Все о кризисе 3 лет у детей: как понять психологию ребенка, как вести себя родителям – советы психолога
Содержание статьи
- Как пережить кризис 3 лет у ребенка
- Наберитесь терпения
- Период кризиса 3 лет – действия родителей
- Как не допустить обман в будущем
- Как действовать в подобной ситуации
- Причины кризисного состояния ребенка
- Советы для родителей
- Как помочь ребенку
- Причины кризиса 3 лет
- Кризисные периоды в жизни ребенка
- Суть кризиса трех лет
- Всегда ли проявляется кризис 3 лет?
- Как распознать кризис у ребенка в три года?
- Что такое кризис 4 лет
- Мой опыт работы с ребенком трех лет в момент кризиса
- Причины изменения поведения ребенка
- Психологическая картина кризиса трёх лет
- Негативизм
- Упрямство
- Строптивость
- Своеволие
- Протест-бунт
- Обесценивание
- Деспотизм
Как пережить кризис 3 лет у ребенка
Советы родителям от психолога, как вести себя с ребенком в кризисе трех лет:
- Запастись терпением. Не стоит пытаться во время истерики давить на малыша, кричать на него и угрожать наказанием. Эти действия могут дать обратный эффект: чем больше ребенок ощущает препятствий, тем интенсивнее он с ними борется.
- Договариваться. Например, зная, что ребенок может закатить истерику в магазине, договориться купить для него что-то одно, при этом сказать, что если он начинает капризничать, то из магазина придется выйти. И обязательно выполнять эти условия. Если все прошло удачно, то нужно похвалить малыша за достойное поведение.
- Устанавливать границы. Малыш должен четко знать, что ему можно, а что – нельзя. При этом нельзя отменять запрет из-за того, что ребенок заплакал. Лучше после того, как он успокоится, поговорить с ним о том, что произошло. Также успокоиться малышу помогает самостоятельное проговаривание сложившейся ситуации.
- Ограничить употребление слова «нельзя». Чем больше ребенку запрещается, тем больше ему хочется попробовать и проверить. В результате малыш будет протестовать и отстаивать свои права. В период кризиса трех лет разумно запрещать делать только то, что:
- вредит здоровью самого ребенка;
- угрожает другим людям или животным;
- приводит к порче действительно ценного имущества.
Давать ребенку больше самостоятельности. Пусть он сам проверит: холодно ли на улице зимой в сандалиях? На то, чтобы он вышел на улицу и понял, что замерз, потратится в разы меньше времени и нервов, чем на то, чтобы уговорить трехлетку надеть не сандалии, а валенки.
Быть последовательными. Обязательно выполнять свои обещания – как позитивные, так и негативные. Кроха должен знать: если мама сказала, что после садика предстоит прогулка во дворе, то она должна состояться; а если сообщила, что не даст сладкого, если не съест суп, то сладкого он действительно не получит. Нельзя ребенку что-то запретить, а через несколько минут – разрешить, и наоборот.
Называть чувства ребенка. Это приводит к осознанию им своего состояния. Сообщать ему «ты сейчас злишься, потому что…», «ты обиделся, потому что…». К концу кризиса ребенок вместо истерики сам научится говорить «я расстроился, потому что у меня не получилось собрать дорогу для машинки».
Снимать психическое напряжение. Для этого отлично подходит рисование, игры с песком, лепка из пластилина и теста, игры с водой.
После ссоры с ребенком, когда он уже успокоился, обязательно нужно восстановить с ним связь. Обнять, сказать, какой он хороший и любимый, погладить и приласкать
Это важно для поддержания эмоционального контакта с ребенком в будущем.
Наберитесь терпения
Когда начинается кризис ребенка трех лет, советы родителям однозначны – терпите. Попробуйте не срываться, проявите выдержку. А еще – запаситесь «пофигизмом». Удивлены? Напрасно. Именно пофигизм поможет достойно выдержать период кризиса у родимого чада. Речь не идет о полном пренебрежении настроениям и эмоциональном состоянии малыша. Просто не поддавайтесь на провокации типа «мне плохо, в садик не пойду», «не надену кофту, хочу платье» и все остальные. На самом деле кризис 3 лет у ребенка, как подсказывает психология, буквально «требует» от малыша настаивать на своем мнении.
Моя маленькая принцесса весь шкаф переворошила, зато о своих капризах надолго забыла
Доводы разума тут не помогут. Главные симптомы кризиса трех лет – строптивость, упрямство, ведь ребенок становится в какой-то мере взрослым и желает проявить свою независимость. Малыш не осознает, что его возможности сильно ограничены, и считает родителей злыми. Отсюда – «месть» слезами, истериками, неблаговидными поступками.
Для родителей кризис 3 лет — период крайне отрицательный, и более всего страдают мамы. Почему? Они ближе всего к ребенку, поэтому воспринимаются им как «вселенское зло» — в детском понимании – которое не желает прислушаться к их мнению. Ему кажется, что раз он умеет самостоятельно одеваться и чистить бананы, он может и все остальное.
Но действительность разбивает детские иллюзии, приходиться просить маму помочь, она что-то запрещает – и готов повод для недовольства, а то и злобы. Как-то папы, бабушки и дедушки меньше вызывают недовольства.
Еще хуже может проявляться кризис трех лет у ребенка, если есть братик или сестричка. Старше или младше – без разницы:
- Маленький – почему все над ним трясутся, а меня забросили?
- Старший – почему он может пойти сам во двор или нарезать колбасу, а мне нельзя?
По психологии в кризис 3 лет ребенок все видит в отражении, если не в кривом зеркале. Отсюда – агрессия без причин и недовольство всеми.
Период кризиса 3 лет – действия родителей
Требования к девочкам быть хорошими хозяйками в 3 годика не предъявишь. Любой опыт – хоть кулинарный, хоть по части ведения домашнего хозяйства придет с годами в самом процессе. А вот мальчиков надо воспитывать сразу. Иначе вместо мужчины вырастет «маменькин сынок» или того хуже – подкаблучник, не имеющий своего мнения.
Папа с сыном-малышом вышел на прогулку с собакой, чтобы мальчик знал об ответственности за домашних животных
Кризис трех лет: как вести себя родителям с сыном – заранее определите, как воспитать из сына настоящего мужчину. Начинайте лучше сразу, особенно в 3 годика, когда малыш демонстрирует упрямство или манипулирует родителями при помощи истерик.
Зато у маленьких принцесс всю отрицательную энергию можно направить в творческое русло. Не наказывайте девочку, а наоборот, немножко ей «потакайте». Начинаются капризы по поводу одежды – отдайте «на откуп» дочке старые наряды и позвольте создать их них модную коллекцию. Не желает заплетать косы – купите куклу с длинными волосами и парикмахерский набор, пусть придумывает прически. Заодно родственников подключите.
Относительно кризиса 3 лет у ребенка психология советует не пускать дело на самотек, а всем семейством отвлекать чадо от отрицательных эмоций. Не бойтесь доверять девочкам – да и мальчикам – карандаши, краски, пластилин и прочее. Пусть лучше ребенок приобщается к искусству, чем сидит в уголке и лелеет свои капризы.
Как не допустить обман в будущем
Все дети (хотим мы того или нет) нередко прибегают к обману. В этом случае родители должны быть предельно внимательны, чтобы распознать момент лжи и не допустить его появления в будущем.
В итоге все силы нужно бросить на отучение ребенка от привычки врать, борьба с которой не из легких. Наказание – это первичная реакция родителей на детскую ложь. Но это не самый действенный способ, так как ребенок решит, что приложил недостаточно изобретательности, поэтому в будущем постарается это исправить.
Однако реакция всегда должна быть, а ее выбор должен зависеть от возраста ребенка.
К примеру, к ребенку, не достигшему 6 лет, не стоит применять слишком суровые меры наказания. Достаточно перевести все это в шутку.
Но если ребенок старше 7 лет, то тут уже подход должен быть более серьезным. Необходимо моментально перейти к обсуждению проблемы, чтобы выявить возможные причины такого поведения
Предельно важно донести до ребенка, что он поступил плохо, что обман быстро раскрывается, а также к каким результатам могут привести такие действия с его стороны
Как действовать в подобной ситуации
• Покажите ребенку, что Вы понимаете, что он лжет;
• Держите себя в руках: слишком эмоциональная реакция – это лишнее. Воздержитесь от физических наказаний;
• Главное, стать примером для ребенка. Тут следует присмотреться к себе (как часто Вы сами лжете). Дети очень хорошо копируют поведение взрослых, поэтому не стоит обманывать в присутствии ребенка. Намного легче его не приучать к этому личным примером, чем потом отучать от этого;
• Ребенок должен понять, что победа – это не то, к чему нужно стремиться любой ценой. Объясните ему, что честный проигрыш будет выглядеть благороднее с его стороны, чем победа, завоеванная обманом;
• Не лишним будет, если Вы уменьшите требования по отношению к ребенку. В данном случае ложь – это механизм спасения, возможность соответствовать тому, чего от него ожидают. Покажите ребенку, что в любом случае Вы годитесь им и любите его, что больше Вас расстраивает сам факт лжи, нежели правда;
• Объясните ребенку, что поражения тоже иногда случаются. И с этим можно справиться, так как у многих детей необходимость обмануть возникает от страха неудачи. Покажите ему, как Вы это делаете: пусть берет пример. Также следует предложить альтернативу лжи, например, проанализировать, что было сделано не так, и попытаться исправить это в будущем.
Причины кризисного состояния ребенка
Возрастные кризисы являются нормальными этапами в развитии личности человека. Во время их протекания происходит преобразование мышления человека, что ведет к его подготовке к новым жизненным этапам.
Кризис 7 лет отмечается психологами, как один из самых бурных. В это время утрачивается детская непосредственность и происходит формирование позиции малыша в обществе.
В этот период выполняется полная перестройка поведения маленького человека. Он идет в школу, что подразумевает ряд нововведений: ребенок должен соблюдать дисциплину и определенный порядок.
В процессе общения с одноклассниками малыш учится общению. Причем оно происходит не просто так, а по делу.
Школьник осознает две истины. Первая состоит в том, что ему необходимо учитывать мнение окружающих и иногда на время сдерживать свои потребности. Вторая — малыш взрослеет и получает свое место в мире взрослых, что, по его мнению, дает ему право на обладание «взрослыми» вещами.
Малыш посещает школу по различным мотивам:
- Игровой. В этом случае ребенок воспринимает школу как игру, но он не готов к выполнению предъявляемых требований.
- Демонстративный. Малыши рады новым вещам, они воспринимаются, как этап взросления. Но и в этом случае, ребенок не желает подчиняться, делать уроки, читать.
- Учебная. Такой мотивацией к семилетнему возрасту обладают единицы. Но такие дети с удовольствием посещают школу для получения знаний. Подобный подход меньше всего травмирует психическое состояние малыша, позволяет ему быстрее адаптироваться к смене обстановки.
Советы для родителей
Психологи дают рекомендацию готовиться заранее к трудному этапу взросления ребенка. Уже с года, когда малыш начал ходить, забота не должна превращаться в гиперопеку. Не надо держать кроху все время за ручку: отпускайте его побегать
Проявляйте внимание к его настроению, к тому, что кроха хочет
Когда ребенок достигает возраста двух лет, он может уже рассказать маме о своих проблемах, трудностях. Не отталкивайте ребенка
Слушайте свое чадо, принимайте во внимание мнение ребенка. И тогда к трем годам малыш будет чувствовать любовь и понимание родителей, будет уверен, что родные его всегда поймут
Во время наступления кризиса, на третьем году жизни крохи, у малыша останется ощущение, что он под защитой своей семьи. Сам кризисный период у таких детей будет проходить без бурных эксцессов и займет всего несколько месяцев.
Наука психология подробно изучает возраст 3-х лет. В этом возрасте у многих детишек начинает формироваться самооценка, закладываются основы будущей личности. Именно от реакции взрослых зависит, как может пройти этот кризисный период у подрастающего поколения: вырастет ли малыш сильным, волевым человеком или станет слабохарактерным истериком? Будет ли ребенок уверен в себе, или у малыша появится куча комплексов, которые будут мешать его развитию?
Для более успешного прохождения кризисного этапа у ребятни 3-х лет, для того чтобы он длился как можно меньше, психология разработала несколько советов для родителей трехлетних малышей:
- Кризис 3-х лет — это не результат плохой генетической предрасположенности или неправильного воспитания. Взрослым не стоит, особенно в присутствии непоседы, выяснять — кто виноват, что кроха вырос непослушным ребенком.
- Не стоит ограничивать любое проявление активности, а также позволять непоседе делать все, что он захочет. В первом случае вырастет закомплексованный безынициативный человек, во втором — избалованный домашний тиран. И в том, и в другом случае ребенку будет непросто адаптироваться во взрослой жизни.
- Предоставьте малышу больше самостоятельности. Поговорите с крохой, скажите, что вы надеетесь на его помощь, ведь он уже такой большой и взрослый. Определите круг обязанностей непоседы. Пусть маленький человечек помогает мыть посуду, накрывать на стол — отнесет, допустим, тарелку с сыром или хлебом. Не отказывайте своему чаду, когда кроха хочет помочь с уборкой в квартире. Хвалите малыша за все хорошие поступки
- Уважительно относитесь к советам, мнению чада. Пусть кроха сам выберет, в каком платье или свитере пойдет на прогулку. Спрашивайте у него советы, если хотите немного переставить мебель в квартире или решаете — что приготовить на обед. В магазине пусть малыш сам выберет фрукты или десерт на ужин.
- С упрямством боритесь с помощью хитрости. Если кроха отказывается купаться, попросите помочь научить плавать куклу. Или сообщите, что машинка хочет проверить новый двигатель на улице и ждет малыша на прогулку.
- Не устраивайте трагедию из-за мелочей. Ребенок может съесть сначала десерт или второе, а потом поесть суп или борщ. Если у него осталась еда на тарелке, вполне возможно, что вы предлагаете крохе слишком большие порции. Не стоит насильно заставлять все доедать.
- Поменьше приказывайте чаду. Пытайтесь договариваться, идти на уступки. Обязательно выполняйте свои обещания. Маленький человечек все запоминает, может сильно обидеться. Тут будет действовать принцип — раз взрослые обманывают, значит, и я не буду их слушаться.
Как помочь ребенку
Период с 2,5 до 5 лет является оптимальным возрастом для возникновения кризиса 4 лет у детей. Члены семьи должны не только вовремя выявить его, но и знать, какие действия необходимо предпринять, а которых лучше избегать.
В этот период малыш чувствует себя одиноким и все его истерики, протесты только подтверждают это
Поэтому первое, что должны сделать родители – это окружить ребенка любовью, вниманием и пониманием. Без всего этого пережить кризис ему будет довольно сложно
Но, не стоит опекать детей чрезмерно, ведь это может усугубить ситуацию.
Для того чтобы кризис 4 лет не сказался негативно на характере, члены семьи должны в этот период уделить особое внимание общению с малышом, с помощью которого, на самом то деле, решаются практически все проблемы. Расположив к себе малыша, родители должны понимать, что его доверие, прежде всего
Не имея доверия можно не рассчитывать на то, что малыш начнет рассказывать о своих проблемах и уж, тем более слушать родителей и выполнять их просьбы
Расположив к себе малыша, родители должны понимать, что его доверие, прежде всего. Не имея доверия можно не рассчитывать на то, что малыш начнет рассказывать о своих проблемах и уж, тем более слушать родителей и выполнять их просьбы.
Если кризис 4 лет настиг малыша, то ни в коем случае не следует по первому же требованию выполнять все его капризы. Строгость в воспитании должна присутствовать. Естественно, можно установить ограничения на развлечения, досуг, но, ни в коем случае нельзя отказываться от данных обещаний.
В данной ситуации необходимо найти золотую середину, которая и станет спасением в подкравшийся кризис. Противопоказано наказывать детей, прилагая физическую силу. Это недопустимо и может сказаться на характере, психике и дальнейшем отношению к родным.
Задачей родителей является объяснить своему чаду, что он делает не так, рассказать о том, как бы вы им гордились, если бы он поступал иначе. Не стоит игнорировать заданные вопросы, ведь они имеют для него огромное значение.
Еще одним важным фактом, является непросто совместное времяпровождение с детьми, а непосредственное участие родителей и разделение детских интересов. Достаточно легко найти совместное увлечение. Это может быть лепка с пластилина, рисование, какой-либо вид спорта, рыбалка и прочее.
Кроха с легкостью перенесет изменения, которые настигли его в возрасте 4 лет, проще, если в этот период будет чувствовать родительскую поддержку, понимание.
Если кроха растет в семье, где царит мир и понимание, ему уделяется достаточно внимания, с его мнением считаются, и малыш растет счастливым, то, вероятнее всего, с такими изменениями в поведении семья не столкнется, ведь чадо не будет видеть необходимости протестовать, идти вопреки родителям. И уберечь малыша от данного периода родители могут, правильно воспитав ребенка, не балуя его и не держа в «ежовых рукавицах».
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Причины кризиса 3 лет
Кризис трех лет переживают абсолютно все дети на Земле. Но одним он дается легко и проходит практически незаметно, в то время как другим приходится переживать все этапы взросления сложнее. Главная причина наступления кризиса – стремление к самостоятельности. Это сложный переломный момент в жизни ребенка. И от того, получит он эмоциональную поддержку от родителей или нет, зависит его длительность и интенсивность.
Кризис трехлетнего возраста у ребенка проявляется особенно жестко, если в отношениях со взрослыми присутствуют:
-
Гиперопека. Чрезмерная забота о ребенке дает малышу понимание что он сам ничего делать не может и не должен. Ребенок старается всеми силами доказать родным, что он уже взрослый и самостоятельный, а в ответ получает негатив и агрессию.
Дети, которых слишком опекают родители, переносят кризис 3 лет длительно и сложно. - Авторитаризм. Подавление воли ребенка и стремление во всем контролировать его действия, устанавливая жесткие нормы и правила, приводит к тому, что малыш всеми силами начинает сопротивляться и открыто бунтовать.
- Темперамент. Тип нервной системы ребенка оставляет свой след, и малыш с темпераментом меланхолика или холерика будет куда сложнее переживать кризис 3 лет у ребенка, чем тот, у кого другая нервная организация.
- Состав семьи и отношения внутри нее. Если ребенок находится в спокойной обстановке и не подвергается лишнему стрессу, то кризис проходит незаметно и не оставляет следов на неокрепшей психике. Но если дома напряженная обстановка, и малыш постоянно находится в стрессе, то кризис трехлетнего возраста у ребенка будет долгим и сложным.
Кризисные периоды в жизни ребенка
Кризисные периоды развития ребенка делятся на 5 больших отрезков:
- кризис новорожденности (с 2-х месяцев до 1 года);
- кризис 1 года – раннего детства (от 1 года до 3-х лет);
- кризис 3 лет – дошкольный период (с 3-х до 7 лет);
- кризис 7 лет – школьный возраст (с 7-8 и до 12 лет);
- кризис 13 лет – пубертат (с 13 до 17 лет).
Суть кризиса трех лет
Кризис трех лет у ребенка считается самым сложным периодом в жизни. В это время малыш находится между ранним детством и возрастом дошколенка, он должен совершить большую эмоциональную работу для правильного перехода. Этот период знакомит кроху с новым значимым персонажем в его жизни – своим «Я». Малыш начинает понимать, кто он такой и как этим «Я» управлять. Он наконец осознает себя как отдельную от мамы субстанцию и старается проявить самостоятельность.
Всегда ли проявляется кризис 3 лет?
Кризис трехлетнего возраста – это обязательная веха взросления ребенка. Другое дело – интенсивность его прохождения. Мягче этот период будет протекать тогда, когда родители будут учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент и склад нервной системы
В это время важно не стараться загнать кроху в навязанные обществом рамки, а дать самостоятельно пройти сложный путь от раннего детства до дошкольного периода
Некоторые дети легко перешагивают эту финишную черту и обретают новые личностные навыки:
- осознание своего «Я»;
- рассказы о себе в первом лице;
- появление самооценки;
- появление личностных качеств – воли и настойчивости.
Как распознать кризис у ребенка в три года?
Что является причиной? Психология дает однозначный ответ: именно в возрасте 2,5 — 3 лет ребенок обретает себя как личность. Формируется самосознание крохи. Он осознает значимость своего влияния на окружающих людей и предметы. Его внутреннее «хочу» борется с «могу», и он противится своей зависимости от родителей всеми доступными способами.
Advertisement
Исходя из физиологических и психологических особенностей развития, каждый ребенок ведет себя иначе. У кого-то период кризиса протекает почти бессимптомно, а у кого-то из малышей поведенческая модель меняется до неузнаваемости.
И все же, психологи выявили ряд особенностей поведения, способные помочь родителям выявить этот период. Итак, чем же он характерен?
Проявление упрямства: отказ выполнять просьбы или привычные действия (чистка зубов, уборка игрушек, обед). Даже если малыш голоден, он будет отстаивать высказанную позицию «Нет! Не хочу! Не буду!».
Ревность и деспотичность. Ребенок пытается заставить родителей идти у него на поводу
Проявляет агрессивное поведение в отношении других детей или к кому-то из родителей, пытаясь переключить все внимание на себя.
Выражение своеволия. Ключевая фраза здесь – «Я сам!»
Кроха пытается выполнить пока сложные для него операции: завязать шнурки, перенести большие предметы; нарушает запреты – включает электроприборы или производит другие опасные манипуляции.
Негативизм. Особенно заметно это в утверждениях и суждениях. Вы говорите «белое», малыш утверждает что белое – черное; Вы просите успокоиться, а он, в свою очередь, начинает вести себя еще хуже.
Показная строптивость. Ребенок противится привычному укладу жизни, дневному распорядку, выражает недовольство в отношении к традиционным вещам.
Бунт-протест. Является инициализатором ссор и конфликтов, возражает родителям, в речи появляются первые нецензурные слова.
Обесценивание. Для ребенка становятся неважны любимые игрушки. Если раньше малышу нравилось рисовать – теперь карандаши потеряли свою привлекательность.
Что такое кризис 4 лет
По мере взросления малыш обретает новые навыки, в его жизни ежедневно происходит что-то интересное и поучительное. Многое в 3 – 4 летнем возрасте у детей уже получается, а чему-то еще стоит поучиться.
Именно в этот период дети начинают проявлять характер, который сформируется на всю жизнь. И поэтому не стоит закрывать глаза на происходящее, а прежде всего, следует выяснить, с чем связано такое поведение, которое характерно для 4 лет, и что с ним делать.
Как правило, изменения в поведении детей начинаю проявляться с 3 – 4 лет, и вызваны они могут быть несколькими причинами. В большей мере данные причины носят психологический характер. К их числу можно отнести:
- Семья, в которой растет кроха, не уделяет ему достаточного внимания, поэтому начинается проявление всяческих попыток его заполучить.
- Кроха не получает достаточного общения со стороны. Если у него нет друзей, он большую часть времени проводит в стенах дома, то вскоре это может привести к тому, что в возрасте 4 лет возникнут проблемы.
- У малыша нет увлечений, хобби, он ничем не интересуется, его ежедневный досуг скучный и однообразный.
-
Появиться кризис 4 лет может в сложной для крохи ситуации, например, это может быть протест в период адаптации к новым условиям, коллективу: семья переехала в другой город, где у него нет друзей, или же он пошел в детский сад, где для него все новое и чужое.
- Спровоцировать появление кризиса могут и сами члены семьи, оказывая чрезмерное давление на чадо.
Проявляется кризис 4 лет у всех детей индивидуально. Индивидуальным является как его проявление, так и длительность. Некоторые семьи узнают о нем уже в 2,5 года, некоторые ближе к 5 годам. К основным проявлениям данного периода можно отнести:
- Подавленное эмоциональное состояние, при котором малыш не проявляет интереса к любимым играм, мультфильмам, общению.
- Дети могут ощущать тревожность, часто плакать, истерить без явной причины на это.
- В некоторых случаях появляется агрессия, кроха может идти на конфликт.
- Прослеживается снижение активности, аппетита, нарушения сна.
- Кроха становится неуправляемым, он не слушает родителей, делает все им наперекор, тем самым проявляя свой характер.
Если вы заметили изменения в поведении ребенка, которые были описаны, у него ухудшилось поведение и малыш отказывается идти на контакт, то говорить это может об одном – это самый настоящий кризис 4 лет. И с ним нужно что-то делать.
Мой опыт работы с ребенком трех лет в момент кризиса
Один из малышей в детском саду проявлял все «семизвездие кризиса». Его зовут Богдан, в садик начал ходить с двухлетнего возраста. В середине года мама ребенка начала рассказывать воспитателям о серьезных изменениях малыша в поведении. В садик идти не хочет, хотя всегда шел с радостью, завтракать отказывается, любимый ответ на все вопросы «нет».
Через некоторое время он начал проявлять свое состояние и в детском саду: мог сломать свою машинку, ссорился со сверстниками, отказывался от дневного сна. При этом любое действие хотел выполнять сам, вне зависимости от того, получается ли у него. Помощь взрослых не принимал.
Такое состояние продолжалось около полугода. С воспитателями и мамой была проведена консультация о кризисе 3 лет, даны рекомендации по взаимодействию с ребенком: дать больше самостоятельности, не ругать, поддерживать, разговаривать и объяснять все, что с ним происходит. По истечении примерно полугода, истерики стали менее частыми и интенсивными, появилась рассудительность, Богдан многому научился. В скором времени его психическое состояние стабилизировалось, он стал более спокойным и уравновешенным.
Причины изменения поведения ребенка
Мамы начинают ломать голову: что же послужило причиной дурного поведения? Что было упущено в воспитании?
Похоже, накапливается какое-то напряжение, которое выплескивается наружу таким вот образом. (Эхомама)
Некоторые «истерики», на мой непрофессиональный взгляд, вызваны тем, что ребенку некуда сбросить свою энергию, просто «побеситься». (Irkin)
Может быть, мы уделяли старшей слишком много внимания, если такое бывает. (Натали)
Как правило, мамы напрасно казнят себя. Причина ухудшения поведения в другом: малыш вступает в переходный возраст, осваивает новую для себя систему отношений с внешним миром. В этом возрасте усиливается стремление к самостоятельности, желание справляться с простыми задачами без помощи родителей. Безусловно, такое желание надо приветствовать. Но издержкой этого периода являются истерики, когда ребенку кажется, что его личность ущемляют.
Если чего-то хочет, а ей этого не дать — корчит рожицу и начинает дикий плач и пихание, которые одномоментно прекращаются, если уступить. Я пока уступаю или пытаюсь отвлечь (все труднее получается). Но ужасно боюсь, что она привыкнет, что при помощи такого воя можно получить все. (Анка)
Опасения этой мамы не беспочвенны. Психологи утверждают, что в возрасте полутора-двух лет ребенок начинает исследовать границы дозволенного. И эти границы ему нужны, без них он перестает чувствовать себя в безопасности. Приведу фрагмент из статьи «Этот ужасный манипулятор» из журнала «Эго».
«Младенец пробует взаимодействовать с миром и наблюдает результаты. Если реакция внешней среды повторяется несколько раз, она фиксируется памятью как нормальная. В дальнейшем, пытаясь убедиться в собственной безопасности, малыш тянет за привычные веревочки и ждет привычных результатов. Это и есть для него знак того, что все в порядке. Со временем ребенок ДОЛЖЕН сталкиваться с сопротивлением окружающей среды. Не получая сопротивления, он подсознательно чувствует, что что-то не так. В конце концов, воспринимает это как своего рода опасность
Важно понять, что малыш, бьющийся в истерике и чего-то требующий, вовсе не нацелен на результат. Его проблема в том, что он нуждается в сопротивлении окружающих, чтобы испытать чувство безопасности, но не способен осознать и самостоятельно решить эту проблему»
Сознательно или несознательно родители ищут пути выхода из кризисной ситуации. Рецепты у каждого свои. Одни закрывают ребенка в детской с рекомендацией подумать своим поведением, или просто уходят в другую комнату, давая ему понять, что аудитории у него нет. Некоторым детям, чтобы успокоиться, нужен строгий родительский окрик. Очень действенным бывает объяснение того, что чувствует ребенок, но еще не умеет выразить словами: «Я понимаю, ты устал, сердишься…»
Мы терпеливо «вдалбливали», что без крика получить желаемое — гораздо больше шансов, нежели закатывать истерику. Дети не глупее нас — логика им вполне доступна.
Ребенок сам не может справиться с ситуацией, и от бессилия рыдает и падает на пол. А если еще и родители на него кричат, то это совсем делу не помогает.
Пробуйте договариваться на равных. Смотрите на малыша не «сверху вниз», а присядьте рядышком: «Давай подумаем вместе, что нам делать». (Marie)
Пока дело не дошло до истерики и ребенок хоть как-то реагирует на слова, я говорю: «Ты плачешь, а я никак не могу понять, что ты хочешь. И от этого расстраиваюсь. Успокойся и скажи, и мы подумаем вместе, что можно сделать». (Irkin)
Психологическая картина кризиса трёх лет
Кризис трёх лет не имеет чётких границ начала и окончания. Примерные временные рамки появления симптомов — это 2-3,5 года. О приближение кризиса может рассказать острая заинтересованность ребёнка самим собой. Он рассматривает себя в зеркале, наблюдает за своей тенью, озадачиваться внешним видом и тем, как выглядит в глазах других людей. В этот период многие дети начинают остро реагировать на неудачу: швыряют игрушки и предметы, бьют себя и близких взрослых.
Кризис трёх лет часто проявляется в демонстративном поведении ребенка. Недовольство он выражает истериками и капризами. Такая реакция может быть на любое ранее привычное действие родителей. На все вопросы и предложения взрослого у малыша один ответ – «нет!». Однако такое поведение ребёнка считается нормой для данного возраста. И это необходимо понять и принять.
Для кризиса трёх лет характерна чёткая специфическая симптоматика, которая называется «семизвездием кризиса трёх лет», поскольку эти симптомы проявляются ярко и в совокупности.
Негативизм
Негативизим – наиболее очевидный симптом данного кризиса. Это реакция не на содержание предложения, а на то, что оно идёт от взрослого. Особенно если это предложение сделано в авторитарном тоне. Ребёнок специально не выполняет просьбы родителей. Он стремиться сделать всё наоборот, наперекор взрослому, даже вопреки своим желаниям.
Упрямство
Упрямство проявляется в настаивании ребёнка на своём. Переубедить его невозможно. Он так решил и других вариантов он не приемлет.
Строптивость
Выражается в недовольстве всем, что предлагают ему взрослые, с чем ребёнок имел дело раньше. Это реакция не на конкретного человека, а в целом непринятие сложившихся правил поведения в семье, режима дня и прочих условий.
Своеволие
Заключается в стремлении к самостоятельности. Психологи часто называют этот этап в развитии кризисом «Я сам!». Ребёнок хочет сам решать, куда ему идти, что есть на обед, когда укладываться спать, в какую игру поиграть. Это стремление он подкрепляет словесно. Самая популярная фраза этого возраста: «Я сам!». Сама по себе тенденция к самостоятельности – признак адекватного возрасту развития. Таким образом ребёнок проверяет свои возможности, удовлетворяет потребность в познании.
Протест-бунт
Проявляется в виде частых ссор с родителями. Ребёнок возражает против всего, что ему говорят взрослые. Малыш хочет, чтобы его желания и мнение воспринимали всерьёз. Если этого нет, начинается конфликт, который может быть спровоцирован абсолютно любой ситуацией.
Обесценивание
Обесценивание, как симптом кризиса, выражается в речи ребёнка и его действиях по отношению к значимым взрослым и любимым вещам. Все, что было интересно и дорого ребёнку раньше, в этот период жизни теряет свою значимость и ценность. В лексиконе малыша могут появиться ругательные слова, которыми он начинает обзывать родителей. Некоторые малыши проявляют физическую агрессию к маме или папе, отказываются от любимых игрушек или ломают их.
Деспотизм
Малыш считает себя в семье самым главным и стремится полностью управлять родителями. Он добивается выполнения своих требований любыми способами. Если мама занята домашними делами, она должна всё бросить и просто сидеть рядом
Если она не выполняет требований малыша, он пускает в ход весь свой арсенал: начинает хныкать, вредничать, разбрасывать вещи по дому, то есть делать всё, чтобы привлечь внимание матери. В семьях, где несколько детей, этот симптом называется симптомом ревности, который проявляется капризами, агрессией, направленной на брата (сестру) и родителей
Но иногда этот критический период может проходить практически незаметно для родителей. Существует мнение психологов, что это может не лучшим образом отразиться на становлении личности ребёнка и даже может привести к задержке в развитии волевой сферы. Однако в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Проявление самостоятельности, воли, интерес к познанию окружающего – признаки того, что развитие соответствует возрастным нормам.