Статьи

Как пережить кризис первого года жизни ребенка: советы детского психолога

Возрастные кризисы у детей дошкольного возраста: что нужно знать и что делать

Кризис новорожденности (от 0 до 1 года)

Кризис новорожденности проходят абсолютно все дети. Начинается он в момент рождения. Главным образом, это связано со сменой среды. Из теплого темного маминого живота ребенок оказывается в незнакомом мире. Дыхание, питание, все происходит не так, как он привык делать до появления на свет.

Период адаптации длится до двух месяцев.

Сложно со стопроцентной уверенностью сказать, что происходит в голове у ребенка в этом возрасте. Однако, задача родителей не только обеспечить всем необходимым для жизни, но и давать положительные эмоции. Ребенок должен чувствовать, что его ждали. Родители рады его приходу в этот свет. Равнодушие или негатив уже в таком малом возрасте могут заложить неправильные установки и комплексы.

Кризис младенчества (1-2 года)

К году-полутора почти все дети уже активно ходят, пытаются произносить звуки и даже слова. Это означает, что их возможности познавать мир обширны. Но в этот же период дети познают и всевозможные родительские “нельзя”. Различные ограничения становятся причиной недовольства, агрессии или истерики. Несовпадение детского “хочу” и родительского “надо” приводят к обидам и слезам.

Основная проблема заключается в неспособности ребенка прямо объяснить свои желания и намерения, а родителей — их понять. Ребенок не может полноценно говорить, поэтому заменяет слова доступными ему способами изъяснения — слезы, кидание игрушек, катание по полу и тд. Именно такие действия родители болезненно воспринимают, считая, что с их малышом что-то не так. Все так. Просто, за невозможностью сказать словами, в ход идут действия.

Задача родителей проявлять терпение

Если не получается объяснить ребенку, почему нельзя делать определенные вещи, то нужно постараться переключить его внимание на что-то другое

В этот период важно установить четкий лимит “нельзя” и неукоснительно ему следовать. При этом запретов не должно быть слишком много

Нужна золотая середина. Нельзя все запрещать, равно как и нельзя все разрешать.

Установив рамки, нужно не забывать поощрять стремления ребенка к самостоятельности. Сам поел, сам попытался надеть или снять одежду, помог маме со стиркой. Любые действия, копирование поведения взрослых должны восприниматься родителями позитивно.

Кризис раннего детства (3-4 года)

Первый серьезный возрастной кризис у детей выпадает на возраст 3 года. Связан он с тем, что ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную личность. Эта личность хочет доказать всем, что она сама по себе. Дети меняют свое поведение на столько, что готовы отказаться даже от любимых занятий. В это же время начинается проверка взрослых на прочность. Дети целенаправленно ищут границы родительского терпения.  

Признаки

  • ребенок отказывается выполнять любые просьбы взрослых;
  • ребенок стремится все делать сам любыми способами;
  • происходит изменение сложившегося ранее режима;
  • под сомнение ставится авторитетность взрослых;
  • частые протесты, истерики и бунты по незначительным поводам.

В этот период характерны фантазии и вымысел для избежания наказания. Ребенок обвиняет игрушки или домового, что они съели конфеты. Родители часто воспринимают это за попытки врать.

Для кризиса трех лет характерно проявление агрессии к окружающим предметам, людям и животным.

Сложность кризиса раннего детства для ребенка заключается в том, что он сам не всегда знает, что именно хочет. 

Родителям необходимо проявить максимальное терпение. Попытки насильно подавить все признаки кризиса приведут к психологическим травмам. Вместо насилия лучше проявить хитрость и смекалку.

Часто самый эффективный метод добиться желаемого — идти от обратного. Ребенок отказывается есть, нужно предложить ему сегодня ни в коем случае не обедать. Стремясь сделать наперекор, он тут же схватится за ложку.

Одно из желаний ребенка во время кризиса раннего возраста быть услышанным родителями. Он хочет, чтобы с его мнением считались. Именно к этому должны стремиться родители. Они должны показать, что они не просто готовы выслушать мнение ребенка, но и последовать ему. Естественно, в разумных пределах.

Важно давать ребенку возможность проявлять самостоятельность. Это касается и права выбора, и конкретных действий

Если он хочет одеваться сам, пусть одевается. От родителей требуется лишь рассчитать время, чтобы никуда не опоздать.

Кризис трех лет считается наиболее важным для ребенка, т.к. начинается формирование личности. От того, как родители проявят себя в этот период, во многом зависит, что это будет за личность.

Советы детских психологов и педиатров

Специалистами разработаны методы, которые помогут пережить кризис 1 года, нивелировать его отрицательное воздействие на отношения ребенка с родителями. Нельзя потакать всем капризам. Нельзя не реагировать на крики и агрессию, но неприемлемо также и воздействие на малыша с помощью силы. Комаровский, известный детский врач, подробно описывает основные советы в своих лекциях:

  1. Запрещайте выборочно. Неправильно все огульно разрешать или запрещать. Ребенок должен знать принятые в семье или обществе правила, но запретов не должно быть много. Если что-то можно разрешить без больших проблем, то лучше сделать это.
  2. Не губите возникновение инициативы у малыша. Если он стремится что-то сделать сам, не запрещайте.
  3. Не кормите насильно. Опытные мамы знают, что малыш, когда голоден, сам об этом скажет.
  4. Прислушивайтесь к насущным просьбам, желаниям карапуза, ведь маме это не трудно сделать на интуитивном уровне.
  5. Лучше быть друзьями со своим ребенком, чем выполнять роль воспитателя. Совместная игра, просмотр детских фильмов сближает и объединяет.
  6. Разговаривайте со своим чадом обо всем, что ему интересно. Это разовьет общительность, правильно поставит речь, избавит от детского произношения слов.
  7. Не стесняйтесь попросить о помощи. Малыш с удовольствием примется помогать, особенно, когда его подбодрит материнская похвала.
  8. Кроха плачет и не хочет остановиться? Попробуйте оставить его ненадолго одного в комнате. Возможно, он быстро переключится на игру или что-то другое. Плакать в одиночестве станет не интересно.

Ребенку нужно позволить проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения запреты нужны для действительно серьезных ситуаций или сохранения обычаев семьи

Роль папы в воспитании маленькой принцессы

Воспитание дочери отцом не такое распространенное явление, как в случае с мамой. Это связано с занятостью мужчины, который для каждой маленькой девочки является воплощением мужественности. Но, в неполных семьях, состоящих только их ребенка и отца, у мужчины не остается выбора, и он обязан выполнять функции мамы и папы.

Но если речь идет о полноценной семье, в которой основной частью вопросов по воспитанию занимается мама, у папы не так уж и много обязанностей. Но к их выполнению он должен отнестись ответственно.

Важно! Повзрослевшая дочь, вероятнее всего, выберет спутника жизни, который похож на отца. И если поведение папы было не самым подобающим, то в жизни его дочери ситуации, которые она наблюдала в семье, будучи ребенком, станут привычным явлением

Поэтому, желая ребенку счастья, необходимо сделать его детство счастливым и беззаботным.

Роль отца в жизни дочери большая, ведь он, как воплощение мужественности, должен убедить ее в том, что в любой момент готов оказать ей защиту. Несмотря на это, отношение к маленькой принцесса должно быть нежное. К распространенным ошибкам, которые допускает отец, воспитывающий дочь, можно отнести:

  • Чрезмерная строгость. Отсутствие малейшего проявления любви и нежности со стороны папы способно сделать ребенка черствым. В будущем девочке будет сложно проявлять свои чувства к представителям противоположного пола, как и принимать знаки внимания и комплименты.
  • Применение азов воспитания мальчика. Не секрет, что многие мужчины мечтают о сыновьях, с которыми можно поиграть в футбол, порыбачить и перебрать старый автомобиль. Поэтому с появлением дочери, что бы ни стало, пытаются реализовать задуманное. Но не всегда просчитывают то, что не каждая девочка проявит интерес к этому, а если и проявит, то будущее «пацанки» ей обеспечено.
  • Вседозволенность. Во многих семьях, в которых папы много работают и дома бывают крайне редко, их любовь к детям проявляется как покупка дорогих подарков, осуществление любых капризов. Так они пытаются компенсировать свое отсутствие. Такие моменты могут очень плохо сказаться на воспитании дочери, так как она привыкает к вседозволенности, к тому, что папа выполнит любую просьбу. В данном случае любовь у ребенка проявляется не столько к папе, сколько к его деньгам.

Читать так же:  С какого возраста можно вывозить грудного ребенка на море: первый отдых с годовалым малышом, список вещей в поездку

  • Уделять больше внимания, отсутствие которого нельзя заменить ничем, даже деньгами.
  • Создать все условия для того, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным.
  • Не скрывать своих чувств. Девочку нужно как можно больше обнимать, целовать, говорить о том, как ее сильно любят.
  • Баловать (в пределах разумного). Делать это обязательно нужно, ведь с отцом ребенок, как правило, проводит меньше времени и нуждается в его внимании.
  • Демонстрировать восхищение, гордиться крошкой и каждым ее достижением.
  • Стать другом, которому можно рассказать о проблеме, и если он ее не решит, то уж точно подскажет, как правильно поступить.

Роль отца в воспитании дочери не менее важна, чем материнская. Хорошо, когда и мама и папа – это надежные и проверенные друзья, которые всегда будут радоваться достижениям больше чем сам ребенок, и переживать с ним каждую неудачу. Но кроме моментов в воспитании, хорошие отношения должны быть и между родителями. Ведь сколько бы времени они ни проводили с детьми, сколько бы внимания им ни уделяли, а неуважение, плохое отношение между супругами вскоре может сказаться на воспитании ребенка.

Для того чтобы воспитать ребенка совсем необязательно изучать неисчисляемые тома литературы. Ведь у взрослого человека не получится воспитать ребенка, лучше, чем в свое время воспитали его. А вот работу над собой провести можно. И сделать это нужно в первую очередь для дочери, которая подрастает в семье. Наблюдая за уважительными отношениями между родителями, их взаимопомощью и поддержкой в подсознании девочки все это непременно отложится. И в будущем она возьмет за основу при создании собственной семьи только самое хорошее.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Причины кризиса 3 лет

Кризис трех лет переживают абсолютно все дети на Земле. Но одним он дается легко и проходит практически незаметно, в то время как другим приходится переживать все этапы взросления сложнее. Главная причина наступления кризиса – стремление к самостоятельности. Это сложный переломный момент в жизни ребенка. И от того, получит он эмоциональную поддержку от родителей или нет, зависит его длительность и интенсивность.

Кризис трехлетнего возраста у ребенка проявляется особенно жестко, если в отношениях со взрослыми присутствуют:

  1. Гиперопека. Чрезмерная забота о ребенке дает малышу понимание что он сам ничего делать не может и не должен. Ребенок старается всеми силами доказать родным, что он уже взрослый и самостоятельный, а в ответ получает негатив и агрессию.
    Дети, которых слишком опекают родители, переносят кризис 3 лет длительно и сложно.
  2. Авторитаризм. Подавление воли ребенка и стремление во всем контролировать его действия, устанавливая жесткие нормы и правила, приводит к тому, что малыш всеми силами начинает сопротивляться и открыто бунтовать.
  3. Темперамент. Тип нервной системы ребенка оставляет свой след, и малыш с темпераментом меланхолика или холерика будет куда сложнее переживать кризис 3 лет у ребенка, чем тот, у кого другая нервная организация.
  4. Состав семьи и отношения внутри нее. Если ребенок находится в спокойной обстановке и не подвергается лишнему стрессу, то кризис проходит незаметно и не оставляет следов на неокрепшей психике. Но если дома напряженная обстановка, и малыш постоянно находится в стрессе, то кризис трехлетнего возраста у ребенка будет долгим и сложным.

Кризисные периоды в жизни ребенка

Кризисные периоды развития ребенка делятся на 5 больших отрезков:

  • кризис новорожденности (с 2-х месяцев до 1 года);
  • кризис 1 года – раннего детства (от 1 года до 3-х лет);
  • кризис 3 лет – дошкольный период (с 3-х до 7 лет);
  • кризис 7 лет – школьный возраст (с 7-8 и до 12 лет);
  • кризис 13 лет – пубертат (с 13 до 17 лет).

Суть кризиса трех лет

Кризис трех лет у ребенка считается самым сложным периодом в жизни. В это время малыш находится между ранним детством и возрастом дошколенка, он должен совершить большую эмоциональную работу для правильного перехода. Этот период знакомит кроху с новым значимым персонажем в его жизни – своим «Я». Малыш начинает понимать, кто он такой и как этим «Я» управлять. Он наконец осознает себя как отдельную от мамы субстанцию и старается проявить самостоятельность.

Всегда ли проявляется кризис 3 лет?

Кризис трехлетнего возраста – это обязательная веха взросления ребенка. Другое дело – интенсивность его прохождения. Мягче этот период будет протекать тогда, когда родители будут учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент и склад нервной системы

В это время важно не стараться загнать кроху в навязанные обществом рамки, а дать самостоятельно пройти сложный путь от раннего детства до дошкольного периода

Некоторые дети легко перешагивают эту финишную черту и обретают новые личностные навыки:

  • осознание своего «Я»;
  • рассказы о себе в первом лице;
  • появление самооценки;
  • появление личностных качеств – воли и настойчивости.

Кризис у ребенка одного года: возрастная психология формирования речи в период раннего детства

Речь человека формируется постепенно под воздействием его общения с людьми. У ребенка, как правило, наблюдается длительный период, когда его еще нельзя причислить к «говорящим» существам, но и невозможно уже сказать, что он не говорит. Его пассивный словарный запас в этот период, то есть те слова, которые он понимает, но не произносит, гораздо шире, чем активный.

Некоторые исследователи считают, что основной характеристикой кризиса первого года являются первые осознанные акты протеста у детей, связанные именно с трудностями, которые происходят в коммуникации в данный период.

Речь детей около 1 года отличается от речи взрослых. Она как бы уже существует, но ее звучание и внутреннее содержание сильно отличаются от того, что у взрослых зовется речью. Этот период называют «автономной речью» (автономная потому, что она создана по независимым собственным правилам). У этой детской речи существуют фонетические и смысловые отличия:

  • фонетические отличия. Редко ребенок начинает говорить сразу правильные слова. Зачастую у него существуют либо придуманные слова, либо какие-то видоизмененные части взрослой речи, которые он использует. Знаменитые «бо-бо» и «бибика» — типичные представители детской речи. При этом бывает много «авторских» слов, «неологизмов» — слов, которые изобрел конкретный ребенок;
  • смысловые различия. Значения слов, которые употребляет ребенок, часто не совпадают с нашими.

Один из знаменитых примеров, иллюстрирующих признаки кризиса первого года жизни, приводит Чарльз Дарвин, описывая своего внука. Мальчик, увидев утку на пруду, стал называть ее «уа» (очевидно, подражая тому, как ее называли взрослые). Затем тем же словом он начал называть всякую жидкость (по аналогии с водой, в которой плавала утка). После, играя с монетами, на которых была изображена птица, мальчик и монеты стал называть «уа» (ассоциативно связывая их с уткой). После этого и все круглые мелкие предметы, напоминающие монеты (пуговицы, медали), стали у него называться «уа». В итоге словом «уа» назывались утка, вода, мелкие предметы, а впоследствии и емкости для жидкостей. Все эти предметы не обозначаются одним словом у взрослых людей, и нужно знать конкретного ребенка, чтобы иметь возможность понимать его собственные слова. Что в конкретный момент ребенок называет словом «уа»? Это зависит от контекста, оттого, какой предмет находится в зоне видимости ребенка. Подобные картины могут наблюдать многие родители. Так, например, «кися» может обозначать кошку, меховые вещи, волосы и т.д. Описаны случаи, когда одно такое слово имело 11 значений.

Читать так же:  Давать ли младенцу воду при грудном вскармливании

Несложно понять те трудности, которые возникают у взрослых при общении с помощью такого вот необычного языка. При этом ребенок все еще остается очень беспомощным в бытовом плане, его потребности многообразны и сложны. А способы регулировать действия окружающих, еще столь несовершенны. В психологии отмечают, что кризис первого года жизни порождает большое напряжение у ребенка, которое часто заканчивается взрывом негативных чувств.

Кризис одного года как раз и приходится на этап расцвета автономной речи со всеми ее особенностями. Ребенок пытается регулировать свои отношения с окружающими с помощью нового инструмента и встречает на этом пути вполне ощутимые препятствия. Представьте себе, что в вашем распоряжении столь удивительная речь, где слов очень мало, где одно слово обозначает разные предметы, где вообще слова не имеют постоянного значения. Не так-то просто вам будет объясняться с окружающими.

Что чувствует кроха в период кризиса 1 года

В этот сложный период малютка хочет общаться и объяснить родителям, что ему нужно, но это ему не всегда удается. Карапуз становится капризным не из вредности характера, так он общается с вами всеми доступными для него методами. Плачет, когда ему чего-то не хочется, или же, наоборот, плачет, требуя желаемое.

Новорожденные малютки спокойно переносят купания, кушают, что им дают, и не капризничают при смене подгузника. Это происходит, потому что им все равно, какого цвета распашонка, и какую смесь кушать, они подвержены только базовым инстинктам и плачут, когда им больно, жарко, холодно и т. д. С взрослеющим карапузом дела обстоят по-другому. Родителям стоит вспомнить, что они сами чувствуют, когда нужно рано вставать на работу или идти в душ, когда очень устали, но все же нужно помыться. Мы боремся со своей ленью и знаем, что такое «надо». Малыши не могут и не хотят держать себя в руках. Поэтому при переодевании они визжат, им неприятно, когда мама надевает кофточку с тугой горловиной, или отказываются вылезать из ванной, ведь там интересно, и можно брызгаться водой.

Истерики не доставляют малышу никакого удовольствия, наоборот, они его изматывают, просто он не научился контролировать свое поведение и психологическое состояние. Поэтому, когда кроха кричит и бьется головой о пол, постарайтесь разобраться в причине такого поведения и не спешите его ругать. Эмоционально измотанный ребенок не воспримет мамино замечание, как должное, он будет плакать еще больше. Найдите компромисс с малышом, отвлеките его от той вещи, которую он хочет взять.

Этапы становления школьника

Психологи выделяют несколько важных этапов в позиции шести-семилеток:

  1. Малыш в подготовительной группе детского сада мечтает о школе, хочет побыстрее туда попасть, не совсем понимая, что его ждет. Когда он идет в первый класс, положительное отношение к школе остается, при этом учебный процесс его мало интересует. Школьная жизнь нравится первокласснику своим антуражем, она дает возможность почувствовать себя взрослым. При этом то, что нужно слушать учителей, выполнять домашнее задание, проявлять усидчивость и быть прилежным, остается на заднем плане.
  2. Второй этап – это понимание социальной жизни в стенах школы. Учебный аспект по-прежнему не интересует школьника.
  3. Третий этап подразумевает сочетание социальной жизни и учебной активности, но он, как правило, приходится на 8-й год жизни.

Что говорят психологи

Психика маленького человечка развивается неравномерно. Представьте сами, сколько всего предстоит узнать малютке. Он знакомится с окружающим миром и новыми людьми, стремится к самостоятельности и уже имеет свое изменчивое, но убедительное мнение.

Чем старше он становится, тем стремительнее путь развития. Согласитесь, было бы странно наблюдать за школьником с поведением дитя первого года жизни?

Изменение модели поведения и прогрессирование личности сопровождают кризисные скачки. У психологов есть для них целый календарь.

С ним мы сталкиваемся на протяжении всей жизни – сначала в детстве, потом в подростковом периоде, в отношениях с партнером, после 30 лет, 50, 60…

  • Как определить, что у вашего ребенка возрастной кризис?
  •  Он не поддается тем способам воспитания, которые «работали» раньше.
  • Ведет себя непредсказуемо, наблюдаются скачки настроения.
  • Часто капризничает, становится вспыльчивым, даже жестоким.

  • Эмоциональные всплески длятся дольше недели.

Дети все разные и кризис у них может протекать по-разному. Если вы прочитали перечисленные пункты и подумали: «А мой живчик всегда себя так ведет», знайте – главным признаком является нехарактерное поведение, странное, подозрительное.

Это значит, что эмоциональный карапуз может стать замкнутым, молчаливым, неактивным или, наоборот, вести себя слишком вызывающе. Спокойные и послушные детки обычно заметно меняются в худшую сторону.

Когда же ждать этих «страшных» времен? Все очень индивидуально и зависит от психического развития ребенка. Ниже вашему вниманию представлен календарь кризисов 1 года, 3 и 7 лет.

Родителям запрещено

Вместо того, чтобы ставить малышу повсеместные преграды и запреты, для начала запретите себе:

  • Давить на ребёнка своим авторитетом. Мол, я старше, мудрее и сильнее, я-то всё знаю лучше.
  • Постоянно помогать малышу. Так вы лишите его самостоятельности и, взрослея, он так и будет прятаться за мамину юбку.
  • Противоречия в воспитании внутри одной семьи. Бабушка сказала «можно», купила игрушку, похвалила; мама кричит «нельзя», «не куплю» и ставит в угол.
  • Кричать, ругаться, жестикулировать, агрессивно себя вести в присутствии малыша.
  • Повышать голос на него, бить.
  • Всё своё время уделять ребёнку. У вас могут быть свои важные «взрослые» дела и малыш должен это понимать.

Как себя вести близким взрослым

Чтобы малой кровью пережить кризис первого года жизни ребенка, нужно выстроить единую для всех членов семьи линию поведения

Важно, чтобы все взрослые, с которыми контактирует малыш, придерживались одних и тех же принципов, так крохе будет легче принять верные ориентиры, научиться правильному взаимодействию, уяснить границы. Современная психология придерживается достаточно мягкой, но при этом четкой модели построения общения с годовасом

Вместо ограничений – возможности. Большое количество запретов – серьезное испытание для малыша и родных, вынужденных целыми днями твердить «нельзя» и снимать/убирать/уводить/отвлекать юного исследователя. Создание безопасной среды поможет решить эту проблему. Уберите ценные, хрупкие, опасные вещи в недоступные для ребенка места. Нижние шкафы заполните вещами, которые позволительно доставать, раскидывать, грызть, бросать. Кухонный ящик, наполненный полотенцами, пластиковой посудой, закрытыми пакетами с крупами, макаронами, бобами, подарит вам от 5 до 30 минут времени. Лишние полчаса-час утреннего сна для мамы – это спальня, где стоят коробки с игрушками, емкость со всевозможными проводами, лежит мяч, есть дверцы, которые можно открыть и выкинуть оттуда свои же одежки. Каждый ребенок имеет свои предпочтения. Возможно, вашему чаду нравится бытовая техника – попросите у друзей поломанные тостер, миксер, ненужный чайник, и отдайте своему ребенку на растерзание.

  • Сделай сам. Позвольте проявлять самостоятельность, поддерживайте инициативу, будьте рядом для подстраховки. Малыш хочет залезть на диван – положите на пол высокую подушку, которая будет выполнять роль ступеньки. Хочет есть ложкой – посадите его в стульчик раздетого и дайте какую-нибудь еду, которая легко отмывается с поверхностей.
  • Насильно сыт не будешь. Одна из самых популярных проблем, которые озвучивают мамы – «он ничего не ест!» Малыши кризисного возраста могут отказываться от еды из чувства противостояния. Насильное кормление сопротивляющегося ребенка – страшный сон каждого родителя, чаще всего это заканчивается тремя ложками съеденного пюре и генеральной уборкой кухни. Попробуйте поменять тактику – предлагайте сыну/дочке сесть покушать вместе с вами, ту же еду, что едите вы сами. Конечно, такой эксперимент предполагает правильное питание всей семьи – качественные продукты, минимум специй, щадящие способы приготовления. Не забудьте убрать вредные перекусы вроде печенья, ставьте их в зоне видимости карапуза после основной трапезы. 
  • Слушать и слышать. Понимать не умеющих разговаривать детей сложно, порой приходится долго гадать, чего же они хотят. Внимательно относитесь к жестам и звукам маленького непоседы, со временем вы безошибочно будете определять его желания.
Читать так же:  Гонадотропин хорионический у мужчин: норма, инструкция по применению для повышения тестостерона и побочные действия

Ценность общения. Разговаривайте – озвучивайте свои действия, называйте предметы,  чувства (свои и ребенка), читайте. Развитию речи ребенка способствует грамотная, чистая речь взрослых.
Не мама для ребенка, а ребенок – при маме

Несмотря на важность совместной игры, родитель не может все время уделять только этому. У взрослых есть работа, домашние дела, увлечения

Когда кроха видит родителей, занимающимися своей повседневной жизнью, он развивается. Естественное течение дел семьи закрепляет у крохи модели поведения, понятия о социальных ролях, учит включенности, самостоятельности. Привлекайте сына или дочку к своей ежедневной рутине, деткам это нравится.

Кризис 2 лет

В возрасте двух лет малыш переступает новый психологический этап. И его полноправно можно назвать периодом «Нет».

Все детки достигая этого возраста начинают проявлять упрямство. Что не попросишь — всегда нет. Не трогай кота, нет опять, еще больше его донимает. Пошли гулять — нет, не пойду!

Родителей этот период очень сильно выматывает психологически. Приходится по миллиону раз уговаривать и объяснять очевидные  вещи.

В чем же дело? В чем кроется причина подобного поведения?

Малыш вдруг осознал, что он отдельная единица и может делать многие вещи без помощи взрослых. Сам сходить на горшок, сам включить телевизор, сам достать свои игрушки.

Когда малыш снова и снова протестует вам и вашим просьбам, так он подтверждает, что он — это отдельная личность и таким образом проявляет свою индивидуальность.

Конечно, придется уступать ребенку в этот период немного чаще чем обычно, так как протесты будут сыпаться во всем.

Но уступать во всем тоже нельзя, иначе ситуация может выйти из-под контроля.

Отступать от общих правил. Например безопасности или нельзя обижать кота — эти запреты должны присутствовать всегда!

Вам просто нужно будет немного подстроится к подобному поведению и быть умнее и хитрее своего маленького нехачухи.

Если не хочет кушать сейчас не заставляйте, предложите через полчаса. Не хочет ехать в поликлинику, давай с собой возьмем мишку, ему нужно полечиться, он тебя просит, чтобы ты его к доктору свозил, потому что без тебя ему страшно.

Не хочет одевать шапку, наденьте капюшон, не хочет капюшон, тогда сейчас прилетят волшебные комарики и начнут тебя за ушками кусать, кусать (щекочете ребенка за ушками), надевай скорее шапочку, чтобы они не добрались до твоих ушек.

Если ребенок выполнил наконец вашу просьбу, не забудьте похвалить его и скажите он маме помог, без него она бы никак не справилась.

В общем больше фантазии и изобретательности, больше игр и выдумок.

Как легко и правильно пережить кризис 1 года у ребенка?

  1. В период кризиса 1 года следует позволить малышу быть самостоятельным;

Если он хочет держать ложку сам, то стоит разрешить ему это сделать, но годовалый малыш обязательно должен пробовать кушать сам.

О питании ребенка старше года, как научить его кушать чисто и аккуратно, смотрите в интернет-курсе Едим с удовольствием: возвращаем аппетит ребенку>>>

Не препятствуйте, если малыш разбрасывает вещи, которые достал из ящика. Он изучает траекторию полета, учится строить взаимосвязи между предметами.

  1. Во время кризиса 1 года нужно разрешать ребенку ломать;

Взрослым стоит помогать своим детям набираться опыта. Например, построить с ними вместе башню из кубиков. Годовалый малыш обязательно ее разрушит, а родители, в свою очередь, должны заново построить замок.

Только после того, как ребенок научится ломать, он начнет строить вместе с родителями

Также обратите внимание на статью Как вести себя с ребенком?>>>

Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку

Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку

В кризис 1 года каждое действие с ребенком должно сопровождаться речью

Чем больше вы будете разговаривать с годовалым малышом, тем быстрее у него сформируется полноценная речь;
Еще одно немаловажное умение взрослых во время кризиса 1 года у ребенка – это умение правильно запрещать;. Запрет не должен содержать в себе отрицание

Запрет не должен содержать в себе отрицание.

  • Вы наверняка встречали уже такие ситуации, когда годовалому ребенку говорят: «Не лезь в лужу» и он обязательно наступит в нее;
  • Мама кричит вдогонку своему малышу: «Не упади» и видит, как тут же, на ее глазах, он совершает падение.

Это происходит потому, что мозг годовалого ребенка слышит вместо «не лезь» наоборот «лезь». А «не упади» воспринимается как «упади» и т.д. Читайте полезную статью по этому вопросу: Как объяснить ребенку, что нельзя?>>>

По возможности, следует стараться меньше произносить таких отрицательных фраз. Лучше заменить слово «нельзя» на слово «опасно».

  1. Во время кризиса 1 года не должно быть много запретов. Они обязательно должны согласовываться между всеми членами семьи;

Есть ситуации, когда без запретов не обойтись. Потакать во всем ребенку в 1 год конечно не стоит. Но запреты должны быть железобетонными. Если нельзя этого делать сегодня, значит, и завтра должно быть тоже самое.

Вся семья должна четко следовать установленным правилам. Если мама с папой не разрешают кушать шоколад ребенку в 1 год, значит и бабушка с дедушкой не должны покупать.

Помните! Запретов не должно быть больше 10. На одно «нельзя» должно быть три «можно». Это значит, что годовалому малышу стоит по возможности больше разрешать, чем запрещать.

Более подробно о правильных запретах и секретах общения с подросшим ребенком смотрите в интернет-курсе Мама-главная! Как повысить свой авторитет в глазах ребенка и избежать детских капризов>>>

  1. Во время кризиса 1 года ребенку следует больше позволять;

Детей мало интересуют дорогие игрушки. Они им быстро надоедают. Зато обычные бытовые вещи вызывают у них невероятный интерес.

Не нужно отвлекать ребенка или давать ему играть в детские игрушки, когда вы занимаетесь уборкой или готовите что-то на кухне;

Наоборот, дайте годовалому малышу попробовать пропылесосить или поиграть кусочком теста. Это прекрасно будет развивать его моторику, а значит, улучшит развитие головного мозга и речь.

Также ничего страшно не произойдет, если годовалый малыш потрогает грязь рукой или покопается в песке. Вымыть руки ничего не стоит, а вот сенсорные и тактильные ощущения ребенку в 1 год крайне важны.

Хоть вашему малышу недавно исполнился годик, полезна будет и статья Чем занять ребенка в 1,5 года?>>>

Что чувствует малыш?

В этом возрасте ребенок становится более самостоятельным. Если до этого им управляли – одевали, кормили, носили, когда хотели родители, то теперь он сам пытается управлять не только своей деятельностью, но и родителями.

Малыш начинает ходить и тянется до всего, что находится в поле его зрения. Ему интересен процесс познания. Он пытается все не только потрогать, побить, разобрать, но и пробует на вкус. Родители начинают ему все больше говорить «нельзя». Малыш не понимает, почему одно можно, а другое нет.

Например, если родители запрещают трогать провода или собирать окурки на улице, то кроха думает, что его не понимают и не любят. Ведь сами взрослые выполняют многие действия, которые ему запрещены. Он начинает протестовать, проявляя свой характер.

Ему кажется, что родители нарочно препятствуют его познанию мира. Малыш хочет сам выбирать себе, чем играть, когда и сколько гулять, и даже одежду. Речевое развитие ребенка этого возраста не дает возможности выразить свои желания. Поэтому малыш становится агрессивным, непослушным.

Так как годовалые детки начинают копировать поведение родителей, то будет полезно, если взрослые будут спокойно показывать, как правильно выполнить то или иное действие. Пусть пока у него плохо получается.

Не нужно его все время поправлять, ведь он только учится. Чтобы ребенок вырос самостоятельной и ответственной личностью, умеющей принимать решения в нужный момент и отвечать за них, необходимо с детства его соответственно воспитывать — давать больше самостоятельности, возможность учится на своих ошибках.

Капризы и истерики в 1 год — не редкость

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button