Нужно ли отдавать ребенка в детский садик: все “за и против” – мнение психологов

Плюсы посещения дошкольного учреждения

  • Соблюдение режима дня. Взрослые люди редко живут по режиму, хотя для человеческого организма это полезно. Прием пищи по графику, сон, ежедневные прогулки – это и есть режим дня.
  • Дисциплинированность. В дошкольном учреждении необходимо соблюдать определенные правила и слушаться взрослых.
  • Самообслуживание. Рядом нет мамы и бабушки, поэтому малышу приходится самостоятельно справляться с некоторыми обязанностями, которые раньше он не выполнял: уборка игрушек, умывание, прием пищи.
  • Общение со взрослыми. Единственным авторитетом на протяжении всей жизни, конечно, являются родители. Но в садике ребенок ежедневно общается с воспитателями и другими взрослыми, что помогает ему в дальнейшем избежать сложностей в установлении контакта с учителями. Малыш понимает, что кроме мамы существуют и другие взрослые люди, которых необходимо слушать, подчиняться, то есть общаться.
  • Интеллектуальное и физическое развитие. Разнообразные занятия с воспитателями и другими педагогами позволяют дошкольнику развиваться как физически, так и умственно. Государственные дошкольные учреждения работают по специальным программам развития детей, которые предусматривают занятия рисованием, лепкой, математикой, физической культурой, музыкой и прочими предметами.
  • Взаимодействие со сверстниками. В группах ежедневно контактируют и общаются между собой 15-20 детей одного возраста. Это хороший опыт.

Кроме того, посещение детского сада обеспечивает всестороннее развитие личности малыша, а родители учатся вместе с ним решать возникающие проблемы.

ОТДАВАТЬ ИЛИ НЕТ

Большинство родителей не имеют выбора. В нашей стремительной жизни детский сад – единственный способ пристроить ребенка так, чтобы и мама и папа сохранили возможность зарабатывать на жизнь. Но, к сожалению, учреждение для малышей перестало быть безопасным местом.

Одна из самых актуальных проблем – переполненность садов. У одного педагога в группе в среднем по 25 малышей, и справиться с ними подчас бывает сложно. Там и крики, и рукоприкладство становятся привычными методами воспитания. И не каждый ребенок выдерживает это стойко.

«Родитель, который отдает ребенка в государственный сад, должен понимать две вещи. Во-первых, он добровольно отказывается от родительского права на воспитание. Во-вторых, он принудительно помещает чадо в среду, где ничто не предназначено для его комфортного и гармоничного развития. В саду ребенок не может выбирать, что ему есть, с кем общаться, когда спать», — считает воспитатель семейного детского сада Маргарита Макаревич.

Однако есть в дошкольном образовании и свои преимущества. Именно там детей с ранних лет приучают быть организованными. Это качество однозначно пригодится ребенку, когда он пойдет в первый класс. К тому же, сад – своеобразный этап социализации малыша, он учится вести себя в обществе.

Согласно принятым государственным стандартам дошкольного обучения, главная миссия детских садов – развитие личности ребенка, его самостоятельности, умения отвечать за свои поступки.

Плюсы детского сада для ребенка и родителей

Конечно же, главный и неоспоримый плюс садика — это присмотр за ребёнком профессиональными воспитателями пока мама и папа пополняют семейную казну. А вот и другие достоинства детского сада:

1. Социализация. Процесс социализации человека в обществе начинается с самых первых лет, и детский сад — отличное место для этого. Здесь ребёнок в безопасной обстановке учится общаться с ровесниками и взрослыми и впервые ощущает себя частью коллектива. Психологи утверждают, что это очень важный процесс для маленького человека.

2. Дружба. Навык заводить дружбу даётся детям не с рождения, и чем старше, тем сложнее это у них получается. Уже с первых месяцев в детсадовском коллективе у малыша появляются свои симпатии и круг общения, многие из которых потом превращаются в дружбу. Общение ребёнка с родителями и родственниками таких навыков не дают.

3. Укрепление иммунитета. Частые болезни в первый год адаптации к детскому саду — непростой период для родителей. Но педиатры утверждают, что это просто следствие столкновения организма с новыми вирусами и бактериями, то есть неизбежный процесс для ребёнка любого возраста. Да, дети, не посещающие сад, болеют значительно реже, но в школе они все равно «отболеют» своё, по-другому иммунитет не работает. И всё-таки лучше переболеть в саду, чем подхватывать вирусы от каждого чиха одноклассника и пропускать уроки в школе.

4. Самостоятельность и освоение новых навыков. Воспитатель в саду чисто физически не может уделять много внимания каждому из 25-30 детей, поэтому малышам приходится учиться самостоятельно одеваться и кушать. Дома освоение этих навыков происходит гораздо медленнее, ведь мама всегда докормит и поможет надеть колготки и варежки. Так что детский сад — прекрасное место для становления самостоятельности ребёнка.

5.Подготовка ребёнка к школе. Дети, посещающие сад, привыкают к общению и развитию в коллективе, также им прививают усидчивость и практикуют с ними подобия уроков. У воспитателей есть определённая программа по изучению цветов, фигур, цифр и алфавита, и если дома дети не особо поддаются обучению, то в саду этому способствует сама обстановка. Как правило, садовским детям потом эмоционально намного проще адаптироваться к школьным правилам.

Адаптация

Это наиболее сложное во всей истории с началом посещения садика. Евгений Комаровский подчеркивает, что нет детей, которые бы не проходили через сложный процесс адаптации. С ребенком происходит сразу много всего: он переживает, эмоционально и психологически, в его организме тоже многое «перестраивается». В садике — режим дня, а потому чаду волей-неволей придется под него подстраиваться, новая пища, иммунитет ребенка «знакомится» с новыми вирусами, циркулирущими в детском коллективе, а отсюда — частая заболеваемость, особенно в первое время, пока в организме нет специфических антител.

Если повлиять на заболеваемость родители никак не могут, то сделать адаптацию более легкой им вполне по силам. Для этого нужно правильно выбирать время года, когда малыш начнет ходить в садик. В сезоны повышенной заболеваемости (с конца октября по апрель) этого лучше не делать, говорить Комаровский. А вот в конце весны и летом — пожалуйста.

Правила для родителей

Родителям, которые все-таки сделали свой выбор в пользу дошкольного образовательного учреждения, можно дать несколько правил, чтобы и для них адаптация проходила легче.

Правило 1. Ребенок должен ходить в детский сад с желанием. Он должен чувствовать, что это не тюрьма, не место лишения свободы на весь день, а радость общения, радость творчества и познания, знакомство с окружающим миром.

Правило 2. К посещению садика нужно готовиться заранее. Расскажите о своих воспоминаниях, связанных с этим временем. Возможно, у вас остались друзья, с которыми вы поддерживаете отношения с того периода. Постарайтесь заранее побывать недалеко от того места, куда скоро предстоит ходить ребенку. Понаблюдайте за тем, как весело ребятам на улице, как интересно проходят у них игры, соревнования. Тогда ребенок с нетерпением будет ждать начало новой жизни.

Правило 3. Приучайте ребенка к самостоятельности. Никто его не будет уговаривать есть с ложки, ему придется самому одеваться и раздеваться, и ваша подготовленная заранее почва для самостоятельности сослужит для него добрую службу и снимет лишние неврозы.

Правило 4. Любя своего ребенка, не воспитывайте из него эгоиста. Проявляя свою любовь к ребенку, восторгаясь им, старайтесь не заронить в его сознание мысль о собственной исключительности. Ребенок должен знать, что и родители, и все близкие люди с радостью выполняют его желания, а иногда и капризы, восхищаются им совсем не потому, что они обязаны это делать, а только потому, что любят его. Уступая в чем-то ребенку, иногда просите и его пойти вам на уступки. Эгоистично настроенным детям в коллективе сверстников приходится довольно нелегко. Не стоит забывать об этом.

Правило 5. Предоставьте ребенку возможность любой эмоциональной разрядки. В первые несколько дней ребенок ведет себя скованно, сдержанно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или очень быстро бегает – это ему необходимо.

В том случае, если адаптационный период проходит слишком остро и значительно превышает допустимые сроки, нужно обязательно посоветоваться с психологом.

Так нужно ли отдавать ребенка в детский сад?

Теперь, когда мы разобрались, что у садиков есть как существенные плюсы, так и минусы, пришло время ответить на самый главный вопрос: стоит ли отдавать ребенка в детский сад?

К сожалению, универсального ответа на этот вопрос нет. Все зависит от ребенка, его здоровья, умения общаться со сверстниками, вашими возможностями и конечно, от детского садика, куда вы решили отдать свое чадо.

Раньше любили говорить, что ребенок, который не ходил в детский сад, сложно адаптируется к условиям начальной школы. На самом деле, причина «сложной» адаптации кроется вовсе не в отсутствии каких-то особенных навыков, которые могут быть получены только в детском саду. Раньше, когда подавляющее число детей ходило в детский садик, ребятишки успевали познакомиться, хорошо друг друга узнать и даже подружиться. Затем эта, уже сформировавшаяся группа, почти в полном составе переходила в школу, и конечно, новичок чувствовал себя в первом классе не очень уютно. Сегодня ситуация изменилась: родители решают отдать ребенка в нужный им сад, а не тот, что ближе к дому, нанимают нянечек или просят о помощи своих родителей. Дети приходят в первый класс и не испытывают проблем с освоением, так как знают друг друга лишь единицы.

В целом, сегодня нет совершенно никакой разницы, ходит ребенок в детский сад или нет, если родители обеспечивают дома правильные условия для развития:

  • регулярные занятия, чтобы способствовать физическому и психологическому развитию;
  • обеспечение возможности каждый день общаться со сверстниками, например, в гостях или на детской площадке.

Более того, внимательный, любящий, свободный родитель, готовый посвящать ребенку большую часть своего времени, проделает намного более лучшую работу, чем любой, самый крутой и замечательный сад

Нужно обращать внимание на то, чем нравится заниматься ребенку, но в то же время обеспечивать разностороннее развитие: мелкая моторика, лепка, рисование, счет, письмо, развитие памяти и внимания. Кстати, большую помощь в умственном развитии ребенка родителю окажут игры на сайте BrainApps. Некоторые из них подходят даже для самых маленьких, направлены на тренировку памяти, внимания и мышления

Некоторые из них подходят даже для самых маленьких, направлены на тренировку памяти, внимания и мышления.

Не забывайте про кружки или спортивные секции. Они нужны не только для физического развития ребенка, но и для осознания авторитета взрослых людей, обучения дисциплине и следованию правил.

Таким образом, если вы задаетесь вопросом «нужен ли детский сад?» и не можете найти ответа, лучше задайте себе другой вопрос: «сможете ли вы создать ребенку условия, которые нужны для полноценного развития, если он не будет ходить в детский сад?». Какими именно должны быть условия? Вы должны по возможности воссоздать все преимущества детского сада, которые мы перечислили выше, в условиях дома или квартиры. Если у вас получится это сделать, то формирование ребенка произойдет абсолютно без проблем, малыш не будет как-то плохо выделяться на фоне сверстников, которые посещали садик. Если же вы ограничены во времени или не уверены в собственных силах, тогда, пожалуй, лучше ему хотя бы периодически, но детский сад посещать.

Отдавать ли малыша в садик?

В каких ситуациях нужно отдавать ребенка в сад, а в каких можно обойтись и без сада?

Отдавать или не отдавать ребенка в детский сад — главный вопрос, который беспокоит большинство родителей.

Сейчас дошкольное образование не является обязательным и его можно избежать по желанию родителей. Часто мама и папа оказываются перед сложным выбором, им предстоит решить, нужен ли их ребенку детский садик.

Если оба родителя работают и ни у кого нет возможности сидеть с ребенком, а нанимать няню дорого, то выбор очевиден. Детский сад в таком случае является спасательным кругом.

Конечно же, в дошкольном учреждении ребенок находится под постоянным присмотром профессионалов, учится жить по режиму, обучается всему новому и в последствии готовится к школе.

А самое главное — ребенок адаптируется к социуму, учится взаимодействовать с людьми разных характеров и работать в группе, общаться со сверстниками и взрослыми людьми, в дальнейшем ему будет намного проще привыкнуть к коллективу.

Если у мамы есть возможность и желание самостоятельно обучать ребенка, то в таком случае, его можно не отдавать в детский сад.

Но стоит помнить, что это большая ответственность и тяжелая работа.

В домашних условиях ребенку намного сложнее сконцентрироваться. Также малыш может не ходить в детский садик, если ему нанимают няню и репетиторов для его обучения.

Сейчас существует множество специальных центров и студий для деток, в которых их обучают и с ними занимаются.

Плюсом таких центров есть то, что ребенок все же попадает в коллектив в раннем возрасте, но ему не нужно проводить там целый день, кушать и спать. Он приходит только на занятия.

Также есть специальные детские лагеря и мероприятия.

Радость, доступная не каждому

По-настоящему счастливы те дети, которые провели всё дошкольное детство дома, посещая сад или школы раннего развития, время от времени, скорее для удовольствия, чем по необходимости. В нашем обществе такая «роскошь» доступна далеко не всем: работающие бабушки и дедушки не могут уделить время ребёнку, освободив его хотя бы на один день в неделю от детского сада. А ежедневная «неизбежность» похода в сад престаёт быть для ребёнка чем-то радостным. Мудрые родители, замечая у своего чада симптомы усталости от этой взрослой «обязаловки», стараются сделать общение с ребёнком насыщеннее, забирают его из учреждения пораньше, берут внеплановые выходные, стремятся подчеркнуть его значимость любыми способами. Такие моменты способны изменить многое, они становятся ярчайшими воспоминаниями детства. 

Это интересно: Как научить ребенка просить правильно: рассмотрим вопрос

Минусы

Минусов у системы ДОУ как таковой немного – все зависит от характера ребенка и конкретного учебного заведения. В чем причина отказа многих родителей от сада, несмотря на плюсы?

Требуют режим и дисциплину, которые не нужны

Многие родители считают, что приучать малыша к жесткой дисциплине раньше школьного возраста не нужно. Они придерживаются мнения, что:

  • режим у детей должен быть индивидуальным;
  • когда ребенку кушать, а когда спать – решает только он сам.

В саду никто не будет подстраиваться под комфортный для маленькой “совы” режим – все кушают, гуляют, спят и учатся строго по расписанию.

Не учат работе в команде, не помогают в социализации

Для тихого, спокойного ребенка в раннем возрасте большой коллектив будет скорее минусом. Такие малыши лучше учатся работать в команде в небольших группах разновозрастных детей – например, в среде братьев или близких родственников.

В трехлетнем возрасте дети достаточно тяжело вливаются в коллектив сверстников, и ранняя социализация может обернуться тяжелейшим стрессом.

К тому же взаимодействовать и “быть командой” сад не учит. Напротив, здесь дети быстро понимают, что каждый отвечает сам за себя.

Плохо развивают индивидуальные умения

Если в группе 30 детей и больше – рассмотреть личность в каждом и развивать его таланты воспитатель попросту не сможет. На это не хватит ни времени, ни сил.

  1. С тихим, хорошо рисующим малышом никто не будет заниматься творчеством часами – два урока рисования в неделю для всех будут нормой.
  2. Даже если ребенок уже освоил буквы или простейшие арифметические действия и готов идти дальше – в саду он будет по сто раз повторять вместе с остальными то, что он уже знает.

Для одаренных малышей посещение сада может стать препятствием для развития способностей. Более того – ребенку наскучит повторять одно и то же много месяцев подряд и интерес к любимому ранее занятию (рисованию, математике, чтению) может угаснуть.

Вызывают сильный стресс у дошколят

Практически для всех детей адаптация к саду – серьезный стресс. Ребенок может привыкать к новому распорядку, воспитателю, сверстникам от нескольких недель до бесконечности – некоторые дети не привыкают к ДОУ никогда.

Если малыш и после двух месяцев посещения сада плачет, с ужасом ждет понедельника, не подружился ни с кем в группе и не привык к воспитателю – нужно задуматься, стоит ли его туда водить.

Что говорят специалисты?

Родители должны самостоятельно решить, нужен ли детский сад для их сына или дочери — так считает педагог и психолог Безингер Анна. Чтобы решение было взвешенным, желательно здраво оценить все преимущества и недостатки дошкольного учреждения

Тем, кто решил оформлять своего малыша в сад, важно подумать, как облегчить ребенку период адаптации к новым условиям. Прекрасно, если малыш умеет самостоятельно есть, пользоваться горшком, одеваться, может общаться со сверстниками (рекомендуем прочитать: как научить ребенка одеваться самостоятельно?). Тем семьям, которые переживают развод, недавно переехали, пополнились новорожденным братиком или сестричкой, лучше повременить с детским садом

Ребенок в этот момент переживает период адаптации к новым условиям и садик станет еще одним фактором, который может вызвать стресс

Тем семьям, которые переживают развод, недавно переехали, пополнились новорожденным братиком или сестричкой, лучше повременить с детским садом. Ребенок в этот момент переживает период адаптации к новым условиям и садик станет еще одним фактором, который может вызвать стресс.

По мнению известного семейного психолога, писателя, члена Ассоциации семейного устройства «Семья для ребенка» — Людмилы Петрановской, желательно сразу определить для себя статус детского сада. Если воспринимать его всего лишь как место, где можно безбоязненно оставить ребенка, пока родители на работе, сад превращается в нужную, удобную и недорогую услугу. Если же предъявлять к этому учреждению завышенные требования и рассчитывать, что в нем ребенка качественно подготовят к школе и уделят массу внимания его развитию, можно получить негативный результат. Те родители, которым нужно освободить время для работы, в детском саду вполне могут оставить малыша, не беспокоясь о его безопасности и развлечениях. Мамы и папы, готовые быть со своим ребенком, общаться с ним, играть – без детского сада вполне могут обойтись.

Иной позиции придерживается психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук Ирина Млодик. У каждого взрослого, который посещал сад в детстве, остались воспоминания о нем – у кого-то приятные, веселые, у кого-то – не очень, считает Ирина. Несмотря на такие противоположные мнения, детский сад – обязательно хороший — необходим ребенку, который достиг 3 лет.

Идеальный вариант — полностью абстрагироваться от впечатлений, которые детский сад оставил у родителей в их детстве

Следует также принимать во внимание склад личности ребенка, его увлечения и наклонности

Правила успешной адаптации в детском саду

«Осенью я отдаю ребенка в детский сад. Как ему помочь наименее болезненно привыкнуть к садику?»

Как правильно подготовиться к детскому саду? Для начала нужно найти воспитательницу, которая действительно любит детей. Это — главное условие. Не полениться, потратить время, поговорить с родителями. Прийти утром без ребенка и посмотреть, как дети приходят к этой воспитательнице. Если они бегут к ней, обнимают, она им рада, и они тут же включаются в какую-то деятельность — можно спокойно приводить ребенка.

В этом выборе нельзя полагаться на авось. У многих взрослых, с которыми я работаю как психолог, воспоминания, связанные с детским садом, просто чудовищные: они рассказывают о том, как их унижали, позорили и оскорбляли. Никто не может поручиться, что сейчас такого не происходит.

У родителей с воспитателем должен сложиться хороший контакт — обратная связь непременно должна существовать. Возраст воспитателя при этом значения не имеет. Желательно, чтобы количество детей в группе не превышало двенадцати-пятнадцати человек (общее правило: чем младше дети, тем меньше должна быть группа).

После того как вы выбрали воспитательницу, договоритесь с заведующей и приходите вместе с ребенком в детский сад погулять. Лучше, чтобы малыш познакомился с ребятами и воспитательницей на улице, в присутствии мамы. У ребенка должен появиться интерес к тому, что же в этом садике происходит.

Чувствуете принципиальную разницу: мы приводим сына или дочь в совершенно незнакомое место и «бросаем» в надежде, что они как-нибудь «сами выплывут», — или даем им адаптироваться, подружиться с другими детьми и захотеть вернуться туда?

Не нужно заранее устанавливать какие-то сроки. Может быть, поначалу ребенок вообще не захочет отходить от мамы. В этом нет ничего страшного, можно поиграть рядышком. Главное для малыша — убедиться, что мама никуда не уходит, она — здесь и в любой момент может отвести его домой

Это очень важно!

Погуляли, поиграли — ребенку захотелось заглянуть внутрь. Он зашел, посмотрел — а там игрушки, маленькие кроватки, и все это необычно, интересно. Потом оказалось, что дети в саду сосиски с горошком едят — мою дочь в свое время именно это и подкупило. Так понемногу появляется интерес и желание пойти в садик. На это всем нужно разное время: кому-то месяц, кому-то три. Если ребенок не хочет, упирается — значит, он еще не готов.

Кто-то может спросить: «Неужели мы должны потратить на все это столько времени и сил?». Разумеется, легче отдать сразу. Но в этом случае получается, что мы насилуем своих детей только потому, что нам так проще. Проще не задумываться, проще не прикладывать никаких усилий, и пусть дети сами со всем разбираются. Но у детей еще нет достаточных собственных ресурсов, им тяжело, иногда невыносимо, а порой невозможно обойтись без помощи взрослых.

Самое опасное из того, что может произойти, если ребенка отдали в детский сад насильно, когда он еще не был психологически готов к этому, — ломка социальной эмоциональной привязанности. Последствия этой психологической травмы остаются на всю жизнь. Малыш рыдает каждый день, не хочет идти в садик, часто болеет, цепляется за маму — а его все равно отводят и ждут, что он привыкнет…

И вдруг в какой-то момент ребенок неожиданно перестает плакать, иногда при этом уходит в себя, ничего о садике не рассказывает, может вообще перестать замечать, что мама за ним пришла. Родители и воспитатель радуются — привык, а у него на самом деле «сломалась» эмоциональная связь с мамой. Умение устанавливать теплые, доверительные, близкие отношения у него пострадало. Потому что раз уж маме верить нельзя, раз она его бросает, то как можно доверять кому-то еще?

Некоторые взрослые люди, пережившие нечто подобное в детстве, сознательно или бессознательно выбирают одиночество — только бы не испытать больше никогда той боли и того ужаса от разлуки с любимым человеком.

Для чего были придуманы детские сады на самом деле

Массово садики начали открываться по всей стране в коммунистическое время, сразу после войны. Ранее сады тоже были, но не государственные, а заводские, для детей рабочих. Их открывали с единственной целью – обеспечить страну, только-только начавшую развиваться после ужасов Великой Отечественной войны, женской рабочей силой. В то время даже отпуск по уходу за малышом составлял всего 2 месяца. Затем женщина обязана была выйти на работу или ее ждало общественное порицание и обвинение в тунеядстве.

Двухмесячных крох сдавали в ясли, где они находились на попечении нянечек в течение дня или даже всю рабочую неделю – 5 дней. Мнения психологов, нужен ли ребенку детский сад, никто не спрашивал. Да и профессии такой тогда не было.

Тогда у женщин не было возможности остаться дома со своими малышами. Но сейчас мы свободны выборе, поэтому стоит взвесить все доводы и принять решение, подходящее для вашей семьи.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector