Этапы развития новорожденного малыша по неделям после родов: календарь от рождения до 1 года
Содержание статьи
- Какую методику раннего развития выбрать
- Метод Монтессори
- Буквы и цифры
- Игры с манкой
- Глена Домана
- Методика рисования Марии Гмошинской
- Сесиль Лупан
- От полугода до 9 месяцев
- Физические особенности
- Нервно-психическое развитие
- Моторика
- Чем характеризуются вторая и третья недели жизни ребенка?
- Изменения цвета кожи у новорожденного. Почему и можно ли что-то с этим сделать?
- Режим ребенка
- Дневной сон
- Ночной сон
- Путаница дня и ночи
- Как дать понять ребенку 1 месяца жизни, что пора начинать день или пора ложиться спать?
- Спальное место малыша
- Шестой месяц
- Профилактика послеродовой депрессии
- Напиток на основе гриба чага
- Кормления: «остановка по требованию» или следование графику?
- Календарь развития ребенка по месяцам
- Условия для полноценного развития
- Когнитивное (познавательное) развитие
- Первая неделя
Какую методику раннего развития выбрать
Не забывайте, что требования к современным детям выше, чем были к малышам предыдущего поколения. Это еще один аргумент начать заниматься как можно раньше.
Помимо отдельных упражнений, разработаны целые методики. Но чтобы они были эффективны именно в вашем случае, внимательно наблюдайте, нравится ли выбранная методика вашему ребенку, как он на нее реагирует, к чему у него проявляется больший интерес.
Также стоит обратить внимание на различные развивающие занятия: Говорим с пеленок или Первые эмоции
Метод Монтессори
Мария Монтессори – педагог-дефектолог, поэтому ее метод применялся в первую очередь к детям с проблемами развития. Она основана на тактильных ощущениях, мелкой моторике и образном мышлении. Малыш многому учится самостоятельно посредством специальных карточек, рамок, кубиков. С помощью метода Монтессори даже дети с умственными отклонениями учатся читать, писать и считать.
Но есть и свои недостатки – метод эмоционально скуден, поэтому больше подходит детям, которые лучше воспринимают информацию зрительно.
Буквы и цифры
Это метод обучения по кубикам, на каждой грани которого изображена одна буква или цифра. Все они разных размеров и цветов. Кубики дают общее понимание алфавита и цифр, а запоминанию способствует фотографическая память.
Насколько целесообразно начинать учить буквы и цифры в годовалом возрасте — зависит от индивидуального развития каждого малыша.
Игры с манкой
Польза сенсорных упражнений доказана многолетней практикой, и самый простой способ позаниматься в этом направлении – метод с манной крупой. Суть его прост – в контейнер нужно насыпать манку и предоставить грудничку возможность ее трогать, щупать, набирать в руку, сыпать, пересыпать из емкости в емкость, рисовать на ее поверхности. Если потереть в манку цветные мелки, игра станет еще интереснее. Занятие развивает усидчивость и координацию.
Глена Домана
Метод обучения с помощью черно-белых карточек, на которых изображены животные, растения, разные предметы, люди. Малышу показывают одну такую карточку в течение 5-10 секунд, что способствует быстрому визуальному запоминанию, тренирует мозг и расширяет интеллектуальный потенциал.
Из минусов – этот метод не очень хорош для совсем маленьких, так как запоминание происходит автоматически, без понимания смысла. Также родителям нужно вносить свою лепту, чтобы придать методу эмоциональности.
Методика рисования Марии Гмошинской
Главная цель – укрепление контакта малыша с родителем через творческую деятельность. Пальчиковое рисование позволяет развивать цветовосприятие, сенсорную сферу, мелкую моторику, развивает психоэмоционально.
Этот метод также служит профилактикой девиантной формы поведения в дальнейшем.
Сесиль Лупан
Главные принципы – тесное общение с ребенком, в результате которого родители могут точнее определить способности малыша и развивать их.
Принципы метода Лупана:
- обучение по мере заинтересованности без навязывания;
- использование материалов из окружающей среды;
- отсутствие ограничений одной тематикой;
- общение на равных.
От полугода до 9 месяцев
7 МЕСЯЦЕВ
Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать. Интересуется своим зеркальным отражением. Может указать глазами на большие предметы, называемые взрослым.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: во сколько месяцев ребенок начинает самостоятельно ползать на четвереньках?
8 МЕСЯЦЕВ
Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки (подробнее в статье: календарь скачков в процессе развития ребенка). Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками. С удовольствием пытается делать первые шаги при помощи взрослых. Мимическое движение лица приобретает богатое разнообразие. Малыш мимикой выражает заинтересованность, удивление, испуг.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что уже умеет ребенок в 8 месяцев?
С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх — подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.
9 МЕСЯЦЕВ
Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности — коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.
Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы. Откликается, когда его зовут по имени. Начинает различать слова не только по интонации, но и по смыслу. Может сортировать предметы по форме, цвету, размеру.
Физические особенности
Месяц | Движения | Навыки |
---|---|---|
7 | Умеет сидеть без опоры, переворачиваться со спинки на живот и обратно. Активно ползает на четвереньках. Любимое действие с предметами/игрушками – это бросание. Сам тянется за игрушкой, берет в ручку, перекладывает, размахивает, стучит ею о поверхность. | Уверенно пьет из чашечки (из рук взрослого), старается ее придерживать. Кушает с ложечки. Если мама дает сушку или сухарик, то ребенок подолгу «мусолит» этот кусочек. |
8 | Самостоятельно поднимается на ноги, держась за опору. При поддержке взрослого переступает ножками. Сам сидит и ложится, много ползает. | Если видит «свою» чашку у взрослого, то тянет к ней ручки. Держит в руке кусочек хлебушка, самостоятельно его ест. Можно начать приучать малыша к горшку. |
9 | Держась одной рукой за опору, можно выполнять много разных действий: идти к взрослому приставными шажками, хвататься свободной рукой за другую опору и т.д. Уверенно сидит по 10-15 мин. Активно ползает. | Пьет из чашки, придерживая ее (чашка при этом зафиксирована в рук взрослого). Если ребенка начали приучать к горшку, то может уверенно на нем сидеть без капризов. |
Нервно-психическое развитие
Месяц Эмоции Речь Интеллект 7 Старается быть в центре внимания
Теперь ласка и поцелуи – не главное (может отворачиваться, отстранятся), а важное – это совместная игра и манипулирование игрушками. Активно лепечет
Уже может произносить четкие слогосочетания: ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, а-ля-ля и др. Развивается понимание причинно-следственных связей, например, бросает игрушку и смотрит, куда она приземлится, если проголодался, смотрит в сторону кухни (туда, где его кормят). 8 Становится закрытым от незнакомцев (кризис 8 месяцев), готов общаться только с очень близкими, при других беспокоится и плачет. Говорит слоги и слогосочетания: ай, а-ля-ля, хэ, а-дять, а-де-де, а-ба-ба и др. Наступает 4 стадия сенсомоторного интеллекта: развиваются целенаправленные действия
Ребенок все изучает и исследует. 9 Испытывает целую гамму эмоций от гнева и страха до радости и удивления. Стремится к общению со взрослым, привлечению его в свою деятельность. В речи появляется первые указательные слова, понятные только близким. Понимает слова-запреты («нельзя»), поучения («покажи, как…», «поцелуй маму» и т.п.) Ребенок отделяет себя от взрослого, но воспринимает себя «центром вселенной». Развивается долговременная память (может вспомнить предмет) и рабочая память.
Моторика
Как заставить двигаться ту или иную часть тела определенным образом? Вот задача для ребенка в первые месяцы и годы. С самого рождения и на протяжении последующих лет, ребенок без устали учится управлять своим телом. Развитие моторики следует «от головы к ногам» (контроль над моторикой головы осуществляется раньше, чем контроль над руками и туловищем, установление которого опережает контроль над ногами) и идёт от центра тела к периферии.
К 4–5 недели ребенок научается удерживать головку, находясь в вертикальном положении. К двум месяцам научается таким навыкам как: лежа на животе подниматься на ручки, и переворачиваться с бока на спину.
Новорожденный обладает рядом рефлексов, которые со временем пропадают. Подробнее про рефлексы вы можете прочитать в статье «Рефлексы новорожденного».
Чем характеризуются вторая и третья недели жизни ребенка?
На второй неделе после родов ребенок спит чуть меньше, у него появляются поисковый и хватательный рефлексы. Процесс грудного кормления постепенно совершенствуется, входит в нужное русло. Фекалии становятся менее пугающими, напоминают по виду желтоватую кашицу. Вес уже начинает увеличиваться, в среднем на 150 г.
Если пупочная ранка у малыша зажила, то можно приступать к первым купаниям. Также вторая неделя может ознаменоваться развитием гормонального криза. На его фоне молочные железы у грудничка набухают (независимо от пола), из них даже иногда выделяется масса, похожая на молозиво. Лечения данное явление не требует, главное, не выдавливать сочащуюся массу.
За третью неделю ребенок уже набирает до 200 г веса, умеет отталкиваться ножками и крепко хватает маму за палец. Его взгляд уже фиксируется на мамином лице при кормлении. Выкладывание на животик сопровождается попытками приподнять головку. Именно в этот период жизни у многих детей развиваются кишечные колики. Для их устранения допускается использование специальных лекарственных чаев, некоторых медикаментозных препаратов.
Изменения цвета кожи у новорожденного. Почему и можно ли что-то с этим сделать?
Нет, делать ничего не нужно, ведь «неправильный цвет» совсем не говорит об ошибках в уходе за кожей новорожденного ребенка.
Объясняет педиатр Полина Кизино: «Цвет кожи новорожденного малыша действительно может отличаться от того, который мы привыкли видеть на рекламных фотографиях. Новорожденный имеет кожу красноватого оттенка просто из-за того, что долго находился в утробе матери и дышал не так, как дышим все мы. В течение первых суток после рождения кожа ребенка приобретает более привычный цвет.
Кроме того, практически все малыши могут столкнуться с таким переходным состоянием, как физиологическая желтуха. Это также абсолютно нормальное явление, которое связано с изменением способа дыхания ребенка. Из-за определённых изменений, которые происходят в его организме, в кровь попадает большое количество билирубина, который и придает коже желтую окраску. В большинстве случаев это состояние не требует никакого лечения и проходит самостоятельно».
Режим ребенка
Перед тем, как перейти к разговору о режиме дня младенца, полезно запомнить несколько фактов о сне детей этого возраста:
- В этот период у новорожденных 1 месяца высокая потребность во сне. Да, все дети разные — некоторые спят больше, другие — меньше. Но в целом малышам необходимо спать около 16-18 часов в сутки.
- Сон крохи в первые недели жизни не организован никаким порядком из-за физиологической незрелости мозга.
- Сейчас родителям важнее создать подходящие условия, чтобы грудной малыш быстрее привык к новому миру и к новым условиям окружающей среды. Поэтому все действия по организации режима дня ребенка будут направлены на это.
- До 4 месяцев происходит неврологическое созревание ребенка, которое необходимо для настройки сонных процессов в будущем.
- Ориентируйтесь на плановую дату родов (ПДР), а не на фактический возраст, когда хотите составить примерный режим дня грудничка.
- Малыш будет спать в любых условиях.
- Используйте разные способы успокоения: пеленание, укачивания, сон на груди, в коляске, пустышку (при грудном вскармливании только после установления лактации).
Учитывая эти факты, можно сказать, что четкий график дня в 1 месяц создать трудно.
Дневной сон
Дневные сны не будут отличаться от ночного. Днем новорожденный малыш может спать как 3-4 часа, так и 20-40 минут в один сон.
Как понять, когда младенец снова хочет спать? Ориентируйтесь на признаки усталости у ребенка: если он трет глазки, смотрит в одну точку, сосет палец, значит ему пора спать. Также рекомендуется не превышать время бодрствования более 50-60 минут, если предыдущий сон был больше часа. Если сон был меньше часа, столько же по времени будет и период активности крохи. Переутомление ребенка приводит к долгим укладываниям, беспокойному сну ночью и непонятному распорядку дня.
Ночной сон
Ночью сон может составлять около 7-10 часов. Малыш будет просыпаться на кормления. Если вечером ваш кроха начал безостановочно плакать в течение нескольких часов, это могут быть колики. Период колик продолжается до 6-8 недель. После кормления подержите ребенка вертикально — это поможет его пищеварению, сделайте легкий массаж животика.
Если вы подозреваете, что плач никак не связан с коликами, обязательно обратитесь к наблюдающему врачу.При искусственном вскармливании поговорите с педиатром — возможно, смена детской смеси улучшит состояние малыша.
Путаница дня и ночи
До 6-8 недель дети могут путать день с ночью из-за несформированных биологических часов.
Выносите кроху на яркий свет днем, а вечером приглушайте свет дома. Используйте ночник с теплым неярким светом ночью во время кормления и смены подгузника.
Как дать понять ребенку 1 месяца жизни, что пора начинать день или пора ложиться спать?
На помощь придут ритуалы — ежедневно повторяющиеся действия после пробуждения или отходом ко сну. С утра это может быть проведение гигиенических процедур, а в вечернее время — купание, спокойные игры, пеленание и колыбельная.
Спальное место малыша
Для профилактики СВМС (Синдрома внезапной младенческой смерти) придерживаются определенных правил при организации спального места малыша.
Укладывайте новорожденного всегда на спину. Это самая безопасная поза для ребенка сейчас.
Избегайте перегрева малыша — это опаснее для него, чем холод
Поэтому обратите внимание на температуру в комнате: она не должна превышать 21-23 градусов зимой и 25 градусов летом.
Ребенку необходимо спать на ровной плотной поверхности, без одеял, подушек, бамперов, игрушек и других вещей.
Отдельная детская до полугода, а иногда и до года не нужна — кроватка в комнате родителей — идеальный вариант для отдыха ребенка. Можно убрать одну стенку кроватки и приставить ее к постели родителей
Так кроха будет максимально близко к маме ночью, но при этом на отдельной поверхности.
Шестой месяц
Начиная с шестого месяца, процесс роста малыша затормаживается, и до девяти месяцев он прибавляет лишь по полтора, самое большое, два сантиметра. В этом возрасте дети-искусственники и груднички уже находятся на прикорме и начинают пробовать взрослую пищу.
Детская физиология
В полгода малыш уже не имеет возможности получать качественное питание исключительно в виде материнского молока, и иммунитет его снижается, поэтому важен правильный режим и рацион питания. У всех детей в этом возрасте уже есть зубки. Вследствие наращивания мышечной массы, дети становятся более сильными и выносливыми, их жизненная активность увеличивается. Многие рефлексы у детей уже отсутствуют, но остаются основные – хватательный, поисковый, сосательный, рефлекс Бабинского, когда при касании к стопе малыша, его пальчики расходятся.
Психомоторика и интеллект
Считается нормальным, если развитие ребенка в 6 месяцев достигает уровня, когда ручки малыша становятся настолько ловкими, что могут хватать разные предметы – игрушки, кубики и кольца. Кроме того, с поддержкой матери он может стоять на расставленных ножках, достаточно, уверенно. Младенец уже должен узнавать своих родных, отзываться, когда его зовут по имени, выражать позитивные и негативные эмоции.
Достижения полугодовалого малыша
Дети успевают многому научиться, как в физическом, так и в интеллектуальном плане:
- они могут сами садиться;
- хорошо ползают;
- пьют их кружки, придерживая ее ручками;
- поднимают упавшие вещи;
- хлопают в ладоши;
- в их речи начинают прослеживаться согласные.
Развивается и мышление детей – теперь они способны понимать простейшую связь «причина-следствие».
Если родителя не знают, как протекает развитие ребенка по месяцам до 1 года, что должен уметь младенец, и какие признаки означают отклонения, лучше всего обратиться к специалисту. У детей случаются разные проблемы – косоглазие, временное снижение иммунитета, некоторые взрослые даже не в курсе, что плоскостопие у детишек – это обратимое явление, а вовсе не патология. Чем гадать, и расстраиваться, всегда есть возможность рассеять свои страхи, поговорив с врачом.
Профилактика послеродовой депрессии
Термин «послеродовая депрессия» знаком в наше время всем, даже не рожавшим никогда. Причин тому множество, и для их перечисления потребуется отдельная статья. Поэтому обязательно надо проводить профилактику послеродовой депрессии, начиная с 6 дня после родов, на протяжении как минимум двух недель.
Для этого принимают настой пустырника, валерианы или пиона, по 1 чайной ложке 3 раза в день.
Немалое значение имеет также поддержка и понимание родных и близких, в первую очередь мужа.
Стоит в первый месяц ограничить прием гостей, даже с самыми благими намерениями, так как это требует от женщины дополнительных усилий.
Важно не перегружать родившую женщину заботами о домашнем хозяйстве, позволить ей восстанавливать свои силы, адаптироваться к новой для нее роли матери.
Полезно высыпаться, в том числе ложиться поспать 1-2 раза днем. Для полноценного сна маме надо научиться спать с ребенком
При совместном сне у женщины появляется возможность отдохнуть, а не вскакивать при каждом писке новорожденного, да и сами дети гораздо спокойнее спят рядом с мамой.
Очень важно найти человека, который поможет молодой маме освоиться с новыми для нее обязанностями, подскажет и научит ее обращению с малышом, будет спокойно выслушивать разговоры о связанных с ребенком событиях и переживаниях.
Поэтому ее не допускали к домашнему хозяйству, позволяя наладить взаимоотношения в паре «мать-дитя» и привыкнуть к изменениям в жизни. А окружающие заботились о самой женщине, следили, чтобы она ни в чем не нуждалась и могла полноценно восстанавливаться после родов.
- Поэтому в течение 6 недель после родов не надо выходить на прогулки. Мать и младенец в это время нуждаются в восстановлении после родов, налаживании грудного вскармливания и покое, а не в прогулках. Особенно если рождение малыша произошло в холодное время года. Из-за снижения иммунных сил даже небольшое охлаждение может привести к развитию воспалительного процесса.
- Из этих же соображений женщине не рекомендуется ходить босиком и в легкой одежде, а прием ванны лучше заменить душем.
- Позаботиться о здоровье родившей женщины помогут и приятные средства в виде напитков. Хорошо восстанавливает силы питье на основе чаги.
Напиток на основе гриба чага
2 столовых ложки измельченной чаги залить 900 мл теплой кипяченой воды. Отдельно кипятить 10 минут в 100 мл воды целый лимон. Затем внутренности лимона раздавить и смешать с чагой, добавить 2 столовых ложки меда. Настаивать 6-8 часов.
Для лучшего восстановления и поддержания иммунитета женщина может принимать плоды шиповника, в виде сиропа (2 чайных ложки 3 раза в день) или в виде компота, настоя, можно с травой чабреца.
Послеродовый период не менее важен для женщины, чем беременность и сами роды. В это время не только восстанавливается функционирование организма, но и происходит переход женщины в новое состояние. Она обучается уходу за новорожденным, грудному вскармливанию, закладывает базу дальнейшего здоровья ребенка, осознает свою материнскую роль и постигает материнскую науку.
От соблюдения правил проведения послеродового ухода и применения традиционных рекомендаций к уходу за роженицей зависит успешность протекания послеродового периода, а в дальнейшем – физическое и психическое здоровье матери и ребенка.
11.04.09
Шмакова Елена,
инструктор дородовой подготовки
и консультант по грудному вскармливанию
Центра «Мамин Дом» г.Новосибирск,
мама четверых детей
Кормления: «остановка по требованию» или следование графику?
Ну и добавьте сюда состояние мамочки: достаточно ли у нее молочка. Частые прикладывания помогают не только насытить ребеночка, успокоить, снять дискомфортные ощущения, но также наладить лактацию. И этот, ваш с ним волшебный симбиоз тем эффективнее, чем более соответствует именно вашим с крохой потребностям. А они не могут быть идентичны каждый день или даже каждый час.
Если месячный карапуз проголодался через 20 минут после кормления – кормим: для него это нормально.
А вот длительный сон в 4-5 часов, без кормлений – это не норма. Берите малыша на ручки и предложите ему грудь во сне. Дети прекрасно совмещают грудь и сон.
В среднем ребенок в 1 месяц сосет грудь 1 раз в 1 час днем, и ночью может просыпаться до 3-5 раз.
Поэтому еще раз спрашиваю вас: реально ли во всех этих обстоятельствах выдерживать режим? Нет.
Календарь развития ребенка по месяцам
Маленький человечек рождается абсолютно беспомощным. У него имеются простейшие рефлексы: сосательный, глотательный, хватательный и другие. И только тщательный уход и постоянная забота окружающих людей помогут ему вырасти и научиться многим необходимым вещам. За 365 дней из маленького грудничка он превращается в подвижного любознательного человечка.
Каждый малыш индивидуален и нет двух похожих. Но существуют общие закономерности и этапы, которые обязательно проходят в своем развитии дети. И мамам можно посоветовать опираться на них. Но не нужно тщательно выверять по месяцам каждый шаг, следует ориентироваться именно на свое любимое чадо.
Условия для полноценного развития
Вам может показаться, будто вы знаете обо всем, что нужно для новорожденного на первое время. Но, поверьте, существует еще много моментов, которым молодым родителям только предстоит научиться.
Новорожденный кажется очень хрупким. Фраза: «Заморозишь ребёнка!», вероятно, самая употребляемая в доме с малышом первых дней жизни. Одетый в тёплый комбинезон и фланелевый чепчик, укрытый байковым одеялом, малыш находится в комнате с «комнатной температурой» в 25°С, не в силах сказать Вам, что ему нестерпимо жарко.
Механизм терморегуляции у новорожденного очень несовершенен, и перегреть его намного опаснее, чем переохладить. У детишек необычайно быстрый обмен веществ, в результате выделяются излишки тепла, которые он должен расходовать. Из-за перегрева возникают опрелости, газики в животе, молочница во рту. Температура в помещении с ребёнком до полугода должна быть 20-22°С.
Самые экстремальные условия для малыша первого месяца жизни создаются в период отопительного сезона, когда температура в комнате превышает порой 25°С, к этому добавляется чрезмерная сухость воздуха. Две недели работы батарей центрального отопления в доме с хорошо герметизированными металлопластиковыми окнами снижают уровень влажности до 25-30%, что губительно сказывается на иммунной системе малыша.
Стоит приобрести бытовой гигрометр и увлажнитель воздуха. Влажность воздуха, которая идеально подойдет для ребёночка первых двух лет жизни – 50-60%.
По возможности оградите малыша от воздействия радиоволн и излучений. Никогда не кладите мобильный телефон рядом с новорожденным! Постарайтесь не держать в комнате ребёнка компьютер, микроволновую печь. Кости черепа очень тонки в этом возрасте, а последствия техногенных влияний недостаточно изучены.
Важнейшим условием полноценного развития ребёнка является грудное вскармливание. Первый месяц жизни – время, когда оно должно быть налажено. Нередко, столкнувшись с первой неудачей, ещё в роддоме, мамы оставляют попытки кормить ребёнка грудью. Напрасно. Эти попытки можно повторять снова и снова в первые 4 недели жизни малыша: важен Ваш настрой и осознание ценности грудного вскармливания.
Хорошо ещё до родов иметь на примете консультанта по кормлению. Именно он, в случае крайней необходимости, подскажет, какие смеси лучше для новорожденных.
Неудачи могут быть связаны с:
- Неправильным прикладыванием;
- Чрезмерной густотой молозива. Бывает, что в первые дни уставший в родах малыш сосет нехотя. Молозиво становится густым, как сироп, и ребёнку трудно рассосать грудь. Маме нужно «раздоиться» – самостоятельно сцедить густое застоявшееся молозиво;
- Привычкой к бутылочке. В роддомах, где главной задачей является выписать вас с минимальной потерей веса, зачастую докармливают детей смесью. Маленький лентяй не хочет «работать» над добыванием молока из груди мамы. Не давайте бутылочку, предлагайте грудь. Немного выдержки – и новорожденный вынужден будет добывать пищу самостоятельно. Поверьте, потом это будет его любимое занятие.
Молоко матери – не только пища. Оно формирует бифидофлору и иммунную систему новорожденного. Сам процесс вскармливания укрепляет эмоциональную связь мамы и младенца, способствует развитию мозга.
Когнитивное (познавательное) развитие
Дети появляются на свет готовыми реагировать на окружающую среду, посредством уже развитых и заложенных в них навыках: взгляд, зрительное слежение, слух, сосание, хватание и плач. На их основе строится когнитивное развитие младенца, которое обеспечивает представление детей о предметах, людях и их самих, создаются элементарные схемы (модели) этого мира. Все это является истоком зарождающегося интеллекта ребенка.
Что происходит в сознании новорожденного? Например, он пытается понять, что за ощущения происходят внутри его тела (пищеварение). Вы можете определить такие мыслительные процессы по лицу ребенка в момент бодрствования.
С рождения младенец живет только в настоящем, поэтому предмет, исчезнувший из поля зрения, как бы перестает для него существовать: он не ищет спрятанную игрушку, не узнает знакомых предметов, показанных в другом месте или в другом положении (он для них выступает как новый). И лишь к двум месяцам у ребенка начинает развиваться понятие «постоянства объектов», он узнает знакомые предметы, например, оживляется при виде бутылочки с молоком или тех, кто за ним ухаживает.
Малышам быстро надоедает смотреть на одно и то же изображение или играть с одной игрушкой. Они привыкают к повторяющимся видам и звукам. Если у ребенка есть выбор между знакомой и новой игрушкой, то большинство младенцев выбирают новую, даже если она незначительно отличается от старой. У совсем маленьких детей потеря интереса выражается в том, что они отворачиваются.
В течение первых двух месяцев появляется подражательное поведение (имитация), младенцы имитируют выражения лиц окружающих людей.
Первая неделя
У малыша первых дней жизни на голове может быть родовой отек – мягкая тестовидная опухоль, иногда синеватого оттенка. Её нельзя массировать – исчезнет сама через несколько дней.
Головка может быть неправильной формы, вытянутой, яйцевидной: при прохождении родовых путей ещё не сросшиеся кости черепа сдвигаются. Голова примет нормальную форму на 10-12 день жизни.
В первые сутки возможна физиологическая эритема – равномерное покраснение кожи. Это – реакция приспособления мелких сосудов кожи. Проходит за 12-48 часов, к выписке будете красивыми.
На 3-5 сутки от рождения на теле новорожденного могут выступать плотные красные пятна – токсическая эритема, иногда вызывающая зуд. Специалисты объясняют токсическую эритему реакцией аллергии на поступление в организм ребёнка крупных молекул белка из кишечника.
Эритема может нарастать 2-3 дня, потом проходит. Иногда назначают противоаллергическую терапию, в случае зуда – местное симптоматическое лечение. Не доказано, что дети, перенесшие токсическую эритему, в последствие становятся аллергиками.
Физиологическая желтуха наблюдается в конце 2-х – на 3-и сутки после родов, исчезает в конце 1 – середине 2 недели.
На 3-6 день жизни у малыша случается первый стул – выходит первородный кал, меконий. Он представляет из себя вязкую темно-зеленую массу. После первого опорожнения кишечника ребенок какает по 6-8 раз в сутки, чаще после каждого кормления. Стул жидкий, в нем есть зеленые прожилки, немного слизи, комочки, похожие на сгустки свернувшегося молока.
Если у малыша колики, то врач может прописать Сабсимплекс для новорожденных. Также в этой связи стоит знать о таком препарате, как Эспумизан для новорожденных, инструкцию и цену которого мы описывали ранее.
Дети первых месяцев жизни мочатся около 20 раз в сутки, однако новорожденные в первые два дня жизни писают совсем немного: от 2 до 6 раз. Почки накапливают соли мочевой кислоты и альбуминов. На 4-6 день испуганная мама может увидеть на пеленке пятно кирпичного цвета. После подсыхания можно разглядеть порошок – кристаллы мочевой кислоты. Заранее узнайте у педиатра, какие памперсы лучше для новорожденных.
Вес малыша обычно снижается в первую неделю жизни. Нормальным считается потеря до 10% от массы при рождении.