Что должен уметь ребёнок в 12 месяцев?

Физиологические изменения

  • Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
  • Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
  • Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год. Прорезывание зубов может омрачать жизнь малыша и его родителей плохим сном, снижением аппетита, капризами и плачем малыша, связанными с болевыми ощущениями во рту.

Для облегчения симптомов прорезывания зубов может применяться стоматологический гель тройного действия Холисал. При местном применении действующие вещества препарата всасываются через слизистую оболочку полости рта, помогая снимать боль и воспаление, а также воздействуя на вирусы, грибы и болезнетворные бактерии. Гелевая адгезивная основа помогает удерживать на слизистой оболочке действующие вещества, продлевая их действие¹. Стоит отметить, что гель Холисал не содержит лидокаин, и может быть рекомендован пациентам с непереносимостью лидокаина. В отличие от некоторых других местных антисептических и противовоспалительных средств, Холисал может применяться как у взрослых, так и у детей

Важно соблюдать осторожность при применении у детей до года и предварительно проконсультироваться с врачом

Первый кризис ребенка в 12 месяцев

Как видите, первый кризис ребенка наступает не в подростковом возрасте, а возрасте всего одного годика. У ребенка уже может формироваться своя личная позиция – что он хочет делать, а что нет, что ему нравится, а что не очень. Ребенок в 1 годик уже начинает осознавать собственное «Я». От этого меняется его поведение – оно может быть упрямым и нелогичным. Например, ребенок может согласиться что-то делать (например, гулять), а потом резко отказаться, передумать. У ребенка могут начаться бои со сном, он может иногда капризничать без видимых на то причин.

Врачи-психологи говорят, что ребенку в этом возрасте можно позволять кричать и топать ногами, если он чего-то очень хочет. В другом возрасте – нет, а в этом – пожалуйста. Так малыш отстаивает свою жизненную позицию. Это отголоски того времени, когда плач был единственным способом ребенка сказать или показать что-то родителям, когда речи еще не было. Ее и сейчас почти нет, но совсем скоро ребенок заговорит и такая роскошь, как плач, будет для него все более недоступной.

Во время истерики ребенка нельзя бить или кричать на него. Если малыш плачет, значит, с ним что-то действительно не то, у малыша настоящее горе. Нужно взять его на руки, успокоить, покачать, поцеловать. Очень быстро все проблемы малыша пройдут. Физиологические особенности ребенка в 12 месяцев таковы, что, раз уж он начал громко реветь, то сам успокоится еще нескоро, поскольку у него все еще может проявляться гипертонус мышц. Чтобы расслабить их, нужно снять стресс у ребенка, погладив его и устранив таким образом мышечные зажимы.

Ребенок в 12 месяцев уже показывает свой характер. Это хорошо, потому что он растет человеком с позицией. А задача взрослых – понять его и помочь.

Что уже умеет малыш

  • Ребёнок активно пользуется своим «словарём», который содержит уже до пятнадцати простейших слов, типа «дай-дай», «гав-гав», «ням-ням». Он безошибочно определяет ситуации, к которым применимы эти слова, и произносит их. Например, «ням-ням» — это просьба к маме дать ему яблочко, это восклицание малыша при виде еды или посуды, это рассказ о собачке, которая кушает из мисочки.
  • К годовалому возрасту ребёнок может самостоятельно ходить. Правда, часть детей по различным причинам откладывают этот период на будущее, довольствуясь пока ползанием и ходьбой с опорой.
  • Малыш требует самостоятельности во всём, он активно кричит и протестует, когда ему насильно навязывают действия или правила игры. Ребёнок может уже стягивать с себя обувь, носочки, колготки, пижаму, проявляя навыки самообслуживания. В ванной малыш трёт ручками, смывая грязь, умывает личико и вытирается полотенцем.
  • В игре ребёнок умеет строить башенки из кубиков и стаканчиков, собирает предметы один в один, шнурует, нанизывает бусы.
  • Ребёнок умеет и любит работать с тестом или глиной — конечно, если ранее родители предоставляли ему возможность потренироваться. Подражая действиям взрослых, он может слепить колбаску, скатать шарик, лепёшку.
  • Ребёнок проявляет живой интерес к красочным картинкам в книжке, показывает на них пальчиком, пытается выказать своё отношение к ним. Если малыш увидел на иллюстрации собачку или коровку, он может имитировать их голоса. Годовалый ребёнок обожает рисовать, он тщательно водит карандашом или фломастером по бумаге, пытаясь «рассказать» окружающим, что именно он рисует.
  • К году малыш привыкает к горшку и может самостоятельно на него садиться.
  • При еде ребёнок уже вполне уверенно держит в руке ложку, донося её до рта. Ребёнок пьёт из чашки, держа её обеими ручками.

Режим – сон и питание

Родители многих годовалых детей сталкиваются со сменой режима. Приходится это делать потому, что теперь ребенка становится трудно уложить днем в такое же время, поэтому дневной сон приходится отодвигать. Так проявляют себя «совы», которые утром просыпаются в 9 – 10 часов, а днем укладываются в 14 – 15 часов. Таким образом, получается, что такие дети начинают спать днем один раз по 2 – 3 ч, примерно с 14 до 17 часов, а ночной сон у них начинается только в 22 часа или даже позднее.

В связи с этим приходится приучать малыша к другому режиму питания. Если ребенок перешел на один длинный дневной сон, то пять раз покормить его не получится. Такие малыши кушают 4 раза, например: завтрак в 9.00, в 13.00 — обед, в 17.00 – полдник и ужин в 21.00.

Если режим вашего малыша не подвергся изменениям, то все остается по-прежнему. (см. ребенок в 11 мес.)

Как помочь малышу развиваться

Продолжайте периодически носить ребенка на руках. (см. «холдинг» ребенка в 10 мес.) Развитие ребенка в годик все так же направлено на совершенствование речи и мелкой моторики, поэтому продолжайте занятия, которые развивают эти функции. (см. ребенок в 10 и 11 мес.) Самый главный навык, который сейчас приобретает ваш кроха – это ходьба

Как бы вам не захотелось, чтобы ребенок начал ходить, важно, чтобы он был к этому готов. Если малыш освоил ползание и с легкостью передвигается, то можно подталкивать его к тому, чтобы он начинал ходить, но отучать ползать его не нужно

Для этого: Поместите любимые игрушки малыша на доступную для него высоту. Как только вы заметите, что малыш встал и тянется за предметом, перенесите его чуть подальше от ребенка, чтобы кроха проделал несколько шагов сторону цели. Не торопите малыша, опорно-двигательный аппарат постепенно привыкает к новым нагрузкам. Увеличивайте расстояние постепенно. Когда ребенок научится проделывать самостоятельно подряд несколько шажков от опоры до опоры, создайте ему несколько таких целей в виде игрушек. Пусть малыш переходит от одной опоры до другой: от стула к кроватке, от кроватки к креслу. Очень часто малышу мешает сделать первый шаг чувство неуверенности и страх потерять равновесие. Дайте малышу в руки игрушку для равновесия, отойдите на пару шагов и попросите принести вам предмет. Многим деткам этого достаточно, чтобы осмелиться ходить самостоятельно

Когда ходите гулять с ребенком, обращайте внимание ребенка на других детишек, которые уже ходят. Чужой пример заразителен

Не злоупотребляйте ходунками, они могут сформировать неправильную осанку (ЗА и ПРОТИВ ходунков). Лучше использовать игрушки-каталки или вожжи. Поддерживайте малыша за предплечья или кисти, но не за подмышки. Когда кроха сможет делать несколько шагов самостоятельно, можно страховать сзади, поддерживая за капюшон. Теперь старайтесь меньше пользоваться коляской. Падения – важная составляющая в процессе обучения ходьбе. Не бросайтесь к нему сразу же после падения, пусть малыш сам попробует встать. Помогайте, если ребенок действительно не может встать или ударился и заплакал. Если у вас есть, где походить по травке, по песку или просто по земле, то будет полезным выпускать погулять ребенка босиком. По жесткому полу учить ходить малыша нужно только в специальной детской обуви. Причина в том, что при ходьбе в стопе напрягаются определенные группы мышц, что происходит только при передвижении по естественным поверхностям (земля, песок, камушки). Когда ребенок ходит по жесткому полу, то стопа расслаблена или не полностью напряжена, что приводит к различным нарушениям в походке и голеностопе. Следует заметить, что первые башмачки должны быть не просто тапочками или нарядными босоножками, а ортопедически правильными ботинками. Желательно, чтобы они были на шнуровке и с высоким задником — для устойчивой фиксации голеностопа и с каблучком 5 мм — для профилактики плоскостопия. Конечно, не нужно держать постоянно ребенка в ботинках, но когда малыш учится ходить – одевайте.

Читаем статью 10 способов как научить ребенка ходить

Игры

Играйте с детьми в сюжетные игры: все, что вы увидели на прогулке можно обыгрывать дома с помощью игрушек, например: вы смотрели, как грузовик разгружал кузов. Дома можете это повторить с детской машинкой и кубиками. Или устраивайте ребенку сказки-спектакли при помощи пальчикового детского театра или матрешек в виде героев сказки.

Пришло время перестроить отношения с ребенком. Организуйте свои игры и занятия с ним так, чтобы они проходили совместно, но в то же время вы позволяли малышу самостоятельно сделать то, что он умеет. Между вами и ребенком должно быть искреннее доверие, только в этом случае кроха сможет учиться у вас и полноценно развиваться.

← 11 месяц

Режим дня

К году у всех детей имеется определенный распорядок дня, сменившись за 12 месяцев жизни несколько раз

Его поддержание важно для хорошего самочувствия малыша. Основными моментами режима дня ребенка 12 месяцев являются организация сна и бодрствования, а также питания

Сон

Дети 1 года бодрствуют больше, но по-прежнему спят около 14-15 часов в сутки. Ночной отдых в среднем длится 10-11 часов, а днем ребенок 12 месяцев спит дважды. При этом первый дневной сон обычно длится дольше (2-2,5 часа), а второй – менее длительный (1,5 часа). К одному дневному сну дети начинают переходить примерно в 18 месяцев.

Бодрствование

В режиме дня 12-месячного ребенка есть активные и спокойные игры, гимнастические упражнения, чтение книг, прогулки, визиты в гости и многое другое. В первую половину дня активные игры лишь приветствуются, а вечером их следует избегать. Гимнастику с ребенком нужно выполнять за час до приема пищи.

Прогулки

Гулять с годовасиком советуют 2 раза в день, причем в хорошую погоду хотя бы один из дневных снов стоит организовать на прогулке. Выходить с крохой на улицу рекомендуют утром в 10-11 часов, а в послеобеденное время – в 16-17 часов. Длительность прогулок должна составлять от 2 часов и больше. На нее будут влиять погодные условия, например, в теплые летние дни малыш вполне может проводить на прогулке 5-6 часов. Если же на улице мороз ниже -10, сильный дождь или очень ветрено, от прогулки стоит воздержаться.

Питание

Ребенок 1 года по-прежнему ест 5 раз в день с паузами между приемами пищи 3,5-4 часа. Рекомендуется придерживаться режима питания, предлагая малышу еду примерно в одно время, а также не допуская длительных перерывов. Определить общее суточное количество пищи для годовалого малыша можно, разделив массу тела крохи на 9. В среднем детки этого возраста съедают в день 1000-1300 мл пищи. Разделив такой объем на число кормлений, вы получите средний объем порции в 200-260 мл.

Питание малыша на грудном вскармливании включает все больше блюд прикорма. Малыш прикладывается к груди в основном около снов, в течение дня (например, если упал) и после еды (запить прикорм). В ночное время сохраняются активные подутренние кормления, которые бывают в 4-8 часов утра.

Детей на искусственном вскармливании можно продолжать кормить адаптированной смесью, предлагая ее в два кормления (первое и перед ночным сном). При необходимости смесь уже можно отменить, предлагая на завтрак крохе кашу и заменив смесь перед сном кисломолочным напитком.

В питании годовалого ребенка появляются специи, зелень, соль, некоторые виды сладостей (пастила, зефир). Таким детям по-прежнему рано знакомиться с жареными блюдами, и , копченостями, жирными видами мяса, экзотическими фруктами, грибами и шоколадом.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Как закалять ребенка в 12 месяцев?

Ребенку в 12 месяцев очень нравится чувствовать ножками разную поверхность. На ножках находится много рефлексогенных зон, которые стимулируют все системы организма. В том числе и иммунную – ребенок будет меньше болеть. Поводите ребенка за ручку по песку (только не по горячему), деревянному полу, зеленой траве, пушистому ковру. Ребенку нравится экспериментировать с разными поверхностями, а также их температурой. И это для него очень полезно.

Обливайте ребенка водой – сначала теплой, а затем понижайте температуру воды на 1-2 градуса. Если обливать сначала затруднительно и вы боитесь, что малыш простудится, можно начать с растираний.

Как развивать речь ребенка?

Когда вы идете куда-нибудь с ребенком, показывайте ему разные предметы и явления и рассказывайте о них. Вы можете рассказывать что-то малышу во время прогулки в парке, во время похода в супермаркет, во время похода в гости. Ребенку будет очень интересно и это станет большой познавательной радостью для него.

Пойте ребенку песенки, и он вскоре будет подпевать вам. Это поможет развиться музыкальному слуху ребенку.

Ребенок в 1 годик очень любит общаться. Он уже может понимать слово «нет», слово «нельзя», слово «да». Запас слов маленького ребенка в 12 месяцев – до 8-и, а то и 10-и. Это самые простые слова с открытыми слогами, такие как «мама», «папа», «дада», «ляля» и так далее.

Ребенок в 1 годик уже достаточно развит, чтобы узнавать на картинке предметы и показывать на них пальчиком. Ребенок может уже узнавать и людей и радоваться или огорчаться, когда они заходят в квартиру. Тем, кто нравится ребенку, он дает поиграть своими игрушками, а того, кто не нравится, сторонится.

Ребенку в 12 месяцев нравится быть в компании со взрослыми людьми. Он моментально оказывается там, где за столом или у телевизора сидит компания взрослых.

Режим сна

У годовалого ребенка может быть два варианта режима сна:

  1. Первый предусматривает сохранения прежнего двухфазного дневного сна, который продолжается по полтора часа. Если ребенок нуждается в таком виде отдыха, то в течение последующих четырех часов после него он сохраняет активность и бодрое состояние. А вечером ложится спать приблизительно в 22.00. Такое расписание включает в себя пятикратное кормление.
  1. Есть и другой вариант, который предусматривает однократный дневной сон. Но при этом распорядок дня претерпевает изменения. Обычно малышей, которым нравится именно данное расписание, относятся к разряду сов. Они встают не раньше 8:00 утра, а днем предпочитает спать по два-три часа приблизительно в районе часа дня. При этом пятикратно кормления становится невозможным, и малютка есть только четыре раза в день. Преимущества данного распорядка в том, что оно максимально напоминает условия пребывания малыша в дошкольном учреждении, и позволяет быстро адаптироваться к посещению детского сада.

Для того чтобы понять, какой график для дневного отдыха лучше подходит именно вашему малышу, необходимо внимательно за ним понаблюдать. Переходить на однократный отдых в дневное время следует в таком случае:

  1. Во время наступления первого дневного сна ребенок сохраняет бодрость и энергию, безо всяких признаков сонливости.
  1. Любые попытки уложить его в это время вызывают протест и негативную реакцию.
  1. Процесс укладывания занимает настолько долгое время, что вынуждает значительно сдвигать по времени кормления, прогулку и ночной сон.

Мамина Школа: что должен уметь ребенок в 1 год

Программа развития в 1 год. Первый день рождения. Умения и навыки годовалого малыша, особенности ходьбы ребенка. Формирование речи активной, словарный запас, пассивный запас слов, понимание инструкций. Основные умения в 1 год: приучение к горшку, кружке, ложке, опрятности. Когда необходимо насторожиться родителю? Показания для обращения к неврологу. Какие нарушения чаще всего пропускают в этом возрасте? Признаки задержки речевого, психоречевого развития, нейросенсорной тугоухости. Как не пропустить аутизм? Кому показаться, если походка на “носочек”? Специалисты, осматривающие ребенка в 1 год. Заключение комиссии в 1 год.

Физическое развитие ребенка в 12 месяцев.

У первогодок скорость роста заметно снижается. Это объясняется тем, что карапуз стал более активен в движениях, потому что разнообразие пищи дает ему возможность получать большее количество полезных веществ. Кроме умения ходить, малыш продолжает оттачивать и иные действия: толкает, тянет, носит различные предметы. Он будет подмечать движения старших братьев и сестер, и копировать их. Например, гимнастические упражнения будут представлять наклоны вперед, пока голова не упрется в пол. И таким манером, вверх тормашками, озорник будет поглядывать на происходящее, радуясь тому, что рассмешил окружающих. По-прежнему, малышу проще забраться вверх по лестнице, чем спуститься вниз. Ему уже знакомо чувство страха. Это говорит о том, что теперь у него имеется ощущение высоты, и начинает срабатывать инстинкт самосохранения. Надо продолжать снова и снова демонстрировать ребенку правила безопасного спуска.

Что нового в физическом развитии годовалого малыша?

В  12 месяцев ребенок имеет вес 9.5 – 10.5 кг (±1 кг) и рост 74 – 76 кг (± 3 см). Прибавка массы и длины тела существенно не отличается от предыдущего месяца.

Что умеет нового в двенадцать месяцев ваш малыш?

Ходит за ручку или самостоятельно. Но может продолжать активно ползать на четвереньках. Ребенок в 12 месяцев может одной ручкой взять два маленьких предмета, а двумя – три или горсть. Уверенно подает предмет взрослому и отпускает его. Умеет захватить пуговицу на вашей одежде при помощи согнутых большого и указательного пальцев. Малыш уже может приседать или садиться без опоры. Моторное развитие ребенка в годик позволяет ему построить башенку из нескольких кубиков и надевать кольца на палочку. Малыш продолжает осваивать жесты, кроме тех, что уже усвоены (см. ребенок в 10 и 11 месяцев), еще может: послать воздушный поцелуй (если вы его научите), поцеловать маму, дует на горячее. В 12 месяцев ребенок делает попытки кушать ложкой самостоятельно, при условии, что вы ему это показываете и позволяете сделать самому.

Подробно: что умеет ребенок в 1 год

Что нового в психическом развитии:

К году ребенок понимает более 20 слов и знает названия предметов, которые видит вокруг каждый день. Произношение слов пока отдаленно напоминает должное, могут переставляться местами слоги, не все буквы выговариваются. Малыши вкладывают несколько значений в одно слово. Ребенок в 12 месяцев начинает тянуться к другим ребятишкам, но пока не умеет общаться без конфликтов. Теперь кроха хорошо понимает, как и с кем в семье можно себя вести. Он чувствует мягкость матери и позволяет себе шалить или даже манипулировать ею. Знает, что с папой такое не прокатит. С ребенком к 12 месяцам становится все сложнее играть, он может устанавливать какие-то свои, не приемлемые для вас, правила в играх и упорствовать в том, что делать нельзя: кидаться песком, дергать за хвост кошку. У детей примерно с этого возраста начинает проявляться долговременная память. Малыши могут запомнить, что происходило вчера или несколько дней назад. Есть люди, которые уже будучи взрослыми, способны вспомнить себя в годик. Когда малыш слушает музыку, то пытается подпевать, а стоя – пританцовывать. Выполняет простые просьбы. (см. ребенок в 11 мес.) Приблизительно, начиная с 9-го месяца, но чаще всего в один год, у детей может наступить трудный переходный момент, когда они становятся будто не похожими на себя и кардинально меняются – это кризис первого года. Как он проявляется: Трудновоспитуемость (непослушание, упрямство); Резкое повышение самостоятельности (отказ от помощи); Обидчивость и плаксивость; Противоречивое поведение (ребенок может раздражаться, когда что-то не получается и ждать помощи от вас, но сразу отказаться от нее).

У любой мамы возникают вопросы: почему ребенок начал так себя вести? Что это: вредность или я его избаловала? Не стоит слишком переживать и бурно реагировать на перемены. Вот причины, из-за которых меняется поведение малыша:

У ребенка постепенно формируется воля, которая все чаще начинает сталкиваться с волей взрослого, из-за чего возникает протест со стороны малыша. Мироощущение ребенка с 12 месяцев полностью меняется: он осознает первые признаки того, что он отдельная личность, что родители – это взрослые, которым позволено больше, чем ему. С приобретением все большего количества навыков, у ребенка растет уверенность в себе, и он все больше проявляет самостоятельность. В то же время, малыш пока не может оценивать адекватно свои возможности, распределять силу, предвидеть ситуацию. Поэтому ребенок как бы переоценивает себя и из-за этого терпит неудачи, которые, конечно же, выводят его из себя. Ребенок не может принять мысль: «что у него не получается сделать то, что хочется, ведь мама это умеет». Запреты воспринимаются ребенком как препятствие взрослыми к познанию им мира.

Тест на развитие детей в 12 месяцев:

Малыш уже должен уметь ползать, стоять с поддержкой и сделать несколько шажков, если вы держите его за ручки. Ребенок в 12 месяцев должен использовать 1 – 2 жеста: махать ручкой, кивать «да» или «нет». Ребенок должен говорить хотя бы одно осмысленное слово: мама, папа. Должен уметь выполнить простые просьбы: дай, возьми. Кроме того, должны присутствовать навыки, полученные в предыдущих месяцах. (см. ребенок в 10 и 11 мес.) К концу первого года у ребенка должен быть хотя бы один зуб или набухшая десна – свидетельство того, что зубик растет.

Если хоть по одному из пунктов теста результат отрицательный, то обязательно нужно посетить детского врача. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector