Развитие ребенка в 2 месяца

Особенности развития к 2 месяцам

Продолжение формирования нервной системы ребенка уменьшает реакцию рефлексов от рождения. Ребенок учится запоминать навыки движений, развивается координация. Новые привычки помогают двигательной активности. Нельзя оставлять ребенка в период бодрствования одного. Он вполне способен:

  • перевернуться;
  • упасть со столика или кровати;
  • высовывать ручки из пеленки;
  • выталкивать ножки.

Движения перестают быть хаотичными, они приобретают целевую направленность. В утробе мамы до рождения корпус плода согнут. Поэтому кроха длительное время прижимает ножки, ручки к телу, пальчики сжаты. Периодически карапуз:

  • распрямляет конечности;
  • может потянуться;
  • разжимает пальчики на руках.

К концу второго месяца жизни ребенок осваивает полное раскрывание кисти, может ее не напрягать. Идет быстрое развитие плечевого пояса и шеи. Для ускорения укрепления группы мышц нужно постепенно выкладывать кроху на животик. Детская кроватка для него только место для сна или безопасного бодрствования.

Спокойный сон

Формирование культурно-гигиенических навыков

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры — потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расческа с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щетка, носовые платки, щеточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:

  • мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
  • умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
  • принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;
  • мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
  • подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
  • полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
  • пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
  • пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
  • пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
  • ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);
  • не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);
  • мыть ноги перед сном.

Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра

Приступая к гигиенической процедуре, заранее продумайте все действия, расположите необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь. Например, готовясь к купанию, продумайте, где поставить кувшин, куда положить мыло, на какой крючок повесить полотенце. Проверьте температуру воды, уберите все лишние предметы из ванной комнаты.

Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:

  • разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;
  • подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;
  • прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;
  • положите в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.

Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.).

Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

Любовь Николаевна Павлова»Практическая энциклопедия раннего развития»Статья предоставлена издательством «РОСМЭН»

Навыки и умения

Особенно внимательно нужно относиться к детям в первые месяцы их жизни

Важно периодически показывать малыша педиатру для оценки его развития. Многие родители задаются вопросом, что должен уметь ребенок в 2 месяца.

Существует специальный календарь развития детей, в котором подробно описаны все навыки по возрастам.

Вот что должен делать ребенок в 2 месяца:

  • реагировать на окружающий мир;
  • проявлять двигательную активность;
  • стремиться к общению со взрослыми, произносить определенные звуки.

Реакция на окружающий мир

Грудничок должен стремиться познавать окружающий мир, активно реагировать на различные изменения. Двухмесячный ребенок следит глазами за перемещающимися предметами в поле его зрения.

Малыш способен четко видеть предметы, расположенные на расстоянии 40-50 см

Особенно привлекают внимание яркие красные игрушки. Сначала малыши видят мир в черно-белых оттенках.

В двухмесячном возрасте их органы зрения совершенствуются. Первый цвет, который дети начинают различать, – это красный. Младенцы тянутся к ярким игрушкам, подвешенным над кроваткой, пытаются их схватить. Малыши в 2 месяца способны фокусировать взгляд на интересующем их предмете около 30 секунд. Груднички всматриваются в лица взрослых. При виде мамы дети оживляются.

Все незнакомые звуки вызывают у двухмесячных младенцев интерес. Сначала малыши замирают, прислушиваются, а затем поворачивают голову в сторону, пытаясь найти источник звука. Дети узнают голос мамы, радуются и успокаиваются, когда его слышат.

Двигательная активность

В два месяца дети становятся более подвижными. Во время бодрствования они активно машут руками и ногами. Двухмесячный ребенок поворачивает голову в разные стороны, приподнимает ее, увидев что-то интересное либо услышав какой-то звук.

В положении лежа на животе он делает движения ногами и руками, как при ползании. Младенец способен уже дольше удерживать головку на весу.

Но родителям необходимо продолжать поддерживать ее руками, чтобы избежать травмирования. Мышцы тела двухмесячного малыша еще слабые, находятся в состоянии гипертонуса. Но в положении лежа на спине напряжение мускулов уменьшается: руки и ноги становятся более расслабленными.

Многие врожденные рефлексы еще остаются (сосательный, ходьбы). Ребенок пока не умеет хорошо контролировать свое тело, поэтому все движения совершает хаотично. Двухмесячный малыш может упираться ногами в твердую поверхность и удерживаться несколько секунд с содействием родителей.

В два месяца малыш уже может сжимать и разжимать пальчики

Моторика рук стремительно развивается. Грудничок начинает сжимать-разжимать пальцы. Уже к концу двухмесячного возраста он может в течение 2-3 секунд удерживать вложенный ему в ладонь предмет. Он учится поднимать и опускать руки, переворачиваться с одного бока на другой.

Звукопроизношение и коммуникативная активность

Двухмесячный возраст – это время активного становления речи. Малыш начинает подражать интонации взрослых людей. Он коммуницирует путем гуления, кряхтения, агуканья, плача.

Ребенок стремится к общению с родителями. Особенно он радуется, когда мама берет его на руки. Ему нравится, когда с ним разговаривают меняя интонацию речи.

Также с удовольствием ребенок слушает песни и музыку. При виде родителей и близких родственников младенец оживляется, начинает гулить. Малыш произносит различные согласные звуки.

Дети двухмесячного возраста прислушиваются к своему гулению. Их плач становится эмоционально окрашенным. Поэтому родители легко понимают, когда ребенок плачет от голода, боли или скуки. К концу второго месяца ребенок начинает произносить не только гласные, но и согласные звуки.

Если грудничок не проявляет коммуникативную активность, постоянно молчит и не реагирует на голос мамы, то рекомендуется его обследовать. Возможно, у малыша есть проблемы со слухом или психикой.

Формирование психики детей

Малышу в возрасте 14 месяцев становится интересней исследовать внешний мир. Он рассматривает игрушки, реагирует на звуки, взаимодействует со сверстниками. Иногда он даже может конфликтовать. Карапуз способен заинтересоваться игрушкой и довольно долго с ней играть. При этом он постоянно будет придумывать новый способ игры. Кроха очень любит подражать родителям, повторять за ними определённые звуки. Он уже может говорить не только элементарные слова, но и простые фразы. К примеру, «мама – на».

А если малышу не будет хватать внимания, он будет плакать или кричать. При этом ребёнок уже приобретает умение манипулировать, чтобы получить желаемое. В год и 2 месяца кроха очень активно проявляет свою любовь к взрослым. Он старается их обнимать, целовать и говорить что-то приятное.

Малыш прекрасно знает лица родственников, может узнать их по голосу или фотографии. Если он слышит знакомое имя, то пытается показать, что знает его. Это замечательное время для начала занятий рисованием, лепки и примитивных аппликаций. У ребёнка начинает формироваться собственное «я».

Занятия от 4 до 6 месяцев

Грудничок в этом возрасте сильно меняется в развитии. Он уже переворачивается и садится сам, может есть более «взрослую» пищу, более вынослив. Поэтому занятия с ребенком по месяцам становятся активнее.

Четвертый месяц

Развитие речи – склонившись над грудничком, проговаривайте короткие стишки

Важно, чтобы в них слышались четкие гласные звуки. Ребенок в ответ должен гулить, после чего вы продолжаете с ним разговаривать (проговаривать стишки)

Знакомство с зеркалом – можно прикрепить небольшое зеркальце к бортам кровати на расстоянии не менее 30 см от лица новорожденного. Также сейчас есть комбинированные игрушки с зеркальцем.

В 4 месяца детям уже нужно показывать книжки с красочными картинками.

Пятый месяц

Лежать в этом возрасте скучно, куда интереснее играть сидя, ползать. К занятиям добавляются упражнения на физическое развитие, продолжительность игр увеличивается.

Забавы с мячиками – разные размеры и материалы, мячики с сюрпризом внутри, с колокольчиками, пупырчатые. Все они для хватания, слуха, зрения.

Прятки – знакомая всем игра «ку-ку», когда мама закрывает лицо ладонями или прячется за простыней

Это упражнение на внимание и эмоции – смех

Реакция на визитеров — когда в комнату входит кто-либо из родителей, членов семьи, живущих вместе с малышом, приветствуйте их эмоционально: «Кто пришел? Папа пришел!». Точно так же когда кто-то выходит из комнаты.

Учим слова – давая грудничку игрушку, обязательно четко произносите ее название. Делайте так каждый раз и с любым предметом, расширяя лексикон ребенка. Даже если он просто агукает, регулярно разговаривайте с ним, стараясь не коверкать слова

Шестой месяц

Мешочек с сокровищами – возьмите или сшейте небольшой трикотажный мешочек, наполнив его разными предметами. Подойдут мячики, кубики, шишки, игрушки, главное, чтобы проглотить их малыш не мог. Суть игры: ребенок по очереди достает из мешочка предметы, а мама или папа произносит, как они называется.

В этом возрасте хороши комплексные игрушки, например, с зеркальцем, музыкальным инструментом, разными фактурами. Если грудничок активно ползает по квартире, уберите все бьющиеся, острые, опасные конструкции. Дайте ему больше пространства и вещей для изучения.

Умственное и психическое развитие детей

Развитие психики ребёнка в большей степени обусловлено генетикой, но насколько малыш реализует свой потенциал зависит от общения с другими людьми. Его недостаток может привести к необратимому отставанию психического развития.

В первые 4 года формируется 50% интеллекта, а к 8 годам – ещё 30%. Таким образом, на всю оставшуюся жизнь остаётся лишь 20%

До трёх лет ребёнок лучше всего усваивает знания, поэтому для этого возраста особенно важно, чтобы он получал как можно больше новой информации. Но это должно происходить с учётом некоторых особенностей, которые мы рассмотрим ниже

Что влияет на развитие психики ребёнка

Усвоению знаний способствуют исключительно положительные эмоции

Поэтому, если ребёнок будет постоянно испытывать негатив, то процесс обучения замедлится.
Важное значение в приобретении информации также имеет импринтинг. Это мгновенное запечатлевание

Иными словами, это любовь или нелюбовь «с первого взгляда», которые определяют отношение ребёнка к конкретной ситуации, а также его желание получать новые знания.
Дети крайне ненасытны в потребности получения новых впечатлений. У них очень быстро пропадает интерес к чему-либо, переключаясь на что-то новое. Прервать эту цепочку может только утомление малыша. Здесь важно найти «золотую середину», так как недостаток информации приводит к торможению развития психики, а её избыток – к переутомлению.
По мере созревания центральной нервной системы у ребёнка появляется необходимость в усложнении получаемой им информации. Поэтому, чем старше малыш и чем выше интеллект, тем более сложные знания он требует.

Ваш ребенок в два месяца

Второй месяц в жизни ребенка – это новый, волнующий этап, наполненный эмоциями, событиями и новостями. К этому моменту любой малыш привыкает к своему дому и начинает чувствовать себя в нем свободно. Развитие вашего новорожденного ребенка в два месяца испытывает особый скачок: его уже сложно назвать новорожденным, так как организм полностью приспособился к внеутробному образу жизни и вошел в наиболее активную фазу своего роста.

Физические показатели (рост, вес)

С физической точки зрения двухмесячный ребенок начинает крайне активно развиваться. Чаще всего к этому сроку он набирает не менее 800 грамм веса и вырастает как минимум на несколько сантиметров. Увеличиваются все средние показатели, будь то охват головы, рост, вес или объем грудной клетки.

Слух и зрение улучшаются, но пока что не достигают идеала (слышит ребенок далеко не все звуки и не умеет фокусировать зрение на быстродвижущихся предметах).

Не стоит пугаться, если ребенок развивается медленнее, чем его сверстники. Существуют усредненные показатели роста и веса, но они вовсе не абсолютны. Имеет смысл насторожиться лишь при резком скачке в весе или другом показателе. Это может быть сигналом некоторого рода патологий, о которых подробнее расскажут специалисты.

Способности и рефлексы ребенка

Ко второму месяцу жизни любой малыш начинает развиваться и осваивать новые навыки и приобретает особые рефлексы. Чаще всего в основу ложатся двигательные функции, открывающие малышу дверь в неизведанный доселе мир. Говорить о том, что умеет ребенок, сложно, так как все навыки достаточно относительны. По данным статистики, большинство двухмесячных детей умеют:

  • предотвращать непроизвольные сокращения мышц;
  • лежать спокойно, расслабившись;
  • на несколько секунд приподнимать грудку, пытается держать голову лежа на животе;
  • держать некоторое время голову на весу (о том, когда ребенок начинает держать голову);
  • удерживать при помощи ладони простые игрушки;
  • хватать самого себя за части тела;
  • улыбается маме;
  • поворачивает голову на источник звука;
  • вслушиваться в человеческие голоса. Оживляется в ответ на общение;
  • лежа на боку может лечь на спину.

Новорожденный уже может изгибаться, махать руками, временами сжимает пальцы и проявляет существенный интерес к предметам, которые можно схватить и пощупать. Именно поэтому он мнет простыни, хватает за руку взрослых и упорно пытается сорвать игрушки, висящие над кроваткой.

Единственным способом общения с окружающим миром для двухмесячного ребенка остается плач, но в его “речи” постепенно начинают проявляться другие звуки. Малыш с большей охотой начинает агукать и смеяться.

  • Начали агукать
  • Начали улыбаться осознано

Чему следует учить малыша

В первую очередь рекомендуется обучать ребенка правильному произношению определенных звуков. Лучше всего пародировать самого малыша, но при этом делая упор на артикуляцию. Наблюдая за движением родительских губ, новорожденный спустя некоторое время непроизвольно начнет им подражать и улучшит собственные навыки. Для этого могут подойти всевозможные сказки и потешки, в которых фигурируют означенные звуки.

Дети радуются, когда их родители переходят с непонятных пока что слов, на звуки. Любой ребенок будет счастлив, если его мама начнет мяукать или гавкать, тем самым успокаивая его.

Режим дня

Двухмесячный ребенок придерживается достаточно мирного образа жизни, поэтому сложно сказать сколько он ест или сколько спит. Учитывая, что в своем возрасте малыш переживает буквально семимильный рост, ему требуется порядочное количество энергии. Получает её он не только из пищи, но из сна, который смело можно причислить к краеугольному фактору. Ребенок большую часть дня спит.

Режим дня важен для развития любого малыша. В первые же месяцы жизни родители должны сформировать расписание, согласно которому как сон или игры, так и питание будут происходить в определенное время. Необходимо подстраиваться под ребенка и помнить, что у него свои биоритмы, заслуживающие уважения со стороны взрослых.

Что должен уметь ребенок

Новорожденный растет быстро, приобретая сразу ряд ценных навыков по месяцам и стремительно приспосабливаясь к внешним условиям. Развитие ребенка в 2 месяца позволяет ему уверенно держать голову, лежа на животе, и недолго держать в руке вложенные в нее предметы. Самостоятельно брать их он еще не умеет и не знает, что с ними делать, поэтому, подержав немного, просто роняет и это нормально.

Что еще умеет ребенок в 2 месяца:

  • следить взглядом за крупными движущимися предметами и людьми;
  • ориентироваться на звук и его направление, прислушиваться;
  • чаще держать ладони расслабленными, а не сжатыми в кулачки;
  • замечать детали предметов и мамины черты лица;
  • реагировать не только плачем, но и мимикой;
  • пугаться резких громких звуков (падение предмета, чихание) и чужого громкого голоса.

Болевая чувствительность в этом возрасте увеличивается, а вместе с ней и ощущение дискомфорта, включая мокрые пеленки или чувство голода.

Зрение

В два месяца ребенок начинает лучше видеть и уже должен уметь узнавать соску, бутылочку с молоком, мамино лицо. Взгляд малыша привлекают игрушки вокруг и более-менее крупные предметы рядом, перед ним и по бокам. Лица людей тоже рассматриваются с интересом, как и человеческие движения, крутящиеся карусели с погремушками.

Ребенок в 2 месяца начинает понемногу различать цвета, поэтому больше внимания он уделяет ярким вещам. Но черно-белые геометрические фигуры ему тоже любопытны

В среднем на одном объекте грудничок может сосредотачивать внимание около 5 минут

Слух

Двухмесячный ребенок также должен уметь поворачивать голову на звук, что дает представление о том, как он ориентируется в пространстве. Малыш прислушивается к работающему телевизору, погремушкам, маминому голосу и необычному шуму вокруг. Не стоит нервничать, если от резких щелчков грудничок вздрагивает и начинает часто моргать – он еще привыкает к новому и не нуждается в гиперопеке от шумов. Но и нарочно их провоцировать тоже не стоит.

https://youtube.com/watch?v=d_pwOTAOpOQ

Двигательная активность и эмоциональное развитие

Тонус сгибателей рук и ног становится меньше, появляется больше спонтанных движений.

Что должен уметь двухмесячный малыш в плане физического развития:

  • удерживать голову на весу (непродолжительно);
  • подносить руки к лицу – тереть глаза, нос, сосать свои пальцы;
  • отпихивать от себя предметы, отводить висящие игрушки в сторону;
  • удерживать в руке предметы на протяжение 10 секунд;
  • поворачивать голову на голоса, звуки;
  • на несколько секунд приподымать грудь, лежа на животе.

Психологическое развитие проявляется в виде активного интереса ко всему вокруг, попытки прикоснуться к вещам рядом с ним и схватить их. В этот период развиваются эмоции. Например, малыш уже может показывать свое недовольство не только плачем, но и скорченными гримасами или имитацией чихания. Приятные вещи вызывают замирание и первую улыбку грудничка.

Поведение

В норме, когда в 2 месяца ребенок достигает пика в плане плача. Из-за развития нервной системы ощущения малыша становятся острее и для него это непривычно. Ребенок много времени уделяет тому, что уже умеет, но хлопот обычно много.

Поскольку грудничок может плакать очень часто, важно особенно внимательно следить за его потребностями в 2 месяца и удовлетворять их: своевременно менять подгузники и пеленки, подмывать, обрабатывать зудящую кожу, кормить, следить за температурой воздуха и удобством в коляске, кроватке. Не редко новорожденный плачем показывает недостаток внимания к себе, испытывая потребность в успокоении, убаюкивании

Как общается двухмесячный малыш

Контактировать и взаимодействовать с другими людьми в общепринятом понимании грудничок пока не может. Его методы коммуникации – плачь, улыбка, мимика. Издавать отдельные звуки, гулить развитие позволяет ребенку примерно в 2,5 месяца.

Стадии формирования навыков

  1. Складывается общее понимание направленности действий взрослого. Первые знания возникают на эмоционально-чувственной и ориентировочной основе в результате показов и пояснений.
  2. У ребенка складывается образ действия, формируется рисунок его выполнения, т. е. оттачивается техника. На этой стадии необходимы демонстрация и соблюдение точной последовательности действий.
  3. Формируется последовательность действий, но навык еще непрочный, полуавтоматизированный.
  4. Отработанный, устойчивый, автоматизированный навык. Ребенок самостоятельно выполняет действие.

Автоматизированный навык должен перейти в привычку, но, учитывая возраст ребенка, взрослый должен наблюдать за ним и контролировать его действия, т. к. без постоянного правильного подкрепления навык может исчезнуть. Итак, чем больше полуавтоматизированных и автоматизированных действий у малыша, тем ему легче и интереснее жить, появляется больше времени для познания содержательной стороны окружающего мира. Действительно, полуторагодовалый малыш не будет бесконечно снимать и надевать колечко на палочку — это действие уже автоматизировано. Теперь он собирает пирамидку в определенной последовательности, осваивая величину предметов, их количество и соотношение. Или составляет свою пирамидку не только из колец, но и из шариков и кубиков, строя башенку невиданной красоты. А к двум годам он будет гордиться: «Это я сам!» Так автоматизированный навык помогает перейти к творчеству.

Привычки, как и навыки, очень устойчивы. Поэтому легче предупредить образование плохой привычки, чем избавиться от нее, когда она уже сложилась. Для успешного формирования навыка следует учить малыша соблюдать последовательность действий, из которых складывается навык, и следить за точностью их выполнения.

Развивающие игры в первый месяц жизни ребенка

В первый месяц жизни ребенку интересны любые новые звуки, поэтому игрушки, способные издавать тот или ной звук (погремушки, пищалки, колокольчики, дудочки, неваляшки), придутся как нельзя кстати. Одной из первых игрушек вашего малыша в этот период может стать мобиль (подвесная конструкция с подвижными частями и звуком, которая крепится над кроватью младенца). Мобили обычно выполнены в ярких привлекающих взгляд цветах и имеют проигрыватели с музыкой.

Посмотрев этот видеоурок, вы узнаете, как выбирать игрушки для ребенка в возрасте до одного года. Рекомендации дает президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, психолог Антонина Цицулина.

Навыки и умения

Новорожденный ребенок в 2 месяца уже держит головку и поворачивает ее в разные стороны, осматривая окружающую его обстановку.

Лежа на спине, начинает приподнимать верхнюю часть туловища, делая движения схожие с физическими упражнениями на пресс. Если ребенку предложить в качестве упора пальцы, то он начнет приподниматься, как будто хочет сесть, и у некоторых деток это действительно получается. Однако переусердствовать с такими «упражнениями» не стоит, так как это может повлиять на развитие тазобедренных суставов. Вообще врачи не рекомендуют сажать детей до 4 – 5 месяцев.

У малыша появляется большое желание стоять, что он и пытается делать, когда его держат подмышками. Он начинает разгибать ножки и упираться ими. Это естественное явление, которое позволяет снизить тонус ножек.

Ребенок начинает играть игрушками, крутя и рассматривая их в руках. Для развития моторики ему можно давать не только объемные предметы больших размеров, но и маленькие фигурки, которые имеют разную форму и фактуру.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector