Как научить младшего школьника писать сочинение: советы детям и их родителям

Этап 5. Пишем сочинение

После того, как составлен план и собран материал, приступаем непосредственно к написанию сочинения.

Пишем на черновик. Некоторые учителя не обращают внимания на оформление черновика

Между тем, это очень важно, ведь многие ученики пишут в черновиках так, как они писали бы уже готовое сочинение. Такой вариант не дает возможности корректировки и исправлений (если только орфографических ошибок). Можно предложить следующий прием:

Можно предложить следующий прием:

  • Для черновика используются большие листы бумаги, или обычный лист, развернутый горизонтально. Лист сгибают пополам и сначала заполняют только левую часть. Правая остается свободным полем, куда будут вноситься правки, комментарии и корректировки. Лист заполняется только с одной стороны, оборотная остается свободной. Это нужно для того, чтобы ученик видел весь текст сразу.
  • Для объемного сочинения можно и вовсе использовать несколько листов (по количеству пунктов плана). Так будет удобнее проследить логику повествования, правильно подобрать связующие, переходные предложения.

Работаем над введением. Чаще всего затруднение вызывает именно введение. С чего начать? Какое первое предложение написать?

Методисты советуют научить учеников оставлять введение “на потом”, и писать его уже после того, как написана основная часть. Этот прием позволит составить грамотное введение, которое, действительно, будет задавать тему и тон всему сочинению.

Варианты вступлений:

Чтобы облегчить задачу, учитель может предложить варианты вступлений, которые используются чаще всего. Рассмотрим на примере темы “Что такое любовь? (по роману М. Лермонтова “Герой нашего времени”):

  • Ряд вопросов по теме: Что такое любовь? Существует ли она? Всегда ли дарит только счастье? Эти вопросы рассматривает в своем произведении М. Ю. Лермонтов.
  • Рассуждение о заглавии. Любовь. Объяснить это понятие однозначно невозможно, потому что это чувство многогранно. И для каждого человека любовь проявляется по-своему. Вот об одной стороне этого многоликого чувства и пишет М.Ю. Лермонтов.
  • Диалог с собеседником. Задумывались ли вы о том, что такое любовь? Многие ответят, что любовь — это чувство, дарящее радость, счастье. Но всегда ли это так? Попробуем найти ответ, обратившись к роману М. Лермонтова “Герой нашего времени”.
  • Цитаты, пословицы, поговорки, отражающие идею сочинения.
  • Краткая справка о писателе, поэте, художнике, либо о самом произведении.
  • Описание собственного впечатления, сложившегося после прочтения произведения (просмотра картины, переживания случая и пр.).

То есть, вступление должно быть продиктовано смысловым центром сочинения и определять круг вопросов и понятий, которые будут рассмотрены в основной части.

А начинать лучше с… заключения. Здесь работает “правило Штирлица”: в памяти остаются только последние слова. Обычно при написании сочинения на завершающем этапе голова уже перегружена, и редко удается написать яркую концовку. А оценивается правильный и грамотный вывод очень высоко. К тому же, это позволит еще раз уточнить тему сочинения и еще раз соотнестись с планом — на те ли вопросы будут даваться ответы, правильно ли выбраны примеры и цитаты.

В школьной методике есть великолепное упражнение, которое помогает учить написанию заключения. Это всем знакомые упражнения, в которых предлагается закончить рассказ. Рассказ обычно дается событийный. А если предложить закончить текст описания, рассуждения? Этот прием помогает выработать навык краткости, лаконичности вывода и, собственно, написания концовок.

Как составить план и подобрать материалы?

Более четко рамки будущего сочинения задает его план. Он помогает вести логическое повествование, не уходить в сторону, раскрывать тему. Любое сочинение содержит вступление, основную часть и заключение.

Научиться составлять план будущего сочинения можно, тренируясь на прочитанных произведениях. Прочли – составили план. Или прочитали параграф учебника, проанализировали, вывели план.

Это умение тренирует и другая работа: располагать в правильной последовательности перемешанные куски текста, а затем каждую часть называть.

Умение составлять план в соответствии с темой также вырабатывается практически: детям предлагают тему и готовые планы к ней. Им нужно проанализировать, насколько каждый план соответствует теме.

Составлять план можно как до, так и после сбора материала, главное – обязательно до того, как начнется непосредственно работа над написанием сочинения. Иначе в плане просто нет смысла.

Немало сложностей может вызвать и сбор материалов к сочинению, ведь от этого напрямую зависит глубина раскрытия темы и полнота сочинения.

Что может служить источником материалов?

  • Литературные произведения.
  • Другие книги.
  • Личный опыт.
  • Критические статьи.
  • Статьи, отзывы в интернете.

Как научиться результативно собирать материал? Для этого также существует несколько приемов:

  • Составление таблицы, в которой расписываются основные вопросы и подбираются материалы для ответов на них.
  • Кластер. Это подбор ключевых фраз, слов и понятий, о которых в конкретной работе будет идти речь, с постепенным дополнением более конкретизированными характеристиками.
  • Работа с вопросами. Эффективна в начальной школе в качестве помощи детям. Учителя предлагают учащимся опорные вопросы по теме, ответив на которые последовательно, они смогут написать сочинение.
  • Дневник памяти. Этот прием хорош для детей, сталкивающихся со страхом чистого листа (боязнь начинать работу, неуверенность). Если ребенок выбрал идею, составил план, ему вроде все понятно, но при этом он никак не может начать работу, полезно просто выписать на черновик все, что приходит в голову по данной теме: ассоциации, примеры, цитаты, слова, мысли, события… Дальше нужно будет все это систематизировать, оформлять, но лист-то уже не чистый, страх ушел!

Этап 4. Собираем материал

Самый сложный этап работы, который позволяет составить основу будущего сочинения.

Искать материалы можно в разных источниках:
книгах, критических статьях, статьях и отзывах в интернете

Для начала стоит обговорить с учениками, что разные типы сочинений имеют свои языковые особенности. Так, для сочинения-описания важны прилагательные, причастия и существительные. В таком виде сочинения все строится в ответе на вопрос «Какой…»

Для сочинения-повествования важны глаголы и существительные, так как часто эти сочинения посвящены описанию какого-либо события, действия.

Один из методических приемов предлагает собирать материал в таблицу.

Например, для сочинения по картине заполняем такую таблицу:

Пункты плана

Что? Кто?

Какой?

Что делает?

Варианты предложений

1. Вступление

Художник ФИО

Знаменитый, русский, популярный

Написал картину в … году

2. Передний план картины

1. Время года — зима

2. Береза

3. Пень

1. Суровая, холодная

2. Тонкая, кудрявая

3. Старый, рассохшийся

1. Наступила, вошла в свои права

2. Дрожит от холода, пригорюнилась

3. Укутался снегом

1. На картине изображена суровая зима.

1. Художник изобразил ненастный зимний день.

3. Задний план, детали картины

4. Заключение

  • Прием «Кластер» также помогает выбрать ключевые понятия, события, явления, о которых пойдет речь в сочинении. Например, для сочинения по теме «Зимний лес» учащиеся составляют кластер ключевых слов: Зимний лес — деревья, животные, небо, поляна, погода. Затем первичные понятия дополняются характеристиками: деревья — скинули листья, с голыми ветками, стоят, укутавшись в снежные шубы, и т.д.
  • Работа по вопросам. В младших классах учитель может воспользоваться заранее составленными вопросами, ответы на которые и будут в итоге представлять сочинение.

Например, для сочинения на тему «Мой лучший друг», ученикам можно заранее предложить заполнить анкету:

  1. Как зовут твоего друга?
  2. Где вы с ним познакомились?
  3. Как он выглядит? (высокий, низкий, худенький, мощный, сероглазый, с карими глазами и т.д.)
  4. Твой друг учится с тобой в одном классе? Вы — соседи?
  5. Какое у твоего друга хобби?
  6. Как вы любите проводить время? И т.д.

Прием «Дневник памяти». При работе над сочинением у детей нередко возникает «страх чистого листа» (есть в психологии и такое понятие). Вроде все понятно, тема объяснена, но работа так и не идет на лад. В этом случае можно предложить заполнить своеобразный «дневник памяти». Берется чистый лист и в него записывается все, что приходит на ум в связи с темой: обрывки мыслей, ассоциации, сравнения, начало фраз, цитат, имена, события и пр. То есть, работаем по принципу: «Писательство не в голове, а на кончиках пальцев». Естественно, что весь этот хаос потом нужно проанализировать, «раскидать» по пунктам плана. Главное, что уже нет чистого листа — работа началась!

Возрастные особенности

Для деток младших классов хорошо себя зарекомендовал игровой метод.
Обратите внимание своей дочери или сына на окружающие его картины, просите, чтобы он их описывал, можно и в устной форме. Главная задача родителей, как и учителей, обучить ребенка правильному изложению своих мыслей.
С самого начала ребенку предоставляют возможность писать пересказ по услышанному тексту

Если есть возможность посадить рядом двух детей, то после написания, можно позволить провести проверку друг друга.
Следующим этапом будет предсказывание текста с учетом появление нового фрагмента, а именно — ребенку представится возможность самостоятельно написать окончание истории.
Ученику 5 класса уже обязательно нужно передавать свои мысли на письме. В таком возрасте немалую роль играет закрепление грамматических навыков на практике.
Ребенку, который перешел в средние классы школы, можно предложить описать свои впечатления об увиденном фильме или спектакле, а также высказаться по поводу того, что им не нравится.
Что касается учеников старших классов, то главной темой сочинений становится рассуждение.

Старшие дошкольники. От наводящих вопросов к простому пересказу

В пять шесть лет ребенок может пересказать простой текст. Начинать следует с историй, которые вы читаете ему вслух, даже если он сам умеет читать, ведь вы будете читать выразительно, интонацией подчеркивая основные моменты. Выбирайте простые и очень короткие истории – полтора-два десятка предложений. Скорее всего, сначала при попытке пересказать сказку ребенок будет пытаться воспроизвести ее дословно (и часто, благодаря хорошей памяти, им это удается)

Поэтому важно задавать ребенку наводящие вопросы: «Кто главный герой этой истории? Что с ним случилось? С чего все началось? Чем все закончилось?». Пусть ребенок перескажет историю еще раз спустя некоторое время, например бабушке, когда она придет в гости

Как научить писать сочинение?

В зависимости от темы следует подобрать возможный список слов, которыми дети смогут пользоваться при написании текста, а также с целью обогащения речи новыми лексическими единицами. Также хорошей идеей будет дополнительное чтение по заданной теме в качестве подготовки (стихи или рассказы) или прослушивание музыки, они предоставят больше возможностей для реализации себя и вдохновят

Ведь мы знаем, что все дети разные и они имеют особенности того, как лучше воспринимают информацию (визуально, на слух или на ощупь) и особое значение имеет развитие воображения;
Обратить внимание детей на те предметы или людей, о которых будет идти речь во время экскурсии. Задавать вопросы детям, попросить описать то, что они видят;
По возвращении домой или в класс предложить высказать своё мнение и поделиться впечатлениями

Одновременно необходимо писать план сочинения, рассмотреть возможные трудности с пониманием новых слов;
Также следует обратить внимание учащихся, что письменная речь отличается от устной стилистически. При работе над написанием будет не лишним научить различиям в стилистике русского языка. Выслушайте устные ответы детей и исправьте возможные стилистические недочёты;
Послушать детей и помочь каждому найти самые точные и запоминающиеся слова для описания своих эмоций;
Поговорить о синтаксическом оформлении. Если ребёнок учится в начальной школе, то все предложения будут короткими и простыми. С возрастом и развитием речи, следует научить как усложнять конструкции и вводить сложноподчинённые предложения;

Избегать повторения слов. Для этого необходимо предварительно поговорить о синонимах для того или иного слова или других способах, как ещё можно передать эту мысль;
Чтобы предупредить повторы на первых этапах обучения, рекомендуется начинать с коллективного написания одного общего сочинения, затем писать по два индивидуальных с дальнейшим разбором

Если научить ребёнка тому, что может испортить его сочинение и работать с самых первых текстов над типичными ошибками, то успешные результаты труда не заставят себя ждать;
В некоторых случаях важно проработать целые предложения. Для этого можно использовать групповую работу, когда весь класс думает о том, как исправить и улучшить это конкретное сочинение

Коллективная работа над текстом помогает избежать типичных ошибок в дальнейшем и сможет научить критическому отношению к написанному;
Для детей старшего возраста будет далеко не лишним объяснить, что огромное количество эпитетов, метафор и цитат, взятых из других источников напрямую (книги, Интернет), в особенности дословное копирование чужих мыслей, не будет расцениваться как успешное выполнение этого творческого задания.

Ведь написание сочинений – это процесс обогащения не столько речи, сколько души и мыслей человека. Это – ключ к красивой и богатой речи в будущем.

Педагог – преподаватель Лебедь Евгения

Мастер-класс по написанию сочинения от преподавателя МПГУ:

Виды сочинений

Чрезвычайно важным фактором в вопросе, как правильно писать сочинение, является необходимость четкого понимания его вида. Именно от этого зависит тип изложения, специфика употребляемых слов, а также величина самого текста.

Как правило, школьная программа предусматривает следующую градацию жанров и стилей:

Сочинения на литературоведческую тему

Эти произведения считаются самыми сложными, так как они предусматривают:

  • анализ литературного труда писателя;
  • внедрение литературно-исторической составляющей;
  • проявление мировоззрения писателя не прямо, а опосредствованно.
  • Сочинения на свободную тему

Также довольно непростое направление, предусматривающее наличие обширной литературной эрудиции у автора. Задача юного писателя – высказать свою мысль, последовательно изложить аргументы, корректно оперируя правильно подобранными фактами.

Если говорить о литературных жанрах, то тогда обычно школьники пишут такие произведения:

  • Сочинение-описание природы, картины, человека и прочее, где очень важен большой выбор выразительных средств языка: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений и т.д.
  • Сочинение-повествование, предусматривающее четкое и последовательное изложение в повествовательном ключе с обязательным соблюдением норм для всех частей;
  • Сочинение-рассуждение — самое сложное для юных авторов, так как они обязаны найти убедительные аргументы и сделать грамотные выводы к заданному тезису.

В завершении следовало бы отметить следующее. Важным аспектом в построении красивой литературной речи является умение ребенка рассказывать о том, что он видел, где был, и что чувствует. Поэтому почаще просите школьника рассказать о прочитанной книге, о просмотренном фильме (мультфильме), об экскурсии или путешествии. В процессе разговора ненавязчиво исправляйте его недочеты в говорении, корректируйте речь, задавайте наводящие вопросы. Через какой-то период времени вы обязательно заметите, как его речь будет постепенно исправляться. А это значит, что написание сочинений станет для вашего ребенка обычным, а потом и довольно легким делом.

Требования к оформлению сочинений

1. Если тема сочинения не является цитатой, она записывается без кавычек, (если название темы сочинения цитата, её записываем в кавычках).

2. Эпиграф пишем без кавычек в правой стороне листа. Ниже записываем фамилию автора строк, использованных в эпиграфе. Если вы хотите указать и название произведения из которого взят этот эпиграф, тогда после фамилии автора ставим запятую и в кавычках в этой же строке указываем название произведения.

3 Посередине строки, после эпиграфа (если он есть) или после темы (если вы решили не использовать эпиграф) пишем слово План, ставим точку.

4. Римскими цифрами (без точек и скобок) обозначаем план, который состоит из трех частей:

I      Вступление.

II    Основная часть.

III  Заключение.

Если сочинение предполагается быть большим по объему, развернутыми в плане могут быть как вступление, так и заключение. Основная часть всегда развернута. И содержит три и более пункта, обозначаемые без скобок арабскими цифрами, после которых ставим точку. Так же могут быть развернутыми и пункты основной части (не менее двух подпунктов), обозначаются буквами, после которых ставим скобку.

5. Если переносим формулировки частей, пунктов или подпунктов сочинения на следующую строку место под обозначениями (римскими, арабскими цифрами или буквами) остается не занятым.

6. Сформулировав любую из частей сочинения ставим точку. Следующая часть формулировки пишется с большой буквы. При формулирование пунктов основной части, вступления, заключения (без подпунктов) знаки препинания расставляются так же. Если в пунктах есть подпункты, после формулировки этого пункта ставим двоеточие и пишем формулировку подпунктов с маленькой буквы, закончив ставим точку с запятой. Сформулировав последний подпункт ставим точку, а формулировка следующего пункта, следующей части пишется с большой буквы.

7. Наибольшую информацию нам должны дать части, пункты сочинения, заключенные в короткой фразе. Нельзя будет написать в плане формулировку типа «Стихотворение С.Торайгырова «Сухое дерево»», «образ Плюшкина», больше похожую на тему сочинения, но не на пункт плана. Здесь формулировка должна быть другой (более ёмкой), например: «Размышления Торайгырова о бренности бытия в стихотворении «Сухое дерево»», «Образ Плюшкина – страшная карикатура на собственника»

8. Формулируя план, нельзя использовать глаголы в любой форме, исключение составляют формы инфинитива.

9. Так же в формулировках плана лучше не использовать вопросительные предложения.

10. При использование цитатного плана, некоторых формулировок с цитатами, цитату пишем в кавычках, и записываем фамилию автора в скобках, в конце цитаты.

11. Придерживаясь плана, в сочинении выделяем абзацы.

12. После плана пишется сочинение с большой буквы и с красной строки.

13. Если в сочинении встречаются даты их пишем цифрами: год и число – арабскими, век – римскими, другие числительные пишем прописью. Если вы запишите век арабскими цифрами, это не будет считаться ошибкой и не повлияет на снижение оценки, но лучше этого не делать.

14. При написании цитат, оформляем их воспользоваться учебником русского языка, в котором написаны пунктуационные правила. Без кавычек, и посередине листа записываются поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка.

15. Почерк в сочинении должен быть разборчивым и аккуратным.

Написание сочинения на экзамене позволяет преподавателям составить об абитуриенте достоверный портрет. Который покажет культурную и интеллектуальную степень развития выпускника.

Для написания хорошего сочинения на экзамене отводится, нет так уж много времени, всего четыре часа.

Поэтому лучше для себя установить лимит времени три часа и пытаться уложиться в это время ( на экзамене это придаст вам уверенности в себе и в том, что четырех часов для вас вполне достаточно).

Как использовать отведенное на сочинение время максимально эффективно?

1) Осмыслить и выбрать тему постарайтесь за 25-30 минут.

2)  Работа над составлением плана составляет 30-40 минут.

3) Работа над черновиком 1 час 30-40 минут. (Общая работа над планом и черновиком не более 2 часов).

4) Переписывая работу на чистовик постарайтесь уложиться в 1 час.

5) Оставшееся время используйте на проверку сочинения. Обязательно выполните этот пункт, он является залогом вашей хорошей оценки.

Для того чтобы правильно и удачно для себя выбрать тему. Вы должны подумать какое из предложенных произведений вы знаете лучше всего, по какой из предложенных тем вы можете привести критические статьи?

Что будет написано в сочинении.

Как научить писать в разных жанрах о литературе, картинах и прочем

После написания сочинение следует несколько раз перепроверить

Для каждого жанра сочинений есть свои нюансы написания. Рассмотрим методику работы над наиболее распространёнными видами творческого опуса.

По картине (жанр «описание»)

Итак, для создания сочинения по картине нужно:

  1. Хорошо рассмотреть саму картину, отметив для себя сюжет и цветовую палитру.
  2. Подготовить фактический материал (то есть указать, кто автор, когда картина была написана, основная идея картины и т. д.)
  3. Написать план работы над сочинением.
  4. Оформить введение и основную часть (в главном разделе обязательно указать, что находится на переднем, а что на заднем плане картины, а также какую палитру использовал художник).
  5. В заключении необходимо попробовать представить настроение художника, которое он передал изображённым сюжетом или цветом (если речь идёт о пейзаже).

По произведениям литературы

Если сочинение задано по литературному произведению, то в этом случае работа строится так.

  1. Внимательно читаем произведение, выделяя главных и второстепенных персонажей.
  2. Для каждого героя подбираем словесную характеристику, максимально полно отражающую его поведенческую линию.
  3. Выделяем в тексте наиболее значимые для темы сочинения цитаты.
  4. Знакомимся с критическими статьями по произведению (если таковые есть) для того, чтобы понять сложные нюансы образов произведения (например, чтобы определить, положительный или отрицательный герой Шариков в «Собачьем сердце» Булгакова, полезно почитать критические очерки М. Чудаковой).
  5. Пишем план нашего опуса.
  6. Делаем наброски текста.
  7. Проверяем, дополняем, не забывая про цитаты.
  8. Пишем заключение.

На другие темы

Нередко школьник получает задание по написанию текста в вольном стиле. Для детей младших классов чаще всего работы даются в жанре повествования. Обычно такой тип изложения проблем у школьников не вызывает, поэтому мы не станем излагать правила написания.

С течением времени, в большинстве своём в старших классах, начинает преобладать ещё один жанр сочинения – рассуждение. Тут существует один общий принцип, который поможет с лёгкостью изложить большинство тем. Работая над текстом, необходимо:

  1. Вдуматься в тему.
  2. Выдвинуть гипотезы.
  3. Желательно найти подтверждение тезисам в искусстве и литературе.
  4. Составить план.
  5. Записать мысли по плану.
  6. Чётко сформулировать выводы по теме.

Написание сочинения – это не только важный этап учебного процесса. Это ещё и возможность личностного роста. Ведь в процессе работы ребёнок должен отстаивать свои идеи, доказывать свою правоту, а для этого ему необходимо обладать достаточным объёмом информации по той или иной теме. Чтобы научить школьника писать сочинение, его следует научить думать. А это требует от родителей постоянного внимания к своему чаду, заинтересованности в его жизни и огромного терпения.

Советы родителям:

если вашему ребенку необходима помощь в написании сочинения, окажите ее. Не говорите «сиди и думай сам». Если школьник не знает, как сделать, то сам он ничего не придумает. Он будет только злиться на себя, ругать себя. Кончится все истерикой, глубоким чувством собственной неполноценности и абсолютным исчезновением любого желания писать сочинения дальше

Сядьте рядышком, обсудите произведение вместе, составьте план, наметьте общую канву изложения, подумайте, о чем именно можно написать, чтобы было интересно, на что обратить внимание, какой вывод сделать. Ребенку очень нужна ваша поддержка, чтобы чувствовать себя более уверенным

А со временем он и сам научится правильно и красиво рассуждать. Главное, показать ему в этом пример;
объясните ребенку, что писать нужно четко по плану, и соблюдая все требования учителя, иначе сочинение будет низко оценено;
старайтесь не писать сочинение вместо малыша, иначе он никогда не научится;
пишите сначала в черновик. Работа над сочинением, обычно, это не дело нескольких часов и даже – ни одного дня. Всегда требуются исправления, дополнения и коррективы. Зато потом можно с удовлетворением внимательно переписать сочинение в чистовик;
учите ребенка думать своей головой и писать исключительно свои мысли, а не пользоваться чужими.

Кроме того, нужно знать, что Министерство образование и науки составило и закрепило ряд требований, которые предъявляются к школьным сочинениям:

  • умение осмысливать факты, необходимые для написания сочинения
  • способность наблюдать, выделять нужную информацию;
  • выбор подходящих для темы и жанра слов, словосочетаний;
  • построение предложений по законам грамматики;
  • умение составлять план будущего произведения;
  • организация написанного в соответствии с планом;
  • соблюдение орфографических и пунктуационных норм языка.

Эти требования будут полезны родителям в качестве ориентира при написании школьных сочинений со своим ребенком.

Марина Таланина,

специально для сайта «Цветы жизни».

Лично для меня написание сочинений в школе было самым любимым заданием. Особенно в старших классах… Моя учительница после проверки сочинений всегда устраивала «разбор полетов», начиная с лучших работ. Мои сочинения практически каждый раз цитировались ею… что невероятно поднимало мой дух))) Поэтому важный совет: Хвалите детей за любые успехи! И тогда они будут писать еще лучше!

Говоря о сочинении, невозможно не вспомнить о сочинении сказок. В статье «Пять советов о том, как самому придумать сказку» я рассказала все самое интересное на эту тему.

Приятного творчества!

С теплом,

Людмила Поцепун.

Этап 1. Работаем над темой сочинения

Это важнейший аспект, на который стоит обратить внимание учеников. Часто бывает, что попадается изумительное сочинение, грамотное, развернутое. Но приходится оценивать его низко, потому что написано оно не по теме

Например, тема звучит так: «Приемы характеристики героев в романе “Евгений Онегин”»

Но приходится оценивать его низко, потому что написано оно не по теме. Например, тема звучит так: «Приемы характеристики героев в романе “Евгений Онегин”»

А ученик описывает в сочинении жизненный путь только Онегина — от его первого появления в романе до последнего, так сказать, “вздоха”.  А ведь важно было выявить именно приемы, а не составлять хронологию жизни героя

Итак, первый шаг — изучаем тему сочинения. То есть, если дана тема: «Петербург Достоевского в романе “Преступление и наказание”» — то значит, нужно будет ограничиться рамками только этого романа. А тема “Любовная лирика Н. Некрасова” — более широкая, которая предполагает прослеживание такой лирики на протяжении всей творческой жизни поэта.

В методике предлагаются такие приемы, которые помогут научить детей разделять широкие и узкие темы и правильно формулировать тему сочинения.

  • Попросите учащихся самостоятельно предложить темы сочинений. Например, вы закончили изучение произведения И. Тургенева “Отцы и дети”. Какие темы сочинений могут быть предложены? “Образ Базарова в романе”, “Конфликт отцов и детей”, “Любовь в романе”, “Композиционный особенности романа” и т.д.
  • При этом ученики должны уметь определять — широкая эта тема или узкая, что именно будет затрагиваться в сочинении, какие вопросы решаться.
  • Попросите проанализировать каждое слово в названии темы сочинения и выделить ключевое понятие (подчеркнуть, обвести, выписать, если нужно дать толкование слова). Например, темы “Жизненный путь Печорина”, ключевое слово — “путь”, т.е. в сочинении пойдет тема о хронологии событий в жизни героя. Или “Чтение — вот лучшее учение”. Ключевые слова — “чтение”, “учение”. Значит, в  сочинении предстоит раскрыть взаимосвязь между этими понятиями.
  • Прием “Редактор”. Раздайте учащимся готовые сочинения, написанные не по теме. Дети должны самостоятельно или в группах определить: в чем заключается ошибка, почему тема указана неправильно, как должна быть названа тема, раскрытая в данном сочинении.

Популярные сочинения

  • Сочинение про Равнодушие В жизни каждого человека есть выбор. Выбор карьерный – какую профессию выбрать и кем работать в будущем, выбор семейный – с кем связать свою жизнь, кого выбрать в спутники жизни, выбор личностный
  • Роль искусства в жизни человека — сочинение-рассуждение Искусство играет важную роль в жизни человека. А что такое искусство? Читаем определение этого слова в толковом словаре С.И. Ожегова: «Искусство – творческое отражение
  • Может ли опытный человек ошибаться? — сочинение Как говориться в пословице: «Опыт – сын ошибок трудных». Естественно, чем опытнее человек, тем меньше ошибок в жизни он совершит. Данный факт неоспорим и проверен временем
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector