Почему ребенку нравится рисовать черной краской: психология цвета в детских рисунках
Содержание статьи
- Счастья хватит на всех
- Цвета
- Формы
- Построение рисунка
- Кто тут главный?
- Почему ребенку нравится, ребенок любит черный цвет?
- Выбор цвета
- Почему ребенку нравится рисовать черной краской психология цвета в детских рисунках
- Синий
- Коричневый
- Розовый
- Красный
- Когда рисование чёрным цветом — опасное явление
- сочетания цветов в детском рисунке
- Анализируем рисунок семьи
- Расположение фигур на рисунке
- Изображение себя
- Страх и агрессия на детских рисунках
- Интерьер
- У детей какого возраста можно анализировать рисунки
- Зеленый
- Мнение психолога
- 4 распространенных мифа
- Этот цвет мрачный и трагичный
- Черный цвет в рисунке всегда свидетельствует о проблемах в душе
- Лучше убрать черные карандаши или краску совсем
- Пора бить тревогу, если малыш полюбил черный цвет
- Первые изображения: «Встань передо мной, как лист перед травой»
Счастья хватит на всех
Между небом и землей размещаются в ряд персонажи. Они стоят таким образом, чтобы каждый был в полноте своей самости – целиком, во весь рост и не загораживая друг друга. Натюрморт по-детски – это когда рядом лежат яблочко, груша или тыква, и никто не закрывает друг друга. Если на картинке будет озеро, и девочка, и пальма рядом, то они тоже все будут «стоять» рядом, и озеро в том числе, потому что в детском сознании загородить кого-то – значит отнять у него «кусочек», отобрать его пространство. Потому еще младшие дети не умеют долго играть в прятки, сидеть в засаде – «если меня не видят, то, может, меня и нет»? (До сих пор помню то безграничное уважение и восторг, которое вызвал у меня мальчик, старший на один год, когда нарисовал лису, которая стояла ЗА деревом и справа выглядывал ее хвост! Я не могла поверить, как он до этого додумался.)
Такая композиция называется ленточной, или фризовой.
Первым описал фризовую организацию рисунков детей – дошкольников искусствовед А. В. Бакушинский еще в 1925 году. Она заинтересовала его как историка искусства своим сходством с композиционными принципами древнеегипетских изображений
Для психолога же важно то, что фризовая композиция является первой попыткой ребенка построить систему пространственных координат, которая организует картину мира, создаваемого им на листе бумаги. В этом мире главным структурообразующим принципом является вертикаль – разделение листа на верх, середину и низ
Это древнейший в истории человечества принцип символической организации пространства.
Цвета
На цвета следует обращать внимание по следующим параметрам: сам цвет и гармоничность цветов в рисунке. Если вы явно чувствуете не сочетаемость цветов, или повышенную контрастность (не оправданную композицией, и общим стилем), то есть смысл уделить ребенку повышенное внимание – скорее всего ребенок переживает эмоциональную бурю.Желтый: оптимистичный энергичный цвет творчества. Говорит о способности ребенка не только творить, в самом широком смысле этого слова, но и о способности к этому.Зеленый: цвет жизни, роста, настойчивости, даже в некотором смысле упрямства
Одновременно и цвет сердечности – влюбившись, дети рисуют красные сердечки или зеленые росточки-цветочки.Голубой: цвет погружения в себя, фантазий, созидательности. Веет неба и воды – основ основ. Цвет воина, цвет лояльности. Цвет уверенности и стабильности.Фиолетовый: цвет двойственности, смятения, грязно-фиолетовый – цвет усталости от этой двойственности. Но и цвет Бога (как и белый).Розовый: цвет инфантильности. Покоя. Радужного взгляда на вещи. Хорош до определенного возраста.Черный: сохранение внутренней энергии, готовность к борьбе, агрессия, крайняя степень вовлеченности в собственный внутренний мир.Красный: цвет энергии, жизни, крови. Трактуется в зависимости от контекста. Красный салют это прекрасно, кровь на рисунке – настораживает. Но в любом случае это цвет страсти в том или ином смысле.Серый: цвет упорядоченности, попытки привести мысли в порядок, склонность к сверхлогическому решению любых жизненных задач.Коричневый: цвет печальной уравновешенности (ни в коем случае не идет речь о стволах деревьев, помните про контекст!)
Формы
Все рисунки используют самый, что ни на есть, малый набор базовых форм: треугольник, ромб (квадрат), круг (точка).
Если ваш ребенок рисует треугольники – он или находится в стабильном состоянии, уверенный в себе, или, напротив, настолько нуждается в твердой и понятной опоре, что рисует бесконечно треугольники. Кстати, это относится и ко взрослым.Квадрат, прямоугольник, ромб – традиционный символ поля, земли. Творческой работы. Раздумий. Если внутри «поля» находятся точки – то зерна творчества или активной работы уже посеяны (иногда такие символы рисуют беременные женщины).Круг. Мой любимый символ –символ жизни, самая энергополноценная фигура, идеальная энергетическая форма. Форма зарождения (яйцо) и сохранения.
Построение рисунка
Обратите внимание на то, как построен сам рисунок, как располагаются элементы, относительно друг друга
Если в рисунке много перепутанных линий и нарисован он в минуты душевного непокоя (радость или печаль, но слишком много – уже неважно), то вы своими глазами можете увидеть, какая путаница в голове вашего ребенка. Если же на рисунке всё «расставлено по полочкам», то это говорит само за себя.
Обращайте внимание на то, что делает ваш ребенок – и тогда многие воспитательные вопросы перед вами просто не встанут – ведь вы научитесь понимать своего ребенка, видеть мир его глазами.
Если же на рисунке всё «расставлено по полочкам», то это говорит само за себя.
Обращайте внимание на то, что делает ваш ребенок – и тогда многие воспитательные вопросы перед вами просто не встанут – ведь вы научитесь понимать своего ребенка, видеть мир его глазами.
28.08.11,
Кристина Вязовская
Кто тут главный?
Сначала все «головоногие» на рисунках малыша имеют одинаковые черты, и ребенок сперва рисует, а потом придумывает название тому, что нарисовал. Но к четырем годам рисунок становится более осмысленным, и юный художник разделяет на бумаге себя и маму, себя и окружающий мир. Пока в его творчестве звучат мотивы семьи, самого близкого – физически, эмоционально, духовно – пространства.
И если, рисуя семью, ребенок кого-то упустил, это не случайно: значит, с этим членом у него существует скрытый конфликт. Но бывает и так, что ребенок не хочет рисовать самого себя в окружении родственников – он не нашел своего места в семье, ему кажется, что его не любят. Как ни странно, но вместо родственников на рисунке может появиться придуманный персонаж – герой сказки или животное. Это говорит о трудностях во взаимоотношении, о том, что малыш предпочитает жить среди фантазий.
Самый крупный персонаж рисунка – самый значимый для ребенка в семье. А тот, кто расположен выше всех, самый влиятельный. Расстояние между автопортретом ребенка и членом семьи выражает их взаимоотношения: чем ближе на рисунке, тем ближе в жизни. И соприкосновение персонажей рисунка говорит об их тесной психологической связи в реальности. Поэтому чаще всего юный художник в своих творениях держит маму и папу за руки.
Обратите внимание на персонажа, который обведен, заштрихован или нарисован с сильным нажимом – этот человек внушает ребенку тревогу. А если над всей семьей на рисунке светит солнце – тепло и уют царят в доме, и это самое главное в жизни начинающего художника. А если над всей семьей на рисунке светит солнце – тепло и уют царят в доме, и это самое главное в жизни начинающего художника
А если над всей семьей на рисунке светит солнце – тепло и уют царят в доме, и это самое главное в жизни начинающего художника.
Почему ребенку нравится, ребенок любит черный цвет?
Если вы замечаете, что ваш ребёнок очень сильно заинтересован в чёрном цвете (одежда, игрушки, карандаши и прочие принадлежности, к которым у него есть доступ), то не стоит сразу паниковать – ничего страшного в этом нет.
Причина кроется в том, что вашему сыну или дочери просто приятен этот цвет
Будучи в очень раннем возрасте, дети ещё толком не могут выражать своё отношение к миру, поэтому они цепляются за всё, что может привлечь их внимание. В данном случае, это чёрный цвет
Насколько мы можем судить, даже не будучи художниками, этот цвет очень насыщенный и глубокий
Многим он приятен для глаз. Чёрные вещи сами по себе выделяются на общем фоне нашего мира. Они контрастируют с весёлыми и яркими красками, что делает их ещё чётче. Маленькие дети только познают этот мир со всеми его цветами, хотят различать и то, и это. И даже если они вцепились в такой мрачный, по мнению некоторых, чёрный цвет, это не всегда означает, что они испытывают какие-то негативные эмоции. Да, чаще всего чёрный цвет ассоциируют со стрессом, подавленностью, возможно депрессией. Считается так потому, что этот цвет подавляющий, всепоглощающий. Даже если смешать самые яркие краски вместе, всё равно получится чёрный, это вам скажет любой художник. Восприятие чёрного цвета зависит от внутреннего состояния самого человека. Кто-то, увидев, что его ребёнок с радостным визгом тащит чёрную игрушку и просит купить, придёт в ужас – «Что не так с моим солнышком? Почему чёрный? Это же так мрачно! Нужно срочно бежать к психологу, у нас проблемы! Где же я свернула не туда с воспитанием?».
Со стороны это чаще всего выглядит очень комично. Чёрный – не всегда плохо. Это очень контрастный цвет и дети чаще всего могут замечать именно чёрные вещи на фоне других, переливающихся всеми цветами радуги. Но ведь эти яркие штучки родители подсовывают им каждый день, это успевает надоесть. А тут такое разнообразие – чёрная игрушка/свитер/заколка! Нужно же обязательно это исследовать, это непривычно, это что-то новенькое! Так маленькие дети могут выделять некоторые чёрные предметы из общего «стада», считая их уникальными и непохожими на другие. Из этого следует, что это простой интерес к чему-то новому и неизведанному, что так редко попадается на глаза. Если ваш ребёнок со стороны выглядит абсолютно нормально, но в то же время очень заинтересован в чёрном цвете, не нужно сразу же пытаться найти причину. Есть вероятность, что все родственники и знакомые в один голос будут кричать вам, что с вашим ребёнком определённо что-то не так, он странный, раз выбрал такую жуть. Такой вам совет – а как считаете ВЫ? Присмотритесь – ребенок спокойно играет, хорошо кушает, общается со сверстниками. Ничего подозрительного кроме этого ненавистного цвета. Соответственно, причин для паники нет. Ребёнок просто выбрал то, что ему нравится, возможно, он просто хочет выделиться. Как бы не наседали посторонние люди, не стоит идти у них на поводу. Нужно просто внимательно присмотреться к своему чаду. Чаще всего «советчики» просто наводят шум, потому что ваш ребёнок таким образом отличается от их детей или от них самих в том же возрасте. А это уже непорядок, по их мнению. Но ведь сколько людей, столько и мнений. Не стоит подстраиваться под чужое мнение – в большинстве случаев с вашим ребёнком всё в полном порядке. Он просто так пытается проявить свою индивидуальность и заинтересованность в чём-то, что не похоже на основную массу Даже в таком юном возрасте это чувство уже присутствует
Вы же в таком случае, не должны акцентировать внимание ребенка на этом моменте
«Нравится чёрный цвет? Вот, пожалуйста, выбирай себе вещь этого цвета, я совершенно не против» — вот как вы должны вести себя в этом случае Очень важно прислушиваться к желаниям своего ребёнка. Он это оценивает как уважение к его персоне. И это его увлечение чёрным цветом, возможно, он тоже считает частью себя
И это его увлечение чёрным цветом, возможно, он тоже считает частью себя.
Выбор цвета
Цветовой тест, разработанный доктором Максом Люшером,- это метод диагностики психофизического состояния человека. Он основан на цветовых предпочтениях. По тому, какой цвет выбирает испытуемый в качестве любимого, можно определить уровень его стрессоустойчивости, психическое состояние в этот момент жизни, активность, способность налаживать контакты и даже предпочтения в профессиональной ориентации.
Рисунки ребенка могут многое рассказать о его психоэмоциональном состоянии
Макс Люшер, безусловно, выдающийся психолог, и придуманный им тест сегодня – один из наиболее важных для профессионального тестирования военных, сотрудников полиции и т.д. Но вот применим ли он к детям? Насколько достоверными будут результаты, если по методу доктора Люшера анализировать детский рисунок?
Начнем с того, что дети видят мир несколько иначе. Новорожденный вообще не различает цветов, воспринимает лишь контрастные сочетания – черное — белое, например. От 6 недель до 2 месяцев от роду кроха начинает видеть очертания предметов и свой первый цвет — красный. Постепенно он становится способен воспринимать и другие яркие цвета. К 3 годам малыш прекрасно различает синий, зеленый, желтый, в 3,5 года – черный, серый, коричневый.
Поэтому рисование черной краской до определенной поры не должно настораживать родителей и вызывать у них опасения. А тест Люшера к рисункам малышей практически неприменим. Психологи рекомендуют начинать цветовое тестирование к 8 годам. Ведь окончательное «цветное видение» окружающего мира у ребенка формируется примерно в 8-10 лет.
Почему ребенку нравится рисовать черной краской психология цвета в детских рисунках
Редкий выбор. В коробке с карандашами есть карандаш белого цвета, но вряд ли ребёнок им часто пользуется. Выбор белого цвета свидетельствует об открытости ребёнка, его энергичности, готовности сотрудничать.
А ещё белый цвет может появляться в период каких-либо изменений. Причём это могут быть и такие изменения как смена места жительства, школы, так и такое изменение как взросление ребёнка.
Вот почему такой цвет часто нравится подросткам.
Белую краску выбирают малыши с хорошо развитой эмоциональной сферой. Обычно такие дети любят много размышлять и предпочитают одиночество.
Синий
Если рисунок почти полностью синий, можно говорить о неторопливости вашего чада, любви к порядку и покою.
Цвет уравновешенных и слегка флегматичных детей. Могут долго «въезжать» в дело, но потом делают всё обстоятельно, не спеша. Любят полежать на диване. Ценят общение, друзей может быть немного, но зато самые верные.
Порой дружба, завязавшаяся в детстве, продолжается и в более зрелом возрасте. Если «синий» ребёнок и вступает в конфликт, то потом он будет стараться его разрешить. И товарищу поможет с другом помириться.
Любят порядок, аккуратны.
Коричневый
Если малыш берется за коричневый фломастер, возможно, он пытается избежать реальности, создать для себя ощущение надежности, которой ему недостает.
Коричневый цвет часто выбирается детьми, находящимися в каких-либо кризисных ситуациях, которые могут затрагивать как его самого, так и семью в целом.
Это может быть и болезнь ребёнка, и «болезнь» семьи, в которой ребёнку некомфортно. Часто этот цвет выбирается детьми в ситуации развода родителей или даже потери кого-то из близких.
Цвет усталости, сигнализирующий о необходимости снять стрессовое состояние.
Розовый
Ребенок, который рисует розовой краской, нуждается во внимании и опеке. Это цвет нежности и ранимости, свойственным ребенку.
Красный
Поклонники красной гаммы – энергичные, открытые и общительные дети, которые достигают многих целей. Но если спокойный ребенок резко увлекается красным, возможно, он переживает стресс или агрессию.
Сама нежность, романтика, мечтательность, любовь. Дети, предпочитающие розовый цвет, склонны к непостоянству как в своих увлечениях, так и в отношениях с другими людьми. Наивны в жизни, наивны в своих мечтаниях
Не любят слушать нравоучения, поэтому «внушать» такому малышу что-то важное лучше через игру
Когда рисование чёрным цветом — опасное явление
Бывают ситуации, когда рисование чёрным цветом — не следствие каких-то серьёзных проблем у ребёнка, а вариант нормы.
сочетания цветов в детском рисунке
Арт-терапевты рекомендуют присмотреться родителям к тому, какие группы цветов чаще всего использует малыш в создании картинок.
- Если это нежная пастель, перед вами ребенок спокойный и инфантильный.
- Темные цвета и пастельные оттенки часто нравятся тихим и скромным дошкольникам.
- Положительный настрой ребенка выдает палитра с преобладанием зеленого, голубого, желтого, синего, розового и оранжевого.
Если определенные цвета в детском рисунке преобладают, можно попытаться понять психологическое состояние малыша. Однако судить о психологии ребенка по одному рисунку будет неправильно. Понять внутренний настрой чада можно, только если набор красок повторяется на протяжении двух недель.
Подготовила Катерина Василенкова
Некоторые психологи считают, что при диагностике состояния ребёнка следует учитывать не только преобладание какого-то определённого цвета в рисовании, но и цветовой палитры. Все «грязные» тёмные цвета и их оттенки относятся к «рептильной» палитре. Ребёнок может предпочитать использовать такие цвета при рисовании по следующим причинам:
- если родители его постоянно одевают в одежду такой окраски;
- если он ощущает психологический или физический дискомфорт;
- если он часто болеет.
Доказано, что не только психологическое или физическое состояние человека влияет на его выбор той или иной цветовой палитры. Существует также и обратная связь; когда человек начинает использовать в творчестве, гардеробе, интерьере радостные цвета, его самочувствие улучшается.
Анализируем рисунок семьи
Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации
Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки
Расположение фигур на рисунке
Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.
И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.
Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.
Изображение себя
Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».
Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?
Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.
Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!
Страх и агрессия на детских рисунках
Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.
Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.
Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.
Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.
Интерьер
Неразбавленный черный цвет, кроме редких случаев, не используется при дизайне помещений. Находиться продолжительное время в такой комнате невозможно в связи с тем, что происходит угнетение нервной системы, возникают чувства загнанности в угол, человек становится агрессивным и раздражительным, эмоционально неуравновешенным, появляются отрицательные мысли, негативные эмоции.
Недопустимо применять такой цвет в спальне и в детской комнате, а также на кухне и в гостиной. Исключением может быть ванная и туалет.
Когда возникает желание что-то подчеркнуть, может применяться черный
Однако, для уравновешивания цветового фона важно, чтоб он сочетался с бежевым или белым.
С золотым оттенком — пафосный.
С желтым — экстравагантным и престижным.
У детей какого возраста можно анализировать рисунки
До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» — рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.
Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» — два овала с конечностями-палочками.
В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо — голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.
Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!
Зеленый
Если в рисунках ребенка много зеленого цвета, особенно темно-зеленого оттенка, то вам стоит уделять ему больше внимания. Темно-зеленый цвет, по мнению детских психологов, говорит о недостатке заботы и любви
Внимательно следите за тем, чтобы ребенок не закрылся в себе, играйте с ним, поощряйте его инициативу, проявляйте внимание, пусть он почувствует себя раскрепощённее, станет более открытым к окружающим людям
Если преобладает сине-зеленый оттенок, то следует меньше давить на ребенка, потому что этот оттенок говорит о напряжении, возможно, на нем лежит большая ответственность, от него требуют многого, например успехов в учебе, спортивных достижений, которые ему не даются, может быть, он недавно пережил стресс. Среди взрослых людей, по преимуществу, этот цвет выбирают люди, несущие огромную ответственность и занимающие высокую должность. Детям, предпочитающим сине-зеленый оттенок, необходимо немного свободы действий, чаще хвалите ребенка — пусть он проявит инициативу и интерес. Тогда его рисунки окрасятся в яркие и солнечные оттенки.
Мнение психолога
Каждый детский рисунок, как и его автор, уникальны и неповторимы. «Причесывать» всех детей под одну гребенку нельзя. Взрослые должны понимать, что нет на свете цветов хороших и плохих. Это лишь цвета. Значение имеет совокупность факторов
Чтобы понять, почему малыш рисует то или иное, важно знать, в каком настроении он взял в руки карандаши, о чем он думает в момент создания рисунка, как он себя чувствует
Нередко цветовые тесты пытаются проводить в детских садах «умные» и «образованные» психологи с «многочисленными рекомендациями». Была бы моя воля, такие эксперименты я бы запретила на законодательном уровне. Потому что, каждый, кто изучал возрастную психологию в университете, как дважды два знает, что тестировать дошкольников тем же методом Люшера – неинформативно. И уж тем более делать какие-то негативные выводы на основе черно-белого творчества дошкольника!
Видеоконсультацию психолога о том, почему рисунок рисует черным, смотрите ниже:
Единственная допустимая диагностика по рисунку имеет право на существование при подготовке к школе. Школьный психолог может попросить шестилетнего ребенка нарисовать свою семью, например, или себя самого. И вывод будет делать строго ограниченный – умеет ли малыш рисовать пропорционально, и хорошо ли развита у него рука для последующего письма. И никаких тебе «рисует черным – значит, маньяк!».
Если ребенок рисует маму в черном цвете, себя, кота Ваську и соседку тетю Катю и при этом остается жизнелюбивым и позитивным ребенком, любит маму и кота, не боится соседку, ничего страшного, как мы уже выяснили, нет. Просто так ему больше нравится. Но если у крохи конфликт с кем-то из членов семьи, и изображать черным он начинает именно этого человека, стоит обратиться за консультацией к детскому психологу или арт-терапевту.
Как выяснить, что ребенок имел в виду, создавая черную картину? Да очень просто. Детально расспросите его о сюжете рисунка. Выясните, кто, почему и зачем изображены на ней. Задавайте наводящие вопросы, чтобы чадо смогло более конкретно сформулировать мысли. И если ребенок сумеет рассказать, то по поводу бессознательного выбора черной краски переживать не стоит.
Впрочем, если малыш начал рисовать черным после какого-то стресса, не спешите записывать его в число депрессивных, страдающих людей. Рисунок для ребенка — способ выхода внутренней энергии. Не исключено, что по прошествии нескольких дней гамма изменится на более яркую. Если «темный период» в творчестве затянулся, и появились физические признаки неблагополучия малыша, проконсультируйтесь со специалистами. Они с помощью дополнительных методик смогут выяснить, что произошло и как помочь юному художнику.
Посмотрите видео, в котором психологом высказано одно из мнений по поводу того, почему ребенок может рисовать черным цветом:
4 распространенных мифа
Использование мрачной палитры в рисунке может свидетельствовать о проблемах, а может быть абсолютно нормальным явлением. С черным цветом связано много предубеждений, которые часто не подтверждаются на практике.
Этот цвет мрачный и трагичный
Вовсе нет. Это цвет ночи и покоя, элегантности и изысканности. Его могут обожать люди, стремящиеся обрести индивидуальность, анархисты, бунтующие против устоев общества, а также те, кто стремится к уединению. В живописи черный фон прекрасно подчеркивает яркость остальных оттенков.
Черный цвет в рисунке всегда свидетельствует о проблемах в душе
Нет, часто дети выбирают его как наиболее контрастный по отношению к белому.
Малышу лучше видно этот цвет на листе бумаги, а изображение становится выразительнее.
Лучше убрать черные карандаши или краску совсем
Наоборот, ребенок должен иметь под рукой всю палитру цветов для возможности самовыражения. Насильно навязывать определенные тона тоже не стоит: можно отбить желание рисовать совсем.
Пора бить тревогу, если малыш полюбил черный цвет
Нет ничего необычного в том, что малыш испытал страх, обиделся или расстроился и нарисовал в темных тонах испугавшее его существо. Таким образом он попытался выплеснуть свои чувства. Отнестись к ситуации серьезно и посоветоваться со специалистом желательно, если ребенок выбирает черный цвет для рисования постоянно, в период длительностью от трех месяцев. Это свидетельствует о неблагоприятном психологическом настрое.
Первые изображения: «Встань передо мной, как лист перед травой»
Между 2,5 и 3 годами в детском рисовании совершается революция. Ребенок неожиданно обнаруживает, что его «каляки-маляки» могут быть похожими на что-то, могут что-то значить. Так ребенок открывает для себя знаковую функцию рисования – возможность линий, пятен, точек обозначать собой нечто другое
Несовершенство графический формы не мешает сути дела – теперь ребенок открывает для себя возможность говорить на изобразительном языке обо всем, что для него важно
Первые детские изображения хаотически раскиданы по листу бумаги – ребенок рисует там, где есть свободное место, и поэтому легко поворачивает лист под удобным для себя углом. Для него нет ни верха, ни низа
На этом этапе ребенку важно, что он может нарисовать того, кого хочет. Это похоже для него на магический акт: «Встань передо мной, как лист перед травой». Захотел – нарисовал, вызвал из небытия, заставил быть
Захотел – нарисовал, вызвал из небытия, заставил быть.
Ребенок наслаждается новой способностью населять пространство листа бумаги любыми персонажами, подвластными ему как своему творцу. А интеллектуальная задача, которую ребенок решает, состоит в том, чтобы выделить необходимые и достаточные признаки, нужные для сущностной характеристики персонажа, – чтобы человек отличался от собаки, собака – от мышки или птички. («Человек ходит стоя, а собака – лежа. У человека две ноги, а у собаки много и еще хвост».)