Так ли ленивы дети: что скрывается за детской ленью?

Что такое лень

Толковый словарь В.И. Даля определяет лень как «отвращение от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности и тунеядству». Учёный явно не питал любви к лени и считал её пороком. 

Биологи дают более нейтральное определение, называя лень чрезмерной реализацией принципа сохранения жизненной энергии. А историки-антропологи считают лень одной из причин научно-технического прогресса. 

С точки зрения психологии, лень — это лишь симптом, а мотивы нежелания действовать лежат глубже. Лень даже подразделяют на несколько видов в зависимости от причины возникновения: недостатка мотивации, психофизиологических особенностей человека, банальной усталости.  

Ленивый ребенок: что будет потом?

Лень станет выученной моделью поведения, если не попытаться скорректировать привычки ребенка. Все негативные установки он перенесет во взрослую жизнь. Если детская лень никак не пресекается родителями, значит и потом ребенок вряд ли станет сильно «напрягаться». И это будет проявляться во всем — в достижении поставленных задач, карьерном росте, построении отношений с людьми.

Труд необходим для полноценного психического и физического развития. Отсутствие у ребенка потребности в деятельности нередко приводит к деградации личности. Психологи обозначают следующие негативные последствия детской лени:

  • плохая успеваемость в школе и ВУЗе;

  • пассивность во всех сферах жизни;

  • плохая физическая форма вследствие пассивного образа жизни;

  • нежелание и неумение достигать поставленных целей;

  • прокрастинация (откладывание дел на потом);

  • преследующее чувство вины из-за вовремя не выполненных дел;

  • отсутствие ярких эмоций в жизни.

Как бороться с детской ленью?

Если ваш ребенок ленится, стоит задуматься о том, как исправить ситуацию.

Не забывайте, что дети впитывают все то, что делают и говорят родители, поэтому в первую очередь присмотритесь к собственному поведению. Если вы вместо приготовления ужина заказываете пиццу на дом, оставляете на ночь грязную посуду в раковине, вечернюю прогулку заменяете на «просиживание» за компьютером или на просмотр телевизора, а вместо утренней зарядки нежитесь в постели лишние двадцать минут — ребенок просто берет с вас пример! Вам нужно изменить собственное поведение, чтобы малыш равнялся на вас.
Поощряйте самостоятельность ребенка и помните, что чрезмерная опека лишь вредит ему. Ничего страшного не случится, если малыш подметет пол не так чисто, как это сделали бы вы, или же разобьет одну чашку из сервиза, пока расставляет их в серванте. Это не беда и не трагедия!
Не наказывайте принудительным трудом («За непослушание сегодня будешь мыть посуду!», «Раз не сделал уроки — иди убирайся в комнате!»). Подобные взыскания вызовут в ребенке отвращение к любой работе и абсолютное нежелание трудиться. А нежелание трудиться, в свою очередь, породит лень.
Почаще давайте ребенку мелкие поручения, только делайте это не приказным тоном, а в форме просьбы. Так малыш почувствует, что вы доверяете ему — это повысит его самооценку. Не ругайтесь, если у него что-то не получается с первого раза, лучше спокойным и доброжелательным тоном объясните, как можно все исправить.
Составьте расписание домашних дел для всех членов семьи и научите ребенка его придерживаться, закрепите за ним несколько посильных занятий. Но не забывайте следовать расписанию и сами! В противном случае, наблюдая за вами, малыш однажды заявит, что не хочет сегодня убирать игрушки и сделает это завтра, потому что устал.
Следите за режимом ребенка

Помните, что помимо домашних заданий и выполнения поручений по дому, он должен гулять, играть и полноценно отдыхать (однако обращайте внимание, чтобы ребенок не злоупотреблял такими «ленивым» досугом, как просмотр телевизора и времяпрепровождение за компьютером). Если режим сна, отдыха и работы ребенка постоянно меняется, то сбиваются и его биоритмы, а это провоцирует проблемы со здоровьем и появление плохого настроения.
Всегда поощряйте стремление ребенка помочь вам

Помните, что лень развивается именно тогда, когда вы запрещаете ему что-то делать. Выполняйте домашние дела вместе с ребенком, придумывайте игровую форму для обычных дел и не забывайте всегда хвалить его за помощь.

Виктория Котлярова

Воспитание: Что вам ближе?

Вы родитель-диктатор или мягкий, всё дозволяющий, воспитатель? Вам кажется, что методы воспитания дают прекрасные плоды, а отношения с ребeнком близки к совершенству? Ответив на вопросы теста, вы узнаете, какие методы воспитания вам ближе.
Пройти тест

Советы родителям

Процесс обучения ленивого ребенка труду не должен выглядеть как принуждение к чему-то необходимому, но не очень приятному

Начало этому важному делу может быть положено через игры и поощрения малыша за каждый его успех

Поручая ребёнку то или иное дело, важно учитывать его физические возможности, наклонности или предпочтения. Если малышу нравится мыть посуду или подметать пол, то не стоит его отговаривать или отмахиваться от него

Лучше подсказать ему, как это правильно делать и со временем он сможет оказывать существенную помощь в быту.

Любой процесс обучения не гарантирует моментальных «дивидендов». Малыш, воспринимающий помощь по дому, как игру, будет постепенно привыкать к порядку. Любовь и навыки к труду сумеют привить только любящие и терпеливые родители. Наградой за это им будет успешная адаптация ребёнка в социуме.

Воспитание детей Психология Семья

Кому нужна лень?

Вообще, начиная «бороться с ленью» (неважно, со своей или с чужой), необходимо определить, какова ее природа. Но не только

Имеет смысл определится с тем, чьей проблемой в конкретном случае является лень — вашей или ваших близких? Кому она мешает, кому стоит озаботиться тем, чтобы ее устранить?1. Жалобы на свою собственную лень — первый признак «трудоголика», нуждающегося в отдыхе. Человека, с головой уходящего в работу, для которого практически не существует выходных, убедить в том, что ему требуется отдых, очень сложно. Почему? Потому что такой человек, как правило, сублимирует – перенаправляет – свою энергию именно на решение рабочих задач, чтобы не заниматься, например, решением проблем в личной жизни. И, тем не менее, отдых нужен и ему. Для него подойдет такой аргумент: работа после уик-энда пойдет лучше и вдвое эффективнее! Поэтому необходимо разрешить себе «полениться» — поспать, почитать и т.п.
В отличие от взрослых, детям не свойственен трудоголизм. Жалуясь, что им лень что-то делать, они показывают, что давление со стороны родителей или учителей, уже перешло допустимые границы. И следующим этапом, если прессинг продолжиться, может оказаться болезнь. Как единственный «законный» способ не выполнять чужих поручений.2. Жалобы на детскую лень — одни из самых частых, с которыми обеспокоенные родители обращаются за консультацией к детским психиатрам и психологам. Юные члены семьи, в свою очередь, заявляют, что старшие к ним излишне придираются. Так кто же из них прав?
Очень часто родители, предъявляющие сыну или дочери претензии по поводу лени, не обращают внимания на то, что ребёнок, не интересующийся, скажем, учёбой, всеми способами увиливающий от уроков, просто не имеет собственной мотивации к этому достаточно трудоёмкому делу. Он искренне не понимает, зачем ему-то самому это нужно. Согласитесь, простого желания угодить родителям явно недостаточно. Особенно если требования старших завышены и не соответствуют его возможностям, способностям, да вдобавок вместо похвал и понимания его всё время ругают родители и педагоги.
В этой ситуации ярлык «лентяя» становится для ребенка весьма привлекательным. Может быть, хотя бы с этим «титулом» его оставят в покое, ведь всё равно окружающие им недовольны. Что же можно сделать в этой ситуации? Стоит ли потакать детской лени? Или необходимо настойчиво доказывать, требовать, чтобы подросток, наконец, «взялся за ум»?
Решение проблемы в том, ребенок сам понял, что именно он делает и для чего ему это нужно. Поищите тот смысл, ради которого он будет стремиться в школу. Вполне возможно, что это будет только общение со сверстниками. Но и ради этого он может захотеть ходить в школу. Как только ребёнок начнет заниматься тем, что ему интересно, что для него важно и ценно, лень исчезнет, появятся силы, улучшатся оценки.

Почему ребенок ленится, основные причины

Прежде, чем пытаться отучать ребенка ленится, нужно понять причину, почему он ленится, что толкает его на это?

Правильно здесь будет начать бороться с начальными причинами детской лени, чем заставлять ребенка, что-то делать из-под палки. Угрозы, наказания, нотации, крики, матерные слова — все это не правильно, я думаю что Вы сами это знаете.

Я согласен заставить ребенка таким способом, что-либо сделать можно, но здесь нужно не это. Чтоб ребенок сам захотел например: Убрать игрушки — нужна мотивация!

Помните, что лень — это своего рода защита, человеческой психики. Поэтому, перед тем, как начать бороться с детской ленью подумайте может Вы хотите от своего ребенка большего, чем он на самом деле может.

Как бороться с ленью ребенка?

Бывает и такое, что родители с ребенком занимаются мало, т.е. малыш развивается, но не совсем полноценно, поэтому у него что-то не получается и он просто перестает стараться. А родители считают, что он ленится и начинают на него ругаться.

Если говорить о ребенке школьного возраста (начальных классов), то психологи утверждают, что их не нужно сильно перегружать. Что это значит?

Приведу пример:

Большинство родителей хотят от детей не исполнимого, чтоб и в секцию бокса ходил, и в музыкалку, и еще чтоб уроки успевал делать.

Стоп! Так нельзя, пусть у него будет больше свободного времени!

Чем младше ребенок, тем больше у него пере утомляемость, а это может привести к срыву, а срыв — это и есть равнодушие, а по другому лень.

Также не стоит приучать ребенка к оценочной системе. Что это значит?

Приведу пример:

Мама просит ребенка, что-либо сделать, а он получает за это какое-нибудь вознаграждение (конфеты, деньги и т. д.). В дальнейшем же ребенок не понимает, а зачем что-то делать если за это ничего не будет. Сначала родители приучили малыша ожидать «оценки» за каждое действие, которое требует очень маленьких усилий и не является развлечением, а потом страдают.

Лень от родителей!

В большинстве случаев ребенок берет пример от самих родителей. Если мама и папа все время проводят лежа на диване, т.е. примера трудолюбия ребенку никто не показывает, то откуда оно возьмется?

Бывает наоборот, родители много трудятся, повторяют, что нужно трудиться, а ребенок все равно лениться. Почему?

Да, потому, что родители преподносят ребенку, что труд — это что-то неприятное, но все равно ежедневно ими преодолеваемое.

Приведу пример:

Отец говорит своему ребенку, что вот я тоже не хочу ходить на работу, чтоб зарабатывать деньги, я хочу чтоб они сами появлялись, но я же все таки иду. Поэтому и ты иди убери в своей комнате или вымой посуду. Какие выводы у ребенка? Ребенок начинает понимать, что труд и учеба тяжелы, поэтому ему ничего не хочется, кроме как развлекаться.

Ищите с ребенком компромисс, предлагайте ему делать выбор, что ты сегодня будешь делать? Убираться в комнате? Или мыть посуду? Иногда это тоже помогает!

Заключение

1

Родителям важно понять почему ребенок ленится!. 2

У ребенка должно быть достаточно свободного времени, поэтому перестройте его график. Чем младше ребенок, тем больше времени на игры и развлечения

2. У ребенка должно быть достаточно свободного времени, поэтому перестройте его график. Чем младше ребенок, тем больше времени на игры и развлечения.

3. Мотивация — ваш верный помощник. Подумайте как можно заинтересовать ребенка, «кнут и пряник» здесь не подойдет.

4. Когда Вы пытаетесь отучить ребенка лениться, Вы сами должны позитивнее относится к своим делам и обязанностям.

5. Ищите с ребенком компромиссы.

И в заключении, хочу сделать для вас небольшой подарок, это моя бесплатная книга по детской психологии, забрать вы сможете ее здесь.

На этом данную статью буду заканчивать. Здоровья вам и вашим детям!

Дети не могут быть ленивыми

Ребёнок по определению не может быть ленивым. Энергия, которая живёт им в первые годы жизни, огромна и всегда имеет импульс наружу. Ребёнку всегда будет интересно всё, особенно новое, то, с чем он никогда не сталкивался.

Энергия в нас исчезает постепенно, с возрастом. И если в зрелости нам уже мало чего хочется — это никак не передаётся новому поколению по генам.

То, что мы называем ленью в детях, совершенно не лень. Нам кажется, что если он не делает то, что должен делать — например, учить уроки, помогать по дому, ходить на кружки, то он ленив. А что на самом деле?

Что это, если не лень?

Есть всего три основных причины, по которым дети становятся «ленивыми».

Самая частая и банальная — ребёнку предлагают не то направление, которое ему подходит. Его темпераменту и, главное, его векторальному набору. Например, ребёнку с кожным вектором предложили заняться очень тщательным трудом, который требует усидчивости и даже упёртости. Или ребёнку со зрительным вектором не дали ничего красивого. Или ребёнку с анальным вектором предложили быструю игру, в которой он не успевает. А ребёнку со звуком не ответили на вопрос — «а зачем это надо?».

Другая причина как бы детской лени появляется тогда, когда ребёнка не вовлекли в занятие, не смогли правильно расставить акценты, не дали прочувствовать удовольствие от своих достижений. Ведь на самом деле всё, что мы требуем от ребёнка, предполагает развитие, а значит, усилие. Почти ничего не получается с первого раза, и надо научиться работать, трудиться. А ведь это тоже происходит очень по-разному и зависит от векторов. 

Рекомендации простые: ребёнка с анальным вектором надо уметь правильно похвалить, подметить его старательность, но ни в коем случае не перехвалить. Ребёнка с кожным вектором надо приучить к честному соперничеству — уметь принимать проигрыши, уметь после них подниматься и продолжать взлёты

Ребёнку со зрительным вектором важно показать, что красота есть во всем и прежде всего она внутренняя, не только внешняя. Звуковичку надо обязательно дать осмысленность в том, что предлагается делать

И третья причина — это потеря ребёнком чувства защищённости и безопасности от родителей. Когда мама и папа ругаются за стенкой, когда мама плачет, а папа убегает пить пиво (или наоборот, сейчас уже и так бывает), когда мама всё время на работе, или наоборот, сидит дома и унывает от однообразной домашней работы, которая не даёт развития, то не очень-то ребёнок может и хочет заниматься балетом или рисованием, учить математику или следовать чистоте. 

Конечно, единицы великих делали именно так — достигали большого через тернии к звёздам, будучи детьми из неблагополучных семей, но это единичные истории. Современный ребёнок слишком уязвим, у него очень тонкая душевная организация, поэтому необходимо обеспечить ему максимальный душевный комфорт и только после — ожидать трудолюбия.

Ситуацию можно изменить

Если вы хотите помочь ребёнку вырасти счастливым, преодолейте его «лень» вместе с ним

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана даёт очень точные знания о векторах детей, а значит, даёт ключ к будущему пока ещё маленького, но такого важного через несколько лет взрослого человека!. https://www.youtube.com/embed/VJixPlQ5n-M

Сыновья стали выполнять домашние дела 

Синдром дефицита внимания, нарушения аутистического спектра, задержка психического развития – сняты

На бесплатные занятия Юрия Бурлана регистрируйтесь здесь!

Автор Виктория РомановаКорректор Наталья Коновалова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Причины детской лени

Ленивых от природы детей не бывает. Судите сами: каждый ребенок в 2-4 года неустанно повторяет фразу «я сам» и сердится, когда ему не разрешают сделать что-либо самостоятельно. Он активно познает мир, хочет помогать маме и участвовать в организации семейного быта.

Лень — приобретенная модель поведения. И чаще всего это огрехи в воспитании со стороны родителей. Лень начинает проявлять себя, когда ребенку исполняется 5-6 лет. Малыш может устраивать настоящие истерики, когда его просят убрать игрушки, заправить постель или аккуратно сложить одежду. Сначала родителям посредством уговоров удается побуждать малыша к действию. Но по мере взросления ребенка будет все сложнее заставлять его что-то делать.

Почему же дети становятся ленивыми? Недостаток трудолюбия и постоянное стремление к безделью вызывают как психологические, так и физиологические причины.

Иногда сами взрослые приучают малышей лениться, ограничивая их самостоятельность и любые порывы как-то помочь. Родители, постоянно повторяя «что ты копаешься, давай я тебе помогу», начинают все делать за ребенка. Конечно, взрослый человек гораздо быстрее и аккуратнее застелит постель и завяжет шнурки. И дожидаться пока малыш сделает это сам, да еще и плохо, совсем не хочется. Но у ребенка из-за такой «заботы» вырабатывается вредная привычки: ожидание, что за него все сделают другие.

У ребенка горят глаза и все отлично получается, когда он берется за любимое дело. Но уборка по дому, уроки и прогулка с собакой — это неинтересная рутина. Особенно, если сами родители превращают домашние хлопоты в нудную обязанность, «из-под палки» заставляя малыша что-то делать. Естественно, ребенок всячески сопротивляется и на все просьбы отвечает «не хочу». В результате цветы не политы, уроки сделаны кое-как, а грязная посуда так и остается в раковине.

Порой дети просто не понимают, зачем необходимо выполнять то или иное действие. У ребенка 5-7 лет «своя» логика. Зачем с утра заправлять кровать, если вечером снова ложиться спать? Впрочем у подростков так же. Зачем учить математику, если предстоит поступать на юридический факультет?

Ребенок отлынивает от выполнения тех или иных задач, когда родители просто требуют от него что-то, но никак не объясняют, почему это важно

В ряде случаев за нежеланием ребенка что-то делать скрывается не истинная лень, а страх поражения и низкая самооценка. Когда малыш не уверен в себе, он с трудом берется за что-то новое, заранее настраивая себя на поражение. Он рассуждает так: «зачем вообще что-то делать, если все равно у меня ничего не выйдет». Отсюда и полная пассивность. А родители сразу удостаивают ребенка звания «лентяй».

Иногда ленью ошибочно называют ярко выраженные особенности темперамента ребенка. Малыш от природы может быть медлителен и неактивен, а родители считают, что он отлынивает от работы по дому. Но ребенку просто нужно время на «раскачку», чтобы взяться за выполнение той или иной задачи.

При насыщенном дневном распорядке лень может появляться из-за элементарной усталости. Школа, кружки, спортивные секции — в плотном графике, «навязанном» родителями, у ребенка не остается времени на игры и отдых. Физическая и психологическая усталость перетекает в нежелание действовать.

Причины детской лени

Раздражающий и вызывающий недовольство родителей фактор – детская лень – имеет вполне объяснимые причины. Чтобы понять, почему ребенок ленивый и у него отсутствуют наклонности к физическому труду, следует внимательно проследить и проанализировать поведение малыша.

Отсутствие мотивации

Ребёнок, который на протяжении длительного времени с удовольствием занимается любимым занятием, отказывается воспринимать просьбы о помощи или участии в домашней работе.

Психологические особенности характера

На этот фактор влияет темперамент малыша. Спокойного и медлительного маленького флегматика запросто можно принять за ленивого ребенка. А он, в силу своих особенностей просто медленно переключается с одного занятия на другое. Бесполезно предъявлять претензии и к детям-холерикам. Они могут бурно выражать своё несогласие, так как предпочитают заниматься только тем, что им интересно. Просто к таким детям нужен особый подход.

Неспособность оценить собственные силы

Неуверенность в себе внутренне сковывает и порождает страх перед чем-то новым. Такие дети обычно психологически зависимы от своих родителей, не способны на самостоятельные шаги и проявление инициативы.

Обычная усталость

Ребёнок, из которого родители стараются воспитать всесторонне развитую личность, может испытывать физическое переутомление. Поэтому родителям не стоит записывать одновременно во все кружки (вокальные, танцевальные, спортивные) сразу. Любые нагрузки должны быть соразмерны физическому и психологическому состоянию малыша.

Излишний контроль со стороны родителей

Чрезмерная любовь к крохе вызывает у родителей необоснованную жалость к нему. Им кажется, что малышу трудно самому одеваться, кушать, убирать за собой игрушки. Некоторые дети до школы не способны сами себя обслуживать. А ведь первый шаг к развитию трудолюбия – это научить малыша самостоятельности.

Чтобы приучить ребенка к труду, родителям вовсе не следует воспитывать его в спартанских условиях. Достаточно будет постепенно выполнять элементарные вещи. Для начала – самостоятельно обслуживать самого себя. А впоследствии – оказывать посильную помощь семье и окружающим.

Watch this video on YouTube

Лень как экономия энергии

Бывает, ребенок перегружен. Он устает еще в школе, а после школы у него кружки, а после кружков — репетиторы. А перед самым сном еще и «домашка». Как правило, последнее делать уже лень. Точно лень? Или измотанный организм ребенка экономит таким образом энергию для других нужд?

Лень как избегание неудачи

Подобная лень часто связана со страхом, который ребенок таит глубоко в душе. Он вообще может никогда не признаться вам в том, что ему легче не подготовиться совсем и не участвовать, например, в школьном концерте, чем переживать очередную неудачу при выступлении и насмешки одноклассников.

Лень как отказ от неинтересных дел

Такой вид лени еще называют «синдромом мотивационной недостаточности». Хорошая мотивация — это когда зайчик идет за морковкой. Но что если ваш зайчик не хочет грызть ту морковку, которую ему навязывают взрослые? Например, девочка любит стрелять или фехтовать, а ее отдают в музыкальную школу. Тогда, конечно, лень репетировать гаммы, ведь удовольствия от этого никакого.

Лень как защитный механизм

Лень может вступать в игру, когда психика ребенка перегружена актуальными переживаниями или недавним сильным стрессом. Как правило, это уже не лень, а апатия, бессилие. В подростковом возрасте нередко случаются первые депрессивные эпизоды, связанные с психологическими травмами. Но со стороны это выглядит как пребывание ребенка в царстве лени. Помимо нежелания ничего делать, родителей должны насторожить такие симптомы «лени» как нарушение сна, потеря аппетита, плаксивость, попытка избежать любых контактов.

Лень как экономия жизненного ресурса

Иногда маленький человек понимает, что задание ему задали для галочки, и старается отлынивать от его выполнения всеми способами. Он знает, что потратит много времени и сил на то, что никому не нужно. Например, ребенок может перестать делать домашние задания после того, как однажды случайно увидит, что учитель проверяет их халатно.

Лень как признак нарушения циркадных ритмов

Вечером не загонишь — утром не поднять? Ребенок утром вялый и ленивый, а вечером как электровеник? Налицо нарушение природных биоритмов, которые приводят к апатичным состояниям. Простой пересмотр режима сна и отдыха, контроль рациона питания и популяризация в семье здоровых привычек могут изменить ситуацию на корню!

Лень как симптом болезни тела

Иногда лень является спутником некоторых заболеваний, в первую очередь, гормональных. Самая «ленивая» болезнь — это гипотиреоз, снижение функции щитовидной железы. Такая лень будет тотальной и станет распространяться не только на выборочные поручения, а на все дела.

Лень как признак слабой концентрации внимания

Бывают такие типы личности, которые очень быстро переключают свое внимание с одного объекта на другой. Они быстро бросают начатое дело, а возвращаться к его завершению им лень

Это уже вопрос воспитания и самодисциплины. Побороть такую лень можно путем разделения большой задачи на маленькие подзадачи.

Лень как безответственность

Иногда ребенок не несет ответственности за результат своего бездействия. Такое случается, если ответственность можно переложить на кого-то. Например, когда есть значимый взрослый, который пожалеет и молча доделает за ребенка уроки. И завтра ему не придется отвечать за свою слабость.

Запланированная лень

Бывают такие индивиды, которые любят работать в режиме аврала. Им нравится, когда время поджимает и надо сконцентрироваться, исхитриться, извернуться и успеть в последний момент. 3ато потом до нового дедлайна можно расслабляться по полной. Есть такие гениальные лентяи, которые делают все быстро, качественно, креативно. Они вырастают и часто становятся гениальными изобретателями, упрощающими наш быт.

Лениться ребенка учат… родители!

Очень часто ребенок в лени берет пример с родителей. Само собой, если мама или папа все время лежит на диване и не являет собой образчик трудолюбия, то и от ребенка вряд ли стоит хотеть чего-то иного.

Но бывают парадоксальные, на первый взгляд, случаи – родители сами постоянно крутятся «как белка в колесе», не устают повторять, как важно трудиться, почему стоит избавиться от лени и т.д., а ребенок… смотрит, слушает и ленится!

Почему? А потому, что , очень тяжелое, неинтересное – но при этом ежедневно ими преодолеваемое!

Скажем, «я тоже ненавижу свою работу, мне тоже совершенно не хочется туда ходить и просыпаться в семь утра, но я героически несу эту ношу – так что и ты давай выполняй свои обязанности!». То же самое – насчет бытовых дел: «Да, мыть посуду скучно и противно, но я ради тебя это делаю!», «Я даже на выходных спины не разгибаю – все для чистоты и красоты в доме делаю, а ты чего расселся?!», и т.д.

Соответственно, ребенок делает вывод: «Труд и учеба тяжелы и противны, так зачем я буду сам себе нагребать такие неприятные дела – чтоб мучиться с этим всем так же, как мама?! Лучше я буду развлекаться и избегать жизненных тягот вовсе!».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий

Adblock
detector