут одновременно ненавидеть кого-то и любить);

– появляется увлечённость чем-то новым.

Среди особенностей социальной направленности выделяют:

– стремление к независимости от родительской опеки;

– появляется ценность дружбы;

– возникает негативизм и требовательность в отношении учителей, окружающих взрослых лиц и родителей;

– могут появляться кумиры (дети нередко влюбляются в кино-, поп-звезд).

Интеллектуальное развитие имеет следующие специфики:

– детям ближе делаются воззрения идеалистов;

– им требуется доказательное подтверждение любых мнений, высказанных родителями либо иными взрослыми, в противном случае подростки отвергают их без всяких сожалений;

– отрицают общепринятые взгляды (они скорее примут разительно отличающееся воззрение);

– интенсивно проявляется умение мыслить логически;

– логика формируется наряду с развитием абстрактного мышления, поэтому зачастую взрослые лица видят противоречия в рассуждениях подростков;

– здесь вчерашние дети уже начинают принимать самостоятельные решения, опираясь исключительно на индивидуальную систему ценностей.

Как разговаривать с подростком?

Многие подростки говорят психологам, что хотели бы больше времени разговаривать с родителями. Но те их «не слышат», осуждают увлечения, стиль жизни. А потому желания общаться нет никакого. Так что необходимо стараться понять увлечения своих чад. Даже когда от их пристрастий коробит.

Отрицание реальности абсолютно бесполезно. А вот если принять интересы ребенка, можно постепенно наладить контакт

Тогда чадо с бОльшим вниманием отнесется к тому, что интересует вас

Читать так же:  Что делать, если ребенок часто кхыкает горлом: причины постоянного кашля без признаков простуды

Когда что-то бесит, начинать нападать на ребенка, осуждать, — самая проигрышная стратегия. Так только настроите подростка против вас, у него исчезнет желание обращаться за советом. Конечно, осуждайте, но непрямо, находите удобный момент. Например, сначала можно ребенка за что-то похвалить, показать свое расположение, а потом переходить к мягкой критике, пожеланиям. Также время от времени (без навязчивости) напоминайте, что готовы выслушать, прийти на помощь. Тогда ребенок поймет: у него есть надежная опора. Он меньше будет искать поддержку на стороне.

15 –летний возраст

Данный возрастной период приводит к зарождению настоящей раздвоенности в плане чувств и сознания. Можно отметить наличие противовеса, связанного со всплеском гормоном, сексуальным влечением, которые охватывает не только тело, но и разум. Обостряется интерес к лицам противоположного пола. Можно заметить, насколько интенсивного происходит «взросление» сознания, что в свою очередь приводит к появлению совершенно нового мировоззрения.

Необходимо упомянуть про существенные изменения, связанные с умственной сферой. Можно отметить формирование навыков, связанных с логической мыслительной деятельностью, теоретическим мышлением, развитием логики. Происходит активное развитие именно творческих способностей ребенка в данном возрасте с выработкой персональной манеры деятельности, которая способна найти отображение в стиле деятельности, связанной с мышлением.

Этот период будет назваться именно вторичной социализацией, вследствие чего стоит упомянуть, насколько сильно будут задействованы умственные механизмы. Можно говорить о развитии мировоззрения с выработкой последующих ценностей, представлением, которое касается своего предназначения, поиске смысла жизни.

Подростки в этом возрасте оказываются участниками абсолютно новой структуры отношений. Можно отметить наличие изменений, связанных с фактическим положением в кругу семьи, сверстников. Подростки обнаруживают расширение поля деятельности, из-за чего возникают серьезные сложности с ее вариациями. Можно упомянуть про появление собственной позиции. Подростки считают себя взрослыми людьми. Они понимают, что у них существует огромное желание, которое касается восприятия их в качестве именно взрослых людей с активной жизненной позицией. Дети в переходном возрасте даже не осознают, что им хочется иметь намного больше прав, чем соотносить их со своими обязанностями.

Основными инновациями в этом периоде можно считать появление по-настоящему осмысленной регуляции своих поступков, умения осознавать и просчитывать чувства, интересы других людей. Они вполне способны служить ориентацией в своем поведении.

В 15-летнем возрасте подросток сталкивается со сложным характером системы взаимоотношений, который сложится вследствие связи с окружающими людьми, всем социумом.

Психологические особенности подростка

Достигая подросткового возраста, молодые люди начинают по-новому осознавать себя и этот мир, их собственное поведение основывается уже на других мотивах. Окружающим людям сложно с подросткомда и ему невыносимо тяжело с самим собой. В этот период он ни в чем не уверен и усердно ищет свою цель. Для отрочества характерны такие психологические особенности:

Я-концепция. У подростка происходит активное развитие представлений о себе. Сначала эти представления сильно изменчивы. Со временем восприятие себя становится более организованным и детализированным.
Самооценка. В этот период самооценка достаточно критическая. Она сопровождается чрезмерной застенчивостью и уязвимостью.
Отношения в семье. В общении с родителями все чаще вспыхиваю конфликты. Слова родителей для подростка значимы, но сложны и противоречивы. Он всячески пытается отделить свое «Я» от ранее принятого «Мы».
Отношения с ровесниками. Общение с кругом ровесников выходит на первый план, эти контакты занимают более 50% всего времени молодых людей

Для них важно быть принятыми, они стремятся попасть в желаемые круги, постоянно сравнивают себя с друзьями и хотят их превосходить.
Контакты с противоположным полом. Для подросткового возраста характерен повышенный интерес к противоположному полу

Пройденные неудачи тяжело переживаются, сопровождаются депрессиями.

Психологические особенности

Физиология и психология неразрывны. И вслед за физиологическими изменениями непременно появляются психологические новообразования:

1. Стремление к взрослости. Подросток испытывает потребность к переходу в мир взрослых, однако в качестве ориентиров берутся внешние признаки взрослости: курение, употребление спиртных напитков, самостоятельный выбор одежды, деятельности, жизненных целей.

2. Потребность в самоутверждении. Тинейджеры ищут себя: меняют стиль одежды, увлечения, круг общения. Им трудно определить истинные ценности, так как приоритет сдвинут в сторону признания сверстников, дети часто совершают ошибки, считая свои поступки правильными. Самоутверждение приводит к формированию самооценки, которая не всегда бывает адекватной, так как основана не на реальности, а на оценке сверстников.

3. Потребность в общении. Ведущим видом деятельности для подростка является общение. У современных подростков поменялась его форма: мессенджеры, онлайн-игры, соцсети. Он не может оторваться от телефона, так как там целый мир интересов, оценок, комментариев.

А надо ли вообще отвлекать, — спросите вы? Справедливо! Ведь это «современный мир – современные дети», говорит мне одна мама. «Им нужно уметь пользоваться всеми этими технологиями, не нужно им запрещать!», — говорит другая. Совершенно верно. Не стоит изолировать их от смартфонов и планшетов. Однако необходимо грамотно регулировать этот процесс.

4. Готовность к любым видам деятельности. Подростки бесстрашны и готовы к любым поступкам. Они действительно не осознают последствий, так как не способны дальновидно мыслить. Их двигатель – эмоции; девиз – здесь и сейчас. Дети стремятся освоить автомобиль, гитару, поднимают тяжелые штанги – и все это одновременно. Взрослые не понимают подобных действий, их пугает легкость смены увлечений и отсутствие страха. Подростки ищут эмоций и то, что может им это дать. К сожалению, поиск себя ставит учебу на второй план, а то и на третий.

5. Потребность в идеале. Долгое время дети хотели быть похожими на маму или папу. Подростки начинают оценивать своих родителей не с позиции любви и старания, а с позиции успешности. Поиск идеала смещается в сторону звезд кино и эстрады, культовых предводителей, известных людей. В пубертатный период легко убедить в неправильности мыслей и действий, если таковые не приносят успеха. Поэтому подростки легко попадают под влияние сект, группировок, неформальных объединений.

6. Потребность в любви. Речь идет о влюбленности. Взрыв гормонов, половое созревание – все это приводит к готовности подростка к любви. Правда, предмет любви не всегда стоящий. Иногда подростки откликаются на чью-то симпатию, принимая за высокое чувство банальное влечение.

Есть контакт?

Противоречия между взрослыми и детьми накапливаются как снежный ком, и однажды все может развалиться.
Подростки совершенно другие. Они отличаются от взрослых полностью. Представьте, что перед вами инопланетяне: существа с тонкой психикой, нестабильной физиологией и больной самооценкой, готовые к любым видам деятельности и любви. Их давление скачет, сердце стучит с неистовой силой, голова кружится. А еще они признают мнение только себе подобных – сверстников.

Согласитесь, что вступить в контакт с такими существами очень сложно. Но возможно, если понимать всю сложность существования наших детей, когда внутри них самих бушуют бури и страсти.

Научитесь понимать подростков, рассматривайте их поступки через призму физиологии и психологии, принимайте своих детей такими, какие они есть.

Советы родителям в воспитании подростков

Пубертатный этап считается наиболее сложным периодом для самого подростка и для его родителей. Поэтому главным во взаимоотношениях с взрослеющим чадом должно быть взаимопонимание. Для этого родителям надобно быть инициативными и не обижаться на вчерашних детей. Не следует потыкать сиюминутным «хочу» тинейджеров, но и постоянно противиться им тоже не рекомендуется. Если родитель не желает либо по объективным причинам не может удовлетворить «хочу» подростка, то необходимо объяснить ему причины.

Читать так же:  Как правильно выбрать матрас для новорожденного ребенка

Нужно стараться больше коммуникативно взаимодействовать с детьми, рассказывать о собственной работе, обсуждать насущные ситуации, жизненные проблемы, интересоваться их увлечениями

На рассматриваемой стадии становления личности подросткам очень важно ощущать родительскую любовь. Они должны понимать, что родители – это их друзья, которые всегда поддержат, а не выкажут пренебрежение или насмешку

Стратегия родителей в описываемый период должна заключаться в формировании у подростков позиции уверенности. Ребёнок должен усвоить, что за собственные успехи и неудачи ответственен он.

Нельзя выстраивать воспитательный процесс на конфронтации, противостоянии. Нужно основываться на сотрудничестве, вооружиться терпением и участливостью.

Родителям необходимо постигнуть главное, что наибольшее влияние на становление подростковой личности оказывает именно их жизнь, привычки, манера общения, взаимоотношения в семье. Если в семье превалируют ссоры, неуважение супругов друг к другу, упрёки, враньё, то пользы от нравоучений, как нужно жить правильно, будет нуль.

Следует постараться не обманывать тинейджера, не пренебрегать его мнением, уважать его позицию, не навязывать собственное мировоззрение как единственно верное. Необходимо добиться доверия от ребёнка. Когда чадо полностью доверяет собственным родителям, верит им и знает, что в любых ситуациях его дома ждёт понимание и поддержка, тогда это минимизирует негативное воздействие среды и снижает риски попадания в так называемую «плохую» компанию.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Желание сбежать из дома: к кому или от кого?

Под «сбежать» я не имею в виду желание покататься на велосипеде, вырвавшись из дома. Я имею в виду моменты, когда дочка стала есть, пить, жить в каком-то другом доме. Вначале это может быть дом лучшей подружки, где она чувствует себя хорошо и спокойно. Или она гуляет до темноты, лишь бы не возвращаться домой. Вернувшись, закрывается в комнате, а за ужином не отрывается от телефона.

В желании ночевать у подруги нет ничего ужасного, пугаться тут нечего. Я бы насторожилась, если бы ребёнок именно «прописался» у кого-то. Вначале потребность в безопасности удовлетворяется друзьями, а в результате взросления такими «друзьями» могут стать сексуальные партнеры. Лишь бы не дома. Так что происходит в том доме, если из него хочется бежать?


Атмосфера в семье может быть действительно невыносимой. Семья существует как закрытая система, в ней есть тайна (например, алкоголизм одного из родителей), а значит, стыд и страх. В доме постоянные конфликты и неприязнь. Ребёнок не может или не имеет права позвать кого-то в гости. Его границы постоянно нарушаются: на дверях туалета и ванны нет замков, в комнату подростка могут вломиться без стука, записи ребёнка без спроса читаются, попытки установить границы игнорируются. «Вообще-то ты тут не хозяйка. Начнёшь зарабатывать, тогда и командуй», — может услышать ребёнок. В семье считается, что подросток должен подчиняться без промедления. Его инициатива (приготовленное блюда, перекрашенные волосы, плакат на стене) критикуется или высмеивается. Вот из такого дома девочка сбежит при первой же возможности. Иногда это происходит очень рано, иногда поздно, но результат всегда один – поломанная судьба и долгие годы попыток разобраться, что же в жизни пошло не так. Хорошо, если разберётся.

Поэтому если ваша семья далека от того образа, что я нарисовала выше, – успокойтесь и доверяйте ребёнку! Не нужно наводить панику и удерживать дочь от любой ночёвки у подруги. Конечно, если это противоречит образу жизни всей вашей семье, если ночёвки в чужих домах не приветствуются традиционно, то и объяснить это будет несложно. Но если раньше вы спокойно отпускали дочь к однокласснице, а теперь, только потому что она стала более женственно выглядеть, вдруг стали за неё переживать, — рискуете нарваться на бунт. Когда в вашей семье прекрасные отношения, а дочь стала активно пользоваться косметикой и преобразила свою комнату так, что вам не хочется туда заходить, сдержите эмоции. Ничего страшного не происходит. Возможно, вы не пользовались косметикой до замужества и у вас два красных диплома, но дочь не обязана быть такой же. Примите её — разглядите в ней живого, яркого, смелого и ищущего юного человека. Помните, что яркий макияж – это не то, что становится решающим в ранней половой жизни. У меня есть подруга, которая в свои семнадцать танцевала на барной стойке клуба с подружкой, срывая аплодисменты, но не подпускала к себе близко мужчин. Ей это было не нужно. В её семье были (и есть) прекрасные отношения.

Если же в вашей семье есть серьезные проблемы и подросток из неё сбегает, стоит обратиться за помощью.

Подростковый возраст и социум, взаимодействие с коллективом

Ведущей деятельностью для подростка является интимно-личностное общение, именно оно определяет направленность всего психического развития ребёнка. Социум и социальная среда являются местом, где осуществляется эта деятельность.

Окружающая социальная среда

Социальная среда делится на:

  • дальнее окружение (знакомые, соседи, интернет, телевидение) – оказывает косвенное влияние через слухи, факты о поступках и прочее;
  • ближайшее окружение (семья, друзья, одноклассники) – оказывает прямое влияние через общение, личный пример, поступки.

Социальные пространства, где обитает подросток, обычно остаются прежними – он в семье, он ходит в школу и секции, он ходит гулять с друзьями. Но изменяется само место ребёнка в социуме – он активно стремится к взрослым ролям, копирует поведение старших.

И на этом этапе родителям стоит поддержать его стремления, возложить на него ответственные обязанности. Только при взаимодействии с социумом подросток сможет выработать оценочные критерии для себя и других, сформировать свои идеи и ценности, освоить нормы и правила, мораль.

Если в семье и школе гармоничная атмосфера, то тогда ребёнок получает наибольшее внимание из ближайшего окружения. Здесь родителям и значимым близким будет не так сложно взаимодействовать с подростком, ведь он доверяет, стремится прислушиваться к их мнению, сам идёт за советом

Но если понимания среди ближайшего окружения нет, то этот дефицит подросток будет стремиться восполнить из дальнего окружения.

Зависимость от социальной среды – это абсолютная норма в подростковом возрасте, так ребёнок познает себя. Именно поэтому девушки и юноши порой совершают необдуманные поступки, конфликтуют, меняют свои ценности. Так они просто ищут положительного подтверждения своим действиям от какой-то части социума.

Положительное и отрицательное влияние социальной среды


Фото: https://pixabay.com/photos/girl-teen-smartphone-russian-1848478/

Социум оказывает как положительное, так и отрицательное влияние, подросток в любом случае поддаётся как первому, так и второму опыту. К положительному влиянию относится привлечение ребёнка к новым хобби, активные дружеские отношения, развитие личностных качеств, занятие спортом, стремление к лидерству и активности, появление мотивации к образовательной деятельности.

К отрицательным влияниям социума относят стремление быть похожим на лидеров неформальных организаций, снижение мотивации к образовательной деятельности, полную потерю интересов и хобби без замены на новые, приобретение вредных привычек.

Эмансипация

Так как подростковый возраст имеет такой важный этап, как эмансипация, то родителям стоит принять то, что общение с ними теперь несколько тяготит их ребёнка. Здесь стоит быть гибкими и давать ребёнку эту возможность отделиться. Не удивляйтесь, если в какой-то момент взгляды ребёнка, его мировоззрение будут кардинально отличаться от ваших.

Это лишь временный этап, он просто познаёт себя, свои границы, интересы и возможности. Он хочет выстроить свою собственную систему общения, где центром является он сам. Такую систему можно выстроить только в общении со сверстниками.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button