Правила поведения детей за столом. Уроки этикета и хороших манер

Обращение со столовыми приборами

Каждое блюдо можно есть отдельным набором столовых приборов. Стейки, открытые бутерброды, холодные закуски разделывают при помощи ножа и вилки. Горячую еду из кокотницы берут чайной ложкой. В ресторанах подают отдельные приборы для фруктов, десертов, экзотической еды (лобстера, устриц, улиток, мидий и т. д.). Некоторые блюда (пиццу, закрытые бутерброды, пирожки) можно есть руками.

Прибор при этом располагают зубцами вверх, а ручку держат между большим и указательным пальцами.

Американский этикет менее строг. Он разрешает брать нож только по необходимости, перекладывать вилку в правую руку.

Другие правила обращения с приборами:

Резать блюда можно только по направлению к себе. Это поможет избежать несчастных случаев.
Столовый нож можно использовать только для нарезки блюд и придерживания кусочков пищи на вилке. Есть с него запрещено.
При поедании горячих закусок и мясных блюд нельзя сразу же разрезать их на мелкие кусочки. Это не только неприлично, но и способствует остыванию еды, из-за чего она теряет свой вкус.
Уронив столовый прибор, не стоит лезть за ним под стол. Вместо этого нужно вежливо попросить хозяина застолья (или официанта в ресторане) принести новый.
Если есть необходимость передать прибор соседу, делать это нужно тупой стороной вперед, держась за середину ручки.

Супы черпают ложкой от себя. Это поможет уберечься от брызг.
Чайную и кофейную ложку можно использовать только для размешивания напитка

Запрещено оставлять ее в чашке.
Перемешивать напитки нужно медленно и осторожно. Нельзя бить ложкой о край чашки.
Использованные столовые приборы нельзя класть на стол

Закончив трапезу, их оставляют на краю тарелки.

Даже если блюдо традиционно едят руками (выпечка, целые фрукты и овощи и т. д.), передавать его соседу можно с помощью специальных щипчиков.

Расположение на столе

Приборы на столе располагаются в соответствии с порядком подачи блюд. Те, что будут использоваться первыми, кладут ближе к краю, постепенно приближая их к тарелке. Такая сервировка поможет гостям лучше ориентироваться и сделает трапезу удобнее для них. Под каждый прибор подкладывают салфетку — они не должны касаться стола.

Чтобы правильно расположить различные ножи, ложки и вилки, нужно знать их предназначение:

  1. Столовая ложка — самая крупная. Она предназначена для первых блюд, потому ее кладут с правого края от тарелки.
  2. Десертная ложка меньше столовой и имеет более элегантную форму. Она нужна для поедания десертов, не требующих разрезания — желе, муссов, пудингов, взбитых сливок.
  3. Ложка для мороженого не кладется на стол при сервировке стола, а подается отдельно вместе с вазочкой или креманкой.
  4. Коктейльная ложка с узкой, длинной ручкой подается вместе с напитком. Она служит украшением и не вынимается из бокала.
  5. Чайную и кофейную ложку подают на блюдце вместе с соответствующими напитками.
  6. Столовые нож и вилка предназначены для вторых блюд и горячего, потому их кладут ближе к тарелке, чем ложки для первых блюд. По правилам этикета нож нужно держать в правой руке, а вилку — в левой, потому при сервировке их кладут по соответствующим сторонам (для левшей — наоборот).
  7. Расположение рыбных, закусочных, фруктовых, десертных ножей и вилок зависит от очередности подачи блюд.
  8. Вспомогательные столовые приборы (например, щипчики для раскрытия улиток или устриц) подаются вместе с едой, для которой они предназначены.

При сервировке блюд лезвия ножей должны всегда указывать в сторону тарелки.

Специальные жесты и знаки

В ресторанной культуре образовался особый язык ножей и вилок, с помощью которого можно выразить свои намерения официанту.

Некоторые из его жестов:

  • столовые приборы лежат параллельно друг другу в правой стороне тарелки — трапеза окончена;
  • края ножа и вилки касаются тарелки, но рукоятки лежат на столе — пауза;
  • вилка лежит поверх ножа и перпендикулярно ему зубчиками вверх — ожидание добавки;
  • приборы лежат крест-накрест — ожидание следующего блюда;
  • приборы лежат параллельно друг другу ручками вниз — благодарность повару;
  • нож и вилка скрещены зубцами — еда не понравилась;
  • столовые приборы лежат по краям тарелки ручками вверх — гость требует жалобную книгу;
  • лезвие ножа лежит между крайними зубчиками вилки — посетителя все устраивает и он готов стать постоянным клиентом ресторана.

Речевой – Вежливо говорить и благодарить

Младшие школьники, как и дошкольники, должны изучать правила общения с людьми, для этого, в случае необходимости, следует напоминать им о правилах речевого этикета, изложенных в разделе выше, закреплять их. Также существуют и правила общения с людьми, которые следует соблюдать абсолютно всем. Этим правилам следует учить детей с самого раннего детства. Еще совсем малыши должны знать, что:

  1. При встрече следует приветствовать знакомых;
  2. Ко взрослым следует обращаться на «Вы»;
  3. Запрещается перебивать взрослых, вмешиваться в их разговор и комментировать услышанное;
  4. Перед расставанием следует прощаться;
  5. Следует благодарить за оказанную услугу, подаренный подарок и т.д.
  6. В случае проступка следует просить прощения;
  7. Запрещается обзываться, оскорблять других детей;
  8. Запрещается использовать слова-паразиты;
  9. Запрещается ябедничать;
  10. Во время разговора необходимо давать возможность высказаться всем присутствующим, не перебивать их;
  11. Если собеседник начинает вести себя неподобающим образом, следует сделать ему замечание, но не уподобляться ему;
  12. В разговоре запрещается обсуждать других людей, критиковать их.

Ход занятий:

Беседу провожу за большим столом.

Воспитатель: где начало занятия? У пешеходного перехода собрались люди. Все ждут сначала светофора, чтобы перейти улицу. Они стоит на тротуаре.

Светофор.

С площадей и перекрестков

На меня глядит в упор

С виду грозный и серьезный

Очень важный светофор.

У него глаза цветные,

Не глаза- а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня

Поглядите – кА сейчас

Загорелся желтый глаз.

– Ребята, можно идти, ехать? Правильно, нет, это сигнал – внимание?

Стоят машины, пешеходы.

Светофор мигнул и раз-

Вдруг открыл зеленый глаз.

– Пешеходом путь открыт!

(Игрушки-пешеходы переходят улицу. Игрушками управляют дети)

– Ребята, переходя дорогу, как бы вы ни спешили, ни торопитесь, не следует бежать, расталкивая прохожих, как будто за нами кто-то гонится.

В этом случае можно сказать,тем кто идет не спеша: «Разрешите пройти?

Постарайтесь не задевать прохожих зонтиком, игрушкой, сумкой.

– Ребята, давайте вспомним основные правила для пешеходов?

– Идти только по правой стороне тротуара

– Не гулять по мостовой и не переходить проезжую часть улицы на искосок

– Не расталкивайте прохожих, спеша к автобусу.

– Если встретили знакомую, то для того, чтобы поговорить, отойдите с ним в сторону.

(девочка переводит черепаху через дорогу без соблюдения правил)

Воспитатель: – Мне, – сказала черепаха,-

Неизвестно чувство страха,

На сигналы не гляжу :

Где хочу- перехожу!

-Ребята, объясните черепахе, почему она не права. (Ребята объясняют)

А пока переходила,

Под машину угодила.

(мальчик ведет машину и наезжает на черепаху)

Искры брызнули из глаз…

Хорошо, что панцырь спас!

(ребенок выкатывает маленький мяч на проезжую часть, за мячом «бежит» собачка)

Шарик мчится за мячом:

-Мне машина не по чем!

(машина объезжает Шарика)

Отскочить он не успел

И остался чудом цел.

-Ребята, объясните Шарику, какое правило он нарушил?

Дети: Нельзя играть рядом с проезжей частью или на ней!

– Ребята, назовите сигналы светофора. Что они означают? Назовите правила поведения для пешеходов и покажите их действие на игрушках.

– Сойдя с тротуара, нужно посмотреть налево, а дойдя до середины улицы, направо.

– Переходить улицу можно в местах, где есть переходная дорожка.

– Не переходить улицу, если по ней движется специальный транспорт.

– Молодцы ребята, справились с заданием.А сейчас давайте поиграем с вами в игру: «Правильно – неправильно»

Цель: Развитие внимания, умение находить нарушения правил поведения на улице, на картинках.

Оборудование: Картинки с изображением различных ситуаций на улице.

Описание: Ребята, внимательно рассмотрите картинки, что правильно, что- неправильно.

В заключении спрашиваю у детей:

– Ребята, скажите, станет ли культурный человек громко разговаривать на улице, привлекая внимание, ссорить, бросать шелуху от спичек, бумажки?

-Если вам нужно о чем-то спросить на улице, как вы поступите?

– Ребята, а какие вы знаете правила поведения на тротуаре?

(не толкать прохожих, не мусорить, пропускать прохожих).

-А какие вы знаете правила поведения на проезжей части?

(переходить дорогу только на зеленый цвет, не бегать переходя дорогу, не играть на проезжей части)

В конце беседы хвалю детей.

Тема «О культуре поведения»

1. Продолжать формировать у детей доброжелательное, вежливое, уважительное отношение к окружающим людям.

2. Формировать умение оценивать позитивные и негативные поступки сверстников.

3. Развивать связную речь, интонационно-выразительную речь.

Оборудование: игрушки, медведь.

Этикет ученика

Школа – это одна из самых важных сфер детской жизни, которая занимает существенную часть его времени. Поэтому неудивительно, что в школьной культуре есть немало правил, с которыми поначалу ребенку может разбираться с трудом.

Уроки этикета для детей дошкольного возраста, а также школьников постепенно расставят все по своим местам. Вскоре все войдет в привычку и ребенку будет легко соблюдать необходимые предписания в школе.

Ключевые правила поведения для детей школьного возраста в учебном учреждении:

  • Портфель желательно собирать еще вечером, чтобы утром не тратить на это время и не опаздывать.
  • Ученик должен приходить за 15 минут до уроков. Это время необходимо для того, чтобы школьник успел сдать вещи в гардеробную и подготовиться к занятиям.
  • Этикет для школьника предполагает аккуратное и бережное отношение ученика к имуществу школы, других учеников и собственному.
  • На мобильном телефоне нужно отключить звук, чтобы внезапный звонок не отвлекал ни учеников, ни учителей.
  • Когда в класс входит педагог, другие взрослые или директор, ученики должны молча встать в знак приветствия.
  • На уроках нельзя говорить с одноклассниками и покидать помещение, не спросив разрешения у учителя. Для этого нужно поднять руку, а затем задать вопрос.
  • Нельзя разговаривать, кричать, нарушать правила поведения во время урока.
  • Ученик должен содержать свою парту в порядке. Учебники, тетради, ручки и карандаши следует раскладывать аккуратно. Не стоит и говорить о том, что нельзя писать на партах.
  • Школу не пропускают по неуважительной причине. Если нужно уйти с уроков раньше, нужно спросить разрешения у учителя или же у медсестры, если причина в плохом самочувствии.
  • Нельзя смеяться над одноклассниками, обижать их или бросать различные предметы. Относиться к одноклассникам необходимо уважительно.

Правила поведения ученика в школе во время перемены:

  • нельзя покидать класс, пока учитель не даст такое разрешение;
  • по коридорам, классу и лестницам нельзя бегать, так как это не только проявление невоспитанности, но и травмоопасно;
  • нельзя садиться на подоконники – даже в тех случаях, если окна плотно закрыты;
  • не допускается бросание каких-либо предметов в педагогов и других учеников;
  • нельзя хлопать дверьми, съезжать по перилам;
  • запрещено использовать нецензурные слова и неприличные жесты.

Следует помнить, что перемены существуют для того, чтобы отдохнуть, поесть, справить нужду, посетить библиотеку или позвонить родным по телефону (если это разрешено школьным уставом).

Правила этикета по телефону для детей

С раннего возраста очень важно привить ребенку правильную культуру общения по телефону. 

Вот основные правила и рекомендации, которые помогут вашему ребенку быть воспитанным во время общения по телефону:

  • Обязательно начинайте телефонный разговор с вежливого приветствия:«Здравствуйте!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», если общаетесь с другом, то можете начать со слов: «Привет!»,«Здравствуй!»;
  • Телефонный разговор должен быть кратким и лаконичным, все детали можно обсудить при личной встрече.
  • После ответа собеседника, спросите: «Удобно вам (тебе) сейчас разговаривать?», если неудобное время для беседы, попросите вам позвонить позже.
  • Не нужно беспокоить по телефону людей до 8-00 и после 21-00, если это не форс-мажорная ситуация, требующая немедленного решения.
  • Интонация во время разговора максимально приветливая, доброжелательная, не нужно повышать голос или угрожать собеседнику.
  • Плотно держите телефон в руках, чтобы собеседник вас слышал хорошо, четко произносите свои слова и не отвлекайтесь параллельно на беседу с третьим человеком, это неуважительно.
  • Постарайтесь продумать разговор заранее и задать все вопросы человеку за один телефонный звонок, беспокоить человека несколько раз не тактично.
  • Если по телефону вам ответил не тот человек, то поздоровайтесь с ним и вежливо попросите позвать к телефону вашего товарища, если он дома.
  • Во время телефонного разговора не перебивайте собеседника, выслушайте его внимательно, только затем задавайте вопросы.
  • В завершении разговора вежливо попрощайтесь «Всего доброго, До свидания!», «Всего хорошего, до встречи!»

Каждый ребенок должен соблюдать приведенные выше правила и осваивать правила этикета в школе, во время общения с незнакомыми людьми, другими детьми и родными с раннего детства.

В будущем это сделает из вашего ребенка культурного человека, который своим поведением будет радовать вас и своих будущих детей воспитает соответствующим образом.

Как известно, яблоко от яблони недалеко падает.

Этикет за столом для школьников

Школьники чаще посещают различные культурные мероприятия, потому должны быть не только знакомы, но и отлично знать нюансы столового этикета. Они запросто могут управлять со столовыми приборами, поддержать светскую беседу, контролировать свое поведение.

5 класс

В 5 классе дети должны отдавать себе отчет, что культурно кушать с помощью вилки и ножа. При этом держать их нужно правильно: нож в правой руке, а вилку в левой. Перекладывать приборы можно только в исключительном случае, когда нужно взять сыпучее блюдо.

Также пятиклассники должны обладать такими знаниями:

  • перед тем, как выпить напиток, нужно вытереть рот салфеткой;
  • если ребенок хочет налить напиток в стакан, но переживает, что прольет жидкость, лучше попросить об этом взрослого;
  • стакан или чашку нужно держать всегда двумя руками;
  • выходить из — за стола нужно с правой стороны стула;
  • передавать продукты за столом нужно слева направо.

6 класс

В 6 классе дети должны расширять знания о разновидностях столовых приборов. Их немало, потому на это будет потрачено много времени. Нужно стараться, чтобы ребенок пользовался хотя бы частью из этих приборов дома. Можно включать для просмотра фильмы о столовом этикете.

Шестикласснику под силу проявлять заботу и о ближнем соседе по столу. Мальчики могут поухаживать за девочками: задвинуть стул, предложить блюдо и т.д.

Также дети такого возраста могут проявить инициативу и помочь с уборкой после еды.

7 класс

Семиклассники не только должны разбираться в тонкостях поведения за столом, но и начинать знакомство с традициями и правилами столового этикета в разных странах. Это очень полезная и интересная информация. Обычно дети с увлечением просматривают подобные фильмы или слушают рассказы.

Также в 7 классе уместно рассказать о сервировке стола, темах для светской беседы, правилах общения и способах увлечь собеседника

В этом возрасте важно иметь больше практики, потому можно смело брать ребенка с собой в гости к друзьям, в рестораны и кафе

Что надо знать об этикете для детей

Заботливым родителям наверняка захочется узнать, когда начинать обучение этикету и существует ли детский этикет? Педагоги говорят, что большинство малышей усваивают нормы поведения за столом уже в возрасте 1,5 – 2 года, хотя основы закладываются с рождения. Ведь именно в раннем детстве идет активное освоение окружающего мира, и дети, как губки, быстро впитывают все новое и полезное. Кроме того, в основе этикета лежат необходимые культурно-гигиенические навыки, например, мытье рук перед едой, пользование салфеткой, правильное использование столовых приборов во время приема пищи только за столом. Такие действия, которым ребенка учат с рождения, закладывают навыки правильного поведения за столом в дальнейшем. Однако не лишне напомнить родителям базовые нормы этикета за столом для детей и основные приемы их формирования:

Необходимая подготовка к приему пищи. Для дошколят должны стать нормой: чистые руки, салфетка на груди (у малышей) или на коленях и перед собой (у дошколят), посещение туалета перед едой, аккуратно заправленная одежда.

Правильная посадка за столом

Ребёнок должен понимать, почему так важно красиво сидеть за столом: не разваливаться и не раскачиваться на стуле, сидеть прямо, не облокачиваясь на стол, не расставляя локти. Именно так можно аккуратно и умело пользоваться столовыми приборами

А правильная осанка вызывает у окружающих одобрение и восхищение. Иногда бывает трудно добиться правильной осанки за столом. Некоторые специалисты советуют попробовать такой прием: подмышки ребенку подложить книжки и придерживать их во время еды. Такое упражнение поможет дошколенку сформировать умение прямо сидеть за столом.

Сервировка стола для каждого возрастного периода. Для совсем маленьких детишек стол излишне не перегружают столовыми приборами, так как это отвлекает кроху от принятия пищи и побуждает играть лишними предметами. А вот для дошколенка важно сервировать стол так же, как и для взрослых: салфетки, хлебница, разного размера тарелки, ложка, вилка, нож. Не надо волноваться, что ребенок может пораниться столовыми приборами. Во-первых, нужно приобрести детские наборы столовой посуды, которая практически безопасна для малышей. Во-вторых, обучать пользоваться ножом и вилкой нужно постепенно, под присмотром взрослых. В-третьих, прием пищи за правильно сервированным столом как можно чаще организовывать в семейном кругу, чтобы дать возможность крохе поучиться у близких. Тогда это станет нормой для малышей.

Правильное поведение взрослых и детей за столом. Во время еды не надо разговаривать на отвлеченные темы, постоянно одергивать малыша, если он делает что-то неправильно. Это отвлекает маленького ребенка от правильного пользования столовыми приборами, аккуратной еды. Но и молчание за столом тоже противоестественно. Поэтому негромкое одобрение малыша за красивые манеры, похвала хозяйке за вкусное блюдо, короткое замечание спокойным тоном по поводу неправильного действия будут вполне уместны. Манеры взрослого за столом должны стать примером для ребенка.

Общепринятые нормы этикета. Ребенок должен с младенчества понимать, что чавкать, громко смеяться, тянуться за едой через весь стол, копаться в общем блюде, убегать из-за стола, забывая благодарить за обед – неприемлемо. Все это вызывает неодобрение окружающих и негативное отношение к самому ребенку. Близкие в семье должны объяснять это дошколятам при любой возможности и порицать за такое поведение. Невозможно привить этикет, если в семье он не соблюдается!

Телефонный разговор

Стационарным аппаратом дети начинают пользоваться лет с пяти, отвечая на звонки, а первый смартфон часто покупают первоклассникам. Хорошие манеры при использовании телефона заключаются в следующем:

  • Начинать телефонный разговор нужно с приветствия, заканчивать прощанием.
  • Громко общаясь по телефону, ребенок может вызвать неудовольствие окружающих.
  • В некоторых ситуациях или в организациях, где по правилам нельзя разговаривать по смартфону, – на уроке, в церкви, магазинах и банках – телефон отключают.
  • В обстоятельствах, при которых нет возможности для разговора, на телефонный звонок нужно ответить и пообещать перезвонить позднее.

    Нужно непременно исполнить обещанное позже.

  • Если произошла ошибка набора номера, следует извиниться.
  • SMS-переписку необходимо вести грамотно.
  • Нельзя отвечать на звонки с незнакомого номера.

Этикет для детей школьного возраста: звонить до 8 утра и после 9 вечера невежливо, исключение – срочный, неотложный разговор. Если на стационарный телефон позвонили кому-то из членов семьи, не нужно задавать лишних вопросов и праздно беседовать. Если близкий человек отсутствует, нужно спросить, что ему передать.

Правила поведения в обществе

В обществе ребенок невольно становится лицом своих родителей, ведь если маленьким непоседам незнакомцы прощают любые шалости, то их мамам не прощается ничего. Что бы ни натворил малыш, уничтожающий взгляд всегда достается взрослым. Отношение к воспитанным детям диаметральное, ими восхищаются, а родителей и вовсе готовы носить на руках. Чтобы не краснеть, а наслаждаться заслуженным чувством родительской гордости, учите малыша следовать следующим правилам поведения в общественных местах.

В гостях

Невежливо приходить в гости, не предупредив хозяев заранее.
Нельзя приходить слишком рано или слишком поздно, даже если хозяева не возражают. Время следует выбирать умеренное.
Невежливо приходить в гости с пустыми руками, с собой всегда нужно иметь гостинец, хотя бы символический. Прекрасно подойдут сладости для детей, если они есть в доме.
В чужом доме нельзя бегать и шуметь.
Нельзя брать без спроса и переставлять вещи

Ни в коем случае нельзя открывать тумбочки, шкафы, кладовки, заходить в закрытые комнаты.
Если в чужом доме что-то не так, например, беспорядок или не очень чисто, не следует показывать, что обратили на это внимание.

В общественном транспорте

  1. Прежде чем войти в транспорт, нужно дождаться, пока все выйдут. Нельзя лезть вперед и создавать помехи.
  2. Оказавшись внутри, не следует сразу бежать на свободное место.
  3. Садиться можно только в том случае, если никто из взрослых не захотел занять место.
  4. Нельзя стоять возле двери, если только это не единственное свободное место в салоне. Если в середине салона есть место, лучше пройти туда.
  5. В транспорте обязательно снимать рюкзак и держать его в руках всю поездку.
  6. На сиденье нельзя ерзать и болтать ногами, нельзя есть и пить.
  7. Необходимо уступать место женщинам и девушкам (если ребенок – мальчик), пожилым людям, инвалидам.

В магазине

  1. В магазине нельзя бегать и кричать.
  2. Нельзя трогать руками витрины и товары.
  3. Нужно вести себя скромно, нельзя приставать к родителям, требовать купить игрушку, устраивать истерики.
  4. Если родители заняты покупками, нужно терпеливо дождаться, пока они закончат.
  5. Нельзя лезть в сумки к родителям, просить что-то достать и т. д. Все это делается либо за пределами магазина, либо дома.

В театре

Театральный этикет предписывает четкие правила поведения зрителей в стенах всех подобных учреждений:

  1. Приходить в театр следует в выходной одежде. Стиль одежды строгий или праздничный (если это именно театр, а не детский актерский кружок).
  2. Недопустимо опаздывать, желательно приходить немного раньше, чтобы не раздеваться впопыхах и не бежать на свое место.
  3. На места в середине ряда проходить лицом к зрителям, извиняясь за неудобства. Желательно сделать это заранее.
  4. После начала спектакля телефоны должны быть отключены полностью, нельзя есть или пить, нельзя перемещаться по залу, разговаривать.
  5. Смеяться в театре можно только в том случае, когда это предполагает действие, то есть, когда смеется весь зал. Хлопать также следует только в подходящие для этого моменты вместе со всеми.
  6. Даже если спектакль не нравится, следует проявить терпение. Нельзя ерзать в кресле, канючить, дергать родителей.
  7. Выходить в буфет или в туалет можно только во время антракта.

Как легко и быстро научить этикету детей?

Каждый специалист скажет, что лучшим приемом обучения дошколят является игра, как основной вид деятельности в этом возрасте. Навыки этикета могут прекрасно формироваться в игровой форме. Для этого используются любые виды игр: сюжетные, дидактические, подвижные

Важно, чтобы они решали задачу ознакомления ребятишек с нормами этикета и правилами поведения за столом

Сюжетные игры

Такие виды игр всегда привлекают дошколят, так как своими сюжетами отображают ситуации повседневной жизни детей. Их можно организовать в любых условиях: на даче, во время прогулки, дома. Главное, сюжетные игрушки должны быть в достаточном количестве в игровом уголке ребенка: игрушечная посуда, кукольная мебель, кукольные персонажи.

“Накормим куклу”

Популярные сюжетные игры по типу “Накормим игрушку” нравятся детям всех возрастов и легко проводятся в домашних условиях. Для подобных игровых действий используются самые обычные игрушки, которые есть у каждого ребенка: кукольная (или детская) мебель, посуда (игрушечная или пластиковая), любимая игрушка ребенка (куклы, мишки, зайки). Взрослый предлагает малышу сюжеты: “Давай устроим нашим куклам праздничный обед”, “Сегодня у мишки день рождения, давай пригласим на чаепитие его друзей”. По всем правилам сервировки накрывается стол: скатерть, столовые приборы, тарелочки, вазочка с цветами, салфетки. Все принадлежности раскладываются малышом под руководством взрослого, который исправляет ошибки и рассказывает, как правильно раскладывать столовые приборы (вилка – слева от тарелки, нож – справа), какие тарелки нужны для первого блюда, второго, для десерта. Затем приходят “гости”, ребенок рассаживает всех за столом и угощает. Взрослый может взять на себя роль какого-либо гостя (зайчика) и действовать за него, чтобы разнообразить сюжет, вносить разные ситуации: забывает, для чего нужна вилка, тянется за конфеткой через весь стол, широко расставляет локти на столе и мешает другим персонажам.

“Путешествие”

Распространенная игра в детском саду, которую легко организовать в домашних условиях, привлекая к участию всех домашних. Такое развлечение не только помогает решить задачу формирования этикета, но и разнообразить семейный досуг, сблизить взрослых и детей. Для игровых действий устраивается поезд из стульчиков, стоящих в ряд. Можно подготовить билеты с номерами мест, что поможет повторить знания о цифрах. Затем игроки рассаживаются по местам, и “поезд” отправляется в путь. Ведущий (взрослый) рассказывает, что путешественники видят по дороге (можно прикрепить к стенам картинки с пейзажами, составить “Эйфелевую башню” из кубиков, зоопарк из экзотических животных: обезьянок, тигров, попугаев). На одной из остановок путешественники могут отправиться в кафе, чтобы перекусить. Здесь основная роль принадлежит ребенку, который сервирует столы для обеда.

“Магазин посуды”

Взрослый вместе с ребенком обустраивает “магазин”, в котором продается разнообразная посуда (можно использовать игрушечную или пластиковую посуду). Можно предложить разыграть сюжеты: “Скоро праздник, нужно купить новую посуду и столовые приборы для гостей”, “Маленькие мишки-шалунишки разбили столовую посуду, нужно помочь им купить посуду для обеда”.

Роль в воспитании

Нормы поведения играют большую роль в воспитании детей, благодаря им, ребёнок будет легче ориентироваться в разных жизненных ситуациях, научится сглаживать многие конфликты. Ведь дети часто ссорятся из-за пустяков.

Основную информацию о том, как необходимо вести себя в той или иной ситуации, дети получают, просто наблюдая. Поэтому основным местом изучения этикета является семья. Ваше дитя будет относиться ко всем знакомым так, как это происходит у него дома. Отношения между близкими людьми полностью проецируются на ребенка.

Родители должны подавать пример своим детям, воспитывая внимательность к тому, кто рядом и вежливость ко всем окружающим. Для этого можно просто показывать им, что старшим нужно уступать место, а девочек пропускать вперёд. Желательно прибегать к использованию следующих слов:

  • извините, прошу прощения;
  • пожалуйста, большое спасибо;
  • приятного аппетита, будь здоров;
  • доброе утро, спокойной ночи.

После каждой увиденной ситуации ребёнок начнёт привыкать к этой дружелюбной атмосфере и вежливости в целом. Удивительно то, что дети, только-только научившиеся говорить, произносят все те вежливые слова, которые слышали ранее от родителей.

После того как дети попадают в общество, они должны социализироваться, а помощь оказать могут только взрослые, ставя себя в пример, читая сказки или объясняя разные ситуации. Это является основой в развитии культурного человека, который сможет достойно выйти из самых сложных ситуаций в жизни, не попадая в неловкие положения. Обучать этому родители начинают ещё в самом раннем детстве, прося своего малыша помахать ручкой на прощание и сказать «пока-пока». Перед тем как отправить своё дитя в детсад, ему необходимо рассказать, что к старшим обращаются по имени-отчеству и на «вы».

Дети отрицательно относятся к различным наставлениям. Если ребёнок постоянно находится под назидательным контролем, то он вряд ли будет прислушиваться к вам. То есть, чем строже вы будете следить за его поведением, тем упрямее он будет идти наперекор вам. Поэтому во время обучения детей нужно прибегать к элементам игры.

Для детей ваших слов мало. Ребенку обязательно надо показать и рассказать, почему делать нужно именно так, а не по-другому. Предпочтительно приучать к нормам поведения косвенно, а не прямым текстом, чтобы ребёнок сам хотел следовать им. Для малышей, которые еще не научились читать, лучшим вариантом привития норм поведения считаются сказки и игры.

Подобным образом можно научить детей правилам поведения за столом, этикету в общественном транспорте или больнице. Для тех, кто любит сказки, можно прибегать к уже существующим или придумать свою историю. Отличным примером является книга «Волшебное слово» В. Осеевой.

Детские сказки и рассказы всегда являются поучительными, дети обычно представляют себя в роли основного персонажа и могут сами сравнить, где главный герой поступил правильно, а где нет. Следует задавать ребенку вопросы из моментов в рассказе, чтобы он давал ответы на них. Можно создать бесконечное множество историй, взяв за основу любимую игрушку или героя мультфильма. В этом случае всё зависит от фантазии родителей.

Лучшими сказками, помогающими освоить нормы этикета, являются те, в которых персонажи, совершив плохие поступки, задумываются над ними и исправляются. Можно пользоваться правилами, написанными в стихотворной форме. Хорошим пособием можно считать произведение Григория Остера, сочинившего «Вредные советы».

С помощью игры можно обучать правилам этикета и детей-подростков. Например, написать на листочке некоторую часть правил, продолжение которых дети должны дописать сами. По словам психологов, чем раньше дети осознают, как следует себя вести, тем успешнее они будут в компании сверстников.

Основными принципами, трактующими правила поведения в обществе для детей, являются хорошие поступки и демократия в общении. У человека, который хорошо овладел этикетом речи, всегда много товарищей. В этом случае ребёнок будет с удовольствием ходить в детсад.

Знает ли ребёнок основные принципы поведения в обществе – от этого зависит, готов ли он идти в школу или нет. Если дети не умеют правильно общаться, то им будет сложно стать успешными и добиваться требуемых задач, а также определиться с выбором профессии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий