Развитие

Воспитание ребенка в тибетских традициях

Содержание статьи

Первая пятилетка – до пяти лет

На этом этапе малыши чувствуют себя настоящими хозяевами или даже «царями».

Родители стараются ничего не запрещать, а просто переключают детское внимание на другой объект. Это делается с целью не нарушить свойственную этому возрасту познавательную активность

Если ребенок превращает игру в шалость, мама не станет кричать «нельзя» и ругаться, а мимикой покажет, что так поступать не стоит. Испуганные окрики допустимы лишь в случае реальной угрозы для жизни, да и то интонация будет скорее предупреждающей, а не запрещающей.

Дети прекрасно понимают язык жестов, но рассуждать логически пока не умеют. Вот почему наказания, по мнению тибетцев, неэффективны. В этом возрасте у малышей формируются такие немаловажные черты характера, как:

  • любознательность;
  • открытость новому;
  • интерес;
  • желание сотрудничать с взрослыми.

В чем суть системы

Согласно буддийскому верованию, человек приходит в этот мир с определенными заданиями. Он должен отработать грехи, или карму, поэтому обязан поступать с живой природой и остальными людьми по совести.

В таких детях воспитываются биполярные качества. С одной стороны – это смирение и покорность, умение быть благодарным родителям, Богу, друзьям, вторым половинам. С другой стороны, дети должны вырастать в личности – самостоятельные и полноценные члены общества.

Главный принцип удачной домашней педагогики, как гласит азиатское воспитание, – это отсутствие критики и физического наказания. Считается, что ребенок слаб, ответить взрослому он не в состоянии, поэтому поднимать на него руку грешно. Но как быть, если шалости переросли в проблему?

Тибетцы отвечают: отвлекать, смещать центр заинтересованности малыша. Но родители не могут 24 часа в сутки играть роль аниматоров, поэтому апогеем их возмущения должно стать недовольное или грустное лицо. Малыш поймет, что так вести себя нельзя.

Основные правила тибетского воспитания

В традициях правил тибетского воспитания кроется мудрость веков. Сегодня вы сможете прикоснуться к этой мудрости и узнать, как на Тибете принято воспитывать детей, чтобы они вырастали полноценными и самодостаточными личностями, наполненными уважением к родителям и своему окружению.

Тибетцы делят процесс воспитания на несколько этапов:

  • Возраст ребенка до 5 лет.
  • Возраст от 5 до 10 лет.
  • Возраст от 10 до 15 лет.
  • Старше 15 лет.

Каждый из этапов имеет свою методологию и особенности, но на протяжении всего воспитания детей существует одно основное правило:

Ребенка нельзя унижать и наказывать физически.

Давайте рассмотрим каждый из этапов подробнее.

Возраст до 5 лет

Это «царский» период, когда детям разрешается все или ничего не запрещается напрямую.  В данном периоде жизни в человеке начинает созревать любознательность, интерес к жизни и окружающему миру, активность.

Если же ребенок пытается сделать что-то опасное, то его просто отвлекают. Инструментом для отвлечения служит испуганное лицо родителя и испуганный возглас. Мимика и возгласы понятны ребенку в таком возрасте, а вот сложная логика пока отсутствует.

Поэтому вы не сможете объяснить ему, что разбитый или сломанный в результате исследования им окружающего мира, дорогой предмет роскоши дорог тем, что придется много работать, чтобы купить его. Не стоит наказывать в данном случае ребенка физически, так как подобное поведение с вашей стороны воспитает в нем привычку подчиняться тем, кто сильнее.

Возраст от 5 до 10 лет

Из «царского» периода в этот момент жизни тибетские дети попадают в период «рабский». Это означает, что перед ребенком ставится какая-либо задача и требуется ее выполнение. За невыполнение задачи может последовать не физическое наказание.

В возрасте от 5 до 10 лет у детей развивается интеллект, способность выявлять реакцию других на свое поведение и поступки. Также ребенок моделирует положительное восприятие его окружающим миром. В данный период хорошо начинать давать знания – они приживутся хорошо.

Возраст от 10 до 15 лет

Это период общения с ребенком «на равных», когда вы принимаете во внимание его советы по разрешению какой-либо ситуации, даете ему проявлять самостоятельность и поощряете эти попытки. В этом возрасте у детей формируется самостоятельное, независимое мышление

Если требуется привести ребенка к другому решению (противоположному его), то делайте это не напрямую, а методом дискуссий, советов и подсказок. Прямые запреты в этот период также нежелательны: старайтесь указать на отрицательные возможные последствия, а не запрещать.

Старше 15 лет

В этом возрасте как таковое воспитание уже не будет иметь силы, поэтому относитесь к детям в этот период с уважением. Так как перевоспитать уже не получится.

Последствия неисполнения этих советов

До 5 лет. Если в этот период вы будете подавлять интерес ребенка к окружающему миру, то это приведет к низкому уровню его интеллекта, он станет подчиняться грубой силе. Это, в свою очередь, может сделать его легкой добычей для всяких недоброжелательных людей.

С 5 до 10 лет. Если в этот период будете продолжать «царское» отношение к ребенку, то это приведет к его инфантильности и неспособности заниматься трудом, делать какие-либо усилия для своего блага.

С 10 до 15 лет. Продолжая опекать ребенка в этом возрасте, вы рискуете сделать его неуверенным,  несамостоятельным и зависимым от более самостоятельного окружения: друзей, знакомых, всех, кто окружает. Он будет следовать за ними, что далеко не всегда хорошо.

Читать так же:  Как выбрать телефон?

С 15 лет. Здесь все просто: неуважение к своему ребенку в этом возрасте может привести к разрыву отношений. В любой момент ваше чадо просто напросто помашет ручкой и упорхнет из родительского гнезда.

Главное правило тибетского воспитания

В первую очередь, в тибетской семье под строгим запретом все виды наказаний – ни физических, ни моральных унижений не допускается.

Тибетские мудрецы не устают повторять, что единственная причина, по которой родители бьют детей – это из-за того, что те не могут дать сдачи.

Действительно, физическое наказание – это большая ошибка, урок ребенок не получит, зато запомнит, что прав тот, кто сильнее.

Теперь рассмотрим правила воспитания «по возрастам».

С рождения до 5 лет

Тибетские родители уверены, что с малышом до 5-летнего возраста нужно обращаться очень трепетно и заботливо, как с царем.

Кричать, ругать и запрещать они себе не позволяют, стараясь во всем соглашаться с маленьким непоседой.

Если кроха делает что-то опасное или нехорошее, родители просто делают испуганное лицо и издают удивленные возгласы, таким образом показывая, что они опасаются за него и ему лучше остановиться.

Почему такой запрет на детские ограничения? Именно в этом возрасте у детей закладывается любознательность и интересен к жизни, поэтому очень важно сохранить эту активность. Также тибетцы поясняют, что в этот период малыши мыслят буквально, и разбив дорогую вазу они не поймут, почему мама так кричит – ведь ему неведомо, что такое работа и почему зарабатывать деньги непросто, а терять дорогие вещи грустно… Если вы решите наказать ребенка из-за такого проступка, он не поймет причину негатива, а лишь запомнит, что нужно подчиняться тем, старше и сильнее – поясняют тибетцы

Также тибетцы поясняют, что в этот период малыши мыслят буквально, и разбив дорогую вазу они не поймут, почему мама так кричит – ведь ему неведомо, что такое работа и почему зарабатывать деньги непросто, а терять дорогие вещи грустно… Если вы решите наказать ребенка из-за такого проступка, он не поймет причину негатива, а лишь запомнит, что нужно подчиняться тем, старше и сильнее – поясняют тибетцы.

С 5 до 10 лет

Здесь тибетские родители переходят к другому методу воспитания – строгому контролю. Обращайся с ребенком «как с рабом», и следи за каждым его шагом. В этот период тибетцы не боятся ставить перед детьми самые разные задачи и требовать их выполнения. В случае проступка ребенка обязательно поучают и подчеркивают его провинность.

Известно, что в этом возрасте особенный акцент развития идет именно в интеллектуальной сфере. Родители прилагают все усилия, что ребенок научился прогнозировать реакцию людей на те или иные поступки, старался вызывать к себе лишь положительное отношение и всеми путями избегал негативного.

Тибетцы напоминают, что детей этого возраста нужно буквально «нагружать» знаниями, чтобы они росли умными и стремились к новым знаниям.

С 10 до 15 лет

С 10 до 15 лет родители должны обращаться с ребенком, как с равным. Тибетцы делают  акцент воспитания в этом возрасте на доверие к подростку, во всем поощряя его самостоятельность. Они стараются во всем спрашивать совета у ребенка, активно интересуются его мнением в разных вопросах и стараются не решать ничего за него.

Тибетские родители словно тренируют свою волю, обучаясь давать советы и подсказки незаметно, иногда позволяя себе форму обсуждения. Прямые запреты – то, что нельзя использовать в воспитании подростка, утверждают они. Если он совершает ошибку, попробуйте напомнить о негативных последствиях, чтобы он сам мог принять правильное решение.

В этот период у детей формируется самостоятельность и независимость мышления.

С 15 лет и старше

С ребенком этого возраста тибетские родители обращаются с уважением. Они считают, что воспитывать его уже поздно, и поведение, направленное на них и других – это плоды их же трудов, так что с ними приходится смириться.

Почему тибетские родители считают другие системы воспитания большой ошибкой?

  • По их мнению, подавляя кроху в раннем возрасте до 5 лет, родители невольно подавляют его жизненную активность и приучают к беспрекословному подчинению грубой воле.
  • Если с ребенком в возрасте от 5 до 10 лет быть чересчур заботливыми и чувствительными он вырастет инфантильным человеком, который откажется стремиться к духовному развитию и будет стремиться избегать любой труд.
  • Излишне опекая десятилетнего ребенка, вы будете мешать его уверенности в себе, из-за чего в будущей жизни он будет зависимым от кого-нибудь, и практически любой человек сможет повлиять на его решения.
  • Неуважение подростка старше 15 лет может привести к длительному разладу между детьми и родителями, при таком воспитании дети стараются уйти из родного дома как можно быстрее.

Последствия неисполнения этих советов

До 5 лет. Если в этот период вы будете подавлять интерес ребенка к окружающему миру, то это приведет к низкому уровню его интеллекта, он станет подчиняться грубой силе. Это, в свою очередь, может сделать его легкой добычей для всяких недоброжелательных людей.

С 5 до 10 лет. Если в этот период будете продолжать «царское» отношение к ребенку, то это приведет к его инфантильности и неспособности заниматься трудом, делать какие-либо усилия для своего блага.

С 10 до 15 лет. Продолжая опекать ребенка в этом возрасте, вы рискуете сделать его неуверенным,  несамостоятельным и зависимым от более самостоятельного окружения: друзей, знакомых, всех, кто окружает. Он будет следовать за ними, что далеко не всегда хорошо.

С 15 лет. Здесь все просто: неуважение к своему ребенку в этом возрасте может привести к разрыву отношений. В любой момент ваше чадо просто напросто помашет ручкой и упорхнет из родительского гнезда.

Первый период

До пятилетнего возраста ребенок — «царь». Поэтому и отношение к нему соответствующее. Детям ничего не запрещают, только отвлекают. Если малыш занят чем-то опасным, необходимо жестами и мимикой выразить страх и ужас, подкрепив это испуганным возгласом. Ребенок очень хорошо воспринимает жестикуляцию. В этот период формируются основные функции:

  • интерес;
  • тяга ко всему новому;
  • активность.
Читать так же:  Виды новогодних мастер классов: декупаж шаров, декор свечей, игрушки из фетра

Но детям еще не под силу логическое, рациональное мышление. Допустим, малыш разбил дорогую статуэтку. Ему неведомо, что для покупки новой статуэтки необходимо много трудится, заработать деньги, пойти в магазин. Когда детей наказывают за такие действия, они воспринимают это с позиции силы. Все, чего добиваются родители — не бить предметы роскоши, а подчиняться силе.

Традиции воспитания в 6 совершенствах

Согласно религии, человеку с детства должны быть привиты 6 принципов, основанных на милосердии и разуме. Они и помогают достигать совершенства, проделав колоссальную работу над собой. Разберем каждый из них подробнее.

Чувство безмерной щедрости

Желание отдавать миру все самое лучшее, что имеется. А если ничего нет, то необязательно дарить что-то материальное. Главное, излучать моральные и духовные ценности. Питать любовь, милосердие, желание оказать помощь всему живому.

Сдержанность и дисциплина

В порыве страсти можно навредить себе и окружению

В ситуациях, которые выбивают человека из душевного равновесия, важно вовремя остановиться и успокоиться. В буддизме для этих целей принято совершать медитации: это развивает способность остановиться в нужный момент

Гуманность и терпение

Истина гласит, что нужно относиться к другим с толерантностью. Нельзя поддаваться гневу и агрессии. Стоит научиться пониманию и прощению. При этом желая своему обидчику только самого наилучшего.

Постоянное воодушевление

Родители стараются научить своих детей радоваться каждому дню, получать позитивные эмоции от правильных поступков. Это и порождает стремление к хорошим делам.

Умственное развитие и концентрация

Полезно сосредотачиваться на том, что дает продуктивные результаты. Целесообразно отдавать свои силы и на саморазвитие, обогащаясь мудрыми мыслями.

Стабильная умиротворенность

Иногда нужно подавлять в себе импульсивные чувства. Стоит стараться быть устойчивее, приводить свой внутренний лад в состояние покоя.

Возраст до 5 лет

Это «царский» период, когда детям разрешается все или ничего не запрещается напрямую.  В данном периоде жизни в человеке начинает созревать любознательность, интерес к жизни и окружающему миру, активность.

Если же ребенок пытается сделать что-то опасное, то его просто отвлекают. Инструментом для отвлечения служит испуганное лицо родителя и испуганный возглас. Мимика и возгласы понятны ребенку в таком возрасте, а вот сложная логика пока отсутствует.

Поэтому вы не сможете объяснить ему, что разбитый или сломанный в результате исследования им окружающего мира, дорогой предмет роскоши дорог тем, что придется много работать, чтобы купить его. Не стоит наказывать в данном случае ребенка физически, так как подобное поведение с вашей стороны воспитает в нем привычку подчиняться тем, кто сильнее.

Обязательства родителей и детей

Отдельное внимание уделяется родственным отношениям в каждой буддистской семье. Есть ряд обязанностей, которые должны выполнять мать и отец перед своими детьми

В свою очередь и они имеют несколько указаний, чтобы отблагодарить своих родителей.

Обязательства родителей

Сигаловада Сутта повествует, что есть 5 направлений, согласно которых мать и отец проявляют наивысшие светлые и непорочные чувства к своим детям:

  • Защита от всякого зла.
  • Обучение добру и добрым действиям.
  • Обеспечение достойного образования.
  • Благоустройство брака с честным и подходящим человеком.
  • Своевременная передача наследия.

Будда гласит, что дети за все свое существование не способны отплатить своим родителям за их любовь и заботу, но, прежде всего, за подаренную ими жизнь.

Обязательства детей

От того как дети воспитаны зависит и качество выполнения таких обязанностей:

  • Всесторонняя поддержка родителей;
  • Исполнение обязательств перед семьей;
  • Почитать и хранить семейные традиции;
  • Быть достойными наследниками;
  • Осуществлять молитву и религиозные подношения в честь матери и отца.

Рождение собственных детей и их воспитание – это тоже дань долга своим родителям. Ведь продолжение рода считается великим смыслом жизни человека.

Вторая пятилетка – от пяти до 10 лет

Тибетские традиции воспитания противопоставляют этот возрастной этап первому. К подросшему ребенку родители начинают относиться, словно к «рабу». Перед ним ставят серьезные задачи, требуют их беспрекословного выполнения, заставляют учиться.

За проявленное непослушание немедленно следует наказание, выраженное, как правило, через неодобрение или выговор. Как мы уж говорили, тибетские родители избегают применять физическую силу по отношению к своим чадам.

С помощью подобных воспитательных методов у детей закладываются:

  • особое почтение к старшему поколению;
  • доверие к авторитетным взрослым;
  • чувство справедливости.

Беременность

   Планирование беременности в Тибете не распространено. Жители городов, коих не так много по сравнению с общим населением Тибетского автономного района (ТАР), вероятно, строят какие-то планы относительно количества детей. В остальном же – как Бог пошлет, то есть, насколько хватит кармы.

  Тибетцы всегда ждут и хотят детей. Последнее время в городах от традиционных методов наблюдения у местных лекарей тибетцы переходят к посещению обычных больниц с обычными докторами.

  Беременность не принято демонстрировать окружающим. Традиционная одежда, которую носят тибетские женщины, особенно в деревнях и женщины-кочевники, и не даст посторонним заметить беременность до последней пары месяцев. Что выдаст беременную – так это особо закутанное состояние живота и поясницы: даже в жару живот будущей мамы может быть покрыт платком, а уж в холодную погоду поясница будет обмотана дополнительным слоем утеплителя. Если женщина не обмотает живот чем-нибудь, как бы жарко ни было вокруг, ей обязательно сделают замечание. Правда, понятие «жарко» в Тибете очень относительно. Горный климат способствует тому, что если днем температура и может достигать 30 градусов, то ночью она так же легко может опуститься до нуля.

  Волосы женщина обычно убирает в косу или хвост. Это связано еще и с замужеством. Распущенные волосы служат для привлечения мужчины и говорят о том, что девушка еще не замужем.

  Считается, что приехавший издалека гость – это плохой знак, если в доме есть беременная женщина. В остальном же беременность проходит, как и обычная жизнь женщины: от обязанностей по дому ее никто не освобождает так же, как и от работы в поле и уходе за остальными детьми и мужем. Тибетцы относятся к беременности именно так, как многие у нас мечтают – не как к болезни, а как к нормальному состоянию женщины.

Периоды детского развития и соответствующее к ним поведение родителей

Малыш должен себя чувствовать полноправным хозяином в доме или попросту говоря «царем». Именно в этом возрасте ребенок испытывает наибольший пик любознательности, начинает активно интересоваться окружающим миром. Запрещать что-то брать или делать – неверный выход

Читать так же:  Кто такой аналитик данных, чем он занимается и как им стать?

Родителям нужно стараться переключить внимание малыша на другой объект, заинтересовать его чем-то полезным

По теме: как говорить ребенку “нет” и “нельзя” 

Если кроха уже успел разбить мамину любимую вазу, то ругаться не стоит. Если он делает что-то опасное, то достаточно притвориться испуганным, сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Дети хорошо понимают такой язык жестов, но совсем не умеют рассуждать логично, а силовое наказание просто подавит желание изучать мир. В неправильном ключе воспитания ребенок со временем будет подчиняться лишь тому, кто физически сильнее его. Такой результат воспитания мало кого устроит, правда же?

От 5 до 10 лет

Это противоположный период воспитания по сравнению с первым. Здесь к ребенку нужно относиться, как “к рабу”: постоянно ставить задачи и требовать выполнения, заставлять учиться. Каждую задачу придется контролировать и если она будет не до конца выполнена – можно наказывать, но не физически. В этом возрасте у детей активно развивается интеллект, ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки. Метод воспитания поможет ребенку завоевать к себе уважительное отношение и прочно избежать любого негатива.

От 10 до 15 лет

Этот период вызывает много вопросов у родителей, но ответ на них самый простой: относитесь к своему чаду, как к равному. Сравняться с ним вы все равно не сможете, у вас слишком богатый опыт для этого, но дать право на независимый выбор просто необходимо. Разговаривайте и беседуйте, принимайте решения вместе, попытайтесь для своей дочери или сына стать другом. Позвольте подростку самому делать выбор. Советуйтесь с ребенком по всем важным вопросам, предоставляйте и поощряйте самостоятельность. Если вы заметите, что решение опрометчиво – не запрещайте и не настаивайте, просто спрогнозируйте и озвучьте возможные негативные последствия, чуть-чуть подтолкните к правильному решению.

Свою точку зрения нужно преподносить лишь в «бархатных перчатках», с неоспоримой выгодой. В этом возрасте должна сформироваться устойчивая собственная позиция, свой взгляд на все происходящее. Это именно тот момент, когда ребенок начинает становиться самостоятельным, а вы в этом ему станете настоящим помощником.

После 15 лет

Процесс формирования личности завершен. Перевоспитывать детей уже не имеет смысла, так как не получится, остается только научиться уважать выбор своего ребенка, то есть «пожинать свои плоды».

К чему может привести несоблюдение таких правил?

  1. Ребенок до 5 лет, привыкший к подавлению силовыми методами, не будет стремиться к активным действиям, не станет любознательным. Он научится подчиняться более сильному. В итоге превратиться в «тряпку» для людей более сильных.
  2. Если после 5 лет родители будут во всем потакать ребенку, то из него вырастет самый настоящий лентяй, не способный к труду и достижению целей.
  3. Излишняя опека над ребенком старше 10 лет сделает его неуверенным. Он будет зависимым от более сильных и самостоятельных друзей, но они не всегда смогут оказать на него положительное воздействие.
  4. Если ребенок после 15 лет не будет чувствовать уважение к себе, то вскоре он уйдет из семьи, он просто не сможет простить этого.

А вы как воспитываете своих детей?

Периоды взросления и особенности воспитания

От первого дня появления малыша на свет, его воспитание условно подразделяется на «пятилетки». Так символически называют 4 этапа жизни детей, чья религия буддизм. Предлагается подробнее рассмотреть их по порядку.

С рождения до 5 лет

До пятилетнего возраста ребенок живет, словно в сказке, не зная слова «нет». Ему позволяется абсолютно все, к тому же никто ни за что не наказывает. Когда дитя начинает вести себя плохо родители стараются его отвлечь. В случае опасности, они с помощью мимики и жестов пытаются показать, что это рискованно.

Согласно воспитанию детей в буддизме, на этом отрезке жизни человеческое сознание лишь начинается формироваться. Когда малыш беззаботно резвится и норовит пошалить, он проявляет свою любознательность и познает мир. Нельзя ему этого запрещать.

От 6 до 10 лет

Сразу после пяти лет, у человека кардинально меняется способ жизни. Если в первые годы он бегал, прыгал, играл и делал, что хотел, то следующий этап существования пройдет в неких рамках. С шести лет ребенка заставляют выполнять некоторую работу и развиваться.

Это как раз тот возраст, когда человеческий организм способен стремительно развиваться не только физически, но и в умственном плане. Посему и рекомендуется увеличивать некоторые нагрузки. Кроме работы по дому, ребенок может заниматься творческой деятельностью: рисовать, петь, играть на инструменте, танцевать и прочее.

Главное, научить формирующуюся личность общению с людьми

То есть, важно объяснить какой будет реакция других на те, или иные действия. Наказывать можно, но в меру

Цель не унизить, я указать на ошибку. Также нельзя чрезмерно жалеть и опекать дитя, так как это может развить в нем инфантильность.

От 11 до 15 лет

В следующие годы с подростком общаются «на равных» и советоваться, чтобы тот начинал чувствовать себя взрослым. Такие действия помогают приучить человека к ответственности. Данный возраст формирует в юноше или девушке желание к независимости и самостоятельности.

Если поступки несут отрицательный характер и подросток проявляет негативные черты, то стоит деликатно указать ему на это. Ни в коем случае нельзя запрещать что-либо или стыдить, что лишь усугубит ситуацию.

С 16 лет и далее

Люди утверждают, что по истечению 15 лет, уже поздно что-то менять и начинать воспитывать своего отрока. После третьей «пятилетки» родителям остается наблюдать за результатом своих трудов. Главное, уважать любое решение своего ребенка, иначе, в момент совершеннолетия он уйдет из семьи окончательно и будет сторониться родителей из-за непонимания.

Статистика показывает, что дети, которых воспитывали в обычаях буддизма, чаще всего, отличаются особым миролюбием. Они отвечают за свои поступки, прежде всего, перед собой. И даже если им удастся поймать насекомое или птицу, они обязательно их отпустят, не причинив ни малейшего вреда.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button