Питание

Режим дня ребенка в детском саду: расписание занятий, сна и питания в садике

Режим дня детей до года

Режим дня новорожденного ребенка разительно отличается от распорядка дня грудничка, потому что маленький человечек большую часть суток спит. Суммарная продолжительность сна новорожденного достигает 20 часов в сутки. В первый месяц жизни ребенка не стоит стремиться к какому-то определенному режиму. Пусть кроха ест и спит, сколько захочет. Новорожденный приспосабливается к окружающему миру и учится отличать день от ночи. Вы можете значительно облегчить ему последнюю задачу, купая и умывая его по расписанию. Кроме того, когда малыш просыпается ночью, чтобы поесть, не включайте яркий свет и разговаривайте в полголоса, таким образом вы даете ребенку понять, что нужно спать. Все дети (не только до года, но и примерно до школьного возраста) любят определенную повторяемость действий. Поэтому, хорошо, если Вы будете в одно и то же время укладывать ребенка спать, гулять с ним и т.д. Повторяемость действий успокаивает малыша, придает ему уверенности, делает мир понятным, безопасным.

В возрасте от 1 до 3 месяцев у грудничков уже начинает прослеживаться какой-то режим. Ребенок спит в среднем 17-18 часов в сутки, из них 11 часов приходится на ночной сон, а остальное – на 4 дневных сна. Каждый период дневного сна длится 
1,5-2 часа. Ситуация с кормлениями тоже начинает потихоньку проясняться: ребенок просит кушать примерно раз в 3 часа, таким образом в день у нас получается 7 кормлений (6 дневных и 1 ночное).

Дети от 3 до 6 месяцев спят немного меньше – 16-17 часов в сутки за счет сокращения продолжительности ночного сна до 10 часов. Интервал между кормлениями увеличивается до 3,5 часов, и ребенок переходит на шестиразовое питание (5 дневных и 1 ночное кормление). Малыш уже может проспать ночью 6-8 часов, не требуя еды. Что касается дневного сна, то тут режим остается прежним. Режим питания малыша с рождения и до 6 месяцев (т.е. пока он находится только на грудном вскармливании), должен быть свободным.

Ребенок в возрасте от 6 до 9 месяцев переходит на трехразовый дневной сон продолжительностью в 1,5-2 часа и может бодрствовать в течение 2,5 часов. Количество кормлений сокращается до 5 раз, а интервал между ними увеличивается до 4 часов. На радость маме ночное кормление заменяется на позднее вечернее, потому что ребенок уже вполне спокойно может проспать без еды 8 часов.

9-12-месячный малыш спит всего 2 раза в день, но продолжительность дневного сна увеличивается до 2,5 часов. Период бодрствования теперь составляет до 3,5 часов. Режим питания остается прежним.

Дети первого года жизни довольно много спят, а самый полезный сон – это сон на свежем воздухе, поэтому не забываем о прогулках, которые являются неотъемлемой частью режима дня ребенка до года. Гулять с грудничком нужно 2 раза в день по 1,5-2 часа, желательно, в одно и то же время, но, конечно же, с учетом погодных условий.

Ребенок с 6 месяцев до года должен получать материнское молоко только по требованию, а обычную пищу (прикорм) – в то же время, когда вся семья завтракает, обедает, ужинает. Так мы сформируем полезную привычку к цикличности, а также одновременно обеспечим и закрепим любовь к семейным трапезам, которые в дальнейшем будут основой для полезного общения всех членов семьи.

Почему следует соблюдать режим?

По мнению врачей, режим в детском саду, который заключается в ежедневном повторении действий в одно и то же время, способствует формированию у детей стабильного психического и физиологического здоровья. Например, одной из главных причин, с которыми врачи связывают появление рахита или скарлатины, является как раз нарушение режима. Сбитый график в свою очередь приводит к отклонениям в протекании обменных процессов в организме и к понижению его устойчивости к инфекциям.

Всем мамам знакома ситуация, когда ребенок не хочет ложиться спать днем. Однако подобный пропуск дневного отдыха может спровоцировать разного рода нервные расстройства. Пока малыш спит, происходит восстановление клеток его головного мозга, улучшается восприятие новой информации. Если кроха не выспался, а его нагрузили уроками или с ним случилось яркое эмоциональное происшествие, все это способно стать причиной развития гиперактивности и разных тиков.

Кроме этого диетологи и специалисты в сфере питания из университета в Чикаго сделали выводы о том, что несоблюдение последовательности действий и их временных рамок в детском саду и дома чревато ожирением. В результате из-за недостатка сна происходит неправильное распределение таких гормонов как грелин и лептин, что повышает аппетит у ребенка.

Единственные специалисты, не являющиеся сторонниками распорядка дня в детсадовском учреждении — психологи. По их мнению, если принуждать и навязывать чужую волю ребенку, это будет только подавлять его индивидуальность.

Однако и с психологической точки зрения можно найти факты в пользу режима. Например, благодаря его соблюдению идет систематизация и приучение малыша к порядку, что помогает ему быстрее адаптироваться в детском садике. Когда ребенок оказывается в новых для себя условиях, то выполняя одни и те же действия по графику, он раскрепощается, так как знает, что после обеда будет сон, за ним занятия, после чего придет кто-то из родственников.

Азбука режима

Правила есть во всех сферах нашей жизни, есть они и в соблюдении режима. Как мы уже сказали выше, есть режим питания дошкольников, физической активности, сна, игр, занятий.

Режим питания. Если речь о правильном питании, то наиболее точно соблюдают режим в дошкольных учреждениях, поэтому стоит ориентироваться именно на организацию питания в детском саду:

Читать так же:  Суши: что это, популярность и польза

  • не менее 4-х раз в день;
  • горячее блюдо не менее 3-х раз в день;
  • по калорийности от суточной потребности: завтрак 25%, обед 40%, полдник 15%, ужин 20%;
  • по суточной норме калорий: 5 лет — 2000 ккал, 6 лет — 2200 ккал, 7 лет — 2400 ккал;
  • по количеству — не следует давать порцию больше, чем ребёнок обычно ест (лучше положить добавку).

В меню ежедневно должны быть мясные и молочные продукты, хлеб, овощи и фрукты.

По времени режим строится так:

  • завтрак в 8-9 часов,
  • обед в 12-13 часов,
  • полдник в 15-16 часов,
  • ужин в 18:30-19:30 часов.

Время приема пищи должно быть одинаковым и в будние, и в выходные дни.

Желательно, чтобы последний приём пищи был за час-полтора до сна.

Режим физической активности и отдыха. Ежедневно ребёнок совершает множество движений, поэтому под физической активностью понимают не только занятия физкультурой, но и активные игры, занятия спортом, передвижение и отдых. И здесь тоже существует режим, обеспечивающий правильное физическое развитие.

  • Пик физической активности должен приходиться на первую половину дня.
  • Недельная физическая нагрузка для детей 5-7 лет составляет 6-8 часов в неделю, согласно СанПиН.
  • Обязательна утренняя гимнастика.
  • Физкультурные занятия в дошкольном учреждении — 3 раза в неделю: дети 5 лет — 25 минут, дети 6-7 лет — 30 минут.
  • Подвижные активные игры на прогулке (при плохой погоде их заменяет полноценный комплекс упражнений в помещении).
  • Физкультминутки между умственными занятиями.
  • Гимнастика после дневного сна.
  • Умеренно активные игры на второй прогулке.

Следует соблюдать умеренную двигательную активность непосредственно перед завтраком, перед умственными занятиями и вечером перед сном.

Режим сна. Правильный режим сна помогает восстановить умственные и физические силы малыша, потраченные на активную часть его дня. От того, как организован сон ребёнка, зависит не только его психоэмоциональное состояние, но и физическое здоровье. Здоровый сон — это сильный иммунитет. А теперь по порядку.

  • Продолжительность сна у дошкольников: 5-6 лет — 12 часов, 7 лет — 10-11 часов. Но многое индивидуально — в зависимости от темперамента и нагрузок необходимое время на сон может увеличиваться.
  • Утреннее пробуждение должно происходить в 7:00-8:00, оно зависит от биоритмов и семейных привычек, но не стоит будить позже.
  • Дневной сон у детей 5-6 лет длится 1-1,5 часа. В 7 лет малыш может отказываться от сна, однако активные детки нуждаются во сне продолжительностью около 1 часа.
  • Вечернее укладывание зависит от наличия дополнительных физических или эмоциональных нагрузок. Рекомендуется детям в 5-6 лет ложиться спать в 20:30 — 21:00. В 7 лет возможно сдвинуть время засыпания на полчаса.

Режим занятий (умственной деятельности). И детсадовцы, и дети, которые не посещают детский сад, в предшкольном возрасте не обделены развивающими занятиями. Но как и любая другая деятельность, время проведения и количество занятий необходимо правильно распределить и систематизировать. Иными словами, домашний режим не должен сильно отличаться от режима дошкольных учреждений. Организация занятий в общем режиме дня выглядит следующим образом:

В утреннее время после завтрака — два-три разнонаправленных занятий. Длительность занятий в соответствии с возрастом: 4-5 лет — 20-25 минут на один вид; 6-7 лет — 30-35 минут.

Если прогулка отменяется, то можно добавить ещё одно творческое занятие или развивающую игру.

Режим питания в саду

Перед работниками детского сада, которые отвечают за график питания, стоит следующая задача: приготовление еды, заблаговременная расстановка тарелок с горячими блюдами, чтобы они остывали, после чего подача без задержек второго и третьего.

Время Прием пищи Возможные блюда в меню
8:30 Завтрак Горячее блюдо (каша/ запеканка или другое блюдо из творога/ блюдо из яиц), бутерброд и напиток
10:00 Второй завтрак Напиток (сок или компот) с фруктами или без них
12:00 Обед Первое блюдо (суп/ борщ), второе (гарнир плюс мясное или рыбное блюдо), закуска (салат/ овощи), напиток (кисель или компот)
15:00 Полдник Напиток (молоко/ кефир/ чай/ сок) и кондитерское изделие
18:00 Ужин Блюда из мяса, рыбы, овощей, творога, салаты и горячие напитки

Еда в садике восполняет нехватку витаминов и минералов, ее энергетическая ценность точно рассчитана

Нюансы процесса

Каждый вид деятельности (игры, еда, прогулки, обучение) должен проводиться с соблюдением некоторых нюансов. С их помощью можно сделать ребёнка более энергичным и жизнерадостным.

Правила питания

Для того чтобы ребёнок рос здоровым и получал все необходимые витамины, ему нужно обеспечить правильное и сбалансированное питание. Оптимальным вариантом станет равномерное распределение пищи на весь период бодрствования. Врачи рекомендуют соблюдать такую периодичность:

  1. Дети до 3 лет. В этом возрасте достаточно обеспечить четырёхразовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин).
  2. От 3 до 5 лет. Малышам, относящимся к этой возрастной категории, рекомендуется также принимать пищу 4 раза в сутки. При этом в перерывах между трапезами разрешаются лёгкие перекусы (фрукты, мороженое, конфеты, десерты).
  3. От 5 лет до поступления в школу. Детям в этом возрасте следует обеспечить пятиразовое питание, так как им нужно больше энергии для обучения и подготовки к школе.

Не менее важно правильно подбирать продукты для ежедневного рациона. Из общего списка следует исключить все вредные ингредиенты, которые могут негативно повлиять на работу пищеварительной системы

Основные моменты, которые следует учитывать при выборе продуктов:

Повседневный рацион обязательно должен включать в себя следующие ингредиенты: сливочное масло, молоко, тушёное или приготовленное на пару мясо, каши (рисовую, гречневую, овсяную), картофель, хлеб, а также свежие овощи и фрукты.
Примерно 2 или 3 раза в неделю нужно баловать своего ребёнка тушёными рыбными блюдами, творогом, твёрдым сыром и яйцами.
Меню дошкольника должно постоянно меняться

При этом важно, чтобы употребляемые продукты повторялись как можно реже.
Мясо необходимо комбинировать с крупами или овощами.
Перед приёмом пищи рекомендуется давать ребёнку небольшую порцию салата. С помощью этого блюда будет стимулироваться выделение желудочного сока, которое положительно повлияет на аппетит.
Сладкие и сочные фрукты лучше всего есть вечером.

Читать так же:  Питание кормящей мамы – мнение доктора Комаровского

Организация сна

Для того чтобы малыш полноценно отдохнул, необходимо обеспечить ему соответствующие условия. Оптимальная продолжительность сна зависит от возраста и индивидуальных особенностей организма. Детям младше 5 лет рекомендуется отдыхать не менее 12 часов в день (9 часов ночью и 3 — днём). Более старшим мальчикам и девочкам следует спать на 1 час меньше.

Чтобы ребёнок быстро заснул, рекомендуется за 1—2 часа до отдыха избегать занятий, которые возбуждают нервную систему. К ним относятся:

  • шумные игры;
  • сидение за компьютером;
  • просмотр телевизора.

Очень часто дошкольники отказываются от дневного сна. Заменить его можно какими-либо малоактивными действиями (чтением, пассивными играми, лежанием на кровати). Недостаток сна приводит к ухудшению настроения, здоровья и способности обучаться.

Прогулка и физическая активность

Для укрепления здоровья необходимо включать регулярные прогулки на свежем воздухе и подвижные игры в режим дня дошкольника. Врачи рекомендуют гулять регулярно, кроме дождливых и очень холодных дней.

Ежедневные прогулки помогут улучшить:

  • скорость обмена веществ;
  • работу сердечно-сосудистой системы;
  • устойчивость к различным заболеваниям;
  • состояние органов дыхания.

Полезным будет для малыша сочетание свежего воздуха и физической активности. Допускается выполнение любых действий, которые помогут укрепить здоровье и иммунитет. Лучше всего заниматься:

  • беговой разминкой;
  • спортивными играми (футболом, баскетболом, бадминтоном);
  • упражнениями, направленными на укрепление мышечной системы (подтягиваниями на турнике, отжиманиями);
  • развлекательными играми.

Учим учиться

Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот обучение для них является чем-то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным. В коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей работой. А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?

Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не будет.

Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?

  • Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учите его, чтобы научить, а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
  • Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
  • Не сравнивайте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
  • Нельзя покупать старания дошкольника какими-то благами, как и заставлять учиться в качестве наказания за провинность.
  • Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и советчики.
  • Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его успехами и веру в его силы.
  • Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
  • Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их количеству в день и продолжительности.
  • Разнообразьте уроки веселыми физкульт-перерывами, чтобы малыш не засиживался и не утомлялся.

Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению

Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь. Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным

Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным.

Оформление информации о режиме дня для родителей

Чтобы режим дня был детям в радость, приносил пользу растущему организму, он должен поддерживаться и дома. Воспитателям нужно вести непрерывную разъяснительную работу с родителями, пропагандировать здоровый образ жизни и следование распорядку дня, пусть не точно такому, как в детском саду, но с соблюдением основных моментов (время сна, приёма пищи, прогулок).

Большим подспорьем в этом станут различные наглядные пособия для родителей, которые размещают в раздевальной комнате для всеобщего ознакомления. Это могут быть как агитационные плакаты, призывающие делать гимнастику, проводить больше времени на свежем воздухе, играть в спортивные игры с малышами, так и разного вида источники полезной информации:

  • Распорядок дня группы (с указанием временных рамок каждого режимного процесса).
  • Меню на день, его вывешивают с утра с указанием граммов всех блюд, полагающихся ребёнку в его возрасте. Если в детском саду нет ужина, а только полдник, в меню вносится рекомендованный ужин, по которому родители могут скорректировать приготовление блюд для вечернего кормления ребёнка.
  • Расписание занятий на неделю (общий график).
  • Содержание образовательной деятельности на день (занятия с темами в первой и второй половине дня).
  • Рекомендации педагогов, медиков о том, как правильно выполнять режимные моменты и закаливающие процедуры, одевать детей в разное время года, какие блюда полезны, а какие запрещены детям, как организовать активный досуг дошкольников дома в выходные и т. п.

Оформление информационных уголков должно быть красочным, эстетически привлекательным, а рекомендации — понятными и выполнимыми, научно обоснованными, грамотно написанными.

Зачем нужен распорядок?:

Оптимальный режим – важное условие для сохранения здоровья малыша, основа его жизни. Его особенности будут отличаться по мере взросления крохи. Важно сделать так, чтобы режим дня, предусмотренный в детском саду, совпадал с домашним, поскольку в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья.

Читать так же:  ТОП-5 самых эффективных диет

Важно сделать так, чтобы режим дня, предусмотренный в детском саду, совпадал с домашним, поскольку в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья.

Режим дня нужен ребенку для организации его жизнедеятельности и переключения с одного вида деятельности на другой.
Распорядок дня состоит из таких видов деятельности:

Период отдыха и сна;
Прием пищи;
Прогулка;
Занятия и обучение.

Проведение перечисленных мероприятий систематически в одинаковое время положительно сказывается на состоянии здоровья малышей. Поэтому педиатры настоятельно советуют взрослым сделать все возможное для соблюдения режима своими детьми

Режим дня важно соблюдать как детям, которые посещают дошкольное учреждение, так и домашним крохам.
Правильная организация режима играет огромную роль в предупреждении заболеваний.

Детей важно приучать к выполнению правил распорядка дня с наиболее раннего возраста. Тогда у них легко формируются привычки к организованности, дисциплине, порядку, правильному отдыху. Стремитесь к тому, чтобы придерживаться режима ежедневно.
Малыши до 5-6 лет крайне быстро адаптируются к установленному распорядку и нормально реагируют на него

Чем младше кроха, тем комфортнее ему в условиях правильного режима. Малыши, которые живут по строгому распорядку растут более уравновешенными, уверенными в себе, поскольку любая неожиданность не приводит их к стрессовым состояниям.

Стремитесь к тому, чтобы придерживаться режима ежедневно.
Малыши до 5-6 лет крайне быстро адаптируются к установленному распорядку и нормально реагируют на него. Чем младше кроха, тем комфортнее ему в условиях правильного режима. Малыши, которые живут по строгому распорядку растут более уравновешенными, уверенными в себе, поскольку любая неожиданность не приводит их к стрессовым состояниям.

Режим ребенка зависит от родителей:

Живите по времени, не отступайте от режима без крайней необходимости. Ребенок может перевозбудиться и пропустит утренний или послеобеденный сон. Хорошо настроиться на сон помогает постоянный ритуал: переодевание в пижаму, высаживание на горшок, любимая игрушка на подушке, колыбельная песня, или сказка. Когда ребенок проснулся, постарайтесь, чтобы он не валялся и не играл в постели. Иногда, особенно в выходные, родители спят дольше обычного и график ребенка из-за этого ломается. Это неправильно

Надо принять важное правило: вся семья живет по графику, а не только малыш. В таком случае включается в работу принудительная синхронизация – биоритмы ребенка подстраиваются под график жизни взрослых членов семьи. И в самом деле, жить в одном биоритме и означает быть семьей

Разумеется, маме нет необходимости спать днем по два раза, но питаться можно в одном время с малышом

И в самом деле, жить в одном биоритме и означает быть семьей. Разумеется, маме нет необходимости спать днем по два раза, но питаться можно в одном время с малышом.

Когда малыш вырастает до полутора лет, его режим дня меняется. Дневной сон становится одноразовым. Это непростой период и организм ребенка должен перестроиться. Но эти трудности временные, ребенок сам выберет способ, при помощи которого ему будет легче засыпать, родители должны только внимательно наблюдать за ним.

Стоит обратить внимание на то, чтобы обстановка вокруг была привычной, укладывать ребенка надо приблизительно в одно и то же время, не стоит отходить от обычного ритуала подготовки ко сну. Наберитесь терпения, так как до трех лет малышу требуется час для того, чтобы заснуть. После года питание ребенка уже сформировано и выработались определенные привычки

Оно четырехразовое – полноценный завтрак, обед, полдник, ужин. Часы приема пищи строго  фиксированные. Это помогает воспитать в детях пунктуальность. Кроме того, прием пищи по часам благотворно влияет на пищеварение и служит профилактикой заболеваний пищевого тракта, например, гастрита или дискинезии желчных протоков. Кстати, эти заболевания нередко встречаются даже у дошкольников

После года питание ребенка уже сформировано и выработались определенные привычки. Оно четырехразовое – полноценный завтрак, обед, полдник, ужин. Часы приема пищи строго  фиксированные. Это помогает воспитать в детях пунктуальность. Кроме того, прием пищи по часам благотворно влияет на пищеварение и служит профилактикой заболеваний пищевого тракта, например, гастрита или дискинезии желчных протоков. Кстати, эти заболевания нередко встречаются даже у дошкольников.

Родителям стоит внимательно следить, чтобы в перерывах между едой ребенок не «перебил» аппетит сладостями, или сухариками. А вот фрукты, соки, ягоды должны быть в зоне постоянного доступа, чтобы малыш сам мог съесть, например, яблоко, когда захочет. Еще одним важным моментом является высадка на горшок. Обычно эта процедура происходит до сна и после сна, после еды. Не стоит тянуть с приучением к горшку, особенно, если родители планируют водить ребенка в детский сад.

Даже кроха может делать зарядку. После сна надо сделать с ребенком несколько простых движений. Движения ручками вверх-вниз (машем крылышками), прыжки, наклоны за игрушкой, которые ребенок выполнит сразу после сна, помогут ему окончательно проснуться и вернуться к обычному жизненному ритму. Зарядка длится обычно до двух минут и должна быть игрой.

Зачем нам режим?

В ситуации, когда режима нет, у ребенка могут возникнуть:

  • гиперактивность
  • гипервозбудимость
  • ухудшение памяти
  • снижение работоспособности
  • быстрая утомляемость
  • частые респираторные заболевания

Отчего это происходит? Режим дня для малыша – это не только удобство для родителя или взрослая прихоть, побуждающая приучить ребёнка к строгому распорядку дня. Привычный режим закрепляет формирование биоритмов и условных рефлексов, подготавливая организм к выполнению привычных функций, таких как сон, принятие пищи, мыслительная деятельность, отдых.

Кроме того, соблюдение режима положительно влияет на физическое здоровье, так как режим укрепляет иммунитет. В дошкольных учреждениях распорядок дня соблюдается неукоснительно. Но приводя дошкольника домой, родители не всегда придерживаются режима, в потоке вечерних забот забывая вовремя уложить малыша спать, что приводит к недосыпанию и, следовательно, проблемам с утренним пробуждением.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button